Главная > Лекция


СОДЕРЖАНИЕ:

Программные продукты, используемые в ФТС России. Функциональные АРМы - как основа информационной технологии ЕАИС. Функциональные АРМы и их взаимодействие. Понятие об автоматизированном рабочем месте. Автоматизированные рабочие места сотрудников таможенных органов: АРМ ТИ, АРМ ТПО, АРМ КТП, АРМ «Автоконтроль», АРМ «Доставка», АРМ «Конфискат», АРМ «Регстат», АРМ СВХ-С, АРМ «Штрафы-Т», АРМ «Кадры», АРМ «Секретарь», СКЗИ «Верба-О» («Верба-0\У») АРМ АБ-О, интегрированная система безопасности (ИБС) «Орион», АРМ «Орион», АРМы участников ВЭД. Особенности и недостатки автоматизированных рабочих мест сотрудников таможенных органов. Развитие автоматизированных систем контроля за доставкой товаров. Развитие автоматизированной системы контроля федеральных таможенных платежей (ИРС «ДОХОД»). Автоматизированные системы таможенного оформления грузов: комплексные средства автоматизации семейства «АИСТ», АИСТ-РТ ХХI. Развитие автоматизированных систем контроля за доставкой товаров.

Организационно-функциональная структура ЕАИС ФТС Рос­сии соответствует действующей организационной структуре таможенных органов, основные компоненты которой обеспечивают автоматизацию существующих органов управления:

автоматизированная система управления (АСУ) ФТС России; АСУ региональным таможенным управлением; АСУ таможней; АСУ таможенным постом.

Перечисленные компоненты автоматизированных систем уп­равления, в свою очередь, структурно подразделяются на подсис­темы, комплексы задач и задачи, что позволяет достичь их поэтап­ного ввода в эксплуатацию, опытного и промышленного внедре­ния каждой подсистемы в отдельности и системы в целом.

Исторически характерной особенностью ЕАИС является на­личие автоматизированных подсистем (АП) «вертикального» и «горизонтального» типа. Так, например, автоматизированная подсистема (АП) формирования внешнеторговой статистики представляет собой типичную сис­тему «вертикального» характера, обеспечивающую сбор и обра­ботку информации по схеме таможня (таможенный пост) - реги­ональное управление - ФТС. Выделяют 5 автоматизированных подсистем ЕАИС «вертикального» характера сбора и обработки информации:

формирования статистики внешней торговли; контроля за доставкой грузов; информационной поддержки борьбы с контрабандой и нару­шениями таможенных правил; кадрового учета; регионального учета технических средств таможенного кон­троля.

Все перечисленные выше АП имеют программные реализа­ции для всех уровней управления ФТС. При этом на каждом уровне в АРМах, входящих в АП, имеются возможности обмена инфор­мацией по вертикали с верхним или нижним уровнями. На этих уровнях имеется возможность ввода и обработки информации, ведения баз данных как по одной таможне, так и по таможням необходимого региона, регионального управления или всей та­моженной системы. Причем на каждой ступени предусмотрены возможности получения различного типа стандартных отчетов и любых произвольных выборок на основе соответствующей базы данных.

Подобного типа «вертикальные» системы достаточно легко ре­ализуются для задач, не имеющих сильных связей на горизонталь­ном уровне, когда автоматизация одного отдела не требует обяза­тельной автоматизации отделов, взаимодействующих с ним, или когда обмен информацией по горизонтальным связям невелик. Обмен информацией между различными уровнями в таких АП осу­ществляется в зависимости от технических возможностей переда­чи данных: либо на магнитных носителях, либо по каналам связи, как общего пользования, так и ведомственной сети связи и переда­чи данных с использованием электронной почты. Виды и объемы выгружаемой и передаваемой информации в зависимости от под­системы значительно отличаются: от полной выгрузки базы дан­ных в АП кадрового учета до выгрузки только определенных по­лей баз данных, а также статистических отчетных форм в подсис­теме информационной поддержки борьбы с контрабандой и нару­шениями таможенных правил.

Безусловно, проделанная работа в области разработки АП «вер­тикального» характера очень важна, но преследуемая при этом цель создания механизма сбора и обработки отчетной и статистической информации является далеко не единственной целью автоматиза­ции. Более того, акцентирование внимания на статистических и отчетных подсистемах породило эффект «неудовлетворенности автоматизацией».

С учетом этого, начиная с 1992 года, при разработке программно­го обеспечения основной акцент стал делаться не на отдельные АРМы, а на создание автоматизированных систем обработки ин­формации (АСОИ) - систем «горизонтального» характера, автома­тизирующих определенный функционально законченный техноло­гический процесс таможенной деятельности. На этом этапе стави­лась задача внутренней интеграции таможенных систем. К числу таких систем можно отнести АСОИ «Пассажир» и АСОИ «Груз». Системы «горизонтального» характера реализуют, как правило,

таможенные технологии определенного уровня: таможенного по­ста, таможни, регионального управления, ФТС (ГТК) РФ.

Структурно АСОИ представляют собой систему активно взаи­модействующих между собой АРМов, функционирующих, как пра­вило, в единой локальной вычислительной сети. В области элект­ронных таможенных технологий несколько особняком стоит ин­тегрированная телекоммуникационная сеть ИВС «Контроль» и АП контроля за доставкой товаров, сочетающая в себе черты систем как «вертикального», так и «горизонтального» характера.

Как уже отмечалось выше, информационный обмен между ком­понентами ЕАИС осуществляется посредством локальных вычис­лительных сетей и глобальных сетей передачи данных. Систему глобальных телекоммуникаций можно показать на примере ее реа­лизации с помощью информационно-вычислительной сети «Конт­роль», которая:

  • обеспечивает автоматизированный обмен информацией меж­ду центральным аппаратом ФТС России, ГНИВЦ и регионально рас­пределенными таможенными учреждениями РФ на основе приме­нения современной технологии и интегрированного использова­ния вычислительной техники и систем передачи информации;

  • повышает оперативность и надежность обмена информацией между таможенными учреждениями РФ в процессе управления таможенным контролем.

Массовое внедрение в сферу управления предприятием авто­матизированных рабочих мест (АРМ) относится к 80-м гг. XX века. Оно определялось появлением соответствующих языков програм­мирования, позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) представляют со­бой комплекс аппаратных и программных средств, размещенных на рабочем месте специалиста и обеспечивающих оперативное удовлетворение его информационных и вычислительных потреб­ностей. В среде АРМ от специалиста не требуются специальные знания по прикладному и системному программированию. От него требуется умение ориентироваться в предметной области изучаемо­го явления. В составе АРМ персональная ЭВМ с ее системным и проблемным (функциональным) программным обеспечением (ПО) составляет профессионально ориентированную малую вычисли­тельную систему (с высокой надежностью и низкой стоимостью), предназначенную для автоматизации работ специалистов опреде­ленной профессии и сосредоточенную на их рабочих местах.

Методическое обеспечение АРМ включает комплекс инструк­ционных материалов, регламентирующих поведение всех типов пользователей в условиях работы АРМ. Можно выделить два типа пользователей АРМ. Первый тип - специалист предметной облас­ти, второй тип - программист, который должен будет сопровож­дать программное обеспечение АРМ. Методическое обеспечение для первого типа пользователей - это инструкционные материалы, которые отражают технологию включения АРМ в работу; обраще­ния к АРМ и выполнение необходимых подготовительных опера­ций; ведение баз данных; обработку и решение задач; поиск и вы­дачу справок; выключение АРМ в конце рабочего дня. Инструкци­онные материалы для второго типа пользователей содержат сведе­ния о порядке установки пакета; о принятии решений в случае пре­рываний работы пакета, в случае сбоя в работе техники; о порядке исправления ошибок в пакете; о порядке сопровождения пакета; о порядке доработки пакета с целью адаптации к изменению вне­шних условий.

Языковые средства АРМ должны ориентироваться на специа­листов трех типов: разработчика пакета, для которого лингвисти­ческим обеспечением будет язык операционной системы и базовый язык разработки пакета; специалиста предметной области, работающего со входным языком пакета, который должен отражать словарную специфику предметной области и специфику техноло­гии обработки в диалоговом языке типа «МЕНЮ», «запрос - от­вет» и в языке подсказок; прикладного программиста, сопровож­дающего пакет, для которого языковым средством будут все три типа языка.

Информационное обеспечение АРМ включает в себя:

классификаторы и справочники; средства перекодирования с естественного языка в язык об­работки данных; макеты входных и выходных документов; структуры базы данных конкретной предметной области; сценарий диалога в виде совокупности меню или информа­ционных сообщений; совокупность текстов помощи.

Если АРМ имеет функцию обучения, то в его состав - включа­ются демонстрационные примеры и инструкции по технологии ее использования.

Технические средства АРМ могут включать ПЭВМ, средства локальных сетей и периферийные устройства.

Программные средства АРМ разделяются на средства общего и специализированного назначения. К программным средствам об­щего назначения относятся: операционные системы, операционные оболочки, СУБД, трансляторы и средства разработки программ. К программным средствам специализированного назначения отно­сятся: методоориентированные пакеты прикладных программ; фун­кционально ориентированные пакеты прикладных программ и про­фессионально ориентированные пакеты прикладных программ.

К методоориентированным относят пакеты, реализующие, на­пример, методы линейного и динамического программирования, ста­тистической обработки информации и другие. К функционально-ориентированным пакетам относятся пакеты обработки бухгалтер­ских, финансовых документов, управления кадрами, маркетинговых исследований, контроля исполнения документов, технической подготовки производства и другие. В состав профессионально-ориентированных пакетов входят табличные процессоры, текстовые редакторы, интегрированные пакеты, пакеты деловой графики.

В состав задач, объединенных в одном АРМе, могут входить задачи, решаемые в разных режимах: пакетном, диалоговом, уда­ленного доступа. В последующих параграфах рассматриваются особенности проектирования технологических процессов решения задач в пакетном и диалоговом режимах.

В настоящее время в таможенной службе России имеются де­сятки разработок автоматизированных рабочих мест, внедренных в практическую деятельность, что значительно увеличило объем и скорость прохождения информационных потоков. Ниже приве­дено краткое описание некоторых из них.

Теперь давайте рассмотрим автоматизированные рабочие места сотрудников таможенных органов. К ним относят: АРМ ТИ, АРМ ТПО, АРМ КТП, АРМ «Автоконтроль», АРМ «Доставка», АРМ «Конфискат», АРМ «Регстат», АРМ СВХ-С, АРМ «Штрафы-Т», АРМ «Кадры», АРМ «Секретарь», СКЗИ «Верба-О» («Верба-0\У»), АРМ АБ-О, интегрированная система безопасности (ИБС) «Орион», АРМ «Орион».

АРМ ТИ- автоматизированное рабочее место таможенного ин­спектора - предназначено для структурных подразделений таможен­ного органа, участвующих в технологической цепочке контроля, визирования и обработки ГТД, ДТС. АРМ ТИ позволяет автомати­зировать операции, связанные с таможенным оформлением ГТД, ДТС как на отдельно работающих ПЭВМ, так и на ПЭВМ, связан­ных в локальную вычислительную сеть (ЛВС). Основу АРМ ТИ составляют базы данных, прикладные программы загрузки и ведения справочных данных, ввода/вывода и контроля показате­лей ГТД, КТС, ДТС, а также программы формирования выходных форм на основе данных из ГТД.

АРМ ТИ предназначен для функционирования в локальной вы­числительной сети таможенного учреждения (на рабочих станци­ях), а также на локальной ПЭВМ.

АРМ ТПО- автоматизированное рабочее место для заполне­ния таможенного приходного ордера - предназначено для исполь­зования в отделах бухгалтерского учета и таможенных платежей в местах проведения таможенного оформления, оборудованных вычислительной техникой, участвующих в технологической цепоч­ке контроля и заполнения таможенного приходного ордера и до­полнительного листа к нему.

Основу АРМ ТПО составляют базы данных, прикладные про­граммы загрузки и ведения справочных данных ввода/вывода и контроля сведений о ТПО, а также программы формирования вы­ходных документов на основе введения данных.

АРМ ТПО предназначен для функционирования как в локаль­ной вычислительной сети таможенного учреждения, так и на ло­кальной ПЭВМ.

АРМ КТП- автоматизированное рабочее место для контроля за таможенными платежами - предназначено для системы контро­ля начисления, уплаты и учета таможенных платежей на уровне таможенного поста, таможни, регионального таможенного управ­ления. Использование данной системы позволяет обеспечить пол­ноту и своевременность сбора средств таможенных платежей, фор­мирование отчетности по начислению, оплате и перечислению в госбюджет средств таможенных платежей.

АРМ «Автоконтроль»- автоматизированное рабочее место для контроля за транспортными средствами - предназначено для авто­матизации процесса сбора информации об оформленных или заре­гистрированных в подразделениях таможен транспортных сред­ствах в целях контроля за транспортными средствами, перемещае­мыми через таможенную границу РФ. АРМ «Автоконтроль» функ­ционирует на уровне таможни оформления.

АРМ «Доставка»- автоматизированное рабочее место для кон­троля за доставкой товаров - предназначено для контроля за ис­полнением предприятиями, организациями и гражданами обяза­тельств по доставке товаров в таможни назначения, оформленных по процедуре внутреннего таможенного транзита.

АРМ «Конфискат»- автоматизированное рабочее место для решения задач, связанных с конфискованным имуществом, - пред­назначено для учета поступления и реализации товаров, обращен­ных в федеральную собственность, с целью обеспечения руководства ФТС России информацией о результатах работы с конфиско­ванным имуществом.

АРМ «Регстат»- автоматизированное рабочее место для ре­шения региональных статистических задач - предназначено для ведения региональной таможенной статистики с целью обеспече­ния местных органов власти и государственного управления ин­формацией о развитии внешнеэкономических связей регионов.

Объектом учета таможенной статистики внешней торговли яв­ляются экспортно-импортные товары, ввозимые на территорию или вывозимые с территории региона (включая бартерные операции) предприятиями и организациями, зарегистрированные на терри­тории данного региона в качестве субъектов предпринимательс­кой деятельности. Источником информации для ведения таможен­ной статистики внешней торговли являются сведения, содержащи­еся в грузовых таможенных декларациях.

Достоверность результатов, получаемых с использованием АРМ «Регстат», определяет качество подготовки исходных данных в АРМ ТИ.

АРМ СВХ-С - автоматизированное рабочее место для решения задач, связанных с хранением грузов, - предназначено для автома­тизации учета товаров и транспортных средств на СВХ. Использу­ется как на СВХ таможенного органа, так и сотрудниками прочих СВХ, учрежденных в соответствии с Положением о временном хранении. АРМ СВХ-С позволяет автоматизировать операции, свя­занные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств на СВХ, как на отдельно работающие ПЭВМ, так и на ПЭВМ, связанную в локальную вычислительную сеть.

Основу АРМ СВХ-С составляют базы данных, прикладные про­граммы загрузки и ведения справочных данных, ввода/вывода, конт­роля и печати сведений из краткой декларации (КД), а также програм­мы формирования выходных документов на основе введенных данных.

АРМ СВХ-С предназначено для функционирования в локаль­ной вычислительной сети таможенного учреждения (на рабочих станциях) и на локальной ПЭВМ.

АРМ «Штрафы-Т»- автоматизированное рабочее место для сотрудников отделов (отделений) исполнения постановлений по де­лам об административных правонарушениях, для формирования базы данных таможни о нарушителях таможенных правил в части взыскания штрафов, стоимости товаров и транспортных средств -предназначен для учета, хранения, обработки данных в отделах ис­полнения постановлений по делам об административных правона­рушениях таможен, формирования статистических форм отчетнос­ти, передачи информации на уровень РТУ, в том числе в АРМ КТП-Р, выгрузки информации в АРМ «Конфискат-Т», приема информации с уровня РТУ по спискам должников.

АРМ «Штрафы-Т» предоставляет возможность получать ста­тистические отчеты о работе по исполнению постановлений, пе­речислению денежных средств, документообороту, а также инфор­мацию о документах, стоящих на контроле.

АРМ «Кадры»- автоматизированное рабочее место для ре­шения задач работы с кадрами - предназначено для ведения, об­работки и хранения информации по личному составу таможен­ных органов России. Оно позволяет также получать (по запро­сам) информацию, содержащуюся на полях кадровой справки в любых сочетаниях, вести статистическую обработку данных кад­рового состава, «экспортировать» и «импортировать» базы дан­ных из одной информационной системы в другую, оперативно обрабатывать и печатать выходную отчетную информацию кад­ровой направленности.

АРМ «Секретарь»предназначен для автоматизации деятель­ности сотрудников канцелярии таможенного учреждения, а также сотрудников отделов, ответственных за делопроизводство.

СКЗИ «Верба-О» («Верба-0\У»)- программное средство крип­тографической защиты информации. Алгоритм шифрования вы­полнен в соотвествии с ГОСТ 28147-89 «Системы обработки ин­формации. Защита криптографическая». Цифровая подпись выпол­нена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 34.10-94 «Информа­ционная технология. Криптографическая защита информации». Система электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма». Функция кэширования выполне­на в соответствии с требованиями ГОСТ Р 34.11-94 «Информаци­онная технология. Криптографическая защита информации. Фун­кция кэширования». Ключевая система шифрования ориентирова­на на обеспечение возможности связи каждого абонента сети друг с другом по принципу открытого распределения ключей. Размер секретного ключа как для системы шифрования, так и для системы ЭЦП составляет 256 бит. Ключи для шифрования и формирования подписи хранятся на ключевых носителях - дискетах 3.5";, носите­лях (таблетках) Touch Memory, смарт-картах.

Формирование справочников открытых ключей для абонентов сети конфиденциальной связи производится администратором бе­зопасности на АРМ АБ-О.

Данный вид СКЗИ может быть использован как в приватной сети конфиденциальной связи (до 10 000 абонентов), так и в гло­бальной конфиденциальной связи.

АРМ АБ-О- автоматизированное рабочее место администра­тора безопасности - обеспечивает формирование ключевых носи­телей и справочников открытых ключей для абонентов сети кон­фиденциальной связи.

Интегрированная система безопасности (ИБС) «Орион»представляет собой объединенные в единый комплекс системы охранно-тревожной сигнализации, охранно-пожарной сигнали­зации, контроля доступа, телевизионного наблюдения и видео­регистрации. Целью такого объединения является повышение безопасности таможенного органа (днем и ночью) как с целью предотвращения хищений, так и для наблюдения за технологи­ческими процессами, местами возможного возникновения ава­рий, пожаров и т.п.

Система сбора и обработки информации (ССОИ) «Орион» осу­ществляет управление всеми входящими в ИСБ подсистемами по­средством компьютеров, объединенных в ЛВС. Такой подход обес­печивает качественно новые свойства: обмен информацией между подсистемами комплекса, позволяет определить реакцию подсистемы на события, произошедшие в других системах. Например, при срабатывании датчиков системы охраны система телевизионного наблюдения включает на монитор изображение с телевизионной камеры, ближайшей к месту нарушения, а система доступа блоки­рует зоны, определенные пользователем помещения.

АРМ «Орион»,входящий в состав ИБС «Орион», позволяет решать следующие оперативные задачи: протоколирование всех событий, происходящих в системе; отображение состояния всех зон, разделов и дверей на планах помещений; идентификация опе­ратора по отпечаткам пальцев с помощью мыши со сканирующей площадкой; централизованный и распределенный контроль дос­тупа; поддержка временных зон, списков сотрудников, уровней доступа и функции запрета повторного прохода; гибкое разгра­ничение полномочий оператора на основе многоуровневой сис­темы паролей; управление исполнительными устройствами по со­бытию, расписанию или по команде оператора; речевое оповеще­ние по тревогам, многоступенчатая обработка тревог; встроен­ная поддержка ШВ-видеокамеры и скрытого видеоконтроля опе­ратора; графическое отображение статистики задымленности с возможностью изменения порогов сработки.

Теперь давайте мы с вами рассмотрим АРМы участников ВЭД. Ориентированные на использование участниками ВЭД АРМы составляют особый и весьма широкий класс программного обес­печения. Представление об их возможностях можно получить из приведенного ниже описания АРМа декларанта «Feanor», разрабо­танного фирмой Торговый дом «Балтекс» (www.baltex.гu), являю­щейся коммерческой структурой, объединившей под своим нача­лом фирмы-разработчики экономического, юридического и тамо­женного программного обеспечения.

АРМ декларанта «Feanor» предназначен для оформления грузовых таможенных деклараций и всех сопутствующих им до­кументов. АРМ обладает встроенной системой инструктивной по­мощи заполнения документов, полной информацией по ТН ВЭД и таможенному законодательству, возможностью использования программы в системе контроля ГТД. АРМ декларанта «Feanor» успешно эксплуатируется на 2000 рабочих мест от Калининграда до Южно-Сахалинска, постоянно обновляется, учитываются постоянно изменяющееся законода­тельство и пожелания пользователей и служащих таможен. АРМ поставлен на учет в СПбРО ГНИВЦ ФТС России в части информаци­онного обслуживания, касающегося изменений таможенного зако­нодательства и структуры интерфейсов АРМа «Доставка-Т» и АРМа таможенного инспектора. АРМ имеет постоянно возоб­новляемые сертификаты о том, что в части структуры формата выходных данных аттестован и совместим с входным форматом данных АРМ-ТИ и «Доставка-Т».

Несмотря на работу АРМов сотрудников таможенных органов они имеют свои особенности и недостатки. Таким образом, таможенные АРМы при сложной многоуров­невой структуре системы таможенных органов России, множествен­ности их функций и задач позволяют:

снизить уровень загрузки персонала рутинными операция­ми, переориентировать работников таможенных органов на углуб­ленный содержательный анализ различных аспектов внешнеэко­номической деятельности, уменьшить трудоемкость составления отчетно-учетной документации с одновременным повышением ее достоверности; повысить эффективность таможенного оформлениям тамо­женного контроля при уменьшении временных затрат на его про­изводство; обеспечить централизованное взимание и контроль начисле­ния таможенных платежей; обеспечить информационную поддер­жку борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; обеспечить совершенствование методов и средств нетариф­ного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот; непрерывно обслуживать участников внешнеэкономической деятельности и повышать контакт клиентов с таможенными орга­нами; оперативно взаимодействовать между таможенными органа­ми, а также между таможенными органами и сторонними органи­зациями; оперативно обеспечивать Северо-Западное таможенное уп­равление, подразделения ФТС России информацией, необходимой для ведения таможенной статистики; совершенствовать систему организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»

    Рабочая программа
    ... 2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств» ... потаможенному оформлению, таможенные брокеры, их роль как посредников между участниками внешнеэкономической деятельности и таможеннымиорганами ...
  2. Лекции по дисциплине «аудит»

    Документ
    ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
  3. Лекции по дисциплине «аудит»

    Лекции
    ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
  4. Наименование дисциплины (2)

    Автореферат диссертации
    ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...
  5. Наименование дисциплины (3)

    Автореферат диссертации
    ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...

Другие похожие документы..