textarchive.ru

Главная > архив


Управление образования и науки Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании учебного предмета « Музыка» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

Преподавание учебного предмета «Музыка» в 2007- 2008 году осуществляется в соответствии с основными содержательными линиями инструктивно- методического письма 2006-2007 года. В качестве дополнения к материалам предыдущего письма могут служить следующие рекомендации.

Необходимо гибкое сочетание традиционного подхода к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Одной из важнейших тенденций реформирования музыкального образования школьников сегодня является процесс интеграции искусств в педагогическом процессе. Каждый вид искусства обладает особыми возможностями проникновения в духовную жизнь человека, и освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.

Среди форм художественной интеграции можно выделить следующие:

Внутривидовая или предметная интеграция – внутренняя, горизонтальная художественная интеграция отдельных компонентов в середине определенного предмета, в данном случае музыки. Предмет «музыка» представляет собой сложноорганизованную систему, в пределах которой интегрируют определенные культурные области. Учебный предмет «музыка» объединяет в своем образовательном пространстве собственно музыку, историю музыки и теорию музыки.

Межвидовая интеграция – форма интеграции, при которой интегрантами выступают различные виды искусства.

В первую очередь это локальная тематическая интеграция. Именно этот тип взаимодействия искусств господствует в педагогической практике. Этот тип является наиболее результативным. В его основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В школе целесообразно проводить работу над созданием целостной системы интегрированных уроков. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей, проявление творческой активности учителя.

Одной из основных отличительных особенностей музыкального образования является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся с учетом тесного взаимодействия этих составляющих.

Целостная, непрерывная система музыкального образования, непрерывно педагогически направленный процесс общения с произведениями искусства обеспечит формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, культуры зрителя, слушателя, читателя, специалиста-профессионала, педагога искусства.

В основе подхода к обучению музыке лежит положение о соответствии содержания образования природе ребенка и его предрасположенности к исконно творческим видам деятельности (пению, танцу, игре на музыкальных инструментах, художественному моделированию), что становится предпосылкой развития в этом процессе творческого воображения.

Следует помнить о том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего: художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому желательно осуществлять изучение искусства через пространственную среду. При этом необходимо учитывать, что искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных средах:

  • среда исторической эпохи;

  • пространство природы и среды жизни;

  • пространство и время творения музыкальных произведений;

  • предметно-пространственные представления музыканта-автора;

  • среда общения музыканта и живущих рядом людей;

  • художественное пространство, которое возникает вовремя творения музыки;

  • пространственное окружение и среда, в которой музыкант творит;

  • пространство звука, цвета, света, движения и т.д. (Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова, 2006).

В работе с детьми среди приоритетных направлений музыкального образования с учетом национально-регионального (этнокультурного) компонента можно выделить следующие:

1. Взаимосвязь профессионального (академического) искусства с народным искусством.

2.Связь с народной художественной культурой, как частью ее – народным художественным творчеством: календарно-обрядовой, семейно-обрядовой культурой, народным театром, музыкальным народным творчеством (танец, песня, музыкальные инструменты и т.д.), устно-поэтическим творчеством, мифологией, народным и декоративно-прикладным искусством (в том числе – строительной культурой).

Для реализации этого можно предложить такие направления работы, которые в каждом возрасте будут представлены по-своему:

  • Включение разных типов художественного мышления детей на одном занятии;

  • Визуальные наблюдения, развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;ле, художественное слово);е предме

  • Освоение, истории культуры родного края, особенности обживания народами своего пространства Земли, мирового художественного наследия;

  • Собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства;

  • Развитие фантазии и воображения.

Как основное направление интеграции выделена взаимосвязь:

Природа-человек-среда;

Человек-природа-искусство-среда.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком рекомендуется проводить нетрадиционные уроки:

1. Уроки с измененными способами организации:

- урок – лекция, урок – парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок –встреча;

2. Урок опирающиеся на фантазию:

- урок-сказка, урок творчества, урок выставка, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз;

3.Уроки, имитирующие какие-либо виды работ:

-экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов;

4. Уроки с игровой состязательной основой:

- урок-игра «Придумай проект», урок-«домино», кроссворд, «Лото», урок типа: «следствие ведут знатоки», урок деловая игра, игра – обобщение, урок типа КВН, урок: «Что? Где? Когда?», урок эстафета, конкурс, игра - дуэль, урок-журнал, урок – викторина, урок-тест, урок игра для родителей и др.

Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в сельской малокомплектной школе

Материал программы по «Музыке» для сельских малокомплектных школ должен быть изложен тематически, что предполагает планирование однотемных уроков. Готовить и проводить уроки необходимо не по основным видам занятий (слушание, пение и т.д.), а по основным темам на весь учебный год. Следует использовать принцип идейно-тематического планирования, предполагаемый объединение уроков в циклы по темам, ведущим целям, задачам обучения.

Учитывая, что учитель работает одновременно с несколькими классами, необходимо значительное перераспределение учебного материала по классам, совмещение ряда учебных заданий и т.д., которое не предусматривается в обычных уроках.

Благодаря объединению общих тем четвертей, эти виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга, проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, красных дат календаря, дат народного и православного календаря, а также интересов учащихся.

При такой организации учебных занятий особенно важным становится умение учителя обеспечить формирование у школьников знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями для каждого класса.

Значительное внимание учителю следует уделять учащимся 1 класса. Такой подход объясняется тем, что именно в первом классе только начинается систематическое обучение детей основам музыкального искусства. Так, например, работая одновременно с 1-4 классом по одной теме, учителю рекомендуется начинать объяснение учебного материала с 1 класса, пока учащиеся 2-4 классов заняты выполнением небольшихупражнений, связанных с основной темой.

Осуществляя педагогическую деятельность по любому учебно-методическому комплекту, учителю следует помнить, что преподавание музыки (музыкального искусства) в школе требует особых методов художественно-эстетического воспитания.

При использовании учебных планов профильных классов необходимо учитывать:

- профильные курсы – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;

  • элективные учебные курсы - обязательные для посещения предметы по выбору школьников из компонента образовательного учреждения.

Выбор самого элективного курса осуществляется учащимися самостоятельно.

Примерный перечень элективных курсов для учащихся 9 классов:

1. Горская, Л.Л. Музыкальная журналистика / Л.Л. Горская. Под ред. Т.Н. Ботиной, И. В. Кашминой, О.В. Пескун. – Музыка в школе. – 2006. - №5. с. 40-41.

2. Логинова, Е.Ю. Искусство кино. Профессии в киноискусстве / Е.Ю. Логинова. Под ред. Т.Н. Ботиной, И. В. Кашминой, О.В. Пескун. – Музыка в школе. – 2006. - №5.- С. 40.

3. Макарова, Т.Г. Искусство театра, профессии в театре / Т. Г. Макарова. Под ред. Т.Н. Ботиной, И. В. Кашминой, О.В. Пескун. – Музыка в школе. – 2006. - №5. С. 37-40.

4. Челышева, Т. В. Музыка мира: джаз (для школ с углубленным изучением музыки)/Т. В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно – методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – с.76-84

5. Челышева, Т. В. Основы компьютерной инструментовки (для школ с углубленным изучением музыки)/Т. В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – с. 85 – 90.

  1. Челышева, Т. В. Русская духовная музыка/Т. В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – с. 91-100

Примерный перечень элективных курсов для учащихся 10-11 классов:

  1. Гайда, В. В. Русская хоровая литература/ под ред. Т. В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2004. – с. 58-70

  2. Воробьева, С. С. Основы хорового дирижирования/ под ред. Т. В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно – эстетический профиль: учебно – методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2004. – с.70 -102

  3. Мячина, И. П. Постановка голоса/Под ред. Т. В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно – эстетический профиль: учебно - методическое пособие: - М.: АПК и ПРО, 2004. – с.86 - 96

Перечень программ и учебников по музыке на 2007-2008 учебный год.

Класс

Уровень изучения предмета

Программа, примерное тематическое планирование

(название, автор, год издания)

Учебник

(название, автор, год издания)

Музыка

5 класс

(1 час)

Базовый уровень

Музыка. Программа с краткими методическими положениями.

Авт. коллектив под рук. Д.Б. Кабалевского, М.: Просвещение, 2004

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Под рук. Д.Б. Кабалевского

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 5 кл.

В комплект с учебником входят рабочая тетрадь для учащихся «Записная книжка музыканта», пособие для учителя «Нотная хрестоматия», методическое пособие для учителя.- Вентана- Граф, 2005

Музыка

6 класс

(1 час)

Базовый уровень

Музыка. Программа с краткими методическими положениями.

Авт. коллектив под рук. Д.Б. Кабалевского

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Под рук. Д.Б. Кабалевского

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 кл.

Завершенная линия Науменко Т.И., Алеева В.В. Программа, рабочая тетрадь, фонохрестоматия, 2002, Дрофа

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Музыка. 6 кл

Соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 г. Программа, рабочие тетради, хрестоматии, фонохрестоматии, методические рекомендации.- Просвещение, 2004

Музыка

7 класс

(1 час)

Базовый уровень

Музыка. Программа с краткими методическими положениями.

Авт. коллектив под рук. Д.Б. Кабалевского

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Под рук. Д.Б. Кабалевского

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 кл.

Завершенная линия. Науменко Т.И., Алеева В.В. Программа, рабочая тетрадь, фонохрестоматия.- Дрофа, 2002

Музыка

8 класс

(1 час)

Базовый уровень

Музыка. Программа с краткими методическими положениями.

Авт. коллектив под рук. Д.Б. Кабалевского

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.

Музыка. Программа общеобразовательных учреждений.

Под рук. Д.Б. Кабалевского

Хрестоматия и фонохрестоматия под редакцией Д.Б. Кабалевского.-М.: Просвещение, 2004

9 класс

(1 час)

Базовый уровень

Художественная культура России (с учетом регионального компонента)

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVII вв.-М.: Владос, 2003

Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003

Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: рабочая тетрадь.-М.: Владос, 2003

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XVII-XIX вв.-М.: Владос, 2003

Рябцев Ю.С. История русской культуры XVII-XIX вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003

Рябцев Ю.С.,Козленко С.И. История русской культуры XX в.-М.: Владос, 2003

Рябцев Ю.С. История русской культуры XX в.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003

Краеведческий аспект

Белгородская энциклопедия.- Белгород, 1998.: ил.

Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. – Белгород, 2000. – 471 с.

Ботова С.И., Приставкина Т.А.,Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. - Белгород, 2000. – 410 с.: ил.

Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. – Белгород, 2000. – 265 с.: ил.

10 -11

Профильный уровень

Программ нового поколения нет

Учебников для профильного обучения нет

1-8

Углубленный уровень*

Программ нового поколения нет

Учебников для углубленного обучения нет

*В связи с тем, что грифованных программ углубленного изучения музыки не опубликовано, учитель вправе на основе рекомендованных Департаментом государственной политики в образовании примерных программ разработать адаптированные (индивидуально-разработанные, модифицированные), авторские учебные программы с учётом требований «Положения об авторских и адаптированных (индивидуально-разработанных, модифицированных) учебных программ учреждений общего и дополнительного образования и о порядке экспертиз авторских и адаптированных программ» (Утверждено на заседании областного экспертного совета 29.09.2005 г.).

Дополнительную информацию можно получить, используя поисковые системы Интернет:

  • Alta Vista ()

  • Excite ()

  • Google ()

  • HotBot ()

  • Lycos ()

  • Open Text ()

  • Rambler ()

  • Yandex ()

  • Сеть творческих учителей ()

Составил:

Старший преподаватель кафедры

художественно- эстетического образования

БелРИПКППС И.А.Доронина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... 2011 г. Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредметаМузыка” в 2011/2012 учебном году» Учебныйпредмет «Музыка» изучается в I–IV ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета

    архив
    ... Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Мировая художественная культура» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Преподаваниеучебногопредмета ... искусства, музыки, литературы ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета “обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... курса и учебныхпредметов «Всемирная история. История Беларуси», «Белорусская литература», «Музыка», « ... в гимназиях и лицеях, инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета “Обществоведение” в 2010/2011 учебном году» и др., наиболее ...
  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «основы религиозных культур и светской этики» в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях

    Инструктивно-методическое письмо
    ... искусство, Музыка, Технология ... учебногопредмета «Основы православной культуры». В основе рабочей программы лежат следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические ... ресурсов Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Основы ...
  5. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета Мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном ... углублять какой-то раздел учебныхпредметов: музыки, изобразительного искусства ( ...

Другие похожие документы..