textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


Таблица оценки изменений среды

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЗА ПРОШЕДШУЮ ЧЕТВЕРТЬ ШКОЛЬНАЯ СРЕДА (СРЕДА НАШЕГО КЛАССА):

изменилась к лучшему, потому что…

изменилась к худшему, потому что…

ни в чём не изменилась, поскольку….

Для учителей используется формулировка: мне кажется, среда нашей школы за прошедшую четверть…..Для родителей: мне кажется, что среда, в которой находится мой ребёнок в классе (школе) за прошедшую четверть….

2. Массив полученных ответов анализируется по характеру оценки «позитив/негатив/ никак» и содержанию (отнесение к одному из фиксированных направлений изменений: см. блок средообразующих действий). Полученный материал служит исходной базой для анализа характера изменений среды и их причин.

3. Осуществляется статистическая обработка данных и их графическое представление.

4. Субъективная оценка учащихся, отражающая «внутренний» результат работы по изменениям среды, может служить ориентиром для коррекции этой работы.

Пример. 15-ти учащихся из 18-ти, заполнявших таблицу, отметили позитивные изменения в школьной среде. Один зафиксировал изменения к худшему. Двое никаких изменений не почувствовали.

Из 20 названных учащимися изменений 18 носят положительную направленность (к лучшему), 2 –отрицательную (к худшему).

Распределение по направлению изменений

Среди 18 названных позитивных изменений – 5 касаются активизации собственной позиции, 7 – улучшения отношений с товарищами, 3 – благоустройства школьной территории, 3 – относятся к изменениям условий внеклассной деятельности.

Из 2 негативных изменений одно указывает на ухудшение отношений с учителями, одно – отражает негативное отношение к переоборудованию спортивного гардероба.

Обобщение данных может быть представлено графически (см. рис.), наглядно указывая общий вектор движения вперёд и назад для «среды обитания» определённой группы людей за определённое время.

Сравнение данных, полученных при повторном использовании методики, позволит:

  • определить динамику происходящих изменений,

  • судить об их запланированном, т.е. связанном с целями проекта, планом изменений, или стихийном характере,

  • связать с данными Матрицы ресурсов.

3.6. Вариант табличной оценки изменений школьной среды.

Участникам предлагается заполнить таблицу следующего содержания:

Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в оценке изменений, которые произошли в школьной среде за последнее время. Для этого, пожалуйста, внимательно заполни эту таблицу.

1. В столбце «что изменилось» оцени произошедшие в школе (классе) за год изменения по пятибалльной шкале (самые заметные изменения – 5, наименее заметные – 1). Если ты считаешь, что изменений в каком-то направлении не произошло, поставь – 0

2. Кратко опиши свой вклад в произошедшие изменения.

Что в школе (классе) изменилось за этот год (четверть)

Оценка

Что я сделал(а), чтобы эти изменения

произошли

(Мой вклад в изменения)

А. Общее настроение в школе (в классе)

Б. Отношения между младшими и старшими учащимися

В.Оформление школьной среды

Г. Оборудование помещений

Д. Возможности для проведения времени после уроков

……………………………

Что ещё, по-твоему, изменилось?

Принцип анализа и интерпретации данных, аналогичен предыдущей таблице. Аналогичная таблица при некоторой корректировке текста может быть предложена для заполнения педагогам.

3.7. «ЖЖИ» (живой журнал изменений). Если у школы есть свой сайт, можно оформить живой журнал по типу «Виртуальной летописи изменений» или «Журнала Перемен», куда каждый человек, причастный к жизни школы, сможет вносить свои наблюдения о замеченных изменениях, в том числе, средовых. Имеющийся массив записей периодически можно обрабатывать с помощью метода контент-анализа.

Помимо диагностических функций, эта методика носит проектный характер, способствуя пространственному расширению и коммуникативному обогащению воспитательной среды образовательного учреждения за счёт появления новых виртуальных возможностей для сетевого общения с целевым содержательным наполнением.

3.8.Методика оценки воспитательного потенциала школы.91С.Д.Поляков предлагает упорядочить методическую сторону, методы анализа воспитательного потенциала школы следующим образом.

Первый вариант прост. Весь анализведётся через интуитивное оценивание каждого показателя экспертами, в простейшем случае – одним, и не по показателям, а сразу по факторам. В этом случае, если каждый фактор оценивать в градациях 0-1-2, то школа с суперпотенциалом наберёт 10 баллов (Будут оцениваться «Школьники», «Педагоги», «Администрация», «Материальные условия» и «Среда»).

  Подключение разных экспертов с расчленением факторовнаотдельные показатели делает картину в принципе более точной, но только в том случае, если эксперты внятно договорятся об общем подходе к оцениванию. Максимальный балл (в той же трёхпозиционной шкале) в этом случае - 30 (15 показателей, помноженные на максимальный в этой шкале балл - 2).

  Если же к разным показателям приложить разные шкалы и системы оценивания (иногда это кажется разумным и логичным), то возникнет непростая проблема сложения разношкальных оценок, процентов и обобщённых суждений.

  Конечно, есть более развитой методический ход- комплексный, включающий и мнения экспертов и анкетирование, и наблюдение и организацию специальных диагностирующих ситуаций. Но времени, сил, людей на такую операцию в школе, чаще всего, нет.

  Приведём два примера такой работы.

  1. Школа,определившаяся со своей воспитательной направленностью как интеллектуальной, заявленной в цели формирование у школьников знания, познания, науки как личной ценности.Какова в этом случае модель анализа факторов воспитательного потенциала, каковы возможные показатели?

Фактор «Школьники»

  • Распространённость среди школьников познавательных интересов (Сакцентируем: не учебных, а познавательных!).

  • Ожидание внеурочной интересной деятельности познавательной направленности (олимпиад, интеллектуальных конкурсов и т.п.).

  • Отношение актива школьников, особенно старшеклассников к ценностям «Познание», «Знание», «Наука». Отношение школьников к успешным «интеллектуалам».

Фактор «Педагоги»

  • Распространённость научных, исследовательских интересов среди педагогов.

  • Отношение педагогов к интеллектуальному воспитанию.

  • Владение педагогами - воспитателями, прежде всего лидерами педколлективов, методиками, технологиями проведения интеллектуальных дел, мероприятий.

Фактор «Администрация»

  • Отношение администрации к интеллектуальному воспитанию.

  • Наличие у членов администрации научных, исследовательских, интеллектуальных интересов.

  • Управленческая грамотность администрации в сфере организации воспитания.

Фактор «Материальные условия»

  • Наличие помещений, свободных и доступных во внеучебное время для организации познавательной, исследовательской деятельности школьников и интеллектуально-ориентированных мероприятий.

  • Наличие информационных ресурсов связанных с наукой, познанием (книги, журналы, газеты, доступы к соответствующим электронным источникам и т.п.).

  • Наличие множительной техники.

Фактор «Среда»

  • Преобладающий культурно-образовательный уровень семей школьников.

  • Наличие в ближнем и дальнем окружении школы учреждений, организаций с детскими объединениями, группами познавательной, научной направленности.

 (Характеристика «Улицы» для данной направленности воспитания более-менее безразлична).

  Приведём второй пример: школы выбравшей в качестве приоритета социальную направленность воспитания как участие школьников в преобразовании окружающей жизни. (То, что сейчас нередко называют социально-активная школа).

 Фактор «Школьники»

  • Распространённость среди школьников интересов, которым нетрудно задать социальную направленность.

  • Ожидание внеучебной деятельности, событий с участием школьников, вне стен школы.

  • Отношение актива школьников, особенно старшеклассников к возможности участия в «социально направленных действиях в среде» вне стен школы.

 Фактор «Педагоги»

  • Культурно-творческий потенциал педагогов могущий реализоваться в ситуации совместного со школьниками социальном действии.

  • Отношение педагогов к «социально-активному» воспитанию.

  • Владение лидерами педколлективов методиками, технологиями организации социально-направленной деятельности школьников

 Фактор «Администрация»

  • Отношение администрации к «социально-активному» воспитанию.

  • Наличие у членов администрации выраженных общественных интересов («общественного темперамента»).

  • Управленческая грамотность администрации в сфере организации социального воспитания.

 Фактор «Материальные условия»

Парадокс в том, что для данной направленности школьного воспитания материальные предпосылки не очень-то важны. Но всё-таки отметим два штриха.

  • Наличие помещения для проектно-штабной (условно) работы организаторов «социальных акций», где они чувствовали бы себя хозяевами!

  • Наличие множительно-оформительских средств.

Ещё один, частный, парадокс - наличие соответствующих средств-инструментов для социальной деятельности: трудовых, музыкальных, спортивных и пр. в школе не является в этом случае обязательным. Возможно использование средств внешкольных «заказчиков», заинтересованных в данных социальных акциях.

 Фактор «Среда»

  • Культурно-образовательный уровень семей относительно не важен, лишь бы не преобладала агрессия родителей на втягивание детей в социальную активность (но это редкий феномен).

  • Наличие в окружении школы административных органов, общественных объединений, организаций, партий заинтересованных в использовании, развитии социальной активности школьников или в прагматической пользе от деятельности школьников. (Как компенсации невозможности осуществлять какую-либо деятельность своими взрослыми силами).

  • Неагрессивность «Улицы» (если социальное действие развивается на «Улице»).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Часть IКонцепция модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения.

Глава 1. Система понятий.

Глава 2. Качество воспитательной среды

Глава 3. Модульный подход к преобразованию среды.

Часть II Методика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения

Глава 4. Педагогическое описание типовых блоков и модулей

4.1. Организационно-диагностический блок.

4.2. Блок стратегического планирования

4.3. Блок средообразующих действий

4.4 Экспертно-оценочный блок

4.5 Блок институционализации средовых изменений

ПРИЛОЖЕНИЕ I Дополнительные тексты и задания

ПРИЛОЖЕНИЕ II Методы и методики преобразования среды

Модуль

концептуализации

-разработка единого понятийного поля

-концептуализация позиций

-подготовка текста программы (проекта)

-оформление информационно-методических материалов

1 Тубельский А.Н.Легко ли быть директором. / Российско-американский форум образования: электронный журнал. / Volume: 1, Issue: 1. 1/05/2009 URL: /content/ru/

2 По терминологии М. Мид.

3 Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.

4 В этом смысле характерно использование Ю.С. Мануйловым метафорического понятия «меченые» относительно индивидов, которых коснулась та или иная стихия среды, оставив свой отпечаток в их облике, образе мыслей, чувств, действий, линии поведения.

5 Э. Шпрангером были выделены следующие типы людей: экономический (со склонностями к хозяйственной деятельности), теоретический (стремящийся к научной деятельности), эстетический (с тягой к искусству), социальный (ярко выраженный альтруист), политический (рвущийся к власти), религиозный.

6 Макаренко А.С. Педагогическая поэма, 2003 г. гл. Преображение, с.559.

7 Глубокие размышления на эту тему можно встретить в работах Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.В. Розанова, П.Ф. Каптерева, С.А. Рачинского и др.

8 Различные аспекты средовой проблематики в истории отечественной школы подробно отражены в трудах М. М. Скаткина,  З. И. Равкина, Р. Б. Вендровской, Ф. А. Фрадкина, Т. Н. Мальковской, В. Д. Семенова, З. А. Галагузовой, В. Г. Бочаровой.

9 Образование в поисках человеческих смыслов.-Ростов-на-Дону. 1995.С.20

10 С позиций Ю.С. Мануйлова, посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать. Опосредовать – преломлять, влиять, обогащать. Осреднять – типизировать.

11 У Ожегова по поводу стихии находим: «окружающая привычная среда (быть в своей стихии)» и «неорганизованное явление жизни или социальная среда.

12 См.: Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании.- Москва-Н.Новгород, 2008, Раздел I Средовой подход как педагогическая новация.

13 Ср. с понятиями индивидуального образовательного маршрута и образовательной траектории.

14 См. Приложение I, текст заданий 1 и 2.

15 URL: /books/prog/7.htm

16 Восходит к концепции динамической системы поведения К.Левина, полагавшего, что при нарушении равновесия между индивидом и средой возникает напряжение.

17 Понятие «качество среды» в данном случае заимствовано из социальной экологии.

18 Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. – М., 2001, с.28

19 Сегодня более распространён термин «hidden curriculum», скрытое учебное содержание.

20 Мануйлов Ю.С. «Стихия духа в лагунах лицейской среды» – возможно ли такое? //Социокультурная многомерность лицейского образования: Сб. научн. тр.-Пермь, 2004, с. 23.

21 Надпись над входом в Академию Платона.

22 По материалам официального сайта гимназии «Взмах». URL:

23 Система действий в рамках поисково-исследовательского модуля носит дискретный характер и может быть разнесена во времени.

24 URL: /res/other/Bschool/YP_bschool/yp_bschool.htm

25 Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. /Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». URL: /modules/article/view.article.php/c24/231/p4

26 В своей изначальной функции метод встречаемости используется при учёте видов на большом числе случайно взятых площадок путем установления частоты присутствия особей в сообществе и наличия константных видов. Разработан К. Раункиером (1909г.)

27 В данном случае уместно развести понятия коллективности и корпоративности, поскольку не все образовательные учреждения работают в системе коллективных отношений, но многие заботятся о формировании корпоративного духа.

28 Черенкова ИннаВладимировна 25.09.2007 21:05:35 учителя МОУ "Гимназия №22 г. Белгорода. URL:: /content/view/1057/

29 Каменский A.M. Управленческая фотография рабочей недели директора / Российско-американский форум образования: электронный журнал. - Volume: 1, Issue: 2 1/05/2009 URL: /content/ru/

30 SWOT - англ. аббревиатура слов: Strong (сильный), Weak (слабый), Opportunity (возможность), Treat (угроза).

31 Под миссией понимается общественное предназначение образовательного учреждения в деле воспитания подрастающего поколения, как его себе представляет коллектив.

32  URL: /

33 Материалы проекта можно найти по адресу: URL: /

34 Образовательный портал , раздел ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 г. Костромы. URL :/met_rus/k_upravobraz/k_rukovoditel/kostroma.htm

35  /res/other/Bschool/index.htm

36 Караковский В.А, Григорьев Д.В.Программа развития на 2006-2010 годы «Школа практического гуманизма как институт мировоззренческого и социо-культурного самоопределения молодого поколения»./ Российско-американский форум образования: электронный журнал. / Volume: 1, Issue: 1. 1/05/2009. URL: /content/ru/

37 URL: /metodkopilka/pedsovet/50.html

38 Отношение общего количества информационных единиц к объёму пространства/времени, в котором они распространяются.

39 Официальный сайт Павловской гимназии. URL: /

40 Там же.

41  Педагогический дизайн в зарубежной практике включает систематическую разработку педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания. Его содержанием является процесс анализа потребностей и целей обучения, разработка системы преподавания для удовлетворения этих потребностей, создание новых педагогических материалов и видов деятельности, тестирование и оценка их эффективности.

42 URL: /metodkopilka/pedsovet/50.html

43 Дмитрий Протасов. Школа вероятностного образования Александра Лобка. 24.08. 2009, 17:52 URL: /forum/index.php?autocom=blog&blogid=264&showentry=1749

44 URL: /met_rus/k_upravobraz/k_rukovoditel/kostroma.htm

45 Этот модуль является дополнительным, поскольку перестройка структуры времени внутри ОУ не всегда необходима.

46 Тубельский А.Н.Легко ли быть директором. / Российско-американский форум образования: электронный журнал. / Volume: 1, Issue: 1. 1/05/2009. URL: /content/ru/

47  URL: /

48 Этот шаг в рамках модуля не может выполняться формально.

49 URL :/met_rus/k_upravobraz/k_rukovoditel/kostroma.htm

50 Черенкова И.В. Воспитывающая среда и воспитательное пространство моей школы. URL:

/Board.aspx?cat_no=5686&Tmpl=Thread&BoardId=5689&ThreadId=20407&page=1

51 Там же.

52 В данном случае использовано терминологическое сочетание, производное от понятия «педагогический дискурс». См. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. –М.,ИЦ «АКДЕМИЯ», 2007, раздел 5.3.

53 Тубельский А.Н.Легко ли быть директором. / Российско-американский форум образования: электронный журнал. / Volume: 1, Issue: 1. 1/05/2009 URL: /content/ru/

54 URL: /

55 Для сравнения: в работе с дикими животными перемещение детёныша, выросшего в условиях неволи, в естественную среду обитания обязательно подготавливается человеком.

56 URL: /2003/49/24konkursi.shtml

57 К критериям и показателям изменений, в данном случае, не следует относить нормативные требования к среде, применяемые при лицензировании и аттестации ОУ (например, нормы СанПина, требования ГОС и пр.)

58 URL: /public/x2871.htm

59 URL: /podshiv/45/school.htm

60 Мануйлов Ю.С. Материалы к Интернет-конференции «Топологические» понятия в образовании». URL:

.

61 Федеральный центр образовательного законодательства.URL: /pravo/theory/normotvorchestvo/?11.html

62 Иванов А.В., доктор пед.наук, ученый секретарь Государственного НИИ семьи и воспитания. URL: /library/ivanov_av/ivanov-000001.html

63 Попов А.АОбразовательное пространство: социология и технология конструирования. // Сетевой журнал Кентавр. URL: /content/summa/23

64 Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики: Пер. с итал. С. Займовского. – Гомель, 1993. – С. 86 - 106.

65 URL: /articles/article.aspx?id=472

66 Фрагмент из сборника «Самоучка» как образ жизни». М. –Благотворительный фонд содействия образованию детей-сирот «Большая перемена», 2008, с.7-8. Автор – И.П.Рязанова, исполнительный директор БФ «Большая перемена».

67 Дмитрий Протасов. Школа вероятностного образования Александра Лобка.

URL: /forum/index.php?autocom=blog&blogid=264&showentry=1749

68 URL: /metodkopilka/pedsovet/50.html

69 В основу положены материалы, представленные в работах Научного центра современных проблем воспитания Ин-та теории образования и педагогики РАО: Словарь-справочник по теории воспитательных систем. Сост. П.В. Степанов – М.: Педагогическое общество России, 2001 и Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. Сост. И отв. ред. Д.В. Григорьев. Пермь, 2001

70 От греч. akme-вершина

71 Парадигма, от греч. – модель, образец.

72 Подход, предложен И.А. Колесниковой

73 Подход, предложен Г.Б. Корнетовым и М.В. Богуславским

74 Тесно связан по смыслу с системным, комплексный подход, который ориентирует на условия и способы работы с системными объектами, обеспечивающие целостность влияния.

75 Например, в отечественной педагогической теории и практике с 1970-х годов широко используется целостный подход к развитию личности.

76 В теории воспитания разрабатывается Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И. Аршиновым.

77 Подход разработан Ю.С. Мануйловым

78 В данном случае, слово «встреча» используется в его философском, бытийном понимании.

79  См.: Макарова Наталья Петровна. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников. Автореферат дисс……канд наук. 13.00.01- Самара, 2000 г.

80 URL:/gov/admin/terr/reg_viborg/muzeum_vyb/623

81 Использованы материалы курсового проекта К. Ивановой, зам. директора ГОУ СШ №442 г. Санкт-Петербурга (2007/2008 уч.г.) «Обеспечение наглядности мультимедийного представления исторических фактов в пространстве виртуального школьного музея».

82  Официальный сайт Павловской гимназии. URL: /

83 Тубельский А.Н.Легко ли быть директором. / Российско-американский форум образования: электронный журнал. / Volume: 1, Issue: 1. 1/05/2009 URL: /content/ru/

84 Официальный сайт Центра образования « 825 г. Москвы. URL: /

85 URL:/

86 Поляков С.Д. Реалистическое воспитание./Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». URL: /modules/article/view.article.php/c24/231/p4

87 Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза. /Пчела. 45 январь-апрель 2004.

URL:/podshiv/45/school.htm

88 Дескрипторы, в данном случае, понятийные словосочетания, в совокупности помогающие дать содержательно-смысловую характеристику среды.

89 Модификация мастерской «Таблички в парке», реализованной в Тольяттинском краеведческом музее Клаусом Зиверсом (Германия) и Арнолдом Шалксом (Нидерланды) (2001 г.)

90 Интернет-Проект «300 ИнтеЛлектуальных школ». URL: www.

91 Поляков С.Д. Реалистическое воспитание./Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». URL: /modules/article/view.article.php/c24/231/p4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Міністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей

    Документ
    ... у детей с особыми потребностями. ЛИТЕРАТУРА 1. Колесникова И. А. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения / И. А. Колесникова. – СПб. : РГПУ ...
  2. Учебные издания

    Учебники
    ... , Л.В. Детская общественная организация – специфическая воспитательная система: учеб. пособие / Л.В. Алиева ... М.: Юрайт, 2010. – 26,36 п.л. Теория и практикамодульногопреобразованиявоспитательнойсреды образовательного учреждения: науч.-пед. пособие ...
  3. Им ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Материалы III заочной Международной научно-практической конференции Омск 2009

    Документ
    ... старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения ... безопасности экспериментальных преобразований учебно-воспитательного процесса ставит ... 1993.- 415с. 17. Юцявичене П. Теория и практикамодульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. ...
  4. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... в учебно-воспитательном процессе, рассмотренные ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования социальной ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. ...
  5. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... в учебно-воспитательном процессе; - ... В образовательной среде особое внимание ... в модульной программе ... неоценимый опыт преобразования окружающей ... Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе ...

Другие похожие документы..