textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Компонент, выполняющий функции диагностики (модуль или блок входа). Он позволяет соотнести степень нормативной и актуальной готовности работать с предлагаемой информацией, проблемой, ситуацией. В его рамках определяется потребность в компенсации недостающих компетенций, актуализация имеющихся знаний, умений, навыков, установок.

  • Компонент прогностического, первоначально целостного представления содержания (или системы действий), которое нужно освоить. Его технологическая функция – погружение в проблему, формирование рамочного представления цели, задач, объема и структуры предстоящей работы.

  • Компонент реализации, задающий формат и логическую последовательность теоретических или практических действий по достижению намеченной ранее цели.

  • Компонент генерализации, обеспечивающий интегративное представление освоенного материала или системы проделанных действий в удобной для фиксации, запоминания, воспроизведения форме (графической, символьной, мнемотехнической и др.).

  • Компонент, выполняющий контрольно-оценочную функцию (модуль или блок выхода), в рамках которого предоставляется обратная связь и информация о готовности к работе со следующим модулем или коррекции произведённых действий.

    Модуляризация как принцип может быть распространена с учебной или профессиональной деятельности на организацию любых образовательных и организационно-педагогических процессов. Так для системы управления качеством правомерно ввести понятие«организационно-процессуальный модуль» как типовое содержание части процесса, которую можно выделить в качестве некой целостности, алгоритмически описать и поэтапно реализовывать на основе прогностически заданных принципов и стратегий.

    Гуманитарное понимание модульности связано с гибким, интерактивным характером построения содержания, возможностью выбора внутри модуля из имеющихся вариантов действий, использованием правдивых, добровольных форм обратной связи, возможностью учёта вероятностного характера изменений на стороне участников образовательного процесса.

    На основе вариативного сочетания отдельных модулей и блоков создаются:

    • программы модульного освоения содержания образования (общего и профессионального).

    • программы модульной организации деятельности.В нашем случае, деятельности, связанной со средовыми преобразованиями.

    • программы модульного конструирования процессов.Например, процесса изменения воспитательной среды коллективом ОУ.

    • программы модульного преобразования объектов.Одним из таких объектов может выступать среда ОУ.

    В содержательно-смысловом плане могут быть дифференцированы диагностический, событийный, организационный, методический и иные модули. Например, модуль, выполняющий учебно-методическую функцию, удобен при освоении стандартизированного набора компетенций. В этом случае в его рамках указывается точно сформулированная цель; список необходимого оборудования, перечень смежных деятельностных (информационных) элементов; собственно методический материал в виде конкретного текста; практические занятия для обработки необходимых навыков, формы обратной связи, контрольные (тестовые) задания.

    3.2. Модульные программы преобразования объектов своим пошаговым характером близки к проектированию. Однако в отличие от проектирования, где предмет и цели преобразования обнаруживаются лишь в результате поиска, здесь заранее известен диапазон действий с потенциальными объектами (предметами) изменений. Различные сочетания модулей складываются в организационно-процессуальный блок, выполнение действий внутри которогосодержательно и технологическиобеспечивает определённый этап педагогического проектирования. Действия, предусмотренные в рамках этого блока, инициируют развитие процесса изменений конкретного объекта. Внутри этого процессавозможна модульная организация решения локальных задач, связанных с получение информации,созданием типовых ситуаций, проведением процедур, организацией событий, осуществлением обратной связи, коррекцией результатов и пр.

    Условия, которые должны быть соблюдены при переходе к освоению очередной структурной единицы (модуля, блока): успешное прохождение предшествующих структурных единиц либо выполнение задач, указанных в исходной педагогической модели процесса изменений. Перенос преимуществ модульного подхода на процесс изменения среды, позволяет организовывать системные действия по решению стратегических и локальных педагогических задач, упорядочивать, минимизировать работу в данном направлении, обеспечивать гибкость и вариативность работы, а также давать экономию времени и сил.

    Изменение воспитательной среды невозможно произвести в одиночку или небольшой группой. Подобная работа требует привлечения усилий всего или большей части коллектива образовательного учреждения. Специфическим средством достижения поставленных целей в данном случае может выступить модульное построение совместных действий. Эти действия, в свою очередь, соотносятся с теми или иными профессиональными «компетенциями» (комплексами знаний, умений, отношений, установок), обеспечивающими получение нужного результата. Таким образом, предлагаемый подход к преобразованию среды можно обозначить как модульно-компетентностный. Он обеспечивает динамику средового развития, управление которой можно описать через структурированный комплекс (последовательный набор) профессиональных задач и способов их поэтапного решения, выведенных на уровень совокупного субъекта. Преобразование среды в логике данного подхода сопровождается повышением уровня профессиональной и личностной компетентности.

    Ориентиром для выделения системы блоков в нашем случае послужила логика организационного развития учреждения:

    • осознание потребности в изменении,

    • появление агентов изменения,

    • сбор информации и диагностических данных

    • целеполагание и стратегическое планирование

    • мониторинг, корректировка и стабилизация программ действий

    Предлагаемая система организационно-процессуальных блоков отражает пошаговую (поэтапную) логику процесса преобразования воспитательной среды, обеспечивающую модульный синтез разнородной информации и действий вокруг ключевых для учреждения задач и проблем. Каждый блоксодержит «набор» взаимосвязанных модулей, направленных на реализацию определённого этапа в изменении среды. В названиях модулей отражено их функциональное назначение: организация, исследование, информирование, управление, научное и методическое обеспечение, социализация и пр.В состав блока входят модули:

    • основные, обязательные для выполнения, в силу объективного существования общей логики преобразования среды,

    • дополнительные, специализированные,связанные со спецификой конкретного предмета преобразования (компонента среды);

    • поддерживающие, (сервисные),обеспечивающие условия для продуктивной работы внутри основных модулей. (Например, учебно-методические модули, направленные на освоение компетенций, необходимых для успешной реализации процедур основного блока и подготовку сопутствующих информационно-методических материалов).

    Структуру основных модулей в качестве типовых компонентов образуют:

    • цель (задачи) внесения изменений в среду,

    • условия «входа», позволяющие приступить к системе рекомендуемых действий,

    • круг участников, причастных к средообразующим действиям,

    • перечень необходимых процедур и конкретизация условий их успешности,

    • описание диапазона результатов и эффектов (предметных и личностных),

    • система обратной связи,

    • методическое сопровождение (диагностики, алгоритмы, рекомендации по организации педагогической и управленческой деятельности, критерии и показатели изменений, оценочно-экспертный инструментарий для оценки изменений),

    • объективно возможные риски и противоречия на пути преобразования среды,

    • условия завершения работы и «выхода» из модуля.

    • примерный перечень обучающих программ,

    В ходе практической работы внутри каждого из модулей возможно совмещение (интеграция) функций оранизационно-управленческой, учебно-методической и собственно воспитательной деятельности.

    Литература

    Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров//Сборник “Персонал” 2000 № 1.

    Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: «Высшая школа», 1991

    Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 1997.

    Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., Народное образование, 1996.

    Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. // Биология в школе. 1994, №5.

    Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989

    ЧАСТЬ II МЕТОДИКА МОДУЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

    ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

    Глава 4.Педагогическое опис Н.В.ание типовых блоков и модулей

    4.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

    Функционально-целевое назначение блока - организация комплексного изучения среды образовательного учреждения с целью определения и оценки её воспитательного потенциала.

    В рамках блока решается три группызадач, связанных:

    • с анализом внешних вызовов, обусловленных социальными условиями воспитания в стране, регионе, внешней среде «обитания» детей и взрослых данного образовательного учреждения

    • с изучением внутренних потребностей организационного развития учреждения, порождаемых динамикой воспитательного процесса и состоянием внутренней среды,

    • с формированием мотивации к изменению среды на стороне участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся).

    В структуру блока входят:

    1. Модуль средовой диагностики, предполагающий аналитическую работу с информацией из внешней среды о факторах и условиях воспитания. Изучение актуальных потребностей образовательного учреждения в изменении результатов воспитания. Проведение диагностических процедур и выполнение исследовательских заданий внутри образовательной среды учреждения.

    2. Модуль подготовки инициаторов изменений, направленный на создание целевых групп по изучению и оценке качества среды, а также мотивационную и содержательную подготовку их участников.

    3. Модуль информационно-методического обеспечения, ориентированный на создание и распространение рекламно-информационных материалов, привлекающих внимание к проблемам воспитания, обусловленных вызовами времени и состоянием образовательного пространства; на разработку диагностических методик и программных продуктов,

    Все три модуля тесно связаны в функциональном плане и реализуются во времени параллельно.23 В соответствии с конкретными диагностическими запросами внутри учреждения на первом этапе работы создаются методические материалы (учебно-методический модуль) и формируются целевые группы для изучения среды (организационно-педагогический модуль). В данном случае важно объединить ресурсы вокруг составления максимально полного представления о средовой ситуации.

    Условия входа в блок:

    • наличие волевого импульса на изменение воспитательной средыу субъектов управления (значимых персон),

    • наличие в коллективе ОУ потребности в получении правдивой информации о состоянии среды (или запроса на такую информацию, поступившего «со стороны»),

    Участники. В силу того, что в рамках блока требуется целевой сбор информации, в том числе, из источников, носящих специальный (научный, служебный) характер, исходная инициатива здесь принадлежит группе специалистов, владеющих навыками исследования, имеющими опыт диагностики, знакомым с системой стратегического менеджмента (инициаторы изменений). Ими же стимулируется и направляется совместная деятельность по изучению среды, привлечению для оценки ей состояния различных групп учащихся, родителей, других заинтересованных лиц.

    4.1.1. Модуль средовой диагностики.

    Цель реализации модуля – получение максимально полного, достоверного структурированного представления о воспитательном потенциале среды образовательного учреждения «как он есть». (Логический шаг, позаимствованный из системы акмеологического проектирования).

    Задачи, которые решаются внутри модуля:

    • анализ внешних условий (окружающего пространства) воспитания (возможности, вызовы, противоречия),

    • комплексная диагностика воспитательных возможностей среды ОУ;

    • оценка образовательной среды учреждения по параметру «воспитательный потенциал».

    Шаг 1.Изучение социально-педагогических вызовов, поступающих из окружающей среды, и характеристик пространства, формирующих внешние условия воспитания «здесь и сейчас». На этом этапе изучению подлежат все виды нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения, а также особенности социально-педагогической ситуации, отличающей пространство, в котором оно расположено.

    Процедуры:а)Сканирование среды. б) Топографический анализ ближних воспитательных влияний (в границах микрорайона или муниципального образования), в) контент-анализ документов и текстов. (См. ПриложениеI - задания 14 и 15).

    Пример специфических возможностей для воспитания, которые предоставляет окружающая среда. Расположение детского дома в деревне Ясная Поляна позволяет использовать в воспитательной работе возможности социальной и природной среды. имеющей богатое историческое прошлое и являющейся источником положительных эмоций для ребенка. Живописные места способствуют пробуждению в человеке чувства красоты, непроизвольно "участвуют" в формировании личности. Ясная Поляна, обладая удивительной историей, песенными, культурными традициями располагает огромным воспитательным потенциалом. Воспитанники детского дома обучаются в Яснополянской гимназии имени Л.Н. Толстого, имеющей уникальную историю. Она была построена как школа-памятник к 100-летию со дня рождения Л.Н. Толстого его младшей дочерью Александрой Львовной Толстой...

    Знаменитый Государственный мемориальный и природный заповедник музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", являясь уникальным мемориальным, культурным, историческим, природным пространством,… имеет богатые традиции работы с посетителями, в том числе - с детской аудиторией, …отдел музейной педагогики разрабатывает специальные программы для детей разного возраста. Для детей детского дома разработана программа музееведческого кружка "Я расту!". В музее ребята бывают каждый день: приходят в гости к интересным людям, на прогулки, на занятия верховой ездой, летом - поплавать в Большом пруду, зимой - покататься на коньках, повеселиться на Рождественских гуляниях. В Ясной Поляне находится и больничный комплекс Яснополянской районной больницы, с которой у детского дома установлены многолетние связи сотрудничества.24

    Изучив и оценив состояние внешней среды как широкий контекст развития воспитательной системы ОУ, можно переходить к изучению и оценке внутренних ресурсов, возможностей и ограничений в деле воспитания.

    Шаг 2 Анализ состояния и параметров внутренней среды. На данном этапе оцениваются границы и актуальное состояние воспитательной среды внутри образовательного учреждения. Необходимо понять, насколько её качество соответствует педагогическим целям, ценностям, смыслам, а также личностным устремлениям различных категорий людей, причастных к жизни школы (вуза или иного учреждения).

    …. По словам исследователя проблем воспитания из Ульяновска С.Д. Полякова, «Для построения целеустремленной воспитательной политики, организации эффективного управления воспитанием в школе необходимо, прежде всего, знать её воспитательный потенциал.Делать ставку на художественно-эстетическое воспитание в школе, где нет грамотных, увлеченных искусством педагогов, отсутствуют музыкальные инструменты, аппаратура, альбомы и слайды по искусству; где среди родителей школьников нет заметного слоя, поддерживающего такое направление - несерьёзно, а точнее глупо. Увы, в практике воспитания нередко в школьных управленческих документах провозглашается: физическое воспитание (с одним мячом и несуществующим учителем физкультуры); нравственное воспитание (при преобладающем командно-авторитарном стиле общения педагогов), и так далее.

    Чтобы решить, что же мне, школьному лидеру воспитания, директору или заместителю директора по воспитательной работе надо знать о школе - надо сформулировать у себя два понимания: что же из себя педагогически, воспитательно представляет моя школа и что же, исходя из этого, в моей школе возможно в сфере воспитания. 25

    Оценка воспитательного потенциала образовательной среды конкретного учреждения в сознании учащихся, их родителей, общественности складывается на пересечении а) представлений о том, какой они хотят видеть среду школы, гимназии, лицея, вуза; б) непосредственного восприятия её обустройства; в) информации, сформированной на основе общественного мнения об уровне культуры и образованности выпускников (имиджевых характеристик учреждения). Наличие у руководства ОУ достоверных сведений об этих представлениях и впечатлениях позволяет управлять качеством среды. На этом этапе диагностики совместными усилиями выявляются:

    а) характеристики среды, способствующие решению текущих задач воспитания,

    б) неиспользуемые возможности среды, составляющие потенциал развития воспитательной деятельности.

    в) воспитательные проблемы, стратегическое решение которых невозможно без средовых преобразований,

    Содержание работы внутри модуля. Выделение внутри образовательной среды ОУ объектов изучения, подбор диагностического инструментария (формирования пакета диагностических методик), определение условий его применения, фиксирование позиций участников. Проведение диагностических процедур, выбор способов интерпретации диагностической информации Обобщение массива полученных материалов с точки зрения их потенциального воспитательного влияния на детей разного возраста. Комплексная оценка воспитательного потенциала среды ОУ. Фиксация устоявшихся (хранящих устои жизни) характеристик среды, способствующих получению устойчивых позитивных результатов воспитания; выбор стратегических направлений преобразования среды.

    Условие эффективности. Поскольку инициаторам изменений придётся иметь дело с разной степенью готовности оценивать качество среды на стороне учащихся, родителей, экспертов, внутри блока следует предусмотреть формы работы, обеспечивающие как эмоциональный, так и аналитический уровень отклика.

    Направления и формы изучения состояния среды многообразны. Остановимся подробнее на некоторых из них.

    Рамочная диагностика. Под рамочной диагностикой подразумевается: а) Диагностика первоначального влияния образовательной среды на человека в момент его «попадания» в пространство учреждения. Её участниками становятся вновь пришедшие в школу учащиеся и педагоги, абитуриенты вуза и пр. Б) Оценка суммарного воспитательного эффекта, на момент ухода из учреждения (по ощущению выпускников, учащихся, переходящих в другое учреждение, отчисленных и пр.).

    Ситуация вхождения в пространство школы или вуза новых воспитанников, учащихся, студентов, преподавателей служит достаточно убедительным индикатором сложившихся там отношений. Изучение впечатлений от первых дней, проведённых в образовательном учреждении, позволяет определить, носит ли среда дружественный, враждебный или нейтральный по отношению к новичкам характер. Содержит ли она для них личностные (профессиональные) риски. Соответственно, можно предположить, какой диапазон ответных реакций может проявиться на стороне «новичков» под влиянием новой среды, какие личностные проявления у них начнут культивироваться.

    В рамках модуля средовой диагностики эффективны методики, позволяющие «схватывать» первую реакцию вновь прибывших, выступающих как интуитивные эксперты качества среды на уровне самоощущений. Например, важно знать, каково первичное (спонтанное) восприятие школы первоклассником и его родителями. В качестве объекта экспресс-исследования может выступать «парадный», постановочный сюжет, например, Праздник Первого звонка, а также обыденный (рабочий) вариант ситуаций первой встречи с учреждением (запись ребёнка в школу, первые впечатления от своего класса и др.). Диагностические методики, рассчитанные на активное участие детей и родителей, должны быть просты, лаконичны, интересны и современны. (См. в Приложении II варианты экспресс-диагностики среды).

    Для «выходной» диагностики лучше всего использовать продукты творческой деятельности выпускников или тексты неформальных отзывов о школе, колледже, вузе, к которым имеется свободный доступ, например, на сайте учреждения. Диагностическую функцию могут выполнять индивидуальные и групповые творческие задания: эссе о школе, конкурс старожилов, «Школа (вуз) нашими глазами». «Виртуальная экскурсия» для гостей с компьютерной (презентацией). (Приложение II,описание методики «Диагностические метафоры» иИнтернет-проекта «Прощальный звонок на последний урок»). Вместе с тем, можно использовать и более формализованные способы получения информации. (Приложение II, методика шкалированной оценки).

    Определение статистических и динамических характеристик среды. Семантика слова воспитание породила понятие о трофике среды как источнике «питания» индивида (по Ю.С. Мануйлову). Трофика пронимается в данном случае как морфология возможностей, проявляющаяся в многоканальном взаимодействии индивидуума со средой. Для обнаружения в пространстве образовательного учреждения таких возможностей и оценки их воспитательного потенциала, в поле зрения включаются: характеристики, обусловливающие неосознанное восприятие среды: её структура, организация жизни (ритм, цикличность, степень упорядоченности и управляемости), а также сложившаяся система функционально-ролевых и межличностных отношений. Предметами изучения и педагогического анализа могут стать:

    а) Среда как сенсорный объект, раздражитель для чувственного восприятия. Человеку любого возраста свойственна многоканальность, полимодальность восприятия средового влияния.В связи с этим полезно задуматься, что в среде учреждения бросается в глаза, что режет слух, что дразнит обоняние, какие тактильные ощущения здесь может приоритетно получить ребёнок и взрослый.

    Например, что приоритетно слышат люди, находящиеся в помещении школы? Громкие крики детей на переменах, которые в состоянии долго выдерживать только учителя. Профессионально деформированные учительские голоса, которые нередко отличаются разрушительным тембром и звучат на повышенных тонах. Звонок на урок и с урока свыше десяти раз в день. Как правило, это один и тот же резкий звук, реже – какая-то мелодия. (Когда-то был колокольчик!) …

    Как уже отмечалось, среда становится одним из важных компонентовскрытого (встроенного) содержания,которое учащиеся и педагоги воспринимают на неосознанном уровне, «впитывают». Поэтому имеет смысл оценить количество разнородных впечатлений, которые одновременно предоставляет образовательная среда ребёнку по параметру «воспитывающие влияния». (Цвета, шумы, новые информационные единицы).

    В качестве критерия воспитательной ценности в данном случае может выступать приоритет сохранения или разрушения личности как целого. Способность среды успокаивать, мотивировать на позитивные действия, предлагать эстетические впечатления, актуализировать стремление к саморазвитию, самопознанию. При оценке воспитательного качества среды можно использовать «коэффициент разнообразия», задавая единицы впечатлений(зрительные, слуховые) или средовых стимулов к возможным действиям, подсчитывая и сравнивая их плотность (частоту на единицу пространства/времени) в определённой среде (класса, рекреации, пришкольной территории).

    б) Среда как топографический объект.

    В ходе анализа необходимо оценить степень вариативности,изменчивости,гибкости среды, её способность к трансформации. Изменчивость (модульное устройство) пространства позволяет быстро проводить функциональную перестройку среды (раздвижные стены, подвижный инвентарь, подвижный занавес, складные доски). Вариативная среда, предлагающая широкий содержательный диапазон для деятельности, предоставляет возможность дифференциации интересов и потребностей учащихся. Вероятностный характер действий в среде выступает предпосылкой для совершения свободного выбора. Соответственно это способствует развитию поисковой активности, самостоятельности, субъектности.

    Интересно сопоставить «официальную» структуру пространства образовательного учреждения, закреплённую документально (план здания, устав, распоряжения по использованию помещений, стационарное оформление), и реальное восприятие структурного деления жизненного пространства педагогами и учащимися. Для оценки воспитательного потенциала среды важно понять, как на самом деле функционально используются участниками образовательного процесса те или иные пространственные зоны. (См. в Приложении II описание акции «Школьные путевые знаки»).

    в) Среда как источниктемпо-ритма жизни детей и взрослых, погружённых в неё. Пространство и время две атрибутивных характеристики жизни любого образовательного учреждения. Разный воспитательный потенциал и свои риски содержат односменные, двусменные, сменные (вечерние), школы, школы полного дня, пансионы, полупансионы, виртуальные учебные группы. Цикличность жизнедеятельности образовательного учреждения, формирует определённые личностные ожидания и реакции, служит основой для появления и поддержания во времени традиций воспитания. В связи с этим диагностике подлежит хронотоп воспитательной системы, как существенная устойчивая взаимосвязь временны́х и пространственных отношений, сложившихся в воспитательной среде учреждения. Например, есть учреждения, где учебное время не подразумевает решение воспитательных задач. Воспитательная работа отождествляется только с периодом внеурочной и досуговой деятельности.

    д) Среда как пространство коммуникаций и отношений. Диагностика воспитательного качества среды включает изучение специфики отношений: межличностных, межвозрастных, функционально-ролевых, которые она порождает, а также выявление типовых коммуникативных ситуаций, повторяющихся в определённых участках пространства. Существуют образовательные учреждения, культивирующие разновозрастные зоны общения. Есть школы намеренно обеспечивающие «возрастную изоляцию» ребят из начальной и средней школы, создавая отдельную средовую культуру обитания для младших учащихся и старшеклассников.

    При изучении коммуникативных свойств среды может быть использованметод встречаемости26 служащий для определения частоты (вероятности) нахождения, пересечения, взаимодействия определённых категорий детей и взрослых в границах того или иного социально-образовательного пространства, на конкретных участках среды.

    е) Среда как событийное поле нуждается в анализе принципов выбора и оценке характера происходящих в ней событий, которые задают ценностно-смысловое наполнение совместной жизни детей взрослых.(Плановость, случайность: происшествия, реальные ситуации и коллизии).



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Міністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей

      Документ
      ... у детей с особыми потребностями. ЛИТЕРАТУРА 1. Колесникова И. А. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения / И. А. Колесникова. – СПб. : РГПУ ...
    2. Учебные издания

      Учебники
      ... , Л.В. Детская общественная организация – специфическая воспитательная система: учеб. пособие / Л.В. Алиева ... М.: Юрайт, 2010. – 26,36 п.л. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения: науч.-пед. пособие ...
    3. Им ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Материалы III заочной Международной научно-практической конференции Омск 2009

      Документ
      ... старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения ... безопасности экспериментальных преобразований учебно-воспитательного процесса ставит ... 1993.- 415с. 17. Юцявичене П. Теория и практикамодульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. ...
    4. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

      Автореферат диссертации
      ... в учебно-воспитательном процессе, рассмотренные ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования социальной ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. ...
    5. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

      Автореферат диссертации
      ... в учебно-воспитательном процессе; - ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования окружающей ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе ...

    Другие похожие документы..