Главная > Государственный образовательный стандарт


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской

Федерации

__________В. Д. Шадриков

“_5_”_апреля_ 2000г.

Регистрационный номер

325 тех/бак

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление 551800 - Технологические машины

и оборудование

Степень (квалификация) – бакалавр техники и технологии

Вводится с момента утверждения

Москва 2000 г.

1. Общая характеристика направления подготовки бакалавра

Технологические машины и оборудование”

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации за № 686 от 02 марта 2000 г.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр техники и технологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Технологические машины и оборудование” при очной форме обучения - 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Областью профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки “Технологические машины и оборудование” являются машиностроение и приборостроение.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению “Технологические машины и оборудование” являются машины и оборудование различного назначения, методы их проектирования, производства, реновации и утилизации.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Выпускники по направлению подготовки “Технологические машины и оборудование” подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • производственно-технологическая;

  • организационно-управленческая;

  • научно-исследовательская;

  • проектная.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

1.3.4. Задачи профессиональной деятельности.

Бакалавр должен быть подготовлен к решению следующих типов задач:

  • техническое и рабочее проектирование узлов и деталей машин;

  • проведение испытаний машин и их элементов на надежность по типовым методикам;

  • проектирование типовых технологических процессов изготовления заготовок, деталей, сборки узлов и машин;

  • управление производством на уровне производственных участков;

  • технологическое сопровождение действующего производства;

  • техническое конструирование электромеханических, гидравлических и пневматических средств автоматического управления на основе типовых решений;

  • испытания средств автоматизации по типовым методикам;

  • анализ и синтез механизмов многодвигательных машин;

  • разработка систем виброизоляции машин и защиты от шума;

  • расчет стендов динамических испытаний, зубчатых и червячных передач ответственного назначения;

  • конструирование сложных опор валов, систем смазки машин и механизмов;

  • анализ надежности и долговечности проектируемых машин.

1.4. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

  • в магистратуре по направлениям 551800 - “Технологические машины и оборудование”, 551600 - “Материаловедение и технология новых материалов” и 552900 - “Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств”;

  • освоению в сокращенные сроки образовательных программ по направлениям подготовки дипломированных специалистов 651400 - “Машиностроительные технологии и оборудование” и 651600 - “Технологические машины и оборудование”.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки бакалавра по направлению

Технологические машины и оборудование”

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

  • цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

  • цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

  • цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

  • цикл СД - специальные дисциплины;

  • ФТД – факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки бакалавра по направлению

Технологические машины и оборудование”

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные

и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые

вузом

270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные

дисциплины

1921

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

1513

ЕН.Ф.01

Математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.

612

ЕН.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые

вузом

204

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

2516

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2244

ОПД.Ф.01

Начертательная геометрия. Инженерная графика

1. Начертательная геометрия.

Введение. Предмет начертательной геометрии. Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на комплексном чертеже Монжа. Позиционные задачи. Метрические задачи. Способы преобразования чертежа. Многогранники. Кривые линии. Поверхности. Поверхности вращения. Линейчатые поверхности. Винтовые поверхности. Циклические поверхности. Обобщенные позиционные задачи. Метрические задачи. Построение разверток поверхностей. Касательные линии и плоскости к поверхности. Аксонометрические проекции.

2. Инженерная графика.

Конструкторская документация. Оформление чертежей. Элементы геометрии деталей. Изображения, надписи, обозначения. Аксонометрические проекции деталей. Изображения и обозначения элементов деталей. Изображение и обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов деталей машин. Изображения сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий. Компьютерная графика, геометрическое моделирование и решаемые ими задачи; графические объекты, примитивы и их атрибуты; представление видеоинформации и её машинная генерация; графические языки; метафайлы; архитектура графических терминалов и графических рабочих станций; реализация аппаратно-программных модулей графической системы; базовая графика; пространственная графика; современные стандарты компьютерной графики; графические диалоговые системы; применение интерактивных графических систем.

272

ОПД.Ф.03

Материаловедение. Технология

конструкционных материалов

357

ОПД.Ф.03.01

Материаловедение

Строение металлов, диффузионные процессы в металле, формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации, пластическая деформация, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства металлов и сплавов. Конструкционные металлы и сплавы. Теория и технология термической обработки стали. Химико-термическая обработка. Жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные сплавы. Электротехнические материалы, резина, пластмассы.

119

ОПД.Ф.10

Экономика машиностроительного производства

Экономические основы производства и ресурсы предприятий: основные фонды, оборотные средства, персонал, оплата труда, планирование затрат, финансирование инновационной деятельности, технико-экономический анализ инженерных решений, моделирование. Коммерческая деятельность предприятий: юридические основы, финансовые отношения, налогообложение, внешнеэкономическая деятельность.

68

ОПД.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые

вузом

102

СД.00.

Специальные дисциплины, устанавливаемые вузом, включая дисциплины по выбору студента

657

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

Всего часов теоретического обучения

7344

5. Сроки освоения основной образовательной программы

подготовки бакалавра по направлению

Технологические машины и оборудование”

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель:

  1. теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, - 136 недель;

  2. экзаменационные сессии – не менее 11 недель;

  3. практики - 7 недель, в том числе:

  4. учебная – 4 недели;

  5. производственная – 3 недели;

  6. итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 6 недель;

  7. каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - не менее 31 недели.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Требования к разработке и условиям реализации основной

образовательной программы подготовки бакалавра по направлению

Технологические машины и оборудование”

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  1. изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, а для отдельных дисциплин цикла - в пределах 10%;

  2. формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания;

  3. осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

  4. устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем специальных дисциплин, реализуемых вузом; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников, содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

  • занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться по желанию студентов;

  1. реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность сокращенных сроков обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной, образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Обязательными условиями реализации образовательных программ являются наличие в библиотеке вуза учебников и учебных пособий из расчета не менее 0,5 экз. на 1 студента по каждой дисциплине.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, химия, информатика; конструкционные материалы, сопротивление материалов, безопасность жизнедеятельности, технологические процессы в машиностроении, материаловедение, метрология и взаимозаменяемость, теория механизмов и машин, детали машин, электротехника, электроника и электропривод, автоматизация технологических процессов, а также специальные дисциплины.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин: математика, теоретическая механика, инженерная графика, экономика промышленности, менеджмент и маркетинг, организация и планирование производства; контроль, учет и технико-экономический анализ в отрасли.

Библиотечный фонд вуза должен содержать следующие журналы:

  • “Журнал экспериментальной и теоретической физики”;

  • “Физика твердого тела”;

  • “Известия вузов. Машиностроение”;

  • “Кузнечно-штамповочное производство”;

  • “Вестник машиностроения”;

  • “Надежность и контроль качества”.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и противопожарным правилам.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать технологические машины и процессы в соответствии с реализуемым вузом направлением.

6.5. Требования к организации практик.

6.5.1. Цели учебной практики:

  • общее ознакомление со структурой предприятия;

  • ознакомление с технологическими процессами и оборудованием основных и вспомогательных цехов;

  • ознакомление с методами контроля технологических параметров и качества продукции;

  • ознакомление с основными планово-экономическими показателями предприятия.

6.5.2. Цели производственной практики:

  • закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения и приобретение исходных практических инженерных навыков по направлению;

  • изучение конструктивных элементов основного и вспомогательного оборудования, системы технической эксплуатации и ремонта оборудования, структуры и функций службы главного механика;

  • изучение вопросов организации и планирования производства, форм и методов реализации продукции и услуг;

  • ознакомление с документами системы управления качеством продукции, ее реализацией и сертификацией;

  • ознакомление с задачами и деятельностью служб охраны труда и защиты окружающей среды;

  • сбор материалов для курсовых проектов и работ.

Практика проводится в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в научных лабораториях вуза.

6.5.3. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению

Технологические машины и оборудование”

7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации), которые изложены в п. 1.3. настоящего стандарта:

  • разрабатывать конструкции машин и оборудования металлургического производства с применением персональных компьютеров и систем автоматизированного проектирования;

  • выбирать и рассчитывать основное и вспомогательное оборудование с учетом решения задач энерго- и ресурсосбережения, а также защиты окружающей среды от техногенных воздействий производства;

  • выбирать и обосновывать эффективные методы организации производства, его метрологического обеспечения, технического контроля и информационного обслуживания с использованием вычислительной техники;

  • выбирать материал и режим его обработки, исходя из условий его эксплуатации и комплекса предъявляемых требований;

  • использовать прогрессивные методы эксплуатации и ремонта технологического оборудования, металлорежущего и технологического инструмента;

  • выбирать основные принципы и методы испытаний, анализировать и обрабатывать результаты исследований и измерений;

  • оценивать технические и организационные решения с позиций достижения качества продукции и их воздействия на окружающую среду;

  • составлять обзоры научно-технической литературы в области своей профессиональной деятельности и проводить патентный поиск.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Дипломная работа (проект) должна быть представлена в форме рукописи. Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, государственного образовательного стандарта по направлению “Технологические машины и оборудование” и методических рекомендаций УМО.

7.2.3. Требования к государственному экзамену.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению “Технологические машины и оборудование” определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных Учебно-методическим объединением, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразования России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение вузов

по образованию в области машиностроения

и приборостроения

Председатель Совета УМО И. Б. Федоров

Заместитель председателя Совета УМО С. В. Коршунов

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г. К. Шестаков

Начальник отдела технического

образования Е. П. Попова

Главный специалист С.Л. Черковский



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 общая характеристика направления подготовки бакалавра (1)

    Государственный образовательный стандарт
    ... утверждения Москва 2000 г. 1. Общаяхарактеристиканаправленияподготовкибакалавра “Технологические машины и оборудование” 1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования ...
  2. 1 общая характеристика направления подготовки бакалавра (2)

    Государственный образовательный стандарт
    ... 2000 г. 1. Общаяхарактеристиканаправленияподготовкибакалавра “Прикладная механика” 1.1. Направление утверждено приказом ... 4 года. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Бакалавр по направлениюподготовки “Прикладная механика” в ...
  3. 1 общая характеристика направления подготовки бакалавра (3)

    Государственный образовательный стандарт
    ... утверждения Москва 2000 г. 1. Общаяхарактеристиканаправленияподготовкибакалавра “Технологические машины и оборудование” 1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования ...
  4. 1 общая характеристика направления подготовки бакалавров 080800– прикладная информатика

    Документ
    ... утверждения Москва 2005 1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАНАПРАВЛЕНИЯПОДГОТОВКИБАКАЛАВРОВ 080800– ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА 1.1. Направление утверждено приказом Минобрнауки России ...
  5. 1 общая характеристика направления подготовки бакалавров 080800– прикладная информатика

    Государственный образовательный стандарт
    ... утверждения Москва 2005 1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАНАПРАВЛЕНИЯПОДГОТОВКИБАКАЛАВРОВ 080800– ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА 1.1. Направление утверждено приказом Минобрнауки России ...

Другие похожие документы..