textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»








Ю.В. Ворожко
учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«Отечественная история»







Омск 2009

Ворожко, Ю.В. Учебно – методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история»/ Ю.В. Ворожко. – Омск: Издательство СибГУФК, 2009 – с.851

В настоящем пособии представлены выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рабочая модульная учебная программа, электронный учебник, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, материалы по содержанию и порядку проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим комплексам согласно письму Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак.

В основу УМК по учебной дисциплине «Отечественная история» положены «Методические рекомендации по разработке и использованию балльно -рейтинговой системы оценки знаний студентов СибГУФК»/ Л.П. Черапкина, С.Г. Куртев, И.Г. Таламова. – Омск: Издательство СибГУФК, 2009.-44с.

Учебно – методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физкультурного профиля.

Печатается по решению редакционно – издательского совета Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Электронный учебно – методический комплекс по «Отечественной истории» утвержден на заседании кафедры и совете факультета игровых видов спорта и единоборств 3.03. 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из государственного образовательного стандарта об обязательном содержании учебной дисциплины «Отечественная история»______________4

2. Рабочая модульная учебная программа______________________________6

3. Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история»________________________________________________________17

4. Методические рекомендации для преподавателей____________________45

5. Методические указания для студентов_____________________________55

6. Материалы по содержанию и порядку проведения промежуточного и итоговой аттестации: пакет «сопровождения»________________________840

1. Выписка из государственного образовательного стандарта об обязательном содержании учебной дисциплины «Отечественная история».

Обязательный минимум содержания учебной дисциплины «Отечественная история» включает в себя следующие периоды и разделы:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно – промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России. Русская культура XIX в. и её вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально – экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и её последствия. Социально – экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально – экономическое развитие, общественно – политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война». Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60–80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 года.

Становление новой российской государственности (1991 – 2009 гг.). Россия на пути радикальной социально – экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

2. Рабочая модульная учебная программа по учебной дисциплине «Отечественная история» для студентов специальностей:

Направление 032100 – «Физическая культура»

Специальность 032101 – «Физическая культура и спорт»

Специальность 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

Специальность 050104 – «Безопасность жизнедеятельности»

Специальность 050707 – «Педагогика и методика начального образования»

Специальность 100103 – «Социально – культурный сервис и туризм»

Специальность 070209 – «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Специальность 080507 – «Менеджмент организации»

Специальность 030602 – «Связи с общественностью»

Специальность 030602 – «Рекреация и спортивно – оздоровительный туризм»

Курс - I

Факультеты

Формы контроля

Туризма, рекреации и реабилитации

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Игровых видов спорта и единоборств

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Циклических и сложно-координационных видов спорта

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Теории и методики физической культуры

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Цель и задачи дисциплины

1.1. Целью изучения Отечественной истории является формирование у студентов основ исторического мышления. Это предполагает формирование у них представлений об источниках исторического знания и приемах работы с ними; об основных этапах в истории человечества и их хронологии; о месте России в истории мировой цивилизации.

1.2. В результате изучения дисциплины студентов должны:

  1. иметь представление об истории как науке, её месте в системе гуманитарного знания. Владеть основами исторического мышления;

  2. уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

В итоге освоения 1 модуля учебной рабочей программы по «Отечественной истории» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).

Должен знать:

    • теоретико-методологические основы исторической науки,

    • причины, закономерности, особенности, тенденции, проблемы возникновения, становления и развития российского государства и общества

Должен владеть:

      • современными представлениями о создании и развитии российского государства,

  • основными историческими понятиями,

  • системным анализом научной литературы по истории отечества в царский период.

Должен уметь:

  • проводить простые исторические исследования,

  • обобщать и анализировать полученные данные в ходе исследования источников,

  • пользоваться простыми методами и методологией в проведении исторических исследований.

В итоге освоения 2 модуля учебной рабочей программы студент должен знать:

  • причины, характер и особенности возникновения, становления и развития советского государства,

  • механизмы функционирования политической системы,

  • общие тенденции развития и распада советской системы: теории и практики.

Должен владеть:

  • современными представлениями о советском историческом периоде развития российского общества,

  • основными историческими категориями.

Должен уметь:

  • обобщать и анализировать полученные в ходе лекционных и семинарских занятий исторические материалы.

В итоге освоения 3 модуля учебной рабочей программы студент должен знать:

  • сущность кризисных явлений в советском обществе 1960-х-1980-х гг.,

  • основные исторические события радикальной модернизации российского государства (1985 – 2009 гг.),

Должен владеть:

  • современными представлениями о постсоветском периоде отечественной истории,

  • основными историческими категориями,

  • системным анализом научной литературы по постсоветскому периоду развития российского государства.

Должен уметь:

  • обобщать и анализировать современные исторические процессы в развитии российского общества.

Содержание дисциплины « Отечественная история»

Модуль 1. Возникновение и развитие российского государства и общества (IXII пол. XIX вв.)

Раздел 1. Создание российской империи.

1.1. Введение в учебный курс «Отечественная история»

Сущность, формы, функции исторического знания. Предмет отечественной истории. Методы и принципы изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

1.2. Древняя Русь (IX – XIV вв.)

Проблема этногенеза восточных славян. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Расцвет Киевской Руси в XI в. Монголо-татарское нашествие (XIII – XV вв.). Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

1.3. Формирование российского централизованного государства (XIV-XVI вв.)

Возвышение Москвы и формирование единого централизованного государства.

1.4. Переход к абсолютизму. Российская империя (XVII – первая половина XIX в.)

Реформы Петра I. Складывание российского абсолютизма. Крепостное право в России.

Раздел 2. Трансформация российского государства (II пол. XIX- начало XX вв.)

2.1. Россия во II половине XIX в.

Мировое сообщество на рубеже XIX – XX вв. Государственное устройство и внутренняя политика царизма. Реформы 60-70-х гг. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Нарастание кризиса в российском обществе. Необходимость демократических преобразований.

2.2. Российское государство в начале XX века. Первая революция в России (нач. XX в. – 1914 г.)

Россия в начале XX в. Объективная потребность политической модернизации. Причины, характер и особенности революции 1905 – 1907 гг. Классификация, стратегия и тактика политических партий. Зарождение российского парламентаризма. Реформы П.А. Столыпина. Значение первой русской революции.

2.3. Первая мировая война. Вторая революция в России (1914-1917 гг.)

Европа на пороге I мировой войны. Вступление России в войну. Отношение к войне различных классов и партий. Состояние политической и социально – экономической ситуации в России. События февраля 1917 г. Отречение Николая II от власти. Значение Февральской революции.

Модуль 2. Россия в советский период развития.

Раздел 3. Возникновение и развитие советского государства (октябрь 1917 г. – вторая половина XX в.)

3.1. Россия на пути к новым революционным потрясениям (март – октябрь 1917 г.)

Установление двоевластия в России. Основные политические силы страны и их позиция по вопросам стратегии развития страны. Углубление экономического и политического кризиса в стране. Июньские, июльские и августовские события 1917 г., назревание общенационального кризиса. Роль политического влияния большевиков. Октябрьские события и их влияние на исторические судьбы России.

3.2. Гражданская война в России (1918 – 1920 гг.)

Расстановка классово-политических сил в стране после Октябрьского вооруженного восстания. Формирование в рамках Советов авторитарного политического режима во главе с партией большевиков. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политическая оппозиция. Гражданская война и иностранная интервенция. Политика «военного коммунизма». Результаты и последствия гражданской войны.

3.3. Советское государство в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.)

Социально – экономический и политический кризис в советской России в 1920-21гг. Крах политики «военного коммунизма». Сущность, судьба политики НЭПа. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Внешняя политика СССР.

3.4. Форсированная реконструкция Советского общества. Внешняя политика СССР (конец 1920-х-начало 1930-х гг.)

Курс на строительство социализма в одной стране. Социально-экономические преобразования. Политика «большого скачка». «Социалистическая индустриализация» и «социалистическая коллективизация»: методы, темпы, итоги проведения. Усиление режима личной власти Сталина: причины и последствия. Сопротивление сталинизму.

Международные отношения на рубеже 20-30-х гг. Мировой экономический кризис. Тенденция к перераспределению сфер экономического влияния. Политизация процессов экономического противостояния и образование очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке.

Упрочение международного положения СССР. Установление дипломатических отношений между СССР и США. Договор о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Борьба СССР за организацию коллективной безопасности.

Англо-франко-советские переговоры в 1939 г.: причины их неудач и последствия. Пакт о ненападении между СССР и Германией. Советско-финская война.

Начало второй мировой войны.

3.5. Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 гг.)

Причины, характер и начало Великой Отечественной войны. Характеристика основных периодов войны СССР с фашистской Германией. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Советский Союз на завершающем этапе войны 1944-1945 гг. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии.

Итоги и уроки второй мировой войны.

3.6. Послевоенное развитие СССР (1945-1964 гг.)

Основные последствия второй мировой войны. Общественно-политическое переустройство мира. Начало «холодной войны». Трудности перехода СССР к мирному развитию. Курс на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства страны. Усиление тоталитарного режима И.В.Сталина. Смерть И.В.Сталина. Внутрипартийная борьба за власть.

Советский Союз в период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.).

Борьба за сталинское наследие и попытки либерализации внутренней политики страны. Трудности перехода к системе социалистической законности. ХХ съезд КПСС - начало управляемой десталинизации общества. Успехи десталинизации. Возвращение всей полноты власти ЦК партии, превращение СССР в партийное государство.

Основные проблемы и противоречия социально-экономического развития СССР в 50-х-нач.60-х гг. Административные кампании 1957-1959 гг. Воспроизводство сталинской волюнтаристской модели управления. ХХП съезд КПСС и его последствия.

Значение партийно-государственной деятельности Н.С. Хрущева.

3.7. Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Период застоя (1960-е – первая половина 1980-х гг.)

Смещение Н.С.Хрущева и торжество политического консерватизма в стране. Политический консенсус олигархии: его социальная и политическая сущность.

Противостояние Брежнева и Суслова «технократической» тенденции и утверждение ведущей роли в политической жизни страны «партийности». Застойные явления в общественно-политической жизни и их причины.

Экстенсивный характер развития народного хозяйства СССР. Застойные явления в экономике, их сущность.

Внешняя политика СССР.

Модуль 3. Россия на пути радикальной модернизации (1985 – 2009гг.)

Раздел 4. Эволюция российского государства.

4.1. Перестройка в СССР: теория и практика (1985-1991 гг.)

Обоснование курса на обновление социализма в СССР. Сущность, цели и задачи перестройки. «Новое политическое мышление» - концептуальная основа перестройки.

Ход реализации перестройки. Гласность. Утверждение политического плюрализма. Поляризация политических сил по вопросам дальнейшего развития страны. Неудачные попытки реформирования экономики.

События 19-21 августа 1991 года. Распад СССР. Причины провала политики перестройки.

4.2. Российское общество в современных условиях развития (1991-2009 гг.)

Россия - независимое государство. Проведение экономических реформ: либерализация цен, приватизация предприятий. Успехи и трудности перехода к рыночной экономике.

Кризис власти, октябрь 1993. Принятие Конституции России. Чеченский кризис. Трудности внутриполитического развития.

Внешняя политика России в 90-х гг. ХХ в. - начале ХХI века.

Место России в мировом историческом процессе. Роль молодежи в судьбе своего Отечества.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Основная и дополнительная литература.

  1. Геллер, М. Я. История России. 1917-1995: в 4 т. /М. Я. Геллер, А.М.Некрич.-М., 1996.

  2. Зуев, М. К. История России / М. Зуев. - М, 2000.

  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Эн­циклопедический словарь. - М., 1999.

  4. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3-х т./ В. О. Ключевский. - М., 1994.

  5. Мунчаев, Щ. М. История России /Ш. М. Мунчаев, В. М. Усти­нов. – М., 2000.

  6. Семенникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семеникова. - М., 1997.

  7. История России (IX-XX вв.) /отв. ред. Я. А. Терехов. - М., 2002.

  8. История Отечества / отв. ред. В. Н. Шевелев. - Ростов-на-Дону, 2002.

  9. История Отечества / под ред. Г, Б. Поляка. - М., 2002.

  10. Деятели Отечественной истории. - М., 1997.

  11. В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией: Хресто­матия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. - М., 1997.

  12. Вальков, В. Правители России/В. Вальков. – М., 1999.

  13. Пчелов. Е. В. Правители России: от Ю. Долгорукого до наших дней. - М., 2000.

  14. Харт, М.Х. Сто великих людей/М.Х.Харт.-М., 1998.

  15. Хуторской, В. Л. История России от Рюрика до Ельцина. - М., 2000.

  16. История России: XIX в. /под ред. В. Г. Тюкавкина.-М., 2001.

  17. Россия: Полный энциклопедический иллюстрированный спра­вочник / Автор-сост. П. Г. Дейниченко. – М., 2002.

  18. Российская цивилизация / Под ред. М. П. Мчедлова. - М., 2003.

  19. Россия в мировой истории / под ред. В. С. Порохни. - М, 2003.

  20. Кузнецов, И. Н. Отечественная история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 3 кн. / И. Н. Кузнецов. - М., 2003.

  21. Кузнецов, И. Н. Отечественная история. - М., 2003.

  22. Новейшая история России: 1914 - 2002. – M., 2004.

  23. История России: в 2 т. / под ред. А. Н. Сахарова. - М., 2004.

  24. История России в новейшее время. - М., 2004.

  25. Ворожко, Ю.В. История Отечества. Учебник / Ю.В. Ворожко. – Омск, 2000.

  26. Ворожко, Ю.В. История Часть 1 (с древнейших времен до второй половины XIX в.). Компьютерный (мультимедиа) учебник / Ю.В. Ворожко. – Омск, 2007.

  27. Ворожко, Ю.В. Отечественная история (с древнейших времен до начала XXI в.). Компьютерный (мультимедиа) учебник / Ю.В. Ворожко. – Омск, 2009.

  28. Ворожко, Ю.В. Отечественная история (с древнейших времен до начала XXI в.). Электронный учебник / Ю.В. Ворожко. – Омск, 2009.

  29. Ворожко, Ю.В. Отечественная история (с древнейших времен до начала XXI в.): учебно – методическое пособие к семинарским занятиям для самостоятельной работы студентов / Ю.В. Ворожко . – Омск: СибГУФК, 2009.

  30. Пантеон российских государей / сост. Н. Я. Волковский. - СПб., 2003.

  31. Символы, святыни и награды Российской державы / В. И. Балязин, А. Н. Казакевич и др. - М., 2004

  32. Кириллов, В. В. История России / В. В. Кириллов. - М., 2005.

  33. Барсенков, А. С. История России: 1917-2004 / А. С. Барсенков. - М., 2005.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

    Учебно-методический комплекс
    ... ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методическийкомплекспо кредитной технологии обучения. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методическийкомплекспо кредитной технологии обучения. Актобе, 2009 ... изучения отечественнойистории, а ... и трудовой дисциплины, поломке ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии в бизнес-планировании»

    Учебно-методический комплекс
    ... 25 декабря 2009 г. Деревяшкина Н.М. Учебно-методическийкомплексподисциплине «Информационные технологии ... . Управление историями. Информационная система ... пищевой промышленности (пивзаводы Омский, Клинский и т.д.), в ... систем на отечественных предприятиях. ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... имени В.Г. Белинского УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» НАПРАВЛЕНИЕ ... Милова. – М., 2006. История России в новейшее время. 1985–2009 гг.: учеб. / А. ... Омск, 1989. 129. Репин Н.Н. Торговля с европейскими странами на отечественных ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... имени В.Г. Белинского УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» НАПРАВЛЕНИЕ ... Милова. – М., 2006. История России в новейшее время. 1985–2009 гг.: учеб. / А. ... Омск, 1989. 129. Репин Н.Н. Торговля с европейскими странами на отечественных ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (240)

    Учебно-методический комплекс
    ... истории Казахстана Учебно-методическийкомплексподисциплине «Теоретическое источниковедение» специальность 050114 «История» ... методическим бюро факультета истории и искусства 15 сентября 2009 ... Омске, Тобольске 2. Оренбурге, Омске ... поотечественнойистории ...

Другие похожие документы..