textarchive.ru

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Григоренко А.Л., Григоренко Н.В

Географическое краеведение. Крым.

спецкурс для 10-11 класса

(учебное пособие)

Программа утверждена коллегией МО АРК от 29.10.2003г. № 5/5

Посогбие одобрено Научно-методическим советом КРИППО протокол № 8 от 16.11.2005г.

Пояснительная записка

Из всего курса географии каждый ученик лучше всего должен знать свой край, где он родился, живёт, и будет работать. Наш маленький полуостров заслуживает самого пристального внимания к себе, так как является «маленьким миром планеты, или, образно говоря, микрокосмосом Земли». Крым – край, где есть всё: горы, глубокие ущелья, живописные водопады, степные просторы, горные луга, быстрые и шумные реки, вечнозелёная роскошь субтропиков, ласковые воды тёплых морей. И чтобы сохранить этот уникальный мир нужно досконально изучить природу, население и хозяйство нашего полуострова. В этом отношении краеведение и играет важную роль, о значении которого можно судить из Указа Президента Украины “О мероприятиях по поддержке краеведческого движения в Украине” и Постановления Кабинета Министров Украины “Об утверждении Программы развития краеведения на период до 2010 года”. Для выполнения этих задач и было написано данное пособие для учащихся 10-11 классов природно-географического профиля и преподавателей спецкурса.

Спецкурс «Географическое краеведение. Крым» является логическим продолжением курсов: «Физическая география Крыма» (8 класс) и «Социально-экономическая география Крыма»(9 класс), поэтому основывается на базе знаний, полученных учащимися в 8-9 классах.

Главная цель спецкурса – более подробное знакомство с историей изучения полуострова, с особенностями природы Крыма, современными чертами населения и экономики, расширение представлений учащихся о рекреационном потенциале полуострова, туристических объектах и достопримечательностях, выделение экологических проблем и путей их решения, определение геополитического положения Крыма и векторов его развития в XXI веке, решение практических задач.

Спецкурс состоит из введения, двух разделов, четырёх практических работ и практикума. Предлагаемые темы для изучения позволяют сформировать и расширить знания учащихся о месте географического краеведения в системе общегеографических наук и истории его развития, топонимике и выдающихся исследователях нашего полуострова, особенностях природы, населения и хозяйства Крыма, будущих перспектив его развития.

Изучение природно-заповедных территорий и рекреационно-туристических объектов Крыма даёт возможность сформировать основу знаний для дальнейшего углублённого познания географии родного края, в выборе профессии с географическим уклоном.

В пособии предусмотрен ряд практических работ, которые закрепляют полученные знания и формируют умения самостоятельно получать знания, применять их на практике, давать оценку использования природно-заповедных территорий и местных предприятий, а так же определять их влияние на окружающую среду.

Особенностью данного курса является впервые предлагаемый в школе практикум (в период летней учебно-производственной практики), который предусматривает разработку и оформление новых экскурсионно-туристических маршрутов по Крыму (по своему городу, по долине реки, по горному Крыму, по ЮБК и т.д.), что тем более имеет практическое значение в познании и изучении Крыма. Итогом практикума должна стать конференция по защите творческих проектов.

Предложенные темы по желанию могут быть расширены. Предлагаемое деление часов по темам дано ориентировочно и может быть изменено исходя из возможностей преподавания. Учитель может давать темы для практикума на примере местного краеведческого материала. Спецкурс можно преподавать как в 10 классе (два часа в неделю), так и в 10-11 классах по одному часу в неделю.

Реформа школьного образования предусматривает не только получение новых знаний, но и воспитание молодого поколения в духе патриотизма и любви к своему краю. В новой программе 12 летнего образования на изучение Крыма в 8-9 классах предусматривается три часа, что является недостаточным в познании своего края, а тем более Крыма. Поэтому разработка данного курса является актуальной и позволяет учащимся лучше подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения Крыма, где профильной дисциплиной является география, а так же расширяет их кругозор об уникальном уголке Земли, формирует патриотические чувства к своему краю.

Авторы спецкурса выражают благодарность преподавателям Таврического Национального Университета им. В.И.Вернадского: Багрову Н.В., Багровой Л.А., Бокову В.А., Бобре Т.В., Воронину И.Н., Ене В.Г., Лычаку А.И., Подгородецкому П.Д., Шумскому В.М., заведующему учебно-методической лабораторией естественно-географического профиля КРИППО Супрычёву А.В., научно-производственному предприятию “Союзкарта”.

Надеемся, что данная работа будет способствовать развитию интереса к нашему солнечному полуострову, позволит сформировать основы краеведческих знаний, расширит представление учащихся о своей малой Родине, облегчит преподавание спецкурса для учителей.

Содержание

Программа “Географическое краеведение”, 10-11 класс, 68 часов. ------------------------------4с.

Введение. Объект и предмет исследования. Методы и формы исследования .---------------- 6с.

Место географического краеведения. Практическая работа №1. ---------------------------------6с.

История развития краеведения. --------------------------------------------------------------------------7с.

Раздел I. Крым и его исследование. Общая характеристика природы Крыма. -----------------8с.

Тема №1. Образ Крыма с древнейших времён и до наших дней. ----------------------------------8с.

Тема №2. Особенности природы Крыма. ------------------------------------------------------------14с.

Тема №3. Туристическо-рекреационные ресурсы.---------------------------------------------------23с.

Тема №4. Ландшафтные комплексы Крыма.---------------------------------------------------------- 24с.

Тема №5. Природно-заповедные территории.---------------------------------------------------------26с.

Раздел II. Хозяйственное освоение Крыма.------------------------------------------------------------34с.

Тема №6. Характеристика основных туристических объектов Крыма.--------------------------34с.

Практическая работа №2.----------------------------------------------------------------------------------41с.

Тема №7. Население Крыма.------------------------------------------------------------------------------41с.

Краеведческое значение городов.-------------------------------------------------------------------------42с.

Тема №8. Особенности современного промышленного, сельскохозяйственного и

транспортного развития Крыма.-------------------------------------------------------------------------44с.

Практическая работа №3.----------------------------------------------------------------------------------46с.

Тема №9. Рекреационное хозяйство Крыма.-----------------------------------------------------------47с.

Тема №10. Современные экологические проблемы Крыма. ---------------------------------------48с.

Практическая работа №4.----------------------------------------------------------------------------------49с.

Тема №11. Политические, экономические и культурные связи Крыма.

Геополитическое положение Крыма. Векторы развития в XXI веке.----------------------------49с.

Практикум.---------------------------------------------------------------------------------------------------52с.

Вопросы и задания к курсу «Географическое краеведение»--------------------------------------53с.

Список использованной литературы.------------------------------------------------------------------55с.

Программа «Географическое краеведение. Крым» 10-11 класс, 68 часов

СОДЕРЖАНИЕ

кол.

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Введение. Объект и предмет исследования. Методы исследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.

Практическая работа №1

Составление схемы общегеографических наук и определение места краеведения в системе географических дисциплин.

Раздел I. Крым и его исследование. Общая характеристика природы Крыма.

Тема №1. Образ Крыма с древнейших времён и до наших дней. Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населённые пункты, гидрография и орография полуострова. Выдающиеся исследователи полуострова: географ, путешественник-энциклопедист, натуралист П.С. Паллас писатель и краевед К.И. Габлиц, ботаник и естествоиспытатель Х.Х. Стевен, географ, путешественник-исследователь

Д.М. Городецкий, геохимик и минералог В.И. Вернадский, географ и геолог В.А.Обручев, гидрогеолог Н.А. Головкинский, географ и лесовод Г.Ф. Морозов, географ и карстолог В.Н. Дублянский, географы-ландшафтоведы В.Г. Ена и др.

Тема №2. Особенности природы Крыма (краткий обзор). Физико-географическое и экономико-географическое положение Крыма. Геологическое и тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые полуострова. Особенности климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира.

Тема №3. Туристическо-рекреационные ресурсы: климатические (продолжительность солнечного сияния, температурный и осадочный режим, чистота воздуха), морские и пляжные (разнообразие пляжей, купальный сезон, чистота морской воды), ресурсы минеральных вод (виды, запасы, качество), целебные грязи (запасы, качество разнообразие лечебных грязей), ландшафтно-туристические (природные, исторические, культурные, археологические и др.).

Тема №4. Ландшафтные комплексы Крыма. Классификация ландшафтов: по характеру контакта геосфер (земных оболочек), по характеру рельефа, по характеру растительного покрова. Особенности основных крымских ландшафтов: степных, предгорных, лесных крымских яйл, южнобережных, прибрежных, карстовых, агроландшафтных, городских.

Тема №5. Природно-заповедные территории: природные заповедники (Крымский, Лебяжьи острова, Ялтинский горно-лесной, мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский); Никитский ботанический сад; заказники (Аюдаг, Большой каньон, горный карст Крыма, Новый Свет, урочище Караби-яйла и др.); памятники природы (Кизил-Коба, Мангуп-Кале, урочище Демерджи, карстовая пещера Солдатская и др.); парки-памятники садово-паркового искусства (Алупкинский, Гурзуфский, Ливадийский, Массандровский, Форосский, Утёс, Мисхор и др.).

Раздел II. Хозяйственное освоение Крыма.

Тема №6. Характеристика основных туристических объектов Крыма: природные (Большой каньон, вулкан Карадаг, карстовый рельеф горного Крыма, реликтовые рощи сосны Судакской, грязевые вулканы Керченского полуострова), археологические (пещерные города Крыма), исторические памятники, связанные с крымскими войнами (города-герои Севастополь и Керчь, Аджимушкайские каменоломни, Перекопский вал, Массандровский, Ливадийский, Алупкинский дворцовые комплексы), места, связанные с историей культуры

(дома-музеи: М.А. Волошина, А.С. Грина, А.П. Чехова, картинная галерея имени И.К. Айвазовского, краеведческие музеи), архитектурные (Бахчисарайский дворец, Генуэзская крепость, Херсонес), социально-экономические (детский лагерь Артек, завод шампанских вин в Новом Свете, винные подвалы в Массандре и Солнечной долине), научные (астрофизическая обсерватория в п.Научный, институт биологии Южных морей, морской гидрофизический институт, институт «Магарач», Никитский ботанический сад, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского и др.).

Практическая работа №2.

Построение картосхемы основных туристических объектов Крыма.

Тема № 7. Современные черты населения (изменение численности, особенности движения населения, половозрастная структура, национальный состав, размещение и трудовые ресурсы). Населённые пункты Крыма. Краеведческое значение городов.

Тема № 8. Особенности современного промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития Крыма. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные компоненты и их изменение во времени.

Практическая работа №3.

Изучение местного предприятия в ходе экскурсии. Определение влияния деятельности предприятия на окружающую среду.

Тема № 9. Рекреационное хозяйство Крыма. История развития и современное состояние рекреационного хозяйства и рекреационной инфраструктуры. Рекреационные подрайоны. Перспективы развития рекреационной отрасли.

Тема № 10. Современные экологические проблемы Крыма, связанные с загрязнением воздуха, почвы, воды, горно-лесных и прибрежных районов, городов. Предполагаемые пути решения экологических проблем.

Практическая работа №4.

Анализ геоэкологической ситуации в Крыму. Нанесение на контурную карту основных природоохранных объектов полуострова.

Тема № 11. Политические, экономические и культурные связи Крыма. Геополитическое положение Крыма и векторы развития полуострова в XXI веке.

Повторение.

Практикум (в период учебно-производственной практики). Разработка и оформление экскурсионно-туристических маршрутов по Крыму (по выбору учителя).

1.Выбор экскурсионно-туристического маршрута.

2.Постановка цели, задач и составление плана экскурсии.

3.Предварительное ознакомление с достопримечательностями по маршруту.

4.Подбор необходимого оборудования и снаряжения.

5.Распределение обязанностей между участниками экскурсии.

6.Инструктаж по технике безопасности в ходе экскурсии.

7.Составление и оформление экскурсионно-туристических маршрутов.

8.Защита творческих проектов в ходе конференции «Экскурсионно-туристические маршруты Крыма».

4

30

6

8

4

4

8

22

6

4

2

4

4

2

2

10

Введение.

Объект и предмет исследования географического краеведения.

Методы и формы исследования.

Краеведение, как народное знание о своём родном крае, зародилось в далёком прошлом. Ещё в 17 в. чешский педагог Ян Амос Каменский в своей книге “Великая дидактика” раскрывал общие краеведческие идеи, по которым позднее были созданы учебники по различным предметам. С того времени краеведение сильно изменилось, а вопросы, которыми оно занимается, постоянно расширяются.

За годы независимости Украины роль краеведения возросла, особенно в связи с Указом Президента Украины “О мероприятиях по поддержке краеведческого движения в Украине” (от 23 января 2001 г.) и Постановления Кабинета Министров Украины “Об утверждении Программы развития краеведения на период до 2010 года” (от 10 июня 2002 г.).

Изучение природных и социально-экономических взаимосвязей Крымского полуострова с учебной, практической и воспитательно-патриотической целью – объект исследования географического краеведения. А изучение природы Крыма и её разнообразия, современных черт населения и населённых пунктов, характеристика основных туристических объектов Крыма, особенностей промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития, их влияния на окружающую среду, изучение рекреационного хозяйства, экологических проблем полуострова, политических, экономических и культурных связей Крыма – предметы исследования спецкурса “Географическое краеведение.Крым”.

Краеведение является комплексом научных дисциплин, различных за содержанием, но имеющих общую цель: всестороннее изучение территории своего края, на которой живёт человек.

Понятие «краеведение» появилось на одном из земских съездов учителей (1914г.), на котором запорожский преподаватель гимназии географ И. Маньков впервые предложил термин «родинознавство» (Корнеев А.В., журнал «География” № 10(14) май 2004г.).

Первоначальные идеи принадлежат М.В. Ломоносову, который во второй половине 18 в., составляя атлас России, разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую 30 вопросов о природных богатствах, истории и жизни людей (Артоболевский Б.Е. К истории краеведческих замыслов М.В. Ломоносова. Краеведение. Том №3, 1926.-202с.). С тех пор краеведение имеет два направления: научное и школьное. Научное краеведение, направленное на изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось вместе с развитием науки. Краеведческие исследования ведут многие университеты, отделения и научные общества, научно-исследовательские институты и музеи. Вместе с этим постепенно стало развиваться и школьное краеведение – как фактор нравственного, патриотического, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Краеведческая работа всегда была и останется разнообразной по формам и методам исследования. Формы краеведческой работы: кружки, общества, экскурсии, туристические походы, встречи с местными краеведами, вечера, конкурсы, олимпиады и т.д. Вместе с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, сегодня всё большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность.

Изучение родного края происходит с использованием разнообразных методов и приёмов: анализ литературных и кино-фотоисточников, сравнительно-аналитический метод, исторический, картографический, экспедиционный, метод наблюдений и др. Общим можно назвать географический метод изучения территории Крыма – определение взаимосвязей и взаимоотношений между предметами и явлениями (Барков А.С. Вопросы методики и истории географии.- Москва, 1961).

Развитие школьного краеведения тесно связано с развитием научного краеведения и является надёжным способом осуществления межпредметных связей в школе. Школьное краеведение может устойчиво развиваться тогда, когда его развитие опирается на фундаментальные научные знания.

Основными источниками краеведческих знаний по Крыму являются: учебник Багрова Л.А., Боков В.А., Багров Н.В.,,География Крыма ”, учебное пособие для 9 класса ,,География Крыма”, под ред. П.Д. Подгородецкого, В.Б. Кудрявцева, справочное пособи ,,Экология Крыма”, под ред. Н.В. Багрова, В.А. Бокова и другие. Разнообразные картографические издания, в частности атлас Автономной Республики Крым, изданный Институтом передовых технологий в 2003 году, атласы НПП «Союзкарта», а также разнообразная краеведческая литература.

Место географического краеведения в системе общегеографических наук.

Практическая работа №1.

Географическая оболочка Земли как объект географии является ареной сложного взаимодействия и переплетения самых различных явлений и процессов живой и неживой природы, человеческого общества. Поэтому главный объект географии – географическая оболочка, отличается от объектов других наук своей комплексностью. Следовательно, главной задачей географии как науки является изучение природно-социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей, с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных условий и ресурсов, созданию оптимальных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Множество функций и сложность главного объекта исследования обусловили деление географии на ряд научных дисциплин и направлений, что позволяет рассматривать современную географию как систему наук, сформировавшуюся не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития географии и её расчленения на специализированные дисциплины.

При всей сложности современной классификации системы географических наук в ней можно выделить три направления: естественные, или физико-географические науки, общественные и природно-социальные науки. К физико-географическим наукам относятся: физическая география (общее землеведение, ландшафтоведение, полеогеография), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, геокриология, география почв, биогеография. К общественно- географическим наукам относят: экономическую географию, географию культуры, политическую географию. В систему географических наук входят дисциплины природно-социального характера: страноведение, медицинская география, военная география, учебная география, рекреационная география, география природных ресурсов, география океана, конструктивная география, картография.

Как наука мировоззренческая, география тесно связана с философией, химией, геологией, биологией, экономикой, социологией, демографией и др. В географии успешно используются методы и приёмы других наук и в свою очередь география обогащает своей теорией и методологией смежные науки, что позволяет динамично развиваться и географии, и другим наукам.

Географическое краеведение – как комплексное изучение территории родного края, его природы, населения, хозяйства и культуры занимает важное место в системе географических наук. Изучение родного края опирается как на природную основу, а значит на физико-географические дисциплины, так и на общественные науки. Таким образом, можно определить место географического краеведения в системе географических дисциплин природно-социального направления.

Практическая работа №1. Составление схемы общегеографических наук и определение места краеведения в системе географических дисциплин.

Задание:

1. Используя классификацию общегеографических наук, составьте схему взаимосвязей географических дисциплин. Определите место географического краеведения в этой системе.

2. Объясните данное положение географического краеведения в этой системе.

История развития краеведения.

У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современное состояние жизни. Свои знания устно или письменно в документах они передавали последующим поколениям. Уже в 1742 году в русском учебнике неизвестного автора “Руководство к географии” появились первые рекомендации широко изучать свою местность, а изучив свой край, изучать другие территории.

Первым учебником с природоведения был учебник В.Зуева (38,с.17), где автор доказывает, что интерес к своему краю должен быть связан с педагогической целью и практическими работами учащихся по изучению богатств природы родного края. В другом учебнике “Географическое и методическое описание Российское империи” автор Х.Чеботарёв в 1776 г. предлагается изучать компоненты природы окружающего мира (15). В этих учебниках было много номенклатурных материалов, интересные данные о географии России. В дальнейшем в издаваемых учебниках (К.Арсеньева, Ф.Студитского и др.) принцип краеведения расширяется, появляется связь хозяйственной деятельности человека с окружающей средой.

С образованием в 1845г. Русского географического общества появляется движение, названное родиноведение. Географ А.Барков писал “Под родиноведением понимается знакомство в школе с географией окружающей местности, знакомство, в основе которого непосредственные наблюдения, а современный термин ”краеведение” появился на смену термина “родиноведение””(4,с.22,72).

Во второй половине 19 века учитель Д.Семёнов в учебнике “Уроки географии”, а затем в труде “Педагогические заметки для учителей” указывает на развитие и обогащение знаний учащихся через организация экскурсий, сбор географических данных местного характера (24,с.37).

Ещё дальше пошёл известный педагог К.Ушинский, который предлагал изучать географию по определённому плану: первый год обучения – свой собственный дом; второй год – свой двор; третий год – улицу села, города с целью, чтобы на четвёртый год обучения можно было изучать географию своей страны. В основу своего учебника “Родное слово” он положил краеведческое направление изучения мира при тесной взаимосвязи наблюдений за природой и деятельностью человека.

В это же время появляются и первые краеведческие сведения о территории Украины в периодических изданиях “Акты Южной и Западной России”, “Архив Юго-Западной России”, “Описание Черниговской епархии”, ”Статистическое описание Киевской губернии” и др. Они носят интересные фактические и статистические материалы.

В 1912г. известный украинский педагог С.Русова издаёт учебник “Начальная география”, где рекомендует изучать географию с места, где проживают учащиеся. В этом же году другой автор Калитовский в учебнике “География для средних школ” теоретически обосновывает краеведческий подход в изучении географии своей местности.

В 1915г. краеведческий подход получает новое развитие в изучении территории Украины с выходом учебника С.Рудницкого “География Украины”, который был написан на краеведческой основе. На краеведческом материале построен и другой учебник “Экономическая география Украины” 1919г. автор К.Воблый.

Особым периодом в развитии краеведения были 20-е, 30-е годы XX века. В это время выходят учебники П.Постоева, Ф.Федюченко, К.Дубняка, А.Ивановского, Ф.Гарана и др., где используется краеведческий подход в изучении родного края.

В послевоенное время вышли учебники Алексея Диброва “География Украинской ССР”, который переиздавался 16 раз, учебник Максима Паламарчука, нацеленный на описание природы и экономики Украины через изучение родного края.

При становлении Украины выходят новые учебники А.Сиротенко, Б.Чернова, В.Плахуты, П.Масляка, П.Шищенко, Ф.Заставного и др., где авторы дают характеристику природы, населения и хозяйства Украины, отдельных её регионов, что является важным аспектом изучения своей местности, основой географического краеведения.

Особым направлением краеведения можно назвать изучение Крымского полуострова с его уникальной историей, природой, населением и хозяйством. Краеведческий материал был сформирован деятельностью и творчеством А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.С.Грина, М.А.Волошина, В.И.Вернадского, И.К.Айвазовского и др. Крым всегда привлекал, и будет привлекать внимание историков, географов, поэтов, врачей, писателей, людей разного возраста и разных интересов. Крым – естественная лаборатория для краеведов, край, изучению которого можно посвятить свою жизнь.

Раздел I. Крым и его исследование.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Географическое краеведение крым спецкурс для 10-11 класса (учебное пособие) программа утверждена коллегией мо арк от 29 10 2003г № 5/5 (1)

    Учебное пособие
    ... А.Л., Григоренко Н.В Географическоекраеведение. Крым. спецкурсдля10-11класса (учебноепособие) ПрограммаутвержденаколлегиейМОАРКот29.10.2003г. № 5/5 Посогбие одобрено Научно-методическим советом КРИППО протокол № 8 от 16.11.2005г ...
  2. Географическое краеведение крым спецкурс для 10-11 класса (учебное пособие) программа утверждена коллегией мо арк от 29 10 2003г № 5/5 (2)

    Учебное пособие
    ... А.Л., Григоренко Н.В Географическоекраеведение. Крым. спецкурсдля10-11класса (учебноепособие) ПрограммаутвержденаколлегиейМОАРКот29.10.2003г. № 5/5 Посогбие одобрено Научно-методическим советом КРИППО протокол № 8 от 16.11.2005г ...
  3. Молодежь и наука

    Документ
    ... , учебныхпособий по ГИС и создан второй вариант рабочей учебнойпрограммы по дисциплине «ГИС» для специальности ... в 10классе в рамках темы «Графики функций» после изучения преобразований графиков и заканчивается изучением в 11классе ...
  4. Молодежь и наука (1)

    Документ
    ... арках ... в Крыму, ... музея краеведения – ... от29 ... отгеографического ... – 853,6; 2003г.: 1091,8 ... утверждает, «от ... программудля ... дляколлег ... 10-11классовМОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» г.Саратова, в возрасте 15-17 лет. Для ... Спецкурс. Учебноепособие по ...
  5. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... арках ... в Крыму, ... музея краеведения – ... от29 ... отгеографического ... – 853,6; 2003г.: 1091,8 ... утверждает, «от ... программудля ... дляколлег ... 10-11классовМОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» г.Саратова, в возрасте 15-17 лет. Для ... Спецкурс. Учебноепособие по ...

Другие похожие документы..