Главная > Автореферат диссертации


государственный науЧно-исследовательский институт семьи и воспитаниЯ

_________________________________________________________

На правах рукописи

МЕТЛИК ИГОРЬ ВИТАЛЬЕВИЧ

интеграция знаний о религии

в учебно-воспитательной деятельности

светской школы

13.00.01. – общая педагогика,

история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

МОСКВА – 2005

Работа выполнена в Государственном научно-исследовательском

институте семьи и воспитания

Научный консультант:

доктор философских наук,

академик РАО, профессор

Филонов Георгий Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

академик РАО, профессор

Борисенков Владимир Пантелеймонович

доктор педагогических наук, профессор

Костикова Маргарита Николаевна

доктор философских наук, профессор

Мчедлов Миран Петрович

Ведущая организация:

Институт общего образования

Министерства образования и науки

Российской Федерации

Защита состоится ____ ____________2005 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 008.001.01 при Государственном НИИ семьи и воспитания по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Автореферат разослан ____ _____________2005 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета _____________ Г.В. Сабитова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. С начала 90-х годов XX в. в Российской Федерации в отношении религии и религиозных объединений сложилась принципиально новая социокультурная ситуация. В обществе утвердилось мировоззренческое разнообразие, атеизм перестал быть частью государственной идеологии. Русская Православная Церковь, другие религиозные объединения приобрели права равноправных субъектов социальных отношений, в том числе в области образования. Получил развитие сектор негосударственного образования, включающий учебные заведения религиозных организаций - православные, мусульманские, иудаистские и др. дошкольные и общеобразовательные учреждения, вузы. Среди широких социальных слоев россиян, в том числе молодежи, проявляется интерес к ценностям религиозной культуры.

В предшествующий исторический период произошло значительное сокращение области знаний о религии, религиозных традициях и объединениях, которые были доступны для учащихся светской школы. Последние 10-15 лет характеризуются противоположной тенденцией: знания о религии включаются в содержание образовательных стандартов и программ общего и профессионального образования, становятся более разнообразными. Учащиеся получают возможность знакомиться с различными оценками религии - не только критическими, как это было в прошлом. Педагоги и воспитатели ищут пути эффективного использования знаний о религии в гражданско-патриотическом, нравственном, эстетическом, экологическом воспитании школьников, формировании культуры межличностного и межэтнического общения, уважения к социальному институту семьи.

Эти объективные процессы сопровождаются противоречиями, вызывают дискуссии среди педагогов и в обществе в целом, требуют научного осмысления, обеспечивающего адекватное обновление содержания и форм учебно-воспитательной деятельности светской школы с учетом законных прав и интересов всех участников образовательных отношений: учащихся, их родителей, педагогических работников.

В Конституции Российской Федерации декларирован запрет на установление в качестве государственной или обязательной любой идеологии (ст. 13) или религии (ст. 14). Соответственно, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях исключается как обязательное для всех религиозное образование, так и всеобщее воспитание на основе какой-либо нерелигиозной идеологии. Новые правовые условия, связанные с изменениями в социально-экономических и политических отношениях, обусловили необходимость обновления воспитания в системе образования, содержания и форм учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Утверждающиеся в российском обществе принципы открытости, уважения прав личности на свободу совести и вероисповедания, создают благоприятные условия для приобщения учащихся к ценностям национальной и мировой культуры без всяких ограничений, обусловленных идеологическими причинами.

Знания о религии как типе мировоззрения и особой сфере жизни общества в настоящее время представлены в государственных образовательных стандартах, примерных программах учебных курсов и дисциплин. Освоение учащимися разносторонних знаний о религии - исторических, филологических, искусствоведческих, социально-географических и других - осуществляется в процессе обучения многим специальностям профессионального образования, преподавания основных социально-гуманитарных учебных дисциплин в средней школе, учебных курсов регионального и школьного компонентов общего образования, дополнительного образования, в воспитательной деятельности школы. Необходимы теоретический анализ этой педагогической практики, разработка научно обоснованных подходов к конструктивной интеграции1 знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы, способствующей совершенствованию процессов обучения и воспитания.

При изучении педагогического опыта освоения знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях были выявлены противоречия между:

- развивающимися во многом стихийно процессами включения знаний о религии в содержание учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и необходимостью научно-педагогического обеспечения, организационно-управленческого сопровождения этих процессов со стороны государственных и муниципальных органов управления образованием;

- составом и качеством знаний о религии в содержании основных образовательных программ, прежде всего в общеобразовательной школе, и потребностью формирования компетентности учащихся в области знаний о религии на современном уровне;

- стремлением педагогических работников повышать свою профессиональную компетентность в области знаний о религии и дефицитом необходимой в этой области научной и педагогической литературы;

- образовательным запросом со стороны части родителей несовершеннолетних учащихся, самих школьников, который выражается в желании осваивать основы традиционной религиозной культуры народов России в рамках вариативного компонента образовательных программ, и неготовностью педагогических работников, системы образования в целом профессионально и эффективно удовлетворять этот запрос;

- продолжающимися попытками внедрения в систему образования вероучений и образовательных материалов новых религиозных объединений и культов деструктивной (асоциальной, антигуманной) направленности и неспособностью существенной части работников образования эффективно противостоять этим попыткам.

Их анализ и обобщение позволили определить проблему исследования, которая также может быть выражена в форме противоречия между изменившимися в нашей стране социальными условиями, и необходимостью разработать педагогическую теорию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной светской школы.

На решение этой проблемы, преодоление этого противоречия было направлено исследование, что потребовало решения ряда частных проблем. В теоретической сфере выявилась необходимость:

- выявить образовательный потенциал знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы. Данная проблема продолжает дискутироваться, остаётся актуальной, несмотря на проведённые исследования (Л.В.Жаравина, Е.А.Карунин, И.Н.Кондратенко, Л.А.Кудаева, А.М.Леонов, Т.И.Петракова, Е.Ю.Попова, Э.А.Чурсина, Л.А.Харисова, В.Л.Ширяев и др.), а также потому, что часть ученых и педагогов обосновывают возможность воспитания учащихся в государственной и муниципальной школе на основе оккультно-религиозных представлений (А.Андреева, В.Мурашов, О.В.Черкасова и др.);

- уточнить содержание основных понятий, связанных с изучением религии в светской школе в новых социокультурных условиях (светский характер образования, религиозные образование, религиоведческое образование, религиозная культура и др.). Отсутствие в этой области единой понятийной базы затрудняет деятельность органов управления образованием, образовательных учреждений, тормозит инновационные процессы;

- провести анализ отечественного и зарубежного опыта для определения основных видов и форм освоения учащимися знаний о религии в светской школе, выявить тенденции их развития в интересах гражданского общества в соответствии с новыми потребностями социума;

- разработать научную концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы.

В практической сфере:

- определить ключевые направления интеграции, наиболее актуальные с точки зрения совершенствования содержания и форм обучения и воспитания школьников в современных условиях, решения общественно значимых воспитательных задач;

- разработать соответствующий педагогический инструментарий - учебные и методические пособия, материалы для органов управления образованием и др., апробировать и внедрить его в практику.

В прошлом значение религии в образовании и педагогике, в том числе место знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, было предметом исследований многих выдающихся отечественных и зарубежных ученых, классиков педагогической науки, общественных деятелей различных идеологических направлений, а также религиозных деятелей (Н.А.Бердяев, М.Вебер, К.Н.Вентцель, А.Дистервег, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, И.Кант, П.Ф.Каптерев, Я.А.Коменский, М.В.Ломоносов, В.Н.Лосский, митр. Филарет Дроздов, И.Г.Песталоцци, Б.Рассел, С.А.Рачинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Э.Фромм, А.Швейцер и др.).

В истории образования и педагогики сложились различные подходы, обосновывались противоположные взгляды: от ограничения на освоение знаний о религии в светской школе до, фактически, отождествления светского и религиозного образования. Они отражают особенности социальных условий, складывавшихся в различные исторические эпохи, духовно-нравственное состояние общества, тенденции его развития, религиозность населения и другие факторы. Анализируя эти подходы, можно сделать вывод, что место знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы определяется конкретно-исторически, с учётом традиций и современного состояния общества, его социокультурных особенностей.

В настоящее время в научной литературе проблема места и значения знаний о религии в содержании образования, обучении и воспитании детей и молодежи исследуется и обсуждается как светскими учеными, специалистами в различных отраслях науки, так и религиозными деятелями. За последнее десятилетие эта проблема, главным образом в принципиальных и методологических аспектах, получила отражение в работах и выступлениях известных учёных, философов, богословов (Е.П.Белозерцев, В.П.Борисенков, И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буева, прот. Владимир Воробьев, Л.С.Гребнев, М.М.Громыко, митр. Кирилл Гундяев, О.В.Долженко, В.И.Зоркальцев, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов, Н.Д.Никандров, А.И.Осипов, А.И.Пискунов, В.Н.Сагатовский, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, А.С.Фролов, И.Н.Яблоков и др.).

Процессы освоения учащимися знаний о духовной сфере жизни общества, в том числе о религии, исследуются специалистами, занятыми изучением условий и закономерностей формирования мировоззрения личности, воспитания в системе образования (Е.В.Бондаревская, Ю.С.Гуров, Г.Н.Волков, Н.С.Дежникова, Е.С.Королькова, Л.А.Кудаева, Р.М.Рогова, Н.М.Романенко, Г.Н.Филонов, А.И.Шемшурина и др.). Вопросы освоения знаний о религии при реализации образовательных программ дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования с различных позиций рассматривались в работах В.Л.Бачаниной, В.А.Беляевой, Т.С.Буториной, В.И.Гараджи, Л.С.Гармаш, И.А.Галицкой, архим. Зиновия Корзинкина, Г.Б.Корнетова, М.Н.Костиковой, В.А.Мосолова, Т.И.Петраковой, А.И.Пискунова, И.В.Понкина, свящ. Сергия Рыбакова, А.Ю.Соловьева, М.Г.Тайчинова, В.Ю.Троицкого, Д.М.Угриновича, Т.Г.Человенко, Э.А.Чурсиной, В.В.Шердакова, прот. Евгения Шестуна.

Разработаны методики освоения знаний о религии в преподавании основных учебных дисциплин, курсов по выбору, дополнительном образовании и воспитании (Н.С.Гордиенко, Е.Б.Евладова, С.Ф.Иванова, Е.А.Карунин, И.Н.Кондратенко, Н.Н.Костанян, Е.Кулинкович, В.С.Мартышин, А.В.Мителягин, А.И.Николаева, С.Плахотников, Т.В.Скляров, Т.А.Флоренская, В.Л.Ширяев и др.). Подготовлены и применяются в практике учебные программы и пособия, учебно-методические разработки, предусматривающие освоение школьниками знаний о религии в форме сравнительного религиоведения (Г.А.Елисеев, А.Е.Кулаков, А.А.Радугин, Н.В.Шабуров, Я.Н.Щапов), изучения определенной религиозной культуры (А.В.Бородина, В.А.Гребеньков, Р.И.Зинурова, С.С.Куломзина, В.М.Меньшиков, А.И.Половинкин, Л.А.Харисова), в связи с решением задач общего социально-гуманитарного образования (Д.М.Абрамов, А.И.Горшков, Н.В.Давыдова, А.В.Камкин, А.И.Княжицкий, С.И.Козленко, И.В.Кошмина, А.Г.Кравецкий, И.А.Кузьмин, А.А.Плетнева, Ю.С.Рябцев, А.Н.Ужанков, О.Л.Янушкявичене и др.).

В последние годы интерес к вопросам теории и практики освоения учащимися знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы неуклонно возрастает, что находит выражение в появлении концептуальных научных работ. Это, в частности, исследование опыта изучения религии в светской школе на различных исторических этапах развития российской системы образования (М.Н.Костикова), процесса воспитания духовной культуры современных школьников (Н.М.Романенко), теории и опыта изучения религиозной культуры в содержании общего образования, исламской культуры в региональном компоненте общего образования (Л.А.Харисова).

Тем не менее, совокупность педагогических проблем, сопровождающих процесс обновления состава и качества знаний о религии, которые осваиваются учащимися в современной российской светской школе, исследована ещё недостаточно. Это касается как целостного рассмотрения данного процесса в современном социально-педагогическом и правовом контексте, так и ряда частных вопросов. Среди последних можно выделить вопросы включения знаний о религии в содержание конкретных предметных областей (история, филология, география, искусство и т.д.) и соответствующих образовательных программ; соотношения знаний о религии, которые заимствуются в содержании собственно религиозной культуры, со знаниями о религии, выработанными в рамках её изучения методами науки и в философских исследованиях религии; взаимодействия образовательных учреждений с религиозными организациями при углубленном изучении конкретной религиозной культуры и др.

Таким образом, изучение научной литературы, деятельности органов управления образованием, педагогического опыта позволило автору сделать вывод: процесс обновления религиоведческого компонента в учебно-воспитательной деятельности современной светской школы должен быть изучен комплексно, как отдельное направление в научно-педагогических исследованиях и функционировании российской системы образования. Это обусловило выбор темы исследования: «Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы».

Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность в системе образования.

Предмет исследования – процесс интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В исследовании была поставлена цель - разработать теорию и методику интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, которые способствуют модернизации образовательных функций государственной и муниципальной системы образования в новых социокультурных условиях, более эффективному удовлетворению образовательных запросов граждан. Это потребовало решения ряда задач:

- выявить роль знаний о религии в обучении, воспитании, развитии личности учащихся;

- уточнить содержание и взаимное соотношение основных теоретических дефиниций, связанных с изучением религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (светский характер образования, религиоведческое, религиозное образование и др.);

- проанализировать зарубежный опыт освоения учащимися знаний о религии в государственно-общественной системе образования и оценить возможности его использования в российской светской школе;

- определить основные виды и формы освоения знаний о религии в российской системе образования, составить их научную классификацию, на основе анализа современной педагогической практики обобщить и систематизировать опыт освоения знаний о религии в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- разработать концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы с учётом новых социально-правовых условий и тенденций их развития;

- определить ключевые направления интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, наиболее актуальные с точки зрения потребностей педагогической практики;

- разработать и апробировать соответствующий педагогический инструментарий (программно-методические материалы, учебные пособия, материалы для органов управления образованием и др.), обеспечивающий конструктивную интеграцию знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, совершенствование обучения и воспитания детей в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что обучение и воспитание в современной российской светской школе будет осуществляться более эффективно, если:

- на основе анализа отечественного и зарубежного педагогического опыта будут определены научно обоснованные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- в соответствии с этими теоретическими подходами будет разработан и апробирован педагогический инструментарий, способствующий приобщению учащихся к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе, воспитанию российской гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности, культуры межэтнического и межконфессионального общения, формированию необходимой компетентности в области гуманитарных знаний.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципиальные положения педагогической науки о месте обучения и воспитания в духовной сфере жизни общества, преемственности и последовательности в образовании, культуросообразности, народности образования, (А.В.Дистервег, К.Д.Ушинский), его гуманистической направленности; идеи современных педагогов о содержании образования и закономерностях его формирования, особенно в аксиологическом, ценностном аспекте (Ю.К.Бабанский, В.П.Борисенков, О.Г.Дробницкий, В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин и др.), о направленности образования на формирование духовно-нравственной культуры, воспитание гражданственности школьников (Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов), о значении этнокультурных ценностей и этнических традиций в социализации, обучении и воспитании детей и молодежи (Г.Н.Волков). При разработке концепции интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы в качестве ведущих методологических подходов были избраны: логико-исторический, культурологический, системный и личностно-деятельностный подходы.

В исследовании применялся комплекс теоретических и эмпирических (частных и общих) методов, основными из которых были: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия и научно обоснованное экстраполирование; изучение научной, педагогической литературы, документов, учебных и методических материалов, сообщений СМИ по теме исследования; обобщение и сравнительный анализ зарубежного и отечественного педагогического опыта; теоретическое моделирование; наблюдение, анкетирование, экспертиза; разработка и апробация экспериментальных учебных и методических материалов. Опытно-экспериментальные исследования осуществлялись как в рамках участия автора в реализации тем Комплексной программы научных исследований Российской академии образования (РАО), так и в индивидуальной работе с учителями, методистами, работниками органов управления образованием.

В исследовании выделяются основные этапы. На первом этапе (1991-1997 гг.) изучалась научная литература по теме исследования, нормативно-правовая база образовательной деятельности. Анализировался зарубежный опыт в этой области. Велись теоретические и практико-ориентированные исследования по отдельным направлениям интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы: комплексно изучался опыт региональных образовательных систем (Москва, Курская область); были разработаны и апробированы в школах авторские программы факультативных курсов религиоведческой, мировоззренческой направленности.

На втором этапе (1998-2001 гг.) уточнялись методологические и теоретические позиции исследования, конкретизировались основные дефиниции (религиозная культура, светский характер образования, религиоведческое образование, религиозное образование и др.), социально-педагогические и правовые условия изучения религии в светской школе. Разрабатывались концептуальные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений. Анализировалось законодательство Российской Федерации, существующая нормативно-правовая база изучения религии в светской школе. С учетом полученных в данный период результатов были сформулированы цель и рабочая гипотеза исследования. Промежуточные результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания, научно-практических конференциях, методических семинарах, «круглых столах», апробировались в образовательных учреждениях.

На заключительном этапе исследования (2002-2004 гг.) проводилось обобщение и систематизация получаемых теоретических и эмпирических знаний. Продолжалась разработка и апробация учебно-методического обеспечения для системы образования (разделы в учебниках для учащихся, методических пособиях для учителей, материалы информационного, экспертного и методического характера для органов управления образованием). Была оформлена концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной светской школы, определены результаты и выводы исследования.

Исследование осуществлялось на базе учреждений государственной и муниципальной системы образования (ГОУ №4, 174, 203, 262, 514, 978, 984, 1158 и др. г. Москвы, методические центры, учреждения дополнительного образования), экспериментальной СОШ № 18 РАО в г. Павловском Посаде Московской области, а также негосударственных образовательных учреждений (организаций РПЦ, других религиозных организаций). На разных этапах исследованием были охвачены более 1200 учащихся, в исследовании участвовали более 80 учителей и других работников образования. Отдельные направления исследования реализовывались на базе Государственного НИИ семьи и воспитания (разработка и апробация теоретических положений, концепции, апробация результатов исследования на занятиях с работниками образования в Образовательном центре института), а также на всероссийском и региональном уровнях (участие в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, работа в консультативных и экспертных советах и группах Департамента образования г. Москвы, Минобразования России, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации). Основные параметры исследования, их соответствие реальным потребностям педагогической практики, уточнялись в процессе накопления автором собственного опыта изучения и анализа работы образовательных учреждений в процессе трудовой деятельности в качестве педагога общеобразовательной школы, методиста, специалиста, научного руководителя, консультанта.

Научная новизна исследования состоит в следующем:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы

    Автореферат диссертации
    ... : «Интеграциязнаний о религии в учебно-воспитательнойдеятельностисветскойшколы». Объект исследования – учебно-воспитательнаядеятельность в системе образования. Предмет исследования – процесс интеграциизнаний о религии в учебно-воспитательной ...
  2. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... и права. – М., 2003. – 48 с. 37. Метлик И.В. Интеграциязнаний о религии в учебно-воспитательнойдеятельностисветскойшколы: Дисс. … д-ра пед. наук. – М., 2005 ...
  3. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... и права. – М., 2003. – 48 с. 37. Метлик И.В. Интеграциязнаний о религии в учебно-воспитательнойдеятельностисветскойшколы: Дисс. … д-ра пед. наук. – М., 2005 ...
  4. Список публикаций и индекс цитирования трудов доктора юридических наук Понкина Игоря Владиславовича I

    Документ
    ... с. – С. 65–71. – 5 п.л. / 0,4 п.л. Упоминания и цитирования: 1. Метлик И.В. Интеграциязнаний о религии в учебно-воспитательнойдеятельностисветскойшколы: Дис. ... докт. педагогич. наук: 13 ...
  5. Список публикаций и индекс цитирования трудов доктора юридических наук Понкина Игоря Владиславовича I Диссертации

    Документ
    ... с. – С. 65–71. – 5 п.л. / 0,4 п.л. Упоминания и цитирования: 1. Метлик И.В. Интеграциязнаний о религии в учебно-воспитательнойдеятельностисветскойшколы: Дис. ... докт. педагогич. наук: 13 ...

Другие похожие документы..