textarchive.ru

Главная > Документ


Юрий Соловьев

"МОГИЛА РЮРИКА" И ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОСУДАРЯ

[Брянск], Öφιομαχια,2004.

Автор выражает глубокую признательность за помощь и сочувствие Алексею Комогорцеву, Алексею Ярцеву и Олегу Рожкову.

На обложке: Император Фридрих Барбаросса, спящий в горе Кифхойзер. Графика Э. Симона.

Информационная поддержка:

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Шум-Гора и Оденберг — 7

II. Спящие Владыки — 12

III. "Божественная Раса Королей" — 19

IV. "ДИКАЯ ОХОТА" ПОДЗЕМНОЙ ЧУДИ — 33

V. Вилия гора — 46

VI. Крестовая сопка — 54

VII. Золотой гроб. Эпилог — 79

Он будет с Королем Артуром, - сказал Димбл. О других мне ничего не известно. Да, некоторые люди не умирали. Мы не знаем, почему. Мы не знаем толком, как это было. В мире есть много мест... я хочу сказать, в этом мире есть много мест, в которых организм живет вечно. Зато мы знаем, где Король Артур.

К.С. Льюис. "Мерзейшая мощь". Гл. XVII.

На протяжении 2003 года средства массовой информации не­сколько раз сообщали о разведывательных археологических работах в Батецком районе Новгородской области (Передольский погост)'. Объектом работ стала сопка, расположенная на берегу реки Луги. Местные жители назвали сопку "Шум-горой" (это не единственное название, о чем речь пойдет ниже). Близ Шум-горы находится деревня Подгорье, во времена новгородской рес­публики — Мскорица.

Инициаторами раскопок Шум-горы стали, если верить печати и телевидению, краеведы братья С.С. и М.С. Алексашины. Между тем, не один год здесь же работает Лужский археологический отряд Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры РАН. Кроме того, непосредственное участие в разведке Шум-горы принимал такой признанный специалист в области археологии и истории, как профессор Г.С. Лебедев (ныне, к сожалению, покойный) — руководитель Центра региональных исследований и музейных технологий "Петроскандика" НИИКСИ СПбГУ, известнейший исследователь памятников эпохи викингов2.

Если суммировать данные, приведенные в СМИ, то итоги разведок Шум-горы выглядят так: георадарные исследования, проведенные осенью 2002 г., уточнили размеры и структуру сопки (высота - 14 м., диаметр - 70 м.). Шум-гора напоминает по форме ступенчатую пирамиду (зиккурат), поверхность сопки выложена кусками известкового плитняка. В древности это могло быть "идеально белым двухъярусным сооружением". С.С.Алексашин сравнил сопку с "королевскими курганами" Западной Европы - вернее, Скандинавии (имеются в виду шведские и датские погребения).

Георадар обнаружил на глубине 14-15 м. от вершины лужского "зиккурата" полость размером 9x3x3 метра, "вытянутых очертаний", четко ориентированную с востока на запад. У исследователей (в том числе Г.С. Лебедева, выступившего в телевизионной программе "Искатели") возникло предположение, что полость — не что иное, как погребальная камера или саркофаг.

Кроме того, в южной части кургана обозначилась некая "линейная аномалия, предположительно тоннель, "уходящий в никуда" — совпадающий, по мнению исследователей, с похожими тоннелями древнеегипетских пирамид3.

8 июля 2003 г. на вершине Шум-горы, в присутствии петербургских и московских ученых, были открыты две каменные плиты, украшенные монограммой (гальдрастафом)4. Монограмма, на наш взгляд, напоминает, с одной стороны, знаки на оболах Карла Великого (отчеканенных в Мелле) и на верденских денариях Карла II Лысого (840 — 877 гг.)5, с другой стороны — монограмму византийских Палеологов6, а с третьей — изображение "двузубца" или "трезубца" Рюриковичей на так называемых "дрогичинских пломбах" (XII-XIV вв., найдены в г. Дрогичине на Западном Буге) и на серебряном перстне Московского Исторического музея7, а также на перстнях, приписываемых сыну Ярослава Мудрого, Всеволоду, и хранящихся в фондах Британского музея8.

Однако, самое важное в исследованиях Шум-горы заключается в том, что по этнографическим данным сопка считается могилой первого Русского Князя Рюрика (ум. 879). Фольклорные материалы опубликовал в Интернете С.С. Алексашин9. Они заинтересовали нас прежде всего сходством с целым комплексом западноевропейских преданий, воскрешение которых на Руси может показаться чем-то фантастическим. И, тем не менее, факт остается фактом - и мы не можем не обозначить обнаруженных параллелей.

I. ШУМ-ГОРА И ОДЕНБЕРГ

Я пью за варягов, за дедов лихих,

Кем русская сила подъята,

Кем славен наш Киев, кем грек приутих,

За синее море, которое их,

Шумя, принесло от заката!

Граф А.К. Толстой. "Змей Тугарин".

Во-первых, любопытно теперешнее название кургана (мы говорили, что имен у него было несколько) — "Шум-гора". Наименование это связано с народным обычаем, описанным в "Известиях Императорского русского археологического общества" М. Быстровым (1879), а в 1898 — археологом Л.Н.Целепи. Дело в том, что местные жители имели обыкновение опускать в яму на вершине кургана монеты и ленты - и слушать "особенным образом", как шумят недра сопки. Кроме того, считалось, что курган обладает магической силой - в частности, может влиять на погоду10.

Между тем, в некоторых районах Германии (например, Оденберг) и Чехии (гора Бланик в четырех милях от Табора) издавна наблюдалось нечто похожее. В XIX веке А.Н.Афанасьев так писал об этом: "Саги повествуют об очарованных горах, из недр которых от времени до времени слышатся звуки труб и рогов, топот коней и стук оружия, из чего заключают о приготовлениях божественной рати к выступлению в поход"11.

Все похожие рассказы о "шумных горах" А.Н. Афанасьев возводит к сказаниям о "неистовом воинстве Одина", верховного божества древних германцев. Эта призрачная рать "то заключается в горы, то выходит из их пещер". В декабре, что, видимо, связано с германским языческим праздником "середины зимы", "горы эти раскрываются, и в них можно видеть спящего Одина со всею его храброю свитою. В двенадцать святых ночей (на Рождественские Святки) пробуждаются духи неистового воинства и заводят шумную песню; но это пробуждение бывает кратковременное"12. К сожалению, нам неизвестно точное время, в которое жители окрестностей "Рюриковой могилы" слушают сопку - но аналогия очевидна.

Впрочем, что за связь у древнескандинавского божества Одина и Русского Князя Рюрика? При определенном допущении — прямая. Современные ученые уже несколько десятилетий назад, кажется, согласились с высказанным в 1920-х годах Н.Беляевым предположением, что Рюрик русской летописи — это Рорик Ютландский (или Фрисландский), один из сыновей ютландского конунга Хольвдана, изгнанного из Дании примерно в 782 г. и получившего от Карла Великого во владение (лен) страну фризов13. Родство с датскими королями означает, что Рюрик принадлежал к роду Скьёльдунгов, о чем пишет и С.С.Алексашин14а Скъёльдунги происходят от союза сына Одина Скъёльда и великанши Гевьюн15. Итак, Рюрик — потомок Одина (мы еще поговорим об этом родстве и "божественной расе королей"), и, стало быть, вполне способен воплотить в себе (или в окрестностях своей могилы) некоторые черты и особенности сверхъестественного предка.

И это первая деталь, заставляющая пристальнее вглядеться в мифологию Шум-горы, у которой, например, в Германии найдется достаточно сестер в том числе, как уже говорилось, Оденберг — гора, в которой, по преданию, спит благодетель Рюриковой семьи, Император Карл Великий...

Однако, есть кое-что еще, связывающее Шум-гору с Одином. Как нам кажется, эта связь даже древнее самого имени скандинавского бога. Главное же воплощение ее — река, а, вернее, гидроним Луга.

Дело в том, что в Европе (особенно в кельтских землях) сохранилось множество географических названий, производных от имени "Луг": Лион, Лейден, Лондон (Лугдунум), Луара и т.п. Что касается Франции, то Луи Шарпантье тщательно отобрал все похожие топонимы в 1960-х годах16. Между тем, Луг — это имя кельтского божества, хотя Л. Шарпантье относит Луга к до-кельтским временам, связав его с народом гигантов-"лигуров", и утверждает: "Я думаю, что именно этот бог, больше чем язык, так долго поддерживал... западное единство,... поскольку если язык не устоял перед вторжением кельтов, то бог Луг приобрел новообращенных, которые вместе с его "божественностью" почитали его святые места, священные горы, реки и камни''17(а ведь и гору, и реку, и камни мы находим в интересующем нас месте Новгородской земли).

Далее Л. Шарпантье заметил, что в землях, связанных с именем Луга, не редкость встретить мегалитические памятники — дольмены или кромлехи18. С.С.Алексашин сообщает, что непосредственно на Шум-горе еще в конце XIX в. стоял камень со сквозным отверстием, а неподалеку в 1927 г. был исследован земляной вал, который в комплексе с камнем мог служить обсерваторией19 (похожие сооружения есть, к слову, в Германии — их относят ко временам неолита). Снова мы наблюдаем сходство новгородского объекта с европейскими постройками.

Если вспомним магические свойства новгородского кургана (воздействие на погоду, гибель незванных гостей и т.п.), то пригодится еще одно замечание Л. Шарпантье: "В некоторых местах, посвященных Лугу, местные жители ощущают на себе странное влияние волшебных сил, связанных с богом-волшебником"20. И вот здесь самое время вернуться к Одину.

То, что мы знаем о скандинавском божестве (он чародей, поэт, любитель хмельного и сражений, покровитель искусств и ремесел) — совпадает с тем, что известно о Луге (даже волшебное копье, воспетое Вагнером "копье судьбы", есть у обоих). Но главное — имя. В древнеирландской саге "Битва при Маг Туиред" кельтское божество представляется как Луг Лоннансклех (т.е. "Неудержимый в сражении")21. Почти то же самое у Одина: в древнегерманской своей форме "Вотан" это имя означает "обуянный, бешеный", в скандинавской "odhr" — "ярость, неистовство"22. Конечно, имеется ввиду воинское неистовство...

Вдобавок, Юлий Цезарь в записках о галльской войне отождествил Луга с Меркурием23 - и то же самое сделал Тацит с Вотаном в своей "Германии"(9)24. Такие совпадения вряд ли случайны. В нашем случае напрашивается вывод: река Луга могла быть местом, посвященным кельтскому Лугу — и наследовавшему ему Одину, своеобразным пограничным местом, где соприкасаются мир яви с потусторонним миром. Луга — река мертвых, что-то вроде северного Стикса. Это подтверждается и археологическими данными: "Бассейн р. Луги в ее верхнем течении (до впадения р. Оредеж) представляет собой крайнюю северо-западную часть ареала "классических сопок" (т.е. курганов, на-вроде Шум-горы — Ю.С.). Здесь насчитывается не менее 96 местонахождений памятников этой культуры... Они занимают достаточно обширный, компактный регион протяженностью около 60 км с Запада на Восток и 40 км с Юга на Север... Юго-восточная граница региона проходит примерно в 30 км к Северо-Западу от озера Ильмень"23. Где же еще спать королям?..

Еще одна любопытная деталь, связующая гидроним "Луга" и образ "дикой охоты" Одина: Тацит в своей "Германии" (44) описал союз племен, называемый лугиями. Современные исследователи иногда отождествляют лугиев с вандалами и определяют страной их происхождения север и запад Ютландского полуострова (то есть предполагаемую родину Рюрика). Между тем, существует мнение, приписывающее лугиям кельтские корни — по аналогии с богом Лугом. В.М. Жирмунский полагал, "что под лугиями надо понимать племенной союз с кельтами во главе, в который входили и вандалы-германцы"26.

Тацит, в свою очередь, перечислил входившие в число лугиев племена и описал некоторые обычаи этих племен. Например, у лугиев-наганарвалов, повествует римский историк, "показывают рощу, освященную древним культом. Возглавляет его жрец в женском наряде..."21Этот женовидный жрец заставляет вспомнить упреки Одину, произнесенные вредоносным Локи — за приверженность владыки асов колдовству, недостойному мужчины (подробнее смотрите об этом в III главе настоящей работы). Кроме того, Геродот в "Истории" (I, 105; IV, 67) рассказал, что у скифов были жрецы и гадатели — "энареи" - женоподобные мужчины, получившие искусство гадания в дар от Афродиты. Слово "энареи" кажется созвучным "эйнхериям", призрачным воинам, участвующим в "дикой охоте" Одина.

"Дикой охоте" можно уподобить еще один обычай лугиев (на этот раз из племени гариев). Тацит о гариях писал: "... щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска, вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище..."28

Правда, во времена Тацита лугии занимали часть территории современной Польши, а в III веке откочевали к нижнему течению Дуная29. Тем не менее, они связаны с Балтийским побережьем, а среди ближайших соседей лугиев античные авторы называют, что весьма интересно, ругиев, от которых, на наш взгляд, не очень далеко до Рюриковых русов...

II. СПЯЩИЕ ВЛАДЫКИ

Он спит, пока закат румян,

И сонно розовеют латы.

И с тихим свистом сквозь туман

Глядится Змей, копытом сжатый.

Он будет город свой беречь,

И, заалев перед денницей,

В руке простертой вспыхнет меч

Над затихающей столицей.

А.А. Блок. "Петр".

С.С. Алексашин в своей статье о Шум-горе привел текст предания, записанного в середине 1890-х годов в селе Подгорье (к слову, текст напоминает известные у фольклористов "записи о кладах", — и как раз такими "записями" богата Новгородская земля30). Процитируем и мы эту важнейшую легенду: "Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке "Каменья" с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и с позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в 5 пучине (сопке - Ю.С.) по р. Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженях от р. Луги". Этому рассказу с ходу можно привести несколько почти дословных мифологических параллелей.

Первая — из А.Н. Афанасьева: "О Карле Великом рассказывают, что у самой подошвы Оденберга участвовал он в страшной битве; кровь лилась так беспощадно, что потоки ее проложили глубокие борозды. Карл одержал победу, но вечером, вместе со своим войском, вступил внутрь скалы и заключился в ее стенах; там покоится он теперь от своих геройских подвигов. Каждые семь лет выступает он из горы..."31

Вторая аналогия — из "Смерти Артура" сэра Томаса Мэлори (изд. 1485 г.). Конец Артурова царства был печален: в последней битве Король сошелся со своим сыном-изменником сэром Мор-дредом. Артур поразил Мордреда, но и тот рассек Королю шлем и черепную кость. Верный рыцарь отнес Артура к воде и погрузил его на маленькую барку, в которой было несколько прекрасных и благородных дам: королева Фея Моргана, королева Северного Уэльса, королева Опустошенных Земель, дама Нинева, Владычица Озера... "Не убивайся понапрасну," — сказал Король Артур на прощание своему рыцарю. — "... Я должен поспешать в долину Аваллона, дабы залечить там мою жестокую рану. И, если ты никогда более обо мне не услышишь, то молись за мою душу!" Сэр Т. Мэлори писал: "А больше о смерти Короля Артура я не смог найти ничего, говорят лишь, что эти дамы принесли его в часовню и там его похоронили... Однако многие люди во всех краях земли Английской полагают, что Король Артур не умер, но был по воле Господа нашего Иисуса перенесен отсюда в другие места; и говорят, что он еще вернется и завоюет Святой Крест". И еще: "многие рассказывают, будто на его могиле написано так: "Здесь лежит Артур, Король в прошлом и Король в грядущем"32. Интересная деталь (и тоже — несомненное сходство с лужской легендой): народные английские предания так описывают место упокоения Короля Артура — "В высоком и просторном гроте лежали вкруг Король и и его рыцари; спящие были в доспехах и подле них ждало своего часа оружие. Внутри круга возвышались куча золота и куча серебра"33. Стоит ли говорить, что каноническое число Артуровьгх рыцарей - 12?34 Заметим — схожие с Рюриковой легендой детали относятся именно к спящему, а не к мертвому Королю...

Третья аналогия - самая древняя. В индийской мифологии есть персонаж — царь-великан Мучукунда, великий победитель демонов. Однажды боги обратились к его помощи — он отклик­нулся, долго сражался с бесами, победил их, но "очень устал по­сле битвы: все, что он попросил, - это чтобы ему даровали сон без конца и чтобы любой человек, случись ему нарушить сей сон, был бы сожжен дотла, как только царь откроет глаза. Это благо было даровано ему. ... в недрах горы, в пещерном гроте царь Мучукунда лег спать и покоился там в глубоком сне"35.

Как видим, история "Шум-горы" вполне укладывается в древнейший индо-европейский мифологический сюжет36. А.Н. Афанасьев подтверждает: "Там и здесь в Германии рассказывают, что в такой-то горе или замке спит заклятое воинство и во главе его могучий вождь: Зигфрид, Карл Великий, Генрих Птицелов, Отгон Великий или Фридрих Барбаросса"37. В Скандинавии похожие истории рассказывают о Хольгере Датском (вспомним о предполагаемом датском происхождении Рюрика — и, значит, о традиции "спящего короля" в роде или племени первого русского князя), спящем в подземелье замка Кронсборг; о норвежце Олафе Краснобородом38. В Швейцарии говорят о спящих в ущельях скал трех основателях этого государства39 — что совсем уж похоже на Рюрика, Синеуса и Трувора...

Итак, с параллелями все было бы неплохо, если бы о Рюрике прямо не говорилось, что он — мертв. Однако, в предании сохранилась одна деталь, насторожившая нас. Об умершем Рюрике сказано: "Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями". Но так на Руси хоронили "заложных покойников"... И даже само это словосочетание по происхождению севернорусское, так называют не принятых землею мертвецов, которых присыпали сучьями, камнями и т.п. Такой сомнительной чести удостаивались "покойники, опасные для живых" — убитые, утопленники, самоубийцы... В общем, те, кто погибал "до срока, предназначенного при рождении"40. Интересно, что "гнев земли, оскорбленной нечистым трупом... выражался весенними холодами и заморозками..." А кроме того, "убитых старались похоронить на том месте, где случилась их гибель". Народные рассказы связывают с беспокойными мертвецами курганы в Псковской губернии, в Торопецком уезде, в Мезенском крае41, т.е. не такие уж дальние от Шум-горы места...

Душу "заложного", согласно русским поверьям, не пускали на тот свет, она жила около тела — или была обречена "скитаться в пространстве до самого Страшного Суда"42. То есть, "заложенный мертвец" — не совсем и мертвец. Навроде "спящих королей"...

Впрочем, скандинавы, быть может, иначе относились к подобным вещам? Вовсе нет, скорее даже русские переняли это поверье у викингов. Исландские саги донесли до нас известия об обычае засыпать тела убитых камнями43, - и камнями же убивали колдунов44. То, что скандинавские покойники были достаточно беспокойны свидетельствует, например, "Сага о Греттире", а вместе с ней — целый ряд археологических памятников. Например, кладбища эпохи викингов на датском острове Лангеланне скрывали в себе несколько захоронений, говорящих о страхе перед потусторонними силами: в одном случае "30-40 летний мужчина был положен на живот и накрыт двумя большими камнями", в другом - в могиле обнаружили женский скелет с собственной отрубленной головой между ног и с отсеченными кистями рук45. Такие операции проводились как раз над "оживающими мертвецами"...

Известнейший русский скандинавист М.И. Стеблин-Каменский на основе многолетних исследований исландских саг так описал отношение викингов к своим мертвецам: "После смерти человек продолжал существовать... — и это всего чаще! — как вполне телесный "живой мертвец", а его обиталищем была то ли Вальгалла, палаты Одина, то ли Хель, царство мертвых, неясно, где расположенное, то ли внутренность горы, в которои жили все его умершие предки 46,... то ли просто его могила, то ли, наконец, какой-то его потомок, в котором он продолжал жить. (...)... в Исландии и позднее оставалось господствующим представление о "живых мертвецах", т.е. о том, что умерший живет в могиле в своем телесном образе, видит и слышит, ест и пьет, испытывает гнев, радость, страх и т.д., словом, обладает всеми свойствами и способностями живого.(...)... для отдельного человека время не кончается со смертью, оно обладает прочностью. И эта прочность времени всего отчетливее в представлении о "живых мертвецах", т.е. о том, что человек остается после смерти, в сущности, таким же, каким он был при жизни"47. Таким образом, для древнего скандинава было бы самым обыкновенным делом считать, что Рюрик в своей Шум-горе спит — и временами просыпается...

Между тем, стоило бы задаться вопросом — свойственны ли вообще роду Рюрика некие сверхъестественные способности? И здесь нужно ответить утвердительно — достаточно взглянуть на православные русские святцы и сосчитать прославленных Церковью Рюриковичей: от св. Владимира до Царевича Димитрия Угличского... С другой же стороны — полоцкий князь Всеслав Брячиславич (княжил с 1044 по 1101 г.), прозванный в былине Волхом-Волхвом-Волком (оборотнем), необыкновенный долгожитель, родившийся "в сорочке" и т.п.48 Олег Вещий, родственник Рюрика и управитель его державы — здесь само прозвище говорит за себя. Наконец, снова Владимир Святой: летопись прп. Нестора сохранила описание странного обряда погребения крестителя Руси. Когда св. Владимир умер в Берестове, ночью его придворные проломили стену дома, где лежало тело князя, завернули это тело в ковер, на веревках спустили на землю, потом погрузили на сани — и ночью же повезли в Киев49. Самое интересное — точно так же, через пролом в стене (чтобы не нашел дороги назад) выносили в X в. в Исландии из дому тело Скаллагрима, отца знаменитого скальда Эгиля. Скаллагрима (как и отца его, Квельдульфа) считали оборотнем50...

Между тем, стоило бы задаться вопросом — свойственны ли вообще роду Рюрика некие сверхъестественные способности? И здесь нужно ответить утвердительно — достаточно взглянуть на православные русские святцы и сосчитать прославленных Церковью Рюриковичей: от св. Владимира до Царевича Димитрия Угличского... С другой же стороны — полоцкий князь Всеслав Брячиславич (княжил с 1044 по 1101 г.), прозванный в былине Волхом-Волхвом-Волком (оборотнем), необыкновенный долгожитель, родившийся "в сорочке" и т.п.48 Олег Вещий, родственник Рюрика и управитель его державы — здесь само прозвище говорит за себя. Наконец, снова Владимир Святой: летопись прп. Нестора сохранила описание странного обряда погребения крестителя Руси. Когда св. Владимир умер в Берестове, ночью его придворные проломили стену дома, где лежало тело князя, завернули это тело в ковер, на веревках спустили на землю, потом погрузили на сани — и ночью же повезли в Киев49. Самое интересное — точно так же, через пролом в стене (чтобы не нашел дороги назад) выносили в X в. в Исландии из дому тело Скаллагрима, отца знаменитого скальда Эгиля. Скаллагрима (как и отца его, Квельдульфа) считали оборотнем50...

Записанная до середины XIV века "Сага о Хальвдане Эйстейнссоне" рассказывает об Агнаре, сыне Ракнара, разбойнике из Хапогаланда: "Он собрал большое богатство, и в конце концов насыпал себе большой курган и вошел туда заживо, как сделал и его отец, взяв с собой все корабельное имущество, и потерял рассудок от богатства"51. Комментатор поясняет: "В сагах нередко рассказывается о людях, добровольно погребенных заживо в кургане. Так, в Саге о Золотом Торире, одном из источников Саги о Хальвдане Эйстейнссоне, говорится о берсерке Агнаре, сыне Регинмода Злого, вошедшем в курган и взявшем с собой туда все корабельное имущество и богатство. Это место он заколдовал, чтобы никто не мог приблизиться к нему под страхом смерти...52Последняя фраза напоминает колдовскую репутацию Шум-горы, а вся пересказанная история — русские предания о кладах... Правду сказать, в приведенных здесь позднейших сагах таинственный уход живого человека в могилу истолкован как безумие. Однако, в известных нам случаях встречается и другой мотив — по всей видимости, сохранение священной королевской крови.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " могила рюрика" и возвращение государя

    Документ
    Юрий Соловьев "МОГИЛАРЮРИКА" И ВОЗВРАЩЕНИЕГОСУДАРЯ [Брянск], Öφιομαχια,2004. Автор выражает глубокую ... историческом и мифологическом Рюрике. И, видимо, не случайно, что новое пророчество о возвращенииГосударя произнес человек ...
  2. " Монархическая государственность"

    Документ
    ... принцип гласил: "Quod Principi placuit legis ... государственной заслуги Церкви в России. "Рюрик с братьями, - говорил он, ... Государев суд, в силу требований народа, не мог быть ... иных снова появляется мысль о возвращении к Петровской коллегиальности. Но ...
  3. " зачем нам чужая земля " (1)

    Список учебников
    ... . Оттепель привела к весьма ограниченному возвращению произведений некоторых эмигрантов, в частности ... батюшка и все милостивейший Государь, могите призреть нас яко сирот отца ... вместе? Разрешите представиться — Рюрик Абрамович Солитер. Ноздри Лазика ...
  4. " зачем нам чужая земля " (2)

    Документ
    ... . Оттепель привела к весьма ограниченному возвращению произведений некоторых эмигрантов, в частности ... батюшка и все милостивейший Государь, могите призреть нас яко сирот отца ... вместе? Разрешите представиться — Рюрик Абрамович Солитер. Ноздри Лазика ...
  5. " от руси к россии"

    Документ
    ... у них пришел Рюрик. Биография Рюрика непроста. По "профессии" ... Ургенча превратились в независимых государей и приняли титул " ... патриаршего звания и возвращения патриарших регалий, чтобы ... разнообразию российский суперэтнос мог противостоять врагам и ...

Другие похожие документы..