Главная > Программа


156

МОУ «Хоперская

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

НовониколаевсКОГО РАЙОНА

вОЛГОграДСКОЙ ОБЛАСТИ

образовательная

программа

начального общего

образования

Утверждена

решением педагогического совета

№ _2_ от «_08ноября__ 2011_ г.

Директор школы

____________________ З.Д.Гриценко

Приказ № 98 от « _08_» _ноября_2011 г.

п. Хоперский

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Хоперская средняя общеобразовательная школы» поселка Хоперский Новониколаевского района Волгоградской области (далее - Образовательная программа) является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном образовательном учреждении «Хоперская средняя общеобразовательная школа» Новониколаевского района Волгоградской области (далее – МОУ «Хоперская средняя общеобразовательная школа» ).

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с Уставом и Лицензий в школе реализуется образовательная программа начального общего образования. Согласно ст. 29 Типового положения об образовательном учреждении, ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуется образовательная программа начального общего образования: образовательная программа базового уровня «Перспективная начальная школа», автор общей редакции Чуракова Роза Гельфановна, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО МО РФ, научный руководитель проекта «Перспективная начальная школа

Образовательная программа разработана педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся с учётом:

  • типа и вида образовательного учреждения;

  • потребностей и запросов обучающихся;

  • концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования;

  • требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;

  • особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Местонахождение, характеристика социума.

Хоперская средняя общеобразовательная школа является муниципальным учреждением образования п.Хоперский. Она расположена в 50 км. от районного центра г. и 370 км от областного центра. Свою историю школа начинает с 30-х годов. Первоначальной она была четырехлетней, в 1936 году образована неполная средняя школа, которая в 1950 году преобразована в среднюю. В 1974 году в поселке выстроено типовое двухэтажное здание, в котором средняя школа размещается в настоящее время.

Режим работы школы

Школа работает в две смены. Предусмотрена пятидневная рабочая неделя для обучающихся 1-11 классов. Продолжительность урока в 1 классе 35 минут, во 2-11 классах – 40 минут. Во второй половине дня учится 2-ой и 4-ый класс, работают кружки, секции, проводятся факультативные занятия, общешкольные и внутриклассные творческие дела.

Материально-техническое обеспечение

Школа рассчитана на 200 мест. В ней находятся 9 учебных кабинетов общей площадью 1350 кв.м., библиотека, спортивный зал площадью 180,6 кв.м., столовая на 20 посадочных мест. На территории школы есть стадион и учебно-опытный участок.

Школа оснащена оргтехникой и современной аппаратурой: имеется 10 компьютеров (в процессе обучения задействовано 7, из них 4 подключены к сети Интернет); 2 рабочих места учителей оборудовано компьютерами; 2 медиапроектора; 1 сканер, 2 ксерокса, 3 принтера; 2 музыкальных центра, караоке, DVD, 2 видеомагнитофона, 4 телевизора, 1 фотоаппарат.

Педагогические кадры начальной школы.

Ф.И.О.

Образование

Квалифика

ционная категория

Пройденные курсы повышения квалификации

1.

Зенина Татьяна Валентиновна

15.08.66

Учитель начальных классов

Среднее специальное

Первая

1.Методические основы обучения младших школьников по модели «Перспективная начальная школа» 15.06-20.06.09. - 36 ч.

2.Психолого-педагогические и методические особенности обучения младших школьников» 15.06.-19.07.10. -108 ч.

3. Особенности реализации стандартов второго поколения в современной начальной школе» -21.03.11-26.03.11. -36 ч.

2.

Лозовая Татьяна Федоровна

12.06.58

Учитель начальных классов

Среднее специальное

Первая

1.Методические основы обучения младших школьников по модели «Перспективная начальная школа» 15.06-20.06.09. - 36 ч.

2.Психолого-педагогические и методические особенности обучения младших школьников» 15.06.-19.07.10. -108 ч.

3. Особенности реализации стандартов второго поколения в современной начальной школе» -21.03.11-26.03.11. -36 ч.

Медицинское обслуживание осуществляют работники ФАПа. Имеется медицинский кабинет. Охрана здоровья обучающихся осуществляется через организацию лечебно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима в соответствии в СанПиН, правил пожарной безопасности, правил техники безопасности.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:

  • словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

К числу планируемых результатов освоения образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

Модельная характеристика выпускника начальной школы:

  • владеет чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля;

  • имеет коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности;

  • любознательный, инициативный, активный во всех сферах школьной жизни, заинтересованный в своей успешности в учении;

  • владеет культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Организация внеурочной деятельности. Она ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и представлена в виде отдельного плана.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики.

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды п.Хоперский Новониколаевского района для приобретения опыта реального управления и действия.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды Волгоградской области, Новониколаевского района, п. Хоперский для приобретения опыта реального управления и действия

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. При этом в соответствии с требованиями Стандарта, в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер — т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса (предметного, междисциплинарного) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?»

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Иными словами в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня, служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, являющихся инструментарием, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

  • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»;

  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

2.1. Формирование универсальных учебных действий

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, любящего свою малую родину, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России и своей родины – Волгоградской области.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой, в том числе литературой Волгоградской области, творчеством волгоградцев - писателей, художников и музыкантов.

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Моу « новожизнескаясош» реферат

    Автореферат диссертации
    ... Волгоградской области». Выполнила: учитель истории МОУ «Новожизнескаясош» Зеленская Т.Г. 2011год. Введение. Волгоградская ... (Черкасский, 1-й Донской, 2-й Донской, Усть-Медведицкий, Хоперский, Донецкий, Сальский, Таганрогский, Ростовский - см ...
  2. Родственники по линии моего мужа

    Документ
    ... кадром 2-го Хоперского полка: «Из, лично слышанных, рассказов моей бабушки и стариков ... казаков, а также из истории Хоперского полка я ... знаю, что мой родной дед урядник Александр ...
  3. Для достижения указанной цели решались следующие приоритетные

    Документ
    ... , МОУ «Новониколаевская СОШ №2», МОУ «Новониколаевская СОШ №3», МОУ «Серпомолотская СОШ», МОУ «Комсомольская СОШ», МОУ «Хоперская СОШ», МОУ «Красноармейская ...
  4. Открытое акционерное общество инвестиционнного развития (8)

    Документ
    ... . МОУ «МОУ «Черняевская оош» 42 17. МОУ «Шмаровская оош» 24 18. МОУ «Хоперская оош» ... 21 19. МОУ «Мордовская нач. школа ... МОУ «Большеданиловская оош» 14 МОУ «Черняевская оош» 15 МОУ «Хоперская оош» Реорганизация в нош 16 МОУ ...
  5. Открытое акционерное общество инвестиционнного развития (10)

    Документ
    ... . МОУ «МОУ «Черняевская оош» 42 17. МОУ «Шмаровская оош» 24 18. МОУ «Хоперская оош» ... 21 19. МОУ «Мордовская нач. школа ... МОУ «Большеданиловская оош» 14 МОУ «Черняевская оош» 15 МОУ «Хоперская оош» Реорганизация в нош 16 МОУ ...

Другие похожие документы..