textarchive.ru

Главная > Рабочая программа курса


Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ»

11 класс социально-гуманитарного и естественно – научного профиля

Ковалева С.Ю.

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________________________

_______/Ковалева С.Ю./

Протокол №_1_ от «_09_»__2011г

«Согласовано»

Заместитель директора

по ОП

МБОУ «…….. СОШ №..»

________/………………./

от «___»_________2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

«… СБОШ №..»

_________/………/

Приказ №_____

от «____»____2011г

.

Рабочая программа

по предмету «Информатика и ИКТ» в 11 классе

социально-гуманитарного и естественно - научного направления

на 2011-2012 учебный год

Составила Сания Юсуповна Ковалева,

учитель информатики

первой квалификационной категории

МБОУ «…….. СОШ №»

……………….. района ЯНАО

п. Пурпе-1

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

  • Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом Министра образования № 27831 от 18.07.2002.

  • Приказ МОиН РФ ДАТА «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год».

  • Учебный план МОУ «……. средняя общеобразовательная школа №»    на 2011-2012 учебный год; 

Рабочая программа для 11 классов базового курса информатики ориентирована на:

  • учебник для учащегося «Информатика и ИКТ». Учебник 11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008 ;

  • методического пособие для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова //СПб.: ПИТЕР, 2008 г.,

а также дополнительных пособий
для учащихся:

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008;

  • «Информатика и ИКТ. Практикум» под ред. Н.В. Макаровой .СПб.: ПИТЕР, 2008 г.;

  • «Практикум по информатике и ИКТ» под ред. Н.В. Макарова.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.;

  • Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ» М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  • Цифровые образовательные ресурсы;

для учителя:

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008;

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007;

  • Н.Д. Угринович «Методическое пособие. Информатика и ИКТ. 8-11 класс», М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010 г.;

  • Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ»М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.;

  • WINDOWS-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Цифровые образовательные ресурсы

Компьютерная поддержка курса

  • Электронный калькулятор Numlock Windows- CD

  • Электронный калькулятор Операционная система Windows

  • Файловый менеджер Total Commander Windows-CD

  • Архиватор WinRAR Windows-CD

  • Антивирусные программы Kaspersky Anti-Virus Dr.Web Windows-CD

  • Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows

  • Векторный графический редактор OpenOffice Draw Windows- CD

  • Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint

  • Дистрибутив Microsoft Office

  • Звуковой редактор Audacity Windows- CD

  • Электронные таблицы StarOffice Calc Windows- CD

  • Система управления базами данных, входящая в Open Office Calc Windows- CD

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый редактор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый процессор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Браузер Internet Explorer Операционная система Windows

  • Браузер Mozilla Windows- CD

  • Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows- CD

  • Программа разработки Web-сайтов FrontPage Express Windows- CD

  • Среда программирования Visual Basic.

Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учение, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;

  • овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

  • освоение ключевых компетенций.

В соответствии со структурой образования в школе выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся и обеспечивают формирование ключевых компетенций. (см табл)


Тема

Компетенции

1.

Компьютерные технологии представления информации

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

2

Информация и информационные процессы

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая,

3

Создание и преобразование информационных объектов

Учебно – познавательная ценностно – смысловая, коммуникативная

4

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

Ценностно – смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная

5

Основы социальной информатики

Коммуникативная, учебно – познавательная, , социально – трудовая, ценностно - смысловая

В соответствии с Концепцией профильного образования, где сказано, что «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования», а также исходя из предыдущего опыта профилизации в нашей школе, разработанных нормативно-правовых документов, преподавание информатики в 11 классах социально-гуманитарного и естественно - научного направления проводится в режиме «плавающего» стандарта преподавания профильных и непрофильных предметов - не строго заданного базового и профильного уровня.

Согласно учебному плану школы изучение курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе социально-гуманитарного направления предусматривается в объеме 34 часов, 1 часа в неделю, и 68 часов в год, при 2 часах в неделю для естественно - научного направления.

Исходя из этого реализуется Программа по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой на базовом уровне для класса социально-гуманитарной направленности, и программа этого же автора для естественно-научного 11 класса с учетом индивидуальных образовательных траектории учащего. Содержание курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе имеет две ярко выраженных составляющих. Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование. Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Теоретическое и практическое содержание рабочей программы имеет базовый и продвинутый уровень.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме:

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;

  • осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;

  • осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся.

Особенностью преподавания курса является проведение комбинированных типов уроков. Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Практические работы проводятся на каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к литературе, истории, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.

В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.

Занятия для учащихся социально-гуманитарного и естественно - научного направления проходят в режиме «плавающих» групп, для группы социально-гуманитарного направления - один - «общий» урок совместно с учащимися естественно - научного обучения. На «общем» уроке предполагается достаточно функционально полный, соответствующий требованиям стандарта, минимальный набор условий для развития учебно-познавательных и профессиональных интересов учащихся. Для обучающихся на втором уроке, согласно выбору учащихся, соответствующие индивидуальные образовательные программы существенно расширяются.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (364)

    Рабочая программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  2. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограмма Дисциплина: «Основы экономики ». Разработал: Конев ... : 44(34) 20(10) 20 4 Программа курса ТЕМА 1. Введение в основы экономики ... на рынке труда. Дефицит рабочих рук и незанятые рабочие места. Эластичность рынка труда ...
  3. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  4. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ...
  5. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММА по информатике для 9 класса ... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по информатике и информационным технологиям ... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочейпрограммы учтены рекомендации иструктивно-методического письма ...

Другие похожие документы..