Главная > Отчет


2.5.1. Отраслевые риски

Авиационная продукция
Долгосрочная конкурентоспособность на мировом рынке как российской авиастроительной отрасли в целом, так и эмитента в частности, тесно связана с наличием разработок, отвечающим последним требованиям к самолетам военной и гражданской авиации. Запаздывание российского авиапрома по направлениям создания военного самолета пятого поколения и гражданских воздушных судов, а также наличие реально существующих разработок у ведущих мировых компаний может в будущем резко ухудшить позиции российского авиапрома как на мировом, так и на внутреннем рынке.
Одним из критических обстоятельств как для Эмитента, так и для большинства компаний российской авиационной промышленности, является технологическое запаздывание в развитии. Резкое сокращение вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на фоне общеэкономического кризиса начала 90-х гг. не могло не сказаться на состоянии отрасли в целом и ОАО ";ЭЛАРА"; в частности. Недофинансирование отрасли, характеризующейся высокой капиталоёмкостью, связанной как с большой длительностью циклов разработки и освоения новой продукции, так и с необходимостью содержания испытательной базы, и требующей стабильного финансирования новейших разработок, постоянного совершенствования технологий и поиска новых конструкторских решений, привело к тому, что Российская Федерация стоит перед угрозой потери конкурентных преимуществ. Кроме того, остро стоит вопрос с наличием удовлетворяющей современным требова-ниям отечественной элементной базы, что в первую очередь сказывается на разработках и производстве бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для летательных аппаратов поставляемых для нужд МО РФ. Отсутствие же, конкурентоспособных образцов на вооружении отечественных вооруженных сил не способствует продвижению соответствующей продукции на внешних рынках.
В такой ситуации Россия, если ей не удастся запустить в ближайшие несколько лет серийное производство истребителя нового поколения, может потерять внешние рынки сбыта, так как спрос на самолеты поколения ";4+";, экспортируемые отечественными производителями, может начать постепенно смещаться в сторону самолетов 5-го поколения. Критическим является выход на рынок продавцов истребителей новых игроков, освоивших собственное производство летательных аппаратов. Этому немало способствовал развал кооперационных связей с предприятиями авиапрома, находящимися в бывших республиках СССР, он привел как к передаче критически важных технологий третьим странам, так и их самостоятельному выходу на рынок, ранее принадлежащий СССР. Показательным примером является Китай, сумевший освоить самостоятельный выпуск истребителей четвертого поколения, с ТТХ соответствующими отечественным Су-27, активно продвигающий свою продукцию в странах Африки и Латинской Америки. При этом продукция китайского авиапрома становится все более доступной и привлекательной, не только из-за цены, но и потому что Пекин соглашается на бартерные сделки, меняя оборонную продукцию на нефть, минеральные ресурсы и даже квоты на вылов рыбы в территориальных водах своих партнеров.
Также, в связи с постановкой на вооружение ВВС США и их союзниками самолетов 5-го поколения, в ближайшие пять-десять лет ожидается предложение по достаточно низким ценам бывших в употреблении боевых самолетов, находящихся в той же рыночной нише, что и поставляемые РФ на внешний рынок боевые машины.
Перспективным для эмитента является возможное участие в работах связанных с модернизацией БРЭО летательных аппаратов эксплуатирующихся в различных регионах мира. Однако этот сегмент может быть потерян, прежде всего, из-за зависимости потенциальных заказчиков от политических факторов, связанных с их участием в военно-политических союзах с США и НАТО. Как следствие модернизация БРЭО возможно будет проводиться силами западных корпораций или под их непосредственным контролем, при этом отечественные предприятия соответствующего профиля могут быть допущены к модернизации только на условиях кооперации нижнего уровня.
Долгосрочная стратегия, принятая в отечественном авиапроме, предусматривает проведение мероприятий, направленных на выравнивание соотношения объемов выпускаемой гражданской и военной продукции, на диверсификацию продуктового ряда, в т.ч. за счет увеличения доли гражданских проектов в портфеле заказов компании, основной составляющей которых в настоящий момент являются контракты на поставку военной авиации и оборудования. Реализуется программа интеграции в мировую авиастроительную отрасль, расширяется сотрудничества с западными партнерами в области проектирования, разработки, а также изготовления деталей и компонентов для авиационной техники. В связи с тем, что внедрение инноваций и диверсификация производства в данной сфере связаны с необходимостью осуществления значительных капитальных вложений, отвлечение большого количества финансовых средств на реализацию указанных программ может повлечь сокращение прибыли.
Рост цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей деятельности и декларативное требование отечественного Министерства обороны о снижении стоимости продукции, приведет к снижению рентабельности производимой продукции для внутреннего рынка. В свою очередь, к снижению рентабельности, в сфере поставок блоков и запчастей из состава БРЭО на внешний рынок может привести инициирование госкорпорациями создание сервисных компаний, берущих на себя обслуживание как внутреннего (по ценам утвержденным МО РФ), так и внешнего рынков потребителей военной продукции.
Для сохранения конкурентоспособности продукции, производимой Эмитентом, его деятельность направлена на дальнейшую диверсификацию производства, разработку продукции гражданского и двойного назначения и увеличение доли гражданской продукции в выручке компании, участие в совместных проектах с ведущими зарубежными производителями электронного оборудования.

Гражданская продукция
Российские производители электроники критически отстают от своих зарубежных конкурентов в масштабе деятельности; соответственно отстают инвестиционные возможности предприятий. Малые масштабы деятельности и инвестиционные возможности не позволяют не только поддерживать необходимый темп модернизации, но и пробиться через лоббистов зарубежных компаний на рынки крупных заказчиков, в том числе на рынки российских инфраструктурных компаний.
Таможенное регулирование направлено против российских производителей. Пошлины на компоненты и материалы выше пошлин на конечную продукцию. Таким образом, производство изначально находится в худшем положении по сравнению с импортом. Таможенные процедуры не соответствуют ни задачам регулирования внутреннего рынка, ни фискальным задачам государства. Противоречивые и чрезвычайно усложненные таможенные процедуры, методы идентификации продукции и методы определения таможенной стоимости приводят к увеличению цены и сроков поставок компонентов, материалов и оборудования, необходимого для разработки и производства электроники.
Доступ к кредитно-финансовым средствам для российских производителей электроники ограничен высокой ценой и большими сроками принятия решений о выделении средств. Короткий и постоянно сокращающийся срок жизни электронной продукции требует постоянного обновления производственного оборудования, оснастки и ПО. При появлении новых технологий компании должны оперативно инвестировать своё развитие. Существующие ставки кредитования приводят к увеличению сроков возврата инвестиций, что не позволяет поддерживать необходимый темп обновления технологий. Программы государственного финансирования предусматривают долгий срок рассмотрения заявок, за время которого ситуация в отрасли может кардинально измениться. Результатом этого является формальность и значительная условность при подаче таких заявок.
Налоговая система дестимулирует развитие производства и разработок в России. Инвестиции в создание интеллектуальной собственности облагаются высокими налогами при отсутствии мер налогового стимулирования.

2.5.2. Страновые и региональные риски

Авиационная продукция
Внешние политические риски.
Деятельность Эмитента связана с поставкой авионики для самолетов военной и гражданской авиации, поставляемых преимущественно иностранным потребителям. На сегодняшний день, около 70% выручки Эмитента приходилось на продажу блоков и систем из состава БРЭО для военной авиации, при этом вплоть до 2010 года, около 60% данной выручки формировалось за счет участия в экспортных контрактах. В то же время, практически все мировые лидеры производства военно-воздушной техники извлекают значительную часть своей выручки именно из внутренних заказов. Кроме того, отсутствие на вооружении ВВС Российской Федерации продукции, предлагаемой к экспорту, для многих стран является препятствием для рассмотрения её в тендере в качестве претендента на поставку, что может ограничивать экспортный потенциал этой продукции.
Сфера торговли вооружением подлежит строгому государственному регулированию и контролю, причем не только со стороны страны-поставщика и страны-импортера, но и со стороны международных организаций. Поэтому, заключение контрактов на поставку военной техники напрямую зависит как от дипломатических отношений между Российской Федера-цией и странами - потенциальными покупателями, так и от геополитической ситуации в ми-ре. В настоящее время основными заказчиками продукции отечественного авиапрома являются страны Азиатско-Тихоокенского региона, ряд стран Латинской Америки, Северной Африки и ближнего Востока. Существует определенный риск ухудшения политической ситуа-ции в вышеуказанных регионах, что может повлечь различные неблагоприятные последствия вплоть до применения международных санкций (например, в форме запрета на поставку военной техники в отдельные государства), что, в свою очередь, может послужить причиной невыполнения обязательств по договорам и сокращения объема портфеля заказов. Этот риск усиливается высокой зависимостью Эмитента от довольно ограниченного числа потребителей. Уровень данного риска может быть понижен благодаря заключению договоров на поставку новых самолетов для Министерства Обороны РФ.
Внутренние политические риски РФ
Важным фактором, который может оказать непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, является политика государства в области военных расходов. Другим важным обстоятельством является значительная роль государства в процедуре заключения и исполнения контрактов на поставку военной авиационной техники. В связи с этим, возникает высокая зависимость компании от государственных органов. Кроме того, к рискам, связанным с политической и экономической ситуацией в России и ее регионах можно отнести кардинальные изменения в политическом строе, экономический дефолт. Реально можно опасаться усиления конкурентной борьбы между предприятиями отрасли за право быть головным исполнителем экспортных контрактов на поставку авиатехники и перераспределения работ между предприятиями контролируемыми авиаприборостроительной госкорпорацией. Это может привести к изменению направления финансовых потоков и, в целом, к снижению макроэкономических показателей предприятия.
Для минимизации рисков, связанных с государственным контролем и регулированием в области производства и продажи военной авиатехники, стратегия Эмитента направлена на дальнейшую диверсификацию производства, разработку продукции гражданского и двойного назначения и увеличение доли гражданской продукции в выручке компании. Кроме того, во избежание отрицательных последствий изменения политической и экономической ситуации эмитент намерен активно принимать участие в формировании государственной авиаприборостроительной корпорации.
Региональные риски
К факторам регионального риска, могущих оказать непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности компании, для предприятия можно отнести политику региональных властей в области налогообложения и представления интересов промышленных предприятий региона на федеративном уровне.
С учетом того, что эмитент является одним из крупнейших налогоплательщиков Чувашской республики, что в условиях продолжающегося финансового кризиса и уменьшения налоговых поступлений от других крупнейших налогоплательщиков республики, в связи с обвальным сокращением производства и как следствие, увеличением социальной нагрузки на республиканский бюджет, региональные власти крайне заинтересованы в том, чтобы предприятие, производящее наукоемкую и высокотехнологичную промышленную продукцию, являющееся также и работодателем для выпускников республиканских учебных заведений, оставалось и дальше успешным хозяйствующим субъектом, осуществляющим производственную и инновационную деятельность на территории республики.

Гражданская продукция
В 2008 году произошел финансовый кризис, возникла проблема денежной ликвидности. В результате изменения политики ряда ведущих государств обострилась проблема инфляции, которая сегодня присутствует практически во всех отраслях экономики. Россия тоже испытала на себе определенные проблемы, связанные с текущей экономической ситуацией. В настоящий момент вся политика правительства направлена на то, чтобы обуздать инфляцию.
Инфляция в России за январь-сентябрь 2010 г составила 6,2 %, в январе-сентябре 2009 г. она составляла 8,1%. Согласно прогнозу Минэкономразвития, инфляция в России на конец 2010 года составит 7-8%, в 2011 году - 6-7%, в 2012 году - 5-6%, в 2013 году - 4,5-5,5%. Ранее Минэкономразвития ожидал, что уровень инфляция достигнет 6-7%, 5,5-6,5% и 5-6% соответственно.
Существует реальная угроза экономической национальной безопасности страны из-за отсталости и технически полной неконкурентоспособности отечественной промышленности в случае ограничения поставок западных электронных компонентов и информационных систем. В последние годы импортная электроника практически доминирует на рынке России.
Вступление России в ВТО может повлечь за собой повышение уровня прямых иностранных инвестиций на создание в России реальных производств и повышение доли импорта, поскольку зачастую конкурентоспособность зарубежной продукции выше отечественной. Несоответствие продукции мировым стандартам привело к тому, что финансово устойчивые предприятия предпочитают зарубежное сложное электронное оборудование, заказывая отечественным предприятиям простейшую технику, тем самым усугубляя положение отечественных производителей.
Величина чистой прибыли и показатели рентабельности продаж ОАО ";ЭЛАРА"; являются свидетельством результативной антикризисной работы по удержанию ситуации под контролем.

2.5.3. Финансовые риски

Финансовое состояние ОАО ";ЭЛАРА"; подвержено риску, связанному с изменением курса обмена иностранной валюты, в частности снижения курса доллара США, что обусловлено спецификой расчетов по основным контрактам предприятия. Снижение курса иностранной валюты отрицательно скажется на выручке, и соответственно на прибыли предприятия.
Предполагаемые действия ОАО ";ЭЛАРА"; - жесткое закрепление курса рубля на определенной величине при расчетах с покупателями продукции и соответственно отказ от плавающего курса при расчетах с поставщиками комплектации и материалов. Как вариант - страхование указанных рисков в страховой компании. Повышение инфляции, и как следствие повышение расходов предприятия отрицательно скажется на чистой прибыли, и соответственно потребует сокращения дивидендов акционерам. Антикризисные меры - сокращение расходов предприятия.

2.5.4. Правовые риски

Отсутствуют.

2.5.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента

Риски, связанные с:
- текущими судебными процессами с участием эмитента - отсутствуют;
- отсутствием возможности продлить действие лицензии эмитента на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы) - маловероятны;
- возможной ответственностью эмитента по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ - возможны, в связи с тем, что эмитент является управляющей организацией ОАО ";МНПК ";Авионика";;
- возможной потерей потребителей - имеются в связи с финансовым кризисом: снижены объемы заказов ОАО ";РЖД";, ОАО ";КАМАЗ";.

III. Подробная информация об эмитенте

3.1. История создания и развитие эмитента

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента

Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество ";Научно-производственный комплекс ";ЭЛАРА"; имени Г.А. Ильенко";

Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО ";ЭЛАРА";

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования

Полное фирменное наименование: Акционерное общество открытого типа ";Чебоксарский приборостроительный завод ";ЭЛАРА";

Сокращенное фирменное наименование: АООТ ";ЧПЗ ";ЭЛАРА";

Дата введения наименования: 13.10.1993

Основание введения наименования:
Решение общего собрания акционеров

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество ";Чебоксарский приборостроительный завод ";ЭЛАРА";

Сокращенное фирменное наименование: ОАО ";ЧПЗ ";ЭЛАРА";

Дата введения наименования: 06.06.1996

Основание введения наименования:
Решение общего собрания акционеров

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество ";Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие ";ЭЛАРА";

Сокращенное фирменное наименование: ОАО ";ЧНППП ";ЭЛАРА";

Дата введения наименования: 19.07.2001

Основание введения наименования:
Решение общего собрания акционеров

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество ";Научно-производственный комплекс ";ЭЛАРА";

Сокращенное фирменное наименование: ОАО ";ЭЛАРА";

Дата введения наименования: 19.07.2004

Основание введения наименования:
Решение общего собрания акционеров

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество ";Научно-производственный комплекс ";ЭЛАРА"; имени Г.А. Ильенко";

Сокращенное фирменное наименование: ОАО ";ЭЛАРА";

Дата введения наименования: 25.06.2007

Основание введения наименования:
Решение общего собрания акционеров

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента

Данные о первичной государственной регистрации

Номер государственной регистрации: 1197401371736

Дата государственной регистрации: 13.10.1993

Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию: Администрация Московского района города Чебоксары

Данные о регистрации юридического лица:

Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1022101269123

Дата регистрации: 16.08.2002

Наименование регистрирующего органа: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента

Срок существования эмитента с даты его государственной регистрации, а также срок, до которого эмитент будет существовать, в случае если он создан на определенный срок или до достижения определенной цели:
40 лет.
Общество создано без ограничения срока его деятельности

Краткое описание истории создания и развития эмитента. Цели создания эмитента, миссия эмитента (при наличии), и иная информация о деятельности эмитента, имеющая значение для принятия решения о приобретении ценных бумаг эмитента.:
09.02.1970 г. Создан Государственный Чебоксарский приборостроительный завод Министерства авиационной промышленности СССР.
08.07.1992 г. Администрацией Московского района г. Чебоксары зарегистрирован Государственный Чебоксарский приборостроительный завод Министерства Промышленности Российской Федерации, свидетельство № 568 серии А.
13.10.1993 г. Администрацией Московского района г. Чебоксары зарегистрировано акционерное общество открытого типа ";Чебоксарский приборостроительный завод ";ЭЛАРА";.
06.06.1996 г. Администрацией Московского района г. Чебоксары зарегистрировано Открытое акционерное общество ";Чебоксарский приборостроительный завод ";ЭЛАРА";.
19.07.2001 г. Администрацией Московского района г. Чебоксары зарегистрировано изменение наименования предприятия. Новое наименование: Открытое акционерное общество ";Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие ";ЭЛАРА";.
19.07.2004 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики зарегистрировано изменение наименования предприятия. Новое наименование: Открытое акционерное общество ";Научно-производственный комплекс ";ЭЛАРА";.
25.06.2007 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары зарегистрировано изменение наименования предприятия.. Новое наименование: Открытое акционерное общество ";Научно-производственный комплекс ";ЭЛАРА"; имени Г.А. Ильенко";.
Целью создания эмитента является удовлетворение общественных потребностей в производимой эмитентом продукции (работах, услугах) и извлечение прибыли.
Миссия:
ОАО ";ЭЛАРА"; - разработчик и производитель электронного оборудования, стремящийся быть надежным партнером предприятий и организаций.

Приоритеты:
Своевременная поставка качественного продукта и его сервисное обслуживание.
Производство и разработка инновационной техники в объемах опытного и мелкосерийного производства.
Рост доли рынка в специализированных сегментах.
Непрерывные улучшения качества управления.

Ценности:
Главная ценность - сотрудники. Преемственность и накопление опыта. Высокий профессионализм в производстве и управлении.
Динамичное развитие инноваций.
Повышение стоимости бизнеса.
Сотрудничество с органами государственной власти.
Благотворительность.
Социальная ответственность.
Удовлетворенность социума и персонала деятельностью Общества.

3.1.4. Контактная информация

Место нахождения: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Московский 40

Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа

428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский проспект 40

Адрес для направления корреспонденции

428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский проспект 40

Телефон: (8352) 45 36 50

Факс: (8352) 22 14 03

Адрес электронной почты: elara@

Адрес страницы (страниц) в сети Интернет, на которой (на которых) доступна информация об эмитенте, выпущенных и/или выпускаемых им ценных бумагах:

Наименование специального подразделения эмитента по работе с акционерами и инвесторами эмитента: отдел корпоративных отношений

Место нахождения подразделения: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 40, корп. 2, 4 эт., каб. 4001

Телефон: (8352) 22 14 56

Факс: (8352) 22 17 13

Адрес электронной почты: audit@

Адреса страницы в сети Интернет не имеет

3.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика

2129017646



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 1 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 1 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  2. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 1 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 1 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  3. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 3 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 3 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  4. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 4 квартал 2010 г

    Отчет
    ... Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 4 квартал2010 г Место нахождения эмитента: 428015, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...
  5. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " научно-производственный комплекс " элара" имени " код эмитента 55813-d за 2 квартал 2011 г

    Отчет
    ... В А Р Т А Л Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т Открытоеакционерноеобщество "Научно-производственныйкомплекс "ЭЛАРА"имени Г.А. Ильенко" Кодэмитента: 55813-D за 2 квартал 2011 г Место нахождения эмитента: 428015 Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ...

Другие похожие документы..