Главная > Программа курса


Модифицированная программа учебногокурса

по обществознанию «Мы и Конституция»

для учащихся 8 класса

Мазур Е.П.

Светикова В.И.

учителя истории и

обществознания

МОУ «СОШ №17»

Пояснительная записка.

В условиях формирования в нашей стране правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок в государстве может быть основан только на праве. Поэтому важнейшими задачами правового образования и воспитания являются формирование у школьников правовой культуры, гражданской ответственности, уважения к правам и свободам человека. Решению этих задач будет способствовать учебный курс «Мы и Конституция», составленный на основе программы Е.В.Трубициной в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Курс является просветительски – воспитательным, так как предполагает максимальную активизацию мышления учащихся, содействие формированию у каждого из них личного отношения к тому, о чем идет речь в той или иной статье закона.

Данный учебный курс рекомендуется для учеников 8 классов г.Губкина и Губкинского района и направлен не только на ознакомление с содержанием Основного Закона нашего государства – Конституции России в интерактивной форме, но и на формирование у подростков осознания себя гражданами своей страны с определенными правами и обязанностями, стремления их соблюдать.

В связи с этим, данный учебный курс призван реализовать следующие цели:

- образовательно-содержательная цель: расширить знания учащихся в области конституционных прав граждан нашего государства на основе интерактивного изучения Конституции России;

- развивающая цель: развивать умения анализировать политическую и правовую информацию, делать выводы, работать с текстом закона, вести диалог и дискуссию;

- воспитательная цель: воспитать социально-активных и законопослушных граждан нашей страны.

Задачи:

- систематизировать знания учащихся в сфере конституционных прав;

- способствовать осознанию того, что Конституции РФ является Основным Законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;

- показать, что ныне действующая Конституция РФ согласуется с международными нормами в области прав человека;

- обучить основам проектно-исследовательской деятельности, умению вести диалог и дискуссию;

- формировать способности к мышлению и деятельности в различных ситуациях, способности к анализу социальных и правовых норм в конкретных условиях их реализации, к анализу своего собственного места и позиции относительно конкретных ситуаций.

Программа курса рассчитана на 35часов (1 час в неделю в течение учебного года), включает теоретический материал, игровые и исследовательские занятия, тестирование.

Занятия учебного курса рекомендуется проводить по классно-урочной системе. Целесообразно изучение материала построить на основе диалога с учащимися, решения проблемных задач, анализа статей первоисточника и последующих нормативно-правовых актов, а также реализации их в настоящее время. В ходе изучения курса предполагается обращение к знаниям, полученным обучаемыми на уроках обществознания, их укрепление, обобщение и систематизация. Немаловажным аспектом эффективности учебно-воспитательного процесса является подбор разнообразных форм учебной деятельности. Например, занятие может проходить в форме игры, турнира смекалистых, урока-практикума, урока с использованием компьютерной техники. Для контроля усвоения программы элективного курса рекомендуется использовать обучающие, творческие самостоятельные работы, дискуссии, «круглые столы», тестирование, презентации и защиту мини-проектов.

Учебно-тематический план курса (35ч.)

№ п/п

Тема

Ко-

ли-

чество

ча-сов

Вид

контроля

1.

Понятие прав человека, прав гражданина и их соотношение.

1

Творческая самостоятельная работа.

2.

Становление и развитие прав человека.

Заполнение таблицы

3.

Право и свобода. Право и власть.

1

Составление схемы

4.

История появления конституции.

1

Анализ документов

5.

Конституции зарубежных стран.

1

Анализ документов

Составление схемы и таблицы.

6.

История появления и развития Конституции в России.

1

Творческая работа в группах

7.

Конституционный строй Российской Федерации.

1

Составление схемы

тест

8.

Защита прав человека – главная обязанность государства.

1

Решение проблемных задач,

творческая работа.

9.

Личные права.

1

Анализ документа, составление схемы

10.

Право на достоинство, свободу и личную неприкосновенность.

1

Решение проблемных задач

11.

Право на благоприятную окружающую среду.

1

Решение проблемных задач

Защита мини-проектов «Мое право на благоприятную окружающую среду».

12.

Свобода совести.

1

Анализ документа, тест

13.

Общественно-политические права.

1

Участие в дискуссии

14.

Право на участие в управлении делами государства.

1

Деловая игра «Выборы»

15.

Свобода мысли и слова.

1

Анализ документа, участие в дискуссии

16.

Право на объединение.

1

Защита мини-проектов «Мы - новое объединение»

17.

Право на свободу передвижения.

1

Решение проблемных задач

18.

Право обращений. Право убежища.

1

Анализ документа, тест

19.

Социальные права.

1

Анализ документа, составление схемы

20.

Право на охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни.

1

Защита мини-проектов «Я и право на образование»

21.

Защита материнства и детства.

1

Защита мини-проектов «Моя программа защиты материнства и детства»

22.

Экономические права.

1

Анализ документа, тест

23.

Право на предпринимательскую (экономическую) деятельность.

1

Анализ документа, участие в дискуссии

24.

Право на труд и отдых.

1

Защита мини-проектов «Право на труд и его реализация»

25.

Деятельность государства по предотвращению безработицы

1

Решение проблемных задач

26.

Обязанности человека и гражданина.

1

Творческая работа «Мои обязанности человека и гражданина и как я их выполняю»

27.

Федеративное устройство Российской Федерации.

1

Анализ документа, составление схемы, тест

28.

Государственные символы. Символы субъекта РФ – Белгородской области.

1

Творческая работа в группах , тест

29.

Президент РФ.

1

деловая игра «Если бы я был президентом России»

30.

Федеральное Собрание РФ.

1

деловая игра «Если бы я был депутатом Госдумы»

31.

Правительство.

1

деловая игра «Если бы я был министром»

32.

Судебная власть в РФ.

1

Анализ документа, составление схемы, тест

33.

Конституционный суд РФ.

1

Анализ документа, тест

34.

Местное самоуправление.

1

деловая игра «Если бы я был мэром»

35.

Проблема прав человека в нашей стране.

1

Работа в группах, решение проблемных задач, тест

Основное содержание курса.

Понятие прав человека. (1ч.) Что делает человека человеком. Человек, природа, общество. Понятие прав человека, прав гражданина и их соотношение. Содержание прав человека. Система прав человека. Проблемы типологии прав человека.

Становление и развитие прав человека. (1ч.) Проблема прав человека в античное время, средние века, новое время. Декларация независимости США 1776г. Французская декларация прав человека и гражданина 1789г. Американский Билль о правах 1791г.

Всеобщая декларация прав человека 1948г. ООН и ее деятельность в области прав человека. Международные документы по правам человека.

Право и свобода. Право и власть. (1ч.) Понятия «право человека» и «свобода человека». Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Обязательность правовых норм для граждан и для власти.

История появления конституции. (1ч.) Что такое конституция. Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции.

Конституции зарубежных стран. (1ч.) Конституция Франции. Конституция Германии. Конституция Италии. Конституция США. Конституционные законы и обычаи Великобритании.

История появления и развития Конституции в России. (1ч.) Первые попытки введения конституции в российской империи. Советские конституции. Конституция России.

Конституционный строй Российской Федерации. (1ч.) Основы конституционного строя. Российская Федерация – федеративное и социальное государство.

Защита прав человека – главная обязанность государства. (1ч.) Права и свободы человека и гражданина. Деятельность государства по защите прав и свобод гражданина. Уполномоченный по правам человека, его роль в защите прав человека.

Личные права. (4ч.) Право на достоинство, свободу и личную неприкосновенность. Право на благоприятную окружающую среду. Свобода совести.

Общественно-политические права.(6ч.) Право на участие в управлении делами государства. Свобода мысли и слова. Право на объединение. Право на свободу передвижения. Право обращений. Право убежища.

Социальные права. (3ч.) Право на охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни. Защита материнства и детства. Социальная помощь. Забота об инвалидах.

Экономические права. (4ч.) Право на предпринимательскую (экономическую) деятельность. Право на собственность. Право на труд и отдых. Право на судебную защиту. Деятельность государства по предотвращению безработицы.

Конституционные обязанности человека и гражданина. (1ч.)

Федеративное устройство Российской Федерации.(1ч.) Российская Федерация- многонациональное государство. Понятие суверенитета. Право народа на свободу в составе федерации. Формы федеративного устройства. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.

Государственные символы.(1ч.) Флаг. Герб. Гимн. Символы субъекта РФ – Белгородской области.

Президент Российской Федерации. (1ч.) Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности, функции Президента. Порядок избрания Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента.

Федеральное Собрание РФ.(1ч.) Парламент – орган представительной власти в РФ. Две палаты Российского парламента: Совет Федерации и Государственная Дума. Их состав и полномочия. Порядок подготовки и принятия законов. Роспуск Государственной Думы. Выборы парламента.

Судебная власть в РФ. (1ч.) Как осуществляется правосудие в Российской Федерации. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ.

Конституционный суд РФ.(1ч.) Порядок образования Конституционного суда. Полномочия Конституционного суда. Деятельность Конституционного суда - контроль за конституционностью законов и решений.

Местное самоуправление. (1ч.) Понятие о местном самоуправлении. Функции, принципы, органы и основы деятельности и предмет ведения местного самоуправления.

Проблема прав человека в нашей стране. (1ч.) Закрепление прав человека в России. Российская декларация прав человека и гражданина 1991г. Законодательство РФ о правах человека. Проблемы и трудности его реализации.

Планируемые результаты обучения:

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

- знать содержание статей Конституции России;

- знать терминологию курса и уметь применять ее на практике;

- выработать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;

- уметь анализировать содержание статей Конституции России, решать проблемные задачи, выполнять исследовательские мини-проекты, владеть приемами их защиты;

- воспитать в себе уважение к праву, к Основному закону – Конституции.

Литература и Интернет-ресурсы

1. Конституция Российской Федерации. Комментарии к Конституции РФ.- М.,1993.

2. Конституция России. Учебное пособие под ред. А.Ж.Малышевой.- М., ЛексЭст,2003.

3. Кодексы и законы Российской Федерации. С – П. Изд-во «Весь»,2007.

4. Основы права. Т.В.Кашанина и др. М.,2005.

5. Право. Таблицы. Схемы. В.А.Варывдин. М.,2003.

6. Материалы интернет – сайтов http://www.edu-all.ru, http:// www.megabook.ru,

http:// .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учителя начальных классов

    Программа
    ... и обществознание. Окружающий мир. Предметная область реализуется с помощью учебного предмета Окружающий ... (модифицированной). Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий дляучащихся первого класса. В первом классе ...
  2. Образовательная программа моу куминская сош

    Основная образовательная программа
    ... Дляучащихся: Жизнь животных. Т. 1-7. - М.; Просвещение, 1989. Жизнь растений. Т. 1-4. - М.; Просвещение, 1978. Программапо музыке 1 класс Рабочая учебнаяпрограммапо ...
  3. Основная образовательная программа (79)

    Основная образовательная программа
    ... / Учебник дляучащихся 1-4 классов 3.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ М.: «Просвещение» 2006 г. Перечень учебного оборудования и наглядных ...
  4. Примерное положение об учебном кабинете начального общего образования 1 Общие положения 1 1

    Документ
    ... программ и включает профильные лаборатории, студии, секции, клубы, учебные группы и т.д. Деятельность учащихся ... Белка и компания» Факультативный курспообществознанию «Я – гражданин России» для 3 – 4 классов. Курс обеспечен следующими пособиями: ...
  5. Раздел первый (2)

    Документ
    ... человека. Примерная программаучебногокурсапообществознанию Предлагаемая примерная программа построена на ... дляучащихся 9–11 классов. В 3­х книгах. М., 2001. Все разделы учебногокурса 18. Клименко В. В., Румынина В. В. Экзамен пообщество­знанию ...

Другие похожие документы..