Главная > Документ




Кемерово 2009

УДК

ББК

З.А. Медведева, к. филос. наук, доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании

кафедры философии и политологии

Протокол №

Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Философия. История современной западной философии.

Настоящее пособие предназначено к использованию студентами очного обучения всех специальностей для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по философии. Работа включает обширный материал по истории философии, таблицы и схемы, словарь персоналий, словарь терминов.

История современной западной философии

1. Основные черты и особенности современной западной философии 6

2.Позитивизм. 10

3. Неомарксизм 14

3.1. Марксизм 15

3.2. Неомарксизм 19

3.2.1.Фрейдомарксизм 20

3.2.1.1. Маркузе Герберт 21

3.2.1.2. Адорно Теодор 22

3.2.1.3. Хабермас Юрген 23

3.2.1.4. Райх Вильгельм 25

4. Неофрейдизм 26

4.1. Первые шаги психоанализа. Фрейдизм 26

4.2. Неофрейдизм 30

4.2.1. Юнг Густав Карл 31

4.2.2. Адлер Альфред 34

4.2.3. Салливан Гарри 35

4.2.4. Хорни Карен 36

4.2.5. Фромм Эрих 38

5. Иррационализм 44

5.1. Шопенгауэр Артур 44

5.2. «Философия жизни» 47

5.2.1. Ницше Фридрих 49

5.2.3. Дильтей Вильгельм 55

5.2.4 Шпенглер Освальд 56

6. Герменевтика. 60

6.1. Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниэль 64

6.2. Дильтей Вильгельм 65

6.3. Хайдеггер Мартин 66

6.4. Гадамер Ханс Георг 67

7. Экзистенциализм. 69

7.1. Кьеркегор Сирен 73

7.2. Хайдеггер Мартин 76

7.3. Ясперс Карл 77

7.4. Сартр Жан-Поль 83

7.5. Камю Альбер 89

8. Основные проблемы философии экзистенциазма 96

9. Постмодернизм 100

9.1 Делёз Жиль 102

9.2 Рорти Ричард 105

9.3 Деррида Жак 107

Словарь терминов 139

Введение

Мы обратимся к истории западной философии по ряду причин: во-первых, в восточной философии XIX века не возникает принципиально новых учений, а продолжается развитие прежних направлений ( в Индии – буддизма, джайнизма, в Китае – неоконфуцианства, даосизма и чан-буддизма, в мусульманском мире – суфизма). Следует отметить, что в XX в данных регионах стали распространяться философские учения Запада. Социально-политические изменения (появление коммунистических и социалистических партий) способствовали проникновению сюда марксизма и неомарксизма (особенно в Китае, где одна из разновидностей неомарксизма была провозглашена «официальной философией»). В Индии же особой популярностью стала пользоваться идея Л. Толстого о «непротивлении злу насилием». (Однако, и философия Востока оказала громадное влияние на современную западную философию в том числе и на философию жизни, прагматизм, экзистенциализм, феноменологию, аналитическую философию Юнга, теософию Блаватской, а так же поструктурализм и постмодернизм).

Во-вторых, современная западная философская мысль представлена несколькими десятками различных течений, различающихся по количеству сторонников, характеру поставленных задач и способу и их решения.

В-третьих, - именно в конце XIX – ХХ вв. совершается переход к новой системе ценностей, новой парадигме, отражающей современную культурно-историческую ситуацию, возникает новое сознание. На смену рационализму и панлогизму философии, интересу к общим проблемам бытия и познания приходит иррационализм и осмысление экзистенции. Устанавливается и декларируется непосредственная связь философии с подлинной действительностью человеческого существования и переживания.

В-четвертых, изучение истории философии Запада дает возможность понять смысл и специфику современной западной культуры, логику изменений и тенденции исторического развития.

Несколько предварительных замечаний:

В пособии представлены не только философские идеи, школы, направления, но и дается краткая характеристика истории и культуры страны где они возникли, биографические справки о философах. Пособие написано достаточно кратко, сжато, однако, содержит обширный материал, новый для читателя, поэтому необходимо его вдумчивое и тщательное рассмотрение.

Незнакомые термины выделены жирным шрифтом, их объяснение дано в тексте и в словаре, помещенном в конце пособия. Мы не стали рассматривать историю русской философии. Данное обстоятельство связано с тем, что кафедрой выпущены следующие работы: З.А. Медведева «История русской философии» (1998 г.); Г.П. Ковалева «История русской философии» (2006 г.). Краткий раздел по указанной теме содержится так же в пособии «Философия. История мировой философии» (2007 г.).

1. Основные черты и особенности современной западной философии

Как уже отмечалось западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д.

С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.

Особенности современной западной философии:

    • практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества;

    • широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания;

    • релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;

    • сциентизм – взаимосвязь с другими науками, высокая оценка роли научного познания (одновременно - критическое отношение к познанию вообще и наукам в частности);

    • усилившаяся борьба рационализма и иррационализма.

Остановимся на данных чертах чуть подробнее.

Практицизм. Во второй половине XIX – начале XX в. весьма популярными были абстрактные, оторванные от практической жизни и от естественных наук схоластические учения. Новые направления философской мысли (позитивизм, марксизм, философия жизни, экзистенциализм) – попытались - каждое по-своему - изменить данную ситуацию, обратиться к реальной человеческой жизни. Опыт и практика провозглашались основной и целью познания позитивистами и марксистами; Маркс обратился к изучению всемирно-исторического процесса, другие течения сосредоточили внимание на индивидуальном опыте и человеческих переживаниях. Сциентистская убежденность в могуществе человеческого разума, гносеологический оптимизм способствовали тому, что основной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Марксизм, впрочем, пошел дальше, его целью являлось изменение жизни общества на основе открытых законов социального развития.

Эволюционизм. Предшествующие периоды рассматривали изменение природы и социума в целом либо как развитие по замкнутому кругу (идеи циклического движения), либо как линейное движение общества. Хотя в эпоху Просвещения в европейской философии появиалсь мысль об историческом развитии человечества от «естественного состояния» до стадии «гражданского общества», в целом господствовала антиэволюционная доктрина.

Именно в XIX веке широко распространилось идея эволюции. В философии она получила обоснование в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля; в естествознании в трудах Дарвина (биология), в геологии в концепции формирования различных слоев земли, в учении о планетарной эволюции Вернадского, в астрономии – в гипотезе Большого взрыва и т.д.

Развитие стало рассматриваться как качественное и количественное изменение во времени, получила распространение идея спиралевидного развития. В гуманитарных науках наметился переход от убеждения, что мир существовал в неизменном виде «от века» к признанию его текучести, пластичности. Этому способствовали открытия в археологии («библейская археология», т.е. раскопки древних стран, упоминаемых в Библии – Египте, Вавилоне, Персии, Иудее) и этнографии (изучавшей первобытные племена и культуры).

В философии появились учения о «вечном круговороте жизни» (Ницше), о «творческой эволюции» (Бергсон), о развитии локальных культур, рассматриваемых как живые организмы (Шпенглер),о смене общественно-исторических формаций (Маркс), о трех стадиях развития общества (Конт), и т.д.

Релятивизм. Естественно, что распространение идей эволюционизма способствовало утверждению в культуре Европы представления об относительности всякого человеческого знания, его неполноте, фрагментарности, субъективности. Одни философские школы говорили о принципиальной недостижимости абсолютной и объективной истины (к ней можно только приближаться, процесс этот бесконечен), другие отмечали, что в мире нет ничего непознаваемого, есть только то, что не познано на сегодняшний день (Ленин). Ницше делал акцент на субъективности истины, прагматизм подчеркивал интерсубъективность истины (т.е. ее истинность для отдельных групп субъектов). Аналогичная трактовка имелась в конвенциализме, где истина рассматривалась как соглашение между субъектами.

Сциентизм. В XX в. произошло крушение старой ньютоно- картезианской механической картины мира, возникла новая, включающая в себя представления о мегамире (основанные на достижениях космологии и астрономии) и микромире (базирующиеся на достижениях квантовой механики). Оказалось, что наблюдателя невозможно устранить из физической картины мира, пришло осознание того, что любая картина мира увидена глазами субъекта. Попытка приблизиться к объективной картине мира потребовала изучение субъекта и особенностей его сознания. В центре внимания философии оказался человек и его познавательные способности. Возросли взаимосвязи и взаимовлияние философии и естественных наук, расширились контакты между ними. Так, например, открытие Менделем закона наследственности и теория естественного отбора Дарвина повлияли на возникновение в конце XIX – XX вв. социал- дарвинизма и геополитики, на становление идей русского космизма. Открытие закона сохранения энергии и электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла) способствовали дифференциации понятий «вещество», «поле», «материя». Исследования в области подсознания, разработка Фрейдом метода психоанализа не только способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной и широкому распространению психоанализа как способа мышления, но вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнгианство), оказали влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктуализма. Создание компьютера заставило обратить внимание на проблему искусственного разума, на связь души и интеллекта.

Рационализмииррационализм. Многочисленные технические открытия и изобретения (железные дороги, автомобили, пароходы, телефон, радио и т.д.) повлияли на становление сциентистских настроений в культуре Европы, способствовали появлению современной естественнонаучной методологии, укрепили рационалистические настроения, повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, общей теории систем, структурализма.

Однако, уже в начале ХХ века произошло противопоставление «наук о природе» и «наук о духе» и их методологий (рационалистической и иррационалистической). Оказалось, что разум отнюдь не всемогущ и попытки переустроить мир исходя из разумных оснований приводят к краху. Использование научных открытий в военных целях, экологический кризис, ставший результатом усиленного промышленного развития, подорвали доверие к завоеваниям науки и достижениям интеллекта, способствовали подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике, нашли свое отражение в философии жизни, психоанализе, экзистенциализме и т.д.

Коротко охарактеризовав основные тенденции развития и специфику западной философии обратимся к рассмотрению наиболее значительных философских школ и направлений.

2.Позитивизм.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское учение, возникшее в 30-е годы XIX века, основанное на принципе, что все «подлинное» (положительное) знание может быть получено как результат конкретных наук и должно основываться на опыте, т.е. фактах, наблюдениях, эксперименте. Науке не нужна спекулятивная (умозрительная) метафизика, она должна не объяснять, а описывать явления, отвечать не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Словом, «наука сама себе философия», стоящая выше и материализма и идеализма. Основным предметом исследования в позитивизме являлось научное познание, его логика и методология.

Позитивизм прошел в своем развитии ряд этапов:

    1. «Первый» или классический – 30 – е годы XIX века – конец XIX века (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер). Объектом исследования явились факты действительности (Конт) и данные самонаблюдения (Милль), задача философии заключалась в выведении из фактов действительности их «скрытых причин» (законов природы) и разработке научной методологии. По Конту (1798-1857) философии следует освободиться от ценностного подхода, оставить свое стремление стать «царицей наук», «сверхнаукой», общетеоретическим мировоззрением среди других наук и стать точным и достоверным знанием. Он сформулировал закон двойственной эволюции – технической и интеллектуальной. К интеллектуальной стадии развития относятся теологическая (религиозная, объясняющая явления природы целенаправленной деятельностью сверхъестественных сил), метафизическая (основанная на несистематическом, вероятностном, философском знании), позитивная (основанная на науке, объясняющая мир на основе обнаруженных научных фактов). Техническое развитие включает в себя: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное общество. Свое учение Конт назвал социологией, он и считается основателем этой науки.

Джон Стюарт Милль(1806-1873) указывал, что философия имеет будущее и станет одной из главных наук, если сосредоточится на естественнонаучном и экономическом изучении природы и общества. Опыт с его точки зрения – единственный источник познания. Милль различает науки о природе (историю так же относит к этой группе) и науки о духе – психологию, этологию (науку об обществе) и дает первую подробную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода. Задачей этики считает моральное преобразование общества, указывает, что ценности морали эмпиричны и изменчивы.

    1. «Второй позитивизм», «эмпириокритицизм» или «махизм» (70-90 гг. XIX века - Э. Мах [1838-1916], Р. Авенариус [1843-1896]) – положил в основу своего учения принцип «экономии мышления» который основан на удалении из наук объяснительной части, на чистом описании. Сама наука при этом должна использовать строгий математический метод.

Мах причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей, поэтому полагал, что нужно ограничивать возможные затраты мыслительной энергии, сосредотачиваясь на исследовании действительных фактов, а не на метафизических и религиозных спекуляциях. Под фактами понималось то, что непосредственно воспринимается человеком, т.е. чувственный опыт, поток ощущений. Ощущения трактовались как «нейтральный элемент» познания. Вещи – комплексы ощущений, Я – тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений (эти элементы связаны прочнее, чем группы ощущений, образующие внешний мир). Следовательно, нет существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним. Нам доступны лишь наши ощущения, а не то что скрывается за ними, любые рассуждения об этом ненаучны.

    1. «Третий позитивизм» или «неопозитивизм» (20-е годы ХХ века – М.Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн) – так называемая унифицированная наука. Метафизика рассматривалась не просто как ложное учение, но как лишенное смысла с точки зрения логических норм языка; философия сводилась к логическому анализу языка науки, при этом указывалось, что философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка. Неопозитивисты стремились использовать «протокольные» или «атомарные» предложения, т.е. простые предложения, которые фиксируют чувственный опыт; иными словами это предложения, истинность которых проверяется на практике. Однако, формализовать язык науки и избавиться от метафизических вопросов не удалось.

    2. «Четвертый позитивизм» или «постпозитивизм» (60-70 гг. ХХ века - Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд, Аналитическая философия). Данное направление смягчает методологический радикализм, противопоставляющий науку и философию и переносит внимание на анализ социокультурных и личностных факторов развития науки, на динамику научного знания. Т. Кун представил историю развития науки как череду революционных скачков, указывая, что абсолютных и неизменных критериев научности не существует. Постепенно в рамках любой теории накапливаются неразрешимые вопросы – «задачи – головоломки», авторитет теории падает. На смену одной господствующей методологии приходит борьба различных точек зрения, исследовательских установок, парадигм. Побеждает та из них, которая наиболее успешно справляется с «головоломками» (она никак, не связанас предыдущей теорией, не выводится из нее, не является ее продолжением, т.е. революционна). Впоследствии весь цикл развития повторяется. П. Фейерабенд настаивал на методологическом плюрализме, считая, что нет и не может быть универсального знания, нужно создавать множество теорий, несовместимых с общепризнанной, что будет способствовать их взаимной критике и обогащению. Рост знаний рассматривал как результат пролиферации(размножения) теорий, которые несоизмеримы (дедуктивно не связаны, используют различные методы и понятия). Самыми плодотворными периодами развития науки считал периоды борьбы альтернатив. Их истоки с его точки зрения коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых, т.к. знание не только теоретически, но и социально нагружено.

В целом постпозитивизм обратил внимание на проблемы понимания, фальсификации, правдоподобия и рациональности в науке, соизмеримости теорий и т.д.

Суммировать представления о развитии позитивизма можно следующим образом. Таблица 1.

Таблица 1.1

Период

Хронологические рамки

Представители

Основной объект исследования

Основная задача философии

Первый-классический.

30-е годы XIX в. – конец XIX в.

О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер.

Факты действительности (Конт), данные самонаблюдения (Милль).

Выведение из факта действительности законов природы, разработка логики и научной методологии.

Второй- эмпириокритицизм или махизм.

Конец XIX – начало ХХ вв.

Э. Мах,

Р. Авенариус.

Чувственный опыт (поток ощущений).

Изучение процесса образования понятий науки на базе опыта, разработка научной методологии.

Третий, неопозитивизм, логический позитивизм.

Начало ХХ вв. – 1950-60 гг.

М. Шлик,

Р. Карнап,

Ф. Франк.

Языковые формы и формы мышления.

Анализ знания через его выражение в языке, разработка логики и методологии науки.

Постпозитивизм.

60 гг. ХХ в. –наши дни.

К. Поппер,

Т. Кун,

И. Лакатос.

Язык, понятия.

Проблемы истории развития науки, поиск законов ее развития.

3. Неомарксизм

Неомарксизм является продолжением и развитием идей марксизма применительно к современным условиям. Поэтому, прежде чем характеризовать данное течение остановимся на марксистской идеологии.

3.1. Марксизм

Марксистская философия является одной из трех составных частей марксизма, включающего в себя так же политическую экономию и научный коммунизм. Учение получило название по имени одного из основателей – К. Маркса. Положения марксистской философии были разработаны им совместно с Ф. Энгельсом, однако большая часть собственно философских трудов была создана Ф. Энгельсом.

Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектическогоматериализма (учения о природе и познании) и историческогоматериализма (учения об обществе).

Основные идеи диалектического материализма следующие:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ФИЛОСОФИЯ Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» 2008

    Учебно-методический комплекс
    ... по философииистории. СПб., 1993. Гобозов И. А. Философияистории. М., 1997. Губман Б. Л. Смысл истории: Очерки современныхзападных концепций. М., 1991 ...
  2. Планы семинарских занятий по истории современной западной философии

    Планы семинарских занятий
    ... Планы семинарских занятий по Историисовременнойзападнойфилософии для факультета философии Государственного Университета – Высшей ... работах позднего Л.Витгенштейна. // Проблема сознания в современнойзападнойфилософии. М., 1989. Занятие 19. (2 часа ...
  3. Вопросы экзаменационные по философии

    Закон
    ... философия. Гегель. Марксистско-ленинская философия. К. Маркс. Ф. Энгельс. В. Ленин. Современнаязападнаяфилософия. Экзистенциализм и неотомизм. Современнаязападнаяфилософия. Позитивизм и неопозитивизм. Философия ...
  4. Современная западная философия

    Лекция
    СовременнаЯзападнаЯфилософиЯ Лекция 1 В этом семестре мы рассмотрим современнуюзападнуюфилософию. Она охватывает период с 20-х годов ... . После войны Ясперс разработал концепцию философииистории, концепцию «осевого времени». Исследуя дальше ...
  5. Современная западная философия (2)

    Документ
    ... и современнаязападнаяфилософия: проблемы преемственности и развития. КЛАССИКА – НЕКЛАССИКА – ПОСТНЕКЛАССИКА Основания становления и теоретические рамки современнойзападнойфилософии. Современнаязападнаяфилософия ...

Другие похожие документы..