Программа базового курса
«Информатика и ИКТ»
для основной школы (8-9 классы)
И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В.
Русаков, Л.В. Шестакова
Пояснительная записка
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса1, учебника для 9 класса 2 и задачника-практикума3. Учебники построены по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и уровню сложности.
Учебное пособие 4является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматривается в пособии для учителя5. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Для каждого раздела указано общее количество учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
Содержание программы.
№ | Разделы, темы. | Кол. час. | Форма деятельности учащихся | Формы и виды контроля | Сроки | Корректи-ровка |
8 класс | ||||||
1 | Внедрение. Техника безопасности. | 1 | Лекция. | Создание теста по теме Техника безопасности. | 1.09- 12.09 | |
2 | Человек и информация. | 5 | Лекция, самостоятельная работа. | Тренировочный тест №1 Контрольный тест №1 | 13.09- 10.10 | |
3 | Первое знакомство с компьютером. | 9 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №2 Контрольный тест №2 Контрольная работа №2 | 11.10- 19.12 | |
4 | Текстовая информация и компьютер | 7 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №3 Контрольный тест №3 Контрольная работа №3 | 10.01- 6.03 | |
5 | Графическая информация и компьютер | 6 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №4 Контрольный тест №4 Контрольная работа №4 | 7.03- 17.04 | |
6 | Технология мультимедиа | 6 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №5 Контрольный тест №5 Контрольная работа №5 | 18.04- 29.05 | |
Итог: | 34 |
9 класс | ||||||
1 | Введение. Техника безопасности. | 1 | Лекция. | Создание теста по теме Техника безопасности. | 1.09- 12.09 | |
2 | Компьютерные сети | 8 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №1 Контрольный тест №1 Контрольная работа №1 | 13.09- 10.10 | |
3 | Информационное моделирование. | 6 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №2 Контрольный тест №2 Контрольная работа №2 | 11.10- 31.10 | |
4 | Информационные структуры и базы данных. | 8 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №3 Контрольный тест №3 Контрольная работа №3 | 1.11- 28.11 | |
5 | Табличные расчёты на компьютере. | 12 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №4 Контрольный тест №4 Контрольная работа №4 | 29.11- 31.12 | |
6 | Управление и алгоритмы | 8 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №5 Контрольный тест №5 Контрольная работа №5 | 17.01- 13.02 | |
7 | Программное управление компьютером | 16 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №6 Контрольный тест №6 Контрольная работа №6 | 14.02- 17.04 | |
8 | Информационные технологии и общество | 8 | Лекция, просмотр презентации, лабораторная работа. | Тренировочный тест №7 Контрольный тест №7 Контрольная работа №7 | 18.04- 29.05 | |
Итог: | 68 |
Тематическое планирование
8 класс
Общее число часов – 31. Резерв учебного времени – 4 часа.
Введение в предмет (1 час)
Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация (4 часа (3+1))
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажерами; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны
Знать:
Связь между информацией и знаниями человека;
Что такое информационные процессы;
Какие существуют носители информации;
Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Уметь:
Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.
Первое знакомство с компьютером (6: часов (3+3))
Начальные сведения об архитектуре ЭВМ.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны
Знать:
Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
Типы и свойства устройств внешней памяти;
Типы и назначение устройств ввода-вывода;
Сущность программного управления работой компьютера;
Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
Назначение программного обеспечения и его состав.
Уметь:
Включать и выключать компьютер;
Пользоваться клавиатурой;
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
Инициализировать выполнение программ из программных файлов;
Просматривать на экране директорию диска;
Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
Использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6))
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Уметь:
Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер (5 ч (2+3))
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
Какие существуют области применения компьютерной графики;
Назначение графических редакторов;
Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
Уметь:
Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа (6 ч (2+4))
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.
Учащиеся должны
Знать:
Что такое мультимедиа;
Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
Уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
9 класс
Общее число часов – 63, резерв учебного времени – 7 часов.
Передача информации в компьютерных сетях (10часов (4+6))
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны
Знать:
Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;
Уметь:
Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
.осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы;
Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
Работать с одной из программ-архиваторов.
Информационной моделирование (5 часов (4+1))
Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны
Знать:
Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;
Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Уметь:
Приводить примеры натуральных и информационных моделей;
Ориентироваться в таблично-организованной информации;
Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов (6+6))
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой Д; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомства с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).
Учащиеся должны
Знать:
Что такое БД, СУБД, информационная система;
Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
Что такое логическая величина, логическое выражение;
Что такое логическая операция, как они выполняются;
Уметь:
Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
Организовывать поиск информации в БД;
Редактировать содержимое полей БД;
Сортировать записи в БД по ключу;
Добавлять и удалять записи в Д;
Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления в компьютере (10 часов (5+5))
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
Учащиеся должны
Знать:
Что такое электронная таблица и табличный процессор;
Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
Графические возможности табличного процессора;
Уметь:
Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы (10 часов (4+6))
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны
Знать:
Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
В чём состоят основные свойства алгоритма;
Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
Уметь:
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера (12 ч (5+7))
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны
Знать:
Основные виды и типы величин;
Назначение языков программирования;
Что такое трансляция;
Назначение систем программирования;
Правила оформления программы в «Паскаль»;
Правила представления данных и операторов на Паскале;
Последовательность выполнения программы в системе программирования.
Уметь:
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество (4 ч (4+0))
Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны
Знать:
Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
Историю способов записи чисел (систем счисления);
Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
В чём состоит проблема безопасности информации;
Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;
Уметь:
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
1 Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2 Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
3 Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
4 Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
5 Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005