textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


Радиосвязь является одним из оперативных и экономичных видов связи и наиболее полно отвечает специфике работы морского транспорта. С помощью радио можно осуществлять связь с судами, зачастую удаленными от береговых баз на сотни и тысячи миль. Радиосвязь является одним из важнейших средств, обеспечивающих безопасность мореплавания, а также

оперативно-диспетчерское руководство работой флота и его предприятий.

Основное назначение радиосвязи морской подвижной службы состоит в обеспечении:

безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море;

оперативно-диспетчерского руководства работой флота, портов, предприятий организаций морского транспорта.

В системе диспетчерского управления морским транспортом средства радиосвязи позволяют обеспечить своевременную и точную передачу и прием сведений о местоположении судов в море, времени приема судна портом и начале грузовых операций, ходе погрузочно-разгрузочных работ, задержках и простоях судов и т. д. Используя радиосвязь, оперативньй персонал судоходных компаний имеет возможность быстро доводить до исполнителей распоряжения и контролировать их своевременное выполнение. С помощью радио можно! предупредить находящиеся в море суда об угрожающих мореплаванию стихийных явлениях природы, нарушениях навигационной обстановки и т.п.

Радиосвязь имеет особо важное значение для своевременного принятия мер по оказании помощи судну в случае бедствия. Посредством радио можно определить местонахождение судна, терпящего бедствия, установить характер просимой помощи, а также осуществлять руководство спасательными операциями и оказывать медицинскую помощь.

Судовые радиостанции морской подвижной службы имеют право держать связь и вести радиообмен:

• между собой;

• с судами иностранных государств;

• с радиостанциями самолетов промысловой и ледовой разведок;

•с береговыми радиостанциями иностранных государств;

Организация связи морской подвижной службы, порядок работы судовых и береговых радиостанций, действия персонала при эксплуатации средств радиосвязи и порядок обработки корреспонденции осуществляются в соответствии с Регламентом Радиосвязи а также Правилами радиосвязи морской подвижной службы Российской Федерации.

Организация радиослужбы на море

Функционально систему морской радиослужбы можно представить в виде трех отдельных служб:радионаблюдения, радиосвязи, радиоосведомления и определения (специальной радиослужбы).

Служба радионаблюдения обеспечивает наблюдение на определенных частотах (вызова и бедствия), установленных международными соглашениями, за вызовами береговых и судовых радиостанций для установления взаимной связи, а также для обеспечения безопасности мореплавания и сохранности человеческой жизни на море. Радионаблюдение ведется и судовыми станциями в определенно установленное время, а также специальными станциями по утвержденному расписанию, но как правило, круглые сутки.

Служба радиосвязи обеспечивает взаимную работу судовых и береговьк станций на базе постоянных линий связи, открытых для обмена корреспонденцией по установленному расписанию. С помощью службы радиосвязи осуществляется передача результатов радионаблюдения, а также распоряжений и донесений по оперативно-диспетчерским и служебным вопросам.

Служба радиоосведомления и определения ( специальная радиослужба) предназначена для передачи мореплавателям различного рода сведений о навигационной обстановке на

морском бассейне (погоде, состоянии моря, погасших маяках и т. п.), а также для определения местоположения судна при потере им ориентировки. Для нужд этой службы используются береговые и судовые радиостанции или станции специального назначения, расположенные в районах с тяжелыми и сложными условиями плавания.

В морской радиослужбе служба радиосвязи по объему обрабатываемой корреспонденции, количеству и мощности технических средств имеет наибольший удельный вес.

История создания ГМССБ

Для спасения человеческих жизней на море отдельные страны начали использовать радио с самого начала его изобретения.

Первая попытка объединения усилий мирового морского сообщества для охраны человеческой жизни на море (SOLAS-14), была предпринята в канун I первой мировой войны.

В частности, предлагалось ввести обязательную радиовахту на частоте 500 кГц , суда с количеством людей на борту более 50 человек, оснастить двумя радиоустановками, главной и аварийной. Дальность связи с помощью главной радиоустановки должна была быть не менее 100 морских миль. Аварийная радиостанция должна была питаться от аккумуляторов, обеспечивающих ее работу в течение б часов и обеспечивать дальность связи 50 - 80 миль.

Известные события начала XX века не позволили осуществить эти планы. Только SOLAS-29 обязал ввести радиовахту в диапазоне СВ на частоте 500 кГц с использованием азбуки Морзе на пассажирских судах и грузовых судах валовой вместимостью 1600 регистровых тонн и более.

SOLAS-48 ввел требование по несению радиовахты на частоте 2182 кГц в режиме радиотелефонии для судов валовой вместимостью 300-1600 р.т.

Конвенция SOLAS-74 обязала все суда, находящиеся в море, нести слуховую радиовахту в режиме радиотелефонии на частотах УКВ и ПВ диапазонов (156.8 МГц и 2182 кГц соответственно).

Свойства радиоволн указанных выше диапазонов не позволяют обеспечивать Глобальную радиосвязь, поэтому в общем случае суда в открытом море могли рассчитывать на помощь только других судов, находящихся на расстоянии 100-150 миль, и принявшие сигналы с просьбой о помощи.

Ограниченность дальности действия средств связи а также человеческий фактор снижали эффективность использования радиосвязи для охраны человеческой жизни на море, поэтому Международная морская организация (ИМО) в 1988 г. провела Конференцию договаривающихся правительств Международной Конвенции SOLAS-74, на которой были приняты поправки к Конвенции, касающиеся радиосвязи, связанные с внедрением Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).

К этому времени широкое распространение получили системы спутниковой связи, обеспечивающие быструю и достоверную связь независимо от расстояния, а также буквопечатающая радиосвязь (УБПЧ), вытесняющая азбуку Морзе. Была разработана система цифрового избирательного вызова (ЦИВ), позволяющая отказаться от несения слуховой радиовахты.

Главное отличие концепции ГМССБ от старой системы связи при бедствии, заключается в следующем:

• в старой системе сигналы бедствия предназначались во-первых для судов, находящихся поблизости и не было четкого взаимодействия межу поисково-спасательными организациями разных стран;

• в ГМССБ сообщения о бедствии предназначаются в первую очередь морским спасательно-координационным центрам (СКЦ), тесно взаимодействующими между собой, имеющими возможность оповещения других судов в районе бедствия и координации их действий при проведении спасательных операций.

• возможность судна, терпящего бедствие, непосредственного оповещения судов, находящихся вблизи места бедствия, сохраняется, но используются другие средства связи.

• обеспечение судов информацией по безопасности мореплавания осуществляй централизованно, с использованием общих каналов как наземной радиосвязи, так спутниковой связи.

Действия капитанов судов, оборудованных в соответствии с требована ГМССБ, в критических ситуациях, определяются следующей схемой.

Поэтапное внедрение ГМССБ началось с 1992 года

• с 1 августа 1993 года - все суда оборудованы приемниками НАВТЕКС спутниковыми радиобуями;

• с 1 февраля 1995 года - вновь строящиеся суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ;

• с 1 февраля 1999 года - все суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ;

Следует отметить, что ГМССБ ориентирована главным образом на связь с использованием оповещений и сигналов бедствия, срочности и безопасности, которая в дальнейшем для краткости будет именоваться аварийной. Вся иная радиосвязь называется радиосвязью общего назначения или общественной радиосвязью.

Для нужд общественной радиосвязи новые технологии связи внедрялись по мере их появления и будут внедряться в основном в зависимости от уровня экономического развития отдельных стран независимо от ГМССБ.

Элементы ГМССБ

В ГМССБ используются:

• системы спутниковой связи ИНМАРСАТ и КОСПАС-САРСАТ

• системы наземной радиосвязи Морской подвижной службы в диапазонах УКВ, СВ-ПВ, и КВ.

Система ИНМАРСАТ

Система ИНМАРСАТ состоит из береговых станций спутниковой связи (БЗС), расположенных в различных странах и обеспечивающих выход в различные международные сети связи, судовых станций спутниковой связи (СЗС), и четырех спутников, расположенных в плоскости экватора на высоте около 36 тыс. Км. Период обращения спутников равен 24 часам, поэтому спутники кажутся неподвижными относительно Земли и видны с большей части земного шара.

Исключение составляют полярные районы. Спутники выполняют функции ретранслятора и обеспечивают:

• двухстороннюю связь между судном и берегом;

• прием сообщений от аварийного радиобуя (АРБ) в диапазоне 1.6 ГГц и передачу их в спасательно-координационный центр;

• передачу на суда циркулярных сообщений как аварийных, так и общего назначения.

Связь между судном и спутником осуществляется в диапазоне 1.6 и 1.5 ГГц, а между спутником и берегом в диапазонах 4 и 6 ГТц. Радиоволны этих диапазонов беспрепятственно проходят ионосферу и спутниковая связь практически не зависит от состояния атмосферы и времени суток.

Система КОСПАС-САРСАТ

Международная космическая система поиска аварийных судов КОСПАС-САРСАТ состоит из пунктов приема информации на суше (ПЛИ), спутников, запущенных на околополярную орбиту на высоте 800-1000 км и аварийных радиобуев (АРБ). Для использования в ГМССБ выпускаются АРБ, работающие в диапазоне 406 МГц.

Информация, принятая от такого буя, ретранслируется в реальном масштабе времени на ПЛИ, находящиеся в зоне видимости спутника, а также поступает в запоминающее устройство спутника для последующей передачи.

Координаты буя определяются по Доплеровскому сдвигу частоты, что является преимуществом по сравнению с АРБ, работающими а системе ИНМАРСАТ. Последние неподвижны относительно своих спутников и сведения о их местоположении можно получить только в том случае, если введены координаты в сообщение, передаваемое радиобуем.

Однако время доставки сообщения в системе КОСПАС-САРСАТ на СКЦ зависит от взаимного расположения спутников, ПЛИ и АРБ и с учетом времени ожидания подлета спутника к бую и времени движения спутника от буя до ближайшего ПЛИ может достигать 2 часов.

В системе ИНМАРСАТ сообщение от буя до СКЦ доставляется практически мгновенно.

АРБ оснащаются маломощным передатчиком, работающим на международной авиационной аварийной частоте 121.5 МГц, предназначенным для ближнего привода поисково-спасательных средств.

Цифровой избирательный вызов

Система цифрового избирательного вызова (ЦИВ) внедряется взамен слуховой вахты на частотах 500, 2182 кГц и 156.8 МГц (16 канал УКВ), а также в диапазоне КВ. Для ЦИВ выделены собственные частоты, для аварийной и общественной радиосвязи. ЦИВ служит для

сообщения одной или нескольким радиостанциям о желании станции, пославшей вызов связаться с ними. Последующая связь возможна по радиотелефону или УБПЧ на отведенньк для них частотах. В аварийных сообщениях ЦИВ передается идентификатор судна, сведения о месте, времени, характере бедствия и виде последующей связи.

Устройства ЦИВ используются в системах связи морской подвижной службы в полосе частот следующих диапазонов:

• УКВ-156... 174 МГц - на частоте 156.525 МГц;

• ПВ-1605... 4000 кГц- на частотах 2177, 2187.5 и 2189.5 кГц .

• КВ-4...27.5 МГц - 5 частот для аварийной связи в полосах 4, 6, 8, 12 и 16 МГц и частоты для коммерческого ЦИВ;

НАВТЕКС

Международная автоматизированная система передачи навигационных и метеорологических извещений, предупреждений и другой срочной информации в режиме узкополосной буквопечатающей связи (НАВТЕКС) включает в себя береговые станции работающие на частоте 518 кГц по определенному расписанию и передающие информацию на английском языке , а также приемники НАВТЕКС, установка которых на судах обязательна с 1993 года.

НАВТЕКС является компонентом Всемирной службы навигационных предупреждений, и обслуживает прибрежные районы. Дальность действия системы НАВТЕКС зависит от чувствительности приемника, мощности берегового передатчика, его антенны и других факторов и не превышает 400 миль. За пределами действия системы НАВТЕКС информация по безопасности мореплавания передается через ИНМАРСАТ или с помощью УБПЧ на отведенных для этой цели восьми фиксированных частотах диапазона КВ.

Радиолокационное обнаружение

Для обнаружения места бедствия помимо аварийных радиобуев (АРБ), систем ИНМАРСАТ, КОСПАС-САРСАТ и УКВ ЦИВ ( 70 канал УКВ диапазона, частота 156.525 МГц), в ГМССБ предусмотрено использование радиолокационного ответчика (РЛО), работающего в диапазоне 3.2 см.

При облучении радиолокационного ответчика радаром, работающим в диапазоне 3.2 см, на экране радара появляется засветка в виде 12 точек или дуг, в зависимости от расстояния до РЛО и выбранной шкалы дальности радара.

По этим засветкам можно определить местоположение спасательного средства, с установленным на нем радиолокационным ответчиком.

Принцип построения ГМССБ

Принципы организации ГМССБ определены Правилами новой Главы IY Конвенции SOLAS-74.

Функциональные требования к радиооборудованию ГМССБ

Судовое радиооборудование ГМССБ должно обеспечивать:

О передачу оповещений о бедствии в направлении судно-берег по меньшей мере двумя отдельными и независимыми средствами, каждое из которых использует различные виды радиосвязи;

1 прием оповещений о бедствии в направлении берег-судно;

2 передачу и прием оповещений о бедствии в направлении судно-судно;

3 передачу и прием сообщений для координации поиска и спасания;

4 передачу и прием сообщений на месте бедствия;

5 передачу и прием сигналов для определения местоположения;

6 передачу и прием информации по безопасности на море;

7 передачу и прием сообщений общего назначения через береговые системы и сети связи;

8 передачу и прием сообщений «мостик-мостик».

Морские районы ГМССБ

Минимальный состав радиооборудования, обеспечивающий надежную связь с СКЦ, зависит от удаленности судна от береговых средств связи. В ГМССБ определены следующие морские районы:


район А1- район, в котором существует надежная связь по меньшей мере с одной радиостанцией УКВ, оборудованной системой ЦИВ;

район А2- район, в котором существует надежная радиосвязь по меньшей мере с одной радиостанцией ПВ, оборудованной системой ЦИВ (за исключением района А1);

район A3- район, в котором действует надежная связь через систему ИНМАРСАТ (поверхность Мирового океана, заключенная приблизительно между 70 гр. северной и 70 гр. южной широты), за исключением районов А1 и А2 ;

Морской район А4- район за пределами морских районов А1, А2, и A3.

Кроме состава оборудования морские районы влияют и на квалификационные требования к судовом операторам ГМССБ, работающих в этих районах.

Дипломы судового персонала ГМССБ

Для обслуживания радиооборудования на судне должен быть дипломированный специалист. Регламентом Радиосвязи для ГМССБ определены следующие категории дипломов

•диплом радиоэлектроника первого класса;

•диплом радиоэлектроника второго класса;

•общий диплом оператора;

•ограниченный диплом оператора.

Радиостанции судов ГМССБ, плавающих за пределами действия береговой УКВ радиостанции должны обслуживать специалисты с общим дипломом оператора ГМССБ или радиоэлектроники первого и второго классов.

В зоне действия береговой УКВ радиостанции оборудование ГМССБ может также обслуживать и обладатель ограниченного диплома.

Следует заметить, что Администрация каждого государства этот вопрос решает самостоятельно, с учетом сложившихся традиций, способом обеспечения работоспособности оборудования, распределением обязанностей среди членов экипажа и т.д. На судах, плавающих под Российским флагом разрешается'.

•судовому оператору ограниченного района ГМССБ занимать должность радиоспециалиста на судах, совершающих рейсы исключительно в районе А1;

•судовому оператору ГМССБ занимать должность радиоспециалиста на грузовых су,д совершающих рейсы в районах А1 и А2 а также на пассажирских судах - исключительно районе А l;

•судовым радиоэлектроникам 1 и 2 класса занимать должность радиоспециалиста на1 любых судах, плавающих в любых районах. |

С l апреля 1997 года вводятся следующие требования к наличию дипломированных' специалистов на судах Российской Федерации, оборудованных под ГМССБ:

• На судах, совершающих рейсы в морском районе А1 - все судоводители должны иметь, как минимум, диплом оператора ограниченного района ГМССБ.

• На судах, совершающих рейсы в морском районе А2 - капитан и старший помощник капитана должны иметь общий диплом оператора ГМССБ, все остальные судоводители должны иметь, как минимум, диплом оператора ограниченного района ГМССБ.

• На судах, совершающих рейсы в морских районах A3 и А4, вводится комбинированный метод технического обслуживания и ремонта на борту судна, а также сервисного обслуживания на берегу. На данных судах обязательно наличие радиоэлектроника первого или второго класса. Капитан должен иметь общий диплом оператора ГМССБ, а все остальные судоводители - диплом оператора ограниченного района ГМССБ. До 01.02.99 г. вместо диплома радиоэлектроника допускается использование диплома радиооператора 1 класса совместно с дипломом оператора ГМССБ.

Требования к установке радиооборудования

При установке радиооборудования на судах ГМССБ действуют следующие принципы:

• для подачи оповещений о бедствии должны быть две независимые системы;

• системы оповещения о бедствии должны управляться с места управления судном;

• должна обеспечиваться постоянная работоспособность оборудования;

• должен быть резервный источник питания.

Требования к источникам питания

Резервный источник энергии предназначен для питания радиоустановки при выходе из строя главного и аварийного судового генератора. В качестве резервного источника питания на судах используются аккумуляторы.

•Их емкость рассчитывается из условия одновременной работы УКВ радиостанции и ПВ/КВ радиоустановки (или станции спутниковой связи ИНМАРСАТ), в зависимости от района плавания и комплектации.

•Емкость аккумулятора должна быть достаточной для обеспечения работы по меньшей мере в течении 1 часа (б часов на судах, построенных до 01.02.95 г., если они не имеют аварийного генератора).

•обязательно наличие автоматического зарядного устройства, обеспечивающего заряд до требуемой минимальной емкости в течении 10 часов.

14

Бесперебойное электропитание радиоустановки ГМССБ может осуществляться по следующей схеме:

При выходе из строя главного генератора питание осуществляется от аварийного

генератора. На время его запуска к преобразователю подключается аккумулятор через нормально замкнутые контакты реле.

Техническое обслуживание

Для обеспечения работоспособности радиооборудования ГМССБ на судах, плавающих в морских районах A3 и А4 должны использоваться по меньшей мере два из следующих способов:

• техническое обслуживание и ремонт в море;

• береговое техническое обслуживание;

•дублирование оборудования.

При работе судна в морских районах А1 u A2 достаточно использовать один из этих способов.

Для технического обслуживания и ремонта в море на судне должен быть радиоэлектроник 2 или 1 класса, а радиооборудование снабжено соответствующей технической документацией, запасным имуществом и принадлежностями (ЗИП) и контрольно-измерительными приборами (КИП).

При использовании берегового технического обслуживания должно быть соглашение с компанией, обеспечивающей такое обслуживание, в перечне оборудования, прилагаемом к акту освидетельствования радиооборудования, должен быть указан вид технического обслуживания, а в радиожурнале указываться соответствующие сведения о сервисной компании.

При дублировании оборудования на судне дополнительно устанавливается:

• в морском районе A3 - радиостанция УКВ с ЦИВ и радиостанция ПВ/КВ с ЦИВ (или СЗС ИНМАРСАТ);

• в морском районе А4 - радиостанция УКВ с ЦИВ и радиостанция ПВ/КВ с ЦИВ.

Состав оборудования

Требования к минимальному составу радиооборудования распространяется на все суда, подпадающие под действие Конвенции СОЛАС. К таким судам относятся:

• пассажирские суда;

• все грузовые суда водоизмещением 300 р.т. и выше.

На всех судах, независимо от района плавания должно быть:

l. радиооборудование спасательных средств:

• переносной УКВ радиотелефон (УКВ носимая радиостанция)

• радиолокационный ответчик

2. радиобуй

3. приемник НАВТЕКС

4. приемник многофункционального группового вызова (МГВ или РГВ) для приема информации по безопасности мореплавания, передаваемой на суда. плавающие в зоне действия ИНМАРСАТ, не охваченной системой НАВТЕКС

5. УКВ радиоустановка с устройством ЦИВ, обеспечивающая;

•передачу оповещений ЦИВ на 70 канале (156.525 МГц)

• непрерывную вахту на частоте 156.525 МГц в режиме ЦИВ

• двустороннюю связь в диапазоне 156...174 МГц

6. До 1 февраля 1999 г. - приемник слуховой вахты на частоте 2182 кГц и генератор

радиотелефонного сигнала тревоги

На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - соответственно 2,1 и l. На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее 3 УКВ носимых станции, 2 РЛО и 2 АРБ.

Состав радиооборудования в зависимости от района плавания:

Приемник EGC не требуется при плавании судна в районе, охваченном системой NAVTEX

Радиооборудование спасательных средств



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Морской утц разработал тестовые задания для речников

    Документ
    ... транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное ... АДМИРАЛА С.О.МАКАРОВА Институт управления и экономики МОРСКОЙУЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЙЦЕНТРМорской УТЦ разработал тестовые задания для ...
  2. «профессиональная тренажерная подготовка операторов-радиотелефонистов»

    Рабочая программа
    ... МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Учебная программа «Профессиональная тренажерная подготовка ... Связи при Бедствии (ГМССБ); - C-Петербург, Морскойучебно-тренажерныйцентр ГМА им. адм. С.О.Макарова – 1999 ...
  3. ФГОУ Государственная морская И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е П И С Ь М О № 1

    Решение
    ... Санкт-Петербурге на базе Морскогоучебно-тренажерногоцентра состоится научно-технический семинар на ... оборудования и тренажерной техники, руководители и инструкторы тренажерныхцентров, преподаватели морских и речных учебных заведений. Требования ...
  4. Имени адмирала »

    Рабочая программа
    ... .12.99г. Технико-эксплуатационным требованиям к учебно-тренажернымцентрам ГМССБ от 26.11.2001 ... Связи при Бедствии (ГМССБ); - C-Петербург, Морскойучебно-тренажерныйцентр ГМА им. адм. С.О.Макарова – 1999 ...
  5. Программа 10-ой международной конференции 22-24 сентября 2011

    Программа
    ... заседание Председатель: Дэвид Гатфилд, Директор МорскогоучебногоцентраМорской академии Ворсош, Председатель IMLA, председатель ... . директора Института Управления и Экономики; Директор МорскогоУчебногоТренажерногоЦентра, Россия 13:45 Обед 15 ...

Другие похожие документы..