textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


на предметно-пространственных характеристиках среды как «рукотворного» объекта, искусственно созданного человеком в определённых целях,

  • на специфике межличностных отношений, складывающихся в социальной среде,

  • на информационном наполнении среды как средоточия объектов культуры.

    В педагогической практике широко используются личностно-программирующие возможности образовательной среды. Например, при формировании определённых моделей (стиля) поведения в качестве специального средства воспитания выступает адаптация средой. В этом случае происходит перенос школьного опыта в контекст последующей жизнедеятельности. Интересны наблюдения, связанные со значением среды в социальном закаливании личности. «Успешность или неуспешность социального закаливания зависит от особенностей школьной среды, в которой происходит социальное взросление… Среда, обладая определенной принуждающей силой, игрой стихий, многообразием ниш и видов деятельности, создает для ребенка возможности следовать некими коридорами, требующими овладения и реализации соответствующих наборов социальных действий, включающими в разнообразные варианты взаимодействия». (А.Н. Басов). 13

    В русле идей Болонского процесса в последние годы начал формироваться средово-компетентностный подход, где фигурируют понятия: «качество образовательной среды» и «компетентность». Образовательная среда выступает как отражение возможностей учреждения, обеспечивающих достижение образовательного результата на уровне определённого набора компетенций. Основной задачей является обоснование оптимальных средовых условий, в которых учреждение добивается результатов, анализ того, с помощью каких механизмов и средств это происходит.

    ****************

    Мы видим, что накопленный к настоящему моменту диапазон теоретических представлений о среде образовательного учреждения и культурных практик, связанных с её преобразованием, достаточно широк. Среда предстаёт как:фактор социализации и воспитания, компонент педагогической системы, условие, средство, фон и продукт жизнедеятельности детей и взрослых, носитель определённого типа культуры, составляющая имиджа, объект управления. Раскрыты разные грани учёта влияния и использования среды в педагогическом взаимодействии. Среда изучена в статике, динамике, контексте культуры, соотнесении с интересами и потребностями находящихся в ней людей. При этом в понимании педагогических возможностей среды специалисты всё дальше отходят от буквального пространственного толкования. Акценты всё больше переносятся на понимание среды образовательного учреждения как части жизненного и культурного пространства людей разного возраста; как средоточия импульсов и стимулов для образования и самореализации; как перекрёстка отношений; как источника настроения, состояния.

    1.2. Опираясь на исторически сложившуюся совокупность знания о педагогическом потенциале среды, сделаем попытку интерпретировать его для условий современного образовательного учреждения. Уточним ключевые понятия, которые будут при этом использованы.

    Образовательная среда - комплекс условий для становления (образования), человека, спонтанно и целенаправленно сложившийся в учреждении, выполняющем образовательные функции. Стоит заметить, что в условиях непрерывности образования такая среда на практике оказывается шире, нежели пространство одного учреждения. Психолог В.А. Ясвин трактует образовательную среду не только как систему влияний и условий формирования личности, но как комплекс возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В данном случае методологический акцент делается на «возможности», что предполагает активную роль личности в освоении ресурсов среды и актуализацию её человекосозидающего потенциала силами педагогов.

    Среда отдельно взятого образовательного учреждения формируется в рамках образовательного пространства14(глобального, регионального, муниципального), где административным путём создаётся образовательная сеть. Образовательная среда учреждений различного типа обладает различными функциональными возможностями для реализации педагогических замыслов. Это могут быть, развивающие, оздоровительные, информационные и пр. среды. Понятие «среда образовательного учреждения» требуетконкретизации еготипа и профиля (школа, гуманитарный вуз, технический колледж и пр.).

    Вос-питание требует особой питательной среды – т.е. наличия того, что способствует произрастанию в человеческой натуре определённых личностных ростков (плодов). Образовательная среда «предлагает» в качестве воспитательного ресурса ценностно-смысловые, целевые, содержательные (программно заданные и спонтанные), технологические компоненты.

    Воспитывающая среда.В этом словосочетании отраженапотенциальная функциональная особенность любой среды, не всегда проявляющаяся со знаком плюс. Воспитательная среда – часть образовательного пространства, место, где жизнь организуется так, чтобы максимально способствовать решению воспитательных задач в ходе разнообразного педагогического взаимодействия. Воспитательная среда школы, вуза, подросткового клуба может рассматриваться как особое свойство пространства, способствующее реализации позитивных учебно-воспитательных целей. По мнению С. В. Кульневича, этосвойство обеспечиваетсядуховным, материальным (предметным) и событийным наполнением жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности. В плане самореализации личности различные условия для самореализациипредоставляют среда родительского дома, академическая, досуговая среда и пр.15

    С категорией воспитательной среды соотносится понятие «поле».16 А. С. Макаренко называл «социальным полем» ту часть социальной действительности, в которой осуществляется воспитательная и образовательная работа. Междисциплинарная трактовка поля как «пространства, в пределах которого проявляется действие каких-либо сил»(С.И.Ожегов) в современной педагогике используется в нескольких значениях. Поле интеллектуально-морального напряжения. Информационное поле. Поле профессиональной активности, коммуникативное поле. В пространстве воспитания поле создается целенаправленным или спонтанным внесением (уплотнением, концентрацией) информационного или эмоционального воздействия, энергетического влияния, волевого усилия, экзистенциального давления и др. Можно говорить о поле активности, которое предоставляется (оказывается доступным) каждому из учащихся в рамках воспитательной среды и которое он осваивает в меру собственной готовности и желания.

    Для описания качества образовательной среды 17 широко используются такие понятия, как климат, атмосфера, дух, настрой, уклад, этос, стиль, философия жизни. С их помощью конкретизируются условия, обстоятельства жизнедеятельности образовательного учреждения.В смысловом отношении эти понятия связаны со спецификой управления и общения, принятой системой ценностей и социально-психологических отношений, условиями пребывания. В работах Л.Н. Толстого, П.Лесгафта, А.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили неоднократно встречаются размышления о духе школы, класса, стиле отношений.

    С географической точки зрения, очевидно, что и климат, и атмосфера способны влиять на состояние и поведение людей (изменчивый климат, высокое атмосферное давление). В педагогике понятия климат, атмосфера метафорически описывают внутреннее психологическое «состояние», обусловленное обстоятельствами, характерными для данного учреждения или образовательной ситуации. Мы говорим: «В этой школе сложился устойчивый,тёплый, мягкий климат. Сегодня в школе царит праздничная атмосфера. Этот учитель отличается умением создать на уроке домашнюю атмосферу».Или, напротив, климат здесь (не) благоприятный, (не)здоровый. На педсовете была гнетущая атмосфера.

    Если использовать географо-метеорологические аналоги, то климат – это нечто более или менее постоянное, зависящее от ландшафта, местонахождения. Климат образовательного учреждения отражает особенности устойчивых социально-психологических характеристик его среды. Как учащийся, так и педагог, переходя из одного ОУ в другое, ощущает перемену климата. Атмосфера более изменчива. Она ситуативна и зависит от многих привходящих обстоятельств, например, от итогов аттестации, удачно прошедшего праздника, результатов ЕГЭ.В любом случае, имеет смысл оценивать климат и атмосферу ОУ субъективно, эмоционально, по ощущениям, «схватывая» при этом общую тенденцию.

    «Дух, настрой» - устойчивое социально-психологическое, ментальное состояние «живого организма» (совокупного субъекта), коим является ОУ в целом и который передаётся во времени на основе традиций. Это производное того «поля» интеллектуального, морального, эмоционального «напряжения», которое школа продуцирует и распространяет вокруг. Общий дух, настрой служит неким эмоционально-ценностным камертоном, по которому ориентируется и сверяется весь ход школьной жизни.

    Культура, уклад, этос (греч - обычай, нрав, характер), философия, стиль жизни образовательного учреждения формируются годами в ходе его жизнедеятельности. Эти понятия в большей степени характеризуют организационную культуру, которую можно выразить формулой «у нас так принято», «мы в нашей школе, в нашем университете привыкли». Характеристика внутренней жизни учреждения отражает основные ценности, установки, определяющие атмосферу, качество отношений, способы разрешения проблемных ситуаций. «Культура образовательного учреждения»  складывается из совокупности традиций, ритуалов, правил, ожиданий, стереотипов, выработанных на протяжении длительного времени.

    Принадлежность к определённому типу культуры, с одной стороны, предопределена типом образовательного учреждения (академическая, гимназическая, гуманитарная, языковая) и его местонахождением. Московская элитная гимназия является продуктом иной культуры, нежели малокомплектная сельская школа. В данном случае, речь не идёт о качестве педагогических результатов. Они могут оказаться разными.

    С другой стороны, культурное наполнение, культурный объём среды образовательного учреждения впрямую зависит от достигнутого им уровня развития как уникального социально-педагогического организма. При этом именно культура оказывается «механизмом сцепления всех элементов школы, обеспечивающим эффективное выполнение воспитательной миссии, а также важным защитным барьером, предохраняющим детей от разрушительного влияния общества».18

    Известный московский директор и педагог-исследователь А.Н. Тубельский некогда соединил идеи культуры и образовательной среды в понятии «уклад образовательного учреждения». Уклад,согласно словарным определениям, - установленный или установившийся порядок в организации чего-либо, сложившееся устройство общественной жизни, быта, включающее нравственные, экономические, идеологические и иные установки.Применительно к образовательному учреждениюэто некая характерная устойчиваясовокупность условий, правил, отношений, ценностных установок, определяющих специфику повседневной жизни преподавателей и учащихся в его стенах.

    Стиль жизни образовательного учреждения. Сочетание «стиль жизни», (М. Вебер, А. Адлер) изначально трактовалось как «целостность индивидуальности» и связывалась с уникальностью и автономностью способа реализацией жизненных целей и смыслов. Смысл жизни, воплощаясь в стиле жизни, «проходит далее через всю жизнь подобно странной и своеобразной мелодии собственного сочинения». Принято считать, что стиль отличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития в сочетании со стремлением это отличие сохранить. Перенос на образовательное учреждение понятия, обозначающего совокупность устойчивых черт индивидуального характера, свидетельствует о восприятии его в общественном сознании как единого организма, порождающего целостную систему устойчивых способов, форм условий жизнедеятельности. Свой стиль складывается там, где коллектив образовательного учреждения осмысленно идёт к самостоятельно намеченной цели, вырабатывая собственные педагогические смыслы, сохраняя автономию пути. В таких образовательных учреждениях коллективно значимые функции определяет «Мы-концепция», ярко проявляющая себя в событийных ситуациях.

    Стиль жизни образовательного учреждения оказывает непосредственное влияние на образ жизни учащихся и педагогов.«Встроенность» людей в ту или иную среду обусловливает её фоновое, контекстное, резонансное, событийное влияние. По отношению к среде можно говорить что, зримо и незримо присутствуя в жизни всех, кто в ней существует, она формируется, развивается, следуя неким общим закономерностям. Создаёт контекст жизнедеятельности для тех, кто в неё попадает. В свою очередь те, кто находятся внутри среды, способны оказывать влияние на её качество. Возникает своеобразный симбиоз среды и её «обитателей», составляющий неповторимое сочетание.

    В начале 1970-х гг. американским педагогом Н.Оверлеем было обнаружено и описано явление школьной жизни, названное «не изучаемая учебная программа»19. Один из источников такой «программы» - среда образовательного учреждения. Анализ культурно-образовательных систем, которые часто (не вполне корректно) называют альтернативными (М. Монтессори, С. Френе, вальдорфские школы и пр.), показывает, что ведущую роль в них играет «оригинальная» организация педагогического процесса, основанная на особых ценностях и традициях, своеобразном стиле отношений. Эти традиции и отношения отражены в неких правилах, выработанных коллегиально и закреплённых в опыте совместной жизни.

    Легко обнаружить, что в каждом из учреждений, оставивших след в истории мировой педагогической культуры, царил свой дух, особая атмосфера, специфический уклад жизни, порождающие удивительные образовательные эффекты. Неповторимая культурно-образовательная среда складывается здесь за счёт выработки своей «философии образовательного учреждения» включающей чёткое понимание социальной миссии и педагогических ценностей, которыми руководствуется в совместной работе коллектив детей и взрослых. Яркими историческими примерами связи философии (концепции), системы ценностей ОУ с особенностями её среды могут служить Школа этической культуры Ф. Адлера. Школа действия Д. Дьюи. Справедливые сообщества Л. Кольберга, сиротский приют «Наш Дом» Я Корчака.

    Интересно, что в случае высокой воспитательной эффективности авторской педагогической системы возможным становится ценностно-смысловоерасхождение культуры школы и социума, порождающее особый тип личности. В качестве примера можно привести разные по времени, характеру, стилю системы воспитания Смольного института, Царскосельского лицея времён А.С. Пушкина, колонии А.С.Макаренко, элитных колледжей и университетов Англии и США. Облик и жизнь их воспитанников неоднократно описаны и вошли в историю мировой педагогической культуры.

    Образ жизни человека и вытекающие из него личностные особенности формируются под влиянием способов существования и условий пребывания в различных средах, в том числе, - образовательной. Воспитательный потенциал среды образовательного учреждения непосредственно определяется как её специфическими свойствами, так и личностными свойствами людей, в ней присутствующих и действующих. Факт объективной «включённости» той или иной категории (учащиеся, педагоги, родители, социальные партнёры) в среду образовательного учреждения обусловливает необходимость их взаимодействия с этой средой, активного участия в её формировании. Анализируя возможный характер такого взаимодействия, мы исходим из «многоэтажности» (Н.А.Бердяев) природы человека как существа: биологического, социального, культурного, исторически конкретного, внутренне активного.С этих позиций реакция человека на среду зависит от сочетания в ней определённых характеристик:

    • пространственно-предметных (открытость, структурированность, упорядоченность, предметно-вещное наполнение),

    • социально--психологических (нравственный климат, характер взаимодействия, безопасность, комфортность),

    • информационных(источники и содержание информационного влияния, коммуникационные связи),

    • педагогических(общекультурный фон, система ценностей, воспитательные традиции, эстетическое оформление),

    • динамических, (темпо-ритмические характеристики, тенденции развития),

    • событийных(ситуации и события, которые предлагает конкретная среда).

    Соответственно, взаимодействуя со средой, человек способен «откликаться» на её вызовы и влияния многопланово. Ответ может носить разный характер:

    • психофизиологический, когда в результате влияния на подсознание физических, физиологических параметров среды, спонтанно возникают определённые настроения, впечатления, ассоциации, состояния,

    • социально-психический, возникающий на уровне включения человека в систему предложенных средой функционально-ролевых, межличностных, межгрупповых отношений,

    • социокультурный, когда в ходе освоения культурного контекста среды, культурных практик, возникает культурный резонанс, формируется необходимый социальный и культурный опыт,

    • личностный, появляющийся по мере возникновения и удовлетворения актуальных потребностей, интересов,

    • историко-обусловленный - среда транслирует, отражает вызовы времени, диктующие направление личностного развития, стимулирующие к поиску и самоопределению.

    Потенциальная вариативность пространства воспитания требует определения педагогических ориентиров для организации воспитательной среды требуемого качества.

    Литература

    Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

    Диалог о воспитании (концепции, взгляды, размышления, опыт). /Под общ. Ред. З.И.Васильевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

    Дьюи Дж. Школа и общество. – М.: Госиздат, 1924

    Караковский В.А. Новикова Л.И. Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. Изд. 2-е. Испр. и доп. - М., 2000.

    Колесникова И.А. О парадоксальности контекста современного образования // Новые ценности образования- ноябрь/декабрь 2006

    Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании.- М-Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002

    Монтессори М. Значение среды в воспитании: Пер. с итал. К. Памфиловой // Частная школа. – 1995. – №4. – С. 122-127

    Мудрик А.В. Воспитание как социальный институт. // Известия РАО.- М.: Изд-во Магистр,1999.

    Новикова Л.И. Школа и среда.- М.: Знание. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»), 1985 - №8.

    Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном про­странстве //Педагогика. 2000. № 6.

    Селиванова Н.Л. Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград, Перемена, 2004

    Формула воспитания: личность, деятельность, коллектив./Под общ. Ред. З.И.Васильевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

    Цирульников А. Девять ночлегов с воином, шаманом и кузнецом. Очерки по этнопедагогике. – Сельская школа со всех сторон. - №3 (56), февраль 2003

    Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее.- М., 2001



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Міністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей

      Документ
      ... у детей с особыми потребностями. ЛИТЕРАТУРА 1. Колесникова И. А. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения / И. А. Колесникова. – СПб. : РГПУ ...
    2. Учебные издания

      Учебники
      ... , Л.В. Детская общественная организация – специфическая воспитательная система: учеб. пособие / Л.В. Алиева ... М.: Юрайт, 2010. – 26,36 п.л. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения: науч.-пед. пособие ...
    3. Им ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Материалы III заочной Международной научно-практической конференции Омск 2009

      Документ
      ... старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения ... безопасности экспериментальных преобразований учебно-воспитательного процесса ставит ... 1993.- 415с. 17. Юцявичене П. Теория и практикамодульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. ...
    4. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

      Автореферат диссертации
      ... в учебно-воспитательном процессе, рассмотренные ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования социальной ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. ...
    5. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

      Автореферат диссертации
      ... в учебно-воспитательном процессе; - ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования окружающей ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе ...

    Другие похожие документы..