textarchive.ru

Главная > Список учебников


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большеключищенская средняя общеобразовательная школа

имени В.Н. Каштанкина

«Рассмотрено»

на заседании РМО учителей информатики и информационных технологий

и рекомендовано к утверждению:

Протокол № ____

от «___» сентября 200___г.

Руководитель РМО

___________/О.В. Кузьмин/

«Согласовано»

Зам. директора по УР

____/Н.А. Горбунова./

«___» сентября 200__г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №1

______/А.А. Дмитриев /

«___» сентября 200__г.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 5 класса

Составитель: учитель информатики высшей кв. категории

МОУ Большеключищенской СОШ имени В.Н. Каштанкина

2011 - 2012 уч. год

Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 - 7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.

Программа рассчитана на 35 часов. Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных практических работ – 3

  • проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам

  • работ практикума – 15

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  7. текстового процессора Word;

  8. графических редакторов: Paint, Crauola;

  9. пакета презентационной графики PowerPoint;

  10. методических разработок автора программы с сайта lbz@.

а также дополнительная литература:

    1. Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.

    2. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.

    3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Тема

Компетенции

1

Компьютер для начинающих

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

2

Информация вокруг нас

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

3

Информационные технологии

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

4.

Компьютер и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

5.

Человек и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

6.

Элементы алгоритмизации

Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая

7

Объекты и их имена

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

8

Информационное моделирование

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

9

Алгоритмизация

Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

1. Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи и задачи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

2. Содержание курса информатики и ИКТ для V-VII классов (105 часов)

V класс

Общее число часов – 35 ч.

1. Компьютер для начинающих (8 ч).

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер1. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (15 ч).

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше.Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (10 ч).

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

3. Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

V класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 9 класса

    Рабочая программа
    ... . _________/ / «___» сентября 2010г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 9 класса. Составитель: учитель информатики II категории МОУ СОШ ...
  2. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 8 класса

    Список учебников
    ... . _________/ / «___» сентября 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 8 класса. Составитель: учитель информатики II категории МОУ СОШ ...
  3. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 6 класса

    Рабочая программа
    ... Большеключищенская средняя общеобразовательная школа Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 6 класса Составитель: учитель информатики высшей кв. категории Поздеева ...
  4. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 7 класса

    Пояснительная записка
    ... / «___» сентября 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ»для 7 класса Составитель: Поздеева Е.Н. учитель информатики высшей кв. категории МОУ ...
  5. Рабочая программа учебного курса информатика и икт для 11 класса

    Рабочая программа
    ... 2011г. _______________ (С.М. Гуров) РабочаяпрограммаучебногокурсаИНФОРМАТИКА И ИКТдля 11 класса Составитель: учитель информатики МОУ Ильинская СОШ Белокалитвинского ...

Другие похожие документы..