textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Учебная программа

для высших учебных заведений

по специальности1 – 23 01 05 Социология

МИНСК

БГУ

2009

    УДК 316 (075.8)

ББК 60.5

И 907

Авторы:

А.Н. Елсуков, доктор философских наук, профессор

Л.Г. Титаренко, доктор социологических наук, профессор

Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.

"29" мая 2009 года, протокол № 11

Рекомендовано Ученым Советом факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.

«9» июня 2009, протокол № 7

Рецензенты:

Кафедра политологии, социологии и социального управления Белорусского

национального технического университета

Доктор социологических наук, профессор С.А. Шавель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа вузовского учебного курса "История социологии" рассчитана на профессиональную подготовку студентов-социологов.

Цель изучения курса «История социологии» - дать студентам теоретические знания о процессе становления и развития социологии как науки с момента ее зарождения до настоящего времени.

Основные задачи курса:

 сформировать у студентов теоретико-методологическую базу научного объяснения и понимания закономерностей развития социологии в исторической перспективе и многообразии ее направлений,

 научить творческому осмыслению процессов становления и развития социальных теорий, объективной оценке вклада национальных социологий в развитие дисциплины в целом,

 развить у студентов умение самостоятельного социологического и критического мышления в процессе изучения теоретического наследия классиков социологической мысли.

В соответствии с действующим образовательным стандартом данный курс является базовым для студентов-социологов и рассчитан на четыре семестра изучения на втором и третьем курсах в объеме 255 часов (125 часов лекций, 82 часа семинарских занятий, 48 часов отводится на различные формы контролируемой самостоятельной работы студентов). Кроме того, на заочном отделении для студентов по специальности "Социология" данная дисциплина также преподается в течение четырех семестров на втором и третьем курсах в соответствующем объеме часов.

Каждый раздел, представленный в рамках данной программы, может рассматриваться как самостоятельный курс, ибо занимает один учебный семестр и предполагает собственный вид отчетности в виде зачета или экзамена.

Издание включает в себя развернутую программу лекционного курса по всем четырем разделам курса, списки обязательной и дополнительной литературы, а также некоторые материалы для проведения семинарских занятий и организации для самостоятельной контролируемой работы студентов.

При разработке программы большое внимание обращалось на тот факт, что преподавание истории социологии как базового курса для подготовки профессионалов должно осуществляться, исходя из принципов творческого и систематического изучения студентами мирового социологического наследия. При этом достаточно большое внимание уделено тому, чтобы изучение классических текстов по социологии гармонически сочеталось с исследованием трудов современных социологов как зарубежных, так и отечественных. Поскольку без глубокого знания истории своей дисциплины не может быть осуществлена подготовка профессионалов вообще, изучение истории социологии, безусловно, составляет теоретико-методологическую базу профессиональной подготовки социологов. Знание истории социологии облегчает студентам изучение всех других социологических дисциплин, ибо позволяет точно определить роль и место той или иной теории в структуре социологического знания.

Основной акцент в рамках данного курса делается на изучении основных парадигм, социологических школ и направлений.

Особенность изучения данного курса состоит в том, что наряду с учебной литературой по истории социологии, которой в настоящее время имеется большое количество, требуется хорошее знание первоисточников. Для того чтобы не повторялись название основных учебных пособий в списке литературы после каждой темы, в этом списке указаны лишь первоисточники (произведения классиков социологической мысли), учебная литература (основная и дополнительная) дается в конце программы общим списком.

Объем знаний, определяемой данной программой, может учитываться при составлении билетов государственного экзамена по социологии, а также при подготовке и корректировке паспорта социологической специальности, составлении экзаменационных вопросов кандидатского минимума, как по общей социологии, так и по отдельным направлениям социологических специализаций.

Примерный тематический план курса

"История социологии"

Содержание курса (наименование темы)

Лекции

Сем.

КСР

Раздел 1. Становление социологии как науки

1

Предмет и задачи истории социологии

как науки

2

2

Исторические и социально-философские предпосылки возникновения социологии

16

6

2

3

Зарождение социологии как науки. Первый позитивизм и проект новой науки об обществе. О.Конт, Л.А.Кетле, Д.С.Милль. Марксистская трактовка общественных явлений.

4

4

2

4

Натурализм в социологии. Понятие географического и биологического редукционизма. Эволюционно-органическая концепция социологии Г.Спенсера

4

2

2

5

Социал-дарвинистские концепции социологии (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смол)

2

4

2

6

Психологические концепции в социологии ХIХ в. (психологический эволюционизм, теории подражания, психология масс, инстинктивизм и психоанализ, зарождение интеракционизм)

8

4

4

Итого по разделу:

36

20

12

Раздел 2. Классический этап развития социологии

7

Итальянская школа социологии. Теоретическая социология В. Парето. Социологические идеи Г. Моски и Р. Михельса.

8

6

4

8

Социология Э.Дюркгейма. Французская школа социологии

10

6

2

9

Влияние идей философии жизни и неокантианства на формирование антипозитивистских концепций социологии

2

2

10

Социологические идеи Г. Зиммеля и Ф. Тенниса

8

2

4

11

Социологические идеи М.Вебера и их влияние на развитие современной социологии.

8

4

2

Итого по разделу:

36

20

12

Раздел 3. Становление и развитие социологической мысли России и Беларуси

12

Особенности развития общественно-политической и социологической мысли к. XIX – н. XX вв. в России

2

13

Народничество и анархизм как специфическое проявление русской общественно-политической мысли и его отражение в социологических концепциях

4

2

14

Этико-психологическое (субъективное) направление в русской социологии

2

15

Концепции "объективной" (позитивистской) социологии

2

2

2

16

Идеи неокантианства в русской социологии

2

2

17

Концепции христианской социальной философии и социологии

2

18

Влияние неопозитивизма на социологическую мысль России

2

2

19

Влияние марксистских идей на общественно- политическую и социологическую мысль России

2

2

20

Этапы становления и развития социологии в Советской России

2

2

21

Становление и развитие социологической мысли в Беларуси

4

2

Итого по разделу:

22

10

8

Раздел 4. Современная западная социология: основные

школы и направления

22

Основные теоретико-методологические парадигмы современной социологии

2

2

2

23

Перемещение центра развития социологии в США. Чикагская школа социологии (Р.Парк, У.Томас, Ф.Знанецкий 2

4

4

24

Структурный функционализм.

2

2

25

Теория социального конфликта (Л.Козер, Л.Крисберг, Р.Дарендорф, Р.Коллинз)

4

2

2

26

Технократические теории (Дж.Гэлбрейт, Д.Белл) и постиндустриальная парадигма социального развития (М.Кастельс, Р.Инглхарт, Э.Тоффлер, А.Турен)

2

2

27

Теории обмена (Дж.Хоманс, П.Блау)

4

2

2

28

Символический интеракционизм

2

2

29

Неофрейдистские концепции в социологии (А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливан)

2

2

30

Феноменологическая социология (А.Шютц, Г.Гарфинкель, П.Бергер, А.Гурвич и др.)

4

2

31

Диалектическая социология. Франкфуртская школа неомарксизма (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Ю.Хабермас). Современная критическая

теория

2

2

32

Новейшие макросоциологические концепции современности (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман)

2

2

33

Современные теории феминизма и сексуальной дифференциации (С.Бовуар, К.Миллет, Н.Чодоров, Дж.Викс)

4

34

Дебаты о модернити и постмодернити (З.Бауман, Ш.Айзенштадт, Э.Гидденс). Проблемы человека и культуры (Дж.Ритцер, Ф.Джеймсон)

2

2

35

Новейшие тенденции развития западной социологии (П.Штомпка, Х.Йоас, Р.Будон, М.Арчер, У.Бек)

2

2

Итого по разделу:

34

20

14

ВСЕГО ПО КУРСУ:

82

48



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология том 1 методология и история социологии

    Учебники и учебные пособия
    ... социология) Индустриальная социология Историческая социологияИсториясоциологии Конфликтология Методология и методы Общая социология Социальная антропология Социология возраста Социология выборов ...
  2. История социологии (3)

    Пояснительная записка
    ... Место и роль историисоциологии в самоопределении социологии как науки. Предмет историисоциологии. Организация исторического материала в историисоциологии и способы ...
  3. История социологии (1)

    Методические указания
    ... . Экзаменационные вопросы по историисоциологииИсториясоциологии как предмет изучения. ... современной социологии в мире…………….. Тесты по историисоциологии………………………………………………………………….. Экзаменационные вопросы по историисоциологии…………………………………………..
  4. История социологии (2)

    Методические указания
    ... . Экзаменационные вопросы по историисоциологииИсториясоциологии как предмет изучения. ... современной социологии в мире…………….. Тесты по историисоциологии………………………………………………………………….. Экзаменационные вопросы по историисоциологии…………………………………………..
  5. Социология в россии под редакцией

    Литература
    ... рассмотрения методологических проблем развития социологии и ее истории. Иногда в курс историисоциологии попадают работы, которые ... осуществляется как сопутствующая в рамках общей социологии. Историясоциологии религии как эмпирической науки начинается ...

Другие похожие документы..