textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


3.6 Программа внеурочной деятельности «Детское объединение «Экология моего дома»»

Пояснительная записка.

Направление дополнительной образовательной программы: социальное.

Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Представленная программа дополнительного образования эколого-биологической и учебно- образовательной направленности с практической ориентацией «Юный эколог» разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Программа состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, выстроенных в единой логике: 1-й год обучения- «Экология моего дома», 2-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов», 3-й год обучения- «Экология животных».

Актуальность. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значением экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, расчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Новизна. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоциональную-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Возраст детей 6-7 лет

Сроки реализации: 1 год

Формы и режим занятий соответствует возрастным особенностям. Занятия проходят в форме игр, заочных путешествий, викторин. Итоговое занятие проходит в виде игры «Поле чудес».

Основная цель курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи курса:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных

явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии

и взаимозависимости природы, общества и человека;

* формирование осознанных представлений о нормах и правилах

поведения в природе и привычек их соблюдения в своей

жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

  • становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности природы;

  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

Ожидаемый результат.

Первый уровень результатов:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

Второй уровень результатов:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;;

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружении);

Учебно–тематический план

Тема занятия

Общее количество часов

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Что такое экология?

1

1

2

Мой дом

1

1

3

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

1

4

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

1

5

Экскурсия по территории школы.

1

1

6

Деревья твоего двора.

1

1

7

Птицы нашего двора.

1

1

8

Дорога из дома в школу.

1

1

9

Моя семья.

1

1

10

Соседи-жильцы

1

1

11

Мой класс

1

1

12

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1

1

13

Дом моей мечты

1

1

14

Рассказы, стихи о семье.

1

1

15

Комнатные растения в комнате в классе.

1

1

16

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

1

17

Экскурсия в парк.

1

1

18

Уход за квартирой

1

1

19

Бытовые приборы в квартире

1

1

20

Наша одежда и обувь

1

1

21

Русская народная одежда

1

1

22

Вода в моём доме и в природе

1

1

23

Вода в жизни растений

1

1

24

Вода в жизни животного мира

1

1

25

Вода и здоровье человека

1

1

26

Личная гигиена

1

1

27

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1

1

28

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

1

29

Откуда приходят свет и тепло в мой дом.

1

1

30

Воздух и здоровье человека.

1

1

31

Растительный и животный мир области.

1

1

32

Исчезающие растения и животные родного края

1

1

33

Итоговое занятие.

1

1

Содержание учебных тем.

Тема.

Содержание.

Что такое экология?

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса.

Мой дом

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчёт о выполнении задания.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Выясняем, откуда берётся и куда девается мусор?

Экскурсия по территории школы.

Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? (размерами стволов, формой цветом и толщиной коры, осенней окраской листьев, созревшими плодами). Для чего сажают деревья в городах, посёлках?

Деревья твоего двора.

Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Птицы нашего двора.

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоём). Перелётные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри); самых крупных (страус, пингвин, индюк); самых быстрых и т. д.. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудные времена.

Дорога из дома в школу.

Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

Моя семья

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека.

Соседи-жильцы

Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу.

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Дом моей мечты

Из чего сделан дом? Что в нём будет? Что в нём не будет?

Комнатные растения в квартире, в классе.

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования.

Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике».

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Экскурсия в парк.

Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе и в природе. Взаимосвязь света и тепла, их взаимодействие на растения, на природу в целом.

Уход за квартирой.

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища.

Бытовые приборы в квартире.

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой.

Наша одежда и обувь.

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.

Русская народная одежда.

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

Вода в моём доме и в природе.

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода, почему её надо экономить? Как можно экономить воду?

Вода в жизни растений

Как вода влияет на жизнь растений?

Вода в жизни животного мира.

Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Вода и здоровье человека.

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?

Личная гигиена.

Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Солнце, Луна, звёзды – источники света.

Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звёзд в ночное время суток.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

Влияние тепла и света на комнатные растения.

Откуда приходит свет и тепло в мой дом.

Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты.

Воздух и здоровье человека.

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым дышим. Чистый и загрязнённый воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть?

Растительный мир родного края.

Многообразие растений области. Основные экогруппы (растения степи, леса, поля, луга). Красная книга области.

Животный мир родного края.

Многообразие животных области. Особенности жизни животных области.

Исчезающие растения и животные родного края.

Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком.

Итоговое занятие.

Обобщение по всем пройденным темам.

Методическоеобеспечение.

Наименование разделов и тем.

Форма занятия

Приёмы и методы.

Методические пособия

Что такое экология?

Беседа.

Рассказ.

Диалог.

Беседа.

Рассказ.

Диалог.

Игра «Живое – неживое»

Мой дом

Рассказ.

Диалог.

Рассказ.

Диалог.

Игра.

Презентация, фото.

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Беседа

Беседа

Откуда берётся и куда девается мусор?

Беседа.

Беседа.

Эксперимент «Что будет, если каждый из учащихся бросит бумажку»

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Экскурсия по территории школы.

Беседа. Наблюдение.

Беседа. Наблюдение.

Игра «Подбери слово каждому дереву».

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Деревья твоего двора.

Беседа.

Загадки.

Беседа.

Загадки.

Игра «Узнай листок».

Птицы нашего двора.

Беседа.

Рассказ.

Беседа.

Рассказ.

Сказки-шутки.

Игра «Где живёт птичка»

Журнал «Юный натуралист», «Мурзилка».

Дорога из дома в школу.

Беседа.

Беседа.

Игра «Зажги сигналы светофора».

Ситуации.

Игра «Раздели дорожные знаки на группы»

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Моя семья

Диалог.

Рассказ.

Диалог.

Рассказ.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Презентация «моя семья»

Соседи-жильцы

Диалог.

Рассказ.

Диалог.

Рассказ.

Игра «Что я люблю и чего не люблю».

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Мой класс

Беседа.

Беседа.

Игра «Продолжи фразу: Я хочу, чтобы в нашем классе…»

презентация

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

Дом моей мечты

Диалог.

Игра.

Диалог.

Игра.

презентация

Комнатные растения в квартире, в классе.

Беседа.

Беседа.

Игра «Угадай по описанию».

Опыт.

Наблюдение.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике».

Беседа.

Опыты с одновременным посевам сухих и пророщенных семян(горох, фасоль). Эксперимент.

Наблюдение.

Экскурсия в парк.

Наблюдение.

Опыт.

Наблюдение.

Опыт.

Уход за квартирой.

Беседа.

Беседа.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Бытовые приборы в квартире.

Беседа.

Беседа.

презентация

Наша одежда и обувь.

Беседа.

Беседа.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

презентация

Русская народная одежда.

Беседа.

Беседа.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

презентация

Вода в моём доме и в природе.

Беседа.

Беседа.

Опыт по очистке воды.

Ситуации.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Журнал «Начальная школа»

Вода в жизни растений

Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Вода в жизни животного мира.

Беседа.

Наблюдение

Беседа.

Наблюдение.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Вода и здоровье человека.

Беседа

Беседа

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Личная гигиена.

Беседа

Беседа.

Опыт измерения температуры воды.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Солнце, Луна, звёзды – источники света.

Беседа.

Наблюдение.

Беседа.

Наблюдение.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

Беседа

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Откуда приходит свет и тепло в мой дом.

Беседа

Беседа.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Презентация.

Воздух и здоровье человека.

беседа, игра

Беседа.

Игра с воздушными шариками.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Растительный мир родного края.

Беседа.

Рассказ.

Диалог.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Энциклопедия, презентация.

Животный мир родного края.

Рассказ.

Диалог.

Беседа.

Наблюдение.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Энциклопедия, презентация.

Исчезающие растения и животные родного края.

Беседа

Беседа.

Диалог.

Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова.

Красная книга Саратовской области.

Презентация.

Итоговое занятие.

Беседа.

Игра «Поле чудес»

Список литературы.

  1. Книга «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина.

  2. Журнал «Юный натуралист» 1999г. № 11

  3. Журнал «Педсовет» 2010 г. № 3

  4. Журнал «Педсовет» 2008г. № 11

  5. Журнал «Смекалочка», мир глазами другого. 2011г. № 7

  6. Журнал «Мурзилка», 2008г. № 10, 11, 4.

  7. Журнал «Мурзилка», 2009г. № 5, 3, 4.

4. Ожидаемые результаты Программы внеурочной деятельности .

Программа внеурочной деятельности

Планируемые результаты

ДО «Народные игры»

Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации досуга других людей.

Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к родному Отечеству, его народу и культуре.

Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта организации совместной деятельности с другими школьниками.

ДО «Весёлые голоса»

Результаты первого и второго уровня, а именно, учащиеся получат возможность проявить себя, творчески раскрыться в области вокального искусства, научатся понимать и правильно использовать музыкальные термины, смогут организовывать свой досуг, смогут участвовать в организации и проведении школьных концертов.

ДО «Юные меломаны»

Результаты первого уровня: учащиеся овладеют основами музыкальной культуры, смогут осуществлять собственные музыкально-исполнительские замыслы;

Научатся: ориентироваться в многообразии музыкальной жизни России;

воспринимать музыку различных жанров;

размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

эмоционально откликаться на искусство;

понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

ДО «Логические задачи»

ДО «Волшебная бумага»

Первый уровень результатов: развитие творческих способностей ребенка и формирования осознанного понимания значимости художественного труда.

Второй уровень результатов: организация выставки детских работ, изготовленных в течение учебного года.

ДО «Экология моего дома»

Первый уровень результатов:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

Второй уровень результатов:

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;;

улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружении);

1 Предмет «ОЗОЖ» (региональный компонент) проводится интегрировано с предметами «Окружающий мир» и «Литературное чтение».

2 Приём предложен П.С.Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В.Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.

3Колебания часов связаны с введением в 1-м классе дополнительных недельных каникул. Указанные часы, отводимые на обучение грамоте, складываются из часов, предназначенных для предмета «Русский язык» (115 ч.) и для предмета «Литературное чтение» ( 92 ч.)

4 Освоение этого раздела распределяется по всем разделам курса.

5 Выполнение данных программных требований осуществляется на практическом уровне в процессе освоения всего курса русского языка.

6 Данное программное требование реализуется при изучении различных разделов курса: фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса.

7 Изучается в разных разделах курса

8 Условные обозначения : К – полный комплект (на каждого ученика); П – комплект для работы в парах, в группах,; Д – демонстрационный экземпляр.

1 Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора H. Н. Светловской.

1 Более подробный вариант тематического планирования представлен в разделе Тематическое планирование данной программы.

1 Здесь и далее курсивом выделены виды деятельности и темы, необязательные для освоения на указанном этапе обучения. Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям.

9 Для разнообразия материалы могут пополняться за счет ненужной полиграфической продукции (открыток, красочных журналов, оберточной бумаги и пр.). Количество необходимых материалов, порядок их подготовки и хранения указаны в учебниках.

1 В данной программе отражены все содержательные блоки, определенные ФГОС. Наименования разделов и тем отражают суть основного содержания учебного предмета «Технология», но не повторяют буквально формулировки образовательного Стандарта.

2 Данный материал в общем виде рассматривается на вводном уроке, а в дальнейшем учитель и учащиеся обращаются к нему в течение учебного года по мере необходимости.

1Названия разделов в данной программе и в учебнике могут не совпадать; отдельные заголовки в учебнике адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся.

1Здесь и далее имеется в виду, что ученик может объяснить и своими словами раскрыть смысл понятия; заучивание определений не требуется.

1На уровне общих представлений.

1Без обязательного знания этого термина.

367



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (143)

    Пояснительная записка
    ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ...
  2. Пояснительная записка (752)

    Пояснительная записка
    ... : 68ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка В программе реализуется художественно – эстетическое ... 34ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка Произведения художественной литературы раскрывают перед ...
  3. Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка
    ... образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительнуюзаписку; • программу духовно-нравственного развития и ... Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительнуюзаписку, в которой даётся общая характеристика предмета ...
  4. Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной ... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального ...
  5. Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка
    ... предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Российские партии и их ... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной ...

Другие похожие документы..