textarchive.ru

Главная > Программа курса


Программа курса

«Вариативность грамматики новогреческого языка»

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление о проблемах нормы и вариативности грамматики новогреческого языка.

2. Задача курса – ознакомить студентов с основными вехами решения «языкового вопроса» и связанными с этим проблемами новогреческой грамматики.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит ознакомительный характер. Он предназначен для студентов неоэллинистов и призван дать им основополагающее представление об основных проблемах нормы и вариативности грамматики новогреческого языка.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: слушатели должны иметь отчетливое представление о связи истории «языкового вопроса», нормы и вариативности грамматики новогреческого языка.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса:

1. Языковая норма.

2. История вариативности грамматической нормы.

3. Кафаревуса и димотики: проблемы вариативности грамматики новогреческого языка.

2. Краткое содержание тем

2.1. Языковая норма.

2.1.1. Понятия языковой нормы и языкового узуса в их взаимосвязи.

2.1.2. Литературный язык и письменная норма.

2.1.3. Новейшие теории развития и изменения языковой нормы. Возможность построения типологии языковой нормы.

2.2. История вариативности грамматической нормы.

2.2.1. Аттикистическая норма, условия ее формирования, ее воздействие на развитие языка, характеристика грамматических особенностей важнейших памятников. Грамматические и лексические особенности аттикистического стиля. Его соотношение с эллинистическим койне.

2.2.2. Борьба традиционализма и влияния народного языка в византийскую эпоху. Роль школьного образования в поддержании определенной языковой нормы. Особенности архаизмов и инноваций в отдельных грамматических категориях. Отражение колебаний грамматической нормы в памятниках письменности византийской эпохи.

2.2.3. Вариативность грамматической нормы ранненовогреческого языка в эпоху после падения Константинополя. Роль патриархата в сохранении архаизирующего направления. Грамматическая норма в произведениях фанариотов, их просветительская деятельность. Грамматическая норма и литературные языки на островах Эгейского моря. Характеристика основных грамматических и лексических особенностей родосской, критской, кипрской и ионийской литературных норм.

2.2.4. Анализ развития грамматической нормы на примере исчезновения двух грамматических форм: инфинитив и датив. Сценарий и причина их исчезновения, их место в эволюции грамматической нормы греческого языка.

2.3. Кафаревуса и димотики: проблемы вариативности грамматики новогреческого языка.

2.3.1. Эпоха конфликта кафаревусы и димотики. История их формирования, вклад отдельных представителей культуры в их развитие.

2.3.2. Сопоставление парадигматических и синтагматических особеннсстей кафаревусы и димотики. Степень их подверженности внешнему влиянию. Реальность их функционирования и употребления.

2.3.3. Промежуточные и дополнительные стили речи, их влияние на грамматическую норму. Языковой континуум.

2.3.4. Трансформация грамматической нормы после падения хунты.

2.3.5. Грамматическая норма сегодня: традиции и воздействие форм устно-разговорной речи. Проблема формирования общенациональной нормы. Роль средств массовой информации. Орфография. Социолингвистический и прагматический аспекты проблемы.

4. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

  1. Понятие языковой нормы: возможность построения типологии языковой нормы.

  2. Основные характеристики аттикистической нормы.

  3. Проблемы языковой нормы в византийскую эпоху.

  4. Вариативность грамматической нормы ранненовогреческого языка.

  5. Сценарий и причины исчезновения датива и инфинитива.

  6. Языковая норма в эпоху конфликта кафаревусфы и димотики.

  7. Реальность функционирования кафаревусы и димотики.

  8. Промежуточные и дополнительные стили речи: их влияние на грамматическую норму.

  9. Трансформация грамматической нормы после падения хунты.

  10. Грамматическая норма и проблемы вариативности грамматики новогреческого языка сегодня.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

В том числе

Самостоя-тельная

работа

Лекции

Семинары

1.

Языковая норма.

12

6

0

6

2.

История вариативности грамматической нормы.

16

8

0

8

3.

Кафаревуса и димотики: проблемы вариативности грамматики новогреческого языка.

20

10

0

10

ИТОГО:

48

24

0

24

IV. Форма итогового контроля: - зачет.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература

  1. Елоева Ф.А. Введение в новогреческую филологию. СПб.,1992

  2. Ка­ж­дан А. П. Кни­га и пи­са­тель в Ви­зан­тии. М.: Нау­ка, 1973.

  3. Шес­та­ков С. Язык Еро­ток­ри­то­са со сто­ро­ны его лек­си­че­ско­го со­ста­ва

  4. Bachtin N. Introduction to the Study of Modern Greek. Cambridge, 1935.

5. Holton, D, Mackridge,P., Philippaki-Warburton,I. ( 1998) Greek: a comprehensive grammar of the modern language, London, New York

6. Mackridge, P. (1987) The Modern Greek Laanguage, Oxford.

7. Παυλίδου, Θ. Επίπεδα γλωσσικής ανάλυσης. Θεσσαλονίκη, 1995.

8. Psomiades, H. The Greek American Community in Transition, New York,1982.

9. Sifianou Maria. Politeness phenomena in England and Greece, 1992.

10. Τριανταφυλλίδης, Μ. Νεοελληνική γραμματική. Θεσσαλονίκη, 1992.

11. Τζάρτζανος, Α. Νεοελληνική σύνταξις (της κοινής δημοτικής). Θεσσαλονίκη, 1992.

12. Van Dyck, K. Kassandra and the censors (Greek poetry since 1967). Cornell University Press, 1998

Автор программы: Ф. А. Елоева, доктор филологических наук, профессор.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Преподавание иностранных языков и культур история и современность (сборник научных трудов) Пятигорск 2003

    Документ
    ... млн. новогреческий ДАНИЯ 5.2 ... целей, содержания, методов, средств и организационных ... английским языком, в британском и американском. Вариативность произношения ... Методическая типология грамматики. //ИЯШ. – 1990. Смирницкий А.И. История английского языка ...
  2. Языкознание Учебно-методический комплекс дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    ... и грамматики любого иностранного языка. Организационно-нормативная ... языка. Кроме этого допуском к экзамену является тестирование, включающее все разделыкурса «Языкознание». Учебно-методическая ... альфа и бета, новогреческого — вита) ... ли вариативность без ...
  3. Языкознание Учебно-методический комплекс дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    ... и грамматики любого иностранного языка. Организационно-нормативная ... языка. Кроме этого допуском к экзамену является тестирование, включающее все разделыкурса «Языкознание». Учебно-методическая ... альфа и бета, новогреческого — вита) ... ли вариативность без ...
  4. Языковое бытие

    Автореферат диссертации
    ... напряженной организационной и методической работой ... французского и новогреческогоязыков) А.Ю. Шелковников. ... Курс лекций. — Л., 1989. Караулов Ю.Н. Активная грамматика ... вариативность — разнообразие форм репрезентации знаний [4, с. 53]. В целях ... раздел ...
  5. Информационный бюллетень № 9

    Информационный бюллетень
    ... законченная дидактическая единица – совокупность содержательных, организационных, методических и технологических компонентов, в том ... Немецкий язык изучают, начиная с шестого семестра в рамках факультативного курса. Цельюкурса является подготовка ...

Другие похожие документы..