textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение преподавания естествознания в условиях профильного обучения

Содержание курса:

Тема 1 Понятие науки 3

Наука в духовной культуре общества 3

Этика науки 7

Праязык науки 11

Тема 2 Естественнонаучная и гуманитарная культуры 29

Истоки и предмет спора двух культур 30

"Науки о природе" и "науки о духе" 32

Единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур 37

Тема 3 Основные этапы в развитии отечественной методики преподавания естествознания 41

Обучение естествознанию в допетровскую эпоху 41

Появление научных методических идей в преподавании естествознания в России 43

Введение естествознания в русскую школу. В.Ф. Зуев – первый русский методист 44

Состояние школьного естествознания в XVIII – начале XIX века 46

Любеновское направление в отечественной школе 48

А. Я. Герд – основатель эволюционно-биологического направления школьного естествознания 50

Развитие школьного естествознания в России в ХХ веке 52

Тема 4 Профильное обучение и естественнонаучное образование 57

Концепция профильного обучения 57

Базисный учебный план профильного обучения 62

Механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле 64

Возможные направления профилизации и структуры профилей 64

Требования к процедуре организации профильного обучения 66

Государственный стандарт общего образования и его назначение 68

Место учебного предмета "Естествознание" в федеральном базисном учебном плане 69

Федеральный компонент образовательного стандарта по естествознанию 70

Тема5 Общая характеристика учебного предмета 76

Концептуальные основы образовательного стандарта по естествознанию 76

Методические особенности построения содержания курса "Естествознание" 81

Тема6 Введение в проблему отбора содержания курса “Естествознание” в классах различных профилей 85

Суть проблемы отбора содержания курса естествознания 85

Дидактические основания отбора содержания 88

Поурочное планирование курса "Естествознание" в 10 классе (105 час., 3 час./нед.) 88

Поурочное планирование курса "Естествознание" в 11 классе (105 час., 3 час./нед.) 91

Особенности отбора содержания курса "Естествознание" для классов физических профилей (физико-математический, информационно-технологический и др.) 93

Особенности отбора содержания курса "Естествознание" в классах с профильной географией (социально-экономический профиль и др.) 94

Тема 7 Контрольно-измерительные материалы по естествознанию 95

Тестирование 97

Модульно-рейтинговая технология 106

Портфолио 107

Тема 8 Обзор элективных курсов по естествознанию 113

Общие положения 114

Требования к программам курсов по выбору 117

Анализ элективных курсов по естествознанию 118

Федеральные программы элективных курсов по естествознанию 121

Возможные темы для разработки элективных курсов 123

Тема 9 Мультимедийное обучение естествознанию 124

Принципы мультимедийного обучения 124

Требования к педагогическим программным средствам 127

Значение и функции средств мультимедиа в учебно-воспитательном процессе по биологии 137

Автоматизированный урок по теме "Экологические системы" 147

Тема 10 Дистанционная поддержка обучения естествознанию 154

Дистанционная поддержка обучения физическим законам 154

Дистанционная поддержка изучения вопросов биологии 168

Дистанционная поддержка изучения географических вопросов 170

Дистанционная поддержка химических знаний 172

Тема 1 Понятие науки

Ссылки на файлы:

Биоэтика

План занятия

Наука в духовной культуре общества

Этика науки

Праязык науки

Ваша работа может считаться успешной, если в конце занятия Вы сможете

– раскрыть место науки в духовной культуре общества;

– охарактеризовать основные этические ценности мира науки;

– найти сходства и различия между текстомифологическим словарем о природе и понятиями, употребляемыми при изучении естествознания;

– назвать два способа определения понятий о природе;

– различить синтетические и аналитические понятия мироздания;

– назвать физиологические причины двух основных типов мышления.

Информационный блок

Прежде чем начать разговор о естественнонаучном образовании и о преподавании дисциплины «Естествознание» в профильной школе необходимо определиться с этим понятием. Необходимо разобраться, что есть «наука», что же такое «Естествознание», каковы особенности этого курса в отличие от самостоятельных предметов естественнонаучного цикла (биология, география, физика, химия). Предлагаемые Вам занятия помогут разобраться с тем, какое место занимает наука и естественнонаучная культура в системе общей культуры человечества, какую взаимосвязь прослеживает с гуманитарной культурой. Эти вопросы особенно важны в контексте концепции профильного обучения, которая предполагает интеграцию естественнонаучных предметов в классах гуманитарных профилей. Поможет Вам ответить на вопрос учащихся: «А зачем нам это надо, мы же гуманитарии?».

Наука в духовной культуре общества

Определение места и специфики науки в системе культуры человечества стало предметом многих исследований философов и ученых прошлых веков (Аристотель, Платон, Фома Аквинский, П. Гольбах, И. Фихте, Г. Гегель и др.) и нынешнего XX в. (К. Поппер, М. Хайдеггер, П. Фейерабенд, П.Ф. Юдин, М.А. Розов, В.С. Степин и др.). Исходное общее определение науки выделяет ее самые необходимые признаки:

Наука – это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности.

Наука составляет существенную часть человеческого способа освоения действительности.

В общем понимании наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Научная деятельность включает следующие элементы: субъект, объект, цель (цели), средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Субъект – носитель сознательной целенаправленной деятельности. Субъектами науки являются ученые и специалисты, научные работники, коллективы ученых и обслуживающий персонал, например, научно-производственные ассоциации, бюро, объединения, научные школы. В предельно общем выражении субъектом науки выступает человечество как всеобщий носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами.

Объект (в общем понимании) – это все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Объекты науки универсальны. Сюда включаются явления и сущности, законы и случайности микро-, макро- и мегамиров, внешне объективированные и внутреннеидеальные состояния человека и социальных групп. Уникальность объектов науки – их второе свойство. Оно состоит в том, что, в отличие от чувственно воспринимаемой житейской конкретности, в поле активности ученого присутствуют теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Так, ученые-теоретики исследуют свойства точки, линии, "абсолютно черного тела", "идеального газа" и т.д., а затем переводят полученные результаты на уровень непосредственных объектов.

В связи с усложнением научного познания различают объект науки и предмет научного исследования. Предметом научного исследования становится конкретная часть объекта науки. Например, объектом биологии в целом выступает живое вещество, а предметом физиологии высшей нервной деятельности – процессы центральной нервной системы.

Цель вообще – это предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности. Благодаря цели действия людей обретают конкретную последовательность и эффективность. Цели науки многообразны. К непосредственным относятся: описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами). Систематизация знаний и реализация полученных научных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества – все это также является целями науки. Их как бы задает общество, а не объект. Одним словом, цели науки – это сложная система ожидаемых результатов научной деятельности.

Средства – это способы действия и орудия для осуществления какой-либо деятельности. К средствам науки относят в первую очередь методы мышления – правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического исследования – правила наблюдений, экспериментов и т.д. Помимо методов значительную часть средств составляет активная и пассивная техника – система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность. Важнейшее значение имеет денежно-кредитное обеспечение научной деятельности.

Универсальные средства науки – язык и разумно-рассудочный уровень мышления.

Конечный продукт, результат – это итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий. Результаты науки также многообразны. Но смысл ее – получение научного знания, которое отличается следующими показателями: объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого), систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компетентной критики, интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одиночки ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость.

Формами научного знания выступают: научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира.

Результатами науки являются не только научные знания, но и:

– научный способ рациональности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей;

– технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в производстве;

– нравственные ценности – образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной деятельности.

Социальные условия науки – это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров.

Активность субъекта – один из важнейших элементов функционирования науки. Без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество так же не может быть реализовано, как и без необходимого уровня финансирования, обеспечения методами, техникой и т.д. Хотя, конечно, в истории культуры существуют примеры, когда ученые достигали выдающихся научных результатов, не обладая необходимыми материальными средствами и находясь в ограниченных социальных условиях (Архимед, Г. Галилей, Дж. Бруно, А.Л. Чижевский и др.).

Задание: определите объект, цель (задачи), средства и конечный продукт биологии, географии, физики и химии.

Итак, функционирование науки раскрывает ее уникальность и высокую общественно-человеческую значимость. В составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. Помимо науки в эту систему входят: искусство, мораль, религия, право, идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения, поведения и иных состояний человеческого бытия. Поскольку человеческое существование исторично, т.е. эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла такой же путь эволюции.

Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки в зависимости от того или иного критерия. Согласно первой, наука как достоверно фиксируемый и передаваемый от поколения к поколению опыт практической деятельности возникает в каменном веке (около 2 млн. лет назад). Вторая точка зрения учитывает важнейший признак науки – доказательность (обоснованность) знания и определяет началом науки V в. до н. э. (древнегреческая цивилизация). Третья точка зрения учитывает опытно-эмпирическую основу достоверного естественнонаучного знания. Поэтому, когда в эпоху схоластики теологи Р. Гроссетест (1175–1253), Роджер Бэкон (1214–1294) и некоторые другие сформулировали принцип "знание – сила", то тем самым они положили начало науке как общественно признанной форме культуры. Четвертая точка зрения – самая распространенная: наука возникает с XVI–XVII вв. В это время наука получает общественное признание, развиваются экспериментальные исследования, которые выражаются универсальным языком математики, формулируются законы природной физической реальности Г. Галилеем, И. Кеплером, Т. Браге, Н. Коперником, И. Ньютоном и др. Согласно пятой точке зрения, начало науки – конец первой трети XIX в., когда осуществилось совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе единой научной программы. У истоков данной модели науки – немецкие ученые Ю. Либих и братья А. и В. Гумбольдт.

В целостном процессе научного творчества указанные точки зрения раскрывают специфические особенности эволюции науки от "преднаучных" состояний к полноценному самостоятельному существованию. Традиционная точка зрения на начало науки признает древнегреческую цивилизацию начальной стадией становления науки, а западноевропейскую цивилизации XVI–XVII вв. местом и временем начала науки в современном смысле этого понятия. Современная наука охватывает область знаний, представленную 15 тыс. научных дисциплин. Информационная насыщенность данной формы духовной культуры в XXI в. удваивается каждые 10–15 лет. Коммуникации в науке обслуживаются несколькими сотнями тысяч научных журналов и периодических изданий.

Задание: перечислите пять этапов становления науки

СКРЫТЬ ОТВЕТ: опыт практической деятельности, доказательное знание, опытно-эмпирическое знание, формулирование законов природы, обучение наукам.

Современная наука представляет собой сложное системное образование. С точки зрения предметного единства все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных и т.д.

Естествознание – система знаний и деятельности по их достижению, объектом которых предстает природа – часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.

Обществознание – система наук об обществе – части бытия, постоянно воссоздающаяся в деятельности людей. В процессе вещественного, энергетического, информационного и иного рода взаимодействия людей с природой и друг с другом создается новая реальность бытия – общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено. В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной для людей.

В составе общественных наук выделяются относительно самостоятельные группы дисциплин (наук): экономические, социальные, технические, гуманитарные, антропологические.

Экономические науки – системы знаний о материальном производстве. Социальные науки изучают законы и специфику макро- и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т.д.). Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных небиологических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности – техники. Мир техники уникален, он имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать, чтобы в обществе развивался технический прогресс.

Гуманитарные науки – это системы знаний и деятельности по их достижению и систематизации, в которых предметом изучения выступают ценности общества. К ним относятся: идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий, их направленности, стереотипов активности. Сфера гуманитарных наук велика: философия, религиоведение, этика, искусствознание, юридические науки и т.д. Антропологические науки – науки о человеке в единстве и различии его природных и общественных свойств. К данному роду наук относятся, физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина в трехстах специализациях, криминология и т.п.

Существуют также иного рода классификации, о которых можно узнать из рекомендованной литературы.

Выделяются различные аспекты взаимосвязи данных относительно самостоятельных наук. Взаимосвязь может быть установлена по различным основаниям, например по методам. Так, метод наблюдения применяется во всех группах наук. Далее, по типу проникновения в сущность объекта: эмпирический и теоретический уровни познания представлены в каждой из наук, данные уровни фиксируют глубину осмысления того или иного явления. Универсальным основанием взаимосвязи выступает антропное, т.е. человеческое, основание. Именно бытие человека в его исторической конкретности и перспективе есть основа связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:

– непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;

– использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;

– постоянно совершенствует научную деятельность в смене поколений;

– определяет смысл науки, ее идеалы, прогнозирует развитие науки.

Задание: Выявите черты сходства и различия в областях знаний: естественнонаучной и гуманитарной.

Этика науки

Занятия наукой представляют собой довольно специфический род деятельности человека. Регулируясь наравне со всеми прочими человеческими занятиями обычными моральными нормами и требованиями, они в то же время нуждаются в некоторых дополнительных этических регуляторах, учитывающих особый характер научной деятельности. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки.

Предмет ее забот: отыскание и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали, во-первых, большей эффективности научного труда, а во-вторых, его безупречности с позиций общественного блага.

Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем. Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества. Второй вызван к жизни "обострением отношений" между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов.

Этика научного сообщества

"Внутренний" этос науки, формируемый на основе применения к научной деятельности этического оценочного разделения явлений на "добро" и "зло", включает следующие принципы:

а) самоценность истины;

б) новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого;

в) полную свободу научного творчества;

г) абсолютное равенство всех исследователей "перед лицом истины";

д) научные истины – всеобщее достояние;

е) исходный критицизм и др.

В краткой расшифровке эти принципы означают следующее.

Принцип "а". Высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина. Занимаясь ее поиском, ученый должен отбросить все "привходящие" житейские и даже высокие социальные соображения: пользу, выгоду, славу, почет, уместность, приятность или неприятность и т.д. Только одна дихотомия имеет значение: "истинно – ложно", все остальное – за пределами науки. Какой бы "печальной" или "низкой" не оказалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать. Если наука, тесня религию, лишает человека привычного смысла его существования и надежды на бессмертие души – грустно, конечно, но истина превыше всего!

Принцип "б". Наука может существовать только в "режиме велосипедиста": пока крутишь педали – едешь, перестанешь – упадешь. Наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания. Причем не составляют исключения и самые фундаментальные, универсальные научные теории и принципы. Например, в сфере искусства можно сотни лет играть одну и ту же пьесу или читать один и тот же роман – интерес не пропадает. В области морали повторение одних и тех же поведенческих шаблонов лишь делает их прочнее и авторитетнее. В науке же по-настоящему интересно лишь то, что ново. Новаторство как цель науки есть следствие ее ведущей функции – объяснительной. Если после объяснения все понятно, зачем же объяснять второй раз? Новаторство как этическая ценность науки спасает ее от застоя, вырождения и ограниченности сиюминутными запросами общества.

Принцип "в". Мощь и стремительность развития науки не в последнюю очередь объясняются тем, что ученые сами, в меру своего любопытства и интуиции определяют предмет исследовательских интересов. Действия не "по нужде", а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее. При этом для науки не существует запретных тем. Начав с раскрытия секретов природы, она постепенно подобралась и к человеку. Уяснение основ нервной и гормональной регуляции функций человеческого организма, расшифровка его генома и другие достижения науки делают "природу человека" все менее таинственной. Однако если, не дай Бог, выяснится, что прав Зигмунд Фрейд, объявивший мозг человека всего лишь "приложением к половым железам", вспоминать о пользе религиозных запретов на изучение внутреннего устройства человека будет уже поздно.

Принцип "г". Наука – институт в целом весьма демократичный. Она вынуждена быть такой, ибо известно, что подавляющее большинство открытий в науке делается очень молодыми людьми, еще не обремененными званиями, должностями и прочими регалиями. И для успеха общего дела (постижения истины) просто необходимо постулировать принцип абсолютного равенства всех исследователей "перед лицом истины", невзирая ни на какие титулы, авторитеты и пр.

Принцип "д". Любой ученый, получивший интересные результаты, всегда стремится побыстрее их обнародовать. Причем он не просто хочет – он обязан это сделать! Ибо открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом. При этом на научные открытия не существует права собственности. Они являются достоянием всего человечества. Тот, кто получает выдающийся научный результат, не вправе монопольно им распоряжаться. В противном случае будут разрушены единство научного знания, а также составные элементы его обязательности: общедоступность и воспроизводимость. Наука ведь и родилась-то только тогда, когда тщательно укрываемое в ореоле священности знание перестало быть монополией избранных (жрецов) и сделалось всеобщим достоянием.

Принцип "е". Акцент научной деятельности на новизну получаемых результатов имеет одним из своих следствий масштабный критицизм по отношению как к уже принятым, так и новым идеям. Всякая новая теория, с одной стороны, поневоле отрицает, преподносит в критическом свете уже существующую. А с другой стороны, она сама попадает под огонь критики сложившейся научной традиции. Из этой ситуации наука извлекает двойную выгоду: во-первых, не позволяет себе почивать на лаврах, а во-вторых, тщательно фильтрует предлагаемые во множестве гипотезы, осторожно отбирая только подлинные новации. Поэтому критичность в науке – это норма. А поскольку критичны в науке все, то нормой является и непременное уважение к критическим аргументам друг друга.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое обеспечение преподавания естествознания в условиях профильного обучения

    Учебно-методическое обеспечение
    Учебно-методическоеобеспечениепреподаванияестествознания в условияхпрофильногообучения Содержание курса: Тема 1 Понятие науки 3 ...
  2. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    Документ
    ... разработки учебно-методическогообеспеченияпрофильногообучения информатике и перспективы развития профильногообучения информатике в Казахстане в условиях перехода ... (например, «Математика», «Естествознание» и т.д.). Общепредметные компетенции должны ...
  3. Профильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений проблемы и перспективы

    Документ
    ... культура - 1 - - 1 - - 1 - 1 Естествознание Физика 2 - - 2 - - 2 - - 2 ... профильных предметах и элективных курсах, учебно-методическомобеспечениипреподаванияпрофильных предметов, методах и технологиях обучения ... условияхпрофильногообучения ...
  4. Нормативно – правовое обеспечение профильного обучения

    Информационный бюллетень
    ... . Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условияхпрофильногообучения // Химия: методика преподавания в школе ...
  5. Нормативно – правовое обеспечение профильного обучения

    Документ
    ... Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условияхпрофильногообучения // Химия: методика преподавания в ... Естествознание в школе. – 2004. - №4. – С.27-42. Справка о ходе проведения конкурса по созданию учебно-методических ...

Другие похожие документы..