textarchive.ru

Главная > Постановление


4. Потенциал научных организаций и прогноз его использования

для решения приоритетных научно-технических

и инновационных задач

4.1. Кольский научный центр РАН

В научно-техническом потенциале Мурманской области значительную долю как по объему финансирования, так и по численности работающих занимает Кольский научный центр РАН, обеспечивающий выполнение исследований по 32 научным дисциплинам. В основе КНЦ РАН 11 научных организаций с общим числом работающих около 1900 человек, в том числе 4 академика, 100 докторов наук, 311 кандидатов наук.

В КНЦ РАН сосредоточено более половины кадрового потенциала сферы НИОКР Мурманской области (66,7 %), в том числе около 90% докторов и кандидатов наук.

Научным центром на основе базового финансирования из федерального бюджета за последние пять лет выполнялись работы по более чем двумстам приоритетным проблемам. Дополнительно, более 170 проектов, выполнено по грантам научных фондов и договорам с предприятиями (что ежегодно составило 25 - 30 % от базового финансирования).

Создана основа для проведения поисково-разведочных работ, направленная на поддержание и развитие минерально-сырьевой базы Мурманской области. Научными и производственными геологическими организациями обоснована Кольская платинометалльная провинция, выявлен ряд крупных месторождений и проявлений платино-палладиевых руд, привлечены иностранные инвестиции и внебюджетные средства для их освоения. Разработана концепция стабилизации и развития горнопромышленного комплекса Мурманской области. Развиты методы геомеханического обоснования и обеспечения безопасности ведения горных работ в удароопасных условиях, автоматизированного контроля геодинамического режима и регистрации техногенных землетрясений и горных ударов. Разработаны научные основы скоростного строительства специальных подземных комплексов различного назначения и принципиально новые методы защиты сооружений от мощных динамических воздействий. Внедрены системы автоматизированного планирования горных работ, проектирования массовых взрывов для открытых и подземных горных работ.

Разработаны научные основы неразрушающего природопользования, экологически безопасных технологий использования природного и техногенного сырья. Разработан пакет гидрометаллургических технологий для переработки нетрадиционных видов редкометалльного и титанового сырья, а также реализована в промышленном масштабе кислотная технология переработки нефелина с получением коагулянтов, компонентов взрывчатых веществ и аморфного кремнезема.

Производству предложены технологии, позволяющие повысить уровень комплексности использования минерального сырья и вовлечь в сферу промышленного производства дефицитные полезные ископаемые (руды металлов платиновой группы, хрома, титана, ниобия, циркония молибдена, а также нерудное сырье - нефелин, кианит, барит, эвдиалит, огнеупоры и др.).

Определены главные источники и пути переноса радионуклидов в экосистемах арктических морей, созданы карты зон экологической дестабилизации и дана оценка последствий воздействия радиационных загрязнений на природные биоценозы и человека, предложена рациональная технология для радиоэкологического мониторинга.

Разработаны способы восстановления лесов на нарушенных территориях, предложены гидропонные технологии для северных тепличных хозяйств. Выполнена региональная систематика почв и определены пути поддержания эффективного плодородия окультуренных почв в Мурманской области. Для практики северного растениеводства закрытого грунта разработаны биологические методы защиты растений.

Разработаны и по мере необходимости внедряются информационные технологии для решения задач фундаментальной науки и управления производственными процессами в народно-хозяйственном комплексе региона.

Научные организации КНЦ РАН

N
п/п

Полное наименование
организации

Среднесписочная численность
работников (чел.) на
01.01.2005

Объем выполненных
научно-технических
исследовательских
работ в 2004 году
(тыс. руб.)

Стоимость
основных
средств на
01.01.2005
(тыс. руб.)

Всего

Исследо-
ватели

Доктора
наук

Кандидаты
наук

КНЦ РАН (всего)

1895

704

100

311

378847

1611287

1

Институт химии и
технологии редких
элементов и минерального
сырья

287

104

13

60

50652

180850

2

Горный институт

256

76

19

28

49749

133643

3

Центр (до ноября 2004 г.
- Институт) физико-
технических проблем
энергетики

43

24

1

6

5241

5272

4

Институт информатики и
математического
моделирования

46

20

5

7

7798

10797

5

Институт проблем
промышленной экологии
Севера

82

57

6

21

15903

21862

6

Геологический институт

183

88

17

51

32516

123539

7

Полярный геофизический
институт

205

89

5

39

40285

143352

8

Мурманский морской
биологический институт

209

109

19

42

79351

384141

9

Полярно-альпийский
ботанический сад-
институт

142

48

7

19

24036

140032

10

Институт экономических
проблем

113

71

5

33

15109

5875

11

Международный центр
науки, культуры и
образования/Центр
гуманитарных проблем
Баренц-региона (с ноября
2004)

13

10

2

2

2452

1039

В 2003 с целью коммерциализации и продвижения научных разработок на рынок на базе КНЦ РАН были создан "Технопарк-Апатиты" и ОАО "Пана". Вокруг КНЦ РАН сформировалась "ВУЗовская оболочка" в виде филиалов университетов Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска. Реализуются программы интернациональной подготовки горных инженеров и геоэкологов совместно с технологическим университетом г. Лулео (Швеция). В аспирантуре обучаются около 200 аспирантов и соискателей, созданы 4 диссертационных совета, что обеспечивает пополнение сферы управления регионом 20-30-ю кандидатами наук в год.

Дальнейшие фундаментальные научные исследования КНЦ РАН будут направлены на научно-техническое обеспечение инновационного развития Мурманской области в соответствии со Стратегией развития региона на период до 2015 года по следующим приоритетным проблемам:

Развитие промышленных технологий строительства крупногабаритных

подземных сооружений и сверхглубоких карьеров

Строительство в скальных массивах крупногабаритных подземных сооружений с повышенной степенью защиты от динамических воздействий является неотъемлемым компонентом укрепления оборонного комплекса России. Но по мере развития и удешевления технологий строительства это направление освоения подземного пространства во всем мире приобретает огромное народно-хозяйственное значение, позволяя создавать оптимальные, с позиций экологии и экономики, хранилища для нефтепродуктов, газа, токсичных и радиоактивных материалов. В области развития промышленных технологий, которые могут существенно повлиять на конкурентоспособность российской горнодобывающей промышленности в целом, следует обратить внимание на прорывные разработки по геомеханике скальных массивов, открывающие путь к увеличению крутизны постоянных бортов карьеров с 35 - 45° (действующие нормативы Госгортехнадзора РФ) до 55 - 60°. Укручение бортов карьеров на карьерах-гигантах, действующих в Мурманской области, продлит их жизненный цикл за пределы 2010 г. с одновременным снижением эксплуатационных затрат и экологического пресса на окружающую среду. В масштабах России переход на новые нормативы принесет экономическую выгоду в десятки миллиардов долларов.

Экологическая безопасность морского нефтегазового комплекса

Приоритетным для научного обеспечения Стратегии экономического развития области является комплекс фундаментальных и прикладных задач, связанный с освоением нефтегазовых месторождений Севера, включая обеспечение социальной и бюджетной эффективности для Мурманской области от строительства "трубы" и разработку технико-экономических обоснований развития новых производств на востоке Мурманской области на основе открывающегося доступа к новым месторождениям.

В связи с освоением нефтегазовых месторождений на Европейском Севере России и баренцевоморском шельфе, а также появлением новых маршрутов транспортировки нефти и газа возникают качественно новые проблемы обеспечения экологической безопасности. Для Баренцева и Белого морей необходимо оценить степень воздействия морских добычных комплексов, подводных трубопроводов, танкерных перевозок и нефтяных терминалов на промысловые экосистемы и состояние охраняемых биологических видов. Необходимо выполнить оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) отдельных крупных проектов, таких, как комплекс газодобычи на Штокмановском месторождении и нефтепровод Западная Сибирь - Мурманск. В более широкой постановке задача состоит в проведении стратегической экологической оценки Баренцева моря (в более дальней перспективе - Баренцево-Карского региона) в интересах гармонизации ведущих отраслей морского хозяйства - рыбной и нефтегазовой, а также с учетом других составляющих морской деятельности (оборонных, транспортных, природоохранных).

Создание и поддержание на базе минерально-сырьевых ресурсов

Мурманской области национального резерва

стратегических материалов

Сложившаяся в советское время структура кооперации научных и производственных организаций, обеспечивавшая потребности промышленного комплекса СССР стратегическими материалами, в настоящее время непригодна для управления технологической цепочкой производства стратегических металлов и изделий из них. Как известно, в США резервный фонд стратегических материалов существует уже 40 лет и в нем в середине 90-х годов было аккумулировано 107 видов материалов на сумму более 19 миллиардов долларов. России вряд ли по силам создать такой страховой резерв в период до 2015 года, однако сформировать федеральную целевую программу (ФЦП) создания резерва стратегических материалов необходимо. ФЦП должна включать следующие задания:

анализ МСБ страны с целью отбора "критической" группы месторождений стратегических металлов, минерально-сырьевая база которых в период до 2010 года может служить наиболее дешевым источником рудных концентратов для ОПК РФ;

создание серии надежно укрытых подземных хранилищ для долговременного складирования добытого и частично обработанного минерального сырья и спецматериалов (полуфабрикатов, заготовок) стратегического предназначения - "активный госрезерв";

создание научно-технологических корпораций по производству стратегических материалов для ОПК и госрезерва РФ. Такие корпорации должны интегрировать в единый производственный комплекс горно-обогатительные предприятия, химико-металлургические производства и научно-исследовательские организации, выполняющие на федеральные средства и под государственным контролем заказы на поставку в госрезерв стратегических материалов заданной номенклатуры и качества.

Обеспечение радиационной безопасности Арктики

Актуальность направления обусловлена аномально высокой концентрацией в Мурманской области ядерных энергетических установок (267 судовых ЯЭУ, 4 реактора ВВЭР) и боеприпасов, а также наличием в регионе соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей ремонт судов с ядерными установками (5 заводов Российского агентства по судостроению и ВМФ МО РФ) и оборудования Кольской АЭС (ОАО "Севатомремонт"), а также хранение и транспортировку радиационно опасных материалов. Безопасная работа всего этого огромного ядерно-технологического комплекса является важнейшим условием стабильного развития Баренц-региона и поддержания в нем благоприятного политического климата.

Представляется целесообразным и необходимым включить в перечень важнейших научно-технических задач федерального значения на период до 2015 года следующие задания:

исследование процессов распространения загрязняющих радионуклидов в объектах природной среды (включая моря Западной Арктики) и разработка алгоритмов выбора оптимальных решений и контрмер по защите населения и окружающей среды в северных широтах;

разработка научной основы и правовой базы для регионального нормирования выбросов от радиационных источников, загрязняющих природную среду Баренц-региона;

создание современной информационной системы для сбора, накопления и анализа данных о радиационном воздействии на окружающую среду и население региона;

разработка методов переработки, кондиционирования и транспортировки радиоактивных отходов;

разработка новых технологий дезактивации, иммобилизации радиоактивных веществ и проведения реабилитационных мероприятий на аварийных хранилищах РАО и ОЯТ;

разработка технологий изоляции и захоронения радиоактивных отходов ядерно-технологического комплекса Северо-Запада России в геологических формациях Баренц-региона.

Развитие новых технологий для обеспечения коммуникационных

и радио-навигационных систем в высоких широтах

Геофизическая среда северных регионов, особенно в пределах циркумполярного аврорального пояса (67 - 77° с.ш.), существенно отличается от остальной части земного шара, что обусловлено конфигурацией земного магнитного поля и проникновением в верхнюю атмосферу плазмы солнечного ветра, с которым связаны магнитные бури, полярные сияния и другие ионосферные и атмосферные возмущения, затрудняющие радиосвязь и радионавигацию в высокоширотных районах. Вместе с тем ряд особенностей геофизической среды Севера позволяют управлять ее параметрами в определенных пределах, что открывает перспективу для развития принципиально новых коммуникационных технологий.

Оптимизация эксплуатации морских биоресурсов,

развитие аквакультуры

На протяжении многих десятилетий рыбный промысел на Баренцевом и Белом морях развивался по экстенсивному пути, что привело к снижению численности и качественного состава основных промысловых популяций, нежелательным изменениям на всех уровнях морских экосистем, неэффективному использованию биоресурсов. В настоящее время, благодаря жестким мерам регулирования и контроля, объемы уловов стабилизировались на уровне в 2 - 3 раза ниже, чем в 1970-е - 80-е годы. При этом не получили развития попытки создания аквакультуры (искусственное разведение ценных видов рыб, товарного лососеводства и др.). Многие нетрадиционные биоресурсы (водоросли, донные беспозвоночные) остаются практически неосвоенными. Необходимо всестороннее изучение наиболее массового вида-вселенца в Баренцевом море - камчатского краба как с точки зрения его промысловой ценности, так и с позиций его воздействия на существующую морскую экосистему.

Самостоятельным научным направлением должно стать обоснование возрождения прибрежного рыбного промысла как части более общей задачи - разработки системы комплексного управления прибрежной зоной Мурманской области, что предполагает совместную разработку технико-экономических, правовых и природоохранных мероприятий.

Научное обеспечение морского рыболовства как ведущей отрасли народного хозяйства области должно включать:

проведение комплексного экологического мониторинга морских акваторий и прибрежных зон;

оценки и прогнозы состояния морских экосистем с учетом влияния естественных (климатических) и антропогенных факторов;

разработку и внедрение конкурентоспособных биотехнологий и рекомендаций по оптимальному использованию морских биоресурсов;

междисциплинарные исследования эколого-экономической системы прибрежной зоны в целях улучшения экологической, демографической и социально-экономической ситуации.

Развитие биотехнологий и методов предотвращения негативного

воздействия промышленного комплекса на морские

экосистемы Баренц-региона

В начале XXI века, как ожидается, начнется крупномасштабное промышленное освоение минерально-сырьевых, топливно-энергетических и биологических ресурсов арктического шельфа России, что приведет к резкому росту объемов сложных инженерно-технических работ в подводном пространстве. Планируется увеличение интенсивности грузоперевозок по Северному морскому пути, интенсифицируется прокладка на дне арктических морей трубопроводов и кабелей связи. Все это предопределяет необходимость широкого вовлечения в практику биотехнических систем, включающих в качестве биологического звена морских млекопитающих, опережающее развитие методов и технологий предотвращения экологического ущерба арктическим системам в зонах возрастающего техногенного стресса.

Для повышения экологической безопасности освоения арктического шельфа необходимо в число приоритетных направлений развития науки, техники и технологий до 2015 года включить задания по разработке методов прогнозирования опасных явлений и чрезвычайных ситуаций при крупномасштабной отработке месторождений полезных ископаемых в Арктических морях с использованием численного моделирования и информационных технологий. В приоритетные задачи моделирования целесообразно включить разработку цифровых моделей вариации динамики массопереноса, температурного и гидрологического режима в морях Западной Арктики под влиянием техногенного загрязнения акватории. Необходимо также продолжить совершенствование методологии и процедуры ОВОС морских нефтегазовых месторождений. В настоящее время она базируется, в значительной мере, на эмпирическом опыте разработки ОВОС для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море и проведения поисково-оценочных работ на нефть в Печорском море. Следует, вероятно, провести оптимизацию технологии на основе методов имитационного моделирования и экспертного анализа крупных геосистем (среда-биота-человек).

Информатизация Мурманской области

Согласно установившейся в мировой практике общей концепции устойчивого развития в региональной социально-экономической системе присутствуют следующие составляющие: население, экономика, экология, управление, инфраструктура (медицина, образование, транспорт и т.д.), земельные ресурсы. Каждая из указанных подсистем обладает специфическими информационными потребностями. Именно удовлетворение данных потребностей с целью наиболее эффективного функционирования подсистем в русле устойчивого развития региональной социально-экономической системы должно определять основные направления информатизации региона. Приоритетные направления развития информатизации Мурманской области включают:

формирование, ведение и использование территориальных, отраслевых и межотраслевых (агрегированных) баз данных, предметной документированной информации об объектах и субъектах области с обязательной территориальной привязкой. При этом предъявляются такие требования к используемым информационным технологиям, как унификация и стандартизация форматов представления всех видов данных и способов обработки в информационных системах;

создание единой системы электронного документооборота и делопроизводства;

создание единой телекоммуникационной среды, обеспечивающей согласованное информационное взаимодействие органов управления, предприятий и организаций;

совершенствование механизма защиты информационных ресурсов и технологий от природных, техногенных и криминальных угроз, предотвращение возможности нарушения установленного порядка обработки и использования информации;

создание единой системы автоматизированного учета населения области для обеспечения Правительства области и других потребителей полной и актуальной социально-демографической информацией;

сокращение необоснованных затрат при разработке, внедрении, использовании информационных средств, систем, продуктов и ресурсов.

Роль антропогенных и естественных гелиогеофизических факторов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 24 марта 2010 г n 472-пп о региональной программе по энергосбережению и повышению

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот24 марта 2010 г. N 472-ПП ... │городская местность │процентов │ │ 55,8│ 56,5│ 54,5│ 52,3│ │ │сельская местность │ ... В 2005 - ... законы от 7 февраля 1992 ... примет система научно-технического и информационного ... и стратегийразвития отраслей ...
  2. Постановление от 24 марта 2010 г n 472-пп о региональной программе по энергосбережению и повышению (2)

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот24 марта 2010 г. N 472-ПП ... │городская местность │процентов │ │ 55,8│ 56,5│ 54,5│ 52,3│ │ │сельская местность │ ... В 2005 - ... законы от 7 февраля 1992 ... примет система научно-технического и информационного ... и стратегийразвития отраслей ...
  3. Правительство москвы постановление от 17 февраля 2009 г n 115-пп о годе равных возможностей в городе москве и стратегии

    Документ
    ... 1 к постановлению Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 115-ППСТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ... ,0│Средства, предусмотренные │ │ │материально-технической базы│ │ │ │ │в бюджете города Москвы │ │ │и развитие Территориального │ │ │ │ │префектурам ...
  4. Правительство москвы постановление от 24 июня 2008 г n 530-пп о дальнейшем развитии инфраструктуры технического

    Документ
    ... ПОСТАНОВЛЕНИЕот24 июня 2008 г. N 530-ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ... стратегиитехнического ... │ООО │Научно-технический центр│ ... постановлениюот 04.10.2005 N 769-ПП ...
  5. Правительство москвы постановление от 2 февраля 2011 г n 25-пп о мерах по завершению реализации инвестиционных контрактов

    Документ
    ... ПП, от 9 февраля 2010 г. N 103-ПП, от 3 августа 2010 г. N 661-ПП, от 10 августа 2010 г. N 677-ПП, от24 ... │ │ │ │научно-технической библиотеки │ │ ... от 11.14.11.2005 Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 25-ПП ... Стратегия" ...

Другие похожие документы..