textarchive.ru

Главная > Документ


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Тема №3.

Выдающиеся философы мира.

Средневековая философия.

Я знаю, что это такое, только до той поры,

Пока меня не спросят – что же это такое!

Августин Блаженный

Цель: познакомиться с представителями философской мысли Средних веков,

проследить влияние христианской религии на философские концепции

мыслителей Средневековья, на представления о мире, на воспитание

людей, на развитие человеческих начал в человеке.

Вопросы темы: 1. Возникновение средневековой философии.

  1. Патристика – Августин Блаженный.

  2. Схоластика – Фома Аквинский.

1. Возникновение средневековой философии.

Само понятие «средневековье» было введено на Западе в ХIХ веке гуманистами эпохи Возрождения (Ренессанса) для обозначения исторического периода со II-IV вв. по XIV-XV вв. Под средними веками подразумевался промежуток времени между Античностью и Ренессансом. Изначально этот период представлялся как тёмное, застойное для живой мысли время тотального главенства мысли церковной. Сегодня общепринятым считается, что философия средних веков является итогом синкретизма (сближения, слияния) христианства с достижениями античной мысли.

Первые века нашей эры – время становления христианского учения вообще и о человеке в частности. В нём особое внимание уделено личности Иисуса Христа.

В античности человек мыслится находящимся в мире, человек – просто часть мира, вещь наряду с другими вещами. С крушением античности молодая христианская религия подчеркнула распадение бывшей цельности мира. Теперь мир – арена борьбы двух противоположных сил, двух царств – Света и Тьмы, Бога и Дьявола. Человек, составленный из души и тела, принадлежит обоим царствам.

Главным принципом, главной ценностью культуры средневекового Запада был Бог. Религия стала господствующим мировоззрением. Всё содержание естествознания, философии было приведено в соответствие с учением церкви. Философия стала частью богословия. Исходными пунктами философских размышлений стали догматы священного писания, доказательства бытия Бога и бессмертия души.

  1. Патристика – Августин Блаженный.

В философии Средневековья выделяют два периода, называемых патристика и схоластика.

Патристика(V-XI вв.) – церковно-философское направление, основанноена вере в религиозные догматы. Августин (Аврелий) Блаженный является крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии.

Августин Блаженный (354 – 430гг.) - христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики. Он родился в Северной Африке, в маленьком городке Тагасте. Обучался в школе риторики в Карфагене, где проявил интерес к философии. Выехал в Рим, затем в Милан. Становится профессором риторики. Под влиянием богослова – епископа Миланского Амвросия – начал склоняться к христианству. Стремясь более основательно разобраться в основных положениях этой религии, обращается к трудам Платона, Плотина, Порфирия. Избирает путь священнической деятельности. Вернувшись в Африку, он принял сан священника и с 396 года был епископом в приморском городе Гиппон.

Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430)

Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории (сочинения «О граде Божием»); «земному граду» — государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» — церковь. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до XIII века.

Велико теоретическое наследие Августина: собрание его сочинений насчитывает более 40 томов. Среди главных его трудов – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О бессмертии души», «О свободной воле».

Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провёл огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия – одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.

Одной из главных тем Августина был человек, его внутренний мир. Человек, по Августину, есть существо не просто мыслящее, но и проявляющее свою волю, что почти всегда идёт вразрез с волей всемогущего Бога. В этом и проявляется личностное начало человека, способное сделать его либо подлинной Личностью, либо законченным грешником. Человек может стать подлинной Личностью лишь при полном подчинении своей воли божественной воле, ибо внутри всякого человека, говорит Августин, находится образ божий. Более того, необходимо помнить, что душа человека является главной целью и заботой как всеблагого Бога, так и дьявола. Поэтому человек, осмысливая себя как существо духовное, как «душу живую», должен сделать свободный выбор между этими двумя силами.

Августин Блаженный первым из философов дал анализ мировой истории. Как мы уже видели, Августин рассматривал человека и его внутренний мир как поле битвы бога и дьявола. Однако он переносил эту схватку и на всю мировую историю человечества. Он утверждал, что сражение между Богом и дьяволом, светом и тьмой, добром и злом, святостью и грехом происходит в каждое мгновение времени во всём мироздании, в том числе и на Земле.

В этом заключается смысл мировой истории, идущей к своему логическому концу – пришествию Христа, Страшному суду и установлению Небесного Града Божьего. Град Божий – это мир добра, где «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчинённые, повинуясь». Церковь является представителем Божьего града на Земле, её власть выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. История ведёт к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы. Но процесс этот бесконечен. Совершенное, идеальное государство осуществить невозможно.

Теория познания. Августин Блаженный выдвигает своё решение проблемы человеческого познания: «Не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать». Это означает, что тот, кто пытается понять нечто в мире, подходит к этому уже с определёнными представлениями и ожиданиями, а значит, познание является в основном корректировкой знания, которое априори (от лат. «предшествующий», т.е. до опыта) уже было в человеке. Но откуда берётся априорное знание? В понимании Августина оно возникает из Божественной поддержки. Над человеком всегда попечительствует Бог. Эта идея божественной поддержки в мире получила название провиденциализм (провидение, промысел Божий).

  1. Схоластика – Фома Аквинский.

Схоластика (ХI - ХV вв.) - церковно-философское направление, содержание которого было преимущественно ориентировано на рационалистическое обоснование положений христианского вероучения.

Под схоластикой следует понимать способ преподавания и то, что именно преподавали в средневековых школах и университетах. Особенность схоластики – это опора на логику и рассуждения, которые в свою очередь отталкивались от Священного Писания. То есть схоластическое преподавание охватывало в основном вопросы богословия и то, что с ним связано.

Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225-1274), философ и теолог, систематизатор схоластики.

Фома Аквинский родился в семье графа на юге Италии близ местечка Аквино (отсюда – «Аквинский»). С пяти лет обучался в монастыре бенедиктинцев, а с 1239 года – в Неаполитанском университете. В 1244 году стал монахом доминиканского ордена и продолжил учёбу в Парижском университете, здесь становится магистром теологии. Преподавал в разных городах Италии, затем вернулся в Парижский университет. В 1273 году завершает свой грандиозный труд «Сумма теологии» («суммой» тогда называли итоговые энциклопедические сочинения»). Умер в 1274году. Причислен к лику святых в 1323 году, позднее признан одним из «учителей церкви».

Беноццо Гонцоли. «Триумф святого Фомы Аквинского».

1471. Лувр, Париж.

Сформулировал пять доказательств бытия Бога:

  1. Доказательство от движения. Всё, что движется, движимо чем-то. Это необходимо приводит к выводу о существовании первого двигателя, каковым и является Бог.

  2. От действующей причины. Все явления в мире имеют причину. Невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя; в данном случае оно должно было бы быть раньше самого себя, а это нелепо. Следовательно, необходимо признать первую действующую причину, которой и является Бог.

  3. Доказательство от возможного. Всё конкретное, всё случайное имеет свою необходимость. Отсюда неизбежно вытекает вывод: существует первая необходимость – Бог.

  4. От наличия совершенства в мире. Каждая вещь выражает определённую степень совершенства. Очевидно, что должна существовать наивысшая степень совершенства, а именно – Бог.

  5. Конечной цели. Все вещи, все процессы имеют смысл, направлены к определённой цели. Значит, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели; это и есть Бог.

Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Среди проблем, которые привлекли его внимание, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются: обе они имеют предметом Бога и то, что он создаёт; только теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию. Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии.

Фра Анджелико. Мадонна с младенцем, Святыми Домиником и Фомой Аквинским. Ок. 1436. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В онтологии Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её, как, впрочем, и многие другие трактовки проблем Аристотелем, к задачам обоснования догматов христианской религии. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесные формы – ангелы. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог; Он есть существо чисто духовное.

Всем вещам в мире свойственно нечто общее - стремление к благу. Другое дело, что каждая неразумная вещь, включая животных, стремится лишь к личному благу, думает только о себе. Человек же обладает несравненно более высоким даром – разумом, который помогает ему определить Благо как некую общую цель и ценность в жизни. Правда, увидеть это божественное Благо человеку не дано, так всякий человеческий разум ограничен в своих возможностях. Поэтому человек может с помощью своего интеллекта вывести максимально общие, близкие к божественным правила поведения – моральные основы жизни, которым необходимо следовать до конца дней. Таким образом, всякое действие, всякий акт должен сопровождаться действием разума, интеллекта. Это и есть то, что называется свободой человека. Поэтому делать добро – значит действовать в согласии с разумом, а делать зло – значит действовать против разума.

В Средние века в силу специфического положения церкви религия бесспорно стала господствующим мировоззрением. Философия стала частью богословия. Исходными пунктами философских размышлений стали догматы Священного Писания, доказательства бытия Бога и бессмертия души.

Глоссарий

Априорный – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Патристика (V-XI вв.) – церковно-философское направление, основанное на

вере в религиозные догматы.

Синкретизм – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором

игнорируется необходимость их внутреннего единства и

непротиворечивости друг другу.

Схоластика (ХI - ХV вв.) – церковно-философское направление, содержание

которого было преимущественно ориентирован на

рационалистическое обоснование положений

христианского вероучения.

Вопросы для самопроверки

  1. Когда возникла средневековая философия? Что явилось основой

философии Средних веков?

2. Что такое патристика?

3. Рассказать о представителе патристики.

4. Что такое схоластика?

5. Каков вклад Фомы Аквинского в схоластическую философию?

6. Чем отличается философское мировоззрение Августина Блаженного

и Фомы Аквинского?

Тесты по теме для самопроверки

1.Каков главный принцип средневековой философии?

а) Физика б) Религия

в) Опыт г) Диалектика

2. Назвать средневековых философов.

а) Фома Аквинский в) Рене Декарт

б) Платон г) Августин Блаженный

3. Назвать направления средневековой философии.

а) скептицизм г) провиденциализм

б) патристика д) стоицизм

в) кинизм е) схоластика

4. Кто предложил пять доказательств существования Бога?

а) Тит Флавий Климент

б) Фома Аквинский

в) Северин Боэций

г) Августин Блаженный

5. Кто первым из философов дал анализ мировой истории?

а) Тит Флавий Климент

б) Фома Аквинский

в) Августин Блаженный

Правильные ответы: 1б; 2а, г; 3б, е; 4б; 5в.

Литература

1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Спб.: Петрополис, 1995.

2. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969.

3. Губин В.Д. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Философия. М., 1999.

4. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

6. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии:

Античность. Средневековье. Эпоха возрождения.

М.: Учебная литература, 1997.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

8. Штекль А. История средневековой философии. СПб, 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основы философии (1)

    Учебное пособие
    ... государственный социальный университет 0-75 Основыфилософии: Учебное пособие для ... сохранения человечества. Заключение Изучив основыфилософии, нельзя надеяться на ... 198 Оглавление 200 Учебное издание Основыфилософии Зав. редакцией Т. А. Савчук ...
  2. Основы философии (2)

    Документ
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №2. Выдающиеся философы мира. Античная философия. Знание – высшая добродетель и путь к обретению ... любых злоупотреблений. Античные философы видели мир в его вещественной основе. Философы античности признавали закономерный ...
  3. Основы философии (3)

    Документ
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №4. Выдающиеся философы мира. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм. В знании – ... и государства. Его основные сочинения – трилогия «Основыфилософии», «Элементы законов, естественных и политических», «О свободе ...
  4. Основы философии (4)

    Документ
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №3. Выдающиеся философы мира. Средневековая философия. Я знаю, что это такое, только ... самопроверки Когда возникла средневековая философия? Что явилось основойфилософии Средних веков? 2. Что такое ...
  5. Основы философии (6)

    Закон
    ОСНОВЫФИЛОСОФИИ Тема №1. Философия, её место в культуре и роль в жизни человека и общества. Философия – учительница жизни, ... именно теоретический уровень, теоретическую основу мировоззрения. Философия цементирует все элементы мировоззрения в ...

Другие похожие документы..