Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ (ФГУ ГНИИ ИТТ «ИНФОРМИКА»)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ОАО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Международной научно-практической конференции

«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

ШКОЛА ХХI ВЕКА»

СПОНСОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ

14-21 сентября 2007 г., Турция

СОДЕРЖАНИЕ

МОСКОВСКИЙ ОПЫТ – ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6

Учебные среды начальной школы 6

ИКТ – необходимый инструмент музыкального творчества в школе 9

ИНТЕРАКТИВНОЕ УЧЕНИЕ, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОПРОС 12

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТАХ НА БАЗЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ 16

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЖИВОЙ ШКОЛЕ ИНТ 20

ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ СТАНОВЯТСЯ ЖИВЫМИ 23

ФУНДАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ 26

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 29

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ 33

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, УЧЕБНОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 33

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 38

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИС «ЕДИНОЕ ОКНО» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 46

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕРОИЧЕСКОМУ ЭПОСУ 'ОЛОНХО' НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ 48

«НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ» ВОЗМОЖНОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ 51

ПРОГРАММИРОВАНИЕ СУММ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ 55

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХРАНИЛИЩ И РАБОТА С ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ ЦОР 61

Единая Коллекция ЦОР: состояние и развитие контента 61

Единая Коллекция ЦОР: создание региональных хранилищ 67

Единая коллекция ЦОР: пополнение ресурсами учителей 71

Единая коллекция ЦОР: Технология размещения учебных материалов нового поколения 74

Единая Коллекция ЦОР: назначение и структура предметно-тематического рубрикатора 80

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: РАЗМЕЩЕНИЕ, ПОПОЛНЕНИЕ, ОБНОВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ 83

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: ФОРМАТЫ ДАННЫХ 86

Единая коллекция ЦОР: развитие сервисов и совершенствование интерфейсов доступа 90

Единая коллекция ЦОР: ресурсы на cd/dvd 93

Единая коллекция ЦОР: ресурсы журнала “Квант” 97

Единая коллекция ЦОР: ресурсы энциклопедии «Кругосвет» 101

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: ВИДЕООПЫТЫ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 104

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОР: ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 109

Единая Коллекция ЦОР: доставка материалов по спутниковой системе удаленного доступа 114

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА ИСО 118

Информационная и технологическая поддержка сайта телеконференций «Конференции on-line» (/) 120

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ХРАНИЛИЩЕМ ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЦОР 123

СОЗДАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ AJAX 150

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СРЕДЕ РОWER POINT И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 153

УРОК – ЭКСПЕДИЦИЯ «ПО ТРОПАМ БОТАНИКИ» В 7-М КЛАССЕ 155

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ: СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ 159

Обучение на расстоянии: аспекты формирования педагогической технологии 159

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫХ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДЧИНЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» 166

САЙТ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 170

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ММЦ-ОУ 177

региональная Корпоративная образовательная сеть на примере Республики Тыва 179

ПРОЕКТ «СЕТЕВАЯ ШКОЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА» 185

О ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ШКОЛА XXI ВЕКА» 189

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ 191

Реализация проекта «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением» в Республике Марий Эл 191

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР – НОВАЯ ПРОГРАММА ДИНАМИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ 194

АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 200

ИКТ И УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ 211

ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТОВ ММЦ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ «ХРОНОГРАФ.ШКОЛА.2.5» И «ХРОНОГРАФ.МАСТЕР.3.0» В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ШКОЛ 211

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 220

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. ОПЫТ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» 225

УПРАВЛЯЕМ ШКОЛОЙ ПО-НОВОМУ: ОПЫТ ОРЕНБУРЖЬЯ 227

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ 229

СИСТЕМА ВНЕДРЕНИЯ НИТ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ 232

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ОБЗОР ТЕРМИНОЛОГИИ И ТИПОВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 234

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ 245

О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 250

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ФИНАНСОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 253

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 258

ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА КАК ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ 262

РОЛЬ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В КООРДИНАЦИИ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССАМИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ УРОВНЯХ 262

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ММЦ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СТАНОВЛЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ КОМАНД 265

ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА, КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 267

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ 272

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ 272

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 275

Развитие дистанционной поддержки педагогов по программе Intel ";Обучение для будущего"; в городе Тольятти 277

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АКАДЕМИЯ УЧИТЕЛЕЙ» В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 281

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ. 284

цифровые образовательные ресурсы в практике курсов повышения квалификации 288

ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО КУРСУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 291

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 297

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ПОРОЖДЕННЫЕ ПРОЕКТОМ ИСО 297

РОЛЬ МЕЖШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 305

ММЦ КАК ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА 309

ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСО» 312

РММЦ Г.ПЕТРОЗАВОДСКА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ 316

ММЦ в региональной системе образования 321

ММС И ИЗМЕНЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 323

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАБЛЮДАЕМЫЕ В ШКОЛАХ ГОРОДА И В МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ММЦ И ПРОЕКТА ИСО 325

ОБНОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОБРЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ 328

РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ИСО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 334

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 342

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ WEB 2.0 ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ В СОВЕТСКО-ГАВАНСКОМ РАЙОНЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 351

МОСКОВСКИЙ ОПЫТ – ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебные среды начальной школы

С.Ф. Сопрунов logo@

Московская государственная Пятьдесят седьмая школа

EducationalEnvironmentsinPrimarySchool

S.F. Soprunov logo@

Moscowstateschool 57

В настоящее время в начальных школах используются различные компьютерные учебные среды. Особое место среди них занимают так называемые ";открытые"; образовательные среды. Открытые программные системы отличаются тем, что не компьютер предписывает ученику, что нужно сделать в тот или иной момент (решить арифметический пример, ответить на тестовые вопросы и т. д.), а ученик, в сотрудничестве с учителем определяет, какую именно работу он планирует выполнить. Задача открытой компьютерной среды заключается в том, чтобы предоставить удобные и наглядные инструменты для реализации замысла ученика. Одной из первых открытых сред, появившихся около 20 лет назад в московских школах, была среда Лого. Эта универсальная творческая среда, предназначенная для использования как в различных школьных дисциплинах, так и во внешкольной деятельности. Современные версии Лого, такие как ЛогоМиры и ПервоЛого, широко используются в начальных и в средних классах многих российских школ.

Компьютерная среда ПервоЛого 3.0 (совместная разработка канадской фирмы LCSI и ИНТ) ориентирована на начальную школу и дошкольное образование. Эта программа является инструментом, полезным в повседневной деятельности ребенка: он может сделать поздравительную открытку для мамы, создать собственную компьютерную записную книжку или семейный альбом, сочинить сказку и проиллюстрировать ее мультипликационными фрагментами, даже сделать собственную компьютерную игру и сыграть в нее с приятелями.

Для того, чтобы поддерживать столь разнообразную деятельность, в ПервоЛого содержится множество инструментов: графический редактор, текстовый редактор, средства работы с мультимедиа и пр. Ядром среды, как и во всех версиях Лого, является язык Лого – правда, в данной версии инструкции этого языка записываются не в виде текста, а в виде последовательности картинок (иконок). С помощью таких инструкций ребенок ";учит"; основных персонажей Лого – черепашек – как следует выполнить то или иное действие: изобразить летящую птицу, нарисовать на экране узор, искать выход из лабиринта. В процессе такого ";обучения"; черепашек ученик работает с различными математическими и программистскими концепциями, учится ставить задачи и анализировать их решение.

При обучении математике часто оказываются полезными интерактивные модели, позволяющие интерпретировать пример или условие задачи в виртуальной среде, живущей по определенным законам. В одном микромире плот плывет по течению, а пароход может двигаться и против течения. В другом – фишки пересчитываются строго по порядку. На виртуальных весах грузы уравновешиваются ничуть не хуже, чем на обычных. А вот виртуальный магазин не дает сдачи – ребенку приходится складывать цены товаров самому.

Часть этих моделей (например, задача о плотах и пароходах) может быть создана самими детьми и исследована здесь же, на уроке. Другие модели созданы профессиональными программистами и ребенок получает их в готовом виде. В том и другом случае модели служат своеобразным мостиком от текста задачи к реальной ситуации, и, наоборот, от ситуации к ее математическому выражению.

Открытая среда Живая Статистика (разработка американской фирмы Key Curriculum Press, русская версия – ИНТ) является специализированной средой. Этот инструмент используется при сборе, анализе данных и нахождении закономерностей. Эта область деятельности, весьма важная в повседневной жизни, практически не обсуждается ни в начальной, ни в средней школе. Однако уже в начальной школе ученики могут, например, собрать и исследовать информацию о том, какие домашние животные имеются у одноклассников, как распределяется их свободное время, сколь тяжелые рюкзаки им приходится носить в школе – и Живая Статистика представляет простые и удобные инструменты для подобных исследований.

ИКТ – необходимый инструмент музыкального творчества в школе

Д.А. Семенова dasemenova@9151394.ru

Центр информационных технологий и учебного оборудования

ДепартаментаобразованиягородаМосквы

ICT and music creativity in school education

D.A. Semenova, dasemenova@

Centre of information technologies and educational equipment,

MoscowStateDepartmentof Еducation

Вслед за другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный кабинет музыки. В классе может появиться компьютер со специальными музыкальными программами, специальное устройство ввода звуковой информации: МИДИ-клавиатура, синтезатор (музыкальный компьютер).

Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки, и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием?

Одной из традиционных форм работы на уроке музыки в школе является исполнение песен. В этом виде деятельности ИКТ дают очевидную возможность записывания, редактирования и хранения результатов работы учащихся и учителя. Все, что происходит на уроке, может быть теперь сохранено учителем на школьном сервере или на своем компьютере или распространено на CD ученикам, как результат их работы в классе. Учитель может хранить все свои демонстрационные записи, фонотеку примеров и рабочих материалов и др. в пространстве школьного сервера или своего дистанционного курса.

Для такого вида деятельности как слушание музыки и обучение музыкальной грамотности могут использоваться программы-нотаторы (Finale, Sibelius). Они помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру и перейти от пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания, т.е. к грамотному восприятию нотных текстов – осознанию строения музыкальных мотивов, фраз и форм, понимание фактуры и драматургии, агогики и динамики.

Другим способом визуализации звучания является просмотр и прослушивание аудио в программах МИДИ-секвенсерах. Здесь дети не увидят привычной музыканту партитуры, однако они смогут увидеть условную стенограмму или графическую схему изображения характеристик звучания каждого из голосов: высоты, тембра, динамики, ритма. Это, безусловно, не только не будет мешать воспринимать музыку эмоцинально-образно, но даст ребенку возможность понять ее структуру и расшифровать многие неочевидные для простого «прослушивания» составляющие.

Одним из любимых жанров общения учителя с учениками на уроке является рассказ учителя: о музыке и музыкантах, о жанрах и стилях, об истории музыки и т.п. вещах. В данном случае ИКТ (проектор, экран, программы для создания мультимедиа) сделают подобные беседы наглядными, яркими и образными. Другой формой работы является рассказ учащихся о музыке, в том числе с использованием программ для создания мультимедиа-сочинений, что сделает их создание увлекательным творческим процессом.

Другие виды деятельности, которые могут возникнуть на уроке с появлением ИКТ, являются новыми. Как уже было сказано выше, с использованием программ для записи звука учитель всегда имеет возможность зафиксировать деятельность учеников, но и ученики сами могут легко производить звукозапись своего исполнения и корректировать его. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ученики приобретают культуру слушания, начинают слышать и понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, а также могут не пассивно, а творчески общаться с аудиоматериалом.

Традиционным и одним из самых любимых детьми видов деятельности на уроке является музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Компьютерные программы MIDI-секвенсеры (Anvil-studio, Jam) позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров: от ударно-шумовых до тембров органа или скрипки. Это означает, что ученик может использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или реального исполнения. Кроме того, такие программы дают возможность для появления на уроке такого нового вида творческой деятельности ученика как инструментовка и элементы аранжировки.

Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам-конструкторам (Garage Band, FlexiMusic Composer, Acid, eJay). За счет их использования могут возникнуть на уроке импровизация и композиция.

Такое устройство ввода звуковой информации как MIDI-клавиатура позволит учащемуся легко вводить в компьютер аудиоинформацию. Это устройство дает ученику возможность стать не только участником группового пения, но и исполнителем-инструменталистом. В результате дети приобретают не только некоторую песенную культуру, но и культуру игры на инструменте, имеют возможность творчески выражать себя не только в песенном, но и в инструментальном исполнительстве.

Таким образом, ИКТ на уроках музыки дают возможность учителю насытить урок элементами настоящего музыкального творчества.

ИНТЕРАКТИВНОЕ УЧЕНИЕ, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОПРОС

С.А. Трактуева traktueva@

Институтновыхтехнологий

INTERACTIVE STUDING, INTERACTIVE DEMONSTRATION, INTERACTIVE TESTING

S.A. Traktueva traktueva@

Institute of New Technologies

Вот уже более 15 лет Институт новых технологий работает над созданием образовательной среды, которая помогала бы любому учащемуся развивать свои способности к самостоятельному поиску и открытию истины и практические умения решать принципиально новые жизненные задачи. Такой подход близок к современному конструктивизму, выросшему из идей Выготского и Пиаже, согласуется с общими передовыми тенденциями современной школы, ставящей на первый план задачи развивающего, проблемно-исследовательского и проектного метода обучения.

Переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к поисково-исследовательским видам работы и формированию коммуникативной культуры учащихся способствует максимальное разнообразие материальной и информационной среды, поддерживающей разные виды учебной деятельности, – компьютерное, презентационное и видео оборудование, множительная техника и периферия, программное обеспечение, дидактические и учебно-методические материалы, наглядные пособия, приборы и инструменты.

Сейчас уже многим ясно, что эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе и степень включения школы в единое информационное пространство. Одну из важных задач – встроить информационные и коммуникационные технологии в существующую образовательную систему, не вступая при этом в противоречие со сложившимися механизмами функционирования этой системы и в то же время содействуя ее трансформации и развитию, – можно решить в рамках соответствующих организационных моделей учебной деятельности.

Сегодня в рамках специальной учебной среды, использующей интерактивные образовательные ресурсы, можно организовать и эффективный дистанционный учебный процесс. На занятия в «i-Классах Живой Школы ИНТ» можно получить дистанционную поддержку общеобразовательных предметов и помощь в формировании информационно-коммуникативной культуры детей разного возраста.

Цифровые образовательные ресурсы и учебно-методические комплекты (УМК), позволяют реализовать различные сценарии учебного процесса современные деятельностные, индивидуализированные формы обучения, при которых учащийся ищет, собирает, анализирует, оценивает, отбирает, организует и передает информацию, создает новые информационные объекты самостоятельно и во взаимодействии с другими учащимися и учителем, планирует, проектирует и материализует объекты и процессы.

Предлагаемые ИНТ цифровые УМК ориентируются на конкретный вид учебной деятельности в рамках школьного предмета, на поддержку в целом учебного предмета школьного цикла, на поддержку учебной межпредметной деятельности. В образовательных учреждениях Москвы успешно используется программное обеспечение, разработанное при участии специалистов ИНТ – Интегрированные среды учебной деятельности Лого; Цифровые виртуальные лаборатории для арифметического эксперимента, для эксперимента в геометрии, алгебре и анализе, анализе данных в статистике, опытов по физике; Цифровые измерительные инструменты и Интегрированные исследовательские среды; Цифровые конструкторы ЛЕГО; Цифровой микроскоп, компьютерные базы изображений и определитель по биологии, виртуальная генетическая лаборатория; Геоинформационные системы и системы глобального позиционирования в географии; Гипермедийные инструменты организации и представления исторической информации.

В современной образовательной среде интерактивные программные и дидактические средства требуют наличия и интерактивного оборудования для объяснений, ответов учащихся и даже фронтального опроса.

Средства презентации – цифровые проекторы и документ-камеры – позволяют увидеть на большом экране то, что мы видим на экранах компьютеров и телевизоров. Преподавателю легко управлять информацией, которая подается с его компьютера через мультимедиа-проектор на экран. На уроке химии, физики или биологии мультимедийный проектор и видеокамера позволят очень эффектно «укрупнить» эксперимент, проецируя его на экран. С помощью фото и видеокамер можно подготовить презентацию, ими можно пользоваться также и при проведении лабораторных работ на занятиях по предметам естественнонаучного цикла.

Интерактивные устройства позволяют получить компьютерный монитор размером со школьную доску или больше. И это не просто монитор, а интерактивный монитор: не отходя от доски, преподаватель управляет компьютером, печатает текст, рисует. Стоя у электронной доски, преподаватель использует вместо мыши электронный маркер, вместо обычной клавиатуры – экранную клавиатуру. Изображение обеспечивает цифровой проектор. Прилагаемое программное обеспечение позволяет делать заметки поверх изображения и запоминать экранное изображение в виде графических файлов.

Какое интерактивное устройство выбрать – зависит от ваших предпочтений. Если вам удобнее при объяснениях сидеть за столом – вам подойдет небольшая интерактивная панель. Если вы привыкли во время объяснения стоять у доски и работаете все время в одной и той же аудитории – вам нужна интерактивная доска. Если же вы предпочтете мобильное и бюджетное решение для апгрейда вашей маркерной доски – вам подойдет интерактивное копи-устройство Mimio. С Mimio Xi белая доска становится интерактивным экраном.

Кроме цифровых образовательных ресурсов, цифровых проекторов и интерактивных презентационных средств в последнее время преподавателю предлагается и оборудование для голосования, напримерЖивой Опрос, позволяющее быстро провести опрос учащихся по любому предмету. В этом комплекте, включающем инфракрасный или радиочастотный приемник, пульты для голосования и программное обеспечение, преподавателю предоставляются средства подготовки тестов (включающих текст, изображения или видеофрагменты), управления процессом опроса и разнообразные формы отчета. Учащиеся нажимают кнопки пульта, соответствующие выбранным ими вариантам ответа. Программа фиксирует полученные варианты ответов, обрабатывает их и формирует отчет. Учителю остается только распечатать результаты тестирования в удобной для него форме.

Разработки ИНТа широко используются в образовательных учреждениях Российской Федерации, включены в программы оснащения городских, сельских и поселковых школ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТАХ НА БАЗЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ

Ю.В. Федорова, fedorova@

Московский институт открытого образования




Похожие документы:

  1. Национальный фонд подготовки кадров подготовлено при финансовом содействии национального фонда подготовки финансовых и

    Программа
    Национальныйфондподготовкикадров Подготовлено при финансовом содействии Национальногофондаподготовки финансовых и управленческих кадров в рамках программы «Развитие управления» 17 ...
  2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПОНЕНТ «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

    Документ
    НАЦИОНАЛЬНЫЙФОНДПОДГОТОВКИКАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ... проекта были возложены на Национальныйфондподготовкикадров (НФПК). Проект носил ... так называемого «общего» образования и подготовкикадров, готовых воспринять любые профессии, ...
  3. Национальный фонд подготовки кадров огу «региональный центр развития образования» моу «баткатская сош»

    Доклад
    Национальныйфондподготовкикадров Департамент общего образования ... состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на ... Дети и воспитатели, на- дев национальные костюмы, разыгрывают сказки, водят ...
  4. Национальный фонд подготовки кадров (5)

    Учебный курс
    ... ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙФОНДПОДГОТОВКИКАДРОВ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ... Подготовлено при содействии НФПК – Национальногофондаподготовкикадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания ...
  5.  национальный фонд подготовки кадров

    Автореферат диссертации
    ... образования Российской Федерации Национальныйфондподготовкикадров Стратегия модернизации содержания общего ... в рамках программы Минобразования России и НациональногоФондаподготовкикадров «Совершенствование и развитие системы государственных ...

Другие похожие документы..