textarchive.ru

Главная > Постановление


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2005 г. N 56-ПП/2

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД

ДО 2015 ГОДА

В соответствии с Законами Мурманской области от 08.11.2001 N 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", от 31.05.2004 N 484-01-ЗМО "Об инновациях и инновационной деятельности Мурманской области" и в целях дальнейшего развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года и дополнить раздел 2 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", пунктом 2.7 "Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности".

2. Контроль за исполнением Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности возложить на руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д.

Губернатор

Мурманской области

Ю.А.ЕВДОКИМОВ

Утверждена

постановлением

Правительства Мурманской области

от 24 февраля 2005 N 56-ПП/2

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ НАУКИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

1. Общие положения

Научно-техническая сфера Мурманской области в условиях экономического кризиса, который страна испытывала в 90-е годы, сохранила свой потенциал по такому показателю, как объем выполненных научно-технических работ и занимает второе место в Северо-западном федеральном округе (СЗФО). Эффективное использование и наращивание этого потенциала на основе интеграции с образованием, производством и инновационным предпринимательством является необходимым условием решения стратегической задачи по переходу на инновационный путь развития, поставленной в "Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года".

Наука становится главным инструментом экономического развития, что, в свою очередь, требует от нее адаптации к новым условиям, позволяющим обеспечить возрастающие потребности экономики в новых идеях, научно-исследовательских и конструкторских разработках. Конечным результатом этой деятельности должна стать целостная региональная инновационная система, обеспечивающая быстрое и эффективное введение в хозяйственный оборот передовых технологий, ускоренное развитие наукоемких высокотехнологических производств и разработок. С целью научного обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Мурманской области необходимо:

определить приоритетные направления развития региональной науки, научно-технической и инновационной деятельности;

сформировать новые организационные, правовые, финансовые механизмы управления развитием научной, научно-технической и инновационной деятельности;

обеспечить расширенное воспроизводство кадрового потенциала для научной, научно-технической и инновационной сферы;

сформировать инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Правовой основой научного обеспечения социально-экономического развития Мурманской области являются: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", утвержденные письмом Президента РФ от 30.03.2002 N ПР-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", "Перечень критических технологий Российской Федерации" и "Приоритетные направления развития науки, технологии и техники Российской Федерации", Законы Мурманской области от 08.11.2001 N 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", от 31.05.2004 N 484-01-ЗМО "Об инновациях и инновационной-деятельности в Мурманской области", постановление Правительства Мурманской области от 04.06.2004 N 190-ПП "О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы", а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области.

2. Стратегические проблемы региональной

научно-технической политики

По мере развития хозяйственного комплекса Мурманской области потребность в научных исследованиях возрастает для решения задач, связанных с повышением эффективности использования природных ресурсов, обновлением технологий в промышленности и сельском хозяйстве, созданием новых перспективных технологий для рынка наукоемкой продукции, удовлетворения социальных и духовных потребностей населения.

Экономическое развитие области связано с поддержанием мощностей существующих предприятий и производств горно-перерабатывающего комплекса и вводом в строй новых. В то же время интенсивное воздействие на окружающую среду крупнейших на территории Европейской России горнодобывающих предприятий (ОАО "Апатит", Ковдорский ГОК, Оленегорский ГОК, ГМК "Печенганикель") и предприятий цветной металлургии (комбинаты "Североникель" и "Печенганикель" Кольской горно-металлургической компании, Кандалакшский алюминиевый завод) привели к возникновению техногенных пустошей, обширных зон дефолеирующих лесов и загрязнению водоемов. Поэтому проблема научной разработки новых высокоэффективных и экономичных технических и технологических решений для развития производств и восстановления нарушенных природных комплексов останется актуальной весь период до 2015 года.

В ряду приоритетных долгосрочных стратегических целей стоит развитие нового индустриального сектора - нефтегазового, включая добычу углеводородного сырья, его транспортировку и переработку (более 100 млн. тонн в год). Строительство нефтепровода через территорию области может способствовать ускоренному освоению месторождений платины и редких металлов в центральных и восточных районах полуострова, а также укреплению (развитию) всех смежных отраслей. В этом плане перед наукой стоит задача по разработке мер предупреждения или смягчения возможных социальных конфликтов в зоне пересечения нефтепроводами районов, в которых преобладает традиционное природопользование, или расположены особо охраняемые природные заповедники. Кроме того, для борьбы с возможными разливами нефти на море и суше необходимо создать в регионе мощный аварийный центр, в распоряжении которого будут находиться все необходимые противоаварийные средства, в том числе основанные на последних достижениях науки и техники.

Одним из наиболее приоритетных и перспективных направлений экономического развития области является освоение объектов промышленных платино-палладиевых руд, таких, как Федорова тундра и Малая Пана. В настоящее время здесь подсчитанные запасы первого этапа освоения составляют сотни тонн этих металлов. Разработка этих месторождений должна начаться в 2007 году. Важным аспектом этого направления является положительный пример инновационной деятельности Геологического института КНЦ РАН, осуществляемой через ОАО "Пана", которая привела к привлечению для разведки платино-палладиевых месторождений региона иностранных и российских компаний.

Важным для инновационного экономического развития области и национальной безопасности является реализация проекта по созданию Кольского горно-химического комплекса в совокупности с системой долговременных хранилищ национального резерва стратегических материалов. В этом случае откроется перспектива развития промышленности в Ревде и Африканде и появится возможность создания новых горных предприятий в Кольском и Ловозерском районах.

Актуальной научной и практической проблемой является проблема безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). В Мурманской области велика концентрация работающих ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на Кольской АЭС, на атомных судах Северного флота и Мурманского морского пароходства (ММП), от эксплуатации которых уже накоплено и продолжает накапливаться значительное количество РАО и ОЯТ. Результаты уже выполненных исследований позволили обосновать концептуальные положения подземных объектов изоляции РАО и ОЯТ и приступить к разработке научно-методической базы для создания научных основ радиогеоэкологии подземных объектов долговременного хранения и захоронения ядерных и радиационно-опасных материалов в геологических формациях региона.

В последующие годы прогнозируется рост электропотребления в Мурманской области со среднегодовыми темпами до 2,5 %. В основном он обусловлен перспективами появления новых производств при освоении месторождений углеводородного сырья арктических морей и организации его переработки на территории области, а также ожидаемым возрождением военно-промышленного комплекса и флота. Возможно появление новых потребителей электрической энергии, таких как проектируемый алюминиевый завод (300 МВт) компании "СУАЛ". Научно-технические задачи связаны с поиском новых энергетических ресурсов, с разработкой путей модернизации существующей энергосистемы, сочетающей постепенную замену старого оборудования с параллельным обоснованием надежной работы оставшейся части. Для выполнения этих задач необходима разработка соответствующей методологии и экспериментальной научной базы.

На сегодняшний день остро стоит проблема рыболовной и рыбообрабатывающей промышленности. Ограниченность сырьевой базы побуждает к поиску новых путей развития рыбной отрасли, в том числе к созданию аквакультурных хозяйств и технологий использования нетрадиционных видов гидробионтов. Необходимо объединить усилия коллективов ученых ПИНРО и ММБИ КНЦ РАН для научного обоснования и прогноза биоресурсов в Арктике и Северной Атлантике и их эффективного использования.

Важнейшей проблемой для научных исследований является изучение динамики социальных и экономических процессов развития региона в условиях глобализации. Принятие своевременных и обоснованных решений, в области управления региональным развитием требует эффективной информационной поддержки. Информационное обеспечение должно включать в себя базы актуальной и достоверной информации, а также средства оперативной обработки данной информации для прогнозирования возможных результатов принимаемых решений и выработки наиболее эффективных стратегий развития региона. Анализ существующего состояния информационных и телекоммуникационных услуг, а также анализ разработки и внедрения информационных технологий и средств вычислительной техники в Мурманской области показывают, что данные системы разрабатываются, внедряются и функционируют, как правило, разобщенно, без координации и согласования структуры, содержания, способов и форматов хранения информации и доступа к ней. Это приводит к дублированию работ, избыточности первичной информации, многократному ее вводу, приводящему к нарушению ее целостности и снижению достоверности, значительному удорожанию разработок и эксплуатации систем. В этих условиях крайне необходимо выработать и последовательно реализовать научно-обоснованную единую информационную политику.

Одной из важнейших составляющих регулирования развития региона в рыночных условиях является социальная политика. Изучение динамики миграционных процессов и здоровья населения, формирования и распределения трудовых ресурсов, согласования интересов обороны, хозяйственной деятельности коренного населения Заполярья должно завершиться разработкой концепции, которая позволит сформулировать новые принципы построения социальной политики и механизмы ее реализации.

Проведение исследований в важнейших направлениях развития региона решает двоякую задачу: создает условия для роста научно-технического потенциала и одновременно формирует основу модернизации технического базиса Мурманской области. В настоящее время требуется радикальный переход от произвольного формирования тематики исследований и разработок самими научными организациями к программно-целевому планированию на основе потребностей региона, для чего при определении важнейших направлений исследований необходимо привлечение потенциальных потребителей в виде экономической, промышленной общественности.

3. Состояние и тенденции развития региональной

научно-технической сферы

В 2003 году научными исследованиями и разработками в Мурманской области были заняты 30 организаций (в 1998 году - 32), в том числе: научно-исследовательские организации - 23, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации - 4, высшие учебные заведения - 3, опытные базы - 1, прочие - 1.

В числе организаций, занятых исследованиями и разработками, преобладают организации государственной формы собственности (87 %). Наибольший удельный вес (20 из 30 организаций или 67 %) принадлежит организациям, где численность занятых исследованиями и разработками не превышает 100 человек (до 15 человек - 8; от 16 до 100 - 12; от 101 до 200 - 6; 201 и более человек - 4 организации). Общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, на конец 2003 года составила 2604 человек (к 1998 году - 96 %) и характеризуется следующими данными: (на конец года, человек)

1998

2000

2001

2002

2003

2004
(по КНЦ)

Всего

2709

2765

2815

2720

2604

1895

исследователи

1240

1197

1184

1164

1134

704

доктора наук

89

94

102

107

105

100

кандидаты наук

358

58

355

358

374

311

техники

382

78

416

386

372

вспомогательный персонал

603

719

749

721

673

прочие

484

471

466

449

425

На 100 специалистов, непосредственно занятых исследованиями и разработками (исследователи и техники), на конец 2003 года приходилось в среднем 56 человек, выполнявших вспомогательные функции, функции по хозяйственному обслуживанию и общего характера (в 1998 году - 67). В составе персонала, занятого исследованиями и разработками, на конец 2003 года работало 105 докторов наук и 374 кандидата наук, или 41 % исследователей (в 1998 году - 36 %). Из общей численности специалистов высшей квалификации 86 % занято в системе академии наук.

Экономика научных исследований и разработок

В 2003 году выполненный объем научно-технических работ, которые включают исследования и разработки, а также научно-технические услуги, в фактических ценах составил 1607,8 млн. рублей (в 2002 - 794,8), в том числе 99 % работ выполнено собственными силами. Большая часть исследований и разработок (63 %) выполнялась в 2002 году организациями отраслевой науки, 36 % - академической, 1 % - вузами (в 1998 году их доля составляла соответственно 50, 49 и 1 %). Изменяется структура финансирования научных исследований и разработок: если в 1998 году 56,5 % составляли средства государственного бюджета (предпринимательский сектор финансировал 43,5 %), то в 2003 году основным источником становится предпринимательский сектор (73,5 %), за счет государственных источников финансируется только 26,5 %.

Общие затраты на научные исследования и разработки составили за 2003 год 1309,6 млн. рублей (в 2002 - 660,3 млн. рублей). В структуре расходов по видам основная доля приходится на расходы на материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, услуги производственного характера) - 52 %, расходы по оплате труда составили 26 %, отчисления на социальные нужды - 8 %. Затраты на приобретение специального оборудования составили всего около 2 %, прочие расходы - 13 %.

Произошла переориентация деятельности научных организаций в сторону увеличения доли прикладных исследований с 56,3 % в 1998 году до 80 % в 2003 году, а доля фундаментальных исследований возвратилась к среднему дореформенному уровню - около 20 %.

Распределение внутренних текущих затрат на исследования и разработки по областям наук представлено в следующей таблице (в фактически действовавших ценах, млн. рублей):

1998

2000

2001

2002

Всего

114,7

347,0

379,0

536,7

естественные науки

88,1

265,6

286,7

383,2

технические науки

20,7

69,9

78,0

135,4

медицинские науки

0,3

1,3

1,6

1,2

сельскохозяйственные науки

1,1

1,9

2,5

4,5

общественные науки

4,2

7,2

8,3

12,0

гуманитарные науки

0,3

0,9

1,9

0,4

Продолжается процесс старения основных фондов научных организаций.

Состояние основных фондов (средств)
и инвестиционной деятельности в
отрасли "Наука и научное обслуживание"

1998

2000

2001

2002

2003

Стоимость основных средств (с учетом
переоценок), на конец года:

в действовавших ценах, млн. рублей

1037

916

949

958

в % к предыдущему году, в
сопоставимых ценах 1990 года

114,6

82,9

92,3

Коэффициент износа основных
средств, в %

39,7

39,0

39,4

38,9

Инвестиции в основной капитал в
действовавших ценах, млн. рублей

6,7

45,3

55,4

55,7

142,5

в % к общему объему
инвестиций по всем отраслям

0,4

0,7

0,6

0,6

1,2

Инновационная деятельность промышленности Мурманской области

В 2003 году число инновационно-активных организаций в промышленности Мурманской области составило 7 % от общей совокупности обследованных, в связи и информационно-вычислительном обслуживании - соответственно 13 и 20 %. За 2003 год затраты, связанные с технологическими инновациями, составили 697,0 млн. рублей (за 2001 год - 1111,6 млн. рублей). Из общих затрат на инновации 21 % приходился на исследования и разработки, выполняемые сторонними организациями, 59 % составили затраты на приобретение машин и оборудования (за 2001 год - соответственно 16 и 79 %). Одним из важнейших результатов научных исследований и разработок является создание передовых производственных технологий, основанных на микроэлектронике или управляемых с помощью компьютеров.

1998

2000

2001

2002

2003

Число организаций, использовавших
передовые производственные технологии,
ед.

30

32

50

110

142

Число фактов использования в сферах
(единиц)

Проектирование и инжиниринг

18

46

42

59

45

Производство, обработка и сборка

11

29

24

29

26

Связь и управление

88

119

124

347

412

Производственные информационные
системы

2

6

3

7

Компьютерное интегрированное
производство

3

2

5

5

Аппаратура автоматизированного
наблюдения (контроля)

4

9

10

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 24 марта 2010 г n 472-пп о региональной программе по энергосбережению и повышению

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот24 марта 2010 г. N 472-ПП ... │городская местность │процентов │ │ 55,8│ 56,5│ 54,5│ 52,3│ │ │сельская местность │ ... В 2005 - ... законы от 7 февраля 1992 ... примет система научно-технического и информационного ... и стратегийразвития отраслей ...
  2. Постановление от 24 марта 2010 г n 472-пп о региональной программе по энергосбережению и повышению (2)

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот24 марта 2010 г. N 472-ПП ... │городская местность │процентов │ │ 55,8│ 56,5│ 54,5│ 52,3│ │ │сельская местность │ ... В 2005 - ... законы от 7 февраля 1992 ... примет система научно-технического и информационного ... и стратегийразвития отраслей ...
  3. Правительство москвы постановление от 17 февраля 2009 г n 115-пп о годе равных возможностей в городе москве и стратегии

    Документ
    ... 1 к постановлению Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 115-ППСТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ... ,0│Средства, предусмотренные │ │ │материально-технической базы│ │ │ │ │в бюджете города Москвы │ │ │и развитие Территориального │ │ │ │ │префектурам ...
  4. Правительство москвы постановление от 24 июня 2008 г n 530-пп о дальнейшем развитии инфраструктуры технического

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот24 июня 2008 г. N 530-ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ... стратегиитехнического ... │ООО │Научно-технический центр│ ... постановлениюот 04.10.2005 N 769-ПП ...
  5. Правительство москвы постановление от 2 февраля 2011 г n 25-пп о мерах по завершению реализации инвестиционных контрактов

    Документ
    ... ПП, от 9 февраля 2010 г. N 103-ПП, от 3 августа 2010 г. N 661-ПП, от 10 августа 2010 г. N 677-ПП, от24 ... │ │ │ │научно-технической библиотеки │ │ ... от 11.14.11.2005 Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 25-ПП ... Стратегия" ...

Другие похожие документы..