textarchive.ru

Главная > Рабочая программа курса

1

Смотреть полностью

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ»

11 класс социально-гуманитарного и естественно – научного профиля

Ковалева С.Ю.

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________________________

_______/Ковалева С.Ю./

Протокол №_1_ от «_09_»__2011г

«Согласовано»

Заместитель директора

по ОП

МБОУ «…….. СОШ №..»

________/………………./

от «___»_________2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

«… СБОШ №..»

_________/………/

Приказ №_____

от «____»____2011г

.

Рабочая программа

по предмету «Информатика и ИКТ» в 11 классе

социально-гуманитарного и естественно - научного направления

на 2011-2012 учебный год

Составила Сания Юсуповна Ковалева,

учитель информатики

первой квалификационной категории

МБОУ «…….. СОШ №»

……………….. района ЯНАО

п. Пурпе-1

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

  • Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом Министра образования № 27831 от 18.07.2002.

  • Приказ МОиН РФ ДАТА «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год».

  • Учебный план МОУ «……. средняя общеобразовательная школа №»    на 2011-2012 учебный год; 

Рабочая программа для 11 классов базового курса информатики ориентирована на:

  • учебник для учащегося «Информатика и ИКТ». Учебник 11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008 ;

  • методического пособие для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова //СПб.: ПИТЕР, 2008 г.,

а также дополнительных пособий
для учащихся:

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008;

  • «Информатика и ИКТ. Практикум» под ред. Н.В. Макаровой .СПб.: ПИТЕР, 2008 г.;

  • «Практикум по информатике и ИКТ» под ред. Н.В. Макарова.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.;

  • Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ» М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  • Цифровые образовательные ресурсы;

для учителя:

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008;

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007;

  • Н.Д. Угринович «Методическое пособие. Информатика и ИКТ. 8-11 класс», М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010 г.;

  • Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ»М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.;

  • WINDOWS-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Цифровые образовательные ресурсы

Компьютерная поддержка курса

  • Электронный калькулятор Numlock Windows- CD

  • Электронный калькулятор Операционная система Windows

  • Файловый менеджер Total Commander Windows-CD

  • Архиватор WinRAR Windows-CD

  • Антивирусные программы Kaspersky Anti-Virus Dr.Web Windows-CD

  • Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows

  • Векторный графический редактор OpenOffice Draw Windows- CD

  • Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint

  • Дистрибутив Microsoft Office

  • Звуковой редактор Audacity Windows- CD

  • Электронные таблицы StarOffice Calc Windows- CD

  • Система управления базами данных, входящая в Open Office Calc Windows- CD

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый редактор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый процессор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Браузер Internet Explorer Операционная система Windows

  • Браузер Mozilla Windows- CD

  • Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows- CD

  • Программа разработки Web-сайтов FrontPage Express Windows- CD

  • Среда программирования Visual Basic.

Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учение, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;

  • овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

  • освоение ключевых компетенций.

В соответствии со структурой образования в школе выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся и обеспечивают формирование ключевых компетенций. (см табл)


Тема

Компетенции

1.

Компьютерные технологии представления информации

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

2

Информация и информационные процессы

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая,

3

Создание и преобразование информационных объектов

Учебно – познавательная ценностно – смысловая, коммуникативная

4

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

Ценностно – смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная

5

Основы социальной информатики

Коммуникативная, учебно – познавательная, , социально – трудовая, ценностно - смысловая

В соответствии с Концепцией профильного образования, где сказано, что «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования», а также исходя из предыдущего опыта профилизации в нашей школе, разработанных нормативно-правовых документов, преподавание информатики в 11 классах социально-гуманитарного и естественно - научного направления проводится в режиме «плавающего» стандарта преподавания профильных и непрофильных предметов - не строго заданного базового и профильного уровня.

Согласно учебному плану школы изучение курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе социально-гуманитарного направления предусматривается в объеме 34 часов, 1 часа в неделю, и 68 часов в год, при 2 часах в неделю для естественно - научного направления.

Исходя из этого реализуется Программа по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой на базовом уровне для класса социально-гуманитарной направленности, и программа этого же автора для естественно-научного 11 класса с учетом индивидуальных образовательных траектории учащего. Содержание курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе имеет две ярко выраженных составляющих. Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование. Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Теоретическое и практическое содержание рабочей программы имеет базовый и продвинутый уровень.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме:

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;

  • осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;

  • осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся.

Особенностью преподавания курса является проведение комбинированных типов уроков. Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Практические работы проводятся на каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к литературе, истории, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.

В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.

Занятия для учащихся социально-гуманитарного и естественно - научного направления проходят в режиме «плавающих» групп, для группы социально-гуманитарного направления - один - «общий» урок совместно с учащимися естественно - научного обучения. На «общем» уроке предполагается достаточно функционально полный, соответствующий требованиям стандарта, минимальный набор условий для развития учебно-познавательных и профессиональных интересов учащихся. Для обучающихся на втором уроке, согласно выбору учащихся, соответствующие индивидуальные образовательные программы существенно расширяются.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Программа базового курса  «Информатика и ИКТ»

11 класс

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Распределение часов по темам, контрольным и практическим работам

Тема

Количество часов

2 часа в неделю

1 час в неделю

Основы социальной информатики

7

3

Информационные системы и технологии

3

2

Информационная технология автоматизированной обработки текста

8

4

Информационная технология хранения данных

14

7

Технологии объектно-ориентированного программирования

Visual Basic

21

10

Подготовка к экзаменам.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

2

1

Подготовка к экзаменам.

Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

2

1

Подготовка к экзаменам.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

2

1

Повторение, резерв

9

5

Итого

68

34

В содержании тем

Контрольных работ

7

6

В содержании уроков Практических работ

51

25

Основное содержание

Основы социальной информатики

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.
Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Практические работы

Базовый уровень

Информационная культура.

Составление закона для информационного рынка.

Продвинутый уровень

Уровни развития информационного общества нескольких стран.

База информационных ресурсов.

Методы и средства защиты информации.

Информационные системы и технологии

Представление об информационной системе. Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы. Классификация информационных систем. Подсистемы информационной системы. Информационные технологии. Материальные технологии. Инструментарий информационной технологии. История развития информационной технологии.

Практические работы

Базовый уровень

Типы информационных систем. Подсистемы.

Продвинутый уровень

Классификация информационных систем. Информационные технологии.

Информационная технология автоматизированной обработки текста

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Информационные технологии работы со структурой текстового документа. Информационная технология автоматизированной обработки текста.

Практические работы

Базовый уровень

Ввод и редактирование текстового документа.

Редактирование документа. Сканирование и обработка текста.

Автоперенос и нумерация страниц.

Создание гипертекстового документа.

Продвинутый уровень

Стилевое форматирование.

Ссылки и сортировка.

Создание сайта.

Информационная технология хранения данных

Понятие и типы информационных систем. Базы данных )табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Практические работы

Базовый уровень

Интерфейс программы СУБД Access.

Создание БД в СУБД Access.

Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы в СУБД Access.

Формы. Сортировка и отбор данных.

Создание запросов и отчетов.

Продвинутый уровень

Поиск сайта с помощью различных поисковых систем. Сравнение.

Разработка базы данных.

Ввод и редактирование собственной БД.

Использование Мастера подстановок в БД.

Формы для собственной БД. Сложные запросы.

Технологии объектно-ориентированного программирования

Visual Basic Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Объектно-ориентированное программирование. Основы программирования в среде Visual Basic

Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.
Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Графические и мультимедийные возможности языка программирования.

Практические работы

Базовый уровень

Интерфейс среды. Основные инструменты среды разработки проекта.

Технология работы с формой и графическими методами метод Line и Circle.

Создание элементов управления Label (метка) , Textbox и Command Button на языке VisualBasic.

Использование процедур и функций.

Использование циклов с параметрами.

Использование форм условного оператора.

Элемент управления OptionButton.

Элемент управления CheckBox.

Примеры программ, использующих циклы.

Звук и анимация в среде Visual Basic.

Продвинутый уровень

Технология работы с формой и графическими методами.

Переменные и выражения.

Преобразование текста в дату. Глобальные переменные.

Создание и использование функции.

Использование подпрограмм в теле цикла.

Вложенные условные операторы.

Разбиение сложной задачи на подзадачи.

Работа со строками и списками.

Работа с файлами.

Подготовка к экзаменам

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Векторные и растровые графические редакторы. Средства и технологии работы с графикой.

Практические работы

Базовый уровень

Создание и редактирование графического объекта средствами растрового графического редактора.

Продвинутый уровень

Обработка цифрового изображения.

Подготовка к экзаменам

Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

Понятие ссылки. Использование ЭТ для обработки числовых данных (на примере задач из предметных областей).Использование средств деловой графики для наглядности представления данных.

Базовый уровень

Решение задач с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм.

Продвинутый уровень

Решение оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм.

Подготовка к экзаменам

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети. Электронная почта. Информационные сервисы сети. Интернет. Файловые архивы. Поисковые информационные системы общего и специального назначения. Организация поиска информации. Поисковые информационные системы общего и специального назначения.

Практические работы

Базовый уровень

Информационные сервисы в Интернете.

Продвинутый уровень

Поиск специализированной информации в Интернете.

 

Календарно- тематическое планирование

№ урока

(2 ч)

№ урока (1ч)

№ недели

Тема

Требования  к результатам обучения

Знать и уметь

Практикум

Инструментарий

Повторение

1

1

1

Правила техники безопасности в кабинете информатики. Медиабезопасность.

Повторение.

-обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде;

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

-повторить ЗУН по теме «Компьютерные технологии представления информации»

Конспект по темам «Информационные модели;

Информация и информационные процессы» за 10 класс

2

Повторение.

Повторить ЗУН за курс 10 класса по темам: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов».

Опорный конспект за курс 10 класса по темам: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов».

3

2

2

Контрольная работа «на входе»

Глава 1. Основы социальной информатики

4

2

От индустриального общества – к информационному. Информационная культура современного человека

-характеристики информационных революций

-понятие «информационное общество»

-распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах

-приводить примеры процессов информатизации

-сопоставлять уровни развития нескольких стран

-смысл понятия «информационная культура»

-проявление информационной культуры человека

Практическая работа №1/0 «Уровни развития информационного общества нескольких стран»

Тема 1.1. Презентация "От индустриального общества к информационному". Контрольные вопросы и задания стр. 15

5

3

3

Информационная культура современного человека

-факторы развития информационной культуры

-приводить примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культурой

Практическая работа №2/1 «Информационная культура»

Тема 1.2. Презентация "Информационная культура человека". Контрольные вопросы и задания на стр.20

6

Информационные ресурсы.

-приводить примеры взаимодействия человека с информацией

-правильно организовывать личную информационную среду

Практическая работа №3/1 «База информационных ресурсов»

Тема 1.3. Контрольные вопросы и задания на стр.26

7

4

4

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

-соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией

-ориентироваться в информационном пространстве

Практическая работа №4/2 «Составление закона для информационного рынка»

Тема 1.4. Презентация "Этические и правовые нормы информационной деятельности людей". Контрольные вопросы и задания на стр.34

8

Информационная безопасность

-виды и способы защиты информации

-применять современные методы защиты

Практическая работа №5/2 «Методы и средства защиты информации»

Тема 1.5. Презентация "Информационная безопасность ". Контрольные вопросы и задания на стр. 48.

9

5

5

Информационная безопасность

-провести иллюстрацию конкретной информационной среды

Доклад(индивидуальные задания)

10

5

Контрольная работа №1/0

Глава 2. Информационные системы и технологии

11

6

6

Информационные системы и технологии.
Информационные технологии.

-знать классификацию информационных систем по характеру использования информации.
-знать отличия информационной системы и информационной технологии

- приводить примеры информационных моделей в учебной деятельности

Практическая работа №6/3 «Типы информационных систем. Подсистемы»

Контрольные вопросы и задания на стр. 59 -67

12

6

Информационные системы и технологии.
Информационные технологии

-приводить примеры собственных информационных систем;

-разомкнутой и замкнутой системы

-инструментарий информационной технологии; этапы развития ИТ

-определять тип системы и процесс управления в нем.

Практическая работа №7/3 «Классификация информационных систем. Информационные технологии»

Стр.60, 67

13

7

7

Контрольная работа №2/1

Глава 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста

14

7

Правила ввода и редактирование текстового документа

-правила ввода текста

-инструменты автоматизации обработки текста

-как провести проверку орфографии в тексте

Практическая работа №8/3 «Ввод и редактирование текстового документа»

Клавиатурный тренажер

Тема3.1 Стр.69-74

Индивидуальные задания-«научные» и др. тексты

15

8

8

Редактирование и сканирование текстового документа

-возможности инструментов Автозамена и Автотекст

-возможности инструментов поиск и замена символов

-проводить поиск и замену специальных символов

-проводить обработку сканированного текста

Практическая работа №9/4 «Редактирование документа. Сканирование и обработка текста»

Тема3.1 Стр.69-81

16

8

Инструменты автоматизации форматирования

-возможности программных сред по автоматизации операций форматирования документа

-стилевое форматирование

Практическая работа №10/4 «Стилевое форматирование»

Тема3.2 Стр.84-90, 91-99

Дополнительно-индивидуальные задания

17

9

9

Инструменты автоматизации форматирования

-возможности программной среды Word по автоматизации операций форматирования документа

-правила атопереноса и нумерации страниц

-как создать собственный стиль заголовка, оглавления, нумерации таблиц и рисунков

Практическая работа №11/5 «Автоперенос и нумерация страниц»

Практическая работа №12/6 «Создание нового стиля».

Тема3.2 Стр.82-84, 91-99, 105 Дополнительно-индивидуальные задания

18

9

Перекрестные ссылки

-как используется перекрестная ссылка

-то такое сортировка в текстовом процессоре

-создавать перекрестные ссылки

-проводить обновление автоматически созданных полей

-проводить сортировку в текстовом документе

Практическая работа №13/6 «Ссылки и сортировка»

Тема3.2 Стр.99-105

19

10

10

Гипертекстовое представление информации.

- гипертекст и гиперссылка; назначение закладки и указателя гиперссылки

-как создавать гипертекстовый документ

Практическая работа №14/7 «Создание гипертекстового документа»

Практикум. Групповая работа.

20

10

Гипертекстовое представление информации.

-создать страницу сайта по шаблону

Практическая работа №15/7 «Создание сайта»

Продолжение работы в группе.

21

11

11

Контрольная работа №3/2

Глава 4. Информационная технология хранения данных.

22

11

Базы данных в сети Интернет

-понятие базы данных

-простое расположение информации из баз данных на Web-страницах сети Интернет

-способы формирования Web-страниц, содержащих информацию из баз данных –в каких случаях активизация найденной с помощью поисковой системы ссылки на документ может выдавать сообщение об ошибке

-работать с БД в сети Интернет

Практическая работа №16/7 «Поиск сайта с помощью различных поисковых систем. Сравнение»

Конспект. Практикум.

Тема 4.1 Стр.113 (вопросы 1-5)

23

12

12

Базы данных (БД). Виды моделей баз данных.

-почему понятие «предметная область» играет важную роль при создании БД

-структурирование данных

-таблица -предпочтительная форма представления БД

-основные понятия БД

-виды моделей БД

-представлять параметры конкретной предметной области в виде таблицы

-приводить примеры БД

Тема 4.1, 4.2 Стр.107-130

Презентация на тему «Базы данных. Виды БД»

Стр. 113 (вопросы 5-11)

Стр. 130 (вопросы 2,13-20)

24

12

Этапы разработки БД

-последовательность действий при разработке БД

-в чем суть этапов разработки БД

-разрабатывать БД

Практическая работа №17/7 «Разработка базы данных» Индивидуальные задания

Тема 4.4 Стр.107-142

Презентация на тему «Этапы разработки базы данных»

Стр. 146 (вопросы 1-7)

25

13

13

Система управления базами данных (СУБД)

-назначение СУБД

-интерфейс СУБД Access

-инструменты СУБД для создания таблиц, управления видом представления данных, для обработки данных, вывода данных

-технологию описания структуры таблицы

Практическая работа №18/8 «Интерфейс программы СУБД Access»

Тема 4.3 Стр.107-142

Стр. 142 (вопросы 1-17)

26

13

Система управления базами данных (СУБД)

-типы полей БД

-правила работы в среде БД

Практическая работа №19/8 «Ввод и редактирование собственной БД» Индивидуальные задания

Конспект. Практикум.

27

14

14

Теоретические этапы разработки БД

-суть постановки задачи

-какой должна быть реляционная БД

-создавать структуру таблицы

-вставлять в таблицу рисунки

-редактировать таблицу

Практическая работа №20/9 «Создание БД в СУБД Access» Задания по группам

Тема 4.5 Стр.147-151

Презентация на тему «Этапы разработки БД»

Стр. 152 -158

28

14

Редактирование и форматирование собственной БД

-правила редактирования и форматирования данных таблицы в БД

Практическая работа №21/9 «Создание собственной БД в СУБД Access»Индивидуальные задания

Конспект. Практикум.

29

15

15

Связанные таблицы в БД

-понятие целостности данных

-как вводить данные, если есть главная и подчиненная таблица

-создавать, удалять и восстанавливать связи между таблицами

Практическая работа №22/10 «Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы в СУБД Access»

Тема 4.6 Презентация на тему «Связи между таблицами в БД»

Стр. 159 -163

Для группы с/г Стр. 163-165

30

15

Использование Мастера постановок

-создавать связи между таблицами с помощью мастера подстановок

Практическая работа №23/10 «Использование Мастера подстановок в БД»

Тема 4.6 Стр. 163-165

31

16

16

Управление базой данных в СУБД Access

-создавать и редактировать составные и простые формы для просмотра и ввода данных

-как сортировать данные

-проводить сортировку данных

Практическая работа №24/11 «Формы. Сортировка и отбор данных»

Тема 4.7 Стр. 166 -180

Стр. 187 (вопросы 1-7, работа в своей БД)

Для группы с/г Стр. 187 (вопросы 1-7, 10(1,2))

32

16

Управление базой данных в СУБД Access

- виды, назначение сложного запроса

-создавать сложный запрос для нахождения указанных записей в собственной БД

Практическая работа №25/11 «Формы для собственной БД. Сложные запросы»

Конспект.

33

17

17

Управление базой данных в СУБД Access

-отбирать данные с помощью фильтров

-правила и технологии формирования запросов

-технологию создания отчетов

Практическая работа №26/12 «Создание запросов и отчетов»

Тема 4.7 Стр. 180-187

Стр. 187 (вопросы 8,9, работа в своей БД)

Для группы с/г Стр. 187 (вопросы 8-10(3,4)

34

17

Представление и защита базы данных

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
- получать необходимую информацию по запросу пользователя
- создавать и использовать базы данных при решении учебных и практических задач.
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

35

18

18

Контрольная работа №4/3

Глава 5. Технологии объектно-ориентированного программирования Visual Basic

36

18

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

-алгоритм

-свойства алгоритмов

-виды алгоритмов, описания алгоритмов

-формальное исполнение алгоритма.

-решать задачи с использованием алгоритмической конструкции (линейная, ветвление, выбор, цикл)

 Конспект. Практикум. Дидактические задания.

37

19

19

 Основы объектно-ориентированного визуального проектирования.  

-что такое объект в среде Visual Basic

-чем характеризуется объект в Visual Basic

-что такое события и методы

-в чем состоит процесс создания приложения в Visual Basic

-изменять состав среды разработки проекта

-использовать методы управления с окнами

Практическая работа №27/13 «Интерфейс среды. Основные инструменты среды разработки проекта»

Тема 1,2 Стр. 4-12

38

19

Работа с формой.

-изменять свойства форм различными способами

-программно изменять свойства формы

-устанавливать фон формы

-запускать и останавливать приложение

-сохранять форму и проект

Практическая работа №28/13 «Технология работы с формой и графическими методами»

Тема 3 Стр. 1319

39

20

20

Использование графических методов объектов.

-применять графический метод Line и Circle

-писать программы обработки событий Click, DblClick, KeyPress

-рассчитывать и программировать положение графики на форме

Практическая работа №29/14 «Технология работы с формой и графическими методами метод Line и Circle»

Тема 4 Стр. 20-27

40

20

Оператор присваивания и ввод данных 

-использовать в программе переменные

-присваивать переменным значения выражения, другие переменные и функции

-осуществлять программный ввод данных при помощи функции Input Box

Практическая работа №30/14 «Переменные и выражения»

Тема 5 Стр. 28-34

41

21

21

Элементы управления

-создавать управляющий элемент управления Label (метка) , Textbox и Command Button на языке Visual Basic for Application

-использовать метки для отображения текстовой информации

-изменять свойства меток

-программировать различные отклики

-создавать текстовые поля

-изменять их свойства и вводить данные

-создавать и использовать кнопки

Практическая работа №31/15 «Создание элементов управления Label (метка) , TextBox и CommandButton на языке VisualBasic»

Тема 6,7 Стр. 35-39, 39-44

42

21

Элементы управления

-функции даты и времени

-функции преобразования текста в дату

-работать с глобальными переменными

Практическая работа №32/15«Преобразование текста в дату. Глобальные переменные»

Тема 7 Стр.45-51

43

22

22

Понятие подпрограммы. Процедуры

-выделять в алгоритме вспомогательные алгоритмы

-создавать процедуры с параметрами и без

-вызвать процедуры из основной программы

-задавать фактические параметры различных видов при вызове процедур

Практическая работа №33/16 «Использование процедур и функций»

Тема 8 Стр.52-60

44

22

Функции

-использовать в программе стандартные функции

-создавать собственные функции

-обращаться из программы к написанной функции

-указывать при вызове функции фактические параметры

-использовать для вывода окно MsgBox

Практическая работа № 34/16 «Создание и использование функции»

Тема 9 Стр.61-66

45

23

23

Циклы с параметром

-выделять повторяющиеся фрагменты в алгоритме

-правила оформления фрагментов

- использовать в программе For…Next

Практическая работа №35/17«Использование циклов с параметрами»

Тема 10 Стр.67-69

46

23

Циклы с параметром

-вызвать в теле цикла подпрограммы повторяющихся элементов

Практическая работа № 36/17 «Использование подпрограмм в теле цикла»

Тема 10 Стр.70

47

24

24

 Условный оператор

-использовать в программах условные операторы

-использовать полное и неполное ветвление

Практическая работа №37/18 «Использование форм условного оператора»

Тема 11 Стр.71-74

48

24

Условный оператор

-использовать вложенные конструкции

-программировать выбор по сложному условию

Практическая работа №38/18 «Вложенные условные операторы»

Тема 11 Стр.75-79

49

25

25

Оператор множественного выбора. Таймер

- создавать элемент управления Option Button

-использовать группы переключателей

- оператор множественного выбора

-создание Таймера

Практическая работа №39/19 «Элемент управления Option Button»

Тема 13 Стр.86-101

50

25

Метод последовательной детализации

-разбивать сложную задачу на блоки

-создавать подпрограммы для элементарных блоков

-создавать управляющую программу для соединения модулей

Практическая работа №40/19 «Разбиение сложной задачи на подзадачи»

Тема 12 Стр.80-85

51

26

26

Массивы управляющих элементов

- создать элемент управления CheckBox

- создавать и работать с массивами управляющих элементов

-создавать элементы тестирующих программ

Практическая работа №41/20 «Элемент управления CheckBox»

Тема 14 Стр.102-110

52

26

Работа со строками и списками

-использовать в программах строковые переменные

-использовать типовые функции для работы со строками

-работать с элементом управления ListBox(список)

-задавать свойства списков

-заполнять списки различным способом

Практическая работа №42/20 «Работа со строками и списками»

Тема 17, 18 Стр. 128-152

Задания 64-66, 72,74-76

53

27

27

Циклы с предусловием и с постусловием

- понятие цикла с постусловием

-создавать алгоритмы с использованием циклических конструкций

-использовать в программе цикл с предусловием и постусловием

-выбирать циклическую конструкцию для решения конкретной задачи

Практическая работа №43/21 «Примеры программ, использующих циклы»

Тема 15,16 Стр. 111-1127

54

27

Работа с файлами

-закрывать и открывать файлы из приложения

-использовать содержимое файла в качестве входной информации

-загружать содержимое файлов

-сохранять результаты в виде файлов

Практическая работа №44/21 «Работа с файлами»

Тема 15,16 Стр. 153-161

55

28

28

Мультимедийные возможности

-как использовать звуковые файлы

-как использовать анимационные файлы

Практическая работа №45/22 «Звук и анимация в среде Visual Basic»

Тема 15,16 Стр. 162-165

56

28

Контрольная работа №5/4

Глава 6. Подготовка к экзаменам. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

57

29

29

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

-назначение и принципы работы графики

-способы представления графической информации

-форматы графических файлов

-приводить примеры растровых и векторных изображений

-создавать и редактировать растровые объекты средствами графического редактора

Практическая работа №46/23 «Создание и редактирование графического объекта средствами растрового графического редактора»

Презентация на тему: «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»

Конспект.

Практикум. Дидактические задания

58

29

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

-определять области применения растровых и векторных изображений -создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта

-осуществлять простейшую обработку цифровых изображений

Практическая работа №47/23 «Обработка цифрового изображения»

Индивидуальные задания

Конспект.

Практикум. Дидактические задания

Глава 6. Подготовка к экзаменам. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

59

30

30

Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

-назначение и принципы работы электронных таблиц

-средства и технологии работы с таблицами

-типы ссылок

-способы представления математических зависимостей (формулы, функции)

-решать задачи средствами ЭТ

Практическая работа №48/24 «Решение задач с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм»

Проверочный тест

Презентация на тему: «Электронные таблицы. Назначение и принципы работы»

Конспект.

Практикум. Дидактические задания

60

30

Способы представления математических зависимостей между данными.

-использовать ЭТ для обработки числовых данных (на примере задач из предметных областей).

-использовать средства деловой графики для наглядности представления данных

Практическая работа №49/24 «Решение оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм»

Презентация на тему: «Решение оптимизационных задач в ЭТ»

Конспект.

Практикум. Дидактические задания

Глава 6. Подготовка к экзаменам. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

61

31

31

Сетевые технологии

-повторить основные понятия по темам: «Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети. Электронная почта. Назначение электронной почты, телеконференции», изученные в 10 классе

-работать над созданием индивидуальной проектной работы

Практическая работа №50/25 «Информационные сервисы в Интернете»

Индивидуальные задания

Проверочный тест

Презентация на тему: «Сеть Интернет. Основные понятия»

Конспект

Индивидуальные задания для проекта «Создание презентации по теме «Сеть Интернет. Основные понятия»»

62

31

Сетевые технологии

-повторить основные понятия по темам: «Назначение Всемирной паутины, файловых архивов»

-путешествовать по Всемирной паутине в поисках необходимой информации

-настраивать браузер

-работать с файловыми архивами

Практическая работа №51/25 «Поиск специализированной информации в Интернете»

Индивидуальные задания

Презентация на тему: «Поисковые информационные системы общего и специального назначения»

Конспект

63

32

32

Повторение

64

32

Повторение

65

33

33

Итоговая контрольная работа

66

33

Обобщающий урок

обобщить и повторить пройденный материал

Защита проектов

67,68

34

34

Резерв

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначения и функции операционных систем;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Используемая литература:

  • учебник для учащегося «Информатика и ИКТ». Учебник 11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008 ;

  • методического пособие для учителя «Программа по информатике и ИКТ 5-11 кл.», автор Н.В. Макарова //СПб.: ПИТЕР, 2008 г.,

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008;

  • «Информатика и ИКТ. Практикум» под ред. Н.В. Макаровой .СПб.: ПИТЕР, 2008 г.;

  • «Практикум по информатике и ИКТ» под ред. Н.В. Макарова.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.;

  • Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ» М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2008;

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007;

  • Н.Д. Угринович «Методическое пособие. Информатика и ИКТ. 8-11 класс», М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010 г.;

  • Н.Д.Угринович «Практикум.Информатика и ИКТ»М.:Бином.Лаборатория Знаний,2010 г.;

  • WINDOWS-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • /ob-edu/noc/rub/groun/505/

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (364)

    Рабочая программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  2. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограмма Дисциплина: «Основы экономики ». Разработал: Конев ... : 44(34) 20(10) 20 4 Программа курса ТЕМА 1. Введение в основы экономики ... на рынке труда. Дефицит рабочих рук и незанятые рабочие места. Эластичность рынка труда ...
  3. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  4. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ...
  5. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММА по информатике для 9 класса ... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по информатике и информационным технологиям ... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочейпрограммы учтены рекомендации иструктивно-методического письма ...

Другие похожие документы..