textarchive.ru

Главная > Лекция


ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
К.Ю. Силкин

Лекция 1. История и предмет экологии человека

Человек является частью живой природы и, как все живое на Земле – растения, животные, микроорганизмы – обитает лишь в некотором ограниченном пространстве пла­неты Земля.

Биосфера – это единственная система, обеспечиваю­щая устойчивость среды обитания земных живых орга­низмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на воз­можность построения искусственных сообществ, обеспе­чивающих стабилизацию окружающей среды в той степе­ни, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в со­временном и прогнозируемом на ближайшее будущее со­стоянии человеческого сообщества.

Все развитие живого на Земле представляет собой бесчисленные серии адаптации (приспособлений) к естественно изменяющимся условиям среды. Жизнь и среда эволюционировали вместе как еди­ное целое. С возникновением человеческого общества, активно вмешивающегося в природные процессы, решающим фактором эво­люции биосферы становится деятельность человека. С этим треть­им этапом в развитии биосферы В.И. Вернадский связал формиро­вание так называемой «ноосферы». Он обозначил ее как «сферу ра­зума», имея в виду разумное регулирование отношений человека и природы.

Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460–370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.

В XVII в. появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633–1714).

Крайне интересен опыт научных исследований в России, в которых обсуждаются проблемы не только зависимости человека от природы, но и его воздействие на нее. Так, в XVIII веке М.В. Ломоносов пристально интересовался особенностями жизни населения в разных природных и социально-экономических условиях. Воздействие окружающей среды на жизнедеятельность и здоровье населения в первую очередь осознавали врачи. Как в России, так и за рубежом именно медики внесли наиболее заметный вклад не только в изучение закономерностей влияния внешней среды на здоровье человека, но и в разработку конкретных мероприятий по защите населения от негативных факторов среды. И.П. Франк (1745-1821), австрийский врач, ректор Петербургской медико-хирургической академии, указывал на необходимость государственных мероприятий по оздоровлению и благоустройству жизненной среды человека.

Ухудшение качества среды обитания человека, которое становилось все более очевидным с середины XX в., не могло не волновать ученых и общественность. Принципиальное значение для развития экологии человека имела книга В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983), а также работы В.Б. Сочавы (1905-1978), В.П. Алексеева (1928-1991) и А.Л. Яншина (1911-1996). Большой вклад в развитие отечественной экологии и антропоэкологии внес Н.Ф. Реймерс. Он считал, что почти одновременно с классической биологической экологией, хотя и под другим названием, возникла экология человека. На протяжении многих лет она формировалась в двух направлениях: собственно экологии человека как организма и социальной экологии.

По определению академика А.Л. Яншина и академика РАМН В.П. Казначеева, экология человека – это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей космопланетной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствования физических и психических возможностей человека.

Н.Ф. Реймерс дал следующее определение: «социально-экономическая экология человека – это научная область, исследующая общие структурно-пространственные, функциональные и временные законы взаимоотношения биосферы планеты и антропосистемы (ее структурных уровней от всего человечества до индивидуума), а также интегральные закономерности внутренней биосоциальной организации человеческого общества». То есть всё сводится к той же классической формуле «организм и среда», отличие лишь в том, что «организмом» служит все человечество в целом, а средой – все природные и социальные процессы.

Предметом экологии человека является отношение человека и среды.

Очень часто экология человека излагается и рассматривается в контексте классической гигиены и профилактической медицины. В то же время, под влиянием социологических воззрений сформировалось новое понимание экологии человека. Основой новой концепции стал холистический1 подход. Экология человека использует холистический подход для того, чтобы повысить потенциал человеческой личности в рамках ее ближайшего окружения – одежды, семьи, жилища и ближайшего сообщества.

Под экологией человека, как правило, понимают изучение проблем взаимоотношения человека и его семьи с окружающей средой в конкретных условиях существования. Таким образом, вместо абстрактного человека или человечества в целом, в центре рассмотрения – конкретный человек и его семья. Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:

  • численность отдельных общностей людей и всего человечества;

  • возрастная и половая структура общностей;

  • уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;

  • специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;

  • тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

  • система расселения;

  • культурные и гигиенические навыки;

  • ­социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;

  • экология одежда;

  • экология жилища;

  • анализ состояния окружающей среды;

  • управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;

  • семья и другие.

В рамках экологии человека выделяются такие сферы изучения, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т.п.

Лекция 2. Законы экологии человека

Основной задачей экологии человека является изучение влияния окружающей среды на его здоровье, трудоспособность и на продолжительность жизни. При этом под окружающей средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов.

Другой важной задачей экологии человека является разработка средств и способов, направленных на повышения сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок. Для решения этих задач необходимо соблюдение законов экологии человека, которые включают в себя:

  • правильный образ жизни,

  • рациональное питание,

  • физические упражнения,

  • закаливание,

  • правильно организованный режим труда и отдыха,

  • соблюдение правил личной гигиены и т.п.

В экологии человека наиболее важным фактором являются профилактические меры для предупреждения и охраны здоровья. Профилактика предназначена изучить все свойства внешней среды, способные оказать как положительное, так и отрицательное влияние на человека.

Можно обозначить следующие законы экологии человека.

1. Нарушение уровня здоровья людей (болезнь, нарушение и снижение резистентности иммунного статуса, адаптационно-компенсаторных возможностей организма), вызванное физическими, химическими, биологическими, психическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил:

  • источника вредности;

  • факторов или механизмов воздействия или передачи этого загрязнителя;

  • восприимчивого организма.

Этот закон постулирует обоснование гигиенических нормативов, таких, как ПДК, ПДУ, МДН. Пределы влияния факторов внешней среды, когда не происходят отрицательные сдвиги здоровья, относительно небольшие. В случае если концентрации и уровни воздействия нарушают механизмы адаптации, при воздействии факторов окружающей среды за пределами адаптационных возможностей, включаются механизмы компенсации, противодействующие возникновению и прогрессированию патологического процесса.

2. Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей. Независимо от своей воли и сознания, а в связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью, люди оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, которое тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень производства, культура населения и социальные условия жизни.

3. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений. Природная окружающая среда загрязняется не только под влиянием физиологической, бытовой и производственной деятельности людей, но и во время природных экстремальных явлений, катаклизмов, т.е. вспышек на Солнце, вулканической деятельности, землетрясений и т.д. А.П. Виноградов в 1938 г. создал и развил учение В.И. Вернадского о биогеохимических принципах – о биогеохимических провинциях, которые положены в основу мониторинга за заболеваниями природного происхождения, связанными с избытком или недостатком какого-то элемента на этой территории. Такие заболевания получили название «эндемические». Наиболее известные: эндемический зоб1, флюороз2 и т.д.

4. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества. Закон положительного влияния природной окружающей среды на здоровье человека. Природные факторы (солнце, чистый воздух, вода, пища) положительно влияют на здоровье людей и способствуют его сохранению и укреплению при разумном использовании.

5. Закон отрицательного воздействия загрязненной (денатурированной) окружающей среды на здоровье человека. При контакте человека с окружающей средой, загрязненной физиологическими выделениями, бытовыми и технологическими загрязнителями в количествах, превышающих нормативы, неизменно наступают изменения состояния здоровья. Под влиянием загрязненной окружающей среды учащаются случаи бронхиальной астмы, выраженных пороков развития, анемии, злокачественных новообразований.

Человеческая популяция подчиняется тем же законам, что и любая другая популяция, с той лишь разницей, что человек своими действиями снижает сопротивление среды, создавая искусственную экологическую нишу, распространился в ней и живет в самых разнообразных условиях, нарушив при этом практически все экологические балансы. С помощью техники и технологий человек эксплуатирует природные ресурсы вплоть до полного их истощения, при­водя к исчезновению видов и целых экосистем. В отличие от животных и растений человек, не встречая естествен­ных врагов, создает искусственные меры защиты, транс­формирующие окружающую природную среду.

Здоровье и принципы его сохранения также вытекают из законов природы. Здоровье – это труд самого человека под руководством врача как советчика и доброго друга – ведь ничто не дается даром.

Любые попытки вернуть здоровье при помощи различ­ных панацей – это, скорее, глупость, невежество или об­ман, что более вероятно, чем исключение из законов при­роды.

Лекция 3. История развития взаимодействия человека с окружающей природной средой

Для более полного понимания процесса взаимодействия человека и человеческого общества с окружающей при­родной средой очень важно изучить его в историческом развитии от момента появления вида Homosapiensдо настоящего времени.

Современная наука считает, что вид Homosapiensсу­ществует на Земле около 40 тысяч лет. Основную часть этого периода представители всех видов Homoбыли охотниками и собирателями. Древние люди, которых ученые назвали неандертальцы, кроманьонцы – находились в полной зависимости от природы, однако, тем не менее, и они в значительной мере изменили лик Земли. Эти изменения длились очень долго – почти 30 тыс. лет. Человек вследствие резкого обнищания природных ре­сурсов вынужден был перейти к принципиально новому типу хозяйствования, преобразующего окружающую при­родную среду. Первобытные племена начали одо­машнивать диких животных и окультуривать растения. Это стало началом смены культуры сообществ охотников и собирателей культурой земледельцев и скотоводов. С увеличением удельного веса в хозяйстве земледелия и скотоводства изменялся и быт людей. Развитие земледе­лия все больше требовало оседлости, скотоводство – от­носительных кочевий. Одновременно происходили изменения в духовном мире человека, в системе знаний, в социальных структурах об­щин, поскольку очевидно, что для перехода к производя­щему хозяйству требовался целый комплекс условий – материальных (разнообразные орудия труда, сложное по функциям хозяйство) и духовных (наличие знаний, веро­ваний, нравственных норм). При­близительно 250 лет назад – в историческом развитии вза­имодействия человечества с природой – появились меха­низмы и машины, использующие энергию ископаемого топ­лива, что постепенно привело к появлению новой стадии развития цивилизации – индустриального общества. Переходы от одного культурно-хозяйственного типа об­щества к другому сопровождались ростом численности населения и резким увеличением объема потребляемых ресурсов природы. Зародился процесс возникновения городов – урбанизация.

Человек начал создание новых пород животных, сор­тов растений, строительство невстречаемых в природе со­оружений. Он создавал искусственный техногенный мир. Чем большую значимость приобретала для человека ис­кусственная среда, тем больше она определяла образ жиз­ни, стиль поведения, самосознание, мировоззрение людей. Все это приводило к отчуждению человека от природы, увеличению деградации окружающей природной среды, наращиванию загрязнения воздуха, воды, почвы. Вслед­ствие деятельности человека произошло изменение ланд­шафтов Земли, была создана «новая природа», искусст­венная среда, в которой человек живет в настоящее вре­мя. Формирование вида человек разумный, способы био­логической адаптации его организма происходили под воз­действием факторов, которые были в окружающей среде другого природного мира. Факторы новой, антропоген­ной среды действуют на человека в течение очень незна­чительного времени для эволюции вида, возникновения и закрепления на генетическом уровне биологических адап­тационных механизмов. Таким образом, человек стараясь выйти из власти есте­ственной природной среды, попадает в полную зависи­мость от созданной им самим «второй природы»!

Ещё одним поворотным событием во взаимодействии человеческого общества и природы является промышлен­ная революция. Она характеризуется переходом от мел­кого ручного ремесленнического труда к крупному про­мышленному производству. Широкое распространение городов, огромный рост про­мышленного производства привели к значительным воз­действиям на окружающую среду. Наиболее важными достижениями промышленной революции, с точки зрения человека, стали:

  • во-первых, повсеместное распространение машин и использование их для выполнения тех операций, которые раньше выполнялись человеком либо само­стоятельно, либо с помощью домашних животных;

  • во-вторых, обращение к механическим источникам энергии, таким, например, как энергия воды или паровых моторов, для питания машин;

  • в-третьих, увеличение эффективности перевозок;

  • в-четвертых, рост и развитие промышленных тех­нологий.

С возрастанием потребностей в металлах для создания машин и товаров увеличивается масштаб добычи полез­ных ископаемых. Особое значение приобретают источни­ки металлических руд. Увеличение потребности в метал­лах стимулирует развитие прикладных научных знаний, позволяющих совершенствовать технологии промышлен­ного производства.

В индустриальном обществе значимость транспортных сетей для развития общества и окружающей среды сильно возрастает. Торговые порты с высокой концентрацией на­селения и торговые морские пути представляют сильно измененную природную среду тех территорий, где они воз­никают. Железные дороги становятся основным транспорт­ным средством в индустриальном обществе.

Индустриальная революция принесла с собой загряз­нение воздуха, воды и появление твердых отходов такого типа и в таком масштабе, которых ранее не существова­ло. До индустриальной революции большинство отходов производства были биологическими по своей природе. Ин­дустриальные отходы зачастую имеют природу, отличную от природы естественных биологических отходов, именно поэтому их влияние на окружающую среду является бо­лее существенным. С простым ростом объемов промыш­ленное производство становится все более и более слож­ным, производя все больше материалов и отходов, не име­ющих аналогов в природе.e,-

В любом урбанизированном обществе можно выделить четыре основные функции города: розничная торговля, оптовая торговля, производство и сфера услуг. Первич­ной функцией доиндустриального города была торговля, в индустриальном городе ее вытеснило производство. По­стиндустриальное общество характеризуется большим, по сравнению с более ранними типами обществ, производст­вом и потреблением на душу населения продовольствия, топлива, минералов (металлов, химических соединений) и других основных предметов потребления. Резко возрос­ли объемы притока сырьевых ресурсов в города из райо­нов их добычи. Однако более значительным является и увеличение по­ступления потока материалов из города в сельскую мест­ность. Сельское хозяйство становится все более высокомеха­низированным, а использование химических соединений (удобрений, пестицидов, гербицидов и т.п.) произвело на­стоящую революцию в сельскохозяйственном производ­стве.

Таким образом, с одной стороны, наблюдаются высо­кое потребление продуктов питания, полученных из сель­ских областей в города, а с другой стороны – еще более высокое потребление материалов и энергии, поставляе­мых из городов в сельские местности. Последние не могут самостоятельно производить машины и оборудование, топ­ливо, химические соединения, хотя все это играет весьма важную роль в деятельности современного сельского хо­зяйства.

Высокая производительность современной цивилизации способствует эксплуатации природы повсюду: от полюса до тропиков, от горных вершин до океанских глубин.

Одной из причин напряжения во взаимоотношениях человеческого общества и природы является укоренившееся в сознании людей потребительское отношение к природе и природ­ным ресурсам. Человек с момента появления на Земле непрерывно брал от природы – вырубал лес, использовал плодородие почв, ловил рыбу и зверя, расходовал чистую воду. Восстанавливала нарушенное в экосистемах равно­весие сама природа, и это создало у человечества пред­ставление о безграничности природных ресурсов.

Современное развитие отношений человеческого сооб­щества с окружающей его природой можно охарактеризо­вать как период необходимости перехода к следующей ре­волюции – устойчивому развитию цивилизации. Человечество вступило в эпоху трудных решений – не­обходимо перейти к устойчивому развитию общества, что связано с определенными ограничениями и запрещениями.

Исторический процесс развития чело­веческого общества, взаимоотношений с окружающей при­родной средой в значительной степени предопределяются и, в свою очередь, зависят от численности населения. В отличие от популяции животных, процессы воспроизвод­ства человеческих популяций в определенной мере обус­ловлены факторами социальной природы.

Лекция 4. Экология и здоровье человека

Быт, труд, отдых, состояние здоровья, поведение и со­циальный комфорт человека во многом обусловлены ка­чеством окружающей его среды. Здоровье населения яв­ляется показателем, наиболее точно отражающим состоя­ние экосистемы человека, включающей социально-эконо­мические, политические, культурные и антропогенные характеристики.

Нарушение экологии человека приводит к появлению различных болезней. В связи с этим в течение всех эпох одной из важных проблем было защитить население от вредных влияний и увеличить продолжительность жизни человека.

Развитие промышленности, сельского хозяйства, строи­тельной индустрии является основой улучшения условий жизни и благосостояния человека. Современный человек проживает в теплых домах с различными благами цивили­зации, позволяющими ему в значительной мере освободить себя от физического труда по постоянному обустройству своего жилья и обеспечить необходимый гигиенический уровень жизнедеятельности. Добыча и приготовление пищи также не занимают много времени и физических усилий. В случае болезни или травмы человек сегодня имеет возможность получить необходимую медицинскую помощь, ле­карства, провести профилактику заболеваний. Междуна­родные программы Всемирной Организации Здра­воохранения (ВОЗ) направлены на снижение детской смертности, сокращение инфекционной заболеваемости, уве­личение продолжительности жизни. Общеизвестно, что жизнь в комфортных условиях благоприятна для здоровья человека.

Страны всего мира при своем развитии стремятся повысить уровень жизни своих народов. Для этого развивается промышленность, интенсифи­цируется развитие экономики. В то же время за после­дние 2-3 десятилетия накопилось огромное количество фактического материала о том, что научно-техническая революция, давшая человечеству многие блага и удоб­ства, оказывает на здоровье человека и отрицательное влияние.

Причины возникновения и широкого распространения таких заболеваний, как сердечнососудистая патология, зло­качественные новообразования, болезни нервно-психиче­ской системы, травмы, генетические аномалии и т.д., свя­заны с загрязнением и неблагоприятными условиями ок­ружающей среды, урбанизацией. Многие из наиболее рас­пространенных болезней современного человека являются результатом воздействия напряженного ритма жизни, про­тиворечащего законам природы, загрязненного воздуха, воды, продуктов питания, высокого уровня социального стресса, который характеризует жизнь сегодняшнего дня.

Проблема здоровья является предметом исследования целого ряда наук: философии, клинической и профилак­тической медицины, социологии, демографии, медицин­ской статистики, медицинской географии. Поэтому имеет­ся значительное число неравнозначных определений здо­ровья, в большей или меньшей степени подчеркивающих ту или иную сторону этого явления.

В настоящее время принятым является определение, данное в 1948 г. в Уставе ВОЗ, где указывается, что здоро­вье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Необходимо разделять здоровье отдельного человека и здоровье общности людей, называемое популяционным здоровьем. Уровень популяционного здоровья характеризуется с помощью осредненных показателей отдельных людей, составляющих общность, с учетом численности изучаемых групп, возрастных и половых признаков.

Популяционное здоровье формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность) факторов. Состояние здоровья одного отдельно взятого человека – явление в значительной степени случайное. При этом уро­вень здоровья представительной группы людей (усреднен­ный уровень здоровья) может служить ярким показателем благотворного или негативного влияния окружающей сре­ды на население.

Существуют различные классификации уровня здоро­вья. По состоянию здоровья людей можно разделить на четыре группы: абсолютно здоровые, практически здоро­вые, предболезнь, болезнь. В современных социо-гигиенических исследованиях дают расширенную классификацию:

  • здоровые;

  • здоровые с некоторыми функциональными и морфо­логическими отклонениями;

  • больные с длительно текущим хроническим заболе­ванием при сохранении в основном функциональ­ных возможностей организма;

  • «больные с длительно текущим заболеванием в субкомпенсированном состоянии;

  • тяжелые больные, находящиеся на постельном ре­жиме, инвалиды I-II групп.

Процесс изменения популяционного здоровья тесно свя­зан с историей развития человечества. В настоящее время возможным становится продле­ние средней продолжительности жизни до сроков, близ­ких к биологическим пределам, спасение жизней многих ранее нежизнеспособных младенцев, сокращение количе­ства случайных смертей. Все это повышает уровень популяционного здоровья.

Выделяют пять типов популяционного здоровья.

  1. Простое выживание популяции под постоянной уг­розой насильственной смерти. Такой примитивный тип здоровья характерен для сообщества охотников, собира­телей.

  2. Короткая жизнь, средняя продолжительность жиз­ни большинства населения с высокой вероятностью преж­девременной смерти от инфекционных и соматических за­болеваний. Такой тип здоровья характерен для цивили­зации в условиях аграрной экономики.

  3. Увеличение средней продолжительности жизни большинства населения при повышенной преждевремен­ной смертности части людей в молодом и предпенсионном возрасте от сердечнососудистых и онкологических забо­леваний, несчастных случаев, отравлений и травм. Такой тип близок к современному типу здоровья современных развитых стран.

  4. Продолжительная жизнь большинства населения с надежной и эффективной работоспособностью и здоро­вой старостью – модернизированный тип. Такой тип здо­ровья наблюдается в наиболее развитых странах, живу­щих в постиндустриальных экономических условиях.

  5. Полноценная радостная жизнь всей популяции со средней продолжительностью жизни, близкой к биологи­ческим пределам. Этого можно ожидать в будущем в наи­более развитых странах с постиндустриальной эконо­микой и социальными приоритетами в развитии обще­ства.

Тесная связь общественного здоровья прослеживается не только от уровня и типа экономического развития обще­ства, но и от природных факторов. Это отражается в специ­фическом наборе заболеваний, возникновение которых свя­зано с особенностями климата, ландшафта, природно-очаговыми инфекциями, биогеохимическими провинциями.

Природная среда, несмотря на достижения цивилиза­ции, сохраняет свое определяющее значение в формиро­вании здоровья населения, поскольку в процессе своего культурного и научно-технического развития человек так и не смог полностью изолироваться от окружающей внеш­ней среды.

Климат и погода постоянно воздействуют на состояние здоровья человека. Наиболее важными климатическими факторами, оказывающими влияние на организм челове­ка, являются температура воздуха, продолжительность светового дня и влажность. Из всех климатических условий основным ограничива­ющим фактором для проживания человека является тем­пература. Зоной климатического комфорта считается довольно уз­кий интервал температур порядка 20-25°С. В экстре­мальных климатических условиях проживает около 10 % населения мира. По данным ВОЗ, наиболее благоприятный климатический эта­лон соответствует среднегодовой температуре воздуха +10°С. Проживание в условиях экстремально холодных, жарких и жарко влажных районов Земли предъявляет организму человека повышенные требования, формируя определенные механизмы адаптации и характерную для данной климатической зоны патологию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международный фонд д о к у м е н т ы под общей редакцией

    Книга
    ... которых погибли 6 человек и 3 человека получили ранения. ... Вооружение и предметы технического снабжения ... сотрудника Института военной истории Н.А. Светлишина о ... , брошюры и книги, лекции и доклады, собрания трудящихся ... двух томах) Экология и советская ...
  2. ДЕМОВЕРСИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    Документ
    ... Вопросы к зачетау: 1. Предмет энтомологии. История энтомологии в России. 2. ... природа, человек, технология. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. Кузнецов Г.А. Экология и будущее. ... Экология насекомых. Курс лекций. М.: МГУ, 1970 7. Баскин Л.М. Экология стадных ...
  3. ДЕМОВЕРСИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (1)

    Документ
    ... Вопросы к зачетау: 1. Предмет энтомологии. История энтомологии в России. 2. ... природа, человек, технология. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. Кузнецов Г.А. Экология и будущее. ... Экология насекомых. Курс лекций. М.: МГУ, 1970 7. Баскин Л.М. Экология стадных ...
  4. 1 Общая характеристика ОУ 1

    Доклад
    ... История нашего края» (1 час), «История в цифрах и фактах» (1 час) и элективные учебные предметы ... олимпиада по биологии и экологии – команда 4 человека (сертификат). Всероссийский детский ... Лихачева Ирина Михайловна, с лекцией - профилактика гриппа; перед ...
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «этнология» костанай

    Учебно-методический комплекс
    ... специальность 050114 «История» Костанай, 2010 1. Вводная лекция План лекции: 1. Предмет и задачи этнологии ... народ (айну - букв.: "человек", "настоящий человек"), древнейшее население Японских островов. ... нанесло вреда его экологии. Средняя Азия является ...

Другие похожие документы..