textarchive.ru

Главная > Документ


Министерство образования Российской Федерации

Пятигорский государственный лингвистический университет

Преподавание иностранных языков и культур:

история и современность

(сборник научных трудов)

Пятигорск 2003

ББК 81.2 – 9 Печатается по решению РИС

П 71 Пятигорского государственного

лингвистического университета

Преподавание иностранных языков и культур: история и современность.

Сборник научных трудов

Пятигорск: ПГЛУ, 2003 – 298 с.

Настоящий сборник статей посвящен 35-летию кафедры теории и методики обучения межкультурной коммуникации и 90-летию со дня рождения Б.Д.Лемперта.

В него вошли статьи преподавателей, докторантов, аспирантов и соискателей кафедры, тематика которых отражает широкий диапазон научных интересов современной методической школы ПГЛУ.

Научный редактор: доктор пед. наук, профессор Н.В. Барышников

Настоящий сборник научных трудов посвящен

памятным датам истории университета:

35-летию кафедры методики преподавания иностранных языков

и

90-летию со дня рождения ее основателя,

кандидата пед. наук, доцента Б.Д. Лемперта.



Год образования кафедры методики – это было недавно… Только с возрастом начинаешь понимать, что во всех юбилеях всегда есть грустинка. И юбилейные, да что говорить, уже и не юбилейные даты страны, отрасли, вуза, кафедры, Учителя каким-то причудливым образом трансформируются в твоем сознании…

Казалось, совсем недавно, буквально вчера, и с полным пониманием мы – студенческая молодежь напевала известный шлягер 70-х годов прошлого столетия «Я ловлю как эти листья наши даты, наши даты…», не отдавая отчета в том, что через мгновение на нас, - в душе по-прежнему младых, - с глубоким почтением и легкой иронией уже смотрит новое поколение студентов и аспирантов.

А неутомимый ветер истории накатывает новую дату –
65 лет
AlmaMater.

Да простит нам читатель откровенную сентиментальность, которая позволительна разве что во вступительной статье к юбилейному сборнику, посвященному памяти любимого Учителя!

Н.В. Барышников

СОДЕРЖАНИЕ

Барышников Н.В. (Пятигорск)

Пятигорская методическая школа в лицах..…………………………….3

Акопянц А.М. (Пятигорск)

Лингвистическая карта мира……………………………………………15

Александров В.Г., Александров Г.Н (Владикавказ)

Информационное обогащение личности на основе реализации оксфордской концепции изучения языка………………………………29

Вартанов А.В. (Пятигорск)

Феномен аберрантного декодирования культурных образцов в процессе обучения межкультурной коммуникации……………………………………………………………36

Вартанова К.Ю. (Пятигорск)

Адаптация студентов к учебной иноязычной деятельности в вузе…..46

Виноградова Е.В. (Пятигорск)

Подготовка обучаемых к эффективному межкультурному общению как методологическая и методическая проблема……………………..53

Власов В.А. (Пятигорск)

Социолингвистический и билингвистический подходы к обучению иностранному языку и культуре………………………………………..60

Воробьев Г.А. (Пятигорск)

Межкультурные веб-форумы: компаративный подход к пониманию иноязычной культуры…………………………………………………...68

Грибанова К.И. (Пятигорск)

Формирование грамматических навыков иноязычного чтения в контексте когнитивного подхода к обучению…………………………77

Зайченко А.А. (Ставрополь)

Некоторые вопросы языковой подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации……………………………………..86

Исаева Д.А. (Пятигорск)

Специфика обучения иноязычному произношению на начальной ступени в общеобразовательной школе………………………………..94

Калашникова М.В. (Пятигорск)

Особенности организации самостоятельно выполняемой учебной деятельности в лингвистическом вузе на основе специально разработанных средств обучения (лабораторные работы)…………………………………………………………………..102

Квасова Н.В. (Пятигорск)

Причины устойчивых ошибок при овладении испанским языком на начальном этапе………………………………………………………...107

Квасова Н.В. (Пятигорск)

Проблема грамматической интерференции при обучении предложной системе испанского языка……………………………………………...112

Корниенко П.А. (Пятигорск)

Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе………………………………………………………...123

Краева С.В. (Астрахань)

Особенности преподавания иностранных языков в школах и университетах США……………………………………………………130

Кричевская К.С. (Пятигорск)

К вопросу о стратегии восприятия и понимания иноязычной информации на слух……………………………………………………133

Курбанисмаилова Н.Г. (Махачкала)

Классификация согласных фонем разносистемных языков…………141

Лучинина Н.В. (Новороссийск)

Лингводидактика второго иностранного языка……………………....147

Лучинина Н.В. (Новороссийск)

Психологический аспект обучения устной речи на втором иностранном языке……………………………………………………..154

Мановицкая Е.В. (Пятигорск)

Характеристика учебных материалов по французскому языку для студентов, обучающихся по профессиональной программе «Социально-культурный сервис и туризм»…......................................168

Моисеев А.П. (Пятигорск)

Некоторые вопросы организации терминологического аппарата аутолингводидактики (в контексте подготовки специалистов-лингвистов)…..........................................................................................179

Осипян Т.Г. (Пятигорск)

Содержание обучающего комплекса упражнений для преодоления трудностей английской орфографии…………………………………..184

Пронченко Е.Н. (Пятигорск)

Формирование речевого лексического навыка употребления синонимов в целях обеспечения точности и эмоциональности высказывания на иностранном языке………………………………….194

Птицын А.В. (Пятигорск)

Функциональная структура мультимедийных компонентов обучения иностранному языку…………………………………………………….199

Птицын А.В. (Пятигорск)

Принципы организации главы электронного словаря………………..213

Рублева Е.А. (Пятигорск)

Объекты тестирования в свете теории порождения речевого высказывания……………………………………………………………219

Савельева Е.А. (Cтаврополь)

Приобщение к гастрономическим ценностям при обучении иностранному языку……………………………………………………226

Савельева Е.А. (Ставрополь)

Сыроделие как элемент развития культурно-традиционного наследия Франции…………………………………………………………………230

Салтовская Г.Н. (Пятигорск)

Личностно ориентированный подход в обучении иностранному языку в школе…………………………………………………………………..234

Самойленко Е.В. (Минеральные Воды)

Эмоционально пусковой механизм в обучении иностранному

языку……………………………………………………………………..241

Ситнов Ю.А. (Пятигорск)

Теоретические и практические предпосылки методики обучения испанскому артиклю……………………………………………………246

Спицына Л.В. (Пятигорск)

Обучение культуросообразной лексике……………………………….256

Сухих О.В. (Пятигорск)

Средства мотивации в системе методов обучения иностранным

языкам…………………………………………………………………....264

Ульянова И.Г. (Пятигорск)

Учет психологических механизмов процесса запоминания при обучении письменному репродуцированию на

иностранном языке……………………………………………………...274

Хомович Н.В. (Пятигорск)

Обучение студентов-нелингвистов системе согласования времен английского языка………………………………………………………280

Шевченко Т.Д. (Пятигорск)

Мониторинг когнитивных стилей студентов в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..289

Сдано в набор 20.10.2003 Подписано в печать 25.12.2003 Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18,6 Уч.- изд. л. 17,2

Тираж 500 экз. Заказ 291 Цена договорная.

Издательство Пятигорского государственного лингвистического университета.

357532 Пятигорск, пр. Калинина 9.

Отпечатано в Центре информационных и образовательных технологий ПГЛУ.

Н.В. Барышников

(Пятигорск)

Пятигорская методическая школа в лицах.

Пятигорский государственный лингвистический университет встречает свое 65-летие в отличной академической и научной форме. Сегодня ПГЛУ – признанный лидер лингвистического образо-вания на Юге России.

Немалая заслуга в этом лемпер-товской кафедры – кафедры мето-дики преподавания иностранных языков.

Цель данной статьи – показать большое значение кафедры методики в становлении университета, отразить судьбоносную роль Б.Д. Лемперта в развитии пятигорской методической школы, выразить благодарность кафедре методики, ее прежнему и нынешнему составу, всем профессорам и доцентам университета, кто внес и вносит свою лепту в формирование того уникального феномена, который теперь мы не без гордости называем пятигорской методической школой, к сожалению, нередко упоминаемой всуе и без должного пиетета.

Университет, кафедра, научная школа – это прежде всего люди – золотой фонд всего сущего – творцы и созидатели. У истоков пятигорской методической школы стояли авторитетные ученые генераторы оригинальных идей, авторы крупных научных трудов: доктор филол. наук, профессор Э.П.Шубин, доктор филол. наук, профессор Н.Ф.Иртеньева, кандидат филол. наук, доцент Б.В.Пупченко, кандидат пед. наук, доцент Н.С.Хаперский, кандидат филол. наук, доцент В.В.Якубович, кандидат филол. наук, доцент А.П.Старков и др.

Обо всем и обо всех сказать в рамках интродуктивной статьи, как очевидно, невозможно. Однако попытаемся хотя бы крупными мазками обозначить наиболее важные вехи в истории кафедры методики как главного ядра пятигорской методической школы.

Кафедра методики ПГЛУ, как писал журнал «Иностранные языки в школе» по поводу нашего юбилея, во все времена находилась на передовых рубежах становления и развития отечественной методической науки и практики [ 1; с. 20]. Высокая и справедливая оценка. На самом деле, позиции пятигорских методистов в решении насущных проблем методики преподавания иностранных языков всегда отличались научным подходом, взвешенностью, обстоятельностью и подлинным патриотизмом.

Кафедра методики ПГЛУ во главе с Б.Д.Лемпертом внесла существенный вклад в теорию и практику профессионально-методической подготовки учителей иностранных языков.

Б.Д.Лемперт прекрасно понимал, что даже самые эффективные методики останутся не реализованными, если не будет профессионально подготовленным учитель иностранного языка, поэтому данная проблема была всегда в центре внимания кафедры.

Учитель иностранного языка – уникальная фигура в педагогическом коллективе школы, у него особый статус, специфические цели, неординарные методы, средства и приемы обучения предмету.

Б.Д.Лемперт тридцать лет тому назад организовал одну из первых Всесоюзную научно-методическую конференцию в Пятигорске (ПГПИИЯ) в 1973 году, посвященную проблемам профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка. Эта одна из крупнейших конференций по данной проблеме, на которую собрались все звезды советской методики: Р.В.Рогова, О.Э.Михайлова, И.Л.Бим, Б.И.Пассов, С.Ф.Шатилов, А.А.Миролюбов, К.И.Соломатов, П.Б.Гурвич и многие другие. К этому периоду времени кафедра методики практически разработала систему профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка. В 1970г. был выпущен скромный сборник, в котором она была обстоятельно представлена в трех статьях: Б.Д.Лемперт «О системе методической подготовки учителей иностранных языков», Н.С.Хаперский «Содержание семинарских занятий по методике обучения иностранным языкам», И.Э.Козычева, Л.А.Триско «Содержание практических занятий по методике на IV курсе» [ 2 ].

Результаты этого крупного методического форума не замедлили сказаться: активизировался научный поиск в данном направлении, была разработана новая программа по методике, профессиограмма учителя иностранного языка (С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабунский).

Примерно в тот же период времени Б.Д.Лемперт организовал при кафедре лабораторию сельской школы, и автор этих строк, будучи студентом, участвовал в ее работе. В сентябре 1972 г. по инициативе Б.Д.Лемперта, совместно с сектором иностранных языков НИИ СиМО была проведена крупная всесоюзная научно-методическая конференция по проблемам преподавания иностранных языков в сельской школе, принять участие в которой меня пригласил Б.Д.Лемперт. Это были мои первые шаги в большую методическую науку. До сего времени в домашнем архиве хранится Почетная грамота за участие в этой конференции, подписанная проректором по НИР ПГПИИЯ В.И.Кокла и академиком А.А.Миролюбовым. Конечно, это был большой аванс от Бориса Давидовича. Мой учитель умел увлечь, окрылить, заставить поверить в свои силы. (Лемпертовская школа жизненной мудрости и любви к людям – тема специальной статьи).

Кафедре методики по настоящему везло с заведующими, хотя за 35 лет их было не так уж и много.

Непродолжительное время заведовала кафедрой кандидат пед. наук доцент Ирина Эдуардовна Козычева.

Более 10 лет кафедрой руководила кандидат пед. наук, доцент, – удивительно энергичная и целеустремленная, Галина Николаевна Салтовская. Это были плодотворные годы развития кафедры. Галина Николаевна продолжила генеральное направление научной деятельности кафедры – методическую подготовку учителя иностранного языка, привнесла в нее новые идеи, организовала выпуск ряда сборников статей по данной проблеме.

В те годы одним из приоритетных направлений в методике была проблема использования технических средств обучения. Заслугой Г.Н.Салтовской является модернизация преподавания ТСО не только в нашем вузе, но во всей стране. По заданию Министерства просвещения СССР Г.Н.Салтовская в соавторстве с В.Г.Егиевым разработали Программу по ТСО для вузов и факультетов иностранных языков страны.

Сегодня доцент Г.Н.Салтовская по-прежнему энергична, ведет экспериментальную работу в гимназии № 4 г. Пятигорска.

Кафедра интенсивно работала, апробировала новые и оригинальные идеи применительно к профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка: методическая копилка, которая потом стала всеобщим достоянием, научная организация труда учителя иностранного языка, кабинет иностранного языка, эргономика.

Кафедре было что сказать на состоявшейся в 1983 году всесоюзной конференции по проблемам профессионально-методической подготовки учителей иностранных языков в Липецком государственном педагогическом институте, в котором по сию пору работает профессор Е.И. Пассов.

Показательно, что делегация ПГПИИЯ под руководством проректора по научной работе доц. А.В. Бычкова состояла из семи человек: Н.В. Барышников (проректор по заочному обучению, член оргкомитета конференции), Г.Н. Салтовская (заведующая кафедрой методики), К.С. Кричевская (доцент кафедры), К.И. Грибанова (доцент кафедры), В.П.Литвинов (заведующий кафедрой немецкой филологии), В.В. Лазарев (заведующий кафедрой философии).

Доклады на пленарном и секционных заседаниях участников из ПГПИИЯ были настоящим триумфом пятигорской методической школы, о котором, к счастью, сохранились официальные сведения. Любознательного читателя мы отсылаем к публикации о конференции в журнале «Иностранные языки в школе» [ 3 ].

Несколько лет кафедрой методики заведовал кандидат пед. наук доцент Александр Павлович Моисеев. Сегодня А.П. Моисеев один из ведущих доцентов кафедры, проводит значительную научно-исследовательскую работу, организовав свое научное направление – аутолингводидактика. Руководит аспирантами и соискателями, возглавляет факультет французского языка.

Более 10 лет кафедрой методики руководил кандидат пед. наук, доцент Олег Владимирович Сухих. Соратник и единомышленник профессора В.П. Литвинова – гордости нашего университета, незаурядной и крупномасштабной личности, маститого ученого (лингвиста, герменевта, лингводидакта, философа). О.В.Сухих последовательно работал сам и ориентировал кафедру в область теоретико-методологических основ методики преподавания иностранных языков. В этот период времени были опубликованы крупные статьи по методологии методики.

Вместе с тем кафедра не изменила своему приоритетному направлению – профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка.

Методической общественностью страны были замечены сборники научных трудов под редакцией О.В. Сухих [ 4 ].

Сегодня на кафедре многое изменилось, вплоть до ее названия – кафедра теории и методики обучения межкультурной коммуникации.

Это преобразование, как по форме так и по содержанию, обусловлено новыми задачами высшего профессионального образования, новой парадигмой высшего лингвистического образования, новым государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Кафедра нынче осуществляет подготовку преподавателей иностранных языков и культур, специалистов по межкультурной коммуникации. В связи со статусом ПГЛУ как головного вуза Юга России в области лингвистического образования, а также инициатора и координатора федерально-региональной программы «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» кафедра в значительной мере расширила диапазон своей научной деятельности.

Разрабатываются новые направления научно-исследовательской, научно-методической деятельности.

Наиболее актуальными и приоритетными направлениями в последние годы стали такие инновационные направления как «Проблемы обучения межкультурной коммуникации в условиях монокультурной среды», «Проблемы обучения второму иностранному языку в средней школе», «Проблемы этнолингводидактики в условиях многоязычия и поликультурности Северного Кавказа», «Проблемы обучения многоязычию», «Проблемы аутолингводидактики», «Проблемы профессионально-методической подготовки учителя иностранных языков и культур».

Современная лингводидактика развивается стремительно. Кафедра пилотировала новое научное направление – мультилингводидактика.

По всем новым направлениям опубликованы крупные работы. Приведем лишь некоторые значимые публикации по приоритетным научным направлениям кафедры:

Н.В.Барышников. Методика обучения второму иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 2003. – 180 с.

Н.В.Барышников. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе//Иностр. языки в школе. - 2002.- № 2. – С.28-32.

Н.В.Барышников. Этнолингводидактика и русский язык//Мир русского слова, 2002.- № 3 - С.66-68

Н.В.Барышников. Дидактика многоязычия //Вестник ПГЛУ, 2003. - № 3. – С. 10-17.

А.П.Моисеев. Аутолингводидактика в высшем профессиональном образовании//Сб. научных статей «Новые технологии обучения иностранным языкам: опыт ПГЛУ. – Пятигорск,1999. – С. 50-53.

А.П.Моисеев. Виды, формы и содержание самостоятельной работы по иностранным языкам в лингвистическом вузе//Вестник ПГЛУ, 2000. - № 3. – С. 75-79.

О.В.Сухих. Средства обучения иностранным языкам в деятельности учителя и учащихся. С грифом МО РФ. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. – 160 с.

Е.В.Виноградова. Проблемы обучения межкультурной коммуникации в поликультурной среде//Вестник ПГЛУ, 2003 - № 1. – С.29-32.

Н.В.Барышников, К.И.Грибанова. Нетрадиционная форма экзамена по методике обучения иностранным языкам //Иностр. языки в школе.- 2001. - № 4. – С. 23-26.

Научный поиск расширяется и интенсифицируется, чему способствует активизация работы аспирантуры и докторантуры кафедры. В настоящее время на кафедре выполняются семь докторских диссертаций, три из которых находятся в завершающей стадии.

Научным изысканиям в обозначенных направлениях способствуют диссертационные исследования аспирантов и соискателей кафедры, которых на сегодняшний день насчитывается более 40 человек. ( В 1970 г. на кафедре была одна аспирантка).

Кафедра теории и методики обучения межкультурной коммуникации сегодня – это коллектив единомышленников, для которого характерны креативное начало, оригинальность в научных подходах.

На кафедре работают яркие личности. Наверное, сама сфера деятельности делает людей способными к выдумке, к нестандартному мышлению, к принятию неординарных решений.

Золотой фонд кафедры – преподаватели лемпертовского призыва. С момента основания кафедры работает кандидат пед. наук, доцент К.С. Кричевская, которая внесла существенный вклад в становление пятигорской методической школы, она автор серии учебников по испанскому языку для средней школы, которые выдержали рекордное число переизданий и заняли достойное место в истории отечественной методики преподавания иностранных языков. Кабинет профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка, дидактический раздаточный материал на уроках, особый тип руководства педагогической практикой студентов – все это лишь малая часть ноу-хау доцента К.С. Кричевской.

На факультете французского языка более тридцати лет методику преподает кандидат пед. наук доцент Клавдия Ивановна Грибанова – любимица Б.Д. Лемперта, опыт обучения французскому языку которой он обобщил еще в 1962г. [ 5 ].

К.И. Грибанова – методист по образованию и призванию. Пройдя большую школу профессора В.С. Цетлин, она постоянно работает над собой. О бескомпромиссности и добросовестности Клавдии Ивановны в университете ходят легенды. Глубокое понимание сути методических явлений выдвинули Клавдию Ивановну в число ведущих экспертов кафедры по всем вопросам.

К.И. Грибанова неутомимая труженица: публикации доцента К.И. Грибановой стали цитируемыми в трудах других авторов, в диссертациях и статьях аспирантов и соискателей, что свидетельствует об актуальности, новизне и теоретической значимости научных трудов К.И. Грибановой.

Доцент Галина Павловна Шарапкина – это тот тип лингводидактов, который обычно сравнивают с играющим тренером. Занимаясь более 20 лет методикой, Галина Павловна ни на один семестр не прекратила преподавания практики устной и письменной речи. Наверное ее стремление к новому и работоспособность сделали Галину Павловну непременной участницей и исполнительницей новых проектов: Г.П. Шарапкина читает лингводидактику в магистратуре, в ИПК.

Кандидат пед. наук, доцент Любовь Васильевна Спицына – много лет работает на кафедре методики, преподает практически все аспекты профессионально-методической подготовки учителя иностранных языков и культур.

Полномочный представитель кафедры теории и методики обучения межкультурной коммуникации в филиалах университета Любовь Васильевна оказывает огромную методическую помощь филиалам в г.г. Ставрополе, Новороссийске.

Зоя Гарифовна Шарипова – кандидат пед. наук, доцент. Коммуникативность в обучении – главное научное направление в деятельности Зои Гарифовны. Свои идеи и методические находки доцент З.Г.Шарипова апробирует сама на занятиях по практике устной и письменной речи со студентами 4-5 курсов факультета английского и немецкого языков.

Виктор Павлович Кипа – кандидат пед. наук, доцент – человек обстоятельный во всем. Виктор Павлович относится к методике как к живому организму. Каждое явление Виктор Павлович тщательно исследует через методический микроскоп. Он уже много лет преподает немецкий язык как второй иностранный в гимназии № 4 г. Пятигорска с тем, чтобы не допустить ни одного неверного теоретического вывода.

Елена Владимировна Виноградова – кандидат пед. наук, доцент, с большими потенциальными возможностями, которые, пожалуй, еще не полностью раскрыты. Е.В.Виноградова разработала новый курс «Введение в межкультурную коммуникацию». Сегодня для Елены Владимировны открылись новые перспективы для самореализации как в научном, так и в академическом планах: она получила право руководства аспирантами и соискателями, точно определила траекторию исследования на степень доктора наук.

Элеонора Геннадиевна Тен – кандидат пед. наук, доцент очень ответственный и добросовестный человек, она умеет и любит работать: написала ряд оригинальных научных статей, разработала новый курс «Основы теории межкультурной коммуникации». Э.Г.Тен на новом этапе профессионального становления: ей предоставлено право руководства аспирантами и соискателями, она определила свой дальнейший научный маршрут.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник научных трудов москва 2009

    Документ
    ... лингвистики. Сборникнаучныхтрудов. Выпуск II. – М.: РУДН, 2009. – 104с. Сборник посвящен актуальным проблемам преподаванияиностранногоязыка делового ...
  2. Сборник научных трудов москва 2009

    Документ
    ... преподаваниииностранныхязыков // Некоторые проблемы грамматических категорий и семантики единиц языка: Межвузовский сборникнаучныхтрудов. – Пятигорск: Изд-во ПРЛУ, 2003 ... познакомиться с культурой страны изучаемого языка, реалиями современной жизни ...
  3. «история северного кавказа в печатных изданиях» библиографический справочник ii нормативно-правовые акты

    Интернет справочник
    ... Грозный, 1988. История и культура народов Северного Кавказа. Сборникнаучныхтрудов. Вып.5. – Пятигорск, 2006 – 153 с. История и основные этапы ... история и современность: Дис. …канд. наук; Философские науки. – М.,1996. Литература на иностранныхязыках. ...
  4. «история северного кавказа в печатных изданиях» библиографический справочник ii нормативно-правовые акты

    Интернет справочник
    ... Грозный, 1988. История и культура народов Северного Кавказа. Сборникнаучныхтрудов. Вып.5. – Пятигорск, 2006 – 153 с. История и основные этапы ... история и современность: Дис. …канд. наук; Философские науки. – М.,1996. Литература на иностранныхязыках. ...
  5. Исследования французского языка

    Книга
    ... Гарбовский Н.К. Теория перевода во Франции: история и современность 55 Герасимова Н.И. Образ персонажа как ... несовершенном владении иностраннымязыком» Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях. (сборникнаучных статей) Пятигорск: изд-во ...

Другие похожие документы..