Главная > Лекция


СОДЕРЖАНИЕ:

Принципы разработки ЕАИС. Развитие информационных таможенных технологий в концепции информационно-технической политики и новой редакции таможенного кодекса РФ. Концепция информационно-технической политики ФТС России. Информационно-техническая политика (ИТП) ФТС России.Использование автоматизированных информационных технологий в процессе служебной деятельности таможенных органов.

Принципы разработки автоматизированных систем управления обусловливаются требованиями и возможностями научного управ­ления, а также особенностями конкретных объектов управления и использования современных технических средств. Основные принципы разработки АСУ подразделяются на три вида:

принципы системного характера; принципы организационно-технического характера; принципы экономико-математического характера.

Они подчеркивают информационно-экономическую природу АСУ, в данном случае ЕАИС ФТС России, отличающую ее от раз­нообразных технических и других систем управления - первооче­редность решения при разработке АСУ экономических и информационных проблем, необходимое приспособление общесистемных положений математического аппарата, программных и техничес­ких средств к особенностям и условиям функционирования конк­ретной области - таможенной службы России.

Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и вне­дрения в деятельность таможенных органов информационных тех­нологий. Это положение нашло свое отражение в Целевой програм­ме развития таможенной службы России, в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных си­стем управления определено стратегическим направлением дея­тельности ФТС России. Внедрение в деятельность таможенных органов новых инфор­мационных технологий, в первую очередь, для совершенствования процедур таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля является одной из основных задач, изло­женных в Концепции информационно-технической политики ФТС России. Информационно-техническая политика (ИТП) ФТС России- реализуемая на практике система целей, задач, принци­пов, критериев и выте­кающих из них согла­сованных организаци­онных и технических мер, связанных с разра­боткой, внедрением и применением инфор­мационно-технических средств в деятельности таможенных органов.

Целью ИТП явля­ется достижение каче­ственно нового уров­ня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих эффективное выполнение задач, решаемых ФТС России.

Задачами ИТП являются:

анализ и систематизация нормативно-правовой и методичес­кой базы; создание и внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий и организация их эффектив­ного применения; создание и поддержание рациональной по составу и основ­ным характеристикам системы информационно-технических средств (ИТС); развитие системы технического обслуживания и ремонта ИТС; совершенствование системы информационного взаимодей­ствия таможенных органов с внешними организациями; создание единой системы информационной безопасности та­моженных органов России; обеспечение необходимого уровня подготовки сотрудников таможенных органов и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий.

Масштабность и сложность задач по внедрению новых инфор­мационных технологий требуют уточнения принципов и механизма их реализации на базе системного подхо­да к решению проблем информатизации таможенных органов, уп­равления процессами разработки, оснащения и внедрения автома­тизированных информационных систем. В Концепции информационно-технической политики опреде­лены базовые таможенные технологии, требующие комплексной автоматизации, и показано, что качественно но­вый уровень ав­томатизации де­ятельности ре­гиональных та­моженных орга­нов - таможенно­го поста, тамож­ни, регионально­го таможенного управления - до­стигается, преж­де всего, за счет создания, разви­тия автоматизированной информационной системы (АИС) региона. Основными принципами АИС региона являются: сбор, хранение, обработка, анализ сведений и принятие ре­шений о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ в централизованном информационном ресурсе; консолидированное хранение данных; объектно-ориентированная архитектура системы; централизованное администрирование информационно-вы­числительной сети и баз данных из центра управления; удаленный доступ пользователей системы к ее информаци­онным ресурсам на основе защищенной Web-технологии.

Внедрение данных принципов должно позволить уйти от обя­зательного использования бумажных носителей информации на всех этапах таможенного оформления, уменьшить влияние субъек­тивного фактора на принимаемые решения в процессе таможенного оформления, повысить оперативность и адекватность принима­емых решений, а также достоверность и актуальность статисти­ческой информации.

Реализация новых принципов построения архитектуры АИС ре­гиона предполагает выполнение следующих работ:

разработку архитектуры и программного обеспечения уни­фицированного узла хранения и обработки данных; внедрение узлов хранения и обработки данных по уровням иерархии таможенных органов региона в зависимости от пропуск­ной способности каналов связи Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России; создание комплекса централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных.

По мере развития ВИТС ФТС России будет усиливаться цент­рализация хранения таможенной информации в базах данных, обес­печивая процессы таможенного оформления и контроля.

Одновременно в Концепции определены приоритетные на­правления развития информационных таможенных технологий в области технологий таможенного оформления. К основным из них относятся:

автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного кон­троля с использованием системы управления рисками; автоматизация технологий документального контроля това­ров и ввозящих их на территорию автотранспортных средств; разработка и внедрение системы электронного декларирова­ния товаров и транспортных средств.

Литература:

  1. Автоматизированная деятельность таможенных органов России. Учебно методическое пособие. М.: РИО РТА. 1997.

  2. Азаров Ю. Ф. Основы таможенного дела. Учебное пособие под общей редакцией М.: РИО РТА 2005 г

  3. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности. М. «Книга и бизнес» 2001.

  4. Блинов Н. М., Кухаренко В. Б., Пашинский А. Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2001.

  5. Драганов В. Г. Основы таможенного дела. Учебник. М.: «Экономика» 1998.

  6. Ершов А. Д., Копанцева П. С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе. Общество Знание С. Пб. 2002.

  7. Закон РФ от 20. 10. 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и «баз данных»

  8. Закон РФ от 20. 02. 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

  9. Основы таможенного дела. Учебное пособие в 7 выпусках. Выпуск 7. М.: РИО РТА 1996

  10. Чеботов Ю. А. Организация функционирования вычислительного центра. М.: 1977

  11. Чеботов Ю. А. Об итогах работы ГНИВЦ по автоматизации таможенных органов РФ. Сборник статей, посвящённых 5-летию ГНИВЦ.-М.:1995

  12. Чеботов Ю. А. Единая автоматизированная система (ЕАИС) таможенных органов России.

Лекция № 4. Дисциплина: Автоматизированная деятельность в таможенных органах России.

Тема:4. Требования к обработке информации и требование к ЕАИС ФТС России.

Содержание:

Моделирование информационной технологии деятельности таможенных органов. Характеристика информационных процессов в системе таможенных органов России. Требования к обработке информации. Технология документального контроля.

Для автоматизации деятельности таможенной службы в целом важнейшими исходными параметрами являются характеристики потоков информации, их объемы, временные критерии обработки и передачи информации, география, расположение и организация связи между таможенными объектами, определяющая сложность многоуровневых элементов в общей структуре таможенных органов. Основной объем документооборота и исходной (первичной) информации в таможенных органах России составляют грузовые таможенные декларации (ГТД), с 01 января 2007 года это единый административный документ. Количество ГТД, ежемесячно поступающих в таможни страны, колеблется в больших пределах и составляет от единичных до нескольких тысяч (например, 20000 - 30000 Московская автогрузовая таможня). Превышение максимального ежемесячного количества ГТД над средним ежемесячным количеством составляет в различных таможнях в среднем от 60 до 350%. Специфика работы таможенных учреждений связана с регулярным выполнением периодически повторяющихся задач, решение которых основано на обработке значительных объемов информации. Быстрый и постоянный рост коммерческого оборота вызывает пропорциональный рост информации, которая должна быть своевременно проконтролирована и обработана. По мере развития международной торговли постоянно усложняются таможенные тарифы, в то же время рост оборота и его многоплановость требуют постоянных точных экономических знаний о разнообразных аспектах таможенной деятельности, так как любые, даже незначительные, задержки в процессе обработки таможенной информации неизбежно приводят к увеличению сроков оплаты таможенных сборов и как следствие - значительной задержке денежного оборота, неоправданному завышению общего срока в последовательной цепи передачи товаров, что, несомненно, не может не сказаться на общей оценке и качестве работы таможенной службы страны в целом. В связи с общей значимостью таможенных функций для национальной экономики страны, в частности, в связи с непосредственным влиянием результатов таможенной деятельности на бюджетные ресурсы государства особую важность приобретают вопросы, связанные с поиском путей повышения эффективности обработки таможенной информации на основе использования современных средств вычислительной техники. Эффективность использования средств автоматизации при обработке таможенной информации достигается в результате следующих мероприятий: сокращение срока и повышение качества досмотра транспортных средств и грузов; сокращение сроков оплаты таможенных сборов; сокращение общего срока передачи товаров; уменьшение ущерба в бюджете страны вследствие сокращения нарушений таможенных правил и своевременного выполнения других регулирующих таможенную деятельность законов страны, а также международных правовых норм; улучшение качества работы таможенной службы в целом за счет оперативного, регулярного и своевременного обеспечения всех звеньев таможенной системы необходимой для опе­ративной работы информацией. Сокращение времени и повышение качества таможенного досмотра достигается за счет регулярного и своевременного обеспечения оперативного персонала таможенных служб информацией, необходимой для технологической подготовки досмотра транспортных средств и грузов. Сокращение сроков оплаты таможенных сборов достигается за счет автоматизации основных процедур системы контроля за регулированием оплаты налогов и пошлин, а также автоматизированного контроля за временем прохождения перевода денежных средств со счетов таможен на счета ФТС России и на счета соответствующих банков региональных управлений, а также общего ускорения торгового оборота. Сокращение общего срока передачи товаров значительно уменьшает: потери прибыли вследствие хищений, сроки таможенной очистки скоропортящихся товаров или сроки хранения (складирования) товаров при оформлении документации в таможне; возможность незаконных действий тех декларантов, которые оформляют таможенные декларации заранее с целью скомпенсировать отставание, связанное с неоправданно медленным осуществлением таможенных процедур; возможность распространения умышленного занижения относительно реальной стоимости товаров по тарифным позициям и ставкам налогообложения. Повышение качества работы таможенной службы в условиях автоматизации достигается за счет улучшения регулирования таможенного законодательства и внедрения новых информационных технологий, что позволяет добиться реальных результатов повышения эффективности таможенной деятельности. Для этого необходимо: совершенствование документального оформления существующих таможенных процедур; обучение персонала таможенных учреждений новым перспективным методам работы в условиях использования средств вычислительной техники; улучшение контроля качества оформления и заполнения ГТД; контроль декларирования товаров путем сопровождения и таможенной блокировки выдачи/отправки грузов в случае нарушений; ограничение злоупотреблений при использовании привилегированных таможенных режимов путем усиления контроля за их исполнением в соответствии с требованиями экономических режимов и установленных соглашений (контроля лицензий и квот); точное следование ГТД по указанному маршруту.

Требования к обработке информации. Создание и внедрение системы обработки информации таможенных органов является сложным процессом взаимного проникновения и взаимного обогащения двух развивающихся структур системы управления таможенными органами России, с одной стороны, и информационно-технологической структуры, обеспечивающей реализацию новых информационных технологий деятельности таможенных органов, с другой. Важность данной проблемы заключается в том, что полученный результат информационно-технологическая структура таможенных органов России включает элементы, развитие которых, в свою очередь, подчинено целям и задачам, вытекающим из общих задач формирования и развития эффективной системы государственного таможенного контроля России. Сложность и многоплановость возникающих при этом задач определяют объективные условия проектирования и создания системы обработки таможенной информации, важнейшими из которых являются: этапность проводимых разработок и внедрения, что определяется необходимостью первоочередной реализации таких элементов в информационно-технологической структуре системы, которые позволяют ускорить выход на главные направления и важнейшие задачи ФТС России; соблюдение принципов построения ";открытых систем"; для обеспечения гибкости информационно-технологической структуры, возможности ее модификации и наращивания информационно-вычислительной мощности в соответствии с требованиями к таможенной информации и выделяемыми ресурсами для создания и развития системы. Анализ опыта создания автоматизированных систем обработки данных, как в нашей стране, так и за рубежом позволяет сформулировать технологические требования, которых необходимо придерживаться коллективам разработчиков и пользователей информационных систем. К ним относятся следующие требования: использование новых форм и методов обработки таможенной информации; использование проверенных средств проектирования (метода ";сверху-вниз"; и других при условии опережающего освоения средств разработки); информационная связность областей автоматизации; поэтапное согласование проектных решений; технологичность функционирования системы; равное внимание человеческим и машинным факторам; структурная гибкость; учет аварийных ситуаций; надежность обработки и хранения информации за счет высокой технологичности используемых средств автоматизации и организационного обеспечения, позволяющих сохранять циркулирующую в системе информацию при сбоях и других ситуациях, нарушающих или разрушающих устойчивость функционирования информационной таможенной системы; надежность используемых технических средств; качественное документирование; надежность системных и прикладных программных средств; ведущая роль пользователя в постановке задач; уровень квалификации и организации работы обслуживающего персонала, обеспечивающего обработку информации; дифференциация ответственности пользователя; высокая организация технического обслуживания, использование современных методов и средств диагностики вычислительных средств; организационно-технические меры защиты от несанкционированного доступа и случайных ошибок обслуживающего персонала, а также программные методы защиты информации, которые должны усиливать организационные; согласование технологии обработки информации таможенных органов с регламентом работы тех таможенных служб, которые непосредственно используют соответствующие данные; в производственных помещениях, предназначенных для эксплуатации всех видов вычислительных средств, необходимо обеспечить противопожарные меры безопасности согласно ГОСТ 20397-82. Особое внимание противопожарным мерам безопасности должно быть уделено во время проведения профилактических мер и технического обслуживания; уровни шума и звуковой мощности не должны превышать значений, установленных санитарными нормами и ГОСТ 12.1.003-83; защита используемого комплекса технических средств (КТС) от внешнего воздействия электрических и магнитных полей, а также помех по цепям питания должна быть достаточной для эффективного выполнения КТС своего назначения при функционировании; виды и периодичность (еженедельное, ежемесячное, ежеквартальное) обслуживания технических средств, предназначенных для обработки информации таможенных органов, должны быть регламентированы и отражены в соответствующей эксплуатационной документации; численность обслуживающего персонала должна быть не менее минимально допустимой для реализации режима бесперебойной и надежной эксплуатации технических средств. К системно-техническому обслуживанию вычислительной техники допускается персонал, имеющий удостоверение на право обслуживания; комплект ЗИП должен включать ремонтные комплекты для всех технических средств. Размещение и хранение комплекта ЗИП должно быть предусмотрено в закрытом, обогреваемом помещении в непосредственной близости от места установки технических средств. В целях сокращения затрат и сроков обработки информации о деятельности таможенных органов, повышения степени надежности и эффективности функционирования разрабатываемой единой автоматизированной системы необходимо использовать: типовые проектные решения, отражающие передовой опыт разработки сложных информационных технологий, а также широко используемых современных информационных технологий в таможенном деле других стран; стандартные однотипные комплекты инструментального программного обеспечения; стандартные совместимые технические средства вычислительной техники; государственные, межотраслевые и отраслевые классификаторы, действующие на территории России. Кроме того, необходимо произвести унификацию используемых в деятельности таможенных органов форм документов, терминов и определений, форматов обмена информацией между отдельными таможенными подразделениями и интерфаксов различных технических компонентов ЕАИС. Надежная защита информации таможенных органов от несанкционированного доступа должна предусматривать безопасность доступа и его персонализацию, для чего должны быть обеспечены: запрет доступа посторонним лицам в помещение, где установлены вычислительные средства; идентификация пользователей информации на различных уровнях таможенной системы; разграничение доступа к данным в соответствии с их дифференциацией по элементам, по разрешенным процедурам, по условиям выполнения операций и другим условиям; контроль за использованием защищаемых данных на основе регистрации обращений и попыток несанкционированного доступа; кодирование с целью защиты текстов документов, каталогов; дифференциация запросов на изменение данных, а в наиболее ответственных случаях - их подтверждение или уточнение; предоставление возможности отказаться от уже выполненной операции и др. При обработке информации таможенных органов необходимо предусмотреть ее физическую защиту: регулярные специализированные процедуры по обеспечению достоверности и сохранности информации на всех стадиях технологического процесса ее обработки, архивация и выдача пользователям; организация хранения и порядка использования документов и магнитных носителей; дублирование базы данных (оперативной и архива) и обрабатывающих комплексов программ на магнитных носителях; противопожарные устройства на случай возникновения пожара; использование технических устройств бесперебойного питания; регулярный доступ в помещения обработки и хранения информации.

Для совершенствования порядка действий сотрудников таможенных органов, начиная с пункта пропуска, при доставке товаров, при вре­менном хранении и основном таможенном оформлении является технология документального контроля товаров. Основное содержание технологии документального контроля товаров заключается в формировании электронного таможенно­го паспорта товара (ЭТПТ), который должен быть единственным электронным документом, используемым при таможенном оформ­лении и контроле. В настоящее время программное средство формирования электронного таможенного паспорта товара разработа­но и внедряется в таможенные органы. Электронный таможенный паспорт товара состоит из трех ос­новных частей, в которых хранятся данные о товаре (код товара, вес брутто, фактурная стоимость), взятые из электронного уведомления о доставке товара (ДКД или МДП), электронной копии документа учета товара на СВХ и электронной копии ГТД, а также рассогласо­ваний между этими данными и принятых инспектором решений.

Базовым элементом в алгоритме формирования ЭТПТ являет­ся регистрационный номер накладной, который в совокупности с номером товара составляет идентификационный признак товара. Формирование ЭТПТ проводится автоматически с использовани­ем программного средства инспектором ОТО и ТК на основе дан­ных о товаре из ДКД (МДП), поступившего с границы, документа учета товаров, переданного с СВХ, и ГТД, полученной от декла­ранта.

Внедрение данной информационной технологии в процесс та­моженного оформления и таможенного контроля должно повысить эффективность контроля принятых решений таможенными инспек­торами, а также обеспечить сбор систематизированных данных для разработки критериев при анализе рисков и принятия решений в процессе таможенного оформления и таможенного контроля то­варов, а также дальнейшего контроля после выпуска товаров в со­ответствии с заявленным таможенным режимом.

Литература:

1. Азаров Ю. Ф. Основы таможенного дела. Учебное пособие под общей редакцией М.: РИО РТА 2005 г

2. Афонин П.Н., Глебов В.Е., Талюкин Ю.А. Планирование таможенной деятельности: технологии и решения // Ученые записки Санкт-Петер­бургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2003. № 1 (20). С. 107-111.

3. Афонин П.Н., Фетисов В.А.Введение в проектирование правовых и экономических баз данных: Учеб. пособие. СПб.: СПб. им. В.Б. Боб­кова филиал РТА, 2001. 104 с.

4. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Программа дисциплины «Информацион­ные таможенные технологии». Специальность: 350900. СПб.: РИО СПб. им. Бобкова филиала РТА, 2003. 12 с.

5. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Разработка методики создания программ­ного обеспечения учебного назначения // Материалы VII межд. конф. «Современные технологии обучения ";СТО-2002";». СПб., 24 апреля 2002 г. СПб., 2001. С. 193-194.

6. Белоножкин ЮН. Модель таможни как основа исследования ее дея­тельности // Исследование проблем таможенного дела: Сб. научн. тр. М.: РИО РТА, 2000. С. 126-131.

7. Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления та­моженной деятельностью. СПб.: СПб. филиал РТА, 1996.

8. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение в таможен­ной системе: Монография. СПб.: Знание, 2002. 232 с.

9. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. СПб.: Пи­тер, 2001. 304 с.

10. Коренеев В.В., Гарев А.Ф., Васютин СВ., РайхВ.В. Базы данных. Ин­теллектуальная обработка информации. М.: Нолидж, 2000. 325 с.

11. ЛозбенкоЛ.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. М.: РИО РТА, 2000.

12. Макрусев В.В. Проблемные направления и задачи автоматизации про­цессов управления таможенной службой России // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА, 1997. С. 282-295.

13. Малышенко Ю.В. Информационные технологии в таможенном деле: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. Владивосток: ВФ РТА, 2003. 265 с.

14. Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учеб. СПб.: Спе­циальная литература, 1998. 472 с.

15. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. М.: Финансы и статистика; Электроинформ, 1997. 246 с.

16. Новые подходы к процессу совершенствования таможенных проце­дур и работе с новыми техническими технологиями и информацион­но-техническими системами: Сб. информационных и методических материалов к целевому семинару. М.: РИО РТА, 2003.

17. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, техноло­гии, протоколы. СПб.: Питер, 2001. 672 с.

18. Основы таможенного дела: Учеб. пособие: В VII вып. Вып. VII. Еди­ная автоматизированная система (ЕАИС) таможенных органов Рос­сии / Ю.А. Чеботов, Т.А. Краева. М.: РИО РТА, 1996. 208 с.

19. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 1999.511с.

20. Проектирование экономических информационных систем: Учеб. / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельно-ва. М.: Финансы и статистика, 2001. 512 с.

21. Фетисов В.А. Основы информационных таможенных технологий. СПб.: СПб. им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 1999.

22. Чеботов Ю.А. Автоматизация деятельности таможенных органов Рос­сии. М.: РИО РТА, 1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»

    Рабочая программа
    ... 2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств» ... потаможенному оформлению, таможенные брокеры, их роль как посредников между участниками внешнеэкономической деятельности и таможеннымиорганами ...
  2. Лекции по дисциплине «аудит»

    Документ
    ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
  3. Лекции по дисциплине «аудит»

    Лекции
    ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
  4. Наименование дисциплины (2)

    Автореферат диссертации
    ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...
  5. Наименование дисциплины (3)

    Автореферат диссертации
    ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...

Другие похожие документы..