textarchive.ru

Главная > Книга


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

В.И. Добренькое, А.И. Кравченко

МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебник

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 020300 «Социология»

Москва

ИНФРА-М

2004

Добренькое В.И., Кравченко А.И.

Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник).

ISBN 5-16-002113-2

В учебнике рассматриваются методология, методики и техники соци­ологического исследования. Особое внимание уделено видам социологи­ческого исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их ана­лизу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в со­временном мире. Большое внимание уделяется формированию социоло­гических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным ме­тодам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной соци­ологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.

Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также пре­подавателям социологических факультетов. Она интересна не только уче­ным-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессора­ми и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студен­тов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служиттакже свидетельством того, что 250-летний юбилей Москов­ского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

Ректор Московского университета академик РАН, профессор В. А. Садовничий

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................13

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. Виды социологического исследования............................25

1.1. Социальное и социологическое исследования...............25

1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35

1.3. Описательное и аналитическое исследования................41

1.4. Точечное исследование....................................................42

1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43

1.6. Повторные исследования.................................................44

1.7. Мониторинг.....................................................................48

1.8. Полевое исследование......................................................51

1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54

1.10. Оперативное исследование............................................60

1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67

1.12. Признаки научного опроса............................................70

1.13. Виды опроса....................................................................75

1Л4. Технические средства опроса.........................................78

Глава 2. Теория и методология выборки......................................81

2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81

2.2. Основные понятия и сущность выборочного

метода......................................................................................85

2.3. Типы и методы выборки..................................................92

2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95

2.4.1 Простой случайный отбор........................................96

2.4.2. Систематический отбор............................................99

2.4.3. Районированная и стратифицированная

выборки............................................................................102

2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105

2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108

2.5.1. Квотная выборка....................................................111

2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114

2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117

2.8. Расчет объема выборки..................................................121

2.9. Ошибка выборки............................................................129

2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135

2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140

2.12. Репрезентативность...................................................... 143

Глава 3. Программа социологического исследования.................147

3.1. Общее представление о программе...............................147

3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152

3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования....................................................................152

3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160

3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163

3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167

3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168

3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171

3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174

3.3. Методическая часть программы....................................177

3.3.1. Выборка...................................................................177

3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных .... 178

3.3.3. Методы сбора информации....................................179

3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180

3.3.5. Организационный план исследования..................183

3.4. Научный отчет................................................................ 184

Глава 4. Анализ эмпирических данных......................................187

4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188

4.2. Анализ одномерных распределений..............................193

4.2.1. Номинальная шкала...............................................194

4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199

4.2.3. Интервальная шкала...............................................200

4.3. Анализ двумерных распределений................................208

Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219

5.1. Табличное представление данных.................................219

5.2. Техника редактирования таблиц...................................227

5.3. Графическое представление данных.............................242

Глава 6. Где, кем и как работают социологи.............................249

6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249

6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259

6.3. Клиенты и консультанты...............................................263

6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267

6.5. Качества консультанта...................................................272

6.6. Консультирование как карьера......................................276

Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов.................................281

1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281

1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288

1.3. Логическая структура вопроса.......................................291

1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294

1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297

1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307

1.7. Сложные вопросы..........................................................311

1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316

Глава 2. Композиция анкеты......................................................319

2.1. Структура или композиция?..........................................319

2.2. Общая композиция анкеты............................................322

2.3. Базисная часть анкеты...................................................324

2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327

2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330

2.6. Правила кодирования....................................................332

2.7. Разработка анкеты..........................................................334

Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337

3.1. Основные правила формулировки вопросов................337

3.2. Анализ качества анкеты.................................................344

3.3. Логический контроль анкеты........................................351

Глава 4. Ошибки и контроль поля.............................................359

4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359

4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365

4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371

4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373

Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Глава 1. Методология и технология интервью..........................383

1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383

1.2. Интервью в качественной и количественной социологии............................................................................394

10 Содержание

1.3. Организация фокус-групп.............................................397

1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398

1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400

1.3.3. Процедура проведения...........................................401

1.3.4. Устройство помещения..........................................403

1.3.5. Функции и качество модератора...........................404

1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406

1.5. Эффект интервьюера......................................................411

Глава 2. Видыи типы интервью................................................415

2.1. Типология интервью......................................................415

2.2. Формализованное интервью..........................................422

2.3. Свободное интервью......................................................426

2.4. Фокус-группа.................................................................430

2.4.1. Из истории вопроса................................................430

2.4.2. Определение и особенности метода......................431

2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435

2.4.4. Сфера применения.................................................436

2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438

Глава 3. Маркетинговое исследование.......................................449

3.1. Цели и задачи маркетингового исследования..............449

3.2. Проблема выборки и репрезентативности....................454

3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя........459

3.4. Бриф и брифинг.............................................................462

3.5. Методические и технические приемы исследования.........................................................................466

3.6. Лабораторный опрос (Hall-test).....................................470

3.7. Домашний тест (Home-test)...........................................473

3.8. Личное интервью (face-to-face)......................................474

3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)...................476

3.10. Телефонный опрос OMNIBUS....................................478

3.11. The VALS Survey...........................................................480

3.12. Вопросник VALS Survey (online version).....................484

Глава 4. Экспертный опрос........................................................487

4.1. Методология экспертного опроса.................................487

4.2. Виды экспертного опроса..............................................490

4.3. Отбор экспертов.............................................................497

4.4. Факторы валидности экспертных оценок.....................500

4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса....................................................................................501

4.6. Необычные эксперты.....................................................502

11

Глава 5. Методы политических исследований...........................505

5.1. Опросы на входе и на выходе........................................505

5.2. Праймериз — выборы понарошку?................................508

5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?..................................510

5.4. Политический рейтинг..................................................515

Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Глава 1. Наблюдение в социальных науках...............................525

1.1. Сущность наблюдения....................................,..............525

1.2. Отличительные черты научного наблюдения...............529

1.3. Специфика социологического наблюдения..................531

1.4. Виды наблюдения..........................................................536

1.5. Формализованное наблюдение......................................542

1.6. Включенное наблюдение...............................................543

1.7. Преимущества и недостатки наблюдения.....................550

1.8. Роль и качества наблюдателя.........................................553

Глава 2. Анализ документов.......................................................555

2.1. Документальная база социологии.................................555

2.2. Анализа документов: общие положения.......................562

2.3. Методология и методика контент-анализа...................568

Глава 3. Научный эксперимент..................................................583

3.1. Сущность научного эксперимента................................583

3.2. Методология и методика эксперимента.......................586

3.3. Процедура экспериментирования.................................590

3.4. Формирование групп в эксперименте...........................591

3.5. Ошибки и трудности в эксперименте...........................593

3.6. Классификация экспериментов.....................................595

3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты..................4.....................................................604

Глава 4. Actionresearch..............................................................607

4.1. Определение и область применения.............................607

4.2. Философские основания................................................610

4.3. Методология...................................................................611

4.4. Процедура проведения...................................................614

4.5. Цикличность и итерация...............................................615

4.6. Методы AR..............................Л.....................................618

4.7. История вопроса............................................................619

4.8. Парадигмы AR................................................................621

4.9. Интервенционистская социология................................623

12 Содержание

Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии.............627

5.1. Методология тестирования............................................628

5.2. Классификация тестов...................................................636

5.3. Социометрические процедуры......................................642

5.4. Технология тестирования..............................................655

5.5. Компьютерное тестирование.........................................661

Глава 6. Исследовательские центры..........................................665

6.1. Институт Гэллапа...........................................................665

6.2. Институт Демоскопии...................................................669

6.3. ВЦИОМ..........................................................................672

6.4. ESOMAR.........................................................................678

6.5. NORC..............................................................................679

6.6. NatCen............................................................................680

6.7. ИНИОН РАН.................................................................681

6.8. GfK Group.......................................................................684

6.9. QUANTUM....................................................................687

6.10. Консалтинговые организации.....................................691

Приложения................................................................................697

Словарь терминов.......................................................................721

Литература..................................................................................735

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный читатель привычно встречает сообщения о соци­ологах. В очевидных и давно знакомых вещах они открывают са­мые неожиданные грани. В процветающей финансовой компании социологи неожиданно обнаруживают разъедающую ее соци­альную коррозию, атмосферу нетерпимости между начальниками и подчиненными, акционерами и менеджерами, рабочими и ад­министрацией. Применяя специальные методы исследования, они выявляют «больные» места: авторитарный стиль управления, бе­зынициативность подчиненных, равнодушие одних социальных групп к другим.

Социологические опросы, как показывает опыт, могут очень многое: узнать мнение большинства населения, предсказать исход политических выборов, объяснить массовое недовольство населе­ния или, напротив, повальное увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идеей. В правительственных кругах, как утверждает Г.А. Пашков, руководитель социологичес­кой службы «Мнение», ни одна сколько-нибудь заметная отставка, начиная с ухода премьер-министра Советского Союза Николая Ивановича Рыжкова, не обошлась без выяснения по этому пово­ду мнения населения. Некоторые законы, принятые у нас в стране, не работают потому, что они не приняты, хотя бы пассивно, боль­шей частью населения.

Ни один политик, ни один рекламодатель на Западе не решится на серьезное заявление, пока не узнает, что думают по этому воп­росу люди. Сейчас западные компании проводят опросы в нашей стране, выясняя отношение к жизни россиян, их тревоги и надеж­ды; по этим опросам определяются так называемые «инвестици­онные настроения».

Социологи способны показать, как колеблется рейтинг политического деятеля после его выступления по телевидению. Можно было даже заранее предсказать исход октябрьских событий 14

1993 г. в Москве: президентской командой было учтено, что Верховный Совет не поддерживается большинством населения, и даже было заранее подсчитано количество защитников Белого дома (/russian/Password/papers/15r/pashkov/stl.htm).

С помощью анкет, если они составлены по правилам науки, можно изучить ценностные ориентации и установки людей, мо-тивационное ядро их трудовой деятельности, поведенческие, вер­бальные аспекты. Социолог задает вопросы, иногда очень тонко сформулированные и хитро расположенные на анкетном листе, и предполагает, что получит от опрашиваемых (респондентов) ис­кренние ответы. А чтобы не было сомнения в правдивости, уче­ный использует достаточно сложную технику отбраковывания ложной информации, проверки оставшейся на достоверность и на­дежность. Совокупность этих приемов плюс техника составления анкеты, организации полевого исследования, определения выбор­ки, кодирования документов, обработки их на ЭВМ и таблично­го представления данных составляют методику социологическо­го исследования.

Если добавить не менее сложные процедуры разработки теоре­тической части программы исследования, операционализации по­нятий, интерпретации эмпирических данных, т.е. все то, что при­нято называть методико-методологической сферой науки, мы убе­димся, что профессиональная социология — вещь весьма сложная.

Методы играют в построении научного знания исключительно важную роль. Это правила и процедуры, с помощью которых уста­навливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Они являются теми «алгоритмами», которые позволяют от эмпиричес­ких объектов перейти к построению теории, отражающей явления, определяющие свойства этих объектов. Эти «алгоритмы» сложны, многоступенчаты и не могут мыслиться в отрыве от понимания фактов и конструктов. Именно с помощью методов происходят сбор и интерпретация фактов. Методы должны быть адекватны свой­ствам конструктов, лежащих в основании выбранной модели.

В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен определенный эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, мо­жет быть определена в терминах того метода, которым она пре­имущественно пользуется.

Методы (в социологии) — это правила и процедуры, с помо­щью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Психологи убеждены, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи меж-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... ИССЛЕДОВАНИЯ Учебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся ... тема­тике. Анализировали зачетные книжки студентоввысшихучеб­ныхзаведений, чтобы выявить, влияет ли ...
  2. СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... Федерации в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... современной социологии. Предназначен длястудентоввысшихучебныхзаведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей ...
  3. Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... Федерации в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... современной социологии. Предназначен длястудентоввысшихучебныхзаведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей ...
  4. Под редакцией профессора образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    ... образования Российской Федерации в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по гуманитарным специальностям ... и издательской подготовки рукописи. Длястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по гуманитарным, в ...
  5. Рекомендовано министерствам образования российской федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Изложение
    ... Российской Федерации в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений Гардарики МОСКВА ... качестве «книги для чтения» для широкого читателя. Рекомендован Министерством образования РФ в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений ...

Другие похожие документы..