textarchive.ru

Главная > Книга


В память об Eszter

А. В. Турчин

СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ

Риски вымирания человечества в XXI веке

Препринт

Предисловие Г. Г. Малинецкого

Вводное слово Н. Бострома

Проект

Российского Трансгуманистического Движения

СЕРИЯ «ДИАЛОГИ О БУДУЩЕМ»

Т.2

Ответственные редакторы:

И. В. Следзевский

Валерия Прайд

Редактор: Е. Медведева

Рецензенты:

Д.п.н. А. П. Назаретян

Д.г.н. Л. Я. Аранович

Д.ф.н. В. И. Аршинов

Москва

2010


Книга «Структура глобальной катастрофы» А.В. Турчина представляет собой научное исследование рисков вымирания человечества в XXI веке. Помимо рассмотрения самих сценариев катастрофы, упор сделан на сложное системное взаимодействие разных глобальных рисков в пределах одного исторического периода. Рассмотрены все основные пути предотвращения глобальных рисков и способов оценки их вероятности. Вторая часть книги посвящена разбору когнитивных искажений, могущих влиять на оценку рисков глобальной катастрофы, как отдельными исследователями, так и обществом в целом. В результате делается вывод о высокой вероятности глобальных катастроф в ближайшем столетии, отягощенной высокой степенью их недооценки. Благодаря своей полноте охвата, книга может служить в качестве аннотированного справочника по разным глобальным рискам.

На обложке – рисунок Дюрера, изображающий его сон о великом потопе.

Последняя версия в виде doc- файла:

/doc/7529531/-

http://avturchin.narod.ru/sgk31short.doc

Мой новый сайт, на котором есть вся информация по рискам вымирания человечества:

/

Английский перевод этой книги:

Structure of the global catastrophe. Risks of human extinction in the XXI century

http://www.scribd.com/doc/6250354/

(с) Алексей Валерьевич Турчин, 2007-2010

Г. Г. Малинецкий. Размышления о немыслимом 6

Н. Бостром. Вводное слово 24

Предисловие 25

Термины 32

Введение 34

Часть 1. Анализ Рисков 36

Часть 2. Когнитивные искажения в оценке глобальных рисков 397

Заключение. Перспективы предотвращения глобальных катастроф 463

Литература 465

Полное содержание 473

Г. Г. Малинецкий1. Размышления о немыслимом

Завидую Прусту. Упиваясь прошлым, он опирался на весьма прочную основу: вполне надежное настоящее и неоспоримое будущее. Но для нас прошлое стало прошлым вдвойне, время вдвойне утрачено, потому что вместе со временем мы утратили и самый мир, в котором текло это время. Произошёл обрыв. Поступательное движение веков прервалось. И нам уже неведомо, когда, в каком веке мы живем и будет ли у нас хоть какое-то будущее.

Р. Мерль. «Мальвиль»

Картина, нарисованная мною, не обязательно должна быть картиной полного уныния: ведь неизбежных катастроф, возможно, и нет. И, конечно, шансов избежать катастрофы становится больше, если мы смело посмотрим катастрофе в лицо и оценим её опасность.

А. Азимов. «Выбор катастроф»

Такая книга должна была появиться. Её время пришло. Хорошо было бы, чтобы она была написана лет на 20 раньше. Но прошлого уже не изменишь, а о будущем надо думать, проектировать его и осмысливать его опасности, риски и угрозы.

Эта книга находится на грани между обзором работ, посвященных сценариям глобальной катастрофы, выполненным в мире, между футурологическим исследованием и методологическим анализом существующих подходов. Автор книги – Алексей Турчин – стремится к объективному анализу, к научности, к целостному осмыслению глобальных рисков. Безусловным достоинством книги является её интеллектуальная честность, стремление к чёткому разделению фактов, результатов, гипотез, сомнений, домыслов.

Наверно, у многих читателей возникнет естественный вопрос, как соотносится предпринятое исследование с конкретными работами по управлению рисками и проектированию будущего, которые активно ведутся в России и во всем мире. О «мостике», соединяющим анализ гипотетических катастроф и работы по прогнозированию и предупреждению реальных аварий, бедствий, чрезвычайных ситуаций, наверно, и стоит сказать в предисловии к этой книге.

  1. Глобальная неустойчивость

…макросдвиг – это трансформация цивилизации, в которой движущей силой является технология, а запускается сдвиг наличием критической массы людей, осознавших необходимость обновления системы ценностей.

Э. Ласло. «Макросдвиг»

Вероятно, именно сейчас человечество делает самый важный и значимый выбор в своей истории. В теории самоорганизации – синергетике (дословно, теории совместного действия) – есть принципиально важное понятие бифуркация. Слово пришло из французского языка, где означает раздвоение, ветвление. Бифуркацией называют изменение числа или устойчивости решений определенного типа при изменении параметра.

В нашем случае параметром является время (точнее, историческое «медленное время», как назвал его выдающийся французский историк Фернан Бродель). «Решение» – это важнейшие количественные параметры, характеризующие жизнеустройство нашей цивилизации. И в течение жизни одного поколения предыдущая траектория развития теряет устойчивость.

Очевидное свидетельство этому – технологический предел, к которому подошла цивилизация. По оценкам экологов, если весь мир сегодня начал бы жить по стандартам Калифорнии, то всех разведанных запасов полезных ископаемых хватит по одним видам на 2,5 года, по другим на 4. Человечество живет не по средствам – за год оно потребляет такое количество углеводородов, на создание которого у природы уходило более 2 миллионов лет. Несколько лет назад был пройден важный рубеж – более трети нефти начало добываться на шельфе и с океанических глубин. Бразильские и американские кампании начали бурить в море на глубинах 2,5 километра. То, до чего легко было дотянуться, уже освоено или исчерпано.

Наука ХХ века не решила задачу производства необходимого количества дешёвой чистой энергии и её эффективного аккумулирования. Наглядное свидетельство нынешнего мирового нефтяного кризиса рост цен на нефть с 7 (несколько десятилетий назад) до 140 долларов за баррель. То же касается производства продовольствия, сценариев экономического развития, обостряющихся проблем глобализации1. Становится очевидным, что прежняя траектория развития человечества потеряла устойчивость. И надо осознанно и разумно выбирать новую траекторию, либо обстоятельства выберут её за нас.

В синергетике показано, что вблизи точки бифуркации имеет место неустойчивость. И малые причины могут иметь большие следствия. Мы видим множество признаков неустойчивости современной реальности. Неустойчивости всегда были спутником развития человечества.

Неустойчивости, как показывает синергетика, носят разный характер. Например, в линейных системах они развиваются по экспоненциальному закону или, что то же самое, по геометрической прогрессии – в одинаковое число раз за одинаковое время. Простейший пример такого роста дает уравнение Мальтуса.

. (1)

По предположению английского священника и профессора Ост-Индийской компании Томаса Мальтуса (1766-1834), по этому закону растет численность всех видов, включая человека. Из школьной математики известно решение этого уравнения N(t) = N0·exp(t). Если увеличить начальные данные вдвое, то и решение возрастет вдвое: отклик, пропорциональный воздействию – общая черта всех линейных систем.

Это очень «быстрый» закон. В соответствии с ним, например, с 1960-х годов, развивается компьютерная индустрия. Там он называется закон Мура: каждые 18 месяцев степень интеграции элементов микросхемы (а с ней и быстродействие компьютеров) удваивается.

Однако есть и ещё более быстрые законы, характерные для нелинейных систем, например, систем с положительной обратной связью. В них отклонение вызывает реакцию системы, увеличивающую отклонение, увеличивающую более сильно, чем в уравнении (1).

Такую неустойчивость, например, описывает уравнение (2)

. (2)

Но закон роста здесь совсем другой

. (3)

Здесь имеет место режим с обострением1, когда исследуемая величина неограниченно возрастает за ограниченное время tf, которое само зависит от начальных данных tf = 1 / N0.

Всё это не является математическим упражнением, а имеет непосредственное отношение к нашему настоящему и будущему. Исследования последних десятилетий ХХ века, данные палеодемографов, показали, что именно по закону (2), а не по закону (1) росла численность человечества на протяжении двух миллионов лет, и определили момент обострения tf  2025 год.

Закон (3) описывает сингулярность (особенность). Специалисты по прогнозированию связывают с сингулярностью гипотетическую точку во времени вблизи 2030 года, в которой ряд прогностических кривых уходят в бесконечность. Многие эксперты связывают его с взрывным развитием технического прогресса, в особенности информационно-телекоммуникационных, нано-, био- и когнитивных технологий (английское сокращение NanoBioInfoCognoNBIC), с качественным изменением человечества.

Будем рассуждать как реалисты, твердо стоящие на Земле. Нас не может быть бесконечно много. Поэтому закон (3), гиперболический рост численности человечества – главная пружина истории на протяжении многих веков – должен измениться. И это происходит. Происходит в последние 20 лет – на протяжении жизни одного поколения. Речь идет об изменении алгоритмов развития цивилизации. Самое близкое по масштабу событие – неолитическая революция, в результате которой человечеству удалось перейти от охоты и собирательства к земледелию и к скотоводству. По оценкам ряда экспертов, в ходе этой революции численность человечества уменьшилась почти в 10 раз.

Человечеству и науке брошен вызов, сравнимого с которым ещё не было. Состояние ресурсов, биосферы, общества заставляет нас в очень короткий срок 15-20 лет обновить или радикально изменить весь набор жизнеобеспечивающих технологий (энергетика, производство продовольствия, транспорт, управление обществом и многое другое).

По сути, речь идет о типе бифуркации. В синергетике различают мягкие бифуркации, при прохождении которых возникшие траектории лежат в окрестности прежней, потерявшей устойчивость. И далее постепенно, эволюционно удаляются от неё при изменении параметра. Делается важный и ответственный выбор, суть и значение которого выясняется позже, однако развитие идёт эволюционно. Это вариант будущего, который предвидит профессор С. П. Капица.

Но бывают и жесткие бифуркации, когда близкой ветви нет и, скажем, происходит переход на другую, достаточно далёкую от предыдущей ветвь. Это революционное событие. Не хочется думать, что это ждёт человечество в ближайшие десятилетия, но и исключать такого варианта нельзя. И здравый смысл подсказывает, что, надеясь на лучшее, следует рассчитывать на худшее и, конечно, всерьёз размышлять о нем.

Это и является лейтмотивом книги А. В. Турчина. По сути, она является первой научной (насколько это возможно при анализе трагического, невиданного, никогда не происходившего) работой, посвященной данному кругу проблем. Обсуждаемое направление мысли уже несколько десятилетий развивается на Западе. Соответствующие работы публикуются во многих авторитетных научных журналах, в частности, в Nature. Естественно познакомить с этим направлением поисков, которое может оказаться очень важным («кто предупрежден, тот вооружен») и отечественного читателя.

В точке бифуркации очень велика неопределенность. И обещания светлого будущего соседствует с апокалиптическими сценариями. Но и те, и другие гипотезы должны быть предметом серьёзного обсуждения и анализа. Автор весьма добросовестно подошёл к проблеме. Он обладает отличной логикой, огромной эрудицией, хорошим стилем и прекрасной способностью к классификации. Тем не менее, свою книгу он называет дискуссионной. Местоимение «я» появляется на её страницах гораздо чаще, чем это принято в научной литературе. Думаю, что и это стремление взять на себя ответственность за сделанные утверждения заслуживает уважения.

2. Психологический дискурс

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

А.С. Пушкин

Страх вообще и страх смерти в частности, является важным компонентом индивидуального и коллективного сознания. Место, которое он занимает, зависит от состояния личности и общества. В эпохи перемен, нестабильности, неуверенности это место становится очень большим. Об этом можно судить по рубежу ХХ века в России – мода на медиумов, мистику, богоискательство и богостроительство, Григорий Распутин у вершин власти. Алексей Турчин не случайно приводит в качестве эпиграфа слова из спектакля, который ставили дачники в чеховской «Чайке». Это слова о конце времен, когда на Земле уже не осталось ничего живого. Проблема смерти и бессмертия – стержень любого религиозного мировоззрения.

Переломный период, время выбора и неуверенности в будущем переживает сейчас наша цивилизация. Проект Модерна, связанный с надеждами на технический прогресс, способный качественно улучшить жизнь людей, на более эффективное, разумное и справедливое жизнеустройство, на культурное развитие, на становление научного мировоззрения испытывает глубокий кризис. Ему противостоят Постмодерн, постулирующий множественность смыслов, ценностей, познавательных практик, типов общества и отрицающий элемент объективности, необходимый для сравнения, а также саму возможность диалога культур, цивилизаций, школ. Наука в постмодернистской традиции оказывается на одной доске с религиозными сектами, медиумами, экстрасенсами. Философия, служившая в Новое время опорой развития, начинает расшатывать основы мироустройства. «… смерть Бога обращает нас не к ограниченному позитивному миру, она обращает нас к тому миру, что распускает себя в опыте предела, в акте эксцесса, излишества, злоупотребления, преодолевающих этот предел, переступающих через него, нарушающих его», – пишет один из классиков философии постмодернизма М. Фуко о фундаментальной метафоре этого направления – «смерти Бога».

С другой стороны, проект Модерна атакует Контрмодерн, связанный с возвратом к религиозной традиции, с фундаментализмом, с отказом от ряда возникших в ходе реализации проекта Модерн моральных и нравственных норм, многих достижений культуры. Место науки в мировоззрении занимает мистика, магия, религия. Поэтому при таком социально-психологическом фоне даже обсуждать вопросы, рассматриваемые в книге, очень нелегко. И поэтому А.В. Турчин выбрал рациональную, нарочито-суховатую форму обзора, лишенную эмоциональной окраски. И это представляется очень разумным.

Очевидно, есть две реакции на такого рода тексты. Первый – это общая, на уровне обыденного сознания реакция недоверия. Приведу пример такого рассуждения: «почему страшилки так живучи? Ну ладно, ладно, инстинкт самосохранения… но ведь известно, что те угрозы, о которых говорят, и те угрозы, с которыми человек потом столкнется, существенно отличаются… Так почему же коллективное бессознательное не откорректирует отношение к пророчеству угроз? Да очень просто – не только письменная история пишется победителями. Они ещё и формируют коллективное бессознательное… Вот так-то и корректируется архетип – несбывшиеся ужасы забываются, а любовь к страшилкам – живет»1. Замечу в скобках, что для того, чтобы многие ужасы не сбылись, потребовались в ряде случаев громадные средства и усилия очень многих людей.

Оборотная сторона этой медали – попытки решить сущностные, социальные, психологические, мировоззренческие вопросы технологическими средствами. Здесь можно привести в пример проекты радикального продления жизни (с помощью стволовых клеток, микророботов или как-то иначе), крионику (замораживание после смерти, в надежде, что потомки займутся оживлением, лечением и т.д.), многие инициативы трансгуманистического движения. Например, один из активистов этого движения, сотрудник Института системного анализа РАН А. А. Кононов предложил заключить договор с потомками: «Это будет договор между поколениями! Мы напишем в договоре, что работали ради прогресса, двигали технологии воскрешения, и потомки нас воскресят.»2

Мне доводилось быть на семинаре, где обсуждался проект Гечвок («Ковчег» наоборот), где рассматривалось создание городов на глубине многих километров под землей, которые пригодятся на случай столкновения Земли с гигантским астероидом…

Мне могут возразить, сказав, что мечтатели нужны, и даже привести в пример русского космиста Н. Ф. Федорова, автора философии Общего дела, связанной с воскрешением всех умерших людей, который оказал большое влияние на выдающихся ученых – отца космонавтики К. Э. Циолковского и основателя гелиобиологии А. Л. Чижевского. Мечтатели действительно нужны. А приведенное исключение только подтверждает правило – с какой же любовью и мудростью надо относится к людям, считая, что все они заслуживают воскрешения… И здесь тоже видно, что вначале стоят глубокие мировоззренческие вопросы, а потом исследования и технологии…

Наука также является частью культуры и, естественно, самым тесным образом оказывается связанной с другими частями, ощущая на себе дух времени.

Этот психологический феномен легко проследить на примере нескольких книг, связанных с очень далеким будущим и с глобальными угрозами, которые оно несет.

Библия научно – технической революции – «Сумма технологий» (начало 60-х годов)1. Никаких сомнений в том, что удастся преодолеть все барьеры на пути технологического, социального, психологического развития и парировать все угрозы, которые могут возникнуть на этом бесконечном пути.

Выдающийся фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов. Книга, посвященная глобальным катастрофам: «Выбор катастроф» (конец ХХ века). Об этой книге прекрасно сказал её редактор, профессор С. А. Степанов: «это блестящая, спокойная, познавательная книга, тем не менее, принадлежит к той эпохе, которая уходит вместе с последним десятилетием ХХ столетия. Азимов – как фантаст и как популяризатор науки – воспитан столетиями гуманизма. Для него «естественный свет разума», помноженный на усилие гения, оказывается той силой, которая способна преобразовать и неведомые силы природы и неразумное начало в человеческом существе…

Скажи мне, чего ты боишься, и я скажу, кто ты. Человек гуманистической эпохи боится опасностей, на которые указывает ему здравый смысл: исчерпание природных ресурсов, плохое правительство, безумие ученых, обилие пятен на Солнце…

Для того, чтобы узнать, чего боится современный «человек с улицы», достаточно посмотреть фильмы, которые нравятся ему. Современный человек боится собственного бессознательного, невозможности исчерпывающего контроля внутренних своих начал. Он боится, что создаст существо, которое уничтожит его же самого (мутант, робот, суперкомпьютер). Он боится, что существует скрытая ложа космополитов, которая правит экономической и политической жизнью, придумав ради порабощения народных масс Интернет и СМИ. Он очень опасается зловредных пришельцев, исповедующих абсолютно другие ценности, чем человечество. Он не доверяет рациональным статистическим расчетам и предполагает, что Землю в ближайшем будущем ожидает столкновение с кометой…

Как назвать наступающую эпоху? Пусть об этом заботится эпоха следующая. Можно лишь предполагать, что грядущий век будет в чем-то ближе древнему восприятию мира c магическим отношением к реальности и мистическим ощущением присутствия Собеседника, предлагающего человеку загадки – одну интереснее другой».1

Эта мода затронула и популяризаторов, и учёных. В США родился целый жанр литературы, посвященной тому, как будут с течением времени исчезать следы пребывания человека на Земле, если в один прекрасный день все люди исчезнут. Всерьёз обсуждаются проблемы, которые возникнут у космологов через 100 триллионов лет и проблемы финала: «Мы, Кросс и Шеррер считаем, что наблюдаемую Вселенную в далеком будущем ожидает коллапс в черную дыру, что в начале произойдет и с нашей Галактикой»2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Глобальные риски Сборник статей Под редакцией Препринт Проект Российского Трансгуманистического Движения Москва 2011

    Сборник статей
    ... Турчина Препринт Проект Российского Трансгуманистического Движения Москва 2011 Содержание Предисловие 4 ... рискам. Фактически, как я стараюсь показать в своей работе «Структураглобальнойкатастрофы», шансы вымираниячеловечества в XXIвеке ...
  2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ

    Сборник статей
    ... вновь появляющимся рискам. Фактически, как я стараюсь показать в своей работе «Структураглобальнойкатастрофы», шансы вымираниячеловечества в XXIвеке составляют ...
  3. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ

    Сборник статей
    ... вновь появляющимся рискам. Фактически, как я стараюсь показать в своей работе «Структураглобальнойкатастрофы», шансы вымираниячеловечества в XXIвеке составляют ...
  4. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории

    Книга
    ... ПредисловиеВводный очерк ... слово науки. Это, в свою очередь, служит поводом для политических суждений глобального характера. «XXIвек ... человечество превращается в единую систему. Но факты свидетельствуют об ... катастроф, необходимо раскрыть структуры ...
  5. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (синергетика – психология – прогнозирование) пособие для вузов издание второе переработанное и дополненное москва 2004

    Книга
    ... Аннотация ПредисловиеВводный ... слово науки. Это, в свою очередь, служит поводом для политических суждений глобального характера. «XXIвек ... человечество превращается в единую систему. Но факты свидетельствуют об ... катастроф, необходимо раскрыть структуры ...

Другие похожие документы..