textarchive.ru

Главная > Документ


Учебные программы дисциплин дополнительной подготовки учащихся педагогического колледжа с квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Учебная программа для студентов педагогического колледжа

Повышенный уровень

Дополнительная квалификация

«Учитель основ информационной культуры личности»

Составители:

д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,

канд. пед. наук, доцент Колкова Н. И.

Введение

Ускоренные темпы научно-технического прогресса, породившие экспоненциальный рост объемов научной информации, широкое использование информационных технологий во всех сферах современной жизни, информатизация общества свидетельствуют о необходимости специальной, информационной подготовки учителя основ информационной культуры личности. В структуре информационной подготовки учителя определяющую роль играют общетеоретические знания, формирующие информационное мировоззрение личности. Именно этой цели подчинена учебная программа курса «Теоретические основы формирования информационной культуры личности» как базовой дисциплины.

Цель курса – формирование у будущего учителя целостного представления о роли и месте информационной культуры в жизни современного общества и личности, а также о важнейших средствах, обеспечивающих становление и развитие информационной компетентности.

Основные задачи, решаемые в ходе изучения курса:

Формирование представлений о философской, социальной и психофизиологической природе феномена информационной культуры.

Изучение концептуальных подходов к становлению науки об информационной культуре и развитию образовательной практики в этом направлении.

Анализ личности как объекта деятельности по формированию информационной культуры.

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются пять основных разделов.

В первом разделе «Философские основы формирования информационной культуры личности» дается трактовка информации как общечеловеческой культурной ценности, характеризуются виды, свойства, структура и функции социальной информации.

Второй раздел «Социальные аспекты формирования информационной культуры личности» дает представление об изменении статуса информации в современном обществе, раскрывает проблемы информатизации и построения информационного общества, характеризует информацию как объект права.

Третий раздел «Информационная культура как интегративное научное направление: концептуальные подходы и образовательная практика» знакомит с историей становления и современным состоянием науки; раскрывает содержание концепции профессиональной подготовки учителя в области информационной культуры. Особое внимание в данном разделе уделяется характеристике информационного мировоззрения личности как интегративной основы информационной культуры личности.

Четвертый раздел «Психофизиологические основы формирования информационной культуры личности» раскрывает психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации, характеризует особенности восприятия информации по формальному и неформальному каналам, знакомит с логико-психологическими основами чтения.

В пятом разделе «Личность как объект деятельности по формированию информационной культуры» дается характеристика человека как потребителя информации, определяются методы изучения информационных потребностей личности, устанавливается соотношение понятий «информационная потребность», «информационный интерес», «информационный запрос»; характеризуются типы информационных запросов; показаны приемы и способы адекватного отражения информационных потребностей в информационных запросах личности. Важное место в разделе отводится социальной проблеме непотребления информации.

Теоретический характер содержания курса обусловил преобладание в его структуре лекционных и семинарских занятий, предопределил значительную роль самостоятельной работы студента с литературой методологического характера.

В результате изучения курса студент должен знать:

- основные подходы к трактовке информации в различных науках;

- характеристику социальной информации как стратегического ресурса развития общества;

- сущность и проблемы развития информатизации как ключевого фактора вхождения человечества в информационное общество и общество знаний;

- объективные предпосылки становления и факторы развития информационной культуры как интегративного научного направления и образовательной практики;

- психофизиологические основы формирования информационной культуры;

- характеристику личности как потребителя (непотребителя) информации;

В результате изучения курса студент должен уметь:

- атрибутировать виды социальной информации;

- оценивать состояние информатизации с позиции действующих нормативно-правовых документов;

- аргументировать необходимость целенаправленного формирования информационной культуры учителей и учащихся;

- управлять познавательной деятельностью учащихся на основе знания психофизиологических закономерностей восприятия и усвоения информации;

- выявлять и дифференцировать информационные потребности и запросы учащихся в целях реализации деятельностно-личностного подхода к формированию информационной культуры личности.

Курс «Теоретические основы формирования информационной культуры личности» общим объемом 114 часа, в том числе 38 – лекционных, 10 – практических, 28 – семинарских занятий и 38 часов самостоятельной работы. Курс завершается экзаменом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

всего

в том числе

лекц.

семин.

практ.

самост.

Раздел 1. Философские основы формирования информационной культуры личности

1.1. Общая характеристика и основной понятийно-терминологический аппарат курса «Теоретические основы формирования информационной культуры личности»

6

2

-

2

2

1.2. Информация – общечеловеческая культурная ценность

6

2

2

-

2

1.3. Виды и свойства социальной информации

6

2

2

-

2

1.4. Структура и функции социальной информации

6

2

-

2

2

Итого по разделу

24

8

4

4

8

Раздел 2. Социальные аспекты формирования информационной культуры личности

2.1. Социальная информация и общество

6

2

2

-

2

2.2. Информатизация и проблемы построения информационного общества

6

2

2

-

2

2.3. Правовые проблемы функционирования информации в современном обществе

6

2

2

-

2

Итого по разделу

18

6

6

-

6

Раздел 3. Информационная культура как интегративное научное направление: концептуальные подходы и образовательная практика

3.1. Информационное мировоззрение личности

6

2

2

-

2

3.2. Становление науки об информационной культуре

6

2

2

-

2

3.3. Концепция профессиональной подготовки учителя в области информационной культуры

6

2

2

-

2

Итого по разделу

18

6

6

-

6

Раздел 4. Психофизиологические основы формирования информационной культуры личности

4.1. Психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации

6

2

2

-

2

4.2. Особенности восприятия информации по неформальному каналу

6

2

2

-

2

4.3. Особенности восприятия информации по формальному каналу

6

2

2

-

2

4.4. Логико-психологические основы чтения

6

2

-

2

2

Итого по разделу

24

8

6

2

8

Раздел 5. Личность как объект деятельности по формированию информационной культуры

5.1. Человек как потребитель информации

6

2

2

-

2

5.2. Информационные потребности личности

6

2

2

-

2

5.3. Методы изучения информационных потребностей

6

2

-

2

2

5.4. Проблемы адекватного отражения информационных потребностей в информационных запросах личности

6

2

-

2

2

5.5. Непотребление информации как социальная проблема

6

2

2

-

2

Итого по разделу

30

10

6

4

10

Всего по курсу

114

38

28

10

38



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование информационной культуры личности от теории – к модели информационного образования A person’s information culture formation from theory to the model of information education N I Gendina

    Документ
    Н.И. Гендина, N.I. Gendina доктор п.н., профессор, академик Международной академии информатизации, академик Международной Академии наук высшей школы, действительный член Гуманитарной академии наук,
  2. Материалы по формированию информационной культуры личности /arch/2007/konf_mshorohova htm?user=a62cf74cc9be19d45d608226d0588364 межрегиональная научно-практическая конференция (заочная) 2007

    Документ
    В данной статье раскрывается сущность понятия «информационная культура личности», ее структура и компоненты в свете задач системы образования в условиях современного этапа развития общества.
  3. «формирование информационной культуры личности в культуротворческой среде гимназии средствами компьютерных телекоммуникаций» содержание

    Документ
    Таким образом, состав ВНИКа может быть расширен до всего педагогического коллектива по мере личной заинтересованности каждого сотрудника гимназии в решении перечисленных проблем.
  4. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности гендина функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)

    Документ
    Реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. В то же время функционирование любого образовательного учреждения, осуществление любой образовательной программы невозможно
  5. Список литературы к курсу «информационная культура личности»

    Документ
    Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Системно-интегративные составляющие в информационной культуре будущего учителя в области информатики и информационных технологий Стандарты и мониторинг в образовании.
  6. Информационная культура личности

    Документ
    Конструируем без бумаги! Программа интегрированного курса информационных технологий и изобразительного искусства Учительская газета. – 2004. – №4. – С.

Другие похожие документы..