Главная > Отчет


3.1.6. Филиалы и представительства эмитента

Изменений в составе филиалов и представительств эмитента в отчетном квартале не было.

3.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента

3.2.1. Отраслевая принадлежность эмитента

Коды ОКВЭД

33.20.1., 33.20.2, 73.10, 61.20, 62.20, 60.24, 60.23, 50.20, 50.10, 29.71, 32.20, 32.10

3.2.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента

Виды хозяйственной деятельности (виды деятельности, виды продукции (работ, услуг)), обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации (выручки) эмитента за отчетный период

Наименование вида продукции (работ, услуг): Авиационная техника

Наименование показателя

2009, 9 мес.

2010, 9 мес.

Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, руб.

1 356 785 000

2 177 526 000

Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, %

72.3

80

Изменения размера выручки (доходов) эмитента от основной хозяйственной деятельности на 10 и более процентов по сравнению с соответствующим отчетным периодом предшествующего года и причины таких изменений

Произошло увеличение размера доходов от авиационной техники по сравнению с 9 месяцами 2009 г. на 60,5%.

Наименование вида продукции (работ, услуг): Железнодорожная электроника и автоматика

Наименование показателя

2009, 9 мес.

2010, 9 мес.

Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, руб.

209 458 000

293 043 000

Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, %

11.2

10.8

Изменения размера выручки (доходов) эмитента от основной хозяйственной деятельности на 10 и более процентов по сравнению с соответствующим отчетным периодом предшествующего года и причины таких изменений

Прирост выручки от продажи продукции 9 месяцев 2010 года к 9 месяцам 2009 года составил 39,9%.

Сезонный характер основной хозяйственной деятельности эмитента

Основная хозяйственная деятельность эмитента не имеет сезонного характера.

Имеющие существенное значение новые виды продукции (работ, услуг), предлагаемые эмитентом на рынке его основной деятельности, в той степени, насколько это соответствует общедоступной информации о таких видах продукции (работ, услуг). Указывается состояние разработки таких видов продукции (работ, услуг).

ОАО ";ЭЛАРА"; специализируется на производстве электроники для авиации: пилотажно-навигационные комплексы, бортовая вычислительная техника, системы отображения информации и дистанционного управления, авиационные приборы контроля. С середины 90-х предприятие развивает гражданскую продукцию по нескольким направлениям: железнодорожная электроника и автоматика, банковское терминальное оборудование, промышленная электроника, автомобильная электроника, навигационная автоматика, печатные платы.
Указаны имеющие существенное значение новые виды продукции (работ, услуг), предлагаемые эмитентом на рынке основной деятельности:

Наименование новой продукции Уровень новизны, Объем Объем
область применения выпуска выпуска
за 9 мес. за 9 мес.
2009 г., млн. 2010 г., млн.
руб./шт. руб./шт.

Микропроцессорная система Новый продукт. 2/4 2,9/6
управления для тепловоза 2ТЭ25К Железнодорожный
транспорт

Задатчик Новый продукт. 3,6/80 1,1/28
Железнодорожный
транспорт

Комплекс систем управления Новый продукт. 0/0 30/16
и безопасности электропоезда Железнодорожный
(УПУ 2-го этапа) транспорт

Автоматизированная система Новый продукт. 0/0 0,5/4
контроля (АСК) Железнодорожный
транспорт

ПТРЦ, ГТРЦ, ШКАФ ПТРЦ, ГТРЦ Новый продукт. 0/0 2,46/37
Железнодорожный
транспорт

Оборудование для Новый продукт. 7,89/26 696 3,02/3 014
автоматизированной системы учета Приборы учета
электроэнергии SMART IMS электроэнергии
(контрактное производство)

Комбинация приборов Новый продукт. 1,1/234 1,35/287
промышленного трактора 61.3801 Автоэлектроника

КП КАМАЗ Новый продукт.
(ЦБ КП, Автоэлектроника 13,25/4 324 22,63/7 413
тахометр, ЕВРО-3 4,69/4 316 0 / 0*
спидометр) 1,24/1 040 0 / 0*

Блок управления 50.3763-30 ТНВД Новый продукт. 16,7/3 524 0 / 0*
ЯЗДА Автоэлектроника

Комбинация приборов Новый продукт. 0 / 0 1,502/371
сельскохозяйственного трактора Автоэлектроника
(КП СХТ)

Блок электронный комбинации 70 Новый продукт. 0 / 0 0,00002 /
приборов (БЭ КП 2115/2123) Автоэлектроника

* - переход изделий из категории новых в серийно производимые.

Эмитент специализируется на производстве электроники для производства авиационной техники военного и двойного назначения: пилотажно-навигационные комплексы, бортовая вычислительная техника, системы отображения информации и дистанционного управления, авиационные приборы контроля. При этом, практически вся хозяйственная деятельность эмитента сосредоточена на территории РФ, где основными потребителями продукции являются предприятия, специализирующиеся на производстве соответствующей авиационной техники. Присутствие за пределами РФ обеспечивается за счет участия в ВТС в рамках кооперации с предприятиями, имеющими право на ВТС и соответствующие лицензии.
Эмитент по-прежнему является надежным партнером ведущих производителей и разработчиков авионики для истребителей. В настоящее время, приоритетным для предприятия в области производства спецтехники, является освоение серийного производства блоков и комплексов из состава БРЭО самолетов поколения 4++ и 5. Прежде всего, это производство комплексных систем управления (КСУ) и оборудования для обработки и отображения полетной и боевой информации в кабине пилота. Наличие собственной программы НИОКР, кооперация с ведущими разработчиками БРЭО: ОАО МНПК ";Авионика";, ОАО ";РПКБ";, ФГУП ";НИИАО"; и ФГУП ";САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОКБ ";ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКА";, а также наличие программы технологического перевооружения позволит предприятию и в дальнейшем оставаться в числе лидеров, на острие передовых технологий и разработок в области производства авионики.

Стандарты (правила), в соответствии с которыми подготовлена бухгалтерская отчетность и произведены расчеты, отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета:
Налоговый кодекс РФ, действующие правила бухгалтерского учета, утвержденные Министерством финансов:
ПБУ 1/98 ";Учетная политика организации"; , утвержденная Приказом Минфина РФ от 9.12.98 г. № 60н;
ПБУ 9/99 ";Доходы организации";, утвержденные Приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. № 32н;
ПБУ 10/99 ";Расходы организации";, утвержденные Приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. № 33н;
Федеральный закон от 22.11.96 г. №129-Ф3 ";О бухгалтерском учете";.

3.2.3. Материалы, товары (сырье) и поставщики эмитента

За отчетный квартал

Поставщики эмитента, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и товаров (сырья): нет.

Изменения цен более чем на 10% на основные материалы и товары (сырье) в течение соответствующего отчетного периода не было.

Доля импорта в поставках материалов и товаров, прогноз доступности источников импорта в будущем и возможные альтернативные источники - 27,19%.

3.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента

Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность:
Авиационная продукция
Основными потребителями, блоков, систем и комплексов авионики, производимыми эмитентом, являются отечественные производители летательных аппаратов. Прежде всего, это производители модификаций самолетов Су, МиГ, Як, Ил, Ту, и Бе-200, а также это вертолетов фирм Камова и Миля. Соответственно оценка рынков сбыта производится исходя из анализа рынков сбыта производителей летательных аппаратов.
В последние годы изменилась содержательная часть военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Сейчас делается акцент на техническое обслуживание и ремонт ВиВТ, создание сервисных и технических центров, а также совместных предприятий. Планируется расширение имеющихся сервисных центров в ряде стран. За последние годы объем поставок запчастей и сервисного обслуживания в целом в стоимостном выражении увеличился в десятки раз.
Во взаимоотношениях с основными странами-партнерами в сфере ВТС осуществляется переход от традиционных отношений ";продавец-покупатель"; к организации лицензионного производства российской техники.
Новой формой сотрудничества России с зарубежными странами стало предоставление государственных кредитов на закупку российского оружия.
Еще одним перспективным направлением расширения ВТС является урегулирование проблемы задолженности ряда стран России за счет встречных закупок российских вооружений. Такие схемы в разных вариантах реализованы с Сирией, Алжиром и Ливией.
До последнего времени, несмотря на то, что Россия стабильно входит в десятку стран-лидеров по расходам на вооружение, внутренние заказы на военно-воздушную технику сводились, как правило, к модернизации уже существующего парка, а не на закупку новых современных истребителей. Известно о подписании Министерством обороны контрактов на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34 к 2013 году, 48 многофункциональных истребителей Су-35 к 2015 году, 12 Су-27СМ и четырех Су-30М2 к 2011 году и 12 учебно-боевых самолетов поля боя Су-25УБМ. В 2010 году министерство обороны намерено подписать контракты на поставку 2015 году 26 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Дополнительные контракты могут быть подписаны на не менее 80 Су-34 и 24-48 Су-35.
Оценивая возможности участия во внешнеэкономической деятельности, следует учесть тот факт, что Эмитент напрямую не выходит на зарубежные рынки. Поставка продукции на экспорт осуществляется либо в составе финальных объектов, либо через головных исполнителей контрактов в рамках ВТС. Участие в кооперации с исполнителями экспортных контрактов, обеспечивает предприятию не только возможность относительно стабильного существования, но и своевременное проведение модернизации производственных мощностей для целей минимизации затрат, увеличения производительности труда и освоения новых видов продукции, обеспечивающих как диверсификацию продуктового портфеля, так и формирование задела для будущей производственной деятельности эмитента. Вследствие указанных причин эмитент, прогнозируя свою деятельность, придает важное значение анализу состояния зарубежных рынков сбыта боевой авиации.
Благодаря тому, что широкая гамма модификаций самолетов марки ";Су";, позволяет перекрывать значительный спектр предложений - от относительно недорогих истребителей, по-прежнему сохраняющих высокий потенциал, до одних из наиболее продвинутых в мире истребителей поколения ";4+"; (Су-30МКИ и его вариации), а также благодаря успешной разработке новейшего многофункционального Су-35 и Су-50, а также предложению на экспорт фронтовых бомбардировщиков Су-34 позволят сохранить конкурентоспособность российских предложений в области тяжелых истребителей и соответственно обеспечить загрузку производственных мощностей эмитента, примерно до 2020 г.

1. Зарубежные рынки.
На сегодняшний день структура портфеля контрактных обязательств, по поставкам боевой авиации, отличается высокой диверсификацией. Если еще несколько лет назад, до 70-80% экспорта российского оружия приходилось на Китай и Индию. Теперь, появился третий полюс продаж - алжирский или даже северо-африканский, с учетом возможных поставок в Ливию. Возможна активизация поставок в регион ближнего и среднего востока. Речь может идти о Сирии, Иране и Египте. ";Рособоронэкспорт"; проводит с министерством обороны Египта технические консультации о возможной поставке истребителей МиГ-29М2 и Су-35 - всего страна планирует закупить 32 машины. Сирия проявляет интерес к истребителям Су-30, МиГ-29СМТ и самолетам-перехватчикам МиГ-31Э. С учетом оживления контактов со странами Юго-Восточной Азии, заключением контрактов на поставку истребителей в Венесуэлу и Ливию, а также с возможным заключением контрактов со странами Ближнего и Среднего востока, можно говорить о достижении приемлемой географической диверсификации экспорта самолетов. Правда, такие страны как Иран, Сирия и Венесуэла купить боевые самолеты больше ни у кого, кроме РФ и Китая, не могут по политическим причинам. В долгосрочной перспективе, рассчитывать на то, что ресурсом этих государств еще долго можно будет пользоваться, не стоит. После их ухода, РФ останется бороться лишь за рынки стран африканского континента.
До сих пор тяжелые истребители типа Су-27/30 были мало распространены в Африке. Кроме Алжира, закупившего партию Су-30 МКИ, свыше 30 истребителей Су-27 из состава ВВС России, Украины и Узбекистана были поставлены в тот же Алжир, а также в Анголу, Эфиопию, Эритрею. Кроме того, идут переговоры о поставке в Ливию 12 истребителей Су-35. Есть сведения что, в марте 2010 г., был подписан контракт на поставку Уганде шести истребителей Су-30МК2.
1.1. Индия.
На сегодняшний день Индия является единственным крупным покупателем продукции отечественного авиапрома, кроме того, подписано межправительственное соглашение о совместной разработке Россией и Индией перспективного многофункционального истребителя пятого поколения. Документ предусматривает равное финансирование и равный инженерный вклад в совместное создание самолета 5-го поколения.
В рамках первой сделки общей стоимостью $1,46 млрд, заключенной в 1996 году, Индия получила 50 Су-30МКИ. В 2000 году она заказала еще 40 самолетов, а также приобрела лицензию на производство 140 истребителей. В 2008 г. началась реализация контракта на лицензионную сборку дополнительной партии из 40 истребителей Су-30МКИ стоимостью более 1,5 млрд. долларов. Из них 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облетанными, 15 - полностью собранными, но не облетанными, а остальные 5 машин будут поставлены по второй фазе технологической готовности.
В Индии потребителями продукции ";ЭЛАРА"; являются ВВС (запасные части) и индийская Корпорация ХАЛ, осваивающая лицензионное производство самолетов Су-30МКИ. На текущий момент Корпорация ХАЛ уже выпустила 74 самолета и рассчитывает передать на вооружение ВВС страны весь комплект Су-30МКИ индийской сборки до 2016-2017 гг. В текущем году, как ожидается, она сможет поставить индийским ВВС еще 28 Су-30МКИ.
Есть сведения, что кабинет министров Индии одобрил выделение $3,235 млрд. на дополнительную закупку 42-х истребителей Су-30МКИ российского производства, при этом их производство начнется примерно с 2014 года. Дополнительный заказ на Су-30МКИ пришел во время проведения тендера MMRCA на закупку средних многоцелевых истребителей стоимостью 10 млрд. долл. США, в котором принимает участие российский перспективный истребитель МиГ-35, конкурентами которого являются французский ";Рафаль";, шведский ";Грипен"; и американские F/A-18 и F-16. При этом ";Рособоронэкспорт"; оценивает шансы России вывести истребитель МиГ-35 на индийский рынок как высокие.
1.2. Китай.
В КНР авиационную продукцию ОАО ";ЭЛАРА"; потребляли: Всекитайская корпорация авиационной промышленности (авиационные изделия для лицензионного производства самолетов Су-27СК в Китае) и национально-освободительная Армия Китая НОАК (комплектующие авиационные изделия, потребляемые в качестве запасных частей для поддержания эксплуатации парка самолетов Су-27 и Су-30МКК.). На сегодняшний день КНР приостановила закупки авиационной техники у РФ, что объясняется как освоением собственного производства, так и отсутствием предложения более современных, с точки зрения китайского руководства, машин.
В целом, по линии ВТС с КНР имеются долгосрочные контракты только на поставку двигателей, которые используются, в том числе и для установки на истребители местной разработки, напрямую конкурирующие с отечественными истребителями на рынках третьих стран. Можно с достаточно большой определенностью констатировать что, КНР из потребителя продукции отечественной авиапромышленности, превратился в самостоятельного производителя и конкурента отечественного ВПК на рынках стран третьего мира.
В текущем портфеле заказов эмитента, с КНР связана только поставка оборудования для вертолетов Ка-31 и запасных частей к ранее поставленной авиационной технике.
Перспективы закупок Китаем многофункциональных истребителей Су-35 и палубных истребителей Су-33, как ожидается, прояснятся предстоящей осенью.
1.3. Индонезия.
В рамках ссуды, выделяемой Россией Индонезии, предполагалась закупка трех истребителей Су-30МК2 и трех Су-27СКМ. Заказанные истребители Су-30МК2 уже поставлены в Индонезию, а поставка Су-27СКМ на сегодняшний момент отложена на 2010 год. Кроме Су-30МК2, на вооружении ВВС Индонезии состоят два Су-30МК и два Су-27СК, которые были заказаны ранее. В сентябре 2008 года ВВС Индонезии сообщили о планах замены английских учебно-боевых самолетов Hawk Mk-53 - могут быть закуплены и российские Як-130, и китай-ские FTC-2000.
1.4. Алжир.
По условиям заключенных контрактов Алжиру планировалось поставить самолеты МиГ-29СМТ, Су-30МКА и Як-130 на сумму 3,5 млрд. долларов. Поставки должны были быть осуществлены в течение четырех лет. В марте 2010 года ";Рособоронэкспорт"; заключил контракт на поставку в Алжир 16 истребителей Су-30МКА в 2011-2012 годы. Эта сделка является исполнением опциона, о котором договорились еще в 2006 г. при заключении с Алжиром контракта на поставку 28 истребителей этого типа - она завершилась в 2009 г.
1.5. Вьетнам.
В 2009 году между РФ и Вьетнамом было заключено соглашение о продаже в эту азиатскую страны в течение 2010-11 годов 8 истребителей Су-30МК2. В 2010 году заключен очередной контракт на закупку дополнительной партии из 12 истребителей Су-30МК2. По условиям этого контракта, самолеты будут поставлены в 2011-2012 годах. Этот же контракт предполагает поставку Вьетнаму вооружения и запчастей для всех имеющихся у страны самолетов марки ";Су";.
1.6. Ливия.
В январе 2010 года Россия подписала с Ливией соглашения на поставку 12-15 истребителей Су-35, четырех истребителей Су-30 и шести учебно-боевых самолетов Як-130 (возможно увеличение до 12 машин). Готовятся контракты на поставку боевых вертолетов Ка-52 ";Аллигатор";. Суммарная стоимость готовящихся контрактов на поставку в Ливию авиационной техники может составить $1млрд.
1.7. Венесуэла.
Венесуэла намерена довести свой парк Су-30МК2 до 36 самолетов и на этом завершить закупки этих истребителей. Венесуэла уже получила 24 ранее заказанных Су-30МК2. Таким образом, речь идет о партии в 12 истребителей. Циркулируют слухи о вероятной закупке Венесуэлой партии из 24 истребителей Су-35. Кроме того, Каракас подтвердил намерение по закупке до 10 ударных вертолетов Ми-28НЭ в дополнение к ранее закупленным десяти ударным вертолетам Ми-35М. Сообщается о том, что переговоры о новой поставке сей-час ведутся с российской стороной.

2. Внутрироссийский рынок.
Внутренними потребителями авиационной продукции ОАО ";ЭЛАРА"; являются:
· авиационные самолетостроительные объединения, производящие военные самолеты марки ";Су";: КнААПО г. Комсомольск-на-Амуре, НПК ";Иркут"; г. Иркутск, НАПО г. Новосибирск. При этом, поставка эмитентом продукции по тематике самолетов ";Су";, охватывает полный цикл сопровождения финального изделия, обеспечивая предприятию роль постоянного поставщика изделий из состава БРЭО для продукции ведущих самолетостроительных компании РФ, а именно:
o поставка изделий разработчикам в рамках ОКР по тематикам Су-35 и Су-50;
o поставка готовых авиационных комплексов и систем (ПНК, СДУ и КСУ) авиационным заводам для сборки самолетов;
o поставка технологических комплектов в рамках лицензионных договоров с Индией;
o поставка изделий для организации сервисно-технических центров.
· авиационные самолетостроительные заводы, производящие гражданские самолеты: ";Авиастар-СП"; г. Ульяновск, ";Авиакор"; г. Самара, ВАСО г. Воронеж, КАПО г. Ка-зань, ТАНТК им. Бериева г. Таганрог, Смоленский авиазавод, Саратовский авиазавод. Приобретают в основном авиационные блоки контроля БКК-18, СНП-1, СПО-4, СПО-9, датчики ДПР-44, ДПР-45-01. Лишь ОАО НПК ";Иркут"; покупает систему ЭДСУ-200 для самолета-амфибии Бе-200;
· авиационные вертолетостроительные заводы: КВЗ г. Казань, ";Роствертол"; г. Ростов-на-Дону, КумАПП г. Кумертау, У-УАЗ г. Улан-Удэ, ААЗ ";Прогресс"; г. Арсеньев. Приобретают авиационные блоки контроля БКК-18, СНП-1, СПО-4, СПО-9, датчики ДПР-45-01;
· эксплуатанты авиационной техники (аэропорты и авиакомпании) и сервисные компа-нии. Приобретают авиационные блоки контроля БКК-18, СНП-1, СПО-4, СПО-9, пульты проверки ПН-8, ПАП-32, ПАП-33 для организации ремонта и сервисного обслуживания эксплуатируемой авиатехники;
· авиаремонтные заводы (АРЗ) Министерства обороны РФ. Приобретают блоки россыпью для проведения плановых средних и капитальных ремонтов самолетов ВВС России;
· предприятия-разработчики авиационной продукции: РПКБ г. Раменское, МНПК ";Авионика"; г. Москва, ";Аэроприбор-Восход"; г. Москва, ОКБ ";Сухого";, АНПП ";Темп-Авиа"; г. Арзамас. Они потребляют две группы изделий:
o опытные образцы продукции, изготовленные по разрабатываемой ими документации;
o блоки для комплектования и самостоятельного выпуска финальных комплексов своей разработки;
· предприятия авиаприборостроения

Гражданская продукция
Ниже отражены основные характеристики и тенденции развития рынков ГП, на которых работает ОАО ";ЭЛАРА";. Указываются факторы и условия, влияющие на деятельность предприятия, а также планируемые действия по уменьшению влияния негативных факторов.

Железнодорожная электроника и автоматика
Рынок железнодорожного машиностроения России имеет значительный потенциал роста вследствие растущих потребностей ОАО ";РЖД";, а также активно развивающихся независимых частных операторов. Среднегодовой прирост потребности в локомотивах прогнозируется на уровне 2-3% от всего парка.
На протяжении последних лет наблюдается интенсивное увеличение производства пассажирского подвижного состава на отечественных предприятиях железнодорожного машиностроения.
Планируемые объемы приобретения подвижного состава, определенные ";Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года"; в период с 2008 по 2030 годы:
- локомотивы - 23 397 единиц (более 986 млрд. рублей);
- грузовые вагоны - 996 000 вагонов (более 1,3 трлн. рублей);
- пассажирские вагоны - 29 558 вагонов (более 529 млрд. рублей);
- моторвагонный подвижной состав - 24 450 вагонов (более 280 млрд. рублей).
Таким образом, созданы предпосылки для дальнейшего наращивания производства локомотивов на ОАО ";НЭВЗ";, ОАО ";БМЗ"; и ОАО ";Коломенский завод";.
Создание пригородных перевозочных компаний и появление частных компаний-перевозчиков в дальнем сообщении в результате проводимой реформы железных дорог России в ближайшем будущем позволит повысить уровень платежеспособного спроса, а также будет способствовать разработке и освоению производства высокотехнологичного подвижного состава. Запуск первых частных поездов на маршруте Москва - Санкт-Петербург, расширение сети эксплуатации поездов-экспрессов повышенной комфортности подтверждает положительные тенденции развития рынка. Прогнозируемый объем ежегодных закупок пассажирского подвижного состава в ближайшей перспективе составит 1,3-1,6 тыс. вагонов в год.
ОАО ";РЖД"; нужен не просто новый подвижной состав, а с улучшенными эксплуатационными характеристиками: энергоэкономичный, с усиленной тягой, большим межремонтным пробегом. Совместные рабочие группы представителей РЖД совместно с машиностроительными заводами формируют современные требования к подвижному составу, стараются их реализовать в новых образцах продукции.
Что касается станционного оборудования, то стратегия развития инфраструктуры ОАО ";РЖД"; также предусматривает радикальное обновление устаревшего станционного оборудования на принципиально новые электронные приборы на основе микропроцессорной техники.
На сегодняшний день износ станционного оборудования по данным департамента автоматики и телемеханики ОАО ";РЖД"; составляет 70-80 %.
Правительством РФ в 2009 г. была одобрена инвестпрограмма на 2010 год в размере 270,5 млрд. рублей. Объем инвестиций РЖД в 2011 году планируется в размере 285 млрд. руб., в 2012 году - 300 млрд. руб.
В целом приоритетными проектами в инвестиционной программе являются проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры и крупнейших транспортных узлов, повышение пропускной способности железных дорог, организацию скоростного и высокоскоростного движения. В проект инвестиционного бюджета РЖД на 2010-2012 годы включены только ранее начатые инвестиционные проекты. Основными источниками финансирования инвестиционной программы на 2010-2012 годы являются собственные средства компании (амортизация и чистая прибыль).
ОАО ";РЖД"; по итогам 2010 года прогнозирует чистую прибыль в размере 17,1 миллиарда рублей, что в 8 раз превышает прогнозный показатель за 2009 год, и рассчитывает выйти на докризисный уровень перевозок по пессимистическому сценарию к 2015 году, по оптимистическому - к 2013 году.

Банковское терминальное оборудование
Рынок терминального оборудования в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся в мире.
Рост рынка платежных автоматов происходит за счет отечественного производства, что нехарактерно для общего рынка банковского оборудования, который в основном поделен между несколькими зарубежными производителями. Развитие отечественное производство получило за счет прихода в эту область производителей игровых автоматов, после ужесточения законодательства в сфере игорного бизнеса.
По оценкам экспертов, в России сейчас порядка 400 000 платежных терминалов.
Основные тенденции рынка:
- рост доли ";несотовых"; платежей,
- рост суммы среднего платежа,
- расширение спектра платежей и услуг,
Спрос на данную продукцию наблюдается со стороны финансовых учреждений услуг по приему счетов за телефонные переговоры, оплаты коммунальных услуг, погашению кредиторской задолженности. Также наиболее перспективным направлением развития рынка является автоматизация процесса выдачи авиа, ж/д билетов.
В настоящее время российские авиакомпании проводят большую работу по автоматизации услуг по регистрации пассажиров самолетов. В связи с этим возникает потребность в стойках самостоятельной регистрации на рейс, внедрение которых позволяет упростить процедуру регистрации, сократить очереди в аэропортах и повысить эффективность внутреннего пространства в аэропортах. На сегодняшний день к внедрению данного оборудования готово лишь 20% мировых авиакомпаний. Соответственно начало развития данного сегмента в России возможно в ближайшие 2-4 года.
ОАО ";РЖД"; с 2007 г. также реализует проект по созданию всероссийской сети автоматизированных электронных киосков по продаже билетов. В проекте задействованы несколько департаментов - РЖД, ВНИИЖТ, ТрансКредитБанк. По расчетам экономия на приобретении 1 билета составит 6-9$, что позволит окупить проект за максимально короткие сроки.
Крупнейший банк РФ - Сбербанк России в последние годы также активно расширяет свою терминальную сеть. Развитие сетей самообслуживания является стратегической задачей банка на ближайшие пять-семь лет.

Промышленная электроника
Российский рынок АСУ ТП ещё далёк от насыщения. Многие отечественные предприятия и даже целые отрасли ещё только возрождаются. Наиболее широкое внедрение АСУ ТП, более частая их восстребованность, наблюдается в развитых богатых отраслях. Речь идёт о нефтяной и газовой промышленности, химии и нефтехимии, металлургии, энергетике, транспорте, телекоммуникациях. Системы автоматизации начали проникать в такие сферы, как управление дорожным движением, производство продуктов питания и комбикормов, машиностроение, строительная индустрия и другие. Отдельное направление их применения составляет военная и космическая техника, где системы автоматизации используются в качестве встроенных средств контроля и управления.
Развитие энергетической отрасли, а также макроэкономические показатели являются важнейшими факторами, влияющими на развитие рынка АСУ ТП. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. В настоящее время доля ТЭК в объеме промышленного производства России достигает почти 30%, в объеме ВВП - 20%. Топливно-энергетическая сфера в условиях России является важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности общества, его социально-экономического благополучия.
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:
- высокая степень износа основных фондов;
- высокая нагрузка на окружающую среду;
- высокая аварийность оборудования и т.д.
На сегодняшний день износ основных фондов в среднем составляет 70%. Отчеты, подготовленные специалистами РАО ";ЕЭС";, показали, что износ по некоторым станциям составляет 100%. Выбывание мощностей действующих электростанций до 2020 года должно составить 20-30 ГВт, в случае, если будут производиться все необходимые работы по продлению паркового ресурса оборудования. 20ГВт - это около 10% сегодняшних мощностей, примерно 80 энергоблоков. При недостаточном уровне мер по повышению надежности, показатель выхода из строя достигнет 49,5 ГВт, то есть около 170 энергоблоков.
Завершившаяся в июле 2008 года реформа ОАО ";РАО ЕЭС России"; стала буксовать. Предполагалось, что с 2008 года компании под контролем государства займутся строительством электростанций, однако в последние несколько месяцев идет спор энергетиков и правительства о пересмотре параметров инвестпрограмм. На сегодняшний день план строительства электростанций выполняется всего на 30-40%. Эксперты в ближайшие годы прогнозируют увеличение потребности в мощности и даже дефицит. В связи с этим, можно с большей долей вероятности предполагать, что в последующие годы объем производства будет неизменно расти.

Автоэлектроника
По сравнению с провальным 2009 годом сейчас объемы производства автомобилей в России выглядят гораздо более оптимистично: с каждым месяцем темпы роста увеличиваются. Если по итогам первого полугодия в стране было выпущено на 65% больше машин, чем за аналогичный период прошлого года, то результаты 9 месяцев даже более успешны - с российских конвейеров сошло 823 000 автомобилей, что на 92,8% больше, чем годом ранее. Конечно, высокие показатели роста объясняются тем, что в прошлом году большая часть продаж приходилась на запасы машин 2008 года выпуска, а конвейеры работали по сокращенному графику. По прогнозам, в этом году российские предприятия выпустят 1,1 млн. легковых автомобилей, что на 25% меньше, чем в 2008 году. То есть сейчас наш автопром откатился в 2004 год, когда было произведено 1,105 млн. машин.
Положительные результаты и увеличение продаж на рынке автоэлектоники в основном достигнуты благодаря программе утилизации. Дальнейшее восстановление авторынка России во многом зависит от экономической ситуации в стране и мер, которые будет предпринимать правительство для поддержки спроса на автомобили.
В марте 2010 г. была одобрена Правительством РФ и утверждена Минпромторгом ";Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";.
Общий объем инвестиций в российский автопром до 2020 года должен составить около 584 млрд. рублей. Причем, наибольший объем финансирования должен приходиться на 2011 и 2012 годы - 139 млрд. и 85 млрд. рублей соответственно. Деньги автопроизводители будут искать сами, но государство предоставит им субсидии и госгарантии, а также профинансирует НИОКР. На эти цели государство планирует выделить 180 млрд. рублей. Из них 126 млрд. рублей планируется направить из госбюджета на субсидирование ставок по программе льготного кредитования и выдачу премий при утилизации старых автомобилей, а также субсидирование НИОКР, 54 млрд. рублей - на создание производств автокомпонентов и поддержку моногородов. Общие инвестиции в автокомпонентное производство составят 191 млрд. рублей.
При должном финансировании уже в 2015 году автопром сможет выйти на докризисный уровень производства, а к 2020 году нарастит объем производства автомобильной техники почти в пять раз к уровню 2010 года - до 3,745 млн. штук.
Реализация стратегии развития отрасли будет проходить в три этапа. На первом этапе в 2010 году необходимо преодолеть кризисные явления, выбрать стратегических партнеров и создать нормативную базу для стимулирования локализации высокотехнологических производств автомобильной техники и автокомпонентов, развитие национальной базы НИОКР и интеллектуальной собственности. На втором этапе - с 2011 по 2015 годы - начнется посткризисное восстановление отрасли в условиях роста рынка, когда следует заложить базу инновационного развития и инвестиционной деятельности, реализация важнейших инновационных и инвестиционных проектов. На третьем этапе - с 2016 по 2020 годы - развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности в условиях стабилизации рынка, формирование внутренних источников инновационного развития.

Контрактное производство электроники (КПЭ)
Сегодня в отрасли наблюдается всплеск предпринимательской активности. Понимая, что сохранить бизнес в прежнем виде уже невозможно или будет невозможно, руководители предприятий ищут новые применения ключевым компетенциям и активно избавляются от неосновных видов деятельности. Это обязательно приведет к значительному повышению эффективности производств и появлению большого числа новых российских разработок. Массовые увольнения также будут способствовать развитию отрасли - стимулировать создание новых сервисных и малых инновационных компаний. Все это вместе будет работать на повышение конкурентоспособности и увеличение доли российских компаний на внутреннем рынке. В большой степени это зависит от позиции государства. Проекты развития инновационной экономики и поддержки малого бизнеса до начала кризиса носили бутафорский характер, а федеральные целевые программы были направлены на обеспечение технологической независимости, а не на интеграцию России в мировой рынок электроники.
В последнее время внимание к электронике в России возрастает, что связано с переходом Российской экономики на принципы высокотехнологичного, инновационного развития. Для развития российского рынка контрактного производства благоприятствуют следующие факторы:
- расширение Евросоюза, что приведет к удорожанию контрактного производства в странах Восточной Европы;
- поддержка Правительства России - утверждена стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года и принят план мероприятий по ее реализации. Утверждены программы ";Развитие электронной компонентной базы на 2007-2011 г.г.";, ФЦП ";Национальная технологическая база на 2007-2011 г.г.";, ФЦП ";Развитие электронной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 г.г.";.
Сегодня отношение государства к частному инновационному бизнесу меняется. Показательным является тот факт, что Минпромторг заказал Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП), объединяющей частные компании, разработку Стратегии развития отрасли с целевой установкой добиться увеличения доли российских компаний на российском рынке электроники до 50% при значительном увеличении экспорта высокотехнологичной продукции.

Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции и возможные действия эмитента указаны в информации ";Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность"; (см. выше).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 1 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 1 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  2. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 1 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 1 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  3. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 3 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 3 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  4. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 4 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 4 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  5. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 2 квартал 2011 г

    Отчет
    ... В А Р Т А Л Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 2 квартал 2011 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...

Другие похожие документы..