textarchive.ru

Главная > Отчет

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СамГУПС)

УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор –
проректор по учебной работе

_______________И.К. Андрончев

«____»_________________2011 г.

ОТЧЕТ

о самообследовании основной образовательной программы по специальности

__________190401 – «Электроснабжение железных дорог»___________

(код, наименование специальности или направления)

Самара 2011

1 Общие сведения о специальности и выпускающей кафедре

Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» ведется в Самарском государственном университете путей сообщения с 1988 года. Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 мая 2009 серия АА №001572, рег. № 1566. Специальность аккредитована (свидетельство о государственной аккредитации от 05.05.2009 г. серия АА №001955, рег.№1916).

Подготовка специалистов ведется на Электротехническом факультете. Выпускающей кафедрой является кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта». Год основания кафедры 1988, зав. кафедрой – к.т.н., доцент Гаранин Максим Алексеевич.

Перечень специальностей, по которым кафедра обеспечивает подготовку специалистов в настоящее время, формы обучения: 190401 – «Электроснабжение железнодорожного транспорта».

За кафедрой закреплено 32 учебные дисциплины. Среднегодовой объем учебной работы кафедры составляет 18920 часов, из них: аудиторная работа - 13985 часов.

За последние пять лет существенно увеличилась материально-техническая база кафедры. Приобретено оборудование на сумму 2 234 тыс.руб., в том числе: расходомер «Portaflow 300», измеритель сопротивления заземления «МИС-5070», измеритель показатель качества электрической энергии «Ресурс-UF2», анализатор параметров электрического тока AR.5M, пирометр «Фаворит С-300», термограф «Иртис-2000», комплексное испытательное устройство «Сатурн-М», клещи измерительные «APPA А-18 PLUS», газоанализатор KM-900/4, люксометр Ю-116, мегаомметр «E624», микроомметр «6237 DLRO» и др.

Издана одна монография и четыре учебных пособия с грифом УМО. Защищена 1 кандидатская диссертация (Табаков О.В. – 2009 г.), 1 докторская диссертация (Митрофанов А.Н. – 2007 г.). Все диссертации защищены по специальности 05.22.07 – Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация.

В 2008 г. разработка «Комплекс для мониторинга и оптимизации электропотребления» коллектива кафедры (Митрофанов А.Н., Гаранин М.А., Добрынин Е.В., Никоноров Д.А.) получила золотую медаль Московского международного салона инноваций и инвестиций. В 2009 г. доцент Гаранин М.А. с работой «Программно-технологические средства расчета энергообеспеченности участков железной дороги» стал лауреатом конкурса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «Молодые ученые транспортной отрасли - 2009» в номинации «Железнодорожный транспорт».

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: 2008 г. – работа «Расчет усиления системы тягового электроснабжения постоянного тока для пропуска тяжеловесных поездов на базе использования мощностных характеристик электропотребления и критериев ресурсно-финансовой эффективности» 1600 тыс.руб. (руководитель – Гаранин М.А.).

Студенты специальности 190401 – «Электроснабжение железных доро»г активно участвуют в научных исследования. В 2010 г. работа «Контрольно-вычислительный комплекс для диагностики контактной сети железных дорог» студентки Фомочкиной Д.А. дошла до финала конкурса «Новое звено 2010» (ОАО «РЖД»). В 2009 г. работа «Энергосберегающие отопительные системы на базе термоэлектрических модулей» студента Зеленского А.С. дошла до финала конкурса «Новое звено 2009» (ОАО «РЖД»). В 2008 г. работа «Энергосберегающие отопительные системы на базе термоэлектрических модулей» студента Зеленского А.С. выиграла конкурс «Молодой ученый 2008» (Самарская область).

Преподаватели кафедры активно участвуют в проведении занятий курсов повышения квалификации. В 2009 г. началось обучение по вновь разработанной учебной программе «Энергосбережение». В 2010 г. началось обучение по программе «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения».

В 2009 г. при участии коллектива кафедры в Самарском государственном университете путей сообщения начал работу Научно-образовательный Центр сертификации, диагностики, экспертизы энергетической и промышленной безопасности (НЦСДЭ). На базе НЦСДЭ открылась и получила аттестацию Ростехнадзора электроиспытательная лаборатория. За 2010 г. лабораторией выполнено работ на общую сумму более 450 тыс.руб.

В 2010 г. при участии коллектива кафедры Самарский государственный университет путей сообщения вступил в Саморегулируемую организацию (СРО) Некоммерческое партнерство «Ассоциация энергоаудиторов и энергосервисных компаний Самарской области». В этом же году СамГУПС, являясь членом СРО, выполнил первый заказ на проведение энергоаудита на сумму 1639 тыс.руб.

Свою деятельность по подготовке дипломированных специалистов специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта» осуществляет на основании Законов РФ “Об образовании”, ”О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Устава вуза, приказа о лицензировании специальности, Государственного образовательного стандарта по специальности, примерного учебного плана и программ дисциплин, разработанных в установленном порядке, плана набора, приказов Министерства образования и науки РФ, ректора университета и решений Ученого совета вуза и совета факультета, а также иных нормативных документов.

На основании протоколов заседаний кафедр анализируется:

    – периодичность и полнота рассмотрения вопросов совершенствования качества подготовки выпускников данной специальности;

    – вопросы обновления содержания подготовки выпускников по данной ООП;

    – вопросы формирования перечня дисциплин, устанавливаемых вузом, в том числе по выбору студентов;

    – вопросы совершенствования методического обеспечения национально-регионального (вузовского) компонента ГОС по реализуемой вузом ООП;

    – обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям программ дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программ практик, введению новых тем курсовых и дипломных проектов (работ);

    – конструктивность обсуждений, реальность и конкретность принимаемых решений, их реализацию.

2 Структура подготовки специалистов. Сведения по основной образовательной программе

Численность студентов, обучающихся по основной образовательной программе (ООП) составляет 587 чел, в т.ч.: 279 – на дневной форме обучения, 308 – на заочной форме обучения. Из них обучается на условиях полной компенсации затрат на обучение: 19 - на дневной форме обучения, 155 – на заочной форме обучения.

Количество выпускников в прошедшем учебном году: 55 – по дневной форме обучения, 36 – по заочной форме обучения. На работу направлено 100% выпускников. При этом удовлетворено лишь 2/3 заявок при распределении. 70% выпускников остается работать в регионе.

В текущем учебном году на 1 курс зачислено 61 чел. по очной форме обучения и 39 чел. по заочной форме обучения. Конкурс на данную специальность в текущем учебном году составил: 7,3 чел/место на дневную форму обучения и 4,2 чел/место на заочную форму обучения.

Из стран СНГ привлечено: 4 чел. по очной форме обучения и 1 чел. по заочной форме обучения.

Основные показатели контингента, обучающегося по основной образовательной программе (ООП) приведены в Прил.2.

Динамика выпуска по годам приведена на рис. 2.1.

Рис.2.1 Динамика выпуска по специальности 190401 – «Электроснабжение железнодорожного транспорта» по годам (распределение по формам обучения)

Рис.2.2 Динамика выпуска по специальности 190401 – «Электроснабжение железнодорожного транспорта» по годам (общее число выпускников)

Таблица 2.1

Динамика приема контингента и выпуска по годам (очная форма обучения)

Год поступления

Прием

Выпуск указанного года поступления

Сохранность контингента, %

Бюджет

ПК

Бюджет

ПК

Бюджет

ПК

2005

52

16

51

4

98,1

25,0

2006

40

14

44

4

110,0

28,6

2007

46

4

50

7

108,7

175,0

2008

55

9

56

2

101,8

22,2

2009

50

6

47

4

94,0

66,7

2010

61

1

60

1

98,4

100,0

Рис.2.3 Сохранность контингента по годам, %

Объем еженедельной аудиторной нагрузки по очной форме обучения составляет 25,6 часов.

Стоимость обучения одного студента по очной форме за один учебный год для обучающихся на платной основе составляет 26 тыс.руб.

Кафедра осуществляет подготовку аспирантов по научной специальности 05.22.07 - «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация».

Контингент аспирантов: 1 - на очной форме обучения (Игнатьев В.В.), 1 – на заочной форме обучения (Шашкова Л.А.).

Кафедра участвует в реализации 6 программ дополнительного профессионального образования: «Энергосбережение», «Электробезопасность», «Проведение энергетических обследований с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности», «Обновление контактной сети без перерыва движения поездов», «Оборудование тяговых подстанций и устройства защиты», «Современное оборудование железнодорожных электрических сетей и методы их расчета», контингент обучающихся по ним составляет 239 чел.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 2: контингент студентов в течение последних 5 лет существенно не меняется; кафедра активно участвует в реализации программ дополнительного профессионального образования, в том числе таких актуальных, как «Энергосбережение», «Электробезопасность», «Проведение энергетических обследований с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности», учитывая это, можно рекомендовать кафедре осуществлять дистанционное обучение по данным программам в соседних регионах (Пензенская обл., Оренбургская обл., Саратовская обл., Респ. Башкортостан на базе техникумов и филиалов СамГУПС).

3 Содержание подготовки специалистов

Основная составляющая качества высшего образования – это качество основной образовательной программы (ООП), которая представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

ООП разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности с учетом примерного учебного плана и примерных программ учебных дисциплин, утвержденных Минобрнауки России.

В структуру ООП входят:

- концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- государственный образовательный стандарт по соответствующему направлению подготовки или по специальности;

- примерный учебный план;

- перечень специализаций профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности, утвержденных Ученым советом университета (и согласованных с соответствующим учебно-методическим объединением);

- учебный план по специальности, разработанный в университете;

- совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации.

Структура учебного плана по образовательной программе соответствует требованиям ГОС ВПО: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – 1800 часов, из них 1170 часов аудиторных занятий; цикл математических и естественно-научных дисциплин – 1760 часов, из них 964 часов аудиторных; цикл общепрофессиональных дисциплин – 1728 часов, из них 900 часов аудиторных занятий; цикл дисциплин предметной подготовки – 1064 часов, из них 662 часов аудиторных занятий; цикл специальных дисциплин – 1460 часов, в том числе 840 часов аудиторных занятий и т.д. Объём аудиторной нагрузки студентов составляет 25,6 часов в неделю (норматив - 27 часов в неделю), что соответствует требованиям ГОС.

Учебно-методические комплексы дисциплин, входящих в учебный план ООП соответствуют требованиям, утвержденным приказом ректора от 10.11.2005 г. № 432, согласно которому в УМК дисциплины входят:

- государственный образовательный стандарт ВПО;

- рабочая учебная программа дисциплины;

- методические указания по выполнению курсовых проектов (работ);

- методические указания по выполнению лабораторных работ;

- методические указания, комплект исходных данных и образцы выполнения контрольных работ;

- фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине;

- комплект образцов экзаменационных билетов;

- справка об обеспеченности дисциплины учебной и учебно-методической литературой;

- справка об обеспеченности дисциплины кадрами профессорско-преподавательского состава;

- перечень программного обеспечения;

- сведения об оснащенности учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием.

3.1 Учебные программы дисциплин и практик,

диагностические средства

Учебные (рабочие) программы дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог», соответствуют требованиям ГОС.

ГОС определены требования к обязательному минимуму содержания ООП по направлению подготовки дипломированного специалиста следующих дисциплин (Табл. 3.1). Объем часов дисциплин соответствует требованиям ГОС.

Таблица 3.1

Сопоставление объема дисциплин предусмотренных учебным планом специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов по ГОС

Всего часов по учебному плану

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические

дисциплины

1800

1800

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык:

340

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура:

408

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история:

ГСЭ.Ф.04

Культурология:

ГСЭ.Ф.05

Политология:

ГСЭ.Ф.06

Правоведение:

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика:

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи:

ГСЭ.Ф.09

Социология:

ГСЭ.Ф.10

Философия:

ГСЭ.Ф.11

Экономика:

ЕН

Общие математические и естественнонаучные

дисциплины

1760

1760

ЕН.Ф.01

Математика:

600

600

ЕН.Ф.02

Информатика:

200

200

ЕН.Ф.03

Физика:

400

400

ЕН.Ф.04

Химия:

70

70

ЕН.Ф.05

Экология:

70

70

ЕН.Ф.06

Математическое моделирование систем и процессов:

120

120

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

1728

1728

ОПД.Ф.01

Начертательная геометрия. Инженерная графика

120

120

ОПД.Ф.02

Механика

80

80

ОПД.Ф.03

ОПД.Ф.03.01

Электротехника и электроника

Теоретические основы электротехники:

396

288

396

288

ОПД.Ф.03.02

Электроника:

108

108

ОПД.Ф.04

Метрология, стандартизация и сертификация:

108

108

ОПД.Ф.05

Материаловедение. Технология конструкционных материалов:

108

108

ОПД.Ф.06

Безопасность жизнедеятельности:

160

160

ОПД.Ф.07

Электрические машины и электропривод:

108

108

ОПД.Ф.08

Теория дискретных устройств автоматики и телемеханики:

108

108

ОПД.Ф.09

Основы технической диагностики:

120

120

ОПД.Ф.10

Основы теории надежности:

120

120

СД.00

Специальные дисциплины

2524

2524

СД. 01

Электроснабжение железных дорог:

320

320

СД.02

Тяговые и трансформаторные подстанции:

200

200

СД. 03

Автоматизация систем электроснабжения:

260

260

СД. 04

Релейная защита:

120

120

СД. 05

Контактные сети и линии электропередачи:

200

200

СД. 06

Сооружение, монтаж и эксплуатация устройств электроснабжения

110

110

СД. 07

Электронная техника и преобразователи в электроснабжении:

150

150

СД. 08

Экономика хозяйства электроснабжения:

100

100

Содержание дисциплин соответствует требованиям ГОС.

Учебные (рабочие) программы дисциплин кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» разрабатываются ведущими преподавателями дисциплин, рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», подписываются заведующим кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта» и согласовываются у председателя учебно-методической комиссии специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог». После этого учебные программы утверждаются начальником Учебно-методического совета СамГУПС.

Учебные (рабочие) программы дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог», пересматриваются ежегодно.

Учебные программы соответствуют современным тенденциям и уровню развития. В частности, в рабочих программах предусмотрены современные вопросы, как особенности электроснабжения при скоростном и высокоскоростном движении, элементы системы менеджмента качества на предприятиях хозяйства электроснабжения, накопители энергии в системе тягового электроснабжения, энергосберегающие технологии в системе тягового электроснабжения, энергетические обследования с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др.

Содержание естественно-научного и социально-гуманитарного циклов дисциплин соответствует профессиональной направленности специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог».

При составлении рабочих программ дисциплин предусмотрена взаимосвязь изучаемых дисциплин обще профессионального и специального циклов с дисциплинами естественно-научного и социально-гуманитарного циклов.

В содержании дисциплин исключается дублирование.

Диагностические средства (экзаменационные билеты, тесты, комплексные контрольные задания и др.) соответствуют требованиям к знаниям и умениям выпускников.

При выполнении курсовых работ, проектов, контрольных работ в качестве исходных данных используются реальные данные (профиль пути, параметры системы тягового электроснабжения, токовые кривые и др.) Куйбышевской, Приволжской и Южно-Уральской железных дорог.

Программы практик разрабатываются на основании: Государственного образовательного стандарта, учебного плана по специальности, рабочего учебного плана, примерной рабочей программы, рекомендаций УМО.

Цель учебной практики - углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении обще профессиональных дисциплин; приобретение практических навыков выполнения операций по одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки.

Место проведения практики: учебно-производственные мастерские вуза; линейные дистанции электроснабжения железных дорог; предприятия по производству или ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов.

Цель производственной практики - углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин; ознакомление с предприятием; изучение технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта устройств и систем обеспечения движения поездов; приобретение начального опыта профессии технолога и инженера по эксплуатации и ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов.

Место проведения практики: линейные дистанции электроснабжения железных дорог; предприятия по производству или ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов.

Цель преддипломной практики - углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации; приобретение практического опыта инженерной деятельности; подбор, систематизация и анализ информационных материалов для выпускной квалификационной работы и сдачи итогового государственного экзамена.

Место проведения практики: линейные дистанции электроснабжения железных дорог; предприятия по производству или ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

3.2 Программы и требования
к выпускным квалификационным испытаниям

Итоговая государственная аттестация специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» включает защиту выпускной квалификационной работы.

Итоговая государственная аттестация полностью соответствует ООП, которую он освоил за время обучения.

Дипломный проект (выпускная квалификационная работа) предоставляется в форме рукописи и иллюстративного материала (чертежей, графиков). Содержание, объем и структура дипломного проекта соответствует Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста «Системы обеспечения движения поездов» и методических рекомендаций УМО по образованию в области железнодорожного транспорта.

Содержание выпускной квалификационной работы соответствует задачам деятельности выпускника (требованиям ГОС):

а) производственно-технологическая деятельность:

- эксплуатация, техническое содержание и ремонт устройств и систем обеспечения движения поездов;

- организация производственного и технологического процессов на предприятиях;

– разработка технологии монтажа оборудования;

– разработка технической документации;

- надзор за качеством проведения и соблюдением технологии работ по производству и ремонту устройств и систем обеспечения движения поездов, а также надзор за безопасной их эксплуатацией;

- эффективное использование материалов и оборудования при техническом обслуживании и ремонте устройств и систем обеспечения движения поездов;

б) организационно-управленческая деятельность:

– организация коллектива исполнителей, принятие управленческих решений;

- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;

- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции;

– организация ремонта устройств и систем обеспечения движения поездов;

– осуществление технического контроля и управления качеством при проектировании и изготовлении устройств и систем обеспечения движения поездов;

– обучение и аттестация обслуживающего персонала;

в) проектно-конструкторская деятельность:

- формулирование целей проекта, критериев и способов достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, разработка технических решений, систем и средств изготовления, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;

- использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

- конструирование новых образцов устройств и систем обеспечения движения поездов;

- разработка конструкторской документации для ремонта, модернизации и модификации устройств и систем обеспечения движения поездов;

- разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний.

г) научно-исследовательская деятельность:

– информационный поиск и анализ информации по объектам исследования;

– анализ состояния и динамики объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;

– моделирование исследуемых явлений или процессов;

– разработка планов, программ и методик проведения исследований;

– техническое, организационное обеспечение и реализация исследований;

- анализ результатов исследования и разработка предложений по их внедрению.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 3:

1.Учебные (рабочие) программы дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог», соответствуют требованиям ГОС.

2.Учебные программы соответствуют современным тенденциям и уровню развития.

3.При выполнении курсовых работ, проектов, контрольных работ в качестве исходных данных используются реальные данные Куйбышевской, Приволжской и Южно-Уральской железных дорог.

4.Итоговая государственная аттестация полностью соответствует ООП, которую он освоил за время обучения.

5.Содержание выпускной квалификационной работы соответствует задачам деятельности выпускника (требованиям ГОС).

4 Организация учебного процесса. Использование инновационных методов в образовательном процессе

Качество реализации содержания ООП выявляется через организацию учебного процесса.

Расписание занятий учебного процесса составлено согласно рабочему учебному плану, в котором определено количество учебных недель:

18 - 1 семестр;

18 - 2 семестр;

18 - 3 семестр;

18 - 4 семестр;

18 - 5 семестр;

15 - 6 семестр;

18 - 7 семестр;

15 - 8 семестр;

15- 9 семестр.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 30 июня, в течение которого соблюдаются сроки проведения сессий и каникул. В середине каждого семестра, в соответствии с учебным планом, проводится промежуточная аттестация студентов.

Расписание проведения занятий составлено таким образом, что количество аудиторных часов в течение учебных семестров соответствует количеству установленному ГОС по каждой дисциплине.

Порядок изучения дисциплин установленный учебным планом строго выполняется.

Для оценки промежуточной успеваемости студентов в середине семестра проводится промежуточная аттестация.

Около 41% времени отводимого на изучение дисциплин приходится на самостоятельную работу, в которую входит выполнение курсовых работ и проектов, контрольных работ, рефератов подготовка к лабораторным занятием (составление отчетов), самостоятельное изучение материала дисциплин (работа в библиотеке и интернет-классе).

Для практического освоения материала, периодически в течение года проводятся выездные экскурсии по участкам электроснабжения железной дороги, организуемые службой Электроснабжения и электрификации Куйбышевской ж.д. филиала ОАО «РЖД». Кроме того, с предприятий выделяется современное оборудование, для изучения на практических и лабораторных работах.

Каждый год для привлечения новых студентов проводятся дни открытых дверей, а начиная с октября по апрель действуют подготовительные курсы, позволяющие студентам лучше подготовиться к поступлению в университет.

Для более качественного усвоения лекций достаточное внимание уделено мультимедийному представлению материала во время проведения занятий. Организуются лекции, где студенты самостоятельно рассказывают изучаемый материал, либо устраиваются открытые обсуждения пройденных тем. Лекционные курсы предметов построены так, что часть материала, лежащего в основе спец.предметов перемежается, что позволяет студентам усваивать материал, обсуждаемый с нескольких точек зрения и применяемый для разных направлений.

Учебные программы дисциплин составлены в соответствии с ГОС, это касается как аудиторных занятий, так практик.

На каждый вид практики имеется учебная программа в которой обозначены основные моменты ее прохождения – цель, сроки прохождения, сколько часов на нее отводится, что должен усвоить студент за время прохождения практики, когда и как должен отчитаться по результатам ее прохождения. На учебную компьютерную практику имеется также методические указания, где прописаны задания, выполняемые на практике и приводятся ссылки на теоретический материал, позволяющий их выполнению. Главное назначение практики – на опыте закрепить теоретический материал, усвоенный в ходе изучения дисциплин.

Производственные (после 3-го и 4-го курсов) и преддипломная (на 5-м курсе) проводятся на базе дистанций электроснабжения 6 дорог, филиалов ОАО «РЖД».

Учебные практики после 1-го и 2-го курса проводятся на базе кафедры, где имеются два компьютерных класса и достаточная лабораторная база для закрепления основного изучаемого материала.

По окончанию практики, в начале нового учебного года, студенты, прошедшие ее, сдают дневник прохождения практики и отчет на тему, которая была закреплена за ними перед отправлением на практику. По результатам отзывов с предприятия и отчету ставится оценка.

Компьютерная учебная практика проводится на базе компьютерного класса кафедры, где студенты учатся пользоваться современнымиIT-технологиями, от расчетных и графических программ, до интернета.

При прохождении производственной практики большинство студентов, обучающихся на бюджетных местах, устраиваются на оплачиваемые места. В 100% это относится к тем, кто имеет целевое направление от железной дороги.

5 Качество подготовки специалистов

5.1 Оценка уровня требований при приеме студентов

Вступительные испытания абитуриентов по специальности Электроснабжение железнодорожного транспорта в университете проводятся в соответствии с федеральными нормативными актами, конкретизируемыми в «Правилах приема в СамГУПС», утверждаемых ежегодно. В целом контингент абитуриентов достаточен для отбора наиболее подготовленных для обучения по аттестуемой специальности.

Специфической особенностью абитуриентов по аттестуемой специальности (направлению) является то, что в среднем около 64% поступающих - выпускники заведений начального и среднего профессионального образования с целевыми направлениями.

Кафедра активно участвует в профориентационной работе со школами Самары и Самарской области.

5.2 Эффективность системы текущего и промежуточного контроля

Промежуточный контроль студентов осуществляется каждый семестр по результатам оценки их успеваемости. Данные по аттестации заносятся в единую информационную базу университета, где и отражается экран успеваемости. Согласно результатам проводимых аттестаций, показатели эффективности системы текущего и промежуточного контроля находятся в диапазоне от 50% до 100% (Прил.6) и в среднем составляют 70%.

5.3 Анализ результатов контроля знаний студентов в процессе самообследования

Результаты внутри вузовского тестирования по кафедре приведены в прил.7. По итогам видно, что студенты успешно усваивают материал спец. дисциплин и образовательный процесс идет должным образом.

5.4 Итоговая аттестация выпускников. Востребованность выпускников

Определяющими при оценке качества подготовки являются результаты итоговой аттестации выпускников (Прил. 8, 9), а также отсутствие или наличие рекламаций на качество их подготовки со стороны потребителей.

Итоговой квалификационной работой является дипломный проект. Темы на дипломные проекты разрабатываются на кафедре, а также предлагаются с предприятий (железной дороги). Дипломная работа состоит из пяти основных разделов – проект системы электроснабжения, специальной части, детали проекта, экономического расчета и оценки безопасности и экологичности проекта. Такая структура позволяет охватить большинство тем по спец.предметам, а выпускнику продемонстрировать навыки, полученные в ходе обучения, и применять различные научно-технические подходы к разработке детали проекта.

Руководителями и рецензентами дипломных проектов назначаются преподаватели кафедры и специалисты, занимающие высшие руководящие должности в службе электроснабжения в филиалах ОАО «РЖД».

Государственная аттестационная комиссия формируется из профессорско-преподавательского состава и руководителей предприятий ж.д. транспорта. Председателем комиссии назначается начальник службы Электроснабжения и электрификации КБШж.д. филиала ОАО «РЖД».

По результатам защиты комиссия отбирает проекты, которые достойны грантов, участия в конкурсах работ, а также рассматриваются проекты, которые могут быть внедрены на предприятия.

Каждый год после окончания преддипломной практики проводится распределение выпускников. На сегодняшний день потребность в специалистах, выпускаемых кафедрой превышает количество выпускников. Таким образом, получается полное обеспечение работой всех студентов даже с возможностью выбора.

По итогам выпускной квалификационной работы, а также по результатам учебы студентов в течение всего образовательного периода отдельным студентам предлагается продолжить обучение в аспирантуре. Ежегодно 1-2 студента поступают в аспирантуру аттестуемой кафедры, либо на смежную специальность.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 5.

Качество подготовки специалистов на кафедре находится на должном уровне, что подтверждается результатами полученными при проведении контроля знаний студентов.

6 Кадровое обеспечение подготовки специалистов

Образовательный процесс по специальности (направлению) обеспечивают __ преподавателей (включая совместителей – 113 чел.), из них с учёной степенью доктора наук и учёной степенью кандидата наук - 77 человек. Процент штатных ППС составляет 85,8 %.

Блок ГСЭ обеспечивает 46 человек, общая остепенённость – 50 %.

Блок ЕН обеспечивает 26 человек, общая остепенённость – 82 %.

Блок ОПД обеспечивает 19 человек, общая остепенённость – 78 %.

Блок СД обеспечивает 16 человек, общая остепенённость – 77 %.

Общая остепенённость (по ставкам) по ООП составляет 75 %, доля преподавателей с учёной степенью доктора наук – 13 %.

Кадровый состав, осуществляющий реализацию образовательной программы, приведен в Прил. 10. Качественный состав ППС в целом по ООП и по циклам дисциплин приведен в Прил. 11.

Показатели кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта»:

1. Укомплектованность штата составляет 100 %.

2. Качественный состав ППС по физическим лицам: доля профессоров – 25 %, докторов наук -8%, доцентов - 42 %, кандидатов наук – 58 %; качественный состав ППС по ставкам: доля профессоров - 20 %, докторов наук - 5,8 %, доцентов - 47 %, кандидатов наук - 61 %.

3. Средний возраст ППС – 43 года.

4. Количество штатных ППС с ученой степенью и/или званием в возрасте до 35 лет – 3 чел. (к.т.н., доцент Гаранин М.А., к.т.н., доцент Добрынин Е.В., к.т.н., доцент Табаков О.В.).

5. Штатные ППС с ученой степенью доктора наук и/или званием профессора в возрасте до 50 лет отсутствуют.

6. Наличие у штатных преподавателей опыта работы на производстве: к.т.н., доцент Добрынин Е.В. – структурное подразделение «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

7. К.ф.-м..н., профессор Игнатьев В.В. является членом Российской академии транспорта.

8. При избрании на вакантные должности к ППС предъявляются следующие требования: наличие публикаций; участие в фундаментальных и прикладных исследованиях (для должности доцента и профессора); работа над кандидатской диссертацией (для должности преподавателя и старшего преподавателя); знание ПК; повышение квалификации один раз в течение 5 лет.

9. Доля штатных преподавателей, закончивших курсы повышения квалификации за период с 2007 г. составляет 86 % (13 из 15), остальные 2 из 15 ведут работу над кандидатскими диссертациями (Башкарева Т.В., Еремеев Д.Ю.).

10. Доля преподавателей, защитивших за последние 5 лет докторские и кандидатские диссертации – 6 % (Табаков О.В.).

11. Количество преподавателей, обучающихся в аспирантуре - 1 (Шашкова Л.А.);

12. Базовое образование преподавателей соответствует профилю преподаваемых дисциплин.

13. Научная специализация штатных преподавателей («Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация») соответствует преподаваемым дисциплинам.

За период с 2007 г. на кафедре «Электроснабжение железнодорожного транспорта» убыло 5 человек (д.т.н., профессор Митрофанов А.Н., д.т.н., профессор Григорьев В.Л., преподаватель Гаранина Н.Л., преподаватель - совместитель Никоноров Д.А., преподаватель - совместитель Лабунский Л.С.), прибыло 3 человека (д.т.н., профессор Загорский В.А., преподаватель – совместитель Шашакова Л.А., к.т.н., доцент Батищев А.М.). Это повлияло на качественные характеристики научно-педагогических кадров: доля лиц с учеными степенями и званиями не изменилась, однако кафедра лишилась одного доктора наук.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 6.

1. В целом по основной образовательной программе доля лиц с учеными степенями и званиями соответствует (или превышает) лицензионному показателю 60 (70)%;

2. За период с 2007 г. доля сотрудников кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» с учеными степенями и званиями не изменилась.

3. К недостаткам можно отнести следующее: на кафедре «Электроснабжение железнодорожного транспорта» необходимо продолжить подготовку докторов наук.

7 Учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение

    1. Обеспеченность основной и дополнительной учебной
      и учебно-методической литературой

В целом по всем дисциплинам учебного плана специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» имеется достаточное количество источников учебной информации. Достаточное количество основной учебной и учебно-методической литературы, рекомендованной в качестве обязательной. В целом процент новизны составляет 77 %.

Однако при реализации основных образовательных программ по блоку СД имеется нехватка базовых учебников по дисциплинам: «Электроснабжение железных дорог», «Тяговые и трансформаторные подстанции», «Энергосберегающие технологии», «Экономика хозяйства электроснабжения».

В библиотечном фонде имеется достаточное число экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы: количество экземпляров учебников и учебных пособий по циклам дисциплин на одного студента составляет 7,04 экз.

Сведения об обеспеченности обучающихся основной учебной и учебно-методической литературой по всем дисциплинам учебного плана представлено в Прил. 12, 13.

По циклам дисциплинам обеспеченность литературой ниже норматива.

Обеспеченность литературой по циклам дисциплин составляет: ГСЭ – 3,5 экз. на одного учащегося, ЕН -3,08 экз. на одного учащегося, ОПД – 5,5 экз. на одного учащегося, СД – 12,04 экз. на одного учащегося.

Доля новизны литературы по циклам дисциплин составляет: ГСЭ – 1,16; ЕН – 0,85; ОПД -0,87; СД - 4,41.

В качестве источников учебной информации используются периодические издания, в частности журналы «Бухгалтерский учет», Мировая экономика и международные отношения», «Налоги», «Железнодорожный транспорт», «Электрическая и тепловозная тяга», «Экономика железных дорог», газеты «Гудок», «Куйбышевский железнодорожник».

7.2 Учебно-методические материалы, разработанные преподавателями выпускающей кафедры

Преподавателями кафедры за период с 2007 г. издана одна монография и четыре учебных пособия с грифом УМО. Издано 46 методических указаний по самостоятельной работе студентов, лабораторным работам, курсовым и дипломным проектам, практическим занятиям и проведению практик студентов.

Перечень монографий, учебников, учебных пособий, изданных за аттестуемый период, приведено в Прил. 14, 15.

Содержание методических указаний, изданных за аттестуемый период полностью соответствует рабочим программам ООП.

7.3 Программно-информационное обеспечение учебного процесса

На выпускающей кафедре «Электроснабжение железнодорожного транспорта» достаточно средств вычислительной техники и программного обеспечения, которые позволяют повысить качество подготовки специалистов по образовательной программе. В ходе обучения осуществляется непрерывность компьютерной подготовки: многие курсовые проекты, курсовые работы, лабораторные и практические работы базируются на ЭВМ.

Основные программные продукты, используемые по дисциплинам выпускающей кафедры: операционная система Windows; пакет программ MS Office; программные продукты, разработанные сотрудниками кафедры на базе пакета MS Excel; пакет программ Кортэс, имеющий широкое распространение на сети железных дорог для расчетов в области тягового электроснабжения.

Интернет используется в основном в рамках дипломного проектирования.

Так же в рамках дипломного проектирования используется программный комплекс, разработанный ППС кафедры за аттестуемый период. В настоящее время программный комплекс проходит регистрацию в Роспатенте.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 7:

1.Для повышения качества реализации ООП по специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» необходимы учебники по дисциплинам специализации: «Электроснабжение железных дорог», «Тяговые и трансформаторные подстанции», «Энергосберегающие технологии», «Экономика хозяйства электроснабжения».

2.Необходимо продолжить подготовку монографий.

8 Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность

В рамках кафедры проводятся научно-исследовательские работы в направлениях изучения автоматизированных систем управления объектами электроснабжения, усиления систем электроснабжения, оценки качества электроснабжения, а также тепловыми процессами, происходящими в тяговых сетях.

Научной школой, лежащей в основе научной деятельности кафедры является - Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация. Направленность научных исследований в большей степени носит прикладной характер и проводятся в рамках госбюджетных НИР, на выходе получаются новое оборудование, программные продукты или методики. Часть разработок внедряются либо уже внедрены и используются предприятиями железнодорожного транспорта.

На проведение части исследований выделяются гранты либо заключаются хоздоговора с ОАО «РЖД», что подтверждает актуальность выбранных научных направлений (прил.17, 18).

За аттестационный период на кафедре были подготовлены и защищены одна докторская и две кандидатских диссертации, выпущены две монографии, напечатаны 6 статей в изданиях из перечня ВАК, получено четыре патента.

В настоящее время на кафедре обучаются 2 аспиранта, готовится к защите преподаватель Бошкарева Т.В. (защита - 18 февраля 2011 г.).

Активную деятельность в научно-исследовательской работе принимают и студенты. Ежегодно в рамках дней студенческой науки проводятся олимпиады и конференция, где принимают участие все студенты, начиная с 3-го курса. Кроме внутривузовских конференций студенты принимают участие также и в областных, всероссийских и международных конкурсах. Публикуются в сборниках как в соавторстве с научными руководителями, так и без соавторства. Выигрывают гранты и одерживают победы в конкурсах дипломных работ. Общая динамика количества студентов, принимающих участие в научной деятельности кафедры, является стабильной, что говорит об устойчивости тенденции.

Разработки, полученные на кафедре, внедряются в учебный процесс, в виде учебных пособий либо новых лабораторных работ. С развитием технологий и изменением в лабораторном оборудовании, периодически переиздаются учебно-методические комплексы. Кафедрой за аттестационный период выпущено 2 учебных пособия с грифом УМО.

Преподаватели периодически проходят курсы повышения квалификации, совершенствуя свои профессиональные навыки, что положительно сказывается на качестве проведения занятий. Ежегодно проводятся открытые лекции, которые затем обсуждаются на заседаниях кафедры, где анализируются сильные стороны проводимых занятий и указываются недочеты, которые следует исправить.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 8.

Кафедра активно участвует в научно-исследовательской работе, проводимой не только в рамках госбюджетной НИР, но и занимаясь прикладными исследованиями, привлекая также и студентов.

9 Материально-техническая база

Проведение лабораторных и практических работ ведется на базе кафедры, где имеется практически полное обеспечение необходимым оборудованием. Имеются отдельные специализированные лаборатории со стендами (прил. 19): «Тяговые и трансформаторные подстанции. Релейная защита», «Контактные сети и ЛЭП. Рельсовые сети электрифицированного транспорта», «Автоматизация систем электроснабжения», «Электроника. Электронная техника и преобразователи», «Энергосберегающие технологии и аудит в энергоснабжении», «Тепловые процессы в устройствах электроснабжения».

Лабораторные стенды большей частью изготовлено силами сотрудников кафедры и студентами. Наиболее новой является приборная база, на базе которой также проводятся лабораторные работы.

Так за отчетный период университетом было приобретено оборудование, для измерения качества электрической энергии, тепловизионные приборы для исследования тепловых процессов, оборудование системы автоматизированного контроля электропоребления и т.д.

Также на кафедре имеется два компьютерных класса с возможностью выхода в интернет. Один из классов полностью оборудован современными компьютерами. Во втором классе компьютеры морально устарели и требуют замены, поскольку не справляются с современным программным обеспечением.

При проведении занятий используются проекторы и интерактивная доска – это позволяет более наглядно представлять лекционный материал.

На кафедре имеется уникальная лабораторная установка – АРМ Энергодиспетчера, которая имитирует работу системы управления электроснабжением реального участка. На базе установки разработан комплекс лабораторных работ, проведя которые и изучив материал, студент становится специалистом в данном направлении.

В ходе взаимоотношений с предприятиями железнодорожного транспорта последние оказывают помощь в приобретении нового оборудования для образовательного процесса, поскольку напрямую заинтересованы в грамотных и подготовленных специалистах.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 9.

Материальное обеспечение кафедры находится на достаточном уровне, что бы обеспечить качество образовательного процесса. Однако следует постоянно следить за тенденцией развития современных технологий, которые меняются каждый год. Кроме того, следует обновить компьютерный класс.

10 Воспитательная деятельность

Преподаватели и сотрудники кафедры активно участвуют в организации и проведении вне учебной работы со студентами специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог».

Кураторами 1 – 2 курсов специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» являются: к.т.н., доцент Козлова Н.С., к.т.н., доцент Тепляков В.Б., ст. преподаватель Окладов С.А., преподаватель Теплякова Н.В. В рамках совей работы кураторами осуществляется поддержка академической активности студентов, организация коррекционной помощи.

Преподаватели и сотрудники кафедры активно участвуют в организации:

- экскурсий студентов по профилю специальности (Самарская ГРЭС, ознакомительная поездка вагона-лаборатории для испытания контактной сети по маршруту Самара – Сызрань – Самара и др.);

- культурно-массовые мероприятия (Самарский академический театр им. М.Горького, музей военной техники, выставки М.Шагал, С.Дали, бункер Сталина, боулинг, пейнтбол и др.);

- клубных мероприятий в НК «Аура»;

- студенческих дебютов, дней студенческой весны, дней первокурсника;

- спортивных мероприятий (футбол, волейбол).

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 10: преподаватели и сотрудники кафедры активно участвуют в организации и проведении вне учебной работы со студентами.

11 Об устранении недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аккредитации

При проведении комплексной оценки деятельности ВУЗа в 2006 г. по специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» экспертом Дынькиным Б.Е. были отмечены следующие недостатки:

1 замечание. На кафедре необходимо продолжить подготовку докторов наук.

Устранение недостатков: в настоящее время на кафедре «Электроснабжение железнодорожного транспорта» ведется работа по подготовке докторских диссертаций следующими сотрудниками:

1) к.т.н., профессор Лабунский Л.С., тема «Совершенствование системы электроснабжения нетяговых потребителей железнодорожного транспорта», степень готовности – 50 %;

2) к.т.н., доцент Гаранин М.А., тема «Повышение энергоэффективности системы электроснабжения железнодорожного транспорта», степень готовности – 30 %;

3) к.т.н., доцент Добрынин Е.В., тема «Комплексная альтернативная электроэнергетическая установка для железнодорожного транспорта», степень готовности – 20 %.

2 замечание. Необходимо повысить объективную оценку уровня подготовки специалистов за счет использования современных методов обучения, текущего контроля и аттестации.

Устранение недостатков: к настоящему времени по всем дисциплинам кафедры (32 дисциплины) разработаны тесты. Тесты внесены в систему дистанционного тестирования Moodle, используемую в СамГУПС. Это позволило:

1) производить объективную оценку уровня подготовки специалистов;

2) упростить процедуру оценки уровня подготовки.

3 замечание. Необходимо ускорить оборудование учебных лабораторий современной техникой и ПЭВМ, разработать соответствующее учебно-методическое обеспечение.

Устранение недостатков: материально-техническая база кафедры за последние 5 лет существенно увеличилась.

Приобретено оборудование на сумму 2 234 тыс.руб., в том числе: расходомер «Portaflow 300», измеритель сопротивления заземления «МИС-5070», измеритель показатель качества электрической энергии «Ресурс-UF2», анализатор параметров электрического тока AR.5M, пирометр «Фаворит С-300», термограф «Иртис-2000», комплексное испытательное устройство «Сатурн-М», клещи измерительные «APPA А-18 PLUS», газоанализатор KM-900/4, люксметр Ю-116, мегаомметр «E624», микроомметр «6237 DLRO».

Поставлено 11 компьютеров типа Intel Pentium Dual Core.

Поставлена интерактивная доска типа Smart Board в составе с проектором Mitsubishi XL 9U XG F 2000 Ansi 2,7, позволяющая повысит качество лекций, в которых предусмотрено большое количество графического материала (схем, графиков, рисунков и т.д.)

Все лабораторные работы по дисциплине «Электроснабжение железных дорог», выполняемы до этого на морально-устаревших стендах, переведены в электронный вид. При участии ППС кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» разработаны программные средства, позволяющие выполнять данные лабораторные работы. Подготовлены соответствующие методические указания.

12 Заключение и выводы

Главные достижения в подготовке специалистов по специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» представлены ниже.

1. За последние пять лет существенно увеличилась материально-техническая база кафедры. Приобретено оборудование на сумму 2 234 тыс.руб., в том числе: расходомер «Portaflow 300», измеритель сопротивления заземления «МИС-5070», измеритель показатель качества электрической энергии «Ресурс-UF2», анализатор параметров электрического тока AR.5M, пирометр «Фаворит С-300», термограф «Иртис-2000», комплексное испытательное устройство «Сатурн-М», клещи измерительные «APPA А-18 PLUS», газоанализатор KM-900/4, люксометр Ю-116, мегаомметр «E624», микроомметр «6237 DLRO» и др.

2. Научные достижения - в 2008 г. разработка «Комплекс для мониторинга и оптимизации электропотребления» коллектива кафедры (Митрофанов А.Н., Гаранин М.А., Добрынин Е.В., Никоноров Д.А.) получила золотую медаль Московского международного салона инноваций и инвестиций, в 2009 г. доцент Гаранин М.А. с работой «Программно-технологические средства расчета энергообеспеченности участков железной дороги» стал лауреатом конкурса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «Молодые ученые транспортной отрасли - 2009» в номинации «Железнодорожный транспорт».

3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: 2008 г. – работа «Расчет усиления системы тягового электроснабжения постоянного тока для пропуска тяжеловесных поездов на базе использования мощностных характеристик электропотребления и критериев ресурсно-финансовой эффективности» 1600 тыс.руб. (руководитель – Гаранин М.А.).

4. Студенты специальности 190401 – «Электроснабжение железных доро»г активно участвуют в научных исследования. В 2010 г. работа «Контрольно-вычислительный комплекс для диагностики контактной сети железных дорог» студентки Фомочкиной Д.А. дошла до финала конкурса «Новое звено 2010» (ОАО «РЖД»). В 2009 г. работа «Энергосберегающие отопительные системы на базе термоэлектрических модулей» студента Зеленского А.С. дошла до финала конкурса «Новое звено 2009» (ОАО «РЖД»). В 2008 г. работа «Энергосберегающие отопительные системы на базе термоэлектрических модулей» студента Зеленского А.С. выиграла конкурс «Молодой ученый 2008» (Самарская область).

5. Преподаватели кафедры активно участвуют в проведении занятий курсов повышения квалификации. В 2009 г. началось обучение по вновь разработанной учебной программе «Энергосбережение». В 2010 г. началось обучение по программе «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения». В настоящее время кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта» участвует в реализации 6 программ дополнительного профессионального образования: «Энергосбережение», «Электробезопасность», «Проведение энергетических обследований с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности», «Обновление контактной сети без перерыва движения поездов», «Оборудование тяговых подстанций и устройства защиты», «Современное оборудование железнодорожных электрических сетей и методы их расчета», контингент обучающихся по ним составляет 239 чел.

6. В 2009 г. при участии коллектива кафедры в Самарском государственном университете путей сообщения начал работу Научно-образовательный Центр сертификации, диагностики, экспертизы энергетической и промышленной безопасности (НЦСДЭ). На базе НЦСДЭ открылась и получила аттестацию Ростехнадзора электроиспытательная лаборатория. За 2010 г. лабораторией выполнено работ на общую сумму более 450 тыс.руб.

7. В 2010 г. при участии коллектива кафедры Самарский государственный университет путей сообщения вступил в Саморегулируемую организацию (СРО) Некоммерческое партнерство «Ассоциация энергоаудиторов и энергосервисных компаний Самарской области». В этом же году СамГУПС, являясь членом СРО, выполнил первый заказ на проведение энергоаудита на сумму 1639 тыс.руб.

Основные недостатки и проблемы в подготовке специалистов по специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог»:

1. Необходимо осуществлять дистанционное обучение по программам повышения квалификации в регионах (Пензенская обл., Оренбургская обл., Саратовская обл., Респ. Башкортостан) на базе техникумов и филиалов СамГУПС.

2. На кафедре «Электроснабжение железнодорожного транспорта» необходимо продолжить подготовку докторов наук.

3. Для повышения качества реализации ООП по специальности 190401 – «Электроснабжение железных дорог» необходимы учебники по дисциплинам специализации: «Электроснабжение железных дорог», «Тяговые и трансформаторные подстанции», «Энергосберегающие технологии», «Экономика хозяйства электроснабжения».

4. Необходимо продолжить подготовку монографий.

Выводы:

1. Содержания и качество подготовки обучающихся соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

2. Условия реализации профессиональной образовательной программы достаточны.

3. Специальность 190401 – «Электроснабжение железных дорог» готова к внешней проверке.

Председатель комиссии

к.т.н., доцент М.А. Гаранин

Члены комиссии:

к.т.н., доцент Л.С. Лабунский

к.т.н., доцент Е.В. Добрынин

к.ф.-м..н., доцент Л.Е. Жмур

Отчет рассмотрен на заседании Совета Электротехнического факультета «_14___» _01_______2011 г., протокол заседания №_7_..

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (3)

    Отчет
    ... ____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 240502 Технология переработки ... региональный компонент ГОС ВПО основнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 240502 «Технология переработки ...
  2. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (1)

    Отчет
    ... работе __________________Г.В. Попов "____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 220201 – “Управление и информатика в технических системах ...
  3. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (2)

    Отчет
    ... работе __________________Г.В. Попов "____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 240308 «Аналитический контроль качества химических ...
  4. О самообследовании основной образовательной программы по специальности (4)

    Отчет
    ... работе __________________Г.В. Попов "____"_________________2010 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности 260203 Технология сахаристых продуктов (код ...
  5. О самообследовании основной образовательной программы по специальности

    Отчет
    ... работе _______________И.К. Андрончев «____»_________________2011 г. ОТЧЕТ о самообследованииосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности __________190402 – «Автоматика, телемеханика и связь на ...

Другие похожие документы..