textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


4.2.1.Модуль концептуализации.

Цель: ценностно-смысловое согласование стратегических позиций участников преобразования среды.

Задачи:

  • выработка рабочего тезауруса

  • организация информационного массива о состоянии воспитательной среды на единой методологической основе,

  • конкретизация целей, выбор стратегии преобразования воспитательного качества среды

Шаг 1.Формирование единого понятийного контекста. Общность условий среды, в которой длительное время пребывают люди, определяет возможность интеграции их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, отношений, стратегий действия. В рамках модуля предстоит определить, существуют ли на настоящий момент у образовательного учреждения механизмы такого единения? Если да, их нужно будет актуализировать. Если нет – привнести в среду, создать «искусственным» путём.

Чтобы понимать друг друга, потенциальные участники преобразования среды должны заговорить на одном языке, сформироватьсвой рабочий словарь.Для этого необходимо отобратьключевые категория и понятия, описывающие процесс средообразования, для их последующего смыслового прояснения. Скажем, если есть потребность сделать среду комфортной, необходимо «договориться», что понимается под комфортом? Если для характеристик среды используется метафоризация (школа здоровья, школа успеха, тёплый дом, уютный дом, красивая школа, эффективная школа), необходимо понять, что такое уют, теплота, красота, эффективность применительно к среде конкретного образовательного учреждения. Если речь пойдёт о гуманитаризации образовательного процесса (гуманитарная гимназия, гуманитарный университет), нужно чётко представлять, что такое гуманитарность как качество, которое обязательно должно «прочитываться» на уровне среды. Продуктом работы на этом этапе становится рабочий тезаурус участника изменений среды.

Шаг 2.Интеграция требований участников образовательного процесса к среде обучения и воспитания как ценностно-значимому компоненту жизни. На этом этапе работы идёт согласование исходных стратегических позиций: воспитательной миссии учреждения, системы педагогических ценностей, целей воспитания. Ценностные устремления (в том числе, в области воспитания), как правило, находят выражение в социально-педагогической миссии учреждения.31

Например, на сайте Павловской гимназии (Московская область)32 говорится, что педагоги хотят создать детям условия  для получения знаний и умений, необходимых в многогранной жизни современного мира. Родителям учителя хотят помочь любоваться своими детьми, участвовать в их развитии, гордиться их успехами в учебе и жизни. В этой миссии заложена связь педагогических результатов с контекстом жизни учащихся, с отношениями внутри семьи. Здесь сквозит стремление расширить и обогатить воспитательный потенциал гимназической среды за счёт приближения к «масштабам детского бытия» и привлечения в неё родителей.

Представление о коллективных ценностях ОУ может быть выражено через комплекс идей.

Например, Ю.В. Завельский формулируетведущие педагогические идеи, которыми призван руководствоваться в работе его коллектив, следующим образом.

  • Идея гуманизации и гуманитаризации образования в гимназии, ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.

  • Идея гармоничного, всестороннего образования, дающая возможность человеку понять мир как единое целое во всем его многообразии и противоречивости.

  • Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.

  • Идея вариативности и свободы выбора каждым учеником рода занятий, содержания и организационных форм образования.

  • Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас, педагогов, и наших воспитанников.

  • Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Базовые характеристики среды могут быть заданы на уровне кредо. Скажем, если гимназическое кредо гласит«Мы слушаем и слышим, смотрим и видим, мы говорим и готовы к взаимодействию», значит, речь идёт о среде, отличающейся высокой коммуникативной культурой. Представление о среде может быть задано метафорически на уровне сравнения или образа. Скажем, «среда, в которой есть место каждому ребёнку». Среда как клубное сообщество. «Безбарьерная среда» (позволяющая легко адаптироваться учащимся с физическими проблемами).Образ может выражаться в стихотворной форме: «Были школой среднею – Выросли в гимназию. Сложим по кирпичику Гордый храм наук».

В ходе согласования позиций идёт отбор «нужных» учреждению и социально востребованных характеристик среды, согласующихся с его миссией и педагогическими целями. Такие характеристики могут иметь разную природу.

  • Парадигмальную: образовательные учреждения религиозного, гуманитарного, научно-технического типа;

  • Социально-образовательную: соответствие нормативным требованиям лицензирования, аккредитации для определённого типа учреждений,

  • Культурную: культурно-исторический аналог (гимназия, лицей, академия), «авторская» или корпоративная культура,

  • Имиджевую: позиционирование в окружающей среде воспитательных возможностей школьной (вузовской) среды и др.

Например, по мнению школ Петербурга, участников проекта «Общественное признание», в ходе преобразования школьная среда, «развивающая и развивающаяся, способствующая творческой самореализации», должна стать:

  1. комфортной в физическом и психологическом отношении.

  2. информационно насыщенной конкретными сведениями (например, о правах и обязанностях участников образовательного процесса, традициях, государственной символике и пр.).

  3. стимулирующей к сотрудничеству на уроке и вне урока.

  4. вовлекающей детей во внеурочную деятельность.

  5. культивирующей успех, признание достижений учащихся и педагогов,

  6. противостоящей увеличению доли проблемных учащихся (трудных, больных), а также неопытных, молодых (или наоборот, очень пожилых) учителей

  7. позволяющей педагогам активно взаимодействовать с родителями, более открытой (в т.ч., через сетевое взаимодействие).

  8. привлекательной в имиджевом отношении для жителей микрорайона.33

Итогом работы на этом этапе становится система прогностических требований к качеству среды, связанная по смыслу с воспитательной миссией учреждения и кругом педагогических ценностей коллектива. Таким образом,у потенциальных участников средовых преобразований появляется способность говорить на общем языке и действовать в русле коллективно выработанных ценностей.Дальнейшая конкретизация позиций пойдёт по линии перевода коллективного представления о характеристиках и свойствах средына уровень постановки целей её обновления.

Шаг 3. Целеполагание. Далее проводится оценка соответствия имеющихся структурных компонентов среды, их функциональных характеристик актуальным задачам воспитания и перспективам развития воспитательной системы. Эта оценка основана на мотивированном ответе на вопрос, что устраивает в данный момент педагогический коллектив «в устройстве» среды, а что нет. Актуальное состояние среды в сопоставлении с её прогностическим образом позволяют определить «разность воспитательных потенциалов» (какова среда сейчас и какой может стать в будущем), то есть наметить диапазон, основные (стратегические) линии и цели средовых преобразований. Цели могут реализовываться во времени параллельно или иметь «ветвящийся характер» (дерево целей).

После этого следует выбор стратегии и тактики средовых изменений, а также подходов, которые будут использоваться в совместной работе.

Стратегия- общий, недетализированный план деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной (неопределённой) цели, являющейся на данный момент главной и в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия.

Тактика- совокупность приёмов и способов достижения стратегической цели.

Подход - последовательное применение единого методологического основания в качестве приоритетного при решении научно-практических задач.

Под стратегией в данном контексте понимается общая линия изменений, которой будет следовать учреждение для увеличения воспитательного потенциала среды. Она обусловлена воспитательной миссией учреждения и коллективной системой ценностей. Например, в преобразовательных действиях может быть использована стратегия гуманитаризации среды. Преобразование воспитывающей среды стратегически может предполагать уменьшение в среде стихийных процессов за счет организованных, усовершенствованных и сведенных в систему организационных влияний или же наоборот, сохранение зон неупорядоченности, «включение неорганизованной среды в качестве составляющего компонента в систему окружающей среды» (Л.И. Новикова).

Стратегия выбирается так, чтобы при достижении поставленной цели обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов. Во многом этот выбор обусловлен точкой развития, в которой находится образовательное учреждение. Стоится ли воспитательная работа «от нуля», поскольку учреждение только начинает своё существование. Или образовательная система находится в стадии становления и воспитательные функции здесь пока не являются приоритетными. Идёт ли речь о сложившейся системе воспитательной работы. Предстоит ли смена статуса учреждения, а значит, его воспитательного качества и пр.

Стратегия изменения воспитательного качества среды реализуется через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель». В тактическом отношении можно говорить о снижении раздражающих факторов, присутствующих в среде, если их слишком много. Об «ударном» наращивании позитивных средовых изменений по какому-то одному направлению. О локальной проектной работе внутри существующей среды (если затруднительно что-то в ней глобально изменять или на это требуется слишком много времени, или нет достаточного количества заинтересованных лиц).

В рамках выбора стратегии продумывается вопрос сохранения устоявшихся (от понятия устои) характеристик среды, способствующих получению позитивных результатов как источника традиций. Намечаются формы внешней связи, способствующие открытию воспитательной среды вовне или её сравнительную замкнутость. При этом может быть выбрана тактика:

  1. поддержания самобытности внутренней среды воспитания с учётом реалий внешнего мира и социальной миссии ОУ (средовой баланс),

  2. защиты своей воспитательной системы от внешних негативных влияний среды («тепличный» вариант воспитания),

  3. целенаправленной трансляции образа учреждения и его учащихся вовне, предполагающей символизм, ритуальность поведения во внешней среде (активное имиджирование),

  4. последовательного расширения социально-педагогического влияния на окружающую среду (культурная экспансия).

Основным стратегическим ориентиром в разработке перспектив выступают смысловые доминанты работы ОУ, например: сбережение здоровья, демократизация отношений, подготовка чемпионов, воспитание элиты и пр. В любом случае, характер миссии и системы педагогических ценностей, которые исповедует коллектив, определяют генеральные направления преобразования среды, влияющие на изменение её воспитательного потенциала.

Примеры. Основными понятиямиконцепции«Школы «Экополис»(г.Кострома)34

являются: «Экология детства» (самоограничение Взрослого для счастья Ребенка), «Полис» (особая форма общественного самоуправления), «Социально-педагогический Эко-полис» (демократическое сообщество, в котором педагоги для детей создают мир, огражденный от принуждения, унижения).

При построении модели «Школа «Экополис» теоретическими основаниями стали работы Е.А.Ямбурга, раскрывающие систему адаптивной школы, где данный тип образовательного учреждения «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». Как адаптивная школа «Школа «Экополис» предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Главной целью является социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся, содействие интеграции общественного целого, профилактика нетерпимости, дискриминации. Исходной посылкой является положение: «Можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий».

«Школа «Экополис» разноуровневая и многопрофильная, предполагающая реализацию различных образовательных программ (от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических). Учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

«Школа «Экополис» призвана помочь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию развития. Необходимо отчетливо осознавать, что нет ни возможности, ни нужды всех без исключения учащихся приводить к одинаковым результатам. Сохранение личности воспитанника в весьма непростых, подчас драматических обстоятельствах жизни—центральная задача «Школы «Экополис» и тех, кто в ней работает.

Педагогический коллектив Яснополянского детского домастремится к формированию подлинно духовной атмосферы, о которой мечтал Л.Н. Толстой. Ценностно-ориентированное ядро воспитательной системы, которая там создаётся, связано с понятиями: «Жизнь, Человек, Духовность, Свобода, Любовь, Истина, Вера, Красота, Добро, Самосовершенствование». Ключевые понятия моделируемой воспитательной системы «гуманизм, духовность, смысл жизни, личность, культура чувства, самостоятельность, психолого-педагогическая поддержка, гуманно-личностный подход».35

В.А. Караковский и Д.В. Григорьев (г. Москва) в рамках концепции Школы практического гуманизма36 говорят о необходимости создания«открытой образовательной среды, стимулирующей и поддерживающей мировоззренческое и социокультурное самоопределение школьников, родителей и педагогов в ценностях практического гуманизма». Открытость среды как базовая характеристика, в данном случае, предполагает институциональную включенность школы в формирование гражданского общества столицы. Направления «преобразования пространства социального действия и ответственной заботы школьников» связаны с созданием среды, «где возможно совершать социальные действия и проявлять заботу, отвечая за кого-то и за себя».

Многомерность (В.А. Караковский) воспитательной практики и уровень развития современной теории воспитания позволяют в деятельности по преобразованию среды обращаться к разным подходам. См. Приложение I, задание 17.При выборе того или иного подхода, необходимо представлять: систему идей и принципов, лежащих в его основе; категориально-понятийный аппарат, образующий особый контекст описания пространства воспитания; методическую или технологическую систему, характерную именно для этого подхода. Они не должны вступать в противоречие с ранее уточнёнными миссией, целями и стратегией воспитательной работы.

Процедуры: В рамках реализации модуля продуктивны любые формы поиска и заинтересованного обсуждения стратегических направлений увеличения воспитательного потенциала среды, основой для которого служат имеющиеся аналитические и диагностические данные (мозговой штурм, баскет-метод, метод Делфи, работа фокус-групп). Могут также использоваться приёмы визуализации (образа среды) имитационное моделирование (проигрывание ситуаций жизни в новой среде), теоретическое моделирование (структуры среды) и конструирование (объёмного показателя воспитательного качества среды). См. Приложение II, раздел 2.

Продукты модуля концептуализации

  1. рабочий тезаурус участников средообразующей деятельности

  2. система согласованных требований к качеству воспитывающей среды

  3. стратегия средовых преобразований

  4. объёмный показатель для оценки качества среды

  5. цели совместной средообразующей деятельности

4.2.2.Модуль построения перспективы.

Цель действий: подготовка стратегического документа (плана, программы, проекта), регламентирующего работу по изменению воспитательного качества среды.

Задачи:

  • составление плана (программы, проекта) изменений

  • разработка системы критериев и показателей изменения воспитательного качества среды.

  • экспертиза замысла преобразования среды.

Шаг 1.Составление плана изменений. В ходе разработки документа по планированию конкретизируются задачи совместных действий по изменению среды в соответствии с заданными стратегическими приоритетами и целями (предметное оснащение, информационное насыщение, изменение климата и др.). Проектируется формат преобразований среды на уровне конкретизации их параметров. Такими параметрами являются масштаб, направление, скорость и интенсивность изменений.  

Масштаб показывает, будет ли изменение локальным, частичным или охватывающим воспитательную среду учреждения в целом. Направление задаёт вектор изменений (в сторону увеличения/уменьшения определённых свойств).  Скорость определяет, насколько быстро или медленно следует проводить изменения. Интенсивность(степень проявления) характеризует силу факторов (преобразующих влияний), вызывающих планируемые изменения.

  Далее конкретизируется потенциальный вклад каждой из целевых групп (учащиеся, педагоги, родители и др.) в преобразование среды. Что способна привнести в среду каждая из категорий участников воспитательного процесса. Какое поле для действий ей будет отведено. Каких результатов можно добиться. Для каждой группы носителей изменений распределяются во времени пошаговые усилия. Каждый шаг соотносится со смыслом преобразований среды, которые планируется произвести в целом. Зачем производится изменение, что в плане увеличения воспитательного потенциала оно может дать. По каждому шагу прогнозируются воспитательные последствия и риски.

Ниже приведены выдержки из материалов педагогического совета СОШ «Надежда» «Воспитательная система класса как педагогическое явление». 37 Цель воспитательной работы этой школы - создание условий, способствующих коррекции и развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подходов во внеурочной деятельности. В соответствии с этим решение задач воспитательной работы включает:

  • Направление воспитательного процесса на развитие личности, на сохранение психического и социального благополучия учащихся.

  • Формирование навыков социального поведения через изучение и отработку наиболее эффективных моделей коррекционно-развивающего пространства.

  • Создание благоприятных психолого-педагогических условий развития ребёнка, ситуации защищенности, эмоционального комфорта.

  • Совершенствование трудовых навыков учащихся как основа успешности их дальнейшего самоопределения.

При решении выдвинутых задач особое внимание уделено классной среде. «Каждый класс имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются ин­дивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительст­ва» класса является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и фор­мирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного ру­ководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в «родном» кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного про­странства класса. Важна и эмоционально-психологическая среда между одноклассниками».

Поскольку стратегический план это «живой» документ, подлежащий корректировке в ответна изменения, происходящие в среде принятия решений, его реализация должна сопровождаться систематической обратной связью, формы которой желательно предусмотреть по каждому шагу.

Шаг 2.Выработка критериев и показателей изменений воспитательного качества среды. Для контроля над качеством средовых изменений разрабатывается рабочий инструментарий, система критериев и показателей (индикаторов) изменений по параметрам, определяющим воспитательный потенциал среды.

Параметр - (от др.-греч. παραμετρέω «соразмеряю») Относительно постоянное свойство, величина, признак, характеризующие моделируемую систему,элемент системы или процесс, указывающее на их отличие от других. Параметры могут быть количественными и качественными.

Критерий - (от греч. kritērion - средство для суждения), существенный признак для определения или классификации чего-либо; мерило суждения, оценки.

Показатель – признак, по которому можно объективно судить о ходе какого-либо процесса (проявленная характеристика, свойство).

Индикатор – знак, сигнал, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта в форме, удобной и доступной для непосредственного восприятия.

Приведём в качестве примера некоторые из возможных критериев и показателей оценки. Оценка среды по критерию «Содержательность»предполагает рассмотрение некой территории, помещения как культурно-информационного источника. Показателем в этом случае служит соответствие поступающей из среды информации миссии и смыслам, заложенным в воспитательную работу ОУ. Речь может идти о нейтральности, насыщенности, сбалансированности, перегрузке информацией. В данном случае для измерения может быть использован «индекс разнообразия среды». 38

Критерием оценки среды может стать «Комфортность».Один из признаков комфортности - функциональность, выраженная в приспособленности пространства к выполнению определённых действий (рабочих учебных, игровых, спортивных), в возможности функционально-целевой подвижности помещения через смену конфигурации, оформления и пр. При этом учитывается, что физиологический и психологический комфорт способствует поддержанию позитивного настроения, служит благоприятным фоном для проявления положительных личностных реакций. Критерием оценки может выступить «качество сенсорного опыта», предоставляемого средой. Показателями, в данном случае, служат полнота, валеологичность зрительных, слуховых, сенсорных ощущений. Оценка по критерию «Современность»важна там, где среда призвана отвечать духу времени по своим техническим параметрам и дизайнерским решениям.

В качестве критерия может быть выбрано такое свойство среды, как «интерактивность», т.е. возможность свободного взаимодействия присутствующих с её «наполнением», способность среды модифицироваться в ответ на текущий запрос. Например, естественная среда, наполненная предметами, которыми дети (подростки) могут творчески манипулировать в системе обучения Монтессори и вальдорфских школах. Наличие в оформлении помещения съёмных элементов, на которых можно оставить свою информацию, поместив её в общую композицию.Одним из признаков интерактивности среды становится её диагностичность.Так возможность свободного спонтанного выбора предмета и занятия в насыщенной и разнообразной по содержательному наполнению среде позволяет судить о детских интересах, установках, потребностях, культурном опыте.

Шаг 3.Предварительная экспертиза замысла преобразования. Важным критерием при оценке стратегического плана (проекта, программы) является возможность его реализации. Успешное стратегическое планирование предполагает принятие решений, которые эффективны и результативны. Результативность означает, что действие привело к запланированному конечному результату, например, изменение среды помогло улучшить условия воспитания. Эффективность предполагает получение результата с наименьшими затратами ресурсов и времени. Так очень хорошая программа благоустройства среды можно оказаться результативной, не будучи эффективной, поскольку реализована с превышением лимитов затрат и позднее назначенного срока. Экспертиза замысла осуществляется вариативными путями.

а) Оценку имеющегося потенциала изменений и прогнозирование его развития удобно проводить с помощью Матрицы ресурсов. Объектом анализа и оценки в данном случае становятся имеющиеся в ОУ источники и ресурсы изменения средыс точки зрения возможности и эффективности их использования для увеличения воспитательного потенциала. См. Приложение II..

    б) Оценить целесообразность предстоящих средообразующих действий можно на основе индивидуальной и(ли) групповой рефлексии. Для этого в ходе принятия решений о преобразовании среды его участникам целесообразно задать себе следующие вопросы и честно, обоснованно ответить:

  • Является ли потребность в изменении воспитательного потенциала среды коллективной (корпоративной) реакцией на наиболее значимые для ОУ возможности или угрозы?

  • Будут ли намеченные средовые изменения способствовать лучшему выполнению воспитательной миссии организации?

  • Откроют ли преобразования среды дополнительные возможности для достижения заданных целей и задач воспитания?

  • Краткосрочным или долгосрочным будет влияние средовых изменений?

  • Имеет ли ОУ достаточно ресурсов для реализации желаемых изменений воспитательной среды?

  • На какие стороны жизнедеятельности ОУ, помимо воспитательной, преобразование среды повлияет позитивно (например, на результаты обучения или имидж), и какие при этом возможны побочные эффекты?

  • Не нарушат ли предполагаемые средовые изменения логику становления сложившейся системы воспитательной работы, её традиции?

  • Что произойдет, если изменения среды не производить вообще, (каковы будут воспитательные последствия бездействия)?

Правдивые ответы на серию подобных вопросов позволят обозначить возможные риски задуманных средообразующих действий и откорректировать программу (план) изменений.

в) Предположения о приоритетах и целесообразности предлагаемых программ и проектов могут быть проверены путем проигрывания в имитационном режиме сценариев перспектив воспитания в новой среде. Подобные сценарии могут описывать наилучший или худший вариант будущего, а также смешанный вариант со всеми преимуществами и рисками. При этом важно задать ролевые позиции, учитывающие интересы всех категорий участников образовательной системы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Міністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей

    Документ
    ... у детей с особыми потребностями. ЛИТЕРАТУРА 1. Колесникова И. А. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения / И. А. Колесникова. – СПб. : РГПУ ...
  2. Учебные издания

    Учебники
    ... , Л.В. Детская общественная организация – специфическая воспитательная система: учеб. пособие / Л.В. Алиева ... М.: Юрайт, 2010. – 26,36 п.л. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения: науч.-пед. пособие ...
  3. Им ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Материалы III заочной Международной научно-практической конференции Омск 2009

    Документ
    ... старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения ... безопасности экспериментальных преобразований учебно-воспитательного процесса ставит ... 1993.- 415с. 17. Юцявичене П. Теория и практикамодульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. ...
  4. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... в учебно-воспитательном процессе, рассмотренные ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования социальной ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. ...
  5. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... в учебно-воспитательном процессе; - ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования окружающей ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе ...

Другие похожие документы..