Главная > Лекция


Управление безопасности (УБ) ФТС России;

  • Главное управление спецтехники и таможенных технологий (ГУСТАТТ);

  • Отдел специальной информации ФТС России;

  • Региональное таможенное управление радиоэлектронной бе­зопасности (РЭБ) объектов таможенной инфраструктуры;

  • Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России;

  • советы (комиссии) по информационной безопасности регио­нальных таможенных управлений и Российской таможенной ака­демии;

  • подразделения информационно-технической службы (отде­ления защиты информации), безопасности, радиоэлектронной бе­зопасности (РЭБ) и специальной информации в таможенных орга­нах РФ;

  • подразделения таможенной охраны.

    Функции, права и полномочия подразделений и коллегиальных органов ФТС, отвечающих за организацию и реализацию обеспече­ния информационной безопасности таможенных органов РФ, определяются положениями об этих подразделениях и органах, а также Положением о разграничении полномочий и ответственности под­разделений ФТС России за обеспечение информационной безопас­ности (организацию комплексной защиты информации).

    Разработка систем обеспечения информационной безопаснос­ти является частью экономической и технической стратегии раз­вития информационно-технической структуры таможенных орга­нов и ведется параллельно с разработкой других систем, обеспечи­вающих функционирование таможенных органов. Основным отправным моментом для формирования системы информационной безопасности является выявление секретной (конфиденциальной) и иной чувствительной информации, обо­снование уровня ее конфиденциальности (чувствительности) и документальное оформление в виде перечня сведений, подле­жащих защите.

    Следующим этапом формирования системы информационной безопасности является организация системы распоряжения, вла­дения и пользования информацией разрешительной системы до­пуска исполнителей (пользователей) к работе с информацией ог­раниченного доступа. Эта система предусматривает:

    • установление полномочий должностных лиц по отнесению информации к государственной, служебной тайне, к иной конфи­денциальной (чувствительной) информации, подлежащей защите;

    • установление полномочий должностных лиц на распоряже­ние информацией, т.е. какие и кому предоставлены права распоря­жаться информационными ресурсами;

    • условия и порядок допуска должностных лиц таможенных органов и внешних пользователей к работе с информацией ограни­ченного доступа;

    • определение объема информации, необходимой и достаточ­ной для эффективного выполнения сотрудниками таможенных ор­ганов своих должностных обязанностей и функций;

    • установление полномочий должностных лиц таможенных ор­ганов и внешних пользователей на использование этой информа­ции, в том числе какие действия с информацией они могут совер­шать.

    При разработке систем защиты информации необходимо ис­пользовать сертифицированные по требованиям безопасности ин­формации средства вычислительной техники и связи, средства за­щиты и контроля защищенности либо образцы таких средств, про­шедшие специальные исследования и получившие предписания на эксплуатацию. Стадия ввода в действие объектов информатизации таможенных органов и их отдельных компонентов завершается аттестацией на соответствие требованиям безопасности информации, осуществля­емой органом по аттестации объектов информатики в соответствии с нормативными документами Гостехкомиссии России.

    Основные задачи контроля обеспечения информационной бе­зопасности таможенных органов РФ: получение объективных оце­нок состояния защиты государственной и служебной тайн в тамо­женных органах, оценка эффективности решения информацион­но-технических вопросов обеспечения информационной безопас­ности, оказание методической помощи по обеспечению режима сек­ретности и организации защиты информации от утечки по техни­ческим каналам и несанкционированного доступа. Контроль состояния информационной безопасности таможен­ных органов РФ осуществляется с целью своевременного выявле­ния и предотвращения утечки информации по техническим кана­лам, несанкционированного доступа к ней, преднамеренных программно-технических воздействий на информацию и оценки эф­фективности ее защиты от иностранных технических разведок. Контроль заключается в проверке выполнения актов законода­тельства РФ по вопросам защиты информации, решений Гостехкомиссии при Президенте РФ, а также в оценке обоснованности и эффективности принятых мер защиты для обеспечения выпол­нения утвержденных требований и норм по защите информации. При этом оценка эффективности мер защиты информации прово­дится с использованием технических и программных средств кон­троля на предмет соответствия установленным требованиям.

    Контроль обеспечения информационной безопасности тамо­женных органов РФ осуществляют:

    • Региональное информационно-техническое таможенное уп­равление и информационно-технические подразделения региональ­ных таможенных управлений - в части решения информационно-технических вопросов обеспечения информационной безопаснос­ти таможенных органов и защиты информации в системах и сред­ствах информатизации и связи:

    • Отдел специальной информации ФТС России и соответству­ющие структурные подразделения региональных таможенных уп­равлений - в части обеспечения режима секретности, шифрован­ной связи и лицензирования таможенных органов на допуск их к работам со сведениями, составляющими государственную тайну;

    • Гостехкомиссия России в пределах ее компетенции.

    Контроль обеспечения информационной безопасности в ре­гиональных таможенных управлениях, а также на предприятиях и в организациях, подведомственных ФТС России, осуществля­ется не реже одного раза в два года. Региональные таможенные управления осуществляют контроль обеспечения информацион­ной безопасности в таможнях не реже одного раза в год.

    Обеспечение информационной безопасности таможенных ор­ганов РФ считается эффективным, если принимаемые меры соот­ветствуют установленным требованиям или нормам. Несоответ­ствие мер установленным требованиям или нормам по защите информации является нарушением. Нарушения по степени важно­сти делятся на три категории:

    • первая - невыполнение требований или норм по защите ин­формации, в результате чего имелась или имеется реальная воз­можность ее утечки по техническим каналам;

    • вторая - невыполнение требований по защите информации, в результате чего создаются предпосылки к ее утечке по техничес­ким каналам;

    • третья - невыполнение других требований по защите инфор­мации.

    Теперь давайте рассмотрим комплекс мероприятий, предусмотренных в области информационной безопасности на период до 2010 года, и проводимый ФТС России. К таким мероприятим следует отнести:

    создание в рамках информационно-технической службы под­разделений защиты информации по всей структуре таможенных органов, основными функциями которых являются сопровождение внедрения и эксплуатации средств защиты информации в таможен­ном органе; организация и проведение контроля эффективности обеспе­чения информационной безопасности таможенных органов РФ; анализ отечественной и зарубежных методологической и нормативно-правовой баз в области обеспечения информаци­онной безопасности, в том числе и таможенных органов разви­тых стран; анализ состояния методологической и нормативно-правовой базы ФТС России в области обеспечения информационной безо­пасности; совершенствование нормативно-правовой и методической базы ФТС России в области обеспечения информационной безопасности; совершенствование методологии и методов оценки эффек­тивности обеспечения информационной безопасности таможенных органов РФ; совершенствование и развитие методологии формирования и функционирования системы обеспечения информационной бе­зопасности таможенных органов; внедрение унифицированных (типовых) технологий обес­печения информационной безопасности на уровне региональных таможенных управлений; завершение специальных работ по защите информации от утечки по техническим каналам и аттестации объектов информа­тизации во всей структуре таможенных органов РФ; завершение оснащения таможенных органов РФ сертифи­цированными средствами для обеспечения конфиденциальности и целостности информации в телекоммуникационных каналах, ка­налах связи и в телефонных линиях связи; завершение внедрения систем защиты информации при ин­формационном взаимодействии с участниками таможенного коми­тета Содружества; техническое обслуживание и контроль всех программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности таможенных органов; выбор сертифицированных ключевых средств, используе­мых для защиты информации в телекоммуникационных каналах, каналах связи и в телефонных линиях связи таможенных органов; дальнейшее развитие Концепции обеспечения информаци­онной безопасности таможенных органов РФ, формирование пер­спективных направлений обеспечения информационной безопасности, информационных таможенных и телекоммуникационных технологий и технологий связи, а также новых программно-аппа­ратных средств их реализации; анализ отечественной и зарубежных методологической и нормативно-правовой баз в области обеспечения информационной безопасности, в том числе и таможенных органов развитых стран; анализ состояния и совершенствование методологической, нормативно-правовой методической базы ФТС в области обеспе­чения информационной безопасности; совершенствование организационно-штатной структуры под­разделений таможенных органов, отвечающих за обеспечение ин­формационной безопасности; совершенствование и развитие методологии формирования и функционирования системы обеспечения информационной бе­зопасности таможенных органов РФ, а также методов оценки ее эффективности; завершение внедрения унифицированных (типовых), техно­логий обеспечения информационной безопасности на уровне та­можен и таможенных постов; завершение аттестации всех автоматизированных инфор­мационных систем таможенных органов РФ на соответствие тре­бованиям по защите информации от несанкционированного до­ступа; техническое обслуживание средств защиты информации и контроль эффективности обеспечения информационной безопас­ности таможенных органов РФ; модернизация и совершенствование систем обеспечения безопасного информационного взаимодействия с международны­ми, зарубежными и отечественными организациями, министерства­ми, ведомствами и правоохранительными органами; анализ отечественных и зарубежных технических и программных средств информатизации с точки зрения их соответствия требованиям по безопасности информации, выбор перспективных
    направлений развития и принятие решений по их дальнейшему использованию; широкое внедрение в практическую деятельность по обес­печению информационной безопасности таможенных органов пос­ледних научных достижений, перспективных средств защиты ин­формации от утечки по техническим каналам и несанкциониро­ванного доступа к ней; анализ криптографической стойкости и внедрение единой системы управления ключами для защиты информации в телеком­муникационных каналах, каналах связи и в телефонных линиях свя­зи таможенных органов.

    Реализация Концепции обеспечения информационной безопас­ности таможенных органов РФ должна осуществляться на основе рассчитанных на период с 2002 по 2010 г. конкретных программ и планов, которые ежегодно уточняются с учетом:

    • федеральных законов в области обеспечения информацион­ной безопасности и защиты информации;

    • постановлений Правительства РФ;

    • решений Межведомственной комиссии по информационной безопасности;

    • организационно-распорядительных и руководящих докумен­тов Гостехкомиссии России и ФАПСИ;

    • реальных объемов ассигнований на обеспечение информаци­онной безопасности таможенных органов РФ;

    • потребностей таможенных органов в средствах обеспечения информационной безопасности.

    Литература:

    1. Азаров Ю. Ф. Основы таможенного дела. Учебное пособие под общей редакцией М.: РИО РТА 2005 г

    2. Афонин П.Н., Глебов В.Е., Талюкин Ю.А. Планирование таможенной деятельности: технологии и решения // Ученые записки Санкт-Петер­бургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2003. № 1 (20). С. 107-111.

    3. Афонин П.Н., Фетисов В.А.Введение в проектирование правовых и экономических баз данных: Учеб. пособие. СПб.: СПб. им. В.Б. Боб­кова филиал РТА, 2001. 104 с.

    4. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Программа дисциплины «Информацион­ные таможенные технологии». Специальность: 350900. СПб.: РИО СПб. им. Бобкова филиала РТА, 2003. 12 с.

    5. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Разработка методики создания программ­ного обеспечения учебного назначения // Материалы VII межд. конф. «Современные технологии обучения ";СТО-2002";». СПб., 24 апреля 2002 г. СПб., 2001. С. 193-194.

    6. Белоножкин ЮН. Модель таможни как основа исследования ее дея­тельности // Исследование проблем таможенного дела: Сб. научн. тр. М.: РИО РТА, 2000. С. 126-131.

    7. Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления та­моженной деятельностью. СПб.: СПб. филиал РТА, 1996.

    8. Чеботов Ю.А. Автоматизация деятельности таможенных органов Рос­сии. М.: РИО РТА, 1998.

    ЛЕКЦИЯ № 15 ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Автоматизированная деятельность в таможенных органах».

    Тема: 15. ВЕДОМСТВЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ ФТС РОССИИ.

    Содержание:

    1. Основные направления и проблемы построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. 2. Общая структура ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. 3. Сеть передачи данных. 4. Управление ВИТС. 5. Задачи и состав центра управления ВИТС. 6. Перспективы использования в таможенных органах возможностей сети Internet.

    Развитие ЕАИС ФТС России невозможно без создания и совер­шенствования транспортной среды ЕАИС - ведомственной интег­рированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России.

    ВИТС представляет собой совокупность технических и про­граммных средств передачи и обработки данных, которая совмест­но с каналами передачи данных позволяет организовать интегри­рованную передачу разнородного мультимедийного трафика, вклю­чая передачу данных, голоса и видеоинформации. ВИТС создается на базе существующей в ФТС России ведомственной сети связи и передачи данных.

    До конца 90-х гг. формирование ведомственных сетей связи и передачи данных велось по различным не коррелированным меж­ду собой программам без должной научно-технической и эконо­мической проработки. В результате проведенной специалистами

    УСТАТТ, ГНИВЦ и региональных таможенных управлений работы была подготовлена и в январе 2001 г. утверждена Концепция пост­роения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. Основной целью Концепции являет­ся формирование технической политики таможенных органов по созданию телекоммуникационной сети, основные направления ее развития на период 2000-2005 гг., формирование научно-техничес­кого, правового, экономического и организационного механизмов ее реализации.

    Концепция во многих аспектах ориентирована на ЕАИС 2-й оче­реди. Вместе с тем заложенные технические решения обеспечива­ют перспективу ее использования на 10-15 лет, возможность раз­вития, модернизации, в том числе с применением новых техноло­гий передачи информации. В ходе реализации Концепции предус­мотрены следующие основные мероприятия:

    • проведение системного проектирования ВИТС;

    • концентрация финансовых средств, выделяемых на центра­лизованную закупку телекоммуникационного оборудования, капи­тальное строительство ВИТС, на реализацию целевых программ, решений коллегий ФТС России, развитие инфраструктуры РТУ, осо­бенно в отношении таможен, характеризующихся высокими пока­зателями оперативности работы и доходности;

    • разработка системы управления и создание центра управле­ния сетью;

    • проведение системного проектирования региональных ВИТС;

    • проведение НИР по сетям подвижной радиосвязи и спутни­ковому фрагменту ВИТС, начало их практической реализации.

    Развитие ведомственной сети связи в направлении создания интегрированной телекоммуникационной сети начато еще до раз­работки системного проекта, в частности, цифровизация каналов до РТУ, отдельных таможен, перехода на цифровые технологии передачи информации в центральной зоне ФТС России.

    Разработанный в 2002 году ОАО «Роснет» системный проект дал чет­кие ориентиры создания ВИТС, этапность организации работ, позво­ляет обоснованно планировать использование финансовых средств.

    Тем не менее, в настоящее время темпы создания ВИТС отста­ют от реальных потребностей ЕАИС в развитии транспортной базы системы.

    В связи с наращиванием каналов цифровой связи, внедрением технологий их интегрированного использования, разветвлением ВИТС, увеличением на сети количества коммуникационного и налогобразующего оборудования необходимо развитие системы управления сетью и, в частности, создание центрального и регио­нальных центров управления.

    Требуется создание единой транспортной среды и адресного пространства ЕАИС. При этом должно учитываться, что использо­ванием только возможностей ведомственной сети ФТС России дан­ную задачу до конца решить сложно из-за частой передислокации таможенных органов, расположения их на арендованных площадях и других причин. Необходима разработка приложений для работы по резервным каналам, в том числе в сети общего пользования.

    Учитывая низкую оснащенность сетевой связью низовых под­разделений таможенных органов - таможенных постов и пунктов пропуска (особенно в приграничных таможнях), а также низкие темпы цифровизации магистральных и особенно внутризоновых каналов сетей общего пользования, требуется шире использовать возможности всех операторов регионов.

    Обеспечение правоохранительных и оперативных подразделе­ний ФТС России передачей данных с мобильных объектов требует переоснащения существующих сетей радиоподвижной связи для внедрения современных цифровых стандартов связи.

    Анализ содержания планов капитального строительства ВИТС показывает, что в последние годы основное внимание строитель­ства ВИТС направлено на оснащение связью и ЛВС РТУ и тамо­жен. Выделяемые на строительство ВИТС финансовые средства составляют лишь порядка 3% от средств, вкладываемых в разви­тие таможенной инфраструктуры.

    Зачастую проекты не охватывают всей инфраструктуры тамож­ни либо из-за недостатка финансовых средств реализуется не в полном объеме, в ущерб интересам таможенных постов и пунктов пропуска. Часто реализация включения этих элементов в ВИТС планируется традиционными методами организации привязок, что, учитывая во многих случаях большую удаленность от таможен, просто не может быть реализовано из-за больших капитальных затрат. Это требует поиска иных технических решений, в частно­сти использование спутниковых каналов связи для регионов со сла­боразвитой инфраструктурой связи.

    ФТС России имеет следующую иерархическую организацион­ную структуру:

    центральный аппарат ФТС России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты и таможенные переходы.

    В некоторых случаях добавляется нижний уровень иерархии - автомобильные, железнодорожные, морские, воздушные, речные пункты пропуска.

    Общее количество объектов ФТС России, которое должно быть охвачено ВИТС, составляет около 800.

    С учетом организационной структуры ФТС России Техничес­ким заданием определена следующая четырехуровневая структу­ра ВИТС:

    • первый уровень - центральный узел связи, объединяющий основные объекты центральной зоны ФТС (практически, объекты ФТС в г. Москве и Московской области);

    • второй уровень - магистральная сеть, объединяющая регио­нальные таможенные управления и таможни прямого подчинения с центральным узлом связи;

    • третий уровень - региональная сеть, объединяющая подчи­ненные таможни с региональными таможенными управлениями;

    • четвертый уровень - сети таможен, объединяющие таможен­ные посты и таможенные переходы с таможнями.

    Современная ВИТС создается на базе существующей ведом­ственной сети связи и передачи данных. Основу ВИТС составляет базовая первичная сеть связи, пост­роенная на собственных и арендованных каналах связи различной физической природы (проводных, оптических, радио). В составе ВИТС функционируют сеть передачи данных и ве­домственная телефонная сеть.

    Сеть передачи данных создавалась с начала 90-х гг. в рамках 1-й очереди ЕАИС ФТС России. В насто­ящее время сеть передачи данных построена, главным образом, на технологиях и оборудовании компании Cisco Catalyst.

    Всего в составе ВИТС насчитывается более двухсот маршрути­заторов производства этой компании, основная поставка была про­изведена в 1996-1997 годах. Основной парк устройств составляют маршрутизаторы Cisco серии 2500. Эти маршрутизаторы в настоя­щее время уже сняты с производства, но осуществляется их сер­висная поддержка.

    В Московской зоне функционирует Мультисервисная сеть ФТС, в состав оборудования которой входят коммутаторы Cisco Catalyst 8540 и Catalyst 3500, маршрутизаторы Cisco серий 7206 VXR. и 3640, устройства доступа AS 5300. В ЦТУ установлен маршрутизатор Cisco 7513, планируется установка маршрутизатора Cisco 7206. В таможнях используются преимущественно маршрутизаторы С1зсо серии 3600, 4500 и 2500, на таможенных постах - Cisco серии 1600 и 1700. На базе коммутаторов Cisco Catalyst 8540 в г. Москве пост­роено кольцо АТМ с пропускной способностью до 622 Мбит/с.

    Система управления (СУ) ВИТС исполь­зуется для управления и мониторинга состояния активных сете­вых устройств и телефонных станций, а при необходимости -и оконечных устройств, например таких, как серверы и рабочие станции. СУ взаимодействует с указанными устройствами дистан­ционно, с помощью специальных протоколов управления. СУ ВИТС организационно представляет собой совокупность центров управления отдельными сегментами сети. При этом выделяются Центр управления сегментом ВИТС центрального региона ФТС России (далее - Центр управления сетью, ЦУС) и центры уп­равления региональных таможенных управлений (РТУ).

    ЦУС осуществляет управление сегментом ВИТС, в который входят:

    • Центральное таможенное управление с подчиненными ему структурными подразделениями ФТС (таможнями и таможенны­ми постами);

    • объекты Московской зоны ФТС;

    • таможни центрального подчинения.

    Под Центром управления сегментом ВИТС понимается сово­купность следующих элементов:

    • программно-аппаратных средств управления оборудованием сегмента ВИТС;

    • организационно-штатной структуры центра;

    • технологий управления;

    - помещения, в котором находятся средства управления.
    Центры управления региональными сегментами ВИТС располагаются в региональных центрах управления ФТС.

    Система управления ВИТС включает в себя систему управле­ния сетью передачи данных и систему управления ведомственной телефонной сетью.

    В настоящее время в ФТС России используется программа уп­равления сетью, разработанная ФГУП ЦНИИ «ЦЕНТР».

    Программа в первую очередь разрабатывалась для удобства управления сегментом сети ФТС России, находящимся под управ­лением ФГУП ЦНИИ «ЦЕНТР» и относится к так называемым «точечным» продуктам. Она ориентирована на решение конкрет­ных задач, возникших в процессе эксплуатации сети, и позволяет осуществлять контроль за объемом и распределением трафика в сети, анализ трафика в отдельных участках сети, контроль за ра­ботой каналов передачи данных в реальном режиме времени и сбор различного рода сетевой статистики, генерацию отчетов о работе сети с возможностью управления IP-адресами пользователей, ана­лиз LOG-файлов сетевых устройств.

    Осуществляя мониторинг сетевого трафика, программа позво­ляет выявлять тенденции его изменения и анализ событий в целях упреждающего решения проблем, связанных с недостатком про­пускной способности (упреждающее, или профилактическое, ад­министрирование, proactive management), следить за информаци­онной безопасностью и решать ряд других задач.

    Программа использует традиционную методологию админист­рирования, которая основана на использовании правил. Последние предписывают системе администрирования предпринять опреде­ленные действия (например, выдать предупреждающее сообщение на управляющую консоль) в случае наступления определенных событий.

    Появление несанкционированного трафика или превышение ин­тенсивности трафика заранее определенного порогового значения вызывает передачу почтового сообщения на указанный сетевой адрес администратора. Программа постоянно развивается, ее струк­тура предусматривает развитие функций, в том числе и реактивно­го администрирования (возможно увеличение набора событий, заложена возможность передачи SMS-сообщения на мобильный те­лефон), при обработке LOG-файлов, предусмотрено ведение спра­вочной базы и базы данных накопленного опыта по устранению возникающих сетевых проблем.

    Программа разработана для работы в среде ОС UNIX и Windows NT 4.0/2000 на языке СИ при максимально возможном ис­пользовании современных \Web-технологий.

    Консоль администратора имеет удобный интуитивный \Web-интерфейс.

    Программа может использоваться как в автономном режиме, так и быть интегрирована с платформой сетевого управления НР Open View.

    Таким образом, имеющиеся в ГНИВЦ средства позволяют осу­ществлять ряд функций управления фрагментами ВИТС.

    Центр управле­ния ВИТС предназначен для обеспечения контроля за надежной, оперативной и защищенной передачей информации между подраз­делениями ФТС, контроля доступности и непрерывности работы ключевых технических и программных ресурсов ВИТС, анализа и планирования ее производительности. В связи с тем, что ВИТС представляет собой сложную пространственно-распределенную сеть, управление ею из одного центра (централизованное управле­ние) представляется достаточно сложной задачей. Более целесооб­разным является такой вариант построения системы управления (СУ), когда сеть разбивается на несколько сегментов, каждый из которых имеет собственный центр управления (децентрализован­ное управление). Такими сегментами для ВИТС являются региональные сети с центрами управления, расположенными в региональных тамо­женных управлениях, и сеть центрального региона с центром уп­равления, расположенным в ГНИВЦ. На последний, в случае необ­ходимости, могут быть возложены также и функции централизо­ванного управления всей сетью ФТС. Таким образом, для «управления ВИТС создаются Центр управления сетью (ЦУС) ФТС России, расположенный в г. Москве и осуществляющий на начальном эта­пе функции управления сетью центрального региона, и центры управления сетями региональных таможенных управлений (ЦУС РТУ), автономно осуществляющие функции управления региональ­ными сегментами ВИТС.

    ЦУС ФТС России осуществляет управление сегментом ВИТС центрального региона, в который входят сеть Центрального тамо­женного управления, Московская зона ФТС и таможни центрально­го подчинения. В связи с тем, что между ЦУС ФТС России и ЦУС РТУ в настоящее время используются каналы Е1 (2,048 Мбит/сек), на начальном этапе построения сети от ЦУС РТУ в ЦУС ФТС Рос­сии поступает только наиболее важная управляющая информация ограниченного объема. Впоследствии при увеличении пропускной способности каналов между ЦУС возможно увеличение объемов уп­равляющей информации.

    Центр управления ВИТС должен обеспечивать решение опре­деленных групп задач.

    1. Задачи собственно сетевого управления, в число которых входят:

    управление конфигурацией, включающее:

    регистрацию устройств сети, их сетевых адресов и иденти­фикаторов; определение конфигурации 1Р-устройств сети; определение типа и версии сетевой операционной системы; описание протоколов сетевых взаимодействий; построение топологической карты физических соединений сети - по уровням ответственности администраторов сети;

    управление сбоями, включающее:

    наблюдение за трафиком; мониторинг сетевых устройств; обнаружение чрезмерного числа конфликтов и повторных пе­редач данных; предупреждение и профилактику ошибок путем анализа ра­боты сети;

    управление производительностью, включающее:

    сбор и анализ статистических данных о функционировании сети; анализ трафика; анализ сетевых протоколов и оценку эффективности исполь­зования ресурсов сети; управление приоритетами пользователей и приложений; определение потребности в ресурсах для развития сети;

    управление безопасностью СУ ВИТС, включающее:

    управление доступом к ресурсам СУ ВИТС; управление доступом и полномочиями администраторов ЦУС; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к уп­равляющей информации и интерфейсам СУ ВИТС; регистрацию попыток несанкционированного доступа к сред­ствам системы управления.

    1. Задачи управления распределенными приложениями ВИТС, включающие мониторинг использования приложениями сетевых и локальных ресурсов и возможность изменения управляемых па­раметров работы этих приложений.

    2. Задачи мониторинга текущего состояния системно-техни­ческого обеспечения ВИТС, ведение визуализированной базы дан­ных, содержащей информацию о технических и учетных парамет­рах технического и программного обеспечения.

    3. Задачи поддержки принятия решений по модернизации тех­нического и программного обеспечения ВИТС и управления самой модернизацией, включающие контроль и управление установкой нового технического и программного обеспечения и оптимизацию этого процесса.

    4. Задачи инвентаризации сети, в число которых входят:

    учет объектов инвентаризации - системных ресурсов, обору­дования и программного обеспечения (ПО); техническое обслуживание объектов инвентаризации, вклю­чающее планирование технического обслуживания аппаратно-про­граммных комплексов и учет проводимых работ по гарантийным обязательствам и сопровождению; регистрацию лицензий и учет использования программных средств; учет конфигурационных параметров объектов сети; предоставление оперативно-технической информации.

    6. Задачи обеспечения информационной безопасности, а именно:

    обеспечение целостности передаваемой посредством сети ин­формации на уровне технологии передачи данных, реализуемой в оборудовании 1Р-сети; обеспечение защиты от несанкционированного доступа к ре­сурсам сети; регистрацию попыток несанкционированного доступа со сто­роны каналов связи к объектам информационной защиты; разграничение прав доступа пользователей и приложений; обеспечение комиссионности доступа к наиболее критичным с точки зрения работоспособности сети функциям конфигуриро­вания элементов сети.

    7. Задачи моделирования работы существующих сетей, вклю­чая анализ нагрузок на отдельные их участки и поддержку приня­тия решений по перепланированию.

    В условиях финансово-экономического кризиса одной из при­оритетных задач становится разъяснение участникам внешнеэко­номической деятельности позиции ФТС России, доведение до них оперативной и достоверной информации об особенностях деятель­ности таможенных органов в сложившейся ситуации. Сегодня ре­шение этой задачи существенно осложняется тем, что по ряду объективных причин ограничен выпуск периодических изданий ФТС России, а организация конструктивного взаимодействия со средствами массовой информации требует значительных усилий и не всегда приводит к желаемому результату.

    В связи с этим игнорирование возможностей международной сети «Интернет» является стратегической ошибкой. Сегодня Internet в России является реальной и одной из наиболее эффективных мас­совых информационных систем. Практически все информационно-аналитические службы используют информацию из этой системы, а простота доступа к ресурсам сети безотносительно их расположе­ния выводит ее на ведущие позиции наряду с телерадиовещанием.

    В то же время необходимо однозначно понимать, что Internet представляет собой абсолютно открытую систему, основным прин­ципом развития которой является максимальная доступность всех информационных ресурсов. Поэтому все аспекты применения Internet - технологий в таможенных органах должны быть отделены от реализации функций таможенного контроля и оформления. Автоматизация этих функций должна выполняться только в рам­ках ЕАИС таможенных органов, доступ к ресурсам которой должен быть строго регламентирован. Что же касается применения Internet-технологий, то оно должно быть ориентировано на созда­ние дополнительного информационного пространства, помогаю­щего участникам внешнеэкономической деятельности лучше по­нимать процедуры таможенного оформления, содержащего спра­вочную информацию о деятельности таможенной службы. В об­щих чертах, применение Internet-технологий должно быть направ­лено на обеспечение достоверной информацией о различных сто­ронах таможенного дела любого, кто бы ни пожелал этой инфор­мацией воспользоваться.

    Предоставление доступа к достоверной информации о деятель­ности таможенной системы может и должно создать предпосылки к снижению числа правонарушений среди сотрудников таможенных органов и структур, предоставляющих услуги в области таможен­ного оформления. Однако создание таких предпосылок возможно лишь в том случае, когда на официальных WWW-серверах таможен­ных органов будет помещаться информация не только обзорного ха­рактера, но и детальная информация о правовой основе таможенно­го дела в РФ (электронные тексты Таможенного кодекса, законов, постановлений Правительства РФ, приказов и распоряжений ФТС России), об особенностях таможенного оформления в том или ином регионе и т. д. Естественно, что в общедоступную базу данных дол­жна помещаться только та информация, которая не может классифи­цироваться как конфиденциальная (например, не подлежат раскры­тию данные о личной идентификационной информации таможен­ных инспекторов и ряд специальных разделов базы нормативно-спра­вочной информации).

    Здесь необходимо сделать очень важное в методологическом плане замечание. Создание информационных ресурсов ФТС Рос­сии и предоставление к ним прямого доступа через Internet пре­следует две взаимосвязанные цели.

    Во-первых, обеспечивается пропаганда деятельности таможен­ной службы, аргументированная демонстрация вклада таможен­ных органов в формирование доходной части федерального бюд­жета, в пресечение и профилактику таможенных правонарушений,

    и на этой основе формируется позитивное общественное мнение о людях в таможенной форме, о таможенной службе в целом.

    Во-вторых, реализуется принцип целенаправленного распрос­транения ведомственной документальной информации, обеспечи­вающий единство понимания и интерпретации государственной по­литики таможенного регулирования, направлений развития тамо­женной службы.

    Различие в достижении этих целей заключается, прежде всего, в том, что пропаганда деятельности таможенных органов основы­вается на изложении фактов правильного применения таможенно­го законодательства, сопровождаемого комментариями специали­стов, на компактном и доходчивом разъяснении особенностей раз­личных режимов таможенного оформления и так далее. В то же время достижение второй цели предполагает формирование базы данных исходных документов без каких-либо комментариев и тол­кований. При этом, если решение задач популяризации деятельно­сти таможенных органов может быть поручено специалистам пресс-службы ФТС России, имеющим большой опыт во взаимодействии со средствами массовой информации и общественными организа­циями, то к формированию базы данных исходных документов не­обходимо привлекать специалистов ряда целевых управлений цен­трального аппарата и, прежде всего, Правового управления.

    Возможность такого разделения информации заложена в самой технологии формирования информационных страниц WWW-сервера. При этом большое значение может иметь размещение на сер­верах электронных версий специализированных изданий ФТС Рос­сии и региональных таможенных управлений. Эффективность та­кой формы распространения информации можно многократно уве­личить, если воспользоваться свойствами технологии гипертекста и предоставить пользователям при прочтении электронных вари­антов журнальных или газетных публикаций возможность вызы­вать на монитор компьютера тексты исходных документов, ссылки на которые встречаются по тексту.

    Создание общедоступных информационных ресурсов ФТС Рос­сии - очень важный и ответственный шаг на пути к открытому

    информационному обществу. Поэтому, прежде всего, необходимо определить единые принципы формирования WWW-серверов, по­рядок и методики ведения информационных страниц и разделов документационных баз данных. Вполне логичной представляется иерархическая система WWW-серверов: главный сервер ФТС Рос­сии, серверы региональных таможенных управлений, серверы круп­ных таможен.

    Главный сервер ФТС России должен содержать ссылки на все информационные ресурсы, содержащие сведения о таможенных службах России, стран СНГ, дальнего зарубежья. Кроме того, этот сервер должен содержать наиболее полную информацию об общих правилах таможенного оформления в РФ, базу данных норматив­но-правовых документов, а также методические рекомендации по формированию и ведению WWW-серверов региональных таможен­ных управлений и таможен. Сегодня основа такого сервера созда­на в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТС России.

    Серверы региональных таможенных управлений могут содер­жать информацию о статистике внешней торговли своего региона, об особенностях таможенного оформления в регионе, о режиме работы таможен региона, а также содержать базу данных исход­ных документов, включая приказы и распоряжения, издаваемые начальником регионального управления. Кроме того, серверы ре­гиональных управлений могут содержать информационные стра­ницы таможен региона, которые будут освещать деятельность каж­дой конкретной таможни.

    В то же время наполнение этих серверов существенно различа­ется как по объемам информации, так и по ее содержанию.

    Литература.

    1. Азаров Ю. Ф. Основы таможенного дела. Учебное пособие под общей редакцией М.: РИО РТА 2005 г

    2. Афонин П.Н., Глебов В.Е., Талюкин Ю.А. Планирование таможенной деятельности: технологии и решения // Ученые записки Санкт-Петер­бургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2003. № 1 (20). С. 107-111.

    3. Афонин П.Н., Фетисов В.А.Введение в проектирование правовых и экономических баз данных: Учеб. пособие. СПб.: СПб. им. В.Б. Боб­кова филиал РТА, 2001. 104 с.

    4. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Программа дисциплины «Информацион­ные таможенные технологии». Специальность: 350900. СПб.: РИО СПб. им. Бобкова филиала РТА, 2003. 12 с.

    5. Афонин П.Н., Фетисов В.А. Разработка методики создания программ­ного обеспечения учебного назначения // Материалы VII межд. конф. «Современные технологии обучения ";СТО-2002";». СПб., 24 апреля 2002 г. СПб., 2001. С. 193-194.

    6. Белоножкин ЮН. Модель таможни как основа исследования ее дея­тельности // Исследование проблем таможенного дела: Сб. научн. тр. М.: РИО РТА, 2000. С. 126-131.

    7. Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления та­моженной деятельностью. СПб.: СПб. филиал РТА, 1996.

    8. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение в таможен­ной системе: Монография. СПб.: Знание, 2002. 232 с.

    9. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. СПб.: Пи­тер, 2001. 304 с.

    10. Коренеев В.В., Гарев А.Ф., Васютин СВ., РайхВ.В. Базы данных. Ин­теллектуальная обработка информации. М.: Нолидж, 2000. 325 с.

    11. ЛозбенкоЛ.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. М.: РИО РТА, 2000.

    12. Макрусев В.В. Проблемные направления и задачи автоматизации про­цессов управления таможенной службой России // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА, 1997. С. 282-295.

    13. Малышенко Ю.В. Информационные технологии в таможенном деле: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. Владивосток: ВФ РТА, 2003. 265 с.

    14. Чеботов Ю.А. Автоматизация деятельности таможенных органов Рос­сии. М.: РИО РТА, 1998.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»

      Рабочая программа
      ... 2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств» ... потаможенному оформлению, таможенные брокеры, их роль как посредников между участниками внешнеэкономической деятельности и таможеннымиорганами ...
    2. Лекции по дисциплине «аудит»

      Документ
      ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
    3. Лекции по дисциплине «аудит»

      Лекции
      ... ЛЕКЦИИПОДИСЦИПЛИНЕ ... деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности ... по данным оборотной ведомости по счетам автоматизированная ...
    4. Наименование дисциплины (2)

      Автореферат диссертации
      ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...
    5. Наименование дисциплины (3)

      Автореферат диссертации
      ... данной дисциплины необходимо в целях более глубокой профессиональной подготовки сотрудников таможенныхоргановпо организации и проведению таможенного ...

    Другие похожие документы..