textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова

Научное издание

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ:

Новые модели и концепции

Издательство МПСИ

МОСКВА 2009

Международное издание: Россия, Украина, Австрия

Коллектив авторов: Абульханова К.А. (раздел 1), Калина Н.Ф. (раздел 7), Карпенко З.С. (раздел 6), Лэнгле А. (раздел 10), Орлов А.Б. (раздел 9), Петровский В.А. (раздел 5), Семенов И.Н. (раздел 8), Старовойтенко Е.Б. (раздел 4), Татенко В.А. (раздел 3), Шадриков В.Д. (раздел 2), Шумский В.Б. (раздел 9)

Психология ндивидуальности: Новые модели и концепции

// Под научной редакцией Старовойтенко Е.Б. и Шадрикова В.Д.

Данная книга является опытом психологического осмысления проблемы индивидуальности в новом социокультурном и научном контексте. Представлен ряд авторских концепций и моделей, развивающих современные парадигмы психологии индивидуальности: онто-психологическую, субъектную, феноменологическую, культурную, экзистенциально – гуманистическую. Работа носит инновационный и программный характер, намечая перспективу методологии, теории и практики психологии индивидуальности. Она также является оригинальным образовательным проектом, содержательно определяющим подготовку профессионалов в сфере психологии личности, индивидуального консультирования и психотерапии. Издание представляет интерес для психологов, философов, специалистов в области социальных и гуманитарных наук.

с Абульханова К. А

Старовойтенко Е.Б.

Татенко В.А.

Шадриков В. Д. и др.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ: Опыт поиска индивидуальности. ……………….. С. 5 -13

1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Проблема индивидуальности в психологии.

1. Направления психологического изучения индивидуальности. 2. Интегральная концепция индивидуальности. 3. Индивидуальность личности как субъекта жизни.

………………………………………………………………………..С. 14 - 71

2. СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Индивидуальность как проявление внутреннего мира.

1. Психологическая постановка проблемы индивидуальности. 2. Методологический принцип «полноты описания индивидуальности». 3. Малопараметрические модели индивидуальности. 4. Понятие психически нормального человека. 5. Реконструкция сущностных качеств человека по тексту Библии. 6. Мир внутренней жизни. 7. Законы функционирования внутреннего мира. ………………………С. 72 - 109

3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В БЫТИИ

Онто – психологический аспект понимания индивидуальности.

1. Реальность индивидуальности. 2. Сущность и необходимость. 3. Рождение, становление, восхождение. 4. Детерминация. 5. Общее и парциальное. 6. Форма и стиль. 7. Оценивание. 8. Категориальное позиционирование. 9. Поступок.

……………………………………………………………………… С. 110 - 164

4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Самопознание и творчество индивидуальности в культуре.

1. Культурно – психологическая модель индивидуальности. Быть во множестве единственных и быть единственным во множестве. 3. Множественно осуществить свою единственность. 4. Быть единственным средоточием множественного. 5. Своей единственностью порождать множество. 6. В своей единственности открыть множественность. …………………………………………………… ..С. 165 - 218

5. САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Индивидуальность: саморегуляция и состоятельность.

1. Индивидуальность как мультисубъектное объединение. 2. Транзактная модель индивидуальности. 3. Категория состоятельности в определении индивидуальности. 4. Транзактный контур саморегуляции. 5. Совершенная и несовершенная саморегуляция индивидуальности. ……………………………………С. 219 - 266

6. СУБЪЕКТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Субъектный контекст исследования индивидуальности.

1. Значение категории субъекта для определения индивидуальности. 2. Пространство моделирования индивидуальности. 3. Феноменологический и герменевтический методы исследования индивидуальности. 4. Индивидуальность как нарративная идентичность. 5. Темпоральный модус конституирования индивидуальности.

6. Развитие индивидуальности в психотерапевтическом дискурсе. 7. Коммуникация в психотерапевтическом развитии индивидуальности………………....С. 267 – 302

7. ГЛУБИННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивидуальность в психологии бессознательного.

1. Постановка проблемы индивидуальностив психологии бессознательного. 2. Перспектива идеи индивидуальности в современной глубинной психологии…………

……………………………………………………………………………………С. 303 - 313

8. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ДИАЛОГЕ С СОБОЙ

Экзистенциально – рефлексивный подход к индивидуальности.

1. Об аксиологии современной психологии индивидуальности. 2. Из истории философских и научныхз трактовок индивидуальности. 3. Основные этапы становления психологии индивидуальнсоти. 4. Рефлексивно – экзистенциальное понимание индивидуальности. 5. К онто – психологии индивидуальности. 6. Рефлексивно – экзистенциальный диалог в развитии индивидуальности. 7. Прецеденты изучения индивидуальности как открытой системы. 8. Прецеденты изучения индивидуальности как закрытой системы. 9. Рефлексивный подход к творческой индивидуальности ученого. …………………………………… ..С.314 - 367

9. ТРАНСЛИЧНОСТНОЕ НАЧАЛО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Две составляющие индивидуальности.

1. «Личность» и «сущность» как определения индивидуальности человека. 2. Представления о личности в философии. 3. Представления о личности в зарубежной психологии. 4. Представления о личности в отечественной психологии. 5. Трансличностное измерение индивидуальности………………………….....С. 368 - 394

10. ЭКЗИСТЕНЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Персональный экзистенциальный анализ.

1. Персональный экзистенциальный анализ - новый подход к индивидуальности. 2. Как был разработан метод ПЭА? 3. Краткое описание концепции личности. 4. Как можно достичь личности посредством диалога. 5. Обхождение личности с самой собой. 6. Показания для применения ПЭА. 7. ПЭА как психотерапевтический метод.

…………………………………………………………………………С. 395 - 423

ВВЕДЕНИЕ

Данная книга является опытом творческого психологического осмысления проблемы индивидуальности в новом социокультурном и научном контексте. Время, ставящее в центр множества общественных, культурных, инновационных процессов индивида, обладающего уникальными свойствами и духовными силами, создает беспрецедентные возможности для развития психологии индивидуальности.

В глобальной динамике коллективизма и персонализма фокусом общественного сознания все заметнее становятся ценности индивидуальной творческой жизни, личностного развития, личного самоопределения. В России, где индивидуализация и персонализация человека в обществе имеют и великую традицию, и историю трагических поражений, и вновь открывающуюся перспективу, утверждение этих ценностей идет сложно и противоречиво. Психология как наука, по определению обращенная к реалиям жизни, психики и «Я» индивидов, не может не откликнуться на актуальные тенденции социальной динамики. Она должна воспринять их как реальный запрос и настойчивый вызов, требующие новых подходов, нахождения новых проблемных полей, разработки новых парадигм, исследовательских моделей и способов практической деятельности.

Психологии индивидуальности в этом процессе должна принадлежать одна из ведущих ролей. Это обусловлено тем, что, акцентируя единственность, исключительность, неповторимость конкретного человека, она закономерно обращается к наиболее значимому для самого человека – его внутренней цельности, единой «сущности», глубинному средоточию потенциалов и источников активности. Поиски и достойные притязания данной науки ведут ее к синтезу и интеграции множества исследований из области дифференциальной и общей психологии, психологии развития, психологии типов и т. д., в которых учитываются не только их эксплицированные результаты, но и имплицитные, научно не осмысленные данные. Именно внутри психологии индивидуальности могут сформироваться современные интеллектуальные приемы и тончайшей дифференциации, и сложнейшей, структурной интеграции потенциалов, качеств и функций конкретного человека. Развиваемая данной наукой установка на индивидуализацию не составляет оппозиции, а, напротив, способствует пониманию человека в качестве социально вовлеченного и идентичного, пребывающего в нескончаемом диалоге с другими людьми. Взгляд в мир, в пространство «других», в контекст жизнедеятельности, во внутреннюю жизнь, в тайну «Я» индивида притягивает к психологии индивидуальности идеи и смыслы из множества областей познания, включая философию, культурологию, социальные и гуманитарные науки, искусство и литературу.

Представляемая книга объединяет ряд авторских текстов, в которых психология индивидуальности предстает в своем высоком статусе и назначении. Имея очевидные концептуальные различия и акценты, тексты апеллируют к индивидуальности как идеалу и возможности, реальности и предельности, ориентиру и вершине развития, сущности и форме существования, носителю гармонии и противоречий, имманентному свойству и непрерывной изменчивости личности. Для всех авторов индивидуальность ощутимо является не только предметом и целью научного поиска, но и ценностью бытия, истории, культуры и своей собственной жизни.

Психология индивидуальности развивается авторами в пространстве онтологического, гуманистического, феноменологического, глубинного и экзистенциального понимания человека. От дифференциации, измерения и типизации наблюдаемых свойств и качеств индивидов, акцент смещается к изучению их внутренних, сложных и целостных образований: «сущности», «субстанции», «инстанции», «центру интенциональности», «самости». Индивидуализированный характер этих образований раскрывается при их изучении в контекстах психологии личности и психологии субъекта, где уже определились методологические, концептуальные и методические пути к индивидуальности. Вместо традиционных аналитических моделей авторами предлагаются синтетические, интегральные модели индивидуальности, указывающие не столько на ее «строение», сколько на «функционирование». В противовес доминированию «сущностных качеств» или «черт» человека, в представляемых подходах к индивидуальности преобладают «способы» индивидуального бытия, жизни, активности, проживания. К этим способам относятся сознание, рефлексия, отношение, смыслообразование, творчество, самодеятельность, саморегуляция, самовыражение, самореализация, экзистенция. В динамике жизни индивидуальности раскрываются позитивные, развивающие, конфликтные, деструктивные, регрессивные и разрушительные тенденции. У ряда исследователей отчетливо проявляется стремление соединить в авторской модели моменты единства и множественности, относящиеся к характеристике как «внутренней», так и «внешней» индивидуальности. Обоснован, как релевантный парадигме индивидуальности, переход от рассмотрения человека в масштабе крупных социальных структур, коллективов, групп к исследованию индивида в межличностном взаимодействии, отношениях значимости, непосредственном диалоге с «другим» и «другими». Сквозной темой книги является определение индивидуальности в аспектах духовности, социокультурных ценностей, личных ценностных смыслов и ценностно-направленного творчества. В качестве ведущей инстанции индивидуальности у большинства авторов выступает «Я» человека, способное в актах сознания и самопознания как неограниченно распространяться, «простираться» в мир, так и предельно «собираться» в единого субъекта самопогружения, самодистанцирования, самостояния и трансцендирования. Рядом ученых ставится вопрос о «модусе» индивидуальности, в котором она максимально полно проявляет себя. Согласно выдвинутым концепциям, это может быть смысл, отношение, акт саморегуляции, поступок, жизненная стратегия, символический образ, творческий акт и т. д. Отличительной чертой данного собрания текстов является обращение авторов к культурным источникам знаний об индивидуальности. Широко привлекаются материалы художественной и автобиографической литературы, философских и религиозных памятников. Книга имеет целостнообразующую логику включающую, во-первых, конструктивный авторский анализ истории изучения индивидуальности, во-вторых, выдвижение и обоснование авторских концепций индивидуальности, в-третьих, определение их теоретических и практических перспектив.

Объединяющим методологическим принципом выступило у авторов исследование «индивидуальности» человека в единстве с его «личностью». Это единство подчеркивается в ряде работ применением категории «индивидуальная личность». Индивидуальность определяется исследователями как внутренняя свобода самоосуществления личности, вершина развития личности, источник ее уникального аутентичного бытия, духовное и творческое начало личности, «Я» личности, переживающее, познающее и формирующее себя. Персонологический контекст дополняется, усиливается авторами реализацией «субъектного» принципа определения индивидуальности и, соответственно, введением категорий «субъект жизни», «субъект интенциональности», «мультисубъектность личности», «субъект творчества», «субъект смыслополагания».

В соответствии с новыми тенденциями развития отечественной психологии личности, индивидуальность рассматривается как многомерный феномен, который может быть раскрыт при ее изучении в различных «измерениях» человеческого бытия. Среди измерений, наиболее существенных для познания индивидуальности, авторами выделены жизненное, культурное, духовное, социально – диалогичное, глубинное и рефлексивное.

Разработка проблемы индивидуальности на основе психологии личности задала приоритеты в выборе методов ее исследования. Не умаляя значения экспериментальных, диагностических, измерительных процедур, большинство авторов при изучении индивидуальности обратились к методам интерпретации, моделирования, описания. Обосновывается и демонстрируется потенциал феноменологического, герменевтического, автобиографического, психотерапевтического методов, а также метода анализа индивидуального случая и самоисследования личности.

Самым существенным содержанием коллективного труда являются пересекающиеся и дополняющие друг друга авторские концепции и модели индивидуальности, в контексте которых предложены ее оригинальное понимание и новые определения. Так, К.А. Абульханова («Проблема индивидуальности в психологии») разрабатывает субъектно – центрированную концепцию индивидуальности личности. В ее трактовке индивидуальность, с одной стороны, выступает как интеграл многоуровневых свойств любойличности, а, с другой стороны, как высший , «вершинный» уровень развития личности. Это двустороннее понимание основывается на развитии категорий субъекта жизни, личности как субъекта сознания и действия (поступков), личности как субъекта жизненных отношений. Согласно концепции, мерастановления личности «автором» проживания, Я – обобщения и построения собственной жизни в соответствии со своей индивидуальностью раскрывает степень ее совершенства.

Концептуальная модель индивидуальности, предложенная В.Д. Шадриковым («Индивидуальность как проявление внутреннего мира») обращена к «внутреннему миру» или душе, сущности личности. Душа как потребностно – эмоционально - информационная субстанция выступает в концепции основанием жизненной активности личности в процессе ее взаимодействий с другими личностями и внешним миром в целом. Наиболее полно и содержательно душа выявляет себя посредством «сущностных качеств», укорененных в высших ценностях, духовных идеалах человеческого бытия и определяющих устойчивые формы религиозного, этического, интеллектуального и т. д. поведения личности. Индивидуальное соотношение и целостность душевных качеств в единстве с телесными свойствами образует индивидуальность личности как «проявление внутреннего мира». При этомвнутренний мир всегда во многом остаётся «миром в себе», «тайной личности», так как формируется и функционирует по вероятностному типу.

Акцентируя онто – психлогический аспект проблемы индивидуальности, В.А. Татенко («Онто – психологический аспект понимания индивидуальности») считает, что этот феномен определяется не столько случайным сочетанием всевозможных внутренних и внешних факторов, но изначально присущей человеку субъектной интенцией и потенцией к самобытию, к тому, чтобы стать собой и по-своему, посредством поступков, строить свой неповторимый жизненный мир. Индивидуальности присуща самодетерминация как высшая причинность; подлинная индивидуальность не противостоит другому человеку, или обществу, или человечеству, но, наоборот, учитывает их цели и ценности как значимые для себя в аспекте полноты самоосуществления и достижения общего блага.

Е. Б. Старовойтенко («Самопознание и творчество индивидуальности в культуре») приводит модель индивидуальности, построенную в контексте культурной психологии личности. Индивидуальность определяется как ориентир, высший уровень, творческая суть развития и самоопределения личности-субъекта культуры. Обосновывается, что быть индивидуальностью в культурном измерении – это, значит, принадлежать к индивидуализированной культуре; состояться в ней индивидуальной личностью; быть причастным к созданию идей и текстов; стать творцом и творчески жить; формировать культурно - психологический потенциал индивидуализации личностей в обществе; осуществлять самопознание, освещая значимые для себя и других аспекты «Я»; обогащать своим творчеством и рефлексией опыт самоидентичности индивидов в культуре.

Согласно концепции В.А. ПетровскогоИндивидуальность: саморегуляция и состоятельность») индивидуальность – это особый полюс личности индивида, единственность и неповторимость индивида. Она не подлежит удвоению, копированию, имитации; это потенциал субъектности как «республики субъектов» или «единомножия «Я». Представлена теоретико-эмпирическая модель индивидуальности, определяющая ее в транзактных категориях, как совокупный потенциал эго-состояний, составляющих «непостижимое» (неотразимое) условие саморегуляции. Транзактный контур саморегуляции включает следующие моменты: субъект саморегуляции есть эго-состояние Взрослый; объект саморегуляции – эго-состояние Дитя; посредник в процессах саморегуляции – эго-состояние Родитель. Состоявшейся индивидуальности соответствует «совершенный контур саморегуляции, основанный на гармонии эго – состояний.

Для З.С. Карпенко («Субъектный контекст исследования индивидуальности») индивидуальность - это результат сложного субъектогенеза личности во множестве измерений ее жизненного мира: природном, социальном, культурном, внутреннем, трансцендентном. Эксплицированы возможности и средства феноменологического анализа и герменевтической реконструкции становления индивидуальности с акцентами на ее активное смыслополагание, творчество, коммуникацию, самопознание. Обосновываются новые перспективы психотерапии личности на основе ее способности к «самоконституированию индивидуальности».

Н.Ф. Калина («Индивидуальность в психологии бессознательного») предлагает модель сравнительного анализа «индивидуальности» как категории различных теорий глубинной психологии (З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Лакана и др.). Делается заключение о недостаточном освещении проблемы индивидуальности в контексте психологии бессознательного. Намечается определение индивидуальности, релевантное современному состоянию психаонализа: индивидуальность - специфическая конфигурация свойственных индивиду уникальных бессознательных импульсов и влечений, осознание и развитие которых в процессе жизни обеспечивает максимальный уровень зрелого аутентичного существования человека в мире.

И.Н. Семенов («Экзистенциально – рефлексивный подход к индивидуальности») рассматривает проблему индивидуальности с позиций авторского рефлексивно – экзистенциального подхода. Основной категорией его концепции является «рефлексия», указывающая на способность личности к внутреннему диалогу с собой. Рефлексия определяется основанием формирования уникального «Я» личности, регулирующего динамику индивидуальной экзистенции в качестве эпицентра ее активности и источника ее целостности. Индивидуальность выступает жизненно приобретаемым, неповторимым единством самопознания, «Я» и экзистенции, наиболее ярко выраженным у творческой личности.

Тема экзистенции как важнейшая в психологии индивидуальности продолжается А.Б. Орловым, В.Б. Шумским, А. Лэнгле. («Две составляющие индивидуальности», «Персональный экзистенциальный анализ»). В развитие традиции В. Франкла, основой существования человека эти авторы полагают априорное духовное начало, духовную силу, приобретающую у конкретной личности индивидуализированный характер. Развитие индивидуальности в русле предлагаемого гуманистически – экзистенциального подхода состоит в обращении личности к себе и постоянном выходе за собственные пределы, в самопереживании и самопонимании, а также в свободном, ответственном и полном личного и трнсличностного смысла действии. А. Лэнгле представляет модель психотерапии личности (персональный экзистенциальный анализ - ПЭА), детально структурирующую шаги по реализации намеченных автором концептуальных установок. Лэнгле определяет индивидуальность как то, что говорит в личности, как создаваемый ею внутренний мир самодистанцирования, как возникающий в диалоге личности с другим человеком внешний мир самотрансценденции (со-бытие).

Несмотря на явное созвучие собранных в книге концепций и моделей, в них присутствует момент взаимной критики и полемики, ориентированной на установление лучшего взаимопонимания и творческого единомыслия авторов.

В целом, этот коллективный труд носит программный характер, является инновационным в смысле развития нового психологического понимания индивидуальности. Книга адресована исследователям в области психологии индивидуальности и психологии личности, специалистам в сфере гуманитарных и социальных наук, а также является содержательным проектом совершенствования подготовки психологов для теоретической и практической деятельности в новых социокультурных условиях.

Е.Б. Старовойтенко.

В.Д. Шадриков

I ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА ПСИХОЛОГИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ *

1. Направления психологического изучения индивидуальности.

Задолго до возникновения психологии и даже первых обыденных психологических знаний в самой жизни и ее историческом, литературном воспроизведении заявляет о себе индивидуальностьчеловека. Проблема индивидуальности всегда высвечивалась своими разнообразными гранями: одними она блистала, будучи связана с творчеством, способностями человека, другими, когда речь заходила об исключительных - в том или ином отношении или вообще ярких личностях, третьими - когда то или иное общество создавало условия для расцвета индивидуальности или, напротив, всячески нивелировало ее. «Вся моя воля всегда была направлена на защиту моей индивидуальности» - писал А.Грин, закончивший свою жизнь, осветившую людей фейерверком мечты, в доме с земляным полом. Она описывается с самых различных точек зрения, в самых различных контекстах: индивидуальность отлична от всех (сравнительно с другими); индивидуальность - это уникальность, неповторимость (как и ее судьба); индивидуальность - это особый, ярко заявляющий о себе характер; наконец, индивидуальность - это творческая или обладающая выдающимися качествами (харизматическая) личность, и т.д. До нас дошли мастерски описанные образы выдающихся исторических деятелей, отличавшихся мудростью или жестокостью, образы святых и мучеников,

__________________________________

* Индивидуальный исследовательский проект № 07 – 01 - 170 выполнен при поддержке Научного Фонда ГУ-ВШЭ.

особенности которых, связанные с их именами, стали нарицательным обозначением определенных человеческих качеств, некоей определенной символикой: макиавеллизм, донжуанство, донкихотствои т.д.

Если обобщить разнообразные представления, бытующие в обыденном сознании людей, то индивидуальность зафиксировалась в них как некая исключительность личности.

Однако с момента становления психологии как науки проблема индивидуальности оказалась для нее своеобразным «камнем преткновения»: возникла дилемма - как может существовать наука о неповторимых, т.е. не подлежащих обобщению, типизации явлениях? В методологии интроспекционизма, поставившего проблему психологического познания, эта дилемма получила свое косвенное выражение: познать психику может только ее обладатель. Здесь просматривается идея своеобразного научного эгоцентризма, индивидуализма как невозможности объективного, идущего извнепознания. Этот эгоцентризм приходит в противоречие с направлением, которое, напротив, определяет индивидуальность как различия личностей, чаще всего несущественные. Это представление закрепилось в распространенном в психологии словосочетании «индивидуальные различия». Но за данным представлением кроется понимание личности как инварианта, свойственного всем людям. В литературе, в обыденной жизни часто приходится читать или слышать утверждение, что в сущности человек не меняется (в истории, веками). Более того, в таком случае индивидуальные различия оказываются некоторой периферией по отношению к общему для всех личностей «ядру». Но это сразу приходит в противоречие с представлением об индивидуальности как «Я» - самости, т.е. самой «сердцевине» личности.

Отвлекаясь от различий теорий «Я-концепции» личности (даже таких существенных, как рациональное или иррациональное объяснение «Я» в его связи с сознательным или бессознательным), можно сказать, что само понятие «Я» заключает в себе принцип «отсчета» от неповторимости личности и неотъемлемости от нее этой единственности, собственности «Я» (будь то «self-control» или «id»). В английском наименовании «Эго» заключена идея эгоцентризма не в смысле психологической квалификации данной личности, а в смысле методологическом - движения в объяснении личности от ее внутреннего,ее сердцевины, ее «Я». Понятие «Эго» было принципиальным введением индивидуализации как основы в самую сущность личности, и тем самым, радикальным шагом в постановке проблемы индивидуальности на научную почву. При возникновении проблемы присвоения различных, извневзятых ролей и взаимодействия «Я» (или «Id») с действительностью, носящего конфликтный характер, приводящего, согласно Фрейду, к другим личностным образованиям, качествам, уровням (например, «супер-эго»), уникальность «Я» так или иначе, должна была либо соотнестись, либо столкнуться с внешним миром, социумом, его нормами, стандартами и запретами.

Проблема индивидуальности приобретает новый смысл, когда психологи приступают к созданию характерологии.Изучение характера, несомненно, означает раскрытие особенностичеловека. Однако здесь вновь возникает дилемма: психология не может описывать каждый в отдельности характер, как это, скажем, делает писатель в художественном произведении. Необходима типизация характеров. Но любое обобщение требует выделения единых общихоснований типизации характеров, что опять вступает в противоречие с идеей неповторимости. Эта дилемма особенно очевидно выступает в художественной литературе, где тот или иной характер оказывается типичным для данной эпохи, социального слоя и т.д. и вместе с тем - самобытным.

Можно сказать, что в созданных психологами характерологиях (Э. Шпрангер, Г. Айзенк, А.Лазурский и др.) были выделены разные основания типизации. Характерологии содержали психологические определения для обозначения индивидуальности, но не вскрывали ее психологическую сущность.

Еще одно научное направление в познании индивидуальности появляется с развитием эмпирической психологии, более точно - дифференциальной психофизиологии. Индивидуальность здесь «ухватывается» и объективно выявляется, но на самом низшем - психофизиологическом уровне, который совершенно не исчерпывает ни ее творческой, ни ее личностно неповторимой сущности. В дифференциальной психологии не вскрывается индивидуальность личности.

Между тем, в постепенно развивающейся области психологии личности, в создающихся оригинальных теориях и моделях личности индивидуальность начинает высвечиваться как ее существенная характеристика - как ее наиболеесовершенное качество, творческая сущность (Г.Олпорт, Э.Эриксон и др.). Эта своеобразная идеализация личности, с одной стороны (поскольку далеко не все личности обладают индивидуальностью), с другой - опять «уход» от раскрытия сущности индивидуальности, принятие ее как данности.

Имплицитно проблему индивидуальности содержит направление персонологии, обозначаемое как теории личностных черт(к которому, кстати, относят и теорию Г.Олпорта, давшего глубокую трактовку личности). Черта, несомненно, фиксирует особенность, но, одновременно, осуществляет обобщение (как это, например, имеет место в концепции Р.Кетелла). Сами черты выделяются путем массового исследования, отвечающего критериям надежности, валидности, т.е. путем стандартизации. Конечно, при таком подходе личность получает до некоторой степени индивидуализированную характеристику, так как набор черт оказывается достаточно специфичным. Но вопрос о том, насколько априорно выделенные черты, приписанные данной личности, исчерпывающе описывают ее индивидуальность, остается открытым по сей день.

Таким образом, до определенного этапа развития психологии, более того, до достижения некоторой степени определенности в постановке проблемы личности, проблема индивидуальности заключает в себе научно не эксплицируемые противоречия - выступает на описательномуровне или охватывается научным исследованием, но на уровне психофизиологии, и предстает в разных, не связанных друг с другом направлениях изучения.

В отечественной психологии проблема индивидуальности представлена рядом разноплановых направлений теоретической интерпретации и эмпирических исследований. Одно из классическихнаправлений составляют работы Б.М.Теплова и его школы (В.Д. Небылицын, В.М. Русалов и др.). Оно, в свою очередь, охватывает ряд различных подходов к индивидуальности.

Во-первых, это дифференциальная психология как область изучения индивидуальных особенностей психических процессов, трудно отделимая от дифференциальной психофизиологии. Во-вторых, это исследование психофизиологических базальных предпосылок способностей, которые составляют, одновременно, одно из направлений изучения личности. Способности как предмет психологического изучения оказались принадлежащими к двум областям психологии:исследованиям психических процессов и функций,непосредственно связанным с дифференциальной психофизиологией, и исследованиям личности. Однако стоит отметить, как нерешенный, вопрос о способах связи этих двух областей исследований способностей и их релевантности изучению индивидуальности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научные издания (1)

    Документ
    ... ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ НАУЧНЫЕИЗДАНИЯ Монографии Асмолов, А.Г. Новый этап ... мира / В.Д. Шадриков // Психологияиндивидуальности: новыемодели и концепции: монография / под науч. ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. ...
  2. А К А Д Е М И Я У П Р А В Л Е Н И Я М В Д Р О С С И И Новые поступления литературы (5)

    Документ
    ... потребностями. Психология 12. 15.2 П 86 Психологияиндивидуальности: новыемодели и концепции : научноеиздание / К. А. Альбуханова [и др.] ; науч. ред.: Е. ... . "Юриспруденция" / В. С. Афанасьев [и др.] ; Под. ред. В. В. Лазарева. - 5-е изд., перераб. и ...
  3. Бюллетень новых поступлений за 2010 год

    Бюллетень
    ... подред. С.Б. Яблонской. - М. : Смысл, 2007. - 312с. / Н.аб. = 1, У.аб. = 3 640 Ю 9 П 863 Психологияиндивидуальности. Новыемодели и концепции / подред ... современное издание) : ... водопользование : сб. научн. тр. Вып.4 / подред. В.Н. Заслоновского и ...
  4. Психология и культура / под ред д мацумото краткое содержание

    Краткое содержание
    ... освещена в изданиях Lonner & Adamopoulos, 1997 и Miller, 1997). Кросс-куль­турные психологипод прикрытием научной ортодоксии ... концепций, которые учитыва­ют как индивидуальные когнитивные навыки, так и экологические и социокуль­турные факторы. Новые ...
  5. Психология и культура / под ред д мацумото краткое содержание (1)

    Краткое содержание
    ... освещена в изданиях Lonner & Adamopoulos, 1997 и Miller, 1997). Кросс-куль­турные психологипод прикрытием научной ортодоксии ... концепций, которые учитыва­ют как индивидуальные когнитивные навыки, так и экологические и социокуль­турные факторы. Новые ...

Другие похожие документы..