Главная > Документ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Международная научно-методическая конференция

преподавателей вузов, ученых, специалистов

ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

К 90-летию высшего педагогического образования в Ивановской области

(конференция проведена on-line)

ШУЯ 2008

ББК 74.580

УДК 378

П 78

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2008. – 234 с.

Научный редактор –

проректор по инновационному развитию,

Заслуженный работник высшей школы РФ,

д.п.н., профессор А.А. ЧЕРВОВА

Программный комитет конференции

Добродеева И.Ю. – (председатель комитета)

ректор ШГПУ, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ

Червова А.А. – (зам. председателя комитета)

д.п.н, профессор, проректор по инновационному развитию ШГПУ, Заслуженный работник высшей школы РФ

Иванов Ю.А. – (зам. председателя комитета) д.ист.н., профессор, проректор по научной работе ШГПУ

Лебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,

Филиппова Л.В. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой педагогики Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Кручинин В. А. – д.психол.н., профессор, зав.кафедрой психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Карпиньчик П. – д.п.н., профессор Высшая педагогическая школа, г. Зелена Гура, Польша

Карасева Т.В. – д.мед.н., профессор, зав. кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании ШГПУ

Чекаль Г. С. – к.п.н., профессор, Киевский национальный университет, Украина

Провотар А.И. – д.ф.н, профессор, Киевский национальный университет, Украина

Муравьева Г.Е. - д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей педагогики ШГПУ

Тарасова В.Н. - к.п.н., доцент, зав.кафедрой социальной педагогики и акмеологии ШГПУ

Толстов С.Н. - д.псих. наук, профессор кафедры психологии ШГПУ

Организационный комитет конференции

Тарасова В.Н. - (председатель)к.п.н., доцент, зав.кафедрой социальной педагогики и акмеологии ШГПУ

Мишанина В. И. – к.п.н., доцент, декан факультета педагогики и психологии ШГПУ

Мальцева Л.Д. – к.псих.н., доцент, зав. аспирантурой ШГПУ

Петров В.Ю.– к.п.н., доцент кафедры психологии ШГПУ

Плисенко Н.В.– к.псих.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства ШГПУ

Лебедева С.А.– к.псих.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства ШГПУ

Герасимова Н.А. – методист управления координации и развития исследовательских работ ШГПУ

Турыгина В.Ю. – директор издательства ШГПУ

Пшеничнов А.Н.- ответственный секретарь конференции

Турченкова Е.Н. – секретарь конференции

ISBN 978-5-86229-128-5

© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008

Психологические технологии активного обучения:

из опыта организации службы примирения лицея

Адамовская Л. О.

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя

В современном обществе у людей отняли возможность разрешать конфликты,

и они разучились это делать. Важно получение опыта разрешения своих конфликтов собственными силами!

Нильс Кристи

В большинстве городов России наблюдается криминал в среде подростков, при этом, по мнению специалистов, он становится все более организованным и структурированным. Одной из причин криминализации является то, что подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации. В результате эти потребности реализуются через совершение противоправных действий. И если противоправная ситуация после этого не находит разрешения на ценностном уровне, на уровне чувств и отношений, если подросток не находит для себя просоциального способа разрешения своих потребностей, если ситуацию замалчивают или административно «замиривают», то она повторяется. Постепенно рвутся социальные связи подростка с группой, семьей, педагогами, и разрыв с каждым разом увеличивается.

С сентября 2003 года в городах Пермь и Лысьва начал реализовываться социальный проект «Освоение перспективных моделей предотвращения подростковой преступности в Приволжском федеральном округе». Названный проект стал продолжением пилотного проекта (2002-2004 гг.) «Разработка стандарта и создание системы профилактики преступности несовершеннолетних», реализуемого в Индустриальном районе г. Перми и г. Лысьва совместно с Центром «Судебно-правовые реформы» (г. Москва) при поддержке отдела по защите прав детей аппарата администрации области. Главной идеей названных проектов является изменение парадигмы профилактической работы с подростками, уход от карательных методов к восстановительным, реабилитационным.

Прежде чем организовать службу примирения в лицее мы провели подготовительный этап. Этот этап начался с педагога-психолога, готового взять на себя ответственность за создание службы в лицее. На подготовительном этапе решались задачи:

  • Оценка типов и количества конфликтов – насколько они оправдывают создание в лицее именно службы;

  • Оценить, насколько администрация поддерживает идею службы, готова ли она помогать в решении организационных и финансовых вопросов.

Цель создания службы: разрешение локальных конфликтов и изменение взаимоотношений в социуме лицея.

На втором этапе выделяются 2 направления:

  1. создание службы: организация подготовки ведущих, нахождения помещения для службы, установление расписания работы и т.д. Цель – создание условий для реализации восстановительного подхода. В группу вошло 10 ребят – двое из 3-го курса, а 7 из первого. Учащиеся, входящие в группу прошли специальное обучение на базе психологического центра Индустриального района. Руководитель службы также прошла специальные курсы по восстановительным технологиям. Кроме того, были встречи с руководителями службы средней школы №3, где накоплен достаточный опыт для методической поддержки новичков. Информация о функционировании группы была представлена на оперативном совещании педагогов и мастеров, а также через газету нашего лицея.

  2. Адаптация (встраивание) службы в структуру лицея: нахождение способов получения информации, реагирование администрации в случае примирения сторон и т.д. Цель – поступление в службу информации о ситуации. Со стороны педагогов поступало около 55% информации, от учащихся -30%, через ящик доверия -5%, от администрации -8% и 2% составили другие источники (например, знакомые и друзья потерпевших, родители).

Третий этап – работа с конкретными случаями. По результатам проведенных программ примирения проводится супервизия со стороны ведущих; составляются бланки заявок, пишутся отчеты по проведенным программам. Завершением этого этапа можно считать успешное разрешение конфликтных ситуаций среди учащихся, представление результата администрации и коллективу лицея.

Четвертый этап: постепенно идет накопление и анализ опыта, подводится статистика. Основные моменты работы службы, ее структура в работе лицея закреплены в разработанном и утвержденном «Положении о службе». Организован и клуб ведущих с аналогичным (как у службы) названием «Диалог». На встречах происходит обмен опытом, обсуждение актуальных рабочих моментах. На этом этапе, возможно определить на какие негативные процессы пойдет коррекция в первую очередь. Результат деятельности службы – формирование новой традиции взаимодействия между учащимися (в конфликтных ситуациях).

Таким образом, было проведено 15 примирительных встреч, положительный результат получен во всех случаях. Для нас важно было не только разрешение конкретной ситуации, но и появление новой практики отношений и реагирования на агрессивные и криминальные действия. Кроме того, некоторые участники конфликта позже пришли в службу. На данном этапе формируется вторая группа, которая пройдет обучение на базе лицея. В состав группы будут входить только учащиеся, проживающие в общежитии лицея. Сейчас прорабатываются организационные и финансовые вопросы.

А источники зарождения восстановительного правосудия выделяют в работах Ховарда Зера и общинных традициях племен маори в Новой Зеландии. Хотелось отметить, что Россия имеет не менее глубокую традицию общинного взаимопонимания и поддержки людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. До революции, например, приставы были обязаны вначале предложить сторонам примириться. Умение ответственно подходить к разрешению сложных ситуаций – одно из важнейших человеческих качеств в современном мире!

Таким образом, можно говорить об актуальности и перспективности развития восстановительных технологий в в психологии.

Ассоциация классных руководителей как условие развитие профессиональной компетентности

Афонина А.В., Ищук Е.В.

Ивановский областной институт повышения

квалификации и переподготовки педагогических кадров, г. Иваново

Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, осваивали новые педагогические технологии, стремились к высоким результатам, забыв о том, что, по словам Яна Амоса Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира. И не случайно, в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» говорится, что школа призвана воспитывать учащихся так, чтобы: научить их учиться; научить жить вместе; научить работать и зарабатывать. Бесспорно, важнейшим средством развития этих жизненно необходимых компетенций у подрастающего поколения является классный коллектив, наставником которого призван стать классный руководитель.

Мониторинг воспитательной деятельности, осуществляемый в ОУ показывает, что выполнение функций классного руководителя вызывает у педагога, чаще всего, большие затруднения, чем его деятельность в качестве учителя – предметника. Причиной тому служит отсутствие должной поддержки, стройной и эффективной системы обучения, недостаточность стимулов для стремления к профессиональному росту и проявлению творчества. Существует несколько путей обновления и совершенствования педагогической деятельности учителя. При этом огромное значение приобретает интеграция педагогического сообщества, которая предоставляет возможность обсуждать актуальные проблемы, обмениваться опытом, получать научно-методическую и психологическую поддержку, совместно выявлять проблемы и трудности в деятельности классного руководителя и иметь возможность их предъявлять по назначению. В современных условиях профессиональная зрелость учителя выражается в умении занимать четкую и действенную гражданскую позицию, проявлять педагогические способности, определять особенности своего стиля, воспринимать позитивные возможности учащихся, осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню. Мы понимаем, что в решении приоритетных задач образования нужны новые формы совершенствования своего педагогического мастерства. Ключевым условием и фактором успешности комплексной модернизации образования может стать общественно-государственное управление.

Поэтому новым, но не случайным, а вполне закономерным явлением в жизни педагогического сообщества Ивановской области стала областная общественная организация Ассоциация классных руководителей, которая была создана в октябре 2006 года по инициативе творческих педагогов ряда школ Ивановской области на базе ИПК и ППК.

Основной целью Ассоциации классных руководителей является профессиональная консолидация, укрепление и развитие профессиональных связей, поддержка классных руководителей Ивановской области. Поэтому, повышение профессиональной компетентности классного руководителя – одна из основных задач Ассоциации. Определены основные направления деятельности Ассоциации. Это знакомство с инновационным опытом по созданию воспитательной системы класса, изучению эффективности работы классного руководителя, а также использование в воспитательном процессе инновационных технологий. Важным направлением является обсуждение актуальных проблем работы классного руководителя, таких как, «Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса», «Социальное партнерство в воспитании», «Самоуправление и права ребенка», «Воспитание толерантности» и др. Третьим направлением деятельности ассоциации стала Поддержка творческих учителей, пропаганда их опыта, инициирование участия классных руководителей в профессиональных конкурсах. По инициативе Ассоциации в 2008 году впервые в рамках конкурса «Педагог года» была утверждена номинация «Лучший классный руководитель». Новой формой работы стал педагогический десант. Темой разговора одной из встреч членов Ассоциации с педагогами стало обсуждение критериев оценки деятельности классного руководителя в условиях перехода на новую систему оплаты труда и выбора инструментария для оценки эффективности работы. Анализ ситуации акцентировал внимание на рисках, которые могут возникнуть при переходе на новую систему оплаты труда.

Наиболее успешные в педагогической деятельности Члены Ассоциации имеют возможность тиражировать свой опыт через проведение мастер-классов, открытых мероприятий. Удачные по содержанию материалы размещаются на сайте ИПК и ППК, публикуются в сборниках.

Ассоциация включилась в межрегиональное исследования по разработке подходов, принципов, форм и способов эффективного управления процессом воспитания детей в образовательных учреждениях по теме «Менеджмент воспитания». Определен ряд школ Ивановской области, которые будут участвовать в разработке методик анализа, планирования, организации и контроля процесса воспитания в современном учреждении образования и апробировать их в практической деятельности, а также в дистанционном режиме обмениваться полученными результатами с педагогами Республике Беларусь, Карелии, Белгородской, Кемеровской, Костромской, Липецкой, Новгородской, Псковской, Тамбовской, Челябинской областях.

Ассоциация сделала свои первые шаги, но впереди много планов.

Современная ситуация в образовании акцентирует наше внимание на проблемах воспитания и обозначает приоритетные вопросы: Почему нам трудно воспитывать детей? Как сегодня воспитывать детей? Как оптимизировать деятельность классного руководителя и создать условия для творчества, живого общения с ребенком? Каким он должен быть, современный классный руководитель?

Поэтому мы рассматриваем Ассоциацию классных руководителей как один из современных ресурсов повышения профессиональной компетентности классных руководителей и заинтересованы в ее развитии.

Технологии подготовки студентов будущих педагогов-психологов, социальных педагогов к разным видам педагогической практики

Баркунова О.В.

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя

Одним из показателей качества высшего образования является конкурентоспособность выпускника вуза. Профессиональные знания, готовность к осуществлению профессиональной деятельности, умения решать сложные задачи в нестандартных условиях со сложными категориями детей, ценностное отношение работе и ее результатам являются основными составляющими компетентности будущих специалистов образования, важная роль в их подготовке которых - отводится различным видам педагогической практики.

Студенты, обучающие по интегрированной специальности педагогика-психология, социальная педагогика, за период обучения в вузе проходят несколько видов практик: общественно – педагогическую, практику в летнем оздоровительном лагере, учебную практику в школе, практику в педагогическом училище, комплексную психолого- педагогическую практику, практику по дополнительной специальности. Базами для практической подготовки студентов служат различные образовательные и социальные учреждения: общеобразовательные школы, социально-реабилитационный центр, Шуйский комплексный центр, клубы по месту жительства, сельские школы. В этих учреждениях студенты выполняют множество профессиональных функций педагогов - психологов, социальных педагогов, такие как: коррекционно – развивающая (коррекция педагогическая и психологическая), преподавательская, научно – методическая, социально – педагогическая, воспитательная, культурно – просветительская, управленческая.

Каждый вид практики имеет свою специфику и требует определенной подготовки. Так например, перед общественно – педагогической практикой студенты решают профессиональные задачи в рамках психолого-педагогического практикума, в курсе «Теория и методика воспитания» знакомятся с принципами и опытом воспитательной работы с детьми, деятельностью классного руководителя.

При подготовке к летней практике в детском оздоровительном лагере проводится, в течение полугодия, практикум в ходе, которого студенты разрабатывают отрядные дела и узнают специфику организации воспитательной среды в условиях детских лагерей, практикум заканчивается проведением инструктивного лагеря, где в реальных условиях студенты - будущие вожатые, работают над программами смены.

Перед практикой в педагогическом колледже, читается курс «Методика преподавания педагогики», который включает моделирование различныхформ организации учебных и внеучебных занятий по программе педагогического колледжа, проводятся лабораторные занятия, студенты смотрят и анализируют уроки по педагогике и психологии, проводимые преподавателями пед. колледжа, участвуют в дискуссиях с учащимися по проблемам «Введения в специальность» и педагогики, знакомятся с научно – методической работой, кабинетами, библиотечным фондом учебного заведения, слушают выступление директора, членов методической комиссии по психолого – педагогическим дисциплинам.

Перед социально – педагогической практикой проводятся лабораторные занятия в учреждениях социальной защиты, интернатного типа, инновационного типа (школа «Шанс», «Гармония»), учреждениях дополнительного образования, в которых студенты знакомятся с образцами профессионального решения проблем разных категорий школьников: инвалидов, детей-сирот, одаренных детей, детей группы риска и других категорий. За период этого вида практики студентам предстоит подготовить и реализовать программу социально-педагогической деятельности в данном учреждении, этому помогают знания, полученные в ходе изучения курсов: «Технологии и методика работы социального педагога», «Специальная педагогика».

Комплексная психолого – педагогическая практика проводится на завершающем этапе обучения и ее основная цель – синтез полученных знаний и реализация комплексных профессиональных умений студентом. Итогом данного вида практики является - разработка своей собственной авторской программы деятельности, которую студент апробирует с избранной им категорией детей или подростков, проверяет эффективность, и защищает результаты в своей выпускной квалификационной работе. Спецификой подготовки к комплексной практике является – помощь методистов в организации и разработке плана работы студента на период практики, помощь в выявлении специфики деятельности учреждения, ориентировка студентов на конкретные проблемы.

Все виды практики проходят согласно разработанным программам, в которых обозначены назначение практик, их цели, содержание, требования к ведению документации, вопросники для анализа проведенных уроков или мероприятий, перечень отчетной документации, права и обязанности студентов, а также функции группового руководителя и методистов.

Непосредственно перед каждым видом практики проводится установочная конференция, на которой выступают групповой руководитель, методисты, разъясняя содержание педагогической практики, функции студентов, их обязанности и виды педагогической помощи, которые они могут получить в период педагогической практики. По итогам педагогической практики, после проверки методистами предоставленной отчетной документации проводится итоговая конференция по каждому виду практики, где студенты высказывают свое мнение о деятельности в различных учреждениях – базах практик, особенностях педагогического процесса, выделяют проблемы, требующие решения, предлагают рекомендации по их устранению.

Опыт показывает, что специалисты различных образовательных и социальных учреждениях высоко оценивают подготовку студентов. Это нашло отражение в большинстве характеристик на студентов, в благодарности педагогов школ, колледжа, воспитателей интернатных учреждений.

Об уровне удовлетворенности студентов подготовкой и практикой в целом, можно судить по результатам анкетирования 2-5 курса будущих педагогов – психологов, социальных педагогов. Большинство (96%) считают практику полезной, впечатления о проделанной работе они выражают как положительные, а также высказывают удовлетворение от деятельности в период практики.

Трудности, выделенные в процессе прохождения практики, 84% - практикантов связывают с недостатком опыта и коротким сроком практики, 16% - с недостаточной подготовкой в университете (недостаточная обеспеченность методическими пособиями.

Продуктивность практики напрямую зависит от подготовки к ней студентов. Подготовка к практической деятельности студентов педагогов – психологов, социальных педагогов осуществляется непрерывно и целенаправленно с использованием комплексных современных технологий, это служит гарантом качественной подготовленности к профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1989.

  2. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. Методическое пособие.- М., 2002.

  3. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации / Под научным руководством В.А. Сластенина. – Изд.дом «новый учебник», М. 2003.




Похожие документы:

  1. Международная научно-методическая конференция 11-14 октября 2006 г

    Тезисы
    ... г. ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ Международнаянаучно-методическаяконференция «Классический университет в ... № 1 Регистрационная форма участника Международнойнаучно-методическойконференции «Классический университет в российском образовательном ...
  2. Первая международная научно-методическая конференция

    Документ
    ... НАУК УКРАИНЫ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ Первой Международнойнаучно-методическойконференции МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ... №74. Научное издание СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ Первой Международнойнаучно-методическойконференции МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ...
  3. Первая международная научно-методическая конференция

    Документ
    ... НАУК УКРАИНЫ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ Первой Международнойнаучно-методическойконференции МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ... №74. Научное издание СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ Первой Международнойнаучно-методическойконференции МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ...
  4. Пригласительный билет и программа международной научно-методической конференции в модернизации экономики

    Документ
    ... РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Пригласительный билет и программа международнойнаучно-методическойконференции Технические университеты в модернизации экономики ... приглашает Вас принять участие в международнойнаучно-методическойконференции, которая в 2011 году ...
  5. Пригласительный билет и программа международной научно-методической конференции в модернизации экономики

    Документ
    ... РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Пригласительный билет и программа международнойнаучно-методическойконференции Технические университеты в модернизации экономики ... приглашает Вас принять участие в международнойнаучно-методическойконференции, которая в 2011 году ...

Другие похожие документы..