textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике для 9 класса

основного общего образования

УМК Макаровой Н.В.

2011-2012 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно- информационная концепция) к комплекту учебников по информатике и ИКТ . 5-11 классы.-СПб.: Питер, 2009

При составлении рабочей программы учтены рекомендации иструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Информатика и информационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году»

Количество часов по четвертям: 1 четверть - 18 ч., 2 четверть - 14 ч., 3 четверть - 20 ч., 4 четверть - 16 ч.

Количество практических работ: 40

Количество контрольных работ: 6

1-я четверь: контрольных работ – 1, практических работ –14

2-я четверь: контрольных работ – 1, практических работ –5

3-я четверь: контрольных работ – 2, практических работ –19

4-я четверь: контрольных работ – 1, практических работ – 2

Учебно-методический комплект для учителя:

1. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

Учебно-методический комплект для учащихся:

Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.

2.Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Цели, обозначенные в федеральном компоненте Государственного стандарта по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для учащихся основной школы:

Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.

Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, способности избирательного отношения к полученной информации.

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Цели обучения в 9 классе:

- расширение знаний об объектах и их информационных моделях на уровне системы;

- обучение технологии моделирования в графическом редакторе и текстовом процессоре на основе решения задач из разных предметных областей;

- развитие у учащихся исследовательских умений в процессе моделирования;

- освоение алгебры логики, работа с таблицами истинности и логическими выражениями

- освоение технологии работы в системе управления базой данных.

Учащиеся должны знать:

- понятие информации и ее основных свойств;

- основные формы представления информации, назначение языка, кода и кодирование информации;

- способы кодирования в компьютере разного вида информации;

- отличия растрового и векторного изображения в компьютере;

- основные виды информационной деятельности человека;

- роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;

- основные составляющие схемы передачи информации;

- назначение носителей информации, средства защиты информации;

- понятие информационного процесса;

- понятие информационных технологии и основные этапы ее развития; роль технических средств в информационных процессах;

- понятие объекта управления;

- управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая и разомкнута схемы управления;

- понятие объекта и его свойств;

- понятие параметра и его значений;

- понятие действия объекта;

- иметь представление о среде существования объекта;

- понятие модели объекта; информационной модели;

- почему при создании модели важно определить вначале цель;

- одной из форм представления информационной модели служит таблица;

- понятие системы объектов, значимость и роль цели при изучении системы;

- виды связей и отношений между объектами;

- понятие класса;

- назначение классификации объектов;

- основные классы документов, создаваемых на компьютере;

- основные виды классификации моделей;

- назначение моделирования, основные типы задач моделирования;

- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;

- класс задач, ориентированных на моделирование в графическом редакторе, понятие о геометрической модели,;

- технология работы в среде графического редактора;

- класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре;

- назначение алгоритма, свойства алгоритма, формы представления алгоритма;

- понятие программы и программного обеспечения, отличие программ от алгоритма;

- понятие файла, папки их назначение и параметры, назначение и структуру графического интерфейса;

- назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления, технологию обмена данными ОLЕ и через буфер;

- приложение и документ. Роль и назначение прикладной среды.

- редактирование и форматирование документа. Общая характеристика инструментов прикладной среды;

- возможности графического редактора, особенности растровой и векторной графики;

- создание и редактирование графических объектов;

- иметь представление о макете текстового документа;

- основные объекты текстовых документов и их параметры;

- технологию создания и редактирования текстового документа;

- технологию форматирования текста;

- назначение табличного процессора, его команд и режимов;

- объекты электронной таблицы и их характеристики;

- типы данных электронной таблицы;

- технология создания, редактирования и форматирования табличного документа;

- правила записи, использования и копирования формулы, функции; типы диаграмм в электронной таблице;

- понятие базы данных и ее основных элементов;

- структуру интерфейса СУБД;

- классификацию и назначение инструментов СУБД;

- технологию создания и редактирования базы данных;

- назначение и роль Интернета в развитии общества;

- назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;

- понятие домена и правило образования адреса в Интернете;

- технология поиска информации в Интернете;

-технология оформления веб-документов;

- иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;

- понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;

- основные этапы обработки информации;

- назначение и основные характеристики микропроцессора;

- классификацию видов памяти компьютера;

- понятие носителя, устройств внешней памяти;

- понятие форматирования диска;

- характеристику и основной физический принцип организации работы памяти на магнитных носителях;

- характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти;

- классификацию устройств ввода и вывода информации;

- назначение драйвера устройств;

- понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода;

- основные характеристики мониторов;

- основные характеристики и принцип действия матричных, струйных и лазерных принтеров;

- основные характеристики и виды плоттеров;

- базовую структурную схему компьютера, назначение системного блока и системной платы;

- характеристику системной шины, назначение портов, слотов; принцип открытой архитектуры компьютера;

- классификацию компьютерных каналов связи, назначение сетевых адаптеров и модемов;

- понятие протокола передачи данных;

- что такое высказывание;

- таблица истинности основных логических операций;

- правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;

- что такое логические элементы компьютера и как они используются при проектирования схем.

Часть 1. Информационная картина мира - 16 ч

. Место моделирования в деятельности человека. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель. Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Представление о моделировании в среде графического редактора. Моделирование геометрических фигур и операций. Моделирование составных документов.

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - 37 ч

Понятие и определение алгоритма, свойства алгоритмов, формы представления алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Понятие программы и программирования. Классификации и характеристика программного обеспечения.

Роль и назначение прикладной среды. Редактирование и форматирование документа. Общая характеристика инструментов прикладной среды. Возможности графического редактора, особенности растровой и векторной графики; создание и редактирование графических объектов. История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Назначение табличного процессора. Данные электронной таблицы. Типовые действия над объектами электронной таблицы. Правила записи формул и функций. Копирование формул. Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа. Назначение системы управления базой данных. Инструменты системы управления базой данных для работы с записями, полями, обработка данных, вывода данных. Разработка отчета для вывода данных. Возможности Интернета. Среда браузера. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста. Веб-страница с графическими объектами. Веб-страница с гиперссылками. Мир электронной почты.

Часть 3 "Техническое обеспечение информационных технологий" 9 ч

Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера. Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Основные понятия алгебры логики. Понятие высказывания. Логические выражения и логические операции: НЕ, ИЛИ, И, ЕСЛИ…, ТО…, эквивалентность. Таблица истинности. Составление таблиц истинности. Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

В календарно- тематическое планирование внесены обозначения:

У – учебник, П – задачник-практикум

Программное обеспечение: ОС Windows( Linux), Microsoft Office и т.д

Тексты контрольных работ

Контрольная работа № 1 «Информационная картина мира»

1-й вариант проведения в виде теста

1. Одной из основных функций графического редактора является:

1) ввод изображений;

2) хранение кода изображения;

3)создание изображения;

4) просмотр и вывод содержимого видеопамяти.

2. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:

  1. точка экрана (пиксель); прямоугольник; 2)круг; 3)палитра цветов; 4)символ.

3. Деформация изображения при изменении размера рисунка – один из недостатков:

  1. векторной графики; 2)растровой графики;

4. Примитивами в графическом редакторе называют:

  1. простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;

  2. операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;

  3. среду графического редактора;

4) режим работы графического редактора.

5. Кнопки панели инструментов, палитра, рабочее поле, меню образуют:

  1. полный набор графических примитивов графического редактора;

2)среду графического редактора;

3)перечень режимов работы графического редактора;

4) набор команд, которыми можно воспользоваться при работе с графическим редактором.

6.Наименьшим элементом поверхности экрана, для которого могут быть заданы адрес, цвет и интенсивность, является:

1) точка; 2) зерно люминофора; 3) пиксель; 4) растр

7.Сетка, которую на экране образуют пиксели, называют:

  1. видеопамять; 2) видеоадаптер; 3) растр; 4) дисплейный процессор.

8. Графика с представлением изображения в виде совокупности точек называется:

1) фрактальной; 2) растровой; 3) векторной; 4) прямолинейной.

9. Пиксель на экране монитора представляет собой:

1) минимальный участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет;

2) двоичный код графической информации;

3) электронный луч;

4) совокупность 16 зерен люминофора.

10. Видеоадаптер – это:

1) устройство, управляющее работой монитора;

2) программа, распределяющая ресурсы видеопамяти;

3) электронное энергозависимое устройство для хранения информации о графическом изображении;

4) процессор монитора.

11. Видеопамять – это:

1) электронное устройство для хранения двоичного кода изображения, выводимого на экран;

2) программа, распределяющая ресурсы ПК при обработке изображения;

3) устройство, управляющее работой монитора;

4) часть оперативного запоминающего устройства.

12. Модель есть замещение изучаемого объекта, другим объектом, который отражает…

1) все стороны данного объекта;

2) некоторые стороны данного объекта;

3) существенные стороны данного объекта;

4) несущественные стороны данного объекта.

13. Модель содержит информации…

1) столько же, сколько и моделируемый объект;

2) меньше, чем моделируемый объект;

3)больше, чем моделируемый объект;

4) не содержит информации

14. Информационной моделью организации учебного процесса в школе является…

1) правила поведения учащихся;

2) список класса;

3) расписание уроков;

4) перечень учебников.

15. Материальной моделью является….

1) анатомический муляж; 2) карта; 3) чертеж; 4) диаграмма.

16. Информационной (знаковой) моделью является….

1) анатомический муляж; 2) макет здания; 3) модель корабля; 4) диаграмма.

17. Инструментами в графическом редакторе являются….

1) линия, круг, прямоугольник;

2) выделение, копирование, вставка;

3) карандаш, кисть, ластик;

4) наборы цветов (палитра).

18. Палитрой в графическом редакторе являются…

1) линия, круг, прямоугольник;

2) выделение, копирование, вставка;

3) карандаш, кисть, ластик;

4) набор цветов.

19. Обозначить группу, содержащую перечень моделей:

1) стул, схема, инструкция, географическая карта, глобус;

2) формула, телевизор, инструкция, глобус;

3) компьютер, географическая карта, формула;

4) чертеж, глобус, схема телевизора, детская железная дорога.

20. Из перечня выбрать модель организации движения поездов:

1) план вокзала;

2) расписание пригородных поездов;

3) план эвакуации пассажиров;

4) железнодорожный билет.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3

1

2

1

2

3

3

2

1

1

1

4

2

3

1

4

3

4

4

2

Контрольная работа № 1 «Информационная картина мира»

2-й вариант проведения

Вариант – 1

  1. Как вы понимаете, что такое информация?

  2. Приведите примеры применяемых в школе учебных моделей.

  3. Составить модель школы 22 века – дать ее описание и схему.

  4. Предположим, что человек простужен и у него поднялась температура. Что может служить управляющим воздействием и как проявляется обратная связь.

  5. Что такое моделирование, основные этапы моделирования.

Вариант – 2.

  1. Человек нарушил нормы поведения, принятые в обществе. Что является управляющим воздействием и как проявляется обратная связь?

  2. Что такое компьютерный эксперимент.

  3. Составить модель детского сада 22 века – дать его описание и составить схему.

  4. К какому типу моделей вы бы отнесли былины? Что они моделируют?

  5. Приведите примеры абстрактных моделей.

Контрольная работа № 2 по теме: "Алгоритмы" Вариант 1

1. Построить алгоритм   к задаче: Требуется рассчитать необходимое количество рулонов обоев для оклейки комнаты. Заданы параметры комнаты: длина - а, ширина b, высота h. Заданы параметры рулона обоев: длина L, ширина –d. Считать, что площади окон и дверей составляют 15% от площади стен.

2. Составить блок-схему и программу следующей задачи: Вводятся годы рождения двух девочек. Определите старшую из них.

3. Вычислить значение у при заданном значении х (функция-система):

4. Решить задачу и составить алгоритм ее решения:

1. Вам нужно определить фамилию пропавшей, если известно, что эта женщина не старше 25 и не моложе 16 лет. Возраст ее кратен 7. В списке три фамилии. Кто из них? Иванова Е. И., 26 лет; Петрова А. Л., 21 год; Сидорова Е. Н., 16 лет.

5. Двое заядлых рыбаков принесли неплохой улов. Необходимо написать алгоритм для определения победителя. В1 - вес рыбы, пойманный первым рыбаком, В2 - вес рыбы, пойманной вторым рыбаком.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (63)

    Рабочая программа
    Программа разработана в соответствии с положениями нормативно-правовых и директивных документов Министерства образования РФ, на основе обязательного минимума содержания общего образования по иностранному языку и Программы по английскому
  2. Рабочая программа (364)

    Рабочая программа
    Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Основной целью данного учебного курса является изучение хозяйственных проблем предприятий и организаций в условиях современной экономики как субъектов рыночных отношений.
  4. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  5. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Сборник нормативных документов.
  6. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса
    Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.

Другие похожие документы..