Главная > Документ


История философии: Запад - Россия - Восток.

кн. 2: философия XV - XIX вв.

уч. для ВУЗов.

под ред. Н.В. Мотрошиловой.

изд. 2.

М., 1998.

560 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ГЛАВА 1

ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV - XV вв. (В. В. Соколов)

1. У истоков гуманизма 3

2. Антропоцентризм 6

3. Флорентийские платоники 9

4. Философия Николая Кузанского11

5. Социально-философские идеи

Никколо Макиавелли 17

6. Христианский гуманизм и

просветительство Эразма Роттердамского 21

Примечания 24

ГЛАВА 2

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МЫСЛЬ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ (В. В. Соколов)

1. Леонардо да Винчи 25

2. Астрономические открытия XV - XVI вв.

Николай Кузанский 28

3. Органистическая и пантеистическая

натурфилософия Ренессанса 31

4. Натурфилософия Джордано Бруно 34

5. Жизнь и идеи Кампанеллы 38

Примечания 42

ГЛАВА 3

ПАРАДОКСЫ РЕФОРМАЦИИ: ОТ НЕЗАВИСИМОЙ ВЕРЫ

К НЕЗАВИСИМОЙ МЫСЛИ (Э. Ю. Соловьев)

1. Знание, вера и воля в теологии ранней Реформации 43

2. Исток и тайна немецкой Реформации 51

3. Мирская аскеза и формирование

нового естественного права 58

4. Культурно-историческое значение

реформационного процесса 65

Примечания 67

ГЛАВА 4

СКЕПТИЦИЗМ XVI - XVII вв. (В. М. Богуславский). 69

Примечания 86

РАЗДЕЛ II

ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ XVII - ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЫ XVIII вв.

ВВЕДЕНИЕ (Н. В. Мотрошилова)

1. Философия XVII - XVIII вв.: специфика,

социокультурный контекст 89

2. В преддверии философии Нового времени

Неосхоластика. Фр. Суарес 93

Немецкая теософия и мистика 96

Примечания 99

ГЛАВА 1

ФРЕНСИС БЭКОН (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения Ф. Бэкона 100

2. Главные идеи философии Ф. Бэкона

Бэконовский замысел ";великого

восстановления наук";. Препятствия на пути

к новой науке 101

Классификация системы наук и роль философии 103

<Новый органон> 104

Учение о призраках 105

Учение о методе и его влияние на

философию XVII в. 107

социально-практические идеи Бэкона 109

Примечания 110

ГЛАВА 2

РЕНЕ ДЕКАРТ (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения Р. Декарта 111

2. Основы учения Декарта в контексте философских

дискуссий XVII в.

Первенство философии в учении Декарта 114

Процедуры, пути и результаты сомнения 115

Декартовское "; Cogito ergo sum"; 117

";Я"; как мыслящая вещь. Сущность человека 118

Дух (чувство и мысль, рассудок, разум,

интеллект). Идеи 120

Основные правила научного метода 123

Единство философии, математики и физики

в учении Декарта 124

Примечания 127

ГЛАВА 3

КАРТЕЗИАНСТВО В XVII в. (В. В. Соколов) 128

1. Окказионализм 130

2. Материалистическая интерпретация картезианства 132

3. Блез Паскаль 133

Человек перед лицом истины и бесконечности.

Его величие и ничтожество 136

Религия как разрешение всех противоречий

человеческого существования 138

Примечания 140

ГЛАВА 4

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения Б. Спинозы 141

2. Основные принципы и идеи философии Спинозы

Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог 142

От субстанции к модусам и атрибутам 145

Проблема человека в философии Спинозы 146

Разум и свобода человека 147

Человеческая сущность и общество 148

Человеческое познание и аффекты 149

Учение об аффектах 150

Примечания 153

ГЛАВА 5

ТОМАС ГОББС (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения Т. Гоббса 154

2. Основные идеи философии Т. Гоббса

Роль, функции и специфика философии 155

Человек, его сущность и общество 160

Государство и ";война всех против всех"; 161

Примечания 163

ГЛАВА 6

ДЖОН ЛОКК (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения Дж. Локка 165

2. Основы философского учения Дж. Локка 168

<Опыт о человеческом разумении>.

Понимание разума 169

<Опыт о человеческом разумении>.

Простые и сложные идеи. Учение о языке 172

3. Человек и его сущность. Государственное правление 175

Права и свободы человека в ";естественном";

и ";гражданском"; состояниях 177

Философия политики 180

О веротерпимости 182

Примечания 184

ГЛАВА 7

ФИЛОСОФИЯ В АНГЛИИ ПОСЛЕ ЛОККА (ШЕФТСБЕРИ,

МАНДЕВИЛЬ, ХАТЧЕСОН) (Н. В. Мотрошилова) 185

Примечания 193

ГЛАВА 8

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и основные

сочинения Г. В. Лейбница 194

2. Философское учение Г. В. Лейбница

Генезис философии Лейбница: отношение к

предшествующей философии. Понятие субстанции 196

Бог и монады. Принцип индивидуации 196

Общие принципы философии Лейбница 198

Идеализм Лейбница 200

Идея ";лучшего из миров"; и ее этические следствия 201

Теория познания Лейбница. <Новые опыты.> 202

Примечания 205

ГЛАВА 9

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (Н. В. Мотрошилова) 206

Примечания 210

ГЛАВА 10

ДЭВИД ЮМ (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения Д. Юма 211

2. Основные идеи философии Д. Юма

Место учения о человеке в философии Юма 212

Учение о познании. Позиция в споре

эмпиризма и рационализма 213

О причинности и привычке 215

Об обществе, справедливости, собственности,

морали, религии 216

Примечания 219

ГЛАВА 11

ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. ПОСЛЕ ЮМА

(Н. В. Мотрошилова) 220

1. Адам Смит как философ-моралист 220

2. Шотландская философия здравого смысла.

Томас Рид 223

Примечания 227

РАЗДЕЛ III

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ГЛАВА 1

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII в.

(Т. Б. Длугач)

Введение: постановка проблемы. Дискуссии о

специфике философского мышления 229

1. Основная проблематика французской

просветительской философии.

Учение о природе 232

Понятие природы, материи, движения в

философской системе Поля Гольбаха 233

Своеобразие материализма Дидро 235

Эволюционные идеи 238

Механицизм как особый способ исследования 241

Смысл фатализма 242

2. Представления о человеке и обществе 244

Теория разумного эгоизма 245

Концепция общественного договора 249

3. Понимание истории 256

4. Способ мышления эпохи 261

5. Теория познания 265

6. Личности и судьбы 269

Заключение 279

Примечания 279

ГЛАВА 2

ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (В. А. Жучков)

1. У истоков просветительской мысли Германии 281

2. Христиан Вольф и его последователи 286

3. Антивольфианство и основные направления

философской мысли периода зрелого Просвещения 291

Литература 300

ГЛАВА 3

ФИЛОСОФИЯ АМЕРИКАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

(Т. Б. Длугач) 301

1. Модели государственного устройства 301

2. Подход к природе 304

3. Представления о процессе познания 308

4. Отношение к религии и нравственности 309

Примечания 312

РАЗДЕЛ IV

ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЫ XIX вв.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ

(Н. В. Мотрошилова). 313

Примечания 325

ГЛАВА 2

ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ГЁТЕ, ШИЛЛЕР, РОМАНТИКИ) (Н. В. Мотрошилова) 326

Примечания 337

ГЛАВА 3

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(Н. В. Мотрошилова)

Немецкая классическая философия: единство и

многообразие 338

ГЛАВА 4

ИММАНУИЛ КАНТ (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения И. Канта.343

2. Докритический период 343

Философия и мироздание 344

3. <Критика чистого разума 352

Понятие априорного и его роль в кантовской

теоретической философии 354

Чувственность и ее всеобщие формы -

пространство и время 357

Учение о рассудке 361

";Чистые"; понятия рассудка - категории 368

Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы371

4. Мир нравственности и категорический императив 376

";Добрая воля"; в конфликте со счастьем 377

Категорический императив и парадоксы человеческой

нравственной свободы380

";Моральный закон во мне"; 382

Категорический императив: индивидуальное и

общечеловеческое383

<Критика способности суждения> 385

Примечания 388

ГЛАВА 5

ИЗ ИСТОРИИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ XVIII - XIX вв.

(ГЕРДЕР, РЕЙНГОЛЬД, МАЙМОН, БАРДИЛИ, ЯКОБИ).

ПОЛЕМИКА ВОКРУГ ФИЛОСОФИИ КАНТА

(Н. В. Мотрошилова) 390

Участие Канта в полемике вокруг его идей 402

Примечания 405

ГЛАВА 6

ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизнь, сочинения и основные идеи Фихте 407

2. Наукоучение Фихте как основание его системы 412

3. Учение Фихте о человеке, обществе, государстве,

праве и нравственности 418

Примечания 423

ГЛАВА 7

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЛЛИНГ (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения Ф. В. Шеллинга 425

2. Натурфилософия Шеллинга и естествознание 427

3. Сущность и специфика трансцендентального

идеализма раннего Шеллинга 431

4. Философия позднего Шеллинга 434

От ";философии свободы"; к ";философии

откровения";. 436

Философия откровения позднего Шеллинга 438

Примечания 441

ГЛАВА 8

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ГЕГЕЛЬ (Н. В. Мотрошилова)

1. Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля

Юность Гегеля. Штутгарт (1770 - 1788) 443

Тюбинген (1788 - 1793). Берн (1793 - 1796). 445

Франкфурт-на-Майне (1797 - 1800) 448

Гегель в Йене (1801 - 1807) 451

<Феноменология духа> Гегеля 456

Нюрнбергский период (1808 - 1816), Гейдельбергский

(1816 - 1818), Берлинский (1818 - 1831) периоды 460

2. Философия права Гегеля 463

3. <Наука логики> и система Гегеля 465

4. Философия духа Гегеля 469

Примечания 470

ГЛАВА 9

ГЕГЕЛЬЯНЦЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ФИЛОСОФИЯ

ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА И КАРЛА МАРКСА (А. Б. Баллаев)

1. Гегельянство: общая характеристика 473

2. Философия Людвига Фейербаха 477

3. Философия Карла Маркса 482

Философская антропология К. Маркса 483

Философия истории К. Маркса 489

Примечания 494

РАЗДЕЛ V

ФИЛОСОФИЯ XVIII - XIX вв. В РОССИИ

ГЛАВА 1

ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ (М. Н. Громов)

Введение 495

1. Сторонники и противники петровской вестернизации 497

Сциентизм и мистицизм 498

2. Жизненная и философская драма Радищева 501

3. Философия в университетах и академиях 504

Примечания 508

ГЛАВА 2

ДВУЛИКИЙ ЯНУС (М. Н. Громов) 510

1. Либералы, радикалы, консерваторы 510

2. Пробуждение национального самосознания

в философии 512

3. Западничество: его история и суть 515

Философские кружки и сообщества 518

Герцен - вождь западников 521

Анархизм и народничество 522

Позитивизм и материализм 523

4. Философская мысль духовно-академического

направления 526

5. Разнообразие философии в контексте культуры 528

Примечания 530

ГЛАВА 3

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ (Н. В. Мотрошилова)

1. Жизненный путь и сочинения В. С. Соловьева 532

2. <Критика отвлеченных начал> и обоснование

";цельного знания"; 537

3. Оправдание добра 539

4. Свободная теургия 542

5. Национальный вопрос в России и русская идея 543

Примечания 545

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные принципы классической философии

Нового времени 546

РАЗДЕЛ I

Философия эпохи Возрождения

Глава 1. ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV-XV вв.

1. У ИСТОКОВ ГУМАНИЗМА

В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в

эпоху, давно именуемую эпохой Возрождения, или Ренессанса

(от (pp. Renaissance), приходится на последние столетия средневе-

кового феодализма, на XV-XVI вв. Однако развитие культуры не-

возможно заключить в какие-то точные хронологические рамки.

То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось

уже в XIV в., а в XV в. достигло расцвета. В XVI в. культура Ре-

нессанса стала, можно сказать, общеевропейским - прежде всего

западноевропейским - явлением.

Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма. ^

Примерно с XIX в. и до наших дней гуманизм - один из наиболее-

распространенных терминов, применяемых для обозначения раз-

личных морально-социальных характеристик человечества. Но са-

мо это слово и главные явления, им обобщаемые, восходят опять

же к этой эпохе (итал. слова ";humanista";, ";umanista"; впервые

зафиксированы в документах конца XV в.). Причем итальянские

гуманисты слово ";humanitas"; (человечность) заимствовали у Цице-

рона (1 в. до н. э.), который в свое время стремился подчеркнуть,

что понятие человечность как важнейший результат культуры, вы-

работанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской

почве.

Ослабление связей гуманистов с церковью, поскольку многие из

них жили на доходы, получаемые от собственной профессиональ-

ной деятельности (как и от знатных и богатых людей, не завися-

щих от церкви), усиливало их неприязнь по отношению к офици-

альной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом.

У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое

отношение ко всей системе этой учености, к ее теоретическим и

философским основам, к авторитарности, вне и без которой она не

могла существовать. Показателем светского, антисакрального

характера гуманистического движения служит такой факт огром-

ной исторической важности, как возникновение различных круж-

ков гуманистов, не имевших никакого отношения к университетам

и совсем не связанных с интересами церкви.

Степень знания античных

литературных, философских и

научных произведений, их схо-

ластическая интерпретация со-

вершенно не могли удовлетво-

рить гуманистов. В частности,

глубокое отвращение им внуша-

ла ";варварская"; латынь, на

которой говорили в церкви и

университетах. В XIV-XV вв.,

после появления книгопечат-

ных изданий они активно иска-

ли и популяризировали произ-

ведения античных писателей,

поэтов, философов. Большая

часть текстов античных авто-

ров, которыми располагает со-

временная наука, была найдена

и введена в научный оборот

именно гуманистами.

Однако сама повседневная

жизнь выявляла значение и то-

го языка, на котором говорило

подавляющее большинство на- Данте и его наставник Б. Латана

рода, т. е. итальянского языка.

И гуманисты сделали очень много для его литературного

становления и развития, ибо многие из них писали не только на

латинском, но и на родном языке. В XIV в. гуманисты еще почти

не знали греческого языка, который многие понимали в Сицилии и

на юге Италии, где влияние Византии оставалось значительным. В

целом же воздействие древнегреческой литературы и философии,

преломленное сквозь творчество некоторых византийских мыслите-

лей, составило, наряду с более ранним воздействием арабо-мусуль-

манской культуры, то ";влияние Востока";, которое послужило пер-

востепенным стимулом в развитии ренессансной культуры сначала

в Италии, а затем и во всей Европе.

Главным центром гуманистического движения во всех его аспек-

тах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальян-

ского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей поли-

тически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте

Алигьери (1265-1321). Многие гуманисты видели в его произведе-

ниях источник своих настроений и идей. В наше время историки-

ренессансисты тоже усматривают в произведениях Данте - в его

бессмертной <Божественной комедии>, важнейшем памятнике

итальянского литературного языка, и в философском сочинении

<Пир> (1303-1308), и в его политическом трактате <О монархии>

(1310-1311, на лат. яз.) - первоисток важнейших идей гума-

нистического мировоззрения. <Божественная комедия>, с одной

стороны, представляет собой как бы энциклопедию христианского

мировоззрения средневековья. С другой же стороны, во многих

эпизодах <Комедии> (как и в названных собственно философских

сочинениях) четко ощутим начавшийся кризис этого мировоззре-

ния. Он выражается и в значительной дани, отдаваемой Данте

столь неприемлемому для католической ортодоксии философскому

учению, как латинский аверроизм (Сигер Брабантский наряду с

Фомой Аквинским и Альбертом Больштедтским помещены в

<Раю>), и в той роли, какую играет здесь идея двоякой доли чело-

века, предназначенного не только к блаженству ";вечной";, посмерт-

ной жизни. Другую, не меньшую ценность представляет собой его

реальная, земная жизнь. Полная независимость монарха от верхов-

ного духовного владыки - необходимое условие, обеспечивающее

людям мир и благополучие, без чего невозможна реализация земно-

го назначения человека.

Для направленности формирования ренессансной культуры

показательно, что при изображении посмертного существования

персонажей <Комедии> (особенно в <Аду>) их земные черты резко

преобладают над небесными. В целом ее автору чуждо прославле-

ние аскетических идеалов официального христианства. С большой

художественной силой он изображает нового человека. Очень боль-

шое место в <Комедии> отведено античным поэтам и философам -

начиная с ";учителя"; Данте Вергилия, олицетворявшего земной

разум и руководившего поэтом в его странствиях по аду и чисти-

лищу, и кончая всеми крупнейшими античными философами (в их

числе и ";философ знаменитый Демокрит";, как затем и Авиценна с

Аверроэсом, которые в качестве нехристиан помещены в самый лег-

кий, первый круг ада). Поэма полна античных образов, теснящих

образы христианские и порой причудливо переплетающихся с ни-

ми. Но главное, что делает ее исходным документом гуманистичес-

кой мысли, - это интерес Данте к человеку, ибо ";из всех проявле-

ний божественной мудрости человек - величайшее чудо'1. Причем

этот интерес глубоко социален, ибо судьба ";благородного челове-

ка"; отнюдь не предопределена условностью рождения в том или

ином сословном звании и должна складываться не на основе его

";животной доли";, а на основе неустанного стремления ";к доблести

и знанию"; [<Ад>, XXVI, 119-120].

Если Данте - вдохновитель множества гуманистов, то 'об-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии Запад - Россия - Восток

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.
  2. История философии Запад - Россия - Восток (1)

    Книга
    Понимание философствования у Ясперса 0 Ясперс об истории и ";осевом времени"; Философия Мартина Хайдеггера 8 Жизнь и сочинения 8 Основные идеи философии М.
  3. История философии Запад - Россия - Восток (3)

    Книга
    Понимание философствования у Ясперса 0 Ясперс об истории и ";осевом времени"; Философия Мартина Хайдеггера 8 Жизнь и сочинения 8 Основные идеи философии М.
  4. История философии запад-россия-восток

    Конспект
    В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху, давно именуемую эпохой Возрождения, или Ренессанса (от (pp. Renaissance), приходится на последние столетия средневекового феодализма, на XV-XVI вв.
  5. Философия в россии парадигмы проблемы решения

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  6. История философии (2)

    Документ
    Данное учебное пособие нацелено на организацию самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей по курсу истории философии. Важной особенностью пособия является изучение истории философии через самостоятельное обращение

Другие похожие документы..