Главная > Основная образовательная программа


«Согласовано»

Председатель Управляющего совета

____________О.Ю. Макеева

«30» августа 2011 г.

Принята на заседании педагогического совета

«30» августа 2011г.

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 39»

___________А.Н.Кузнецова

«31» августа 2011 г.

Основная образовательная программа

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «СОШ № 39»

ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

с. Ашитково

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………….9

Учебный план начального общего образования………………………………16

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………………………….20

Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………….41

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………...192

Программа формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни………………………………………………………………….203

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования………..211

Основная образовательная программа

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «СОШ № 39»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39» разработана педагогическим коллективом МОУ «СОШ № 39» в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примернойпрограммы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Планета знаний», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД)

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ «СОШ № 39».

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ «СОШ № 39» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Всоответствии с требованиями ФГОС  Образовательная программа  МОУ «СОШ № 39» содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  • учебный план на основе БУП;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учётом реализуемых педагогических технологий;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы будет разработана по мере необходимости.

Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования: УМК «Планета знаний».

Целью реализации образовательной программы МОУ «СОШ № 39»является:

  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.

Задачи реализации образовательной программы МОУ «СОШ № 39»:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39» действует в соответствии с Уставом МОУ «СОШ № 39», лицензией на осуществление общеобразовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования серия РО № 007979 от 22.09.2010, свидетельством о государственной аккредитации АА № 152403 от 05 05.2010.

Образовательная среда МОУ «СОШ № 39» представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:



Характеристика контингента учащихся

Участниками образовательного процесса в школе являются обучающиеся, их родители (законные представители) и педагогические работники школы.

Отношения школы с участниками образовательного процесса регулируются в порядке, установленном законодательством РФ, Уставом и локальными актами школы.

В школе работает Управляющий совет, осуществляющий свои полномочия в соответствии с положением об Управляющем совете.

В начальной школе функционирует 8 классов и работают 2 группы продленного дня.

Характеристика образовательных потребностей

 В итоге изучения образовательных потребностей родителей (законных представителей) на текущий учебный год можно констатировать, что они ожидают видеть в своих детях следующее:

 -- Умение ставить перед собой цели;

 -- Владение современными информационными технологиями;

 -- Способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное;

 -- Умение формулировать собственную точку зрения, ее предъевлять и отстаивать;

 -- Коммуникативность;

 -- Умение работать в команде.

    Обучающиеся хотели бы в процессе обучения в школе овладеть следующими умениями и качествами:

 -- Умение находить выход из любой ситуации;

 -- Аналитические умения, позволяющие оценивать ситуацию;

 -- Социальная ответственность;

 -- Умение формулировать цель относительно себя и строить пути достижения цели;

 -- Овладение новыми информационными технологиями, которые осваиваются в процессе обучения;

 -- Получение академических знаний не только в процессе обучения, но и от занятий по интересам, через дополнительное образование.

Режим работы ОУ

Учащиеся занимаются в одну смену. Начало занятий 0830 ч., продолжительность перемен составляет от 10 до 20 минут.

1 – 4 классы занимаются по пятидневной учебной неделе. Общая продолжительность каникул (осенних, зимних, весенних) составляет 30 дней, дополнительные каникулы для учащихся 1 класса в феврале месяце продолжительностью 1 неделя.

Расписание учебных занятий соответствует требованиям СанПиНа и составлено с учетом необходимости чередования в течение дня и недели основных предметов с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры.

Характеристика кадрового состава

В начальной школе работает 8 учителей, 6 из которых имеют первую квалификационную категорию, 2 учителя - вторую квалификационную категорию.5 человек с высшим педагогическим образованием, 3 – со средне-специальным. Стаж работы 7 учителей составляет более 25 лет, 1 человек со стажем работы 15 лет.

Материально-техническая база ОУ

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

    • территории образовательного учреждения;

    • зданию образовательного учреждения;

    • помещениям библиотек;

    • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

    • помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;

    • спортивному залу;

    • помещениям для медицинского персонала;

    • мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;

    • расходным материалам и канцелярским принадлежностям.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

    • создания и использования информации;

    • получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

    • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

    • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных;

    • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

    • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

    • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

    • планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

    • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

    • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

    • организации отдыха и питания.

Краткая характеристика используемых УМК

УМК  «Планета Знаний» построена таким  образом, что  все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию ФГОС и способствуют:

— формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;

— подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе;

— сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;

— реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

— формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

— ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается его целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.

Дидактическая система УМК «Планета знаний» реализует ряд положений работ Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению.

В комплекте всё подчинено:

— формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;

— созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.

Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию мини-исследования,

— технологию организации проектной деятельности,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

В содержание  УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формированиебазовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Так, например, учебники русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости. Литературное чтение содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Учебники курса «Окружающий мир» воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Содержание учебного материала курса «Математика» также способствует обогащению культурных и ассоциативных связей с литературой, живописью, историей, знакомит со знаменательными событиями нашей Родины.

Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края.

Вопросы и задания помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а так же обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

Планируемые результаты

освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

Требования ФГОС

Достижение требований

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?

Знает и с уважением относится к Государственным символам России.

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах…

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда…

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.

Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране,…

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №2» на 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ «СОШ №2» на 2011-2015 годы. Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования (далее ООП НОО) МОУ «СОШ ... старины» (с. 34—39), в разделах ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош № 11 г воскресенска

    Основная образовательная программа
    ... ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ «СОШ №11» содержит следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ... 38, 39-40, ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош№17» разработчики программы

    Основная образовательная программа
    ... .04.2011 г. Директор МОУ «СОШ № 17» Б.Н.Куц ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ «СОШ№17» Разработчики программы: Е.В.Волкова – зам.директора ... писать её по алгоритму. С.5-6 38-39 Письмо строчной и заглавной букв Л, л ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош № 55 содержание

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУСОШ № 55 предусматривает: ·достижение планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ... практика. Занятие 39. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №10 им » г магнитогорска

    Основная образовательная программа
    ... 1.3. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Разработка основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования в МОУ «СОШ №10 ... 10 10 39 Таблица Характеристика основных направлений внеурочной ...

Другие похожие документы..