textarchive.ru

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования Администрации Таймырского

Долгано-Ненецкого муниципального района

Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Усть-Портовская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Программа утверждена

на заседании методического совета

ТМКОУ «Усть-Портовская средняя школа-интернат»

Протокол № 7 от «15» мая2011 г.

Основная образовательная программа

начального общего образования

Срок реализации: 2011-2015 гг.

п.Усть-Порт, 2011 г.

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………........................3

2. Планируемые результаты ........................................................................................8

3. Учебный план............................................................................................................11

4. Программа формирования универсальных учебных действий............................15

5. Программа учебных предметов, курсов............................................................... 19

5.1. Русский язык. Родной язык..............................................................................21

5.2. Литературное чтение. Чтение на родном языке.............................................25

5.3. Иностранный язык.............................................................................................28

5.4. Математика .......................................................................................................30

5.5. Окружающий мир ..............................................................................................31

5.6. Искусство ...........................................................................................................35

5.7. Музыка................................................................................................................38

5.8. Технология ........................................................................................................39

5.9. Физкультура ......................................................................................................41

5.10. Ненецкий язык и чтениме ……………………………………………………….44

6. Программа духовно-нравственно развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования .......................................................... 46

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.58

8. Программа коррекционной работы.........................................................................63

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования............72

Приложение.................................................................................................................83

1. Двусторонний договор .......................................................................................83

2.Планируемые результаты ..................................................................................87

3. Программа формирования УУД........................................................................123

4. Программы учебных предметов ......................................................................135

5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания............................225

6. Программа формирования культуры и ЗОЖ ..................................................259

Образовательная программа начального общего образования

ТМОУ «Усть-Портовская СОШ-И»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, на основании примерной основной образовательной программы, программы развития ТМОУ «Усть-Портовская СОШ-И», определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ТМОУ «Усть-Портовская СОШ-И» - сельская образовательная школа, базовая. Здание школы – приспособленное помещение, маленькие классные комнаты с площадью 13,5м2 .

Аккредитация №АА 163871 от 07.2009 г, свидетельство регистрации 24 №005403817 01.10.2009, лицензия А №290746 от 17.04.2008 г. по 17.04.2011

Образовательная программа начального общего образования разработана с учётом типа и вида ОУ, запросов семьи, общества и государства, концепции развития школы на 2011-2015 гг., с учетом диагностики сформированности УУД будущих первоклассников. Контингент учащихся на 82 % состоит из детей коренных малочисленных народов Таймыра.

 На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в отдаленном поселке региона. До сельского поселения Караул 90 км, до районного центра г.Дудинка – 120 км. Культурный центр – СДК, где организована работа кружков, проводятся там все общешкольные мероприятия. Функционирует сельская библиотека. В поселке нет спортивных сооружений. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами с/п Караул, г.Дудинки не позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Связь с внешним миром осуществляется (Управление образования, отдел образования с/п Караул, ММЦ) через интернет. Интернет есть только в школе, работает с перебоями.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась администрацией школы с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Проведено родительское собрание с родителями будущих первоклассников.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

ООП НОО ТМОУ «У-ПСОШ-И» учитывает также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ; рефлексия содержания, оснований и способов действий; планирование и умение действовать во внутреннем плане; знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя 1 квалификационной категории Комаровой О.И., прошедшей курсы повышения квалификации в рамках подготовки к ведению ФГОС-2 по темам «Организация образовательного процесса в условиях вариативности УМК начальной школы (Школа России),2010, «Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников», 2011., а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Миссия ТМОУ «У-ПСОШ-И» состоит в  удовлетворении образовательных потребностей    обучающихся в обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям   в социальной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха. Создание условий,  способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем  обновления структуры и содержания образования с учетом новых требований государственного стандарта, модернизации образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Выпускник НШ – это ребёнок:

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • умеющий работать в команде, презентовать себя;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Принципы построения образовательной программы:

  • Гуманизации

  • Демократизации

  • Развития

  • Дифференциации и индивидуализации

  • Целостности образования

  • Непрерывности и системности

  • Психологической комфортности

Разработанная ТМОУ «Усть-Портовской СОШ-И» основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды поселка для приобретения опыта реального управления и действия.

ТМОУ «Усть-Портовская СОШ-И» знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Этапы реализации ООП НОО ТМОУ «У-ПСОШ-И»:

1 этап – подготовительный (2010-2011):

  • Аналитико-диагностическая деятельность;

  • Определение стратегии и тактики деятельности в условиях внедрения ФГОС-2;

  • Разработка ООП НОО, планов реализации по учебным годам;

  • Повышение квалификации учителей начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС -2;

  • Приведение нормативно-правовых документов школы в соответствие с требованиями ФГОС-2;

  • Изучение внедрения в практику опыта передовых школ.

2 этап – практический (2011-2015):

  • Апробация ФГОС-2 в условиях ТМОУ «У-ПСОШ-И», начиная с 1 класса;

  • Разработка методов контроля учителя начальной школы за качеством внедрения ФГОС-2;

  • Разработка КИМов учителями начальной школы, заместителем директора о УВР;

  • Мониторинг сформированности УУД;

  • Портфолио ученика согласно ООП НОО;

  • Организация внеурочной деятельности с учетом современных технологий;

  • Разработка рабочих программ с учетом формирования УУД;

3 этап – обобщающий (2014-2015 ):

  • Обработка и интерпретация данных за 5 лет;

  • Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

  • Определение перспектив и путей дальнейшей работы по введению ФГОС-2.

ООП имеет нормативно-правовую базу:

—   Конвенция о правах ребенка.

—   Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

—   Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 9, 13, 14, 15, 32).

—   Статья 41 Типового положения об образовательном учреждении (от 19.03.2001 г. № 196).

—   Инициатива Президента «Наша новая школа»;

—   Приоритетный национальный проект «Образование»;

—   Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;

—  Концепция модернизации образования Красноярского края на период до 2015 года;

— Постановление Главного санитарного врача РФ «Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений СанПиН»;

– Приказ № 373 Минобрнауки России от 06 октября2009 г. Об утверждении и введении в действие фГОС – 2 начального общего образования;

– Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»

– Квалификационный справочник и требования ФГОС к профессионализму педагогов, 2010г.

– Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

– Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

– О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001)

— Устав ТМОУ «Усть-Портовская СОШ-И»;

– Внутришкольные локальные акты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияОсновнаяобразовательнаяпрограмма ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 1.1. Назначение образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования является основным нормативным ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..