textarchive.ru

Главная > Документ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 МАОУ «ПОДБЕРЕЗСКАЯ СОШ»


2012г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2

1. Основное содержание образовательной программы начального общего образования 2

1.1. Назначение образовательной программы начального общего образования 2

1.2. Цели образования на ступени начального общего образования 3

2.3. Реализация образовательной программы через УМК 5

2.4. Организация образовательного процесса. 6

2.5. Основные формы организации обучения. Режим обучения и нормативные показатели. 7

2.6. Содержание основной образовательной программы начального общего образования 8

3. Базисный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) 11

3.1. Особенности учебного плана. 12

3.2. Внеучебная работа 17

4. Примерные программы по отдельным учебным предметам. 31

5. Требования к результатам освоения содержания предметных программ 33

6. Формирование универсальных учебных действий 44

6.1. Портрет выпускника начальной школы. 47

7. Основные образовательные результаты 49

7.1. Диагностическое отслеживание реализации ОПНОО 55

8. Нормативно-правовой контекст 56

1. Основное содержание образовательной программы начального общего образования

1.1. Назначение образовательной программы
начального общего образования

2.1.1. Основная образовательная программа начального общего образования является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

2.1.2. Образовательная программа представляет собой компонент системы образования Российской Федерации.

2.1.3. Образовательная программа регламентирует содержание начального общего образования и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, служит для пропедевтики осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере.

1.2. Цели образования на ступени начального
общего образования

Цели образования характеризуются планируемыми результатами начального общего образования и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся 1 ступени.

Содержание целей образования развивает и конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основных образовательных программ к результатам освоения основных образовательных программ, фиксирует те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для 1 ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Целью образования в начальной школе является:

  • обеспечение базы, фундамента всего последующего обучения предусмотренного Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об ОУ в соответствии с Базисным учебным планом РФ.

В процессе реализации цели будут решаться следующие задачи:

  • формирование универсальных учебных действий;

  • формирование основы учебной деятельности ребенка как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать

  • учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • обеспечение познавательной мотивации и интересов учащихся;

  • формирование готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками;

  • формирование основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Программа начального общего образования способствует:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру,

  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.

  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

ОПНОО учитывает:

  • потребности учащихся и их родителей, их интересы и планы;

  • возможности учащихся (уровень готовности к усвоению программы, состояние здоровья)

2.3. Реализация образовательной программы через УМК

МАОУ «Подберезская СОШ» реализует общеобразовательную программу начального общего образования, которая ориентирована на достижение уровня элементарной грамотности в начальных классах, и осуществляет обучение через внедрение образовательных линий:

  • Начального общего образования («Школа 2100);

  • Начального общего образования («Школа России)

  • Начального общего образования (коррекционно-развивающее обучение);

  • а также индивидуальное обучение для учащихся, выведенных с классной формы обучения по состоянию здоровья (частые болезни, отдельные виды хронических заболеваний); дезадаптация к обучению в массовой школе.

Образовательная программа и ее образовательные линии, реализуемые в школе, явились своеобразной моделью пути достижения образовательного стандарта в школе личностно-ориентированного образования. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности. ОПНОО выступает как средство удовлетворения потребностей ученика, родителей, учителя, школы, общества.

2.4. Организация образовательного процесса.

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательной программы первой ступени начального общего образования:

Общеобразовательная программа начального общего образования - срок освоения 4 года:

  • Общеобразовательная программа начального общего образования: коррекционно-развивающее обучение - срок освоения 4 года.

  • Общеобразовательная программа начального общего образования – образовательная линия развивающего обучения:

    • «Школа- 2100» - срок освоения 4 года

    • «Школа России»-срок освоения 4 года

2.5. Основные формы организации обучения. Режим обучения и нормативные показатели.

В МАОУ «Подберезская СОШ» могут быть приняты дети, достигшие 6,5лет к 1 сентября текущего года. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.

Нормативы образовательной нагрузки определены исходя из продолжительности учебной недели – 5 дней. Объем образовательной нагрузки равномерно распределен в течение учебной недели.

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

1

-

20

2-4

-

22

Обучение в начальных классах организовано в первую смену. Учебные занятия начинаются в 8.30 часов.

В начале учебного года для первоклассников организовано постепенное увеличение нагрузки:

  • сентябрь-октябрь по три урока продолжительностью 35 минут каждый,

  • с ноября - четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не превышает 20 часов.

Продолжительность урока в 35 минут сохранена на протяжении всего учебного года.

Продолжительность урока во 2-4 классах составляет 40 минут.

Наполняемость классов - 25 человек. Основной формой организации обучения является классно-урочная система. Кроме классно-урочной формы организации учебного процесса в начальной школе реализуется внеучебная деятельность в различных современных и эффективных формах: экскурсии, индивидуальные консультации, путешествия, игры, практикумы, кружки, проектная деятельность, праздники, интеллектуальные игры, спортивные Дни здоровья и т.д.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая - 1 класс, 30 мая –2-4 классы. Продолжительность учебного года - не менее 34 недель, для 1 классов –33 недели.. Он делится на 4 четверти. Продолжительность каникул устанавливается не менее 30 календарных дней, летом - не менее 12 недель. В 1-х классах дополнительные каникулы в феврале - 1 неделя.

2.6. Содержание основной образовательной программы начального общего образования

Содержание программы позволяет обеспечить:

  • знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания, формирование навыков их читательской деятельно­сти, культуры устной и письменной речи; овладение общением на неродном языке: английский, немецкий язык (на элементарном языковом материале), формирование интереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусства русского народа.

Основные содержательные линии: коммуникативная компетенция, языковая компетенция, читательская компетенция.

  • основу для формирования у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи; развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.

Основные содержательные линии: числа, вычисления, решение арифметических задач, геометрические фигуры, измерение геометрических величин;

  • интеграцию знаний о природе, общества и человека, их взаимодействии и взаимовлиянии, формирование целостного взгляда на мир и место в нем человека

  • формирование представлений о природном и социальном мире, возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитее интереса к природе и обществу, истории и культуре родной страны.

Основные содержательные линии: природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы; человек и его деятельность; общество; родная страна.

  • осознание значения трудовой деятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда. Формирование трудовых умений и навыков необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, труд в природе), воспитание интереса и желания трудиться.

Основные содержательные линии: трудовая деятельность человека; организация и планирование труда.

  • формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью.

Основные содержательные линии: искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство.

  • ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности и физической культуры, овладевание разнообразными двигательными действиями и играми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности.

Основные содержательные линии: двигательные действия, телесные функции организма.

3. Базисный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя)

Пояснительная записка

3.1. Базисный учебный (образовательный) план определяет:

  • максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся-
    1 класс – 20 часов
    2-4 класс – 22 часа

  • общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию:
    1 класс – 30 часов
    2-4 класс – 32 часов

  • состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения в модальности «не менее».

3.2. В разделе «Инвариантная часть» полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта который предусматривает уровень достижения грамотности и создания базы знаний для продолжения обучения в основной школе. выполнение учащимися требований Федерального образовательного стандарта.

3.3. Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д. Наполнение конкретным содержанием данного определяется Концепцией развития ОУ: дополнительные образовательные программы, программы социализации, программы воспитания.

3.4. Вариативная часть учебного плана при 5-дневной учебной неделе отсутствует.

3.1. Особенности учебного плана.

Русский язык- 5 часов/нед.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Литературное чтение- 4часа/нед.

Предмет «Литературное чтение» ориентирован на реализацию следующих целей:

  • формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

  • знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Иностранный язык (английский, немецкий ) -2 час/нед.

При проведении занятий по иностранному языку (2-4 кл.) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек.

Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Математика - 4часа/нед.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Окружающий мир – 2часа/нед.

Цель изучения предмета «Окружающий мир» – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практико- ориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.

Особое место необходимо уделить формированию младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях.

Технология - 1 час/нед.

практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;

  • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества – создает предпосылки для более успешной социализации личности;

  • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

  • введение информационных технологий модульно в предмет. Подготовка школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся.

Предметы эстетического цикла:

Музыка-1 час/нед.

Изобразительное искусство - 1 час/нед.

Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Физическая культура-2 часа/нед.

Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

  • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

  • овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

  • воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

3.2. Внеучебная работа

1-4 класс- 10 часов

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Основные ценности и функции.

Внеучебную деятельность детей нельзя рассматривать как некий придаток, только лишь расширяющий возможности образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Внеучебная деятельность даёт детям воз­можность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития твор­ческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. При организации внеучебной деятельности школа опирается на приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности;

  • ориентацию на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;

  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка;

  • единство обучения, воспитания, развития;

  • практико-деятельностную основу образовательного процесса.

Внеучебная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, утренники, дискотеки, походы, КВН, др.), их участия в самоуправлении (совет старшеклассников – 4 класс) и общественно полезной деятельности в детских общественных объединениях и организациях.

Внеучебная деятельность создаёт условия для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность:

  • вечера встреч с интересными людьми: поэтами, писателями родного края, ветеранами Великой Отечественной войны и труда, др.

  • традиционные школьные праздники и памятные дни: День Знаний, день освобождения Новгорода и Подберезья, митинг в День Победы, 8 Марта, Новый год, День посвящения в ученики, День прощания с Азбукой и др.;

  • экскурсии, походы,

  • посещение музеев города Новгорода, с последующим обсуждением,

  • социально-значимые дела,

  • трудовые акции.

Внеучебная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между учениками и классным руководителем, для создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Внеучебная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и привлечения их к художественной, технической, спортивной и другой деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияОсновнаяобразовательнаяпрограмма ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..