textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Педагогический анализ культуро-порождающих свойств среды

Воспитательное влияние среды образовательного учреждения приоритетно обусловлено рамками культуры, которую оно порождает как совокупный субъект жизнедеятельности. При этом наслоение каждодневных типовых впечатлений формирует определённые поведенческие стереотипы и привычки, накладывая на людей всех возрастов определённый отпечаток. Поэтому чрезвычайно важно задуматься, источником каких воспитательных влияний в целом служит среда учреждения? Какие личностные свойства и проявления она подспудно формирует у учащихся и педагогов. Отвечает ли тип культуры, заявленный в названии учреждения и его целях, действительному состоянию среды. Иными словами, что в среде гимназии гимназического, что в среде гуманитарного вуза гуманитарного. Чем примечательна среда Школы ЮНЕСКО и пр.

В рамках модуля предстоит на разных уровнях проанализировать:

а) Уровень обыденной культуры, который ежедневно прививает среда:умениездороваться, уважительное отношение к старшим, младшим, более слабым, соблюдать правила гигиены, поддерживать чистоту вокруг себя, не употреблять ненормативной лексики или нечто иное.

Из профессиональных наблюдений. Отсутствие в школьных столовых нормальных приборов, скатертей, салфеток, недостаток у учащихся времени для спокойной еды на перемене, продажа «фаст-фуда» – всё это не только препятствует воспитанию эстетики приёма пищи, но и перечёркивает усилия семьи, предпринимаемые в данном направлении. Известно немало примеров, когда после нескольких дней пребывания в детском саду или обучения в первом классе ребёнок из нормальной семьи к ужасу родителей начинал класть локти на стол, хватать еду руками из тарелки, глотать огромные куски не прожёвывая, есть ложкой котлету и пр.

Разрешение носить в образовательном учреждении в качестве сменной обуви домашние или пляжные тапочки с ранних лет прививает небрежение к своей персоне в обстоятельствах публичности, которое потом автоматически переносится на пренебрежительное отношение к реакции на себя окружающих людей. В итоге на уровне социума встречается: с одной стороны – строгое соблюдение дресс-кода в местах престижной работы и элитного досуга, с другой – присутствие полуодетые молодых людей в общественном транспорте и на улице.

Если в воспитательном плане названные проблемы не представляются ценностно-значимыми для образовательного учреждения, нужно открыто признать: здесь воспитатели не слишком заботятся о вкусе подопечных, об их стремлении выглядеть эстетически уместно и привлекательно, уважать определённые традиции. Они оставляют наедине с этими проблемами не только своих воспитанников, но, вероятнее всего, и их будущих детей.

б) Уровень корпоративной (коллективной) культуры.27Важно понимать, какой вклад вносит среда в формирование облика учеников (выпускников) школы (вуза), кардинально отличающего их от других (помимо уровня и профиля знаний). Воспитывает ли чувство причастности к жизни учреждения? Возникает ли у воспитанников в среде своей школы (вуза) «мы-ощущение»? Какие условия созданы для того, чтобы это состоялось. Есть ли у образовательного учреждения внешние атрибуты: эмблема, флаг, слоган, гимн, форма. Какой общий внутренний настрой ощущают дети и взрослые: «Каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог» или «Все против всех»?

Из учительской реплики на ИНТЕРНЕТ-СЕМИНАРЕ «Воспитывающая среда и воспитательное пространство моей школы». Воспитывающая среда складывается из множества мелочей: чистые стены, занавески на окнах, цветы с живыми растениями, слово "здравствуйте" при входе в школу и в коридорах (причем вне зависимости кто первым сказал). Я, например, когда "бегу" по коридору то автоматически раздаю приветствия направо и налево и учителям и ученикам своим ли, чужим ли. И что показательно, в другой раз, когда я погружусь в свои мысли и случайно пройду мимо "чужого" ученика, он мне напоминаем о себе сам. - "Здравствуйте" (причем возможно это уже идет 5-й урок и с утра мы с ним уже здоровались)… 28

Стоит заметить, что отсутствие своей территории в некоторых НОУ, арендующих случайные помещения, может быть расценено как отсутствие культурных корней и средовых предпосылок их появления.

в) Уровень национальной и региональной культуры. Необходимо проанализировать,как в среде образовательного учреждения представлены особенности региона, города, посёлка, где оно расположено. Содержит ли воспитательная среда приметы национальной (религиозной) принадлежности детей и взрослых. Если да, то не возникает ли противоречий и рисков на уровне межкультурной коммуникации.

г) Уровень формирования специфической личностной культуры (информационной, эстетической, физической, умственной, трудовой и пр.). Создана ли в средеконцентрация возможностей для воспитания личностных проявлений, обусловленных определёнными видами деятельности, приоритетными направлениями активности, профилем учреждения. В этом смысле, кадетский корпус, женская гимназия, интернат при университете, спортивная школа должныпредставлять совершенно разную по устройству и духу среду воспитания.

Мониторинг среды. В воспитательном смысле совсем не безразлично, что происходит со средой образовательного учреждения, в какую сторону она на глазах учащихся и преподавателей, при их участии (безучастии) изменяется. Становится ли краше, благоустроеннее, современнее или потихоньку ветшает, накапливая разрушительные следы, оставленные временем и людьми. Отличие мониторинговых исследований в их периодичности и обращённости на одни и те же объекты, предметы, явления, процессы в их динамике. Мониторинг среды включает «отслеживание» конкретных изменений по заданным параметрам во времени (наблюдения за развитием тенденций, частотой событий, динамикой различных видов деятельности и пр.).

Задача мониторинга в том, чтобы получить достаточно данных, позволяющих выявить появление типовых видов изменений (образцов), Например, новый стиль поведения учащихся может включать изменения в манере общения, структуре деятельности, привычках, предпочтениях в выборе мест проведения досуга. Для осуществления мониторинга необходим выбориндикаторов, показывающих направления (позитивные или негативные) и широту (минимальная или разбросанная) воспитательного влияния. Эти индикаторы, как и тенденции в окружающей среде регулярно фиксируются. Определяются критические пороговые значения показателей, достижение которых требует ответа организации. Собирается количественная и качественная информация, и полученные данные оцениваются. Результаты показывают, должны ли, и если должны, то, как и когда миссия организации, цели, задачи и стратегии модифицироваться.

Мониторинговую функцию может выполнять систематический обход и осмотр помещений, который традиционно совершают руководители образовательных учреждений и дежурные преподаватели.

Зарисовка из жизни школьного администратора, сделанная на основе записок директора петербургской школы А.М. Каменского. «Обход школы, конечно, делается ежедневно, но по понедельникам провожу его особенно тщательно. Удобнее осматривать школу во время урока, но я не могу отказать себе в удовольствии прихватить перемену. Ощущаю себя аккумулятором, включенным в розетку. Чувствую, как по мне пробегают быстрыми электрончиками детские «здрасти-здрасти-здрасти, Алексей Михалыч». Ворчит уборщица. В спортивном зале оторвали плинтус под дверями мальчишеской раздевалки. Она нашла в образовавшейся щели сигаретную пачку: «Они же школу спалят!» Правда. Не спалили бы. Спускаюсь в каптерку к рабочему Володе и лично прошу побыстрее зацементировать дыру, заодно договариваемся о халтуре на весенних каникулах: во втором спортзале подбелить потолок. Не забыть бы переговорить с завучем, курирующим физкультуру, по поводу курения. Наверное, физрук Сергей Сергеевич на перемене сидит в своей подсобке и не проверяет раздевалки»…29

В данном случае, последствия спонтанных «сплошных» административных наблюдений носят организационно-управленческий характер: поговорить с кем надо, предпринять некие хозяйственные меры. Если поручить аналогичный обход дежурным ребятам, задав совместно определённые параметры котроля, это стимулирует их внимание к состоянию среды и приобщит их к её сохранению. Тем самым, мониторинг приобретёт воспитательную функцию.

Пример. Традиционно в ноябре силами мониторинговой группы студенческого совета Санкт-Петербургского педагогического колледжа № 4 проводится мониторинг среди первокурсников. Его цель – узнать, как адаптировались студенты в колледже, как сформировались студенческие группы, каково мнение студентов о взаимоотношениях с преподавателями. Первокурсникам предлагалось продолжить два простых предложения: «В колледже мне нравится….» и «Я предлагаю»…

Вот некоторые результаты одного из таких мониторингов.Практически все группы отметили красоту интерьеров. Чистоту, взаимное уважение: студентов и преподавателей, дружескую атмосферу. Студентам пока интересно учиться, потому что много общих дел, которые можно выполнить при участии всех студентов группы. Выяснилось, что больше всего по душе:

      • Атмосфера колледжа, отношение преподавателей

      • Постановка образовательного процесса

      • Комфорт: (диваны, чистота, уют)

      • Общие собрания, интересные внеклассные мероприятия, насыщенные досуговые программы, обилие кружков, занятия физкультурой, музыкой, театром.

      • Вкусная еда и приемлемые цены в столовой

Вместе с тем, у студентов с самого начала пребывания в колледже возникли предложения по организации учебного процесса, регламенту работы библиотеки и столовой, хозяйственному обеспечению.

На аналогичные вопросы студенты 3 курса в рамках мониторинга дали более полные и развёрнутые ответы. Вот некоторые из них: Нравится, что дают шанс закончить колледж даже безнадёжным, уважительное отношение преподавателей, уклад жизни, газета колледжа, студсовет и СНО, участие в Ассоциации ССУЗов и слётах, 1 корпус, где весело и живо... Предлагают: строже быть к тем, кто не учится. Студентам, посещающим занятия постоянно, ставить экзаменационные оценки автоматом, подарить на выпускной значки, уделить внимание развитию мужских спортивных команд, в столовой продавать пельмени, заранее предупреждать об изменении расписания студентов, занимающихся во 2 корпусе, увеличить часы на специальные предметы, принимать в колледж чисто говорящих абитуриентов: ведь они будущие учителя.

Систематическое изучающе-оценочное взаимодействие со средой изменяет отношение к ней педагогов и учащихся, тем самым, стимулируя самоизменение. Привлечение родителей к изучению и оценке состояния среды добавляет информации критичности и честности, поскольку это лица, непосредственно заинтересованные в комфортности и обустроенности среды, где их дети проводят значительную часть времени. Возможно, это станет стимулом к оказанию посильной помощи: физической (из цикла – починить, оформить), финансовой (из цикла-приобрести), содержательной (поучаствовать в образовательном процессе).

Мониторинг может быть сплошным: что бросилось в глаза при общем осмотре помещений, проводимом с периодичностью раз в неделю, раз в четверть, в начале и конце учебного года, ежедневно. Выборочный мониторинг сопряжён с чётким выделением предметов внимания. Например, в каком состоянии находятся стены коридора и столы в кабинетах, не появились ли надписи, пятна грязи. Как ведут себя первоклассники в столовой, какой стиль отношений между юношами и девушками старших классов и пр. В любом случае важно периодически «отслеживать», какие предметные и сущностные средовые изменения произошли.

Происшедшие изменения могут также оценивать выпускники, периодически навещающие «alma mater». Например, при регистрации во время ежегодных вечеров встречи им можно раздавать стандартизированные «листы фиксации изменений», которые после заполнения опускаются в специальный красочно оформленный ящик. Естественно, что эти листы должны быть предельно конкретными и простыми для заполнения, интересными по содержанию, чтобы захотелось ответить, а также содержать краткую текстовую мотивационно-инструктивную часть.

«Мониторинг настроения» основан на диагностических возможностях цветописи (А.М. Лутошкин ). Методика основывается на сравнении массива информации об эмоциональном состоянии учащихся на уроках по какому-то одному предмету (в течение одного школьного дня, на выходе из школы в течение недели и др.). Сравнительный анализ цветограмм, полученных в течение определённого времени, позволяет судить об эмоциональной среде обучения, соответственно, стимулирует поиск причин, снижающих эмоциональный фон и их устранение. (Приложение II методика «Мониторинг настроения»).

Шаг 3. Комплексная оценка воспитательного потенциала среды. На этом этапе идёт интерпретация и сопоставление данных, полученных в ходе изучения внешней и внутренней среды воспитания, что позволяет соотнести внутренний воспитательный потенциал с внешними возможностями и угрозами. Одним из распространённых методов изучения противоречий средовой ситуации является SWOT- анализ. Его смысл заключается в соотнесении внешних угроз и возможностей с внутренними сильными и слабыми сторонами учреждения путём разделения факторов и явлений на четыре категории.30 Традиционно эта структура представляется в табличной форме. Применительно к среде воспитания таблица выглядит следующим образом:

 

  Положительное влияние 

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны ОУ как воспитательной среды

Слабые стороны среды ОУ

в плане воспитания

Внешняя среда

Внешние возможности поддержки воспитательных усилий учреждения

Угрозы воспитанию со стороны внешнего пространства

«SWOT-анализ» позволяет определить поле актуальных и потенциальных проблем воспитания на основе сопоставительной оценки внешних и внутренних средовых ресурсов. Выявленные на первом этапе диагностики внешние обстоятельства (тенденции), влияющие на способность ОУ выполнять воспитательные функции, составляют круг угроз и возможностей для развития воспитательной системы. Внутренняя диагностика позволяет сопоставить с ними сильные и слабые стороны среды учреждения, увеличивающие или снижающие потенциал ответа педагогов на внешние вызовы. При анализе сильных и слабых сторон обязательно следует связать их с особенностями корпоративной культуры образовательного учреждения.

Система исследовательских процедур, которая вариативно формируется в рамках модуля, позволяет получить массив разнородных сведений, позволяющих:

  • определить (уточнить) тип воспитательной среды, особенности культуры, которую она порождает и отражает,

  • оценить органичность воспитательного «наполнения» среды, его культурного соответствия типу и миссии учреждения, вызовам, поступающим извне,

  • найти в среде ОУ области нейтрального, позитивного, негативного воспитательного влияния на личность.

  • обнаружить «белые пятна и чёрные дыры» воспитательного пространства,

  • выделить имиджевые характеристики ОУ, влияющие на результаты воспитательной работы, конкурентоспособность и автономность в окружающем образовательном пространстве.

Процедура оценки воспитательного потенциала среды может быть формализована. (Приложение II, методика конструирования объёмного показателя для измерения и оценки актуального состояния среды).

На основании профессионального анализа и интерпретации диагностических данных оценивается воспитательное качество среды с учётом правила соответствия средовых характеристик типу учреждения, заявленному в уставных документах. Далее выявляется «поле проблем», связанных с её преобразованием. Приоритеты в решении проблем (их иерархия) определяются с позиций стратегического планирования. В соответствии с этим выделяются:

  • проблемы, не требующие сиюминутных специальных действий, но нуждающиеся в дальнейшем мониторинге,

  • проблемы, решаемые в рамках обычного цикла управления;

  • проблемы, требующие немедленного педагогического вмешательства.

Продукты модуля средовой диагностики

1) комплексная оценка диагностического профиля среды

по параметру «воспитательный потенциал»

2) ранжированный перечень проблем, связанных

с изменением среды

4.1.2. Модуль подготовки инициаторов измененийреализуется как часть текущего цикла управления организационным развитием образовательного учреждения. Известно, что многие положительные воспитательные эффекты связаны с развитием субъектной позиции детей и взрослых в жизнедеятельности образовательного учреждения. Поэтому помимо педагогов, необходимо привлечь к изучению воспитательных возможностей среды всех потенциально заинтересованных лиц (родителей, спонсоров).

Вокруг исходной инициативной группы взрослых хорошо объединить ребят, готовых встать в исследовательскую и рефлексивную позицию по отношению к состоянию школьной среды. В перспективе они могут составить ядро ученической (студенческой) диагностической службы. Практика показывает, что подобная служба, начиная работать в позиции коллективного исследователя, впоследствии превращается в активного проектировщика и со-участника изменений.

В рамках модуля подготовки инициаторов изменений решаются задачи:

  • привлечения внимания членов педагогического коллектива к воспитательному качеству среды,

  • мотивации педагогов, учащихся, родителей на активное участие в изучении и оценке состояния среды,

  • создания постоянно действующей группы инициаторов («агентов») средовых изменений и целевых объединений (служб), решающих локальные задачи в рамках двух других модулей блока средовой диагностики,

  • формирования диагностических компетенций.

Работа внутри модуля проводится с опорой на уже действующие коллегиальные органы: педагогические, ученические, родительские, попечительские советы, методические объединения. Дополнительно обеспечиваются условия для формирования исходной психологической и методической готовности активных участников диагностики к проведению конкретных исследовательских процедур.

Основные формы работы:

  • акции по привлечению внимания к проблеме изучения и преобразования условий воспитания.

  • организационные мероприятия по формированию группы носителей средовых изменений,

  • методическое обучение и инструктаж участников диагностики среды.

  • проблемные семинары, круглые столы, дискуссии, встречи со специалистами.

Продукт модуля подготовки инициаторов изменений

1) группа «агентов изменений»

2) целевые рабочие группы, ориентированные на выполнение локальных заданий

по изучению и преобразованию среды

4.1.3.Модуль информационно-методического обеспечения выполняет в структуре блока средовой диагностики сервисную, поддерживающую функцию. Внутри него формируется информационная база для общего понимания ситуации и выработки совместных решений и действий. Процедуры в рамках модуля вариативны и включают:

  • выбор объектов для изучения во внешней и внутренней среде образовательного учреждения,

  • подбор информационных источников для анализа,

  • формирование пакета диагностических материалов,

  • дополнительную разработку авторских методик исследования среды,

  • систематизацию поступающих аналитических и исследовательских данных о состоянии среды,

  • проведение внутренних рекламно-информационных акций.

Продукт информационно-методического модуля

1) адресные пакеты информационных и методических материалов

по средовой диагностике,

2) (компьютерная) база данных о состоянии среды образовательного учреждения

Если в рамкахорганизационно-диагностического блока совершены все необходимые действия, образовательное учреждение получает:а)комплексное представление о воспитательном потенциале среды, б) мотивированную группу инициаторов средовых изменений, в) новые диагностические компетенции педагогов. (См. схему 1).

Литература

Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога.- М.: ИЦ «АКАДЕМИЯ», 2006, гл. 4-6.

Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы.- М.: Педагогический поиск,1996

Новикова Л.И. Воспитательное пространство: опыт и размышления/ Новикова Л.И. Кулешова Н.В. // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается.- М., 1996

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

Семёнов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. – М.: Педагогика, 1986.

Семикова Н.С. Методы изучения социальной среды организации// Управление пероналом.-2007.-№6

Поляков С.Д. Реалистическое воспитание.//Сетевые исследовательские лаборатории. «Школа для всех». URL: /modules/article/view.article.php/c24/231/p4

4.2. БЛОК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Функционально-целевое назначение. Система действий внутри блока ориентирована на ценностно-смысловое согласование целей и направлений изменения воспитательной среды. В ходе стратегического планирования все заинтересованные участники (инициаторы изменений) представляют (моделируют) будущее своего образовательного учреждения, продумывают процедуры и операции, необходимые для приближения этого будущего через увеличение воспитательного потенциала среды. Формируют цели и стратегию изменения воспитательной среды. Планируют личный и группой вклад в преобразование среды.

Задачи блока:

  • согласование позиций по оценке состояния и направлениям изменения среды

  • мотивированный выборведущего, «прорывного» направления преобразований воспитательной работы через усовершенствование среды,

  • определение целей и стратегии преобразования воспитательной среды.

В структуру блока входят:

  • модуль концептуализации (совокупного теоретического представления процесса преобразования среды)

  • модуль построения перспективы (изменения воспитательной среды)

  • научно-методический модуль

Условия входа в блок: наличие комплекса диагностических данных о воспитательном потенциале среды и мотивированной группы инициаторов изменений, обладающей диагностическими компетенциями.

Содержание работы. Актуализация представлений о миссииучреждения. Проблематизация средовой ситуации воспитания. Самоопределение коллектива ОУ как совокупного воспитателя в культурном поле образования. Целеобразование, планирование системы средообразующих действий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Міністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей

    Документ
    ... у детей с особыми потребностями. ЛИТЕРАТУРА 1. Колесникова И. А. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения / И. А. Колесникова. – СПб. : РГПУ ...
  2. Учебные издания

    Учебники
    ... , Л.В. Детская общественная организация – специфическая воспитательная система: учеб. пособие / Л.В. Алиева ... М.: Юрайт, 2010. – 26,36 п.л. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения: науч.-пед. пособие ...
  3. Им ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Материалы III заочной Международной научно-практической конференции Омск 2009

    Документ
    ... старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения ... безопасности экспериментальных преобразований учебно-воспитательного процесса ставит ... 1993.- 415с. 17. Юцявичене П. Теория и практикамодульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. ...
  4. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... в учебно-воспитательном процессе, рассмотренные ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования социальной ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. ...
  5. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... в учебно-воспитательном процессе; - ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования окружающей ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе ...

Другие похожие документы..