textarchive.ru

Главная > Документ


ЮРЬЕВ ДЕНЬ

9 декабря (26 ноября по ст. стилю), в нашем церковном календаре значится праздник Освящения церкви великомученика Георгия, которая находилась перед вратами Святой Софии Киевской (1051-1054). В народе – "осенний Юрьев день".

Примечательно, что это был первый собственно русский цер­ковный праздник, внесенный в православные Месяцесловы.  Уже вскоре после крещения Русь стала предощущать себя будущей пре­емницей слабеющей Византийской империи, а стольный град Киев – преемником Царьграда. В нем (по аналогии с Константинополем) был уже выстроен и свой собор в честь Софии – Премудрости Божией. А напротив Софии великий князь Ярослав Мудрый (в кре­ще­нии – Георгий)  поставил храм во имя своего небесного покро­ви­теля. Дата освящения тоже не была случайной: именно в этот день был освящен один из четырех Георгиевских храмов Константинопо­ля. По преданию, и сам чин освящения совершил не грек, а первый русский глава нашей Церкви митрополит Киевский Иларион (1051–1054), что было прямым вызовом Константинополь­скому патриар­хату, в состав которого входила тогда Русская Церковь на правах митрополии.

В Московской Руси этот национальный праздник стал официальным сроком, когда поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем "порядную" грамоту крестьянин имел право уйти от хозяина. Для этого ему требовалось лишь выполнить по отношению к нему все обязательства. Это было единственное время в году (неделя до и после Юрьева дня), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. В конце XVI в. право перехода отменили, наступила полная крепост­ная зависимость, и сожаление о потерянном дне свободы запе­чатлели народные пословицы. "Вот тебе, бабушка, Юрьев день" (кто-то впервые узнал о запрещении перехода). "Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора" (да теперь уж нельзя)!

Для нашего времени это созвучно с сетованиями о внезапных денежных реформах, дефолтах и иных потрясениях. В России любят преподносить народу "сюрпризы", а он лишь охает и восклицает. Что поделать: долготерпение – даже бессмысленное – почитается у нас главной христианской добродетелью.

Ю. Р.

ЕКАТЕРИНА – ЗНАЧИТ "ЧИСТАЯ"

Сегодня, 7 декабря (24 ноября по старому стилю), память велико­му­ченицы Екатерины. Это нежное и ласкающее слух греческое имя озна­чает в переводе "Всегда чистая". Что нам извест­но о святой, в честь ко­то­рой христиане Восто­ка и Запада на протяже­нии многих столетий называ­ют своих дочерей? К сожалению, очень мало.

Церковный историк Евсевий Кесарийский (†339) кратко описал ис­торию современной ему молодой девушки, чьей благосклонности напра­сно домогался распутный римский император Максимиан (286–305). Она славилась красотой и родовитостью, богатством и обра­зованием, но все это сочла второстепенным перед целомудрием. Император умолял и упрашивал ее, но был не в силах убить готовую к смерти. Побеждаемый более страстью, нежели гневом, он наказал Екатерину ссылкой, забрав все ее имущество.

Согласно позднейшему, идеализированному "житийному", повествованию (обнаруживающему сюжетное сходство с житиями других христианских дев-мучениц), будущая святая родилась в Александрии Египетской в семье богатого язычника. Необыкно­венная красота Екатерины сочеталась с блестящей образо­ванностью: она разбиралась в поэзии и философии, занималась математикой и музыкой, владела искусством врачевания. В христианство ее обратил некий монах-пустынник (здесь можно вспомнить, что св. Екатерина была современницей знаменитого египетского аввы Антония, «отца христианского монашества»). По преданию, ей было видение, в котором Иисус Христос назвал ее Своей невестой и, в знак обручения, подал перстень. (Этот мотив «мистического брака» весьма популярен в западной религиозной живописи.)

О
твергнув все искушения разгневанного императора, даже предложение стать императрицей, она выдержала ученый диспут об истинности христианства с пятьюдесятью философами, приверженцами греко-римской языческой религии. Выйдя из спора победительницей, мудрая дева обратила в христианство всех своих оппонентов. Раздосадованный Максимиан предал их смерти, а Екатерину заточил в темницу. Но и находясь в узах, она многих сумела обратить ко Христу. Страшное колесо с острыми иглами, приготовленное для мучений Екатерины, чудесным образом развалилось, и тогда разъяренный император приказал ее обезглавить. Вероятно, это произошло около 303 г., в период последних и самых жестоких гонений на христиан в Римской империи (тогда же погиб св. Георгий Победоносец и многие другие). Мощи Екатерины были открыты в VIII в. египетскими христианами и перенесены в монастырь у подножия священной горы Синай, который и носит ее имя. Католическая Церковь считает св. Екатерину, славившуюся мудростью, покровитель­ницей учащегося юношества.

В России существовал дамский Орден св. Великомученицы Екатери­ны (иначе – Орден Освобождения), учреж­денный императором Петром Великим 24 ноября 1714 г. в память неудачного похода против турок (1711 г.). В нем принимала участие его жена, Екатерина Алексеевна, и своей находчивостью в критическую минуту «оказала не толь­ко мужу, но и всей России великую услугу» (она пожертвовала для «подарка» великому визирю все свои     Звезда ордена Св. Екатерины   
драгоценности, что значительно облег-           Вторая половина  XIX в.      
чило переговоры с турецкой стороной. Это спасло царя и его войско от гибели или плена). Знак Ордена – белый крест в руке св. Екатери­ны в пурпурном поле, а в центре – другой, меньший крест, украшен­ный лучами. Между спицами креста – начальные буквы латинской фразы: "Господи, спаси Царя". Орден имел две степени – большого креста и меньшего (кавалерственного). Большой крест, кроме царст­вен­ных особ, жаловался только двенадцати русским дамам. Первой дамой Ордена не царственной крови стала жена князя А. Менши­ко­ва. Девиз Ордена – "За любовь и Отечество". Пышный праздник Орде­на происходил в день памяти св. Великомученицы Екате­рины, 24 ноября по старому стилю, в Таврическом дворце.

Пользуясь случаем, хочу поздравить с Днем ангела всех носительниц этого ко многому обязывающего имени.

Литература:Житие и страдания святой великомученицы Екатерины (24 ноября / 7 декабря). М., 1992; Пятницкий Ю. А. Икона "Святая Екатерина" из собрания Государственного Эрмитажа // Палестинский сборник. Вып. 32 (95). СПб., 1993, с. 49-56.

Ю. Рубан

Пармиджанино   (1503-1540).
Мистическое обручение Святой Екатерины. 1525-1527


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины история россии 050401 история история с дополнительной специальностью

    Программа
    ... и другие. 26ноября Петроградский ВРК объявил чиновников-саботажников врагами народа, 7 декабря СНК постановил ... и неделю после Юрьева дня осеннего (26ноябряпост. стилю). Переход крестьянина сопровождался выплатой «пожилого» ...
  2. Программа учебной дисциплины история россии 050401 история история с дополнительной специальностью

    Программа
    ... и другие. 26ноября Петроградский ВРК объявил чиновников-саботажников врагами народа, 7 декабря СНК постановил ... и неделю после Юрьева дня осеннего (26ноябряпост. стилю). Переход крестьянина сопровождался выплатой «пожилого» ...
  3. Книжные выставки

    Документ
    ... Некрасов (10 декабря 1821 (28 ноябряпост. стилю) – 8 января 1878 (27 декабря 1877 пост.стилю) : ... 2007, вып.4. Бородинское сражение (7 сентября (26 августа) 1812 / Сост. М.С.Андреева, ... , вып. 3. Александр Сергеевич Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 – 29 ...
  4. Б иблиотечное дело библиотековедение

    Руководство
    ... Некрасов (10 декабря 1821 (28 ноябряпост. стилю) – 8 января 1878 (27 декабря 1877 пост.стилю) : К 185-летию ... . – 2007, вып.4. Бородинское сражение (7 сентября (26 августа) 1812 / Сост. М.С.Андреева, М.П.Короткова ...
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга I История России с древнейших времен до конца XVII века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия

    Книга
    ... после Юрьева дня осеннего (26ноябряпо старому стилю), не вводил никаких новостей. ... этим круто изменилась судьба Отрепьева: ставши послушником, он быстро сменил ... этапа. Первый — лето— начало декабря 1606 г .; второй — декабрь 1606 г . — май 1607 г ...

Другие похожие документы..