textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная образовательная программа разработана педагогическим коллективом МОУ- Тропаревская средняя общеобразовательная школа в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.

Цели и задачи реализации Образовательной программы

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучающего, то – обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли своё отражение и в целевой установке УМК «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа-2100» - обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены:

  • личностные результаты - знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

  • метопредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные;

  • предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система знаний и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

В УМК «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100» в соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

  • формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

  • развитие основ экологической культуры младших школьников через восприятие объектов и явлений природы, воспитания потребности общения с природой, привития навыков целесообразного поведения в природе, норм личной гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

УМК «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100», направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учётом:

- разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи,

восьми лет);

- разного уровня дошкольной подготовки;

- топографической принадлежности детей;

- разного уровня владения русским языком;

- особенностей мировосприятия;

- наполняемости классов;

- разноуровневые и другие факторы.

Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100»:

Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития, который предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка. Создание условий, которые предоставят «шанс» каждому ребёнку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах урочной и внеурочной деятельности.

Принцип целостности образа мира , который связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных универсальных учебных действий, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция учебных предметов позволит объединить «усилия» по формированию представлений о целостности мира , по формированию универсальных УУД.

Принцип практической направленности, который предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь словари, энциклопедии и другие источники информации); умений работать в сотрудничестве ( в малой и большой учебной группе) в разном качестве ( ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников, который поддерживает всех учащихся с использованиемразноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий;

Принцип прочности и наглядности, который реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего(постижение закономерности) , а затем от общего(от постигнутой закономерности) к частному ( к способу решения конкретной учебной или практической задачи).

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, создание условий для активного участия в различных оздоровительных мероприятиях.

Разработанная основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

По наполняемости начальные классы соответствуют требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г.№ 189) и Типового положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ). В ОУ работает группа продлённого дня для обучающихся начальных классов.

Обучение в ОУ организовано в 1 смену (начало первого урока в 8-30 часов.). Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели.

Продолжительность урока:

  • в 1 классе — 35 минут;

  • во 2–4 классах — 45 минут.

Количество уроков в день:

  • в 1 классе: сентябрь-октябрь 3 урока, далее 4 урока.

  • Во 2-4 классах: 4-5 уроков

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе — 33 учебные недели; дополнительные каникулы для 1 -х классов в середине 3 четверти.

  • во 2–4 классах — 34 учебные недели.

Во второй половине дня начинает работу блок дополнительного образования. Организовано двухразовое питание, питание осуществляется за счет средств муниципального бюджета и родителей .

Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе.

Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам четвертей по пятибалльной системе оценок.

Кадровый состав:

  • количество:

учителя начальных классов – 4 чел.,

  • образование:

высшее – 4 чел.,

  • квалификационная категория:

высшая категория – 2 чел.,

первая категория – нет;

вторая категория – 2 чел.;

  • стаж педагогической работы:

10 -20 лет – 1 чел.,

более 20 лет – 3 чел.

Общеобразовательное учреждение активно взаимодействует:

  • с учреждениями основного и дополнительного образования: ОУ города и района, Домом Детского Творчества, детской спортивно- юношеской школой,

  • с учреждениями культуры: детской городской библиотекой, сельской библиотекой, РКДЦ , КДЦ с.Тропарево, музеями района,

  • с учреждениями здравоохранения, ОВД, ГИБДД, пожарной частью,

Традиции ОУ: день знаний, дни здоровья, праздник осени, день учителя, день матери, день открытых дверей, новый год, день победы, прощание с начальной школой, походы, экскурсии и поездки, летний оздоровительный лагерь.

Таким образом, в школе созданы условия для достижения обучающимися как базового образования, так и возможность развиваться в соответствии с наклонностями и способностями, работать над совершенствованием здоровья, над адаптацией их к социально-экономическим условиям.

В соответствии с требованиями ФГОС-2 с 2011-2012 учебного года и далее в объёме 10 часов в неделю организуется внеурочная деятельностьпо разным направлениям развития личности.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное.

  2. Научно – познавательное.

  3. Художественно – эстетическое.

  4. Патриотическое.

  5. Проектная деятельность.

Воспитательная система школы – это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.

Целевой установкой воспитательной работы школы является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью была разработана программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  • Пояснительную записку;

  • Планируемые результаты

  • Учебный план образовательного учреждения;

  • Программу формирования универсальных учебных действий

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • Программу коррекционной работы; систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  • Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Планируемые результаты (цели) освоения обучающимися

Основной образовательной программы

начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования учитывает характерные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

 психологические новообразования: словесно-логическое мышление,

произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь,

анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

 развитие целенаправленной и мотивированной активности, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;

 существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,

индивидуальные различия познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики, связанные с возрастными,

психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей.

Учитывая характерные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) в Основной образовательной программе начального общего образования запланированы следующие результаты:

 Личностные результаты:

a) готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

б) сформированность мотивации к учению и познанию;

в) ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,

личностные качества;

г) сформированность основ российской, гражданской идентичности.

 Метапредметные результаты:

a) освоенные универсальные учебные действия (познавательные,

регулятивные и коммуникативные).

 Предметные результаты:

a) освоенный опыт деятельности по получению нового знания, его

преобразованию и применению;

б) система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе

современной научной картины мира.

Внедрение Основной образовательной программы начального общего

образования предусматривает достижение следующих целей:

 достижение планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

 организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-

технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

 использование в образовательном процессе современных образовательных

технологий деятельностного типа;

 возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при

поддержке тьюторов и других педагогических работников;

 включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Портрет выпускника.

В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий - внутренняя

позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и

познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,

способность к моральной децентрации. Содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий - владение

учебными действиями, направленными на организацию работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Учитель вводит обучающихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету,

закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска). Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий – приобретение умения учитывать позицию собеседника организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

 внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной

деятельности;

 основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

 ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

 развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

 установка на здоровый образ жизни;

 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной

деятельности;

 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

 формирование и развитие творческого потенциала личности обучающегося, ориентация на личностно ориентированное, индивидуальное эффективное обучение обучающихся и рост профессионального мастерства учителя через модернизированную модель методической службы;

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 различать способ и результат действия;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной,

громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 целостно воспринимать картины окружающего мира через новые технологии и модели обучения, авторские программы, элективные курсы.

2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

 строить сообщения в устной и письменной форме;

 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 осуществлять синтез как составление целого из частей;

 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 устанавливать аналогии;

 владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа средней общеобразовательной школы №327

    Основная образовательная программа
    ... образовательныепрограммы. Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном учреждении образовательныхпрограмм ... предпочтений; Диагностическое отслеживание реализацииобразовательныхпрограмм; Диагностику личностно- ...
  2. Внедряющих инновационные образовательные программы в 2008 году

    Программа
    ... – участника конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательныепрограммы в 2008 году № ... реализациипрограммы развития» 1 Наличие обозначенных целей и задач, мероприятий по их достижению + + + + Программа ...
  3. ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (6)

    Документ
    ... решению стандартных задач в различных сферах деятельности. В ходе реализацииОбразовательнойпрограммы и Программы развития (2010 ... методических объединений соответствует целям и задачам, определенным Образовательнойпрограммой школы. Методическая ...
  4. О бразовательная программа на 2011 – 2012 учебный год с клименково 2011

    архив
    ... обучающихся; В целях обеспечения реализации основной образовательнойпрограммы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса ...
  5. Образовательные ресурсы сети интернет содержание

    Литература
    ... реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Федеральная целевая программа ... Образовательнаяпрограмма Intel «Обучение для будущего» Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий» Образовательный ... программы, решать задачи, ...
  6. От моделирования к проектированию

    Книга
    ... служб. Авторами программы выделяются также следующие этапы и механизмы ее реализации, 1. На ... с пространственно-предметным и социальным компонентами образовательной среды. Определив цели и задачиобразовательного процесса, именно через технологический ...

Другие похожие документы..