textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Биология

Сабельникова-Бегашвили Н.Н.,

зав. кафедрой математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО, к.б.н.

Дамианова Е.В.,

доцент кафедры математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО,к.п.н.

Преподавание учебного предмета «Биология»

в основной и старшей школе

Школьный курс биологии реализуется на второй и третьей ступени общего образования и относится к учебным предметам, которые в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Биология как учебный предмет изучается как в основной школе (6-9 классы), так и в общеобразовательных и некоторых профильных классах средней (полной) школы. При изучении в 5 классе курса «Природоведение» необходимо учитывать предварительную подготовку школьников, которая позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это важно учитывать при переходе к изучению биологии в 6 классе.

Учебный предмет «Природоведение» по решению образовательного учреждения может изучаться в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и значительного расширения раздела «Человек».

Следует обратить внимание, что на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности,возможно увеличение количества часов за счет часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

В соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края (от 07 июня 2012 г. № 537-пр) на изучение биологии в рамках основного общего образования отводится 245 часов (6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.).

В средней (полной) общеобразовательной школе при организации профильного обучения рекомендуем учебный предмет «Биология» изучать в следующих вариантах:

1. универсальный профиль – 2 часа за два года обучения (70 часов);

2. физико-химический профиль – 2 часа за два года обучения (70 часов);

3. химико-биологический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов);

4. биолого-географический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов);

5. агротехнологический профиль – 6 часов за два года обучения (210 часов).

Во всех остальных профилях может изучаться интегрированный курс «Естествознание», который включает химию, физику, биологию.

Программно – методическое обеспечение

На основании письма Министерством образования и науки РФ от 07.07.05 г. № 03-1263 рекомендуется использовать примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ:

На основе примерных программ авторскими коллективами различных издательств РФ разработаны и опубликованы вариативные (авторские) программы по биологии для основного общего и среднего (полного) образования:

Программы:

1. Сост. Пономарева И.Н. и др. Программы по биологии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений.

2. Сост. Пономарева И.Н. и др. Программы по общей биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

3. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Сборник авторских программ по биологии: 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

4. Пальдяева Г.М. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология (комплект учебников, созданных под рук. В.В. Пасечника). 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 96с.

5. Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. – М.: Дрофа, 2009. – 144с.

6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа // Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 320с.

7. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

Универсальность структуры и содержания данных программ позволяет использовать любой учебно-методический комплекс, рекомендованный (допущенный) для работы в образовательных учреждениях края.

В 2012-2013 учебном году утвержден следующий перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.

Автор учебника

Класс

Издательство

1.

Еськов К.Ю. и др. под ред. Вахрушева А.А. Природоведение

5

Баласс

2.

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение

5

Дрофа

3.

Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение

5

Вентана-Граф

4.

Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию.

5

Дрофа

5.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы.

5

Дрофа

6.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение

5

Дрофа

.7

Пасечник В.В. Биология

6

Дрофа

9.

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

6

Просвещение

10.

Сонин Н.И. Биология

6

Дрофа

11

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология

6

Вентана-Граф

12.

Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология

6

Баласс

13.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология

7

Баласс

14

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология

7

Дрофа

15

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология

7

Вентана-Граф

16

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

7

Просвещение

17.

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология

7

Дрофа

18

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

8

Просвещение

19.

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология

8

Дрофа

20.

Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э. и др. Биология

8

Баласс

21.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология

8

Вентана-Граф

22

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология

8

Дрофа

23

Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология

9

Вентана-Граф

24

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. Биология

9

Просвещение

25.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)

9

Дрофа

26.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология

9

Дрофа

27

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Рутиан А.С. Биология

9

Баласс

28.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология (базовый уровень)

10

Вентана-Граф

28.

Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Дмитриев И.С. Естествознание (базовый уровень)

10

Просвещение

29.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

30.

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа

31.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология (базовый уровень)

11

Вентана-Граф

32.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)

11

Дрофа

33.

Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В., Шаталов М.А. и др.; Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Орещенко Н.И. и др. Естествознание (базовый уровень)

11

Просвещение

34

Бочкова О.А. Естествознание

5

Просвещение

35

Бочкова О.А. Естествознание

6

Просвещение

Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования).

С подробной информацией о современных учебно-методических комплексах по биологии (с аннотациями и справочным материалом) рекомендуем ознакомиться на сайтах:

– Каталог издательства «Дрофа».

– Каталог издательства «Вентана-Граф».

– Каталог издательства «Просвещение».

– Каталог издательства «Мнемозина».

– Каталог издательства «Русское слово-РС».

– Каталог издательства «Баласс».

Рекомендации по изучению предмета «Биология» на углубленном уровне

Учебно-методические комплекты базовых курсов по биологии являются традиционными и давно используются в практике обучения. Учебно-методические комплексы для профильных классов сформированы и рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки РФ.

Для углубленного изучения предмета «Биология» может быть использован учебно-методический комплекс:

1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы // Под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – Ч. 1. – 303с.

2. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы // Под ред. В.К. Шумного. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – Ч. 2. – 287с.

3. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. 10-11 классы. // Практикум. – М.: «Изд-во «Просвещение», 2010. – 144с.

Рекомендации по изучению регионального компонента

В Федеральном базисном учебном плане государственного образовательного стандарта на изучение школьного курса «Биология» отводится 1 час учебного времени. Региональный компонент способствует формированию у обучающихся практических умений и навыков различать живые организмы, работать с информационными источниками сложной структуры (атласы, определители, словари), используя различные методы изучения природы. Поэтому в классах, где биология изучается в объеме 35 часов (1 час в неделю), на изучение регионального компонента (РК) должно отводиться не менее 4 часов учебного времени (10%).

Однако возможно увеличение количества часов, которые рекомендуется использовать учителям биологии для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленностии проведения практических работ и экскурсий в природу.

В учебный план образовательного учреждения возможно введение курса «Экология», содержание которого целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации Ставропольского края.

С целью реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе в преподавании биологии и экологии могут быть использованы следующая учебно-методическая литература:

1. Экология. 8-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений − М.: Дрофа, 2011. − 160с.

2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 256с.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Методическое пособие – М.: Дрофа, 2008. – 96с.

4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс // Тесты. – М.: Дрофа, 2008. – 48с.

5. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология. 10 (11) класс // Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 304с.

6. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология. 10 (11) класс // // Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 192с.

7. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс // Сборник задач. – М.: Дрофа, 2008. – 208с.

8. Экология. 10-11 классы. Электронное пособие. – М., 2005.

9. Красная книга Ставропольского края. – Сайт:

10. Шальнев В.А Ландшафты Ставропольского края // Учебное пособие. −Ставрополь: СГПУ, 1995. −52с.

Рекомендации по оформлению и проведению элективных курсов

На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счет компонента образовательного учреждения.

Элективные курсы – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности обучающихся.

Требования к тематике и содержанию элективных курсов:

1 актуальность, социальную и личностную значимость;

2 углубление знаний базовых и профильных общеобразовательных предметов;

3 развитие значительного потенциала, способствующего формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций обучающихся.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка, которая должна включать краткую аннотацию, место курса в образовательном процессе, цели и задачи изучения курса.

3. Содержание курса, методы и формы обучения, прогнозируемые результаты изучения курса, формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.

4. Учебно-тематический план.

5. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

6. Учебно-методическое обеспечение предмета.

По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности: (защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий и т. д).

Элективные курсы по биологии:

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Биология растений, грибов, лишайников». – М.: Дрофа, 2007. – 207с.

2. Обухов Д. К., Кириленкова В.Н. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Клетки и ткани». – М.: Дрофа, 2007.

3. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 192с.

4. Программы элективных курсов «Биология» 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.

5. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 208с.

6.Сост. Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов // Под ред. Оспенниковой Е.В. – М.: Университетская книга, 2008. – 480с.

7. Сост. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. Биология.10-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

8. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 384с.

9. Харченко Л.Н. Естествознание. 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007 – 227с.

Рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ по биологии

Содержание учебного материала регламентируется специальным документом ГИА и ЕГЭ – кодификатором.

Перечень элементов содержания, проверяемых на ГИА и ЕГЭ по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии базового и профильного уровней.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ рекомендуется использовать все учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, пособия, рекомендованные ФИПИ и рабочие или специальные тетради, предусматривающие различные формы контроля знаний, работу с рисунками, таблицами, схемами. Методическую помощь учителю и обучающимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ могут оказать материалы сайта ФИПИ ():

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ГИА и ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

- аналитические отчеты о результатах ГИА и ЕГЭ и методические письма прошлых лет.

Перед началом изучения каждого раздела курса рекомендуется выделить время на диагностику уровня подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Необходимо проанализировать наиболее типичные ошибки, допускаемые обучающимися при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ и целесообразно использовать задания, аналогичные тестовым заданиям экзаменационной работы.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ необходимо у обучающихся формировать умение адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы.

Рекомендуется обсудить результаты ГИА и ЕГЭ на заседаниях районных, школьных методических объединений учителей биологии, при этом обратив особое внимание на темы разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье»,так какв экзаменационной работе встречается большое количество заданий из этих разделов: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, терминов и понятий.

В календарно-тематическом планировании (независимо от УМК по предмету) рационально включать специальную колонку «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель будет обращаться в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.

Рекомендации по изучению материалов ФГОС основного общего

и среднего (полного) общего образования нового поколения

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит как одну из важнейших задач обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

В связи с этим в 2012-2013 учебном году продолжится последовательная подготовка к введению ФГОС основного общего образования и утверждение ФГОС среднего (полного) общего образования. Поэтому в условиях перехода на ФГОС нового поколения рекомендуется обратить внимание на изучение следующих источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Серия стандарты второго поколения.

3. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 59с.

6. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие // сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2012. – 383, [1]с.

7. Рабочие программы. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы: учебно-методическое пособие // сост.И.Г. Власова. – М.: Дрофа, 2012. – 95, [1]с.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.

9. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

10. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать и проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

В примерной программе основного общего образования к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе биологии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

- необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- необходимости защиты от травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В соответствии с ФГОС ООО нового поколения планируется изучение курса «Введение в биологию» в 5 классе, при ознакомлении с которым рекомендуется обратиться к следующим литературным источникам:

1. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введению в биологию. – М.: Изд-во «Дрофа», 2012. – 158 [2]с.

2. Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. Введению в биологию. – М.: Изд-во «Дрофа», 2011. – 192с.

3. Плешаков А.А., Н.И. Сонин. Введение в естественнонаучные дисциплины. Естествознание. – М.: Изд-во «Дрофа», 2012. – 174 [2]с.

Примерный

перечень вопросов для обсуждения на августовских совещаниях.

В соответствии с проектом модернизации региональных систем образования как средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» рекомендуется примерный перечень вопросов для обсуждения на августовских совещаниях, проводимых в форме семинаров, «круглых столов», презентации опыта работы лучших учителей края, победителей ПНПО, мастер-классов:

  • Приоритетные направления развития биологического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках биологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

  • Обновление содержания и методики преподавания школьного курса «Биология» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

  • Портфолио как одна из форм представления опыта работы. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (из опыта работы учителей-практиков).

  • Система повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности и мастерства учителя биологии.

  • Системно-деятельностный подход в организации обучения и мастерство педагога.

  • Учебно-методический комплекс как средство формирования универсальных учебных действий.

  • Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации ФГОС нового поколения.

  • Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта лучших учителей (из опыта работы учителя-практика).

  • Опыт участия учителей биологии и обучающихся в конкурсах уроков с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах (из опыта работы учителей-практиков).

  • Создание условий для развития творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.

  • Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по биологии. Результаты ЕГЭ и ГИА по биологии в Ставропольском крае в 2012 году. Анализ типичных ошибок ЕГЭ и ГИА по биологии.

  • Современные подходы к процедуре проведения ЕГЭ. Перевод ЕГЭ в компьютерный формат.

  • Современные педагогические технологии на уроках биологии и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  • Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач.

  • Современные подходы к подготовке и проведению уроков биологии с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски.

  • Особенности работы с одаренными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам по биологии и экологии.

  • Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  • Личностно-ориентированный подход в обучении как средство сохранения здоровья подрастающего поколения.

  • Эксперимент и его место в преподавании биологии. Применение лабораторного оборудования для постановки и проведения биологического эксперимента (из опыта работы учителей-практиков).

  • Роль кабинета биологии в обеспечении нового качества образования (современные требования к оснащению кабинетов, опыт эффективного использования современного лабораторного оборудования).

  • Опыт реализации системно-деятельностного подхода, проектной деятельности, использования ИКТ, развивающего обучения в практике работы учителей биологии.

Дополнительная литература по предмету

1. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.

2. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

3. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С-Пб, 2009. – 30с.

4. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. – М., 2010.

5. Громыко Н.В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.

6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей // Под ред. А.П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2007. – 176с.

7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ. Биология. Сдаем экзамен. – М., 2011. – 44с.

8. Калинова Г.С, Петросова Р.А., Никишова Е.А. ЕГЭ-2012. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2011.

9. Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2008. – Ч. 6. – 256с.

10. Лернер Г.И. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2011. – 352с.

11. Никишова Е.А., Шаталова С.П. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Биология. – М.: Астрель, 2012.

12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272с.

13. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144с.

14. Рохлов В.С. Биология. 9 класс. Курс комплексной подготовки. В 4 книгах. – М.: Национальное образование, 2010. – 248с.

15. Сборник нормативных документов. Биология (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 99, [13]с.

16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

17. Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – Волгоград, 2007. – 94с.

18. Теремов А.В. Рохлов В.С. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Биология. 2011. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 160с.

19. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы. − Волгоград: Учитель, 2010. – 165с.

20. Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192с.

21. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.

Журналы:

1. Журнал «Современный урок». – М.: «Педагогический поиск».

2. Журнал «Профильная школа». – М.: «Русский журнал».

3. Журнал «Мастер-класс: Приложение к журналу. – М.: «Методист».

4. Журнал «Биология в школе».

5. Журнал «Вестник Всероссийской олимпиады школьников».

6. Журнал «Наука и жизнь»

7. Журнал «Одаренный ребенок».

Сайты:

Природа: национальный портал.

База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

Зоология: человек и домашние животные.

– Научная сеть».

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.

. – Единая коллекция ЦОР.

/mlk_nas.htm – Редкие и исчезающие животные России.

– Методическая лаборатория биологии.

– Биология (подготовка к ЕГЭ).

– Газета «Биология».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации учебного процесса

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  2. Методические рекомендации по организации учебного процесса (1)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (2)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (3)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (4)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  6. Методические рекомендации по организации учебного процесса (5)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  7. Методические рекомендации по организации учебного процесса (6)

    Методические рекомендации
    В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Другие похожие документы..