textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации

по организации учебного процесса

в образовательных учреждениях

Ставропольского края

в 2012-2013 учебном году

Ставрополь

2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………

3

Русский язык …………………………………………………………………………

12

Литература ……………………………………………………………………………...

36

Математика …………………………………………………………………………......

60

Информатика …………………………………………………………………………...

77

История и обществознание ……………………………………………………………

102

Физика …………………………………………………………………………………..

124

Химия …………………………………………………………………………………...

135

Биология ………………………………………………………………………………..

143

География ………………………………………………………………………………

154

Иностранный язык ……………………………………………………………………..

167

Мировая художественная культура …………………………………………………..

182

Изобразительное искусство …………………………………………………………

187

Технология ……………………………………………………………………………..

199

Физическая культура …………………………………………………………………..

221

Начальное образование ………………………………………………………………..

238

Основы религиозных культур и светской этики ……………………………………..

255

Введение

В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года, № 216);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);

- Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012 г. № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)(для 1-2 классов);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

- Информационно-методическое письмо Департамента общего образования от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Материалы по организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования»

Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса регламентируется следующими документами:

-Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277

«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября

2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».

Профильное обучение на старшей ступени общего образования регламентируется документами:

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года № 2783;

- Письмо Министерства образования РФ от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

- Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2004 года № 14-51 -102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 марта 2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения».

Приложение 1.

Рекомендации по составлению рабочих программ по предмету.

Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения), факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- авторских программ;

- материалов авторского учебно-методического комплекта.

Утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) осуществляется коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса. В случае если в примерной программе или в авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты.

Структура рабочей программы аналогична структуре примерной учебной программы. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем), требований к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), планируемых результатов образования, способов и форм оценки достижения этих результатов, форм занятий, приемов и методов преподавания, видов деятельности учащихся, перечня учебно-методического обеспечения образовательного процесса, списка используемой учебно-методической литературы.

На титульном листе указывается:

полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;

где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса);

указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

срок реализации данной программы;

указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;

ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.

В пояснительной записке содержатся

- цели и задачи изучения предмета (курса),

- характеристика учебной дисциплины, ее место в образовательной программе ОУ,

- концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся,

- отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой,

- сроки реализации рабочей учебной программы,

- формы и методы, технологии обучения,

- используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе,

- обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы.

Особое внимание необходимо уделить деятельности учащихся на уроке. Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей, специалистов по данному предмету.

Рабочая программа сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, и ставится гриф согласования на последнем листе:

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей________________

от____________№________,

подпись руководителя ОУ,

расшифровка подписи.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, который предполагают использовать, в федеральном перечне.

Ставится гриф согласования на последнем листе:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

(подпись) Расшифровка подписи.

Дата.

После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе.

Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении учителем соответствующего учебного предмета.

Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения на предметных кафедрах СКИРО ПК и ПРО.

Приложение 2.

Скороботова Т.В.,

доцент кафедры математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.

Определение учебной программы

Учебная программа - нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения.

Структурные элементы программы элективных курсов

Программа элективного курса должна содержать следующие обязательные разделы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка

3. Содержание курса

4. Тематический план

5. Учебно-методическая литература и литература для учителя.

6 Приложения.

Пояснительная записка программы

В пояснительной записке автор программы должен представить:

1. Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой).

2. Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии), задачи должны отражать результат (например: создать проект, провести исследование, изучить закон или явление, представить доклад или презентацию).

3. Прогнозируемые результаты (указать какие личностные, предметные, метапредметные результаты предполагается получить при проведении элективного курса).

4. Обоснование отбора содержания (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено главное содержание).

Средства реализации программы (методический комплекс, педагогические технологии, особенности изложения учебного материала, критерии оценки деятельности учащихся)

5.Указание внутрипредметных и межпредметных связей.

6.Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.

7.Характеристику временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в дополнительной базе)

8.Технические указания к тексту программы

9.Сведения об апробации программы.

Содержательная часть

  • Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени,

необходимого на их изучение.

  • Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.

Методическая часть.

1. Методические рекомендации.

2. Требования к уровню оценки результатов изучения элективного курса.

3. Развитие компетентностей учащихся.

4. Технологии обучения и методика по каждой теме.

5. Критерии эффективности реализации программы

б. Формы и методы контроля.

7. Список литературы, рекомендованный для учителя и ученика.

Приложение

1 .Тематическое планирование.

2. Дидактический материал.

Экспертиза программы.

Оценка программы может быть проведена на методическом совете ОУ.

Экспертиза - в СКИРО ПК и ПРО.

Критерии оценки программы элективного курса.

При представлении программы элективного курса на рецензию в СКИРО ПК и ПРО оценка проводится по следующим критериям:

1. Актуальность содержания программы.

2. Мотивационный потенциал.

3. Диагностика и процессуальность целеполагания.

4. Соответствие содержания поставленным целям.

5. Логическая стройность содержания.

6. Инвариантность содержания (содержание одно, а способы реализации могут быть разными).

Приложение 3.

Требования к оформлению программы элективного курса

Черноусенко Т. И.,

доцент кафедры математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.

Структура программы:

1. Название программы.

2. Пояснительная записка.

3. Тематическое планирование.

4. Учебно-тематическое планирование.

5. Список литературы.

Компоненты программы

Название программы

Название программы задается в соответствии с ее содержанием. Подзаголовок программы указывает, к какому виду элективных курсов относится данная программа по содержанию.

Пояснительная записка:

Цель (-и)

Под целью курса следует понимать прогнозируемые результаты обучения, сформулированные в обобщенной форме с использованием терминов, принятых в дидактике и одинаково понимаемых всеми участниками образовательного процесса. Цель программы должна отражать запросы учащихся, родителей и местных сообществ, связанных с «результативными» эффектами от изучения данного курса. Цель курса не может отражать запросы, предъявленные к условиям оказания образовательных услуг. Цель курса показывает, что должен сделать педагог, работающий по программе. При определении цели программы должны быть использованы ответственные формулировки (например, «научить», «сформировать», «передать технологию» и т.п.); безответственные формулировки (например, «способствовать», «создать условия для...») недопустимы. Формулировка цели не должна включать указание на средства ее достижения.

Исходя из специфики содержания и краткосрочности элективных курсов, программа элективного курса, как правило, подчинена одной цели.

Планируемые результаты программы

Планируемые результаты обучения должны конкретизировать цели курса. Они должны состоять из одной или нескольких легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания. Достаточной считается детализация планируемых образовательных результатов, при которой каждый результат отличается от остальных и существует возможность зафиксировать факт достижения каждого планируемого результата посредством педагогического измерения.

Планируемый образовательный результат включается в программу только в том случае, если его достижение может быть проверено средствами педагогической диагностики.

Формулировка планируемого образовательного результата должна описывать результат деятельности, а не процесс; четко указывать на каждый элемент содержания, включенный в результат; позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая задается для проверки достижения учащимися указанного результата.

Формулировки образовательного результата не могут содержать фраз, имеющих двоякое толкование и\или требующих детализации или конкретизации. Формулировки результатов должны быть написаны языком, доступным для понимания учащихся и их родителей.

Планируемый знаниевый образовательный результат должен содержать описание единицы содержания и общеучебного умения, т.е. того, какие операции учащийся будет выполнять с освоенной единицей содержания (например, воспроизводить, демонстрировать понимание, применять, анализировать, обобщать, оценивать), чтобы показать, на каком уровне будет освоено данное содержание.

Планируемый компетентностный образовательный результат следует определять с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает учащийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности одной из ключевых компетентностей в том или ином аспекте.

Совокупность всех планируемых образовательных результатов должна автоматически обеспечивать достижение цели курса.

Образовательные результаты, избыточные для достижения цели курса, не могут быть запланированы в программе.

Описание способа (-ов) оценки планируемых результатов

Пояснительная записка должна задавать предполагаемые формы контроля и критерии оценки планируемых образовательных результатов. Должно быть приведено краткое обоснование их адекватности запланированным результатам. Здесь же должно быть приведено принципиальное описание инструмента проверки.

Описание оснований для отбора содержания образования

В этой части пояснительной записки должно содержаться обоснование того, что включенные в содержание программы элективного курса информация и способы деятельности обеспечат достижение планируемых результатов обучения. Также необходимо охарактеризовать содержание, обеспечивающее достижение промежуточных результатов, так как качество промежуточных результатов определяет и уровень освоения итоговых.

Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника (с указанием на то, какой опыт получит учащийся, о чем он сможет сделать выводы, касающиеся его будущей образовательной траектории),

Описание принципиальных способов (техник, методов, технологии и т.п.) получения заявленных образовательных результатов, способов организации освоения элективного курса учащимися

Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса.

Следует указать необходимые для реализации программы ресурсы:

- привести перечень дидактических материалов (учебники, задачники, справочники и пр. на том или ином носителе), необходимых и достаточных для достижения планируемых результатов обучения;

- привести перечень материальных ресурсов (оборудование, приборы, материалы, возможность выхода в глобальную сеть и т.д.), необходимых и достаточных для достижения планируемых результатов обучения;

- описать организационные ресурсы (определенные требования к расписанию, графику работы и т.п.), необходимые и достаточные для достижения планируемых результатов обучения.

Тематическое планирование

Тематическое планирование включает в себя название тем и содержание обучения по каждой теме. Программа элективного курса может представлять собой одну тему, тогда тематическое деление содержания обучения не проводится.

Содержание обучения

Содержание обучения представляет собой совокупность информации (единиц содержания), подлежащей освоению, и видов деятельности учащегося, позволяющих достичь как промежуточных, так и конечных результатов.

Если содержание обучения включает в себя многосоставную с точки зрения умений деятельность учащихся в реальных или модельных условиях, то внутри каждой темы выделяется подзаголовок «Практическая деятельность учащихся», где описывается такая деятельность.

При планировании содержания обучения в рамках темы следует выделять то содержание, которое будет отнесено на самостоятельную работу учащихся (если таковая предполагается в процессе освоения программы), в том числе с использованием ИКТ.

Виды самостоятельной работы учащихся регламентируются; указывается, обеспечивается ли на каком-либо этапе работы сопровождение деятельности учащегося работой консультанта и/или тьютора.

Учебно-тематическое планирование

Планирование учебного времени должно давать представление о количестве часов, в том числе аудиторной работы, консультаций, самостоятельной работы. Учебно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы.

К аудиторным часам относятся часы, отведенные на занятия всей группы, осваивающей программу, с преподавателем в классной аудитории. К внеаудиторным - часы, отведенные на самостоятельную работу в школьной медиатеке, практикумы в различных организациях, экскурсионные формы работы, консультации преподавателя (обратная связь по результатам самостоятельной работы).

Все виды и формы работы, включенные во внеаудиторную работу по реализации программы, должны найти свое отражение в соответствующем разделе пояснительной записки.

Сумма аудиторных и внеаудиторных часов должна давать итоговое количество часов по теме. Часы, выделяемые на практическую деятельность, указываются в одной колонке, независимо от того, где и каким образом эта практическая деятельность организована.

Литература

Включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся., в том числе интернет-ресурсы

Биология

Сабельникова-Бегашвили Н.Н.,

зав. кафедрой математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО, к.б.н.

Дамианова Е.В.,

доцент кафедры математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО,к.п.н.

Преподавание учебного предмета «Биология»

в основной и старшей школе

Школьный курс биологии реализуется на второй и третьей ступени общего образования и относится к учебным предметам, которые в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Биология как учебный предмет изучается как в основной школе (6-9 классы), так и в общеобразовательных и некоторых профильных классах средней (полной) школы. При изучении в 5 классе курса «Природоведение» необходимо учитывать предварительную подготовку школьников, которая позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это важно учитывать при переходе к изучению биологии в 6 классе.

Учебный предмет «Природоведение» по решению образовательного учреждения может изучаться в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и значительного расширения раздела «Человек».

Следует обратить внимание, что на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности,возможно увеличение количества часов за счет часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

В соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края (от 07 июня 2012 г. № 537-пр) на изучение биологии в рамках основного общего образования отводится 245 часов (6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.).

В средней (полной) общеобразовательной школе при организации профильного обучения рекомендуем учебный предмет «Биология» изучать в следующих вариантах:

1. универсальный профиль – 2 часа за два года обучения (70 часов);

2. физико-химический профиль – 2 часа за два года обучения (70 часов);

3. химико-биологический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов);

4. биолого-географический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов);

5. агротехнологический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов).

Во всех остальных профилях может изучаться интегрированный курс «Естествознание», который включает химию, физику, биологию.

Программно – методическое обеспечение

На основании письма Министерством образования и науки РФ от 07.07.05 г. № 03-1263 рекомендуется использовать примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ:

На основе примерных программ авторскими коллективами различных издательств РФ разработаны и опубликованы вариативные (авторские) программы по биологии для основного общего и среднего (полного) образования:

Программы:

1. Сост. Пономарева И.Н. и др. Программы по биологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений.

2. Сост. Пономарева И.Н. и др. Программы по общей биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

3. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Сборник авторских программ по биологии: 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

4. Пальдяева Г.М. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология (комплект учебников, созданных под рук. В.В. Пасечника). 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 96с.

5. Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. – М.: Дрофа, 2009. – 144с.

6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа // Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 320с.

7. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

Универсальность структуры и содержания данных программ позволяет использовать любой учебно-методический комплекс, рекомендованный (допущенный) для работы в образовательных учреждениях края.

В 2012-2013 учебном году утвержден следующий перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.

Автор учебника

Класс

Издательство

1.

Еськов К.Ю. и др. под ред. Вахрушева А.А. Природоведение

5

Баласс

2.

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение

5

Дрофа

3.

Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение

5

Вентана-Граф

4.

Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию.

5

Дрофа

5.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы.

5

Дрофа

6.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение

5

Дрофа

.7

Пасечник В.В. Биология

6

Дрофа

9.

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

6

Просвещение

10.

Сонин Н.И. Биология

6

Дрофа

11

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология

6

Вентана-Граф

12.

Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология

6

Баласс

13.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология

7

Баласс

14

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология

7

Дрофа

15

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология

7

Вентана-Граф

16

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

7

Просвещение

17.

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология

7

Дрофа

18

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

8

Просвещение

19.

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология

8

Дрофа

20.

Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э. и др. Биология

8

Баласс

21.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология

8

Вентана-Граф

22

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология

8

Дрофа

23

Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология

9

Вентана-Граф

24

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

9

Просвещение

25.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)

9

Дрофа

26.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология

9

Дрофа

27

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Рутиан А.С. Биология

9

Баласс

28.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология (базовый уровень)

10

Вентана-Граф

28.

Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Дмитриев И.С. Естествознание (базовый уровень)

10

Просвещение

29.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

30.

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

31.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология (базовый уровень)

11

Вентана-Граф

32.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)

11

Дрофа

33.

Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В., Шаталов М.А. и др.; Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Орещенко Н.И. и др. Естествознание (базовый уровень)

11

Просвещение

34

Бочкова О.А. Естествознание

5

Просвещение

35

Бочкова О.А. Естествознание

6

Просвещение

Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования).

С подробной информацией о современных учебно-методических комплексах по биологии (с аннотациями и справочным материалом) рекомендуем ознакомиться на сайтах:

– Каталог издательства «Дрофа».

– Каталог издательства «Вентана-Граф».

– Каталог издательства «Просвещение».

– Каталог издательства «Мнемозина».

– Каталог издательства «Русское слово-РС».

– Каталог издательства «Баласс».

Рекомендации по изучению предмета «Биология» на углубленном уровне

Учебно-методические комплекты базовых курсов по биологии являются традиционными и давно используются в практике обучения. Учебно-методические комплексы для профильных классов сформированы и рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки РФ.

Для углубленного изучения предмета «Биология» может быть использован учебно-методический комплекс:

1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы // Под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – Ч. 1. – 303с.

2. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы // Под ред. В.К. Шумного. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – Ч. 2. – 287с.

3. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы. // Практикум. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – 144с.

Рекомендации по изучению регионального компонента

В Федеральном базисном учебном плане государственного образовательного стандарта на изучение школьного курса «Биология» отводится 1 час учебного времени. Региональный компонент способствует формированию у обучающихся практических умений и навыков различать живые организмы, работать с информационными источниками сложной структуры (атласы, определители, словари), используя различные методы изучения природы. Поэтому в классах, где биология изучается в объеме 35 часов (1 час в неделю), на изучение регионального компонента (РК) должно отводиться не менее 4 часов учебного времени (10%).

Однако возможно увеличение количества часов, которые рекомендуется использовать учителям биологии для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленностии проведения практических работ и экскурсий в природу.

В учебный план образовательного учреждения возможно введение курса «Экология», содержание которого целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации Ставропольского края.

С целью реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе в преподавании биологии и экологии могут быть использованы следующая учебно-методическая литература:

1. Экология. 8-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений − М.: Дрофа, 2011. − 160с.

2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 256с.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Методическое пособие – М.: Дрофа, 2008. – 96с.

4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Тесты. – М.: Дрофа, 2008. – 48с.

5. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология. 10 (11) класс // Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 304с.

6. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология. 10 (11) класс // // Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 192с.

7. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс // Сборник задач. – М.: Дрофа, 2008. – 208с.

8. Экология. 10-11 классы. Электронное пособие. – М., 2005.

9. Красная книга Ставропольского края. – Сайт:

10. Шальнев В.А Ландшафты Ставропольского края // Учебное пособие. −Ставрополь: СГПУ, 1995. −52с.

Рекомендации по оформлению и проведению элективных курсов

На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счет компонента образовательного учреждения.

Элективные курсы – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности обучающихся.

Требования к тематике и содержанию элективных курсов:

1 актуальность, социальную и личностную значимость;

2 углубление знаний базовых и профильных общеобразовательных предметов;

3 развитие значительного потенциала, способствующего формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций обучающихся.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка, которая должна включать краткую аннотацию, место курса в образовательном процессе, цели и задачи изучения курса.

3. Содержание курса, методы и формы обучения, прогнозируемые результаты изучения курса, формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.

4. Учебно-тематический план.

5. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

6. Учебно-методическое обеспечение предмета.

По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности: (защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий и т. д).

Элективные курсы по биологии:

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Биология растений, грибов, лишайников». – М.: Дрофа, 2007. – 207с.

2. Обухов Д. К., Кириленкова В.Н. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Клетки и ткани». – М.: Дрофа, 2007.

3. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 192с.

4. Программы элективных курсов «Биология» 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.

5. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 208с.

6.Сост. Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов // Под ред. Оспенниковой Е.В. – М.: Университетская книга, 2008. – 480с.

7. Сост. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. Биология.10-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

8. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 384с.

9. Харченко Л.Н. Естествознание. 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007 – 227с.

Рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ по биологии

Содержание учебного материала регламентируется специальным документом ГИА и ЕГЭ – кодификатором.

Перечень элементов содержания, проверяемых на ГИА и ЕГЭ по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии базового и профильного уровней.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ рекомендуется использовать все учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, пособия, рекомендованные ФИПИ и рабочие или специальные тетради, предусматривающие различные формы контроля знаний, работу с рисунками, таблицами, схемами. Методическую помощь учителю и обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ могут оказать материалы сайта ФИПИ ():

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ГИА и ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

- аналитические отчеты о результатах ГИА и ЕГЭ и методические письма прошлых лет.

Перед началом изучения каждого раздела курса рекомендуется выделить время на диагностику уровня подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Необходимо проанализировать наиболее типичные ошибки, допускаемые обучающимися при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ и целесообразно использовать задания, аналогичные тестовым заданиям экзаменационной работы.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ необходимо у обучающихся формировать умение адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы.

Рекомендуется обсудить результаты ГИА и ЕГЭ на заседаниях районных, школьных методических объединений учителей биологии, при этом обратив особое внимание на темы разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье»,так какв экзаменационной работе встречается большое количество заданий из этих разделов: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, терминов и понятий.

В календарно-тематическом планировании (независимо от УМК по предмету) рационально включать специальную колонку «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель будет обращаться в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.

Рекомендации по изучению материалов ФГОС основного общего

и среднего (полного) общего образования нового поколения

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит как одну из важнейших задач обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

В связи с этим в 2012-2013 учебном году продолжится последовательная подготовка к введению ФГОС основного общего образования и утверждение ФГОС среднего (полного) общего образования. Поэтому в условиях перехода на ФГОС нового поколения рекомендуется обратить внимание на изучение следующих источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Серия стандарты второго поколения.

3. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 59с.

6. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие // сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2012. – 383, [1]с.

7. Рабочие программы. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы: учебно-методическое пособие // сост.И.Г. Власова. – М.: Дрофа, 2012. – 95, [1]с.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.

9. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

10. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать и проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

В примерной программе основного общего образования к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе биологии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

- необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- необходимости защиты от травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В соответствии с ФГОС ООО нового поколения планируется изучение курса «Введение в биологию» в 5 классе, при ознакомлении с которым рекомендуется обратиться к следующим литературным источникам:

1. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введению в биологию. – М.: Изд-во «Дрофа», 2012. – 158 [2]с.

2. Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. Введению в биологию. – М.: Изд-во «Дрофа», 2011. – 192с.

3. Плешаков А.А., Н.И. Сонин. Введение в естественнонаучные дисциплины. Естествознание. – М.: Изд-во «Дрофа», 2012. – 174 [2]с.

Примерный

перечень вопросов для обсуждения на августовских совещаниях.

В соответствии с проектом модернизации региональных систем образования как средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» рекомендуется примерный перечень вопросов для обсуждения на августовских совещаниях, проводимых в форме семинаров, «круглых столов», презентации опыта работы лучших учителей края, победителей ПНПО, мастер-классов:

  • Приоритетные направления развития биологического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках биологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

  • Обновление содержания и методики преподавания школьного курса «Биология» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

  • Портфолио как одна из форм представления опыта работы. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (из опыта работы учителей-практиков).

  • Система повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности и мастерства учителя биологии.

  • Системно-деятельностный подход в организации обучения и мастерство педагога.

  • Учебно-методический комплекс как средство формирования универсальных учебных действий.

  • Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации ФГОС нового поколения.

  • Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта лучших учителей (из опыта работы учителя-практика).

  • Опыт участия учителей биологии и обучающихся в конкурсах уроков с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах (из опыта работы учителей-практиков).

  • Создание условий для развития творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.

  • Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по биологии. Результаты ЕГЭ и ГИА по биологии в Ставропольском крае в 2012 году. Анализ типичных ошибок ЕГЭ и ГИА по биологии.

  • Современные подходы к процедуре проведения ЕГЭ. Перевод ЕГЭ в компьютерный формат.

  • Современные педагогические технологии на уроках биологии и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  • Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач.

  • Современные подходы к подготовке и проведению уроков биологии с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски.

  • Особенности работы с одаренными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам по биологии и экологии.

  • Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  • Личностно-ориентированный подход в обучении как средство сохранения здоровья подрастающего поколения.

  • Эксперимент и его место в преподавании биологии. Применение лабораторного оборудования для постановки и проведения биологического эксперимента (из опыта работы учителей-практиков).

  • Роль кабинета биологии в обеспечении нового качества образования (современные требования к оснащению кабинетов, опыт эффективного использования современного лабораторного оборудования).

  • Опыт реализации системно-деятельностного подхода, проектной деятельности, использования ИКТ, развивающего обучения в практике работы учителей биологии.

Дополнительная литература по предмету

1. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.

2. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

3. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С-Пб, 2009. – 30с.

4. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. – М., 2010.

5. Громыко Н.В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.

6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей // Под ред. А.П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2007. – 176с.

7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ. Биология. Сдаем экзамен. – М., 2011. – 44с.

8. Калинова Г.С, Петросова Р.А., Никишова Е.А. ЕГЭ-2012. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2011.

9. Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2008. – Ч. 6. – 256с.

10. Лернер Г.И. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2011. – 352с.

11. Никишова Е.А., Шаталова С.П. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Биология. – М.: Астрель, 2012.

12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272с.

13. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144с.

14. Рохлов В.С. Биология. 9 класс. Курс комплексной подготовки. В 4 книгах. – М.: Национальное образование, 2010. – 248с.

15. Сборник нормативных документов. Биология (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 99, [13]с.

16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

17. Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – Волгоград, 2007. – 94с.

18. Теремов А.В. Рохлов В.С. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Биология. 2011. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 160с.

19. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы. − Волгоград: Учитель, 2010. – 165с.

20. Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192с.

21. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.

Журналы:

1. Журнал «Современный урок». – М.: «Педагогический поиск».

2. Журнал «Профильная школа». – М.: «Русский журнал».

3. Журнал «Мастер-класс: Приложение к журналу. – М.: «Методист».

4. Журнал «Биология в школе».

5. Журнал «Вестник Всероссийской олимпиады школьников».

6. Журнал «Наука и жизнь»

7. Журнал «Одаренный ребенок».

Сайты:

Природа: национальный портал.

База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

Зоология: человек и домашние животные.

– Научная сеть».

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.

. – Единая коллекция ЦОР.

/mlk_nas.htm – Редкие и исчезающие животные России.

– Методическая лаборатория биологии.

– Биология (подготовка к ЕГЭ).

– Газета «Биология».

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации учебного процесса

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  2. Методические рекомендации по организации учебного процесса (1)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (2)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (3)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (4)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  6. Методические рекомендации по организации учебного процесса (5)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  7. Методические рекомендации по организации учебного процесса (6)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Другие похожие документы..