Главная > Документ


Комплексный анализ текста на основе произведений

А. И. Солженицына «Крохотки».

Ковальчук Е. А., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 17

В начале 2008-2009 учебного года МО СОШ № 17 получило письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 4 сентября 2008 года, в котором рекомендовалось расширить изучение творческого наследия Александра Исаевича Солженицына в общеобразовательных учреждениях. В приложении к письму давались методические рекомендации. Изучив их с коллегами, мы решили использовать миниатюры «Крохотки»

А. И. Солженицына как материал для комплексного анализа текста в среднем и старшем звене.

Перед работой с комплексным анализом текста я рассказывала ученикам о создателе «Крохоток» - крупном русском мыслителе, прозаике, публицисте, драматурге XX века, лауреате Нобелевской премии (1970), академике Российской Академии наук (1997) Александре Исаевиче Солженицыне (11.12.1918 – 4.09.2008). Во вступительном слове сообщала, что он автор самой малой прозы – трёх десятков «Крохоток», которые после

И. С.Тургенева естественно назвать «Стихотворения в прозе».

Это свободные прозаические этюды-раздумья, которые образуют 2 цикла, каждый завершён «Молитвой». От молитвы о себе к молитве о России. Несколько «Крохоток» из раннего цикла (1958-1963) связаны с велосипедными поездками автора по Средней России, позднего цикла(1996-1999) – с возвращением из изгнания через всю страну, от Владивостока до Москвы, с путешествием по Волге, через Калязин и Углич.

Все тексты «Крохоток» интересны по мысли и ярки по форме. Для комплексного анализа я отобрала те, в которых ученикам легче понять авторский замысел.

К текстам мне пришлось самостоятельно составлять вопросы, учитывая их лингвистическое, стилистическое и художественное своеобразие. Опорой мне послужил план комплексного анализа текста. Мною было замечено, что, получив деформированный текст с заданиями к нему, ученики не испытывали затруднений в выборе заглавия, определении темы, но им трудно было определить основную мысль. Когда раздала недеформированный текст «крохотки» и ученики прочитали его, тех, кто затруднялся в определении идеи, стало гораздо меньше. Конечно, детям приходилось напоминать, что простота «крохотки» кажущаяся, нужно научиться читать её вдумчиво. Чтобы ошибки не повторялись, я детально, кропотливо анализировала структуру текстов, особенности авторского языка на уроках развития речи по темам

«Текст» («Дыхание», «Костёр и муравьи, «Приступая ко дню», «Лиственница),

«Описание животного» («Шарик», «Утёнок),

«Описание действий» (Шарик», «Костёр и муравьи», «Гроза в горах»), «Описание архитектурных памятников» («Город на Неве», «Колокол Углича», «Колокольня»).

Повторюсь, легче это делать на недеформированных текстах.

К деформированным текстам я обращалась при изучении лексики и синтаксиса в среднем звене, повторении этих разделов русского языка в старших классах. Ученики замечали особенности лексики

А. И. Солженицына, синтаксических конструкций. (Комплексные анализы текстов прилагаются.)

Тексты «Крохоток» А. И. Солженицына помогали решать на уроке и воспитательные задачи, заставляя детей задуматься над смыслом жизни,

добром, злом, над нравственными вопросами.

Если на начальном этапе работы мне приходилось задавать много наводящих вопросов детям, повторять с ними многое, учить работе с деформированным текстом, то через время сильные ученики сами готовили вопросы для комплексного анализа.

Конечным этапом в работе с «Крохотками» А. И. Солженицына может стать написание на их основе сочинения, своеобразного диалога с автором.

На «Крохотках» А. И. Солженицына мои ученики убедились в верности слов Д. С. Лихачёва: «В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее…»

Приложение №1

Приложение№2

Костёр и муравьи

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил бревнышко и откати его на край. Теперь муравьи многие спаслись – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и - какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! И были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

Комплексный анализ текста

Приложение №2

Лихое зелье

Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт.

Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?

Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давнее, что и в наисегодняшнем сегодня, - понуро склоняешь голову: да, знать таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.

До конца человечества.

И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.

Комплексный анализ текста

(1) Сколько(же) труда кладёт земл.делец: сохр.нить зёрна до срока посе.ть угодно, дохолить до пл.дов р.стения добрые. (2)Но с дикой резвост.ю взбрасывают.ся с.рняки – не только без ухода (досмотра), а против всякого ухода, (в)насмешку. (3)То(то) и пословица: лихое зелье – (не)скоро в землю уйдёт.

(4)(От)чего(ж) у добрых р.стений всегда сил меньше?

(5)Видя (не)вылазность человеческой истории что в дальнем(дальнем) давне что и в наисегодн.шнем сегодня, - понуро скл.няеш. голову: да, знать таков закон всемирный. (6)И нам из него (не)выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.

(7)До конца человечества.

(8)И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.

  1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

  2. Определите стиль текста.

  3. Раскройте смысл пословицы из 3-го предложения.

  4. Сделайте морфемный разбор слова, выделенного жирным шрифтом.

  5. Выпишите из предложения 6 все местоимения, укажите их разряды.

  6. Найдите в тексте БСП, в состав которого входит односоставное предложение. Укажите его номер. Запишите вид односоставного предложения.

  7. Найдите в тексте простое неполное предложение. Укажите его номер.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр исаевич солженицын (2)

    Библиографический указатель
    ... отца России и правдолюбца – АлександраИсаевичаСолженицына. Краткая биография А.И.СолженицынаАлександрСолженицын родился 11 декабря 1918 ... - Загл. с экрана. 304. 1970 - АлександрИсаевичСолженицын // Лауреаты Нобелевской премии в области литературы ...
  2. Александр Исаевич Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995)

    Документ
    ... АлександрИсаевичСолженицын. Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть I --------------------------------------------------------------- Воспроизведено с издания: А. И. Солженицын ... проявил свою неутомимую деятельность АлександрИсаевич Браудо"35. А. Г. ...
  3. Александр Исаевич Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995)

    Документ
    ... АлександрИсаевичСолженицын. Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть I --------------------------------------------------------------- Воспроизведено с издания: А. И. Солженицын ... проявил свою неутомимую деятельность АлександрИсаевич Браудо"35. А. Г. ...
  4. Александр исаевич солженицын раковый корпус аннотация

    Документ
    АлександрИсаевичСолженицын Раковый корпус Аннотация Повесть задумана А. И. Солженицыным летом 1954 в ... обстоятельств. Вплотную А. И. Солженицын писал «Раковый корпус» с ... надо было бы и писать в Александров. – Александров, – уже записал безголосый. – ...
  5. Александр Исаевич Солженицын Раковый корпус Аннотация

    Документ
    АлександрИсаевичСолженицын Раковый корпус Аннотация Повесть задумана А. И. Солженицыным летом 1954 в ... обстоятельств. Вплотную А. И. Солженицын писал «Раковый корпус» с ... надо было бы и писать в Александров. – Александров, – уже записал безголосый. – ...
  6. Александр исаевич солженицын фильм о рублеве аннотация

    Документ
    АлександрИсаевичСолженицын Фильм о Рублеве Аннотация «Фильм о Рублёве» ( ... это легко и естественно шёл Эйзенштейн в «Александре Невском», где ни перед битвой ...

Другие похожие документы..